Интересные факты
- Музыкой великий композитор увлекся с 10-тилетнего возраста, он одновременно обучался игре на фортепиано и пианино.
- Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Его первыми учителями стали такие музыкальные педагоги, как Джон Филд и Карл Цейнер.
- Во время учебы в пансионе Глинка познакомился с Александром Пушкиным, с которым дружил вплоть до самой смерти поэта.
- В поисках постоянного вдохновения Глинка сближается с В. Жуковским, А. Грибоедовым, В. Одоевским. Долгое время композитор чувствовал себя неудовлетворенным и считал свои работы неудачными.
- С 1830 года начинается европейское турне Глинки: он посещает Италию, Германию и прочие европейские страны.
- Идею для написания русской национальной оперы в виде предания о русском герое Иване Сусанине Михаилу Глинке подсказал поэт В. Жуковский.
- Жена Глинки Мария Иванова, с которой он обвенчался в 1835 году, приходилась композитору дальней родственницей.
- Огромный прижизненный успех композитору принесла премьера оперы «Жизнь за царя».
- Личная жизнь композитора была очень несчастной. В 1840-году у Глинки появилась любовь – Екатерина Керн. В 1841 году девушка забеременела от композитора, но была вынуждена сделать аборт, за который Глинка корил себя всю свою жизнь, ведь именно он настоял на этом. В конечном итоге роман ничем и не закончился, композитор предпочел разорвать отношения со своей любовницей.
- В 1825 году великий русский поэт написал красивое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и посвятил его своему предмету обожания – Анне Керн, годами позже Глинка переработал стихотворение в романс и посвятил его дочери Анны – своей любимой Катеньке Керн.
- С супругой Глинке тоже не повезло. Она увлеклась корнетом Н. Васильчиковым, с которым тайно обвенчалась. После развода Глинка остаток своей жизни прожил в одиночестве, так как боялся повторно заключать брак.
- Творчество Глинки очень часто подвергалось критике. Именно она стала мотиватором для свершения второго европейского музыкального турне, которое композитор начал с Франции, затем он отправился покорять Испанию.
- В 1848 году в Варшаве гений русской классической музыки создает симфоническую фантазию Камаринскую, в основу данного произведения легли мотивы русских народных песен. П. Чайковский позже напишет, что вся русская симфоническая школа сосредоточена в Глинке, словно дуб в одном лишь желуде.
- В Париже Глинка начинает работать над симфонией «Тарас Бульба», которая является незаконченным произведением.
- Михаил Глинка увлекался церковными напевами и пытался их обработать в русском стиле.
- До конца жизни композитора его верным спутником была родная старшая сестра Людмила.
- Глинка является автором музыкальной оперы, написанной по произведению его товарища А. Пушкина «Руслан и Людмила».
- Многие современники Глинки вспоминали о том, что в молодости композитор обладал прекрасным голосом. Его тенор восхищал публику. Однажды пение Глинки так очаровало князя Кастриото Скандеберка, что юноша был уже близок к обмороку. Когда его привели в чувство слуги, он рассказал, что слышал пение ангела и подумал о том, что начинается Страшный суд.
- Теща Глинки всегда называла его при посторонних людях «мой маленький Моцарт». Когда друзья однажды спросили композитора о том, является ли его теща поклонницей Моцарта, тот ответил, что она даже и знать не знает об этом человеке. Теща Глинки, прослышав, что Моцарт стал богатым человеком благодаря музыке, считала, что ее зятя непременно должна ожидать подобная судьба.
- Глинка из всего перечня известных композиторов признавал лишь Шопена, Глюка и самого себя, наряду со своими произведениями он играл сочинения и этих композиторов. Блестящих пианистов того времени он просто не переносил на дух. Однажды он высказался негативно по поводу игры Ф. Листа. Глинка сказал, что внешность Листа является не примечательной, да и от его игры у беременных женщин случаются выкидыши.
