Порфирий корнеевич иванов. учитель народа

Введение

Может ли чело­век сде­лать себе
богов, кото­рые впро­чем не боги?Иер.16:20

Чело­век создан по обра­зу Божию (Быт.1:26). Бог, обла­дая сво­бо­дой воли, даро­вал ее и сво­е­му воз­люб­лен­но­му тво­ре­нию, но чело­век может исполь­зо­вать даро­ван­ную ему сво­бо­ду как во бла­го, так и во зло. Бог есть Источ­ник Жиз­ни: «Ибо, как Отец име­ет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26), «Бог, сотво­рив­ший мир и все, что в нем, Он, будучи Гос­по­дом неба и зем­ли…, Сам дая все­му жизнь и дыха­ние и все» (Деян.17:25). Чело­век может при­нять этот Источ­ник Жиз­ни, но может и отверг­нуть Его, тем самым совер­шив грех бого­от­ступ­ни­че­ства: «жизнь и смерть пред­ло­жил я тебе, бла­го­сло­ве­ние и про­кля­тие. Избе­ри жизнь, дабы жил ты и потом­ство твое» (Втор.30:19); грех бого­от­ступ­ни­че­ства в свою оче­редь при­во­дит к духов­ной смер­ти: «Ибо воз­мез­дие за грех – смерть» (Рим.6:23).

В Свя­щен­ном Писа­нии гово­рит­ся: «Горе миру от соблаз­нов, ибо надоб­но прид­ти соблаз­нам; но горе тому чело­ве­ку, через кото­ро­го соблазн при­хо­дит» (Мф.18:7), «Бла­жен чело­век, кото­рый пере­но­сит иску­ше­ние, пото­му что, быв испы­тан, он полу­чит венец жиз­ни, кото­рый обе­щал Гос­подь любя­щим Его. В иску­ше­нии никто не гово­ри: Бог меня иску­ша­ет; пото­му что Бог не иску­ша­ет­ся злом и Сам не иску­ша­ет нико­го, но каж­дый иску­ша­ет­ся, увле­ка­ясь и обо­льща­ясь соб­ствен­ною похо­тью; похоть же, зачав, рож­да­ет грех, а сде­лан­ный грех рож­да­ет смерть» (Иак.1:12–15).

Одним из самых страш­ных и самых древ­них соблаз­нов все­гда был соблазн само­обо­жеств­ле­ния (Быт.3:5). Жела­ние стать богом, отверг­нув Еди­но­го Истин­но­го Бога, – так как «Гос­подь Бог наш есть Гос­подь еди­ный» (Мк.12:29), — сде­ла­ло анге­ла Божи­его Люци­фе­ра, ска­зав­ше­го «буду подо­бен Все­выш­не­му» (Ис.14:14), сата­ной. Отвер­же­ние Твор­ца и жела­ние занять Его место сде­ла­ло Люци­фе­ра носи­те­лем смер­ти, так как нет жиз­ни в отры­ве от ее Источ­ни­ка. Но попыт­ки само­обо­жеств­ле­ния зна­ко­мы не толь­ко миру ангель­ско­му, но и миру чело­ве­че­ско­му, они про­дол­жа­ют­ся поныне во мно­гих людях, пото­му что мно­гие «…совра­ти­лись вслед сата­ны» (1Тим.5:15), «…по кня­зя, гос­под­ству­ю­ще­го в воз­ду­хе, духа, дей­ству­ю­ще­го ныне в сынах про­тив­ле­ния» (Еф.2:2), в людях, кото­рые, под­ра­жая дья­во­лу, спо­соб­но­му при­ни­мать «вид анге­ла све­та» (2Кор.11:14), выда­ют себя за свет­лых учи­те­лей, спа­си­те­лей чело­ве­че­ства, в дей­стви­тель­но­сти не спа­сая, а губя людей. В нашей ста­тье мы пого­во­рим о духов­ных пре­тен­зи­ях небезыз­вест­но­го в Рос­сии Пор­фи­рия Кор­не­е­ви­ча Ива­но­ва и о том, как выгля­дят его пре­тен­зии в све­те хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния. Преж­де все­го вкрат­це позна­ко­мим­ся с био­гра­фи­ей наше­го героя.

