Музыкальное образование
Давид Тухманов начал занятия музыкой в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в Музыкальную школу-десятилетку имени Гнесиных, в класс фортепиано; его первой учительницей была Е. Эфруси.
Елена Фабиановна Гнесина принимала участие в судьбе Давида и всячески поощряла его стремление сочинять музыку. Первыми опытами были пьесы для фортепиано, вокальные произведения – романсы, баллады. Начиная с 7-го класса школы он регулярно занимался по композиции и теории музыки у замечательного музыканта Льва Николаевича Наумова.
В 1958 – по окончании школы-десятилетки Д. Тухманов поступил на композиторское отделение музыкально-педагогического института имени Гнесиных, где учился в классе Ф.Е. Витачека, и который окончил в 1963.
После окончания института Д. Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле песни и пляски МВО, где руководил оркестром.
Лучшие произведения и дискография
Тухманов Давид Федорович, биография которого связана с эстрадой, написал более 210 песен. Среди них были композиции невероятной популярности. В 1975 году Тухманов вместе с поэтом Владимиром Харитоновым пишут бесcмepтный хит «День Победы», который не сразу был принят цензурой, но постепенно стал одной из самых узнаваемых и исполняемых песен композитора. Всего композитор выпускает около 20 альбомов и сборников. Среди них такие, как «По волне моей памяти», «Ступени», «Как прекрасен мир». Славу композитора-песенника ему принесли такие песни, как «Соловьиная роща», «В доме моем», «Восточная песня», «Ненаглядная сторона» и многие другие.
Сочинения Давида Тухманова:
для солистов, хора и оркестра — кантата За далью — даль (по мотивам одноимённой поэмы А. Т. Твардовского, 1963);
Andantino для струнного квартета (1965);
для фортепиано — сонатина (1966), токката (1968);
для голоса и фортепиано — цикл романсов на слова Г. Гейне (1964);вокальный цикл Как прекрасен мир (на слова советских поэтов, 1971);рок-сюита По волне моей памяти (на слова Сапфо, И. В. Гёте, П. Б. Шелли, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Мицкевича, Н. Гильена, М. А. Волошина, А. А. Ахматовой, 1975);
свыше 50 песен, в том числе Последняя электричка (1964), Россия (1966) на слова М. И. Ножкина, Как прекрасен этот мир (1973), Мой адрес — Советский Союз (1973), День Победы (1975) на слова В. Г. Харитонова, Родина моя (1976), Притяжение земли (1977), Олимпиада-80 (1980) на слова Р. И. Рождественского, Октябрь на слова А. Кымытваль (1977), Дадим шар земной детям на слова Н. Хикмета (1978), Ненаглядная моя сторона на слова И. Д. Шаферана (1980);
музыка к спектаклям драматического театра, радиопостановкам, кинофильмам.
Детство и юность
Композитор родился в Москве в 1940 году в семье интеллигентов. Отец Федор — армянин по национальности, по профессии инженер. Мать Вера — представительница творческой профессии, музыкант. Она и привила Давиду любовь к сочинению мелодий и музыке в целом. Сначала занималась с ним сама с раннего возраста, развивала его талант, потом отдала в музыкальную школу, а затем в государственный институт имени Гнесиных.
В детстве Давид Федорович был непоседливым ребенком, приоритеты расставлял не так, как хотелось бы его преподавателям. Вместо многочасового труда по разучиванию гамм он выбегал во двор играть с другими детьми в мяч, носился в догонялки и салки. Однако талант помогал ему с самого начала — для ребенка, который в 4 года написал первое произведение для исполнения на фортепиано, да на 2 руки, не было непреодолимой трудностью подготовиться к уроку.
Список песен Давида Тухманова по версии сайта «Красная книга российской эстрады»
23 часа полёта (И. Шаферан)
А снег повалится (Е. Евтушенко)
Аист на крыше (А. Поперечный)
Амдерма (М. Пляцковский)
Броненосец «Потёмкин» (Б. Дубровин)
Вечное движение (В. Харитонов)
Восточная песня (О. Гаджикасимов)
Всё, что хочешь (М. Пляцковский)
Вы разрешите с Вами познакомиться (И. Кохановский)
Горькие яблоки (А. Поперечный)
Гуцулочка (С. Островой)
День без выстрела (М. Дудин)
Здравствуй, мама (Р. Рождественский)
День Победы (В. Харитонов)
Дорога (М. Ножкин)
Есть! (М. Ножкин)
Женщины (Л. Фадеев)
Жил-был я (С. Кирсанов)
Жук-Дровосек (Ю. Энтин)
Зачем Вы лето обошли (Б. Дубровин)
Звёздная песня неба (В. Фирсов)
И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет (И. Шаферан)
Играет орган (М. Пляцковский)
Из вагантов (Л. Гинзбург)
Имена (В. Харитонов)
Кадетский вальс (П. Синявский)
Как прекрасен этот мир (В. Харитонов)
Как жаль (А. Демнтьев)
Капитан (И. Кобзев)
Колокольчик (Б. Дубровин)
Летний снег (М. Ножкин)
Листопад (В. Харитонов)
Любимая, спи (Е. Евтушенко)
Мама белила хату (А. Поперечный)
Мгновения (Р. Рождественский)
Мир в борьбе добудем (В. Харитонов)
Мой адрес — Советский Союз (В. Харитонов)
Музыканты (В. Харитонов)
Мы были моложе (Б. Дубровин)
Налетели вдруг дожди (В. Харитонов)
Наша служба, будто сердце (Р. Рождественский)
Не вернуть (А. Ахматова)
Но всё-таки лето (В. Харитонов)
Однажды (А. Поперечный)
Олимпиада-80 (Р. Рождественский)
От любви ещё никто не умирал (Д. Иванов)
Офицерский марш (Б. Дубровин)
Песенка о сапожнике (В. Харитонов)
Песня о Москве (Б. Дубровин)
Помните (Р. Рождественский)
Последняя дата (В. Харитонов)
Последняя электричка (М. Ножкин)
Притяженье Земли (Р. Рождественский)
Родина моя (Р. Рождественский)
Родина ясноглазая (М. Ножкин)
Русская деревня (М. Ножкин)
Свадебные кони (А. Поперечный)
Сияй, Ташкент, звезда Востока (Р. Бабаджан и Л. Ошанин)
Только ты молчи (М. Ножкин)
Птица-Феникс (М. Цветаева)
Рабочая весна (В. Харитонов)
Реквием (Р. Рождественский)
Родина моя (В. Харитонов)
Семейный альбом (М. Танич)
Соловьиная роща (А. Поперечный)
Старая мельница (И. Кохановский)
Чардаш (Р. Рождественский)
Что бы не было печали (М. Танич)
Что нам остаётся от любви (Д. Иванов)
Эти глаза напротив (Т. Сашко)
Это Москва (Л. Дербенёв и И. Шаферан)
Я — гражданин Советского Союза (Е. Евтушенко)
Я к тебе не подойду (И. Шаферан)
Я люблю тебя, Россия (М. Ножкин)
Я к тебе не подойду (Л. Дербенёв и И. Шаферан)
Самая известная песня о Юрии Гагарине
Песня «Только на фронте». История. Ноты. Видео
Песня «Темиртау». Аккорды. Бой. Перебор
ПЕРВЫЕ ПЛАСТИНКИ, ПЕРВЫЕ ПЕСНИ
В конце 60-х годов появились первые пластинки Тухманова. Песен было много, и были они разными — лирические, «в русском стиле», эстрадные, которые быстро становились шлягерами, звучащими на всех танцплощадках страны; но были песни и более серьезного плана, с интересными, умными стихами. Все это выходило на гибких пластинках и «сорокопятках» различных певцов — Ободзинского, Марии Лукач, Кобзона, Кристалинской и других. В 1968 году вышла, наконец, первая авторская пластинка, на которой были помещены четыре вещи — «Я люблю тебя, Россия» (это одна из первых работ Тухманова, песня была написана еще в 1963 году), «Эти глаза напротив» (шлягер тех лет, песня эта вызвала также немало нареканий, а для Тухманова это был просто уютный, немного сентиментальный вальс и, как обычно, повод блеснуть утонченной оркестровкой), «Не просто быть вдвоем» (песня, в которой у Тухманова стали проявляться черты новой, современной мелодики) и «Шире круг» (ставшая популярной в исполнении квартета «Гайя»).
Большая часть этих песен примыкала к традиционной линии советской песни, продолжая в чем-то направление, связанное, скажем, с именем Аркадия Островского, хотя мне хотелось найти и в композиции, и в аранжировке что-то свое, более свежее. Что? Вероятно, форму наилучшего звучания, причем сразу во всем, комплексно — в звучании голосов, оркестровке, самой звукозаписи. Меня привлекали тогда в основном тенора, они казались мне более экспрессивными, эмоционально напряженными.
— В те годы я много работал с Валерием Ободзинским — мне нравилось его использование горлового регистра, его эмоциональная свобода, раскованность.
В 1972 году Тухманов был удостоен премии Московского комсомола за цикл гражданских и патриотических песен, в который вошли «Я люблю тебя, Россия» (слова Михаила Ножкина), «Единство» (слова Владимира Харитонова), «День без выстрела» (слова Михаила Дудина) и «Если я заболею…» (слова Я. Смелякова). Последняя песня имеет маленькую предисторию. Написана она была по просьбе режиссера Б. Равенских для ставившейся тогда в Московском театре имени Пушкина пьесы по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Равенских предложил текст Смелякова, и Тухманов дал согласие, когда вспомнил, что на этот текст уже существует и довольно широко распространена бардовская песня (ее автором был Юрий Визбор). «Бороться» с уже существующей хорошей песней дело безнадежное, и Тухманов одно время склонен был отказаться от этой работы, но очень уж понравились ему стихи. В конце концов, он решил нарушить неписаный закон — и написал свою песню. Вскоре тухмановская «Если я заболею…» получила один из призов песенного конкурса радиостанции «Юность», а затем и премию Московского комсомола.
Кстати, вспоминая эту премию, думаешь, что к списку песен гражданско-патриотической тематики можно было бы сейчас присоединить целое созвездие новых великолепных мелодий — «Мой адрес — Советский Союз!», «День Победы», «Мы — большая семья», «Родина моя».
Среди эстрадно-танцевальных песен этих же лет стоит отметить такие, как «Гуцулочка» на стихи Острового — своеобразную стилизацию западно-украинских мотивов со скрипичным соло, имитирующим народную импровизацию. «Восточная песня» на слова О. Гаджикасимова (удивительными иногда бывают и ошибки — мелодия эта вышла на пластинке в Польше, как народная!) … Были и такие песни, как «Разрешите с Вами познакомиться» на слова И. Кохановского, «И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет» на слова И. Шаферана, «………» на слова М. Пляцковского. В последней из них Тухманов …….. звучание, характерное для …… музыки …….. сочетание -……… с двумя аккордеонами.
Музыкальная карьера
В 1972 композитор записывает свой первый диск под названием «Как прекрасен мир», а параллельно сотрудничает с такими популярными в те годы музыкальными ансамблями, как «Самоцветы», «Веселые ребята». Через три года Тухманов выпускает еще один диск «По волне моей памяти». Этот альбом впоследствии был подчистую распродан, хотя его тираж составлял более двух миллионов экземпляров.
В этом же, 1975 году увидела свет легендарная песня на музыку Тухманова «День Победы». Произведение категорически не хотели брать не теле- и радиостанции, посчитав стихи песни несерьезными, а музыку – подобием фокстрота. Ситуацию изменил Л. Лещенко, который самовольно исполнил «День Победы» на праздничном концерте, посвященном работникам милиции.
Композитор сотрудничал с такими известными в СССР исполнителями, как С. Ротару, И. Кобзон, Л. Сенчина, а в 1980 году взял на себя «шефство» над группой «Электроклуб». В начале 90-х Тухманов уехал в Германию и жил там около шести лет. С 1995 года он начал работать над созданием музыкальных произведений для детских коллективов.
https://youtube.com/watch?v=jXPYyOhGAF0
Годы учебы
В 1948 году Тухманов Давид Федорович поступает в музыкальную школу имени Гнесиных на класс фортепиано. Его первой учительницей стала Е. Эфрусси, но и основательница школы Елена Фабиановна Гнесина принимала деятельное участие в образовании мальчика. Именно она видела в нем больше композитора, чем исполнителя, и всячески поощряла его сочинительскую активность. Уже в начальных классах Давид создает первые музыкальные опусы: романсы, фортепианные пьесы, баллады. В старших классах Тухманов занимается в классе композиции у выдающегося педагога школы Льва Николаевича Наумова.
В 1958 году Давид оканчивает школу. К этому времени он уже точно знает, кем хочет стать, и потому поступает в институт им. Гнесиных на композиторское отделение. Его дипломная работа – оратория для хора, оркестра и солистов на текст поэмы А. Твардовского «За далью даль» – получила высочайшую оценку экзаменационной комиссии. В 1963 году в стране появился новый дипломированный композитор – Давид Тухманов.
Немного о личной жизни композитора
Эту сторону жизни композитор старательно оберегает от посторонних глаз. Двадцать лет длился его брак с Татьяной Сашко, у супругов есть общая дочь. Потом он недолго стоял в браке с некоей Натальей. Когда композитор уехал в Германию, вторая жена попросту выписала его из пятикомнатной столичной квартиры. Была судебная тяжба, где его поддержала Татьяна, первая жена. Суд принял решение в пользу истца, но Наталья это постановление не сочла нужным исполнять, бывшего супруга и на порог не пустила.
Почему-то разладились и отношения с Сашко, и даже с дочерью. Давид Федорович считает неэтичным прилюдно обсуждать эту тему, все нюансы взаимных обид и претензий они решили оставить «за скобками» публичности.
С нынешней супругой, гражданкой Израиля Любовью Викторовной, он познакомился давно, еще в 1991-м, в Германии. Она певица и пианистка. Поэтому основную часть времени они сейчас проживают в Израиле. Но, по сути, за последние десятилетия Тухманов стал космополитом: он довольно часто приезжает в Россию, бывает и в своем третьем доме, так что и Центральная Европа для него стала привычным местом обитания.
Дорогие читатели, читая статью, вы, наверное, вспомнили свои заветные мелодии Давида Тухманова, любимых исполнителей. У многих из вас есть и какие-то очень личные истории, связанные с ними. Если можно, поделитесь с читателями блога этими рассказами. Давайте вместе еще раз окунемся в атмосферу той неповторимой эпохи, которой композитор Тухманов добавил солнечных эмоций. Я благодарю Любовь Миронову за помощь в подготовке статьи.
И если вы любите музыку, приглашаю вас почитать другие статьи в нашей рубрике. Перейти в рубрику «О влиянии музыки на человека» можно, кликнув по кнопке ниже.
Статьи о музыке и музыкантах
Всем прекрасного настроения, простых радостей жизни и, конечно, здоровья!
Творческий путь
- В 1960-е годы начал писать популярные песни и стал очень востребованным на советской эстраде сочинителем музыки и аранжировщиком.
- В 1964 году увидел свет шлягер Тухманова «Последняя электричка», следом он создал завоевавшие большую популярность у слушателей произведения «Я люблю тебя, Россия», «Как прекрасен этот мир», «Мой адрес Советский Союз» и еще большое количество других.
- В 1965 году на лейбле «Мелодия» вышла дебютная пластинка, где авторство аранжировок принадлежало Д.Ф. Тухманову. Песни его стали очень популярны, транслировались по радио, огромными тиражами выпускались на пластинках и раскупались.
- В 1968 году он создал «Восточную песню», она принесла известность своему исполнителю – Валерию Ободзинскому. Сотрудничество с этим певцом продолжалось довольно долго.
- В 1972 году вышла дебютная пластинка «Как прекрасен мир», где песни Тухманова спели молодые исполнители Градский, Бергер, Ободзинский, Ненашева, Бродская.
- 1970-е годы он провел в тесном тандеме с популярными советскими вокальными группами «Веселые ребята», «Самоцветы», «Лейся песня» аранжируя их композиции и придавая им немного роковое звучание.
- В 1975 году Тухманов сочинил «День Победы» на стихи поэта В.Харитонова. Песня, которую теперь многие знают наизусть, не сразу смогла найти дорогу к слушателю. Ее не хотели пускать на радио и телевидение, посчитав слишком легкомысленным произведением для такой серьезной темы, как воинский подвиг. Помог Давиду Федоровичу Лев Лещенко, который несколько раз на разных мероприятиях спел песню без официального разрешения, после чего она приобрела всенародную любовь и признание.
- 1976 год – выход второй пластинки Тухманова «На волне моей памяти», где были собраны песни молодых исполнителей на стихи классических поэтов. Композиции имели арт-роковое звучание. Всем процессом выпуска альбома, вплоть до дизайна обложки, Тухманов занимался сам, вместе с супругой. Разошлось 2,5 млн дисков.
- В 1980-е годы выходит серия новых шлягеров его авторства.
- С 1986 по 1991 год Тухманов взял на себя художественное руководство проектом «Электроклуб», солистами изначально стали И. Аллегрова и И. Тальков, с проектом связано много других имен, таких как Лазарь Анастасиади, Александр Назаров, Виктор Салтыков, Александр Дроник, Владимир Кулаковский.
- С 1991 по 1997 год композитор прожил в Германии, где сочинял песни для различных детских музыкальных групп и театров. Всего написано около ста песен для детей.
- В 1998 году руководил культурной программой Всемирных юношеских игр, а в 2002 году культурной программой Международных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России, местом проведения которых являлась Москва.
- В 2000-е годы Тухманов написал оперу «Царица», ораторию «Легенда о Ермаке», баллады и романсы, музыкальные произведения на стихи поэтов, музыку к спектаклям, поставленным в российских театрах.
- В 2000 году, к шестидесятилетию композитора, его удостоили звания Народного артиста России. К юбилею было приурочено несколько больших авторских концертов
- В 2010 году у Давида Тухманова вышел диск «Танго снов Бориса Поплавского», включающий в себя произведения на стихи этого поэта.
- С июля 2010 года композитор участвует в деятельности Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви.
- 24 июня 2020 года Тухманов стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации. В связи с введенными из-за коронавируса ограничениями он не смог прибыть для ее получения и следил за церемонией вручения в телевизионном эфире.
- В июле 2020 года композитор отметил 80-летие. Не смог приехать в Москву из-за ограничений, поэтому принимал поздравления онлайн и по телефону. На сайте Кремля были опубликованы поздравительные слова от Президента Российской Федерации В.В. Путина и председателя правительства М.В. Мишустина.
Композитор Давид Тухманов
Давид Федорович Тухманов является автором музыки к множеству известных фильмов советского кинематографа.
Детство и семья
Тухманов Давид Федорович, будущий композитор, родился 20 июля 1940 года в Москве. Мама Давида была музыкантом, композитором и с детства развивала у сына музыкальные способности. Под ее руководством мальчик с 4 лет начал осваивать фортепиано и уже в это время создал первое самостоятельное произведение – лезгинку. Отец мальчика инженер, родом из Армении. Поэтому Тухманов Давид Федорович национальность свою называл смешанной – русско-армянской. С детства путь мальчика был предопределен, настойчивость мамы и природные музыкальные способности не давали Давиду возможности избрать иной жизненный путь.
Лучшие произведения и дискография
Тухманов Давид Федорович, биография которого связана с эстрадой, написал более 210 песен. Среди них были композиции невероятной популярности. В 1975 году Тухманов вместе с поэтом Владимиром Харитоновым пишут бессмертный хит «День Победы», который не сразу был принят цензурой, но постепенно стал одной из самых узнаваемых и исполняемых песен композитора. Всего композитор выпускает около 20 альбомов и сборников. Среди них такие, как «По волне моей памяти», «Ступени», «Как прекрасен мир». Славу композитора-песенника ему принесли такие песни, как «Соловьиная роща», «В доме моем», «Восточная песня», «Ненаглядная сторона» и многие другие.
Дорога от призвания к признанию
Песни Тухманова далеко не сразу обрели всесоюзную известность. Скажем, его будущий хит «Последняя электричка» на слова Михаила Ножкина в конце 60-х, кажется, распевала вся страна. Но написана-то песня была еще в студенческие годы, в 1961-м. Владимир Макаров ее начал исполнять в 1966-м, и только когда спел ее на одном из «Голубых огоньков», мелодия пошла весело гулять по городам и весям страны.
Вот этот хит, сегодня у нас есть возможность бодро «пошагать по шпалам» вместе.
А за песни гражданского звучания, о которых я уже говорила выше, он был в 1972 году удостоен Премии Московского комсомола. В том же 1972-м увидел свет первый авторский диск «Как прекрасен мир». Он дал дорогу к слушателю нескольким новым, на тот момент малоизвестным исполнителям, таким как Александр Градский, Галина Ненашева, Леонид Бергер, Валерий Ободзинский. Параллельно шло сотрудничество с популярными вокально-инструментальными ансамблями: «Самоцветы», «Веселые ребята», «Лейся, песня».
Интересно, что страна вовсю слушала и распевала его шлягеры, а в лицо композитора знали очень немногие. Вместо него с коллегами общалась супруга, Татьяна Сашко. Она взяла на себя роль личного продюсера мужа. Занималась организацией концертов, договорами с исполнителями и прочими организационными моментами.
Положение дел ярко характеризует такой комичный факт. Одно время в Доме творчества композиторов жил некий гражданин, который называл себя Тухмановым. Ему верили и давали крышу над головой, а лже-композитор довольно долго этим гостеприимством пользовался. Но как-то в учреждение все же прибыл реальный создатель хитов, и всё, вернее, все встали на свои места…
Что касается супруги композитора, то она и сама пыталась проявить себя как певица и в качестве композитора, но не слишком удачно. Разве что в поэтическом направлении она оставила свой след, о чем я скажу чуть ниже.
Тухманов тем временем был успешен в самых разных жанрах: с удовольствием работал для популярных эстрадных певцов, стал одним из проводников культуры хард-рока в Союзе ССР, работал практически как классик и чутко отзывался на все новые веяния.
По волнам «биоритмов» эпохи
Как ему это удавалось, наверное, и сам точно не ответит, но Давид Федорович очень чутко слышал ритмы времени и запечатлевал их в музыке. Его песни были современными, а стали вневременными; они обладали стройным алгоритмом, соответствующим ожиданиям миллионов, но задевали за душу каждого отдельного слушателя. Это действительно была и есть алгебра, поверенная гармонией.
«Я люблю тебя, Россия», «Притяженье земли», «Мой адрес — Советский Союз», «Я, ты, он, она», «День Победы» – трудно найти в антологии советской песни аналоги, соразмерные по глубине содержания и силе воздействия.
Патриотическая песня вообще – вещь очень деликатная. Как не скатиться на бравурную лесть или квасное шапкозакидательство? Как избежать слезливой, пошлой приторности? Как найти баланс мелодичности и строгости, заданности ритма? Вопросов много, но когда мы слушаем «По волне моей памяти» Тухманова или другие его произведения, все они разом отпадают.
У каждого из нас свои любимые хиты этого автора. «Ненаглядная сторона», «Белый танец», «Последняя электричка», «Наши любимые», «Эти глаза напротив», «Как прекрасен этот мир», «Соловьиная роща», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Вечная весна»… Мы слышим, читаем эти названия, и в памяти сразу всплывают ностальгические мелодии, голоса былых и нынешних кумиров-исполнителей, прицельные строки авторов текстов.
Когда говорят, что музыка лечит, даже закоренелые скептики готовы согласиться, применительно к произведениям Тухманова. Когда его спрашивают, как он создает эти божественные звуки, композитор отмалчивается или отшучивается. Редко отвечает серьезно, что рождение каждой песни – это некая тайна. Иногда она сама «падает в руки», приходит ниоткуда практически в готовом виде. Другие приходится вымучивать, заниматься тщательной огранкой первоначальной заготовки. Но, в любом случае, истоки – где-то глубоко, видимо, на генетическом уровне, или на небесах, там, где изначально расчерчены главные магистрали наших судеб.
9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.
Цитата С.С.Прокофьева:
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»
Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин
Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.
Биография Тухманова
Давид Тухманов появился на свет 20 июля 1940 года в Москве. Его отец, Федор Давидович, работал инженером, а мать, Вера Анатольевна, была композитором и музыкантом. Мама начала обучать сына музыке еще в раннем возрасте.
Позже Тухманова отдали в музыкальную школу по классу фортепьяно. В старших классах он начал сочинять пьесы для фортепиано, романсы и баллады. Одновременно с этим, он глубоко исследовал композицию и теорию музыки.
После получения аттестата Давид поступил на композиторский факультет Музыкально-педагогического государственного института им. Гнесиных, который окончил в 1963 г. После выпуска из вуза он отправился в армию – служил в Ансамбле песни и пляски, в котором руководил оркестром.
Дискография
LP
- Песни Давида Тухманова (1970) EP
- Как прекрасен мир (1972) LP
- Мой адрес – Советский Союз (1973)
- Эта весёлая планета (1974) LP
- По волне моей памяти (1976) LP
- Соловьиная роща (1976) EP
- Памяти гитариста. Памяти поэта (1978) EP
- Давид Тухманов. Песни (1979) EP
- НЛО (1982) LP
- Оглянись на детство (1985) LP
- Ступени (1985) LP
- Военные песни (1985) LP
- Сама любовь (1986) LP
- Путешествие мсье Перришона (1986)
- Электроклуб (1987) LP
- Электроклуб-2 (1989) LP
CD
- По волне моей памяти (переизд.) (1994) CD
- Волшебные детские песенки (стихи Ю. Энтина) (двойной альбом) (2001) CD
- Европейская сюита (альбом) (2001) CD
- Карнавал-сюита (альбом) (2003) CD
- Светлячок и другие (2003) CD
- О многих шестиногих CD
- Марши для духового оркестра (альбом) (2004) CD
- По волне моей памяти (переизд.) (1994) CD
- Белый танец (альбом) (2005) CD
- Элегия (альбом) (2005) CD
- Посвящение другу (исп. И. Кобзон) (альбом) (2005) CD
- Сердце любить должно (альбом) (2005) CD
- Звёздная песня неба (альбом) (2006) CD
- Сама любовь (исп. Яак Йола) (альбом) (2007) CD
- Тёмная лошадка (гр. Электроклуб) (альбом) (2007) CD
- Любовь – дитя планеты (анс. «Весёлые ребята») (альбом) (2007) CD
- НЛО (переизд.) (2007) CD
- Не забывай (сборник), Вечное движение, Семейный альбом (2008) CD
- Танго снов Бориса Поплавского (альбом) (2010) CD
- Короли и валеты, и тройки CD