Расцвет карьеры
В июле 1833 года Глинка покинул Италию. По пути в Берлин он на некоторое время остановился в Вене. Из впечатлений, связанных с пребыванием в этом городе, Глинка отмечает в «Записках» немногое. Он часто и с удовольствием слушал оркестры Ланнера и Штрауса, много читал Шиллера и переписывал любимые пьесы. В Берлин Глинка приехал в октябре того же года. Месяцы, проведенные здесь, привели его к размышлениям о глубоких национальных корнях культуры каждого народа.
Эта проблема теперь приобретает для него особую актуальность. Он готов сделать решительный шаг в своем творчестве. «Мысль о национальной музыке (не говорю еще оперной) более и более прояснялась», — отмечает Глинка в «Записках».
Важнейшей задачей, вставшей перед композитором в Берлине, было приведение в порядок его музыкально-теоретических познаний и, как сам он пишет, идей об искусстве вообще. В этом деле Глинка отводит особую роль Зигфриду Дену, знаменитому в свое время теоретику музыки, под руководством которого он много занимался.
Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка решил тотчас же отправиться в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однако он в основном успел осуществить свои планы. Во всяком случае, характер его творческих устремлений был уже определен. Подтверждение этому мы находим, в частности, в той поспешности, с которой Глинка, вернувшись на родину, принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета — настолько ясно представляется ему характер музыки будущего произведения «Запала мне мысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась «Марьина роща».
Эта опера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он стал частым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранное общество; занимались по преимуществу литературой и музыкой
Постоянными посетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнев.
«Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, — пишет Глинка, — Жуковский искренно одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерного для русских». Увлеченность Глинки была настолько велика, что «как бы по волшебному действию вдруг создался… план целой оперы… ». Глинка пишет, что его воображение «предупредило» либреттиста; «… многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».
Детство и юность музыканта
20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии родился будущий композитор. Родители дали ему имя Михаил. Отец мальчика, отставной офицер Иван Глинка, за службу в рядах Русской императорской армии получил крупное имение.
Воспитанием Михаила Ивановича, в детстве отличавшегося слабым здоровьем, занималась бабушка. Она души не чаяла в мальчике, а потому выполняла все его прихоти и прощала любые шалости. Михаил Иванович в своих «Записках» говорил, что «не выходил из шубки».
В 6 лет Миша потерял бабушку, и тогда воспитанием ребёка занялись его родители. Они пригласили учителей, которые привили Глинке интерес и любовь к познанию.
Смоленская губерния. Господский дом в Новоспасском, где родился и работал Глинка. Рис. 1842 г. (wikipedia.org)
Когда в 1812 году началась Отечественная война, семья Глинки уехала в Орёл, подальше от мест боевых действий. Вернувшись в село Новоспасское через год, Иван Николаевич обнаружил, что от его роскошного имения остались лишь руины. Решено было строить новый дом. В одной из комнат поставили фортепиано. Однажды, когда в доме проходил концерт, на котором присутствовали друзья семьи, Михаил Глинка так вдохновился музыкой, что решился когда-нибудь стать композитором. Тот вечер навсегда изменил судьбу юноши.
Вскоре он поделился мечтой с матерью. Евгения Андреевна обратилась к одному из своих родственников, обладавших личным оркестром, чтобы её сына научили играть на музыкальном инструменте. Так в жизнь Михаила Ивановича пришли фортепиано и скрипка.
Через несколько лет отец отправил Глинку в Санкт-Петербург, где тот поступил в пансион при Педагогическом институте. Изучая иностранные языки и различные науки, параллельно Михаил Иванович практиковался в игре на рояле. Также он брал уроки у разных мастеров, а свободное от учёбы время проводил на концертах.
Благодаря своему гувернёру Вильгельму Кюхельбекеру Глинка познакомился с Александром Пушкиным.
После окончания института Глинка отправился на Кавказ, чтобы поправить здоровье. Однако долго там Михаил Иванович не пробыл: воды Пятигорска не помогли, и он уехал в родную Смоленскую губернию.
В 1824 году Глинка вернулся в Петербург, где из финансовых соображений поступил на службу в Главное управление путей сообщения. При этом каждый день Михаил Иванович музицировал. В этот непростой период жизни Глинка впервые создал законченное произведение — романс на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды».