1. Биография

См. также: Свидетельства

Родился 20 февраля 1898 года в селе Ореховка на Луганщине (Украина) в многодетной (9 детей) семье шахтёра. Закончил 4 класса церковно-приходской школы (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году).

В 1917 году был призван в армию, но не воевал из-за перемирия и был демобилизован в 1918 году. После демобилизации в 1918 году женился, у него родились два сына (Андрей в 1918 году и Яков в 1925 году). Сменил много мест работы. В 1930-е годы работал экспедитором.

25 апреля 1933 года, согласно записям самого Иванова, пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти — в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, умираемой жизни. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и, спустя около двух лет, стал жить круглый год только в одних длинных трусах. Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи.

В 1934 году переехал с семьёй в город Красный Сулин, где жил до 1975 года.

17-19 января 1936 года находился в Ростовской психоневрологической клинике, где был поставлен диагноз «хроническое душевное расстройство в форме шизофрении». ВТЭК города Ростова выносит решение об определении Иванова инвалидом первой группы. По этой причине в годы Великой Отечественной войны не призывался в армию.

Во время оккупации вермахтом Красного Сулина (21 июля 1942 — 14 февраля 1943) находился на оккупированной территории.

14 февраля 1943 года были освобождены от немцев Ростов и Красный Сулин. В боях за освобождение Ростова погиб старший сын Андрей.

13 февраля 1951 года Иванова арестовали в Москве по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР — антисоветская агитация. 14 апреля 1951 года особым совещанием при МГБ СССР направлен на принудительное лечение в соединении с изоляцией. Прошёл по этапу все три, существующие в то время, специальные психиатрические больницы тюремного типа МВД СССР в Ленинграде, Чистополе и Казани (примерно по году или более в каждой). Перед высылкой по этапу содержался в Таганской тюрьме. Освобождён 29 ноября 1954 года. По заключению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года был реабилитирован в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

23 мая 1964 года Иванова арестовали в Бобринецком районе Кировоградской области (Украина), и возбуждено уголовное дело по статье 143 часть 2 УК Украины (мошенничество). 1 сентября 1964 года отправлен на экспертизу в Москву в Институт судебной психиатрии им. Сербского, где признан невменяемым. 12 ноября 1964 года дело, заведённое на Иванова по ст. 143 ч.2 УК Украины, было прекращено. Через Бутырскую тюрьму г. Москвы направлен на принудительное лечение в Казанскую спецбольницу МВД, где содержался с 13 февраля 1965 года по 4 мая 1967 года. Затем переведён в Новоровенецкую психиатрическую больницу Ростовской области. По решению Красносулинского суда окончательно освобождён весной 1968 года.

В 1971 году на хуторе Верхний Кондрючий (Свердловский район Луганской области) его учениками был построен так называемый «Дом Учителя», где Иванов жил и принимал людей с 1976 года.

В 1979 году Иванов создаёт «ГИМН» — 8 строк, которые по словам Иванова и последователей в сжатом виде выражают суть учения.

20 февраля 1982 года вышла большая статья о Порфирии Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982). По заданию редакции автор статьи журналист Сергей Власов и фотокорреспондент Эдуард Эттингер прожили в гостях у Иванова пять дней. Дата выхода журнала совпала с днём рождения Иванова — ему исполнилось 84 года.

После выхода статьи в «Огоньке» в ответ на письма читателей Иванов пишет 12 практических советов — «ДЕТКА».

Иванов скончался 10 апреля 1983 года на хуторе Верхний Кондрючий в возрасте 85 лет.

Как появилась известная «Детка»

Для «внешних» же самое известное среди ивановских писаний — «Детка»: 12 правил, необходимых для сохранения здоровья — высшей ценности, согласно Порфирию Корнеевичу. На самом деле Иванов лишь подписал этот текст. «Детка» была составлена после появления в «Огоньке» (№ 8, 1982) статьи С. Власова об Иванове под названием «Эксперимент длиной в полвека». В конце статьи приводился адрес «экспериментатора», и множество людей немедленно воспользовалось им: Иванов стал получать свыше 70 писем в день. Тогда он попросил своего главного теоретика И.Я.Хвощевского составить правила для занятий «закалкой-тренировкой» и отсылать их всем желающим. Так и появилась на свет «Детка». Вот ее текст:

«Мне скоро исполнится 85 лет. 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны ее. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодежи и всем советским людям. Это мой подарок им.

Если можно, прошу Вас написать мои советы в газете или журнале. Сердечное Вам спасибо. Иванов Порфирий Корнеевич. Ты полон желания принести пользу всему советскому народу, строящему коммунизм? Для этого ты постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов в дополнение к тому, что написано в «Огоньке» № 8, 1982 г., чтобы укрепить свое здоровье:

1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.

2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.

5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душею и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу МИРА!

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо, но самое главное — ДЕЛАЙ!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе себе на благо, чтобы тебе было легко.

Если тебе что неясно и неполно для тебя, то напиши мне. Я всегда готов передать свой опыт, чтобы дело твое было успешным. Желаю тебе счастья, здоровья хорошего.

Иванов Порфирий Корнеевич».

Мнения

В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.

В современном движении последователей Иванова (ивановцах) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закаливания, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение. Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым.

Положительные оценки

Религиовед С. И. Иваненко относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, «движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных».

Кандидат философских наук Ю. А. Казновская характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, несмотря на то, что Иванов не является философом в академическом смысле, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». По мнению автора, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век наибольшего обострения экологических проблем.

Критика

Религиовед и социолог Л. С. Астахова отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом, вносимым в социальную жизнь.

Религиовед Е. Г. Балагушкин характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию», а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма», «религиозно-мистический культ», «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно „языческим“, оккультно-мистическим характером». Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определённый интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе». По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями».

Иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов «был в самой крайней степени прелести и полагает, что идеи Иванова несут пагубную опасность. Православный исследователь сект и историк-медиевист А. Л. Дворкин характеризует Иванова как человека психически больного или одержимого.

Религиовед Б. К. Кнорре считает, что «ивановство представляет собой синкретический культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии». По мнению Кнорре «обстановка постоянной материальной нужды наложила неизгладимый отпечаток на характер Иванова» и, в качестве примера, приводит одно из «радикальных высказываний» Иванова: «Они в труде хлеб едят, лучше его не есть» отсюда он делает вывод, что «данная позиция, по всей видимости, определяла его жизненное кредо отказа от пищи и одежды, а вместе с тем и от „ненужного“ труда». По данным Кнорре численность ивановцев составляет «несколько сот активных последователей (представителей Культа) и около 10000 участников Движения Порфирия Иванова».

В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Уральская академия государственной службы, 10 декабря 2002 года) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ („Оптималист“, клуб)».

Тоталитарный культ

«Ивановство» соответствует всем признакам тоталитарной секты. В ней есть Учитель, мнение которого принимается всеми участниками сообщества как абсолютная истина. У ивановцев отсутствует критическое мышление к своей деятельности, они используют навязчивую пропаганду для привлечения новых адептов. Жизнь в общине подразумевает социальную локализацию, уход из семьи, отказ от привычного распорядка дня, отказ от материальных благ в пользу секты (в 60-ые годы Порфирий Иванов купил себе новую «Волгу»). В 1992 году в одной из школ Луганской области ивановцы начали свой эксперимент над детьми. На протяжение четырех лет они заставляли младшеклассников «добровольно-принудительно» обливаться водой, поставили в классах высокие парты, за которыми нужно было стоять, проводили уроки пропаганды, на которых рассказывали детям про учение Порфирия Иванова. Итогом этой деятельности стало резкое ухудшение здоровья детей, сколиоз, ослабление зрения… Куда только смотрели родители?

Личная жизнь Порфирия Иванова

Первая любовь «накрыла» Паршека в совсем нежном возрасте. Возлюбленной юноши стала односельчанка Алена. Однако девушка абсолютно не принимала «местного дурачка» всерьез и дала согласие на брак с другим. Порфирий же терпеть приступ ревности не смог и ворвался в церковь прямо в момент венчания, сбив с ног священника. Лишь подоспевший представитель власти помог усмирить парня.

Порфирий Иванов в молодости

Первой женой Порфирия Иванова в 1912 стала Ульяна Городовиченко. Как и положено, в первую брачную ночь новоиспеченная жена понесла. А вот Паршек не собирался изменять своим молодецким привычкам: пил, гулял, дрался, спускал заработанные деньги, да и с женой обходился грубо.

Порфирий Иванов

Через 9 месяцев после венчания на свет появился малыш. Сына Порфирий назвал Андреем. Накануне войны наследник Иванова успел обзавестись семьей, но погиб на фронте в 25 лет, оставив жену Татьяну вдовой.

В 1925 Порфирий Иванов вновь стал отцом, у него с Ульяной Федоровной родился сын Яков. Однако наследник не стал приверженцем родительских идей о праведности и здоровом образе жизни и умер в 72 года.

Известно, что в семье Порфирия Иванова была рождена еще дочка, но девочка умерла во младенчестве.

Последователи Порфирия Иванова

Верностью жене Порфирий Корнеевич тоже не отличался. Однажды просто бросил Ульяну с детьми на произвол судьбы и ушел к другой деревенской бабе. Но там «любовь» не задалась, и целитель вернулся к супружнице. Только вот работать и добывать средства к существованию Порфирий больше не захотел, увлеченный снизошедшей на него Идеей бессмертия.

Жена Порфирия Иванова умерла в 1974. После падения с сеновала и травм, полученных вследствие этого, целитель пытался выходить Ульяну своими методами, не доверив ее здоровье профессиональной медицине.

Порфирий Иванов

После ухода супружницы Порфирий Корнеевич нашел утешение в обществе последовательницы своих учений Валентины Сухаревской, с которой уже пребывал в отношениях задолго до трагедии с Ульяной Федоровной. Последовательница Порфирия была моложе целителя на 13 лет и прожила до 79.

Порфирий и Валентина

Рождение системы «Детка»

Результатом врачебной деятельности Иванова стала система «Детка». Что интересно, ничего общего с работой с детьми она не имеет. Просто свод правил своей жизни Порфирий Иванов записывал в тетрадях под пометкой «Детка». Это целостная система, где каждый ее элемент содержит оздоровительные и восстановительные свойства. При этом адепты учения не советуют налегать на отдельные пункты, отдавая предпочтение соблюдению всех правил. Главной целью «Детки» называют физическое и духовное развитие.

Основные положения системы Иванова не так сложны, как кажутся. По «Детке» следует:

  1. Дважды купаться в холодной природной воде: в качестве источника подходят озера, речки или даже душ. Обязательны контрастные обливания в конце процедуры.
  2. После купания следует выходить босиком на природу, вставать на землю или снег и стоять так пару минут. В это время следует глубоко дышать свежим воздухом и мысленно желать людям здоровья и счастья.
  3. Исключить вредные привычки.
  4. Стараться обходиться без еды и воды хотя бы один раз в неделю: например, с 18-20 часов пятницы до 12 часов воскресенья. Если такой промежуток выдержать сложно, можно попрактиковать сухое голодание на сутки.
  5. Любить окружающую природу, заботиться о ней и не загрязнять.
  6. Здороваться со всеми, особенно если люди пожилые.
  7. Помогать людям, особенно бедным, больным и обиженным. Причем делать это надо с радостью, отзываясь на нужду сердцем.
  8. Победить в себе жадность, лень, самодовольство, лицемерие и гордость.
  9. Освободить свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях и смерти.

Последовательница учения Порфирия Иванова ходит босиком по снегу. 1992 г. Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин

Последователи такой системы должны были делиться ей с окружающими и передавать опыт. Как отмечают специалисты, ничего принципиально нового в такой системе нет, ведь веками люди знали о пользе обливаний, вреде табака и алкоголя. Аутотренинги и вежливость тоже лишними не бывают, позволяя человеку улучшать качество своего духовного мира и выглядеть более воспитанным. При этом адепты «Детки» уверены, что если соблюдать такую систему в комплексе, не довольствуясь лишь выполнением некоторых пунктов, то можно справиться даже с хроническими заболеваниями и такими тяжелейшими патологиями, как онкология. Даже современные врачи зачастую положительно оценивают программу Иванова. «Это хорошая система закаливания. Я за, если не налегать. Плюс он за позитивное мышление. Это тоже хорошо, изначально настраивает на успех. Насчет голодания вопрос сложнее. Лучше перед тем, как практиковать его, обсудить с врачом: кому можно, каким образом проводить и т. д. Но если нет желудочно-кишечных заболеваний, то почему бы и нет», — говорит врач-иммунолог Анна Шуляева.

«Этот метод имеет свои плюсы и минусы. Положительные эмоции и мысли, гармоничные отношения с окружающими благоприятно сказываются на здоровье человека. О вреде курения и злоупотребления алкоголем известно всем. Но голодание противопоказано при многих заболеваниях и может нанести вред здоровью. Закаливание также требует грамотного подхода и имеет ряд ограничений» — отмечает врач-терапевт МКНЦ им.А.С.Логинова, гастроэнтеролог Анна Акопова.

Как начать закаляться без вреда для здоровья?

«Жизнь человека зависит от природы. Во время рождения он был облит водой, вытолкнут воздухом и принят землей. Человек не захотел жить в природе, в окружении воздуха, воды и земли, а начал создавать искусственные условия для своей жизни… Проходит время, и оказывается, что уход от природы к тепличной жизни приводит ко многим заболеваниям, в том числе и к раку. А жизнь человеческая начиналась не в тепле и без комфорта, в тяжелых условиях и наедине с природой. Люди живут, а вот что надо делать для того, чтобы победить всех внешних и внутренних „врагов“, никто не знает. Болезни подкрадываются тихо и незаметно, но сильно действуют на организм, и избавиться от них очень трудно или невозможно», — считал Иванов.

Он хотел добиться бессмертия тела. Однако тщательно выверенная система в его же случае дала сбой: Иванов скончался в возрасте 85 лет. Причина смерти не установлена, т. к. вскрытия не было, а к врачам Порфирий Иванов принципиально не обращался.

Фашистская оккупация

Порфирий со своим «желтым билетом» был негоден к военной службе. Во время фашистской оккупации он, по его же воспоминаниям, продолжал разгуливать по улице в одних трусах. Немцы дивились и решили его испытывать: обливали водой, возили раздетого на мотоцикле, закапывали в снег. Так рассказывал сам Иванов. Правда это или нет, установить невозможно.

Документально подтверждается только особое расположение к нему Паулюса. Он выдал Иванову гербовую бумагу, где было написано, чтобы Порфирия не трогали, потому что он «представляет интерес для науки».

Также Иванов утверждал, что ему принадлежит заслуга победы над фашизмом. Он писал: «Моя мысль лазила у Гитлера в голове, заглазно пробуждала в нем то, что нужно было для победы над фашистской Германией. Фашистские начальники — политики хитрые, спрашивали у меня: «Кто победит?» — Я отвечал: «Сталин».

Непонятно, как Иванов «помогал фронту», так как известно, что в 1943 году он хотел идти к Сталину и просить его заключить мир с Германией.

Судьба

Весной 1933 года Порфирий, работавший экспедитором, пришел к мысли, которую бы одобрили экологи XXI века: фактор, провоцирующий развитие болезней, и причина смерти человека — отрыв людей от природы. Почему смертны живущие в лесах звери и птицы, уроженец Ореховки не уточнял.

Оппоненты целителя в попытке разоблачить его методику приводят цитату Иванова: «Я размышлял, как бы попасть в вожаки». Однако Порфирий Корнеевич рассказывал, что у него на правой руке врачи обнаружили опухоль и диагностировали запущенный рак. В отчаянии молодой мужчина вышел зимой раздетым на улицу, но, вопреки ожиданиям, не только не простудился, но и избавился от онкологической болезни.

За пару лет Иванов отказался от алкоголя и табака, а также ношения верхней одежды и обуви. Размышляя о том, стоит ли проповедовать закаливание, Порфирий решил положиться на судьбу. В поезде, в котором ехал сын шахтера, надрывно кричал младенец. Паршек решил, что если, когда он возьмет дитя на руки, малыш успокоится, то свет открывшейся истины следует нести людям. Ребенок перестал плакать, едва Иванов к нему прикоснулся.

Путь целителя к известности не был легким. В 1935 году Порфирия, проповедовавшего на Центральном базаре Ростова-на-Дону, арестовали. Всего же в тюрьмах и спецлечебницах Иванов провел 12 лет жизни.

В рассказах целителя трудно отличить правду от вымысла. Так, по утверждению Иванова, в Москве с ним лично беседовал нарком Николай Ежов, а в годы фашистской оккупации «охранную грамоту о ценности для науки» ему вручил сам Фридрих Паулюс. Также, по словам Порфирия Корнеевича, он внес вклад в победу советского народа, внушая ошибочные решения Адольфу Гитлеру, и вместе с Юрием Гагариным побывал в космосе.

Однако даже за вычетом фантазий Паршека в биографии старца было много удивительных моментов. Так, в 1943 году Иванов написал письмо Иосифу Сталину с предложением прекратить войну, ибо фашисты уже выдохлись. В Казанскую тюремную психиатрическую больницу, в которой Порфирий Корнеевич провел год, при Сталине попадал Андрей Туполев, а при Леониде Брежневе — Валерия Новодворская.

Первая статья, положительно оценивающая методику Иванова, вышла в 1978 году в журнале «Химия и жизнь» под заголовком «Голод против холода». Автор, 28-летний кандидат медицинских наук Алексей Катков, впоследствии разочаровавшийся в учении уроженца Ореховки, утверждал, что дозированный голод и самовнушение действительно имеют лечебный эффект.

Однако настоящая слава обрушилась на Порфирия Корнеевича после публикации в 1982 году в «Огоньке» материала журналиста Сергея Власова и фоторепортера Эдуарда Эттингера «Эксперимент длиною в полвека». В журнал хлынул поток читательских писем, и целитель оформил свои заповеди и упражнения в виде короткого трактата «Детка».

Разбойник в природе

Порфирий Корнеевич Иванов родился в самом конце XIX века, 20 февраля 1898 года. Он появился на свет в небольшом украинском селе Ореховка, расположенном неподалёку от Луганска. Окончив обязательные четыре класса церковно-приходской школы, мальчик начал батрачить на пана, а в 15 лет отправился работать на шахту. Неизвестно, как сложилась бы его жизнь при царизме, но в 1917 году грянула революция. Иванова весть о свержении царя застала по пути на фронт. Было объявлено перемирие, и Иванов отправился домой и начал обустраивать свою жизнь.Вскоре он женился на Ульяне Фёдоровне Городовитченко. В 1918 году родился их первенец Андрей, в 1925-м — сын Яков. Порфирий Иванов сменил множество работ, а в 1922 году был осуждён за неуплату налога. Он отбывал срок 11 месяцев в Архангельской области.

Все эти годы он вёл не самый здоровой образ жизни — пил, курил, чревоугодничал. Позже он написал про себя: «Детство, молодость и возмужалые годы жизни я провёл так же, как и все люди. Я был одно время разбойник в природе, грабил её, убивал жизнерадостность, не считался ни с чем. Но потом удалился от всего этого и стал приближаться к тому, чтобы подружиться с природою…».

Другие свидетельства

Ранние годы

Религиовед Кнорре Б. К. пишет, что во времена своей юности «Иванов отличался задиристым, даже хулиганским характером, активно участвовал в деревенских кулачных боях в качестве первого заводилы („битка“)». По данным Б. К. Кнорре, Иванов отбывал срок в тюрьме за кражу сапог. Во время революционных событий, как отмечает Кнорре, Иванов «проникся симпатией к большевикам, пытался изучать марксистскую литературу, участвовал в коллективизации и даже закрытии церквей, был принят в компартию». (По словам самого Иванова, которые приводят его сторонники, в 1928 году он был только кандидатом в члены ВКП(б) и выбыл из кандидатов в том же году, так как не сообщил в местную ячейку партии о своём переезде на новое место жительства).

25 апреля 1933 года — «харизматическое пробуждение»

Религиовед Е. Г. Балагушкин пишет, что в молодости Иванов «ничем не выделялся из числа своих сверстников, ничто не предвещало его будущую аскетическую и пророческую линию жизни. Но вот 25 апреля 1933 г., в возрасте 35 лет, Иванов пережил духовный перелом и стал задумываться о смысле человеческого существования, искать его в единении с Природой и в отказе от „неестественных“ потребностей в пище, одежде и жилище». По словам Иванова, у него «Природою родилось сознание». Духовный перелом в жизни Иванова Балагушкин определяет как «харизматическое пробуждение», явление многократно наблюдавшееся и описанное, но ещё далеко не полностью изученное и понятное.

Религиовед А. А. Радугин рассматривает историю харизматического пробуждения более подробно. Он анализирует ранние автобиографические работы Иванова (в частности, дневник «История и метод моей закалки», 1951), из которых следует, что «зёрнушко Идеи о необходимости познания Природы и самозащиты от неё» зрело у Иванова ещё с самого детства, с 7-летнего возраста, когда у него на глазах погиб от вихря в степи его родной дед. В 35-летнем возрасте важную роль сыграла встреча Иванова с человеком, который ходил зимой без шапки и не боялся морозов, простуд и заболеваний. Иванов пишет: «Меня вдруг озарила мысль, что человек закалённый может не бояться Природы. В самом человеке есть силы сопротивляться Природе, и что эти силы и я, и каждый человек может и должен иметь и развивать ещё дальше»

Далее, Радугин обращает внимание, что существенную роль в харизматическом пробуждении сыграли «вещие сны»

Религиовед Б. К. Кнорре, а также коллектив авторов — религиовед А. С. Тимощук, историк И. Н. Федотова и И. В. Шавкунов в своих работах описывают другую версию, согласно которой Иванов в 1933 году или «в раннем возрасте» заболел раком и обливался водой на сильном морозе с целью умереть от переохлаждения, однако остался жив и выздоровел. Эта же версия излагается в документальном фильме Первого канала «Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей», но с оговоркой, что возможно это «миф», придуманный последователями Иванова.

Последующие годы

Религиовед Е. Г. Балагушкин пишет, что последующие 50 лет своей жизни Иванов «демонстрировал несомненно крупнейшие достижения (если не считать йогов и подобных им носителей паранормальных способностей) в деле овладения поистине космическими возможностями человеческого организма». По мнению Балагушкина демонстрируемые Ивановым «феноменальные аскетические подвиги» являются иллюстрацией пропагандируемой им модели «нового природного человека» и основным аргументом о возможности реализации этой модели в жизни всех людей. По оценке Балагушкина Иванов стал «наиболее видным и влиятельным лидером неоязычества».

Религиовед А. А

Радугин, отмечая значительные личные достижения Иванова в закаливании организма, обращает также внимание на то, что Иванов стремился научить этому других людей, чтобы они были здоровыми людьми, «живущими в согласии с Природой». Иванов занимался целительством

По мнению Радугина свидетельства многих людей подтверждают факт, что Иванов добивался больших результатов в исцелении больных. «Слава о его чудесных способностях распространилась по всему Советскому Союзу и к нему приезжали больные со всей страны».

Религиовед В. В. Мильков отмечает, что Порфирий Иванов за выдающиеся способности и огромный авторитет был назван «русским богом». Мильков считает Иванова основателем самого многочисленного направления современного неоязычества. По мнению Милькова Иванов «не противопоставлял себя христианству, но был совершенно свободен от догм, личным примером утверждая доброжелательность, открытость, отказ от лжи и лицемерия, умеренность в потреблении благ».

Подводим итог

Сегодня мы рассмотрели целителя, йога, который путём собственного излечения и полученного дара вывел свою систему оздоровления как физического, так и душевного здоровья.

Друзья, постоянные читатели и гости блога http://vahe-zdorovye.ru/, если материал статьи Вам был полезен, поделитесь им.

В дальнейшем мы будем подробнее рассматривать систему Порфирия Иванова, чтобы не пропустить обновления блога оставьте свой электронный ящик в форме ниже «Получать новые статьи на почту» или в верхнем левом углу «RSS подписка» и новые статьи будут приходить Вам на почту сразу после публикации.

С Любовью и Благодарностью!

Вот маленькая история Порфирия Иванова:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: