Содержание
В Арабская культура Это набор традиций, верований, обычаев и других культурных проявлений, которые разделяет большинство жителей группы стран, которые идут от Северной Африки до Ближнего Востока. Его происхождение от этой культуры находится на Аравийском полуострове и тесно связано с исламом.
Чтобы отличить тех, кто считается арабом в культурном отношении, от тех, кто не является арабом, обычно используется определение, данное Лигой арабских государств. В нем говорится, что «араб — это человек, который говорит по-арабски, живет в арабоязычной стране и симпатизирует чаяниям арабских народов».
В дополнение к общему языку, хотя и разделенному на несколько региональных диалектов, у арабов много общих традиций, большинство из которых связано с религией. К ним относятся паломничество в Мекку, святое место ислама, празднование Рамадана или жертвоприношение ягненка.
С другой стороны, большое территориальное распространение арабской культуры означает, что в зависимости от географической области можно найти разные обычаи. Нечто подобное происходит с гастрономией и музыкой, которые, хотя и имеют некоторые общие элементы, сохраняют определенные территориальные особенности из-за полученных внешних воздействий.
Арабы — потомки Авраама
Предками арабов учёные называют древнейшие народы Ближнего востока и племена Северной Африки. Их история тесно связана с семитскими общинами, от которых арабы стали отделяться в I тысячелетии до нашей эры.
Древние месопотамские источники указывают, что в тот период в Аравии уже стали появляться крупные арабские города. Большинство таких центров располагалось на западе и юге полуострова, а вот на севере властвовали кочевые племена бедуинов, что также сыграли значительную роль в формировании многих арабских народностей.
Бедуинский шейх
Первые упоминания об арабах были найдены в ассирийских и вавилонских памятниках письменности. Более конкретные данные можно найти в библейских текстах, где сообщается, что в Заиорданье и Палестине существуют пастушеские племена, проживающие в аравийских оазисах.
В книге “Арабы. Историко-этнографические очерки” исследователя Ольги Бибиковой указывается следующее:
Эти сведения указывают на явную родственность арабов и семитских племён.
Тадеуш Айдукевич «Араб на белом коне»
Арабская свадьба
Сегодня древняя традиция заключения браков исчезает во многих арабских странах. Другие же традиции почти не изменились.
Согласно исламским законам, женщина может выйти замуж только за мусульманина. Мужчины могут жениться на четырех женщинах, но только если вы можете поддерживать их и относиться к ним одинаково. Полигамия также встречается все реже. Также они могут быть евреями или христианами.
Теоретически добрачный секс запрещен, поэтому на первых свиданиях должен присутствовать член семьи. Жених должен попросить руку невесты и договориться о приданом.
По традиции брак считается действительным только после прохождения трех этапов: никах (подписание брачного контракта), празднование брака (обычно длится несколько дней) и заключение.
Первое вторжение
Началось с завоевания Ближнего Востока. Византия потеряла Левант, а государство Сасанидов — Месопотамию.
Противостояние с Византией вылилось в многовековые арабо-византийские войны.
В 633—652 годах арабы разгромили и покорили Сасанидский Иран.
В 641—642 годах произошло арабское завоевание Египта военачальником Амром ибн аль-Асом.
В 643 году с осадой Дербента началось вторжение на территорию, соответствующую современному горному Дагестану.
Первое вторжение в Северную Африку было начато в 647 году. Выйдя из Медины, 20 000 арабов соединились в Мемфисе (Египет) с ещё 20 000 воинов. Командовал арабами шейх Абдуллах ибн Саад. Карфагенский экзарх Григорий объявил независимость своего экзархата от Византийской империи. Он собрал войска и вступил в бой с мусульманами, но был разбит в сражении при Суфетуле (город в 220 км к югу от Карфагена). После гибели Григория Карфаген платил дань арабам. Кампания продлилась ещё пятнадцать месяцев, но в 648 году войска Aбдуллаха возвратились в Египет. К 661 году арабы захватывают все Закавказье, а также Дербент.
Все мусульманские завоевания были скоро прерваны гражданской войной между конкурирующими арабскими фракциями. Гражданская война началась с убийства халифа Усмана в 656 году он был заменен Али ибн Абу Талибом, который в свою очередь был убит в 661 году. За это время из состава Халифата при помощи Византии и Хазарского каганата вышли многие страны Закавказья за исключением Восточной Армении.
Это интересно: Анализ стихотворения Тютчева Осень — читаем все нюансы
Карательные акции в Закавказье
В 730-е годы в Закавказье начались волнения. Подати не устраивали население, поэтому они поднимали мятежи. Ситуация обострялась и деятельностью хазар и византийцев. В Западной Грузии в составе Халифата формально оставалось только Эгриси; на Востоке удерживалась Картли; а Эрети и Кахетия изгнали завоевателей. То же и в Армении. Халиф принял решение прислать туда полководца Марвана Глухого, которого грузины прозвали так за жестокость. Он разорил Грузию, а также выбил хазар. В ходе экспедиции Эгриси и Картли потеряли множество городов и поселков, обе столицы были на грани уничтожения. В этот период в Картли и Эгриси оседали сарацины, ассимилировавшиеся с выжившими мегрелами и картлийцами. Мегрелам было тяжелее всего, поскольку в их стране климат был теплее, чем в Армении или Картли. Поэтому туда переселялись многие арабы, и они остались даже после установления в Эгриси абхазской власти, (после мерванских экспедиций страх перед повторением не позволял изгонять арабское население). Лишь в Абхазии Марван потерпел поражение под Анакопией.
Аббасид (750 — 1242 гг. Н.э.)
Убийство семьи Омейядов руками Абу Аббаса положило начало новой династии Аббасидов. Это перенесло столицу сначала в Багдад, а затем в Каир.
Мусульмане расширяли свою территорию, пока не достигли Индии, но несколько внутренних конфликтов вызвали разделение халифата на три: Кордовский, Каирский и Багдадский.
С другой стороны, Аббасиды способствовали развитию культуры и науки. Это привело к огромному