После Глинка оказался под подозрением, так как в тот день был на Сенатской площади, но покинул её до начала основных событий. После допроса, не выявшего вины композитора, его отпустили. Глинка же отправился к родным в Смоленскую губернию. Там он написал несколько романсов и музыку для хора.
Смерть
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
Михаил Глинка в последние годы
Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.
Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
Памятник на могиле Михаила Глинки
Литература
- Асафьев Б. В. Глинка. — М., 1947; 1950; Л., 1978.
- Бернштейн Н. Д. Михаил Иванович Глинка. — СПб., 1904.
- Вальтер В. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб., 1903.
- Васина-Гроссман В. Жизнь Глинки. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
- Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. (1804—1857). — М., Музыка, 1979; 1982. (Русские и советские композиторы).
- Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. Биографически очерк. — М., 1892.
- Вызго-Иванова И. М. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб.: «Астерион», 2005.
- Берков В. О. Гармония Глинки. — М., 1948.
- Глинка М. И. Исследования и материалы. Под редакцией чл.-кор. АН СССР Оссовского А. В. Л.-М. Музгиз. 1950 г. 276с.
- Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А. А. Орловой. — М., 1955.
- Глинка М. И. Записки и переписка с родными. — СПб., 1887.
Далее…
- Дмитриев А. Н. Музыкальная драматургия оркестра Глинки. — Л., 1957.
- Ильинский А. А. Михаил Иванович Глинка. Его жизнь и музыкальные произведения. — М., 1908.
- Канн-Новикова Е. И. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. Вып. 1-3. — М.-Л., 1950—1955.
- Казовский М. Г. “Озарённые романсом”, историческая повесть. “Подвиг”, М., 2017.
- Кашкин Н. Д. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1958.
- Колмовский А. Биография Глинки с приложением портрета и факсимиле. — Смоленск, 1885.
- Коловский О. О мелодической сущности хорового многоголосья М. Глинки//Критика и музыкознание. — Л., 1980. — стр. 124—139.
- Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
- Кузнецов К. А. Глинка и его современники. — М., 1926.
- Ларош Г. А. Избранные статьи о Глинке. — М., 1953.
- Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Т.1-2. — М., 1987—1988.
- Летопись жизни и творчества М. И. Глинки. М., 1978.
- Левенсон О. Из области музыки. Глинка: Биография. — М., 1885.
- Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. М. И. Глинка. Т. 1-2. — М., 1955
- Николаев А. Михаил Иванович Глинка. — СПб, 1904.
- Одоевский В. Ф. Статьи о М. И. Глинке. — М., 1953.
- Петрушанская Л. Глинка и Италия. — М., 2008.
- Орлова А. А. Глинка в Петербурге. — Л., 1970.
- Протопопов В. В. М. И. Глинка. — М., 1949.
- Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. — М., 1961.
- Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. — Л., 1984.
- Стасов В. В. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1955.
- Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 1. Украина — Киев, 2000.
- Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 2. Глинка в Германии, или Апология романтического сознания. — Киев, 2002.
- Тышко С. В., Куколь Г. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 3. Путешествие на Пиренеи, или Испанские арабески. — Киев, 2011.
- Тышко С. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч. 4. Кавказ. Киев, 2015.
- Финдейзен Н. Ф. Михаил Иванович Глинка. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. — М., 1903.
- Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Цуккерман В. А. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. — М., 1957.
- Чернов К. «Жизнь за Царя». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1907.
- Чернов К. «Руслан и Людмила». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1908.
- Шлифштейн С. И. Глинка и Пушкин. — М.-Л., 1950.
- Энгель Ю. Великий баян земли русской, композитор М. И. Глинка. — М., 1904.
- Соловьев Д. Н.(—). «Пятидесятилетие С.-Петербургской Первой гимназии». Ист. записка. СПб, 1880.
3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)
Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.
В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»
Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову
Другие биографии:
Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком.
Михаил родился 3 октября (15 октября по старому стилю) 1814 года. Наибольшую часть своего детства будущий писатель провёл в Тарханах
Николай Коперник (1473-1543 гг.) является знаменитым польским астроном, автором системы о гелиоцентрическом создании мира, ставшую началом научных революционных изменений в понятии мироздания.
Знаменитый поэт, автор всем известной «Божественной комедии» Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье. Существует несколько версий истинной даты рождения поэта, но подлинность ни одной из них не установлена.
Василий Константинович Блюхер — политический деятель Советского Союза, в числе первых был отмечен орденом Красного Знамени и Красной Звезды. Судьба возвела его до маршала и опустила до заключенного НКВД. Нелегкая судьба, выдающей личности начала XX века.
Факты из биографии М. И. Глинки
- Одним из самых знаменитых его произведений считается опера «Руслан и Людмила». Но это сейчас, а на премьере она провалилась. Николай I, который на ней присутствовал, вообще не стал её дослушивать до конца, покинув зал.
- Изрядный отрезок жизни Глинка посвятил работе над другим масштабным произведением, симфонией «Тарас Бульба», но так и не завершил его, отложив в долгий ящик. Работал он над ним те несколько лет, когда жил в Париже.
- Композитор водил дружбу с В. Ф Одоевским, знаменитым писателем, одного из ярчайших представителей эпохи романтизма.
- Именно творчество Глинки оказало огромное влияние на становление таких композиторов, как Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин и других (интересные факты о Римском-Корсакове).
- Близкие дружеские отношения связывали композитора с А. С. Пушкиным. Познакомился он с ним случайно, но они быстро подружились, и дружба эта продолжалась вплоть до смерти поэта от полученного на дуэли ранения.
- Возлюбленной Михаила Глинки одно время была дочь Анны Керн, женщины, которую Пушкин открыто называл своей музой.
- Он обладал великолепным голосом и отлично пел. Но, предпочтя сочинение музыки пению, он так и не стал развивать этот талант дальше.
- Своё первое действительно масштабное произведение, оперу «Жизнь за царя», Глинка создал, когда ему было тридцать два года. Но ставить её не хотели, и Михаилу Ивановичу пришлось очень постараться, чтобы добиться возможности провести премьеру на сцене Большого театра Петербурга (интересные факты о Большом театре).
- В честь успешной премьеры вышеупомянутой оперы на следующий день Пушкин, В. Жуковский, и П. Вяземский сочинили «приветственный канон», стихотворение в честь творческого успеха их друга Михаила Глинки.
- Одно время он изучал некоторые аспекты музыкального искусства, инструментовку и полифонию, под руководством широко известного теоретика музыки Зигфрида Дена. Ради этого он даже временно поселился в Вене, столице Австрии.
- В биографии Глинки упоминается, что он был достаточно слаб здоровьем. Композитор часто болел и страдал от недомоганий.
- В поисках вдохновения он много путешествовал по Германии и Италии. В последней он даже поселился на какое-то время, выбрав местом своего пребывания Милан (интересные факты о Милане).
- Личная жизнь Михаила Глинки не была очень удачной. Супруга его, приходившаяся композитору дальней родственницей, тайком обвенчалась с другим мужчиной, уже будучи замужем. Воспоследовавший за этим развод продлился несколько лет. Разочарованный в семейной жизни Михаил Иванович второй раз так и не женился.
- Сейчас авторитет Глинки признан по всему миру. Однако, при жизни композитора активно критиковали. Но он, выслушивая критику в свой адрес, не опускал руки.
- Михаил Иванович свободно владел семью языками, считая русский, который он освоил в совершенстве, на уровне профессионального поэта или писателя.
- Многие произведения М. И. Глинки представляют собой переложение на музыку известной поэзии. Но не все.
- Первые попытки сочинения музыки он предпринял ещё в детстве. А любимым его занятием было руководить оркестром, состоявшем при его дяде, человека знатном и богатом.
- Путешествуя по другим странам, Глинка в первую очередь интересовался местными музыкальными традициями. Изучая их, он постоянно открывал для себя что-то новое.
- Сам композитор великолепно играл на скрипке и фортепиано. Видя его тягу к музыке, учить его начали ещё в детстве, когда ему едва-едва исполнилось десять лет.
- В юности гувернёром Глинки был Вильгельм Кюхельбекер, знаменитый поэт, друг А. С. Пушкина, который позднее принял участие в восстании декабристов (интересные факты о декабристах).
- Вероятно, свой отпечаток на биографию Глинки наложило и его раннее детство. Бабушка его, дама очень властная и обладающая непростым характером, первые 6 лет его жизни воспитывала его исключительно сама, отстранив от этого процесса даже его родную мать.
- Происходил композитор из белорусско-литовского дворянского рода, который был официально признан древним ещё в первой половине XVII века. Его прадед, подданный Литовского княжества, принял российское подданство после того, как Литва утратила контроль над Смоленском (интересные факты о Смоленске).
- Покоится тело Михаила Глинки в Санкт-Петербурге, где он был перезахоронен спустя довольно долгое время после смерти и похорон в Берлине. Там, где находилась его первая могила, сейчас ему установлен памятник.
- Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга была переименована в его честь на 150-й день рождения композитора.
- Дом-музей М. И. Глинки был открыт ещё в начале 80-х годов прошлого века. Расположен он в Смоленской области, и добраться до него из города можно довольно просто.
Биография
Оглавление
- Родился в 1804 году в Смоленской губернии.
- Отец – Иван Николаевич, мать – Евгения Андреевна (была троюродной сестрой своему мужу).
- Имел дворянское происхождение.
- Воспитывался бабушкой, пока ему не исполнилось 6 лет. Бабушка не доверяла воспитание юного Михаила его родителям до самой своей смерти.
- В 1817 году родители определяют молодого Михаила в Благородный пансион при Главном педагогическом институте.
- Проживая в Петербурге, Глинка продолжил обучаться музыке и посещал частных репетиторов. Среди них были именитые представители в музыке того времени.
- Еще будучи учеником пансиона, знакомится с Александром Сергеевичем Пушкиным. Их общения и дружба становятся крепкими до конца жизни.
- Пансион оканчивает в 1822 году с отличием.
- После окончания пансиона начинает заниматься изучением музыки, а также музицирует в дворянских салонах. Начинает пробовать сочинять музыку.
- В 1823 году знакомится с такими именитыми личностями, как В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский и прочие. Одоевский становится близким другом Глинки.
- В том же году Глинка посещает северный Кавказ. Он остался под большим впечатлением от восточного народного творчества.
- В 1824 году поступает на службу в отдел путей сообщения и работает там почти 4 года.
- В 1830 году немного путешествует по Европе. Побывал в Италии, Германии, где ему особенно понравился Дрезден.
- Оседает в Милане, и начинает знакомиться с итальянским творчеством, а также именитыми деятелями того времени.
- В 1833 году занимается изучением полифонии и инструментовки в Берлине. Известие о смерти отца заставляет вернуться молодого композитора на родину.
- В 1835 году обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Примерно в эти же годы композитор озабочен созданием оперы «Иван Сусанин».
- Выход оперы «Жизнь за царя» подняла Глинку на новый уровень, а его близкие друзья А. Пушкин, В. Жуковский, П. Вяземский, М. Виельгорский сочинили для него «Канон в честь М. И. Глинки». Музыку к произведению сочинил Одоевский.
- После премьеры оперы «Жизнь за царя» Михаил назначается на должность капельмейстером Придворной певческой капеллы и занимает эту должность в течение двух лет.
- В 1837 году начинает работу над оперой «Руслан и Людмила». На тот момент А.С. Пушкин уже умер, поэтому не оставил точных указаний по произведению и Глинке приходилось обращаться к другим писателям за советом по производству работы.
- В 1844 году предпринял еще одно путешествие по зарубежным странам. Посетил Францию, Испанию. Познакомился с композитором и исполнителем Берлиозом.
- Берлиоз играл произведения Глинки на своем концерте.
- В Россию возвращается в 1848 году с мыслью остаться на зиму в Смоленске. Но не смог долго задержаться в стране по личным причинам и уехал в Варшаву.
- В 1851 снова возвращается в Россию, в Петербург и начинает давать частные уроки пения. Фактически, он сформирован вокальную русскую школу. Сам Глинка прекрасно пел, но в своей деятельности практически не делал упор на это.
- За всю жизнь Глинка изучил около шести языков и мог свободно говорить на них.
- В 1852 году снова покидает страну, а в 1854 году возвращается. В 1856 снова уезжает и оседает в Берлине.
- В 1957 году в Берлине Глинка умирает от простуды, которая дала осложнения. Первоначально был похоронен в Берлине, но по настоянию сестры Глинки, прах был перевезен в Санкт-Петербург.
Новаторская музыка Михаила Глинки
Михаил Глинка. Изображение: polzam.ru
В 1841 году Екатерина Керн выздоровела, но врачи рекомендовали уехать ей на юг России. Михаил Глинка хотел отправиться вслед за ней и даже написал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом». Однако бракоразводный процесс с женой вынудил композитора остаться. В ночь, когда Керн уезжала из города, Глинка писал музыку: «Всю ночь я был в лихорадочном состоянии, воображение зашевелилось и в ту ночь изобрел и сообразил Финал оперы, послуживший впоследствии основанием увертюры оперы «Руслан и Людмила». К 1842 году опера была готова, и практически сразу же начались репетиции в Петербургском Большом театре.
27 ноября 1842 года в Петербурге состоялась премьера. Опера «Руслан и Людмила» провалилась: во время пятого акта ложе покинула императорская семья.
Все обстоятельства сложились против композитора. Сначала у главного декоратора был конфликт с директором театра, и он в о. Глинка вспоминал: «Замок был похож на казармы, фантастические цветы авансцены были безобразно и гадко размалеваны самыми простыми красками <…> Одним словом это была не декорация, а западня для актеров»</…>. Потом, перед самой премьерой, заболела прима и ее заменили юной, неопытной артисткой. Тем не менее, за зиму 1842 года опера прошла 32 раза.
В 1844 году Михаил Глинка отправился в Париж. Там композитор подружился с известным музыкантом Гектором Берлиозом, и он включил сочинения Глинки в свою концертную программу. Аплодировал полный зал. Успех натолкнул Михаила Глинку на мысль дать в Париже сольный концерт, который состоялся в апреле 1845 года. Он вспоминал: «Во время концерта зал был полон. Русские дамы словно украсить концерт соотечественника; они явились в великолепном убранстве». Концерт высоко оценила пресса: лестные статьи появились сразу в трех ведущих французских журналах.
В 1845 году Глинка приехал в Испанию. Красивая природа и атмосфера города Вальядолид впечатлили композитора — вскоре после приезда он написал оркестровую пьесу «Арагонская хота». Глинку стала интересовать национальная музыка. Он приглашал себе в квартиру погонщика мулов, просил его спеть народные песни и переносил их на ноты.
Летом 1847 года Глинка вернулся в Россию. Несколько месяцев он пробыл дома, в селе Новоспасском, однако его здоровье ухудшилось, и композитор решил провести пару месяцев в Варшаве. Вскоре в польском городе началась эпидемия холеры. Глинка не выходил из квартиры и все время проводил за роялем. В это время появились романсы «Слышу ли голос твой» на слова Лермонтова и «Заздравный кубок» на стихотворение Пушкина. В 1848 году Глинка сочинил плясовую «Камаринская». Композитор объединил мелодии двух народных песен: свадебной «Из-за гор, гор, высоких гор» и плясовую Камаринскую. В «Записках М.И. Глинки» он писал: «Вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр <…> Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ»</…>. Глинка первым из русских композиторов объединил в одном музыкальном произведении разные ритмы, характеры и настроения.
В 1851 году Глинка ненадолго вернулся в Петербург, где давал уроки пения. Вскоре он снова уехал за границу — на этот раз в Париж. Во Франции композитор начал работу над третьей оперой «Тарас Бульба», однако вскоре забросил — не было вдохновения. Крымская война 1853 года вынудила Глинку покинуть Париж: Британия и Франция в коалиции с Османской империей воевали против России. В 1854 году композитор снова приехал в Петербург, но в 1856 году покинул его вновь. Михаил Глинка уехал в Берлин, где прожил до конца жизни.
В феврале 1857 года Глинка скончался. Его похоронили на лютеранском кладбище в Берлине, однако вскоре прах композитора перевезли в Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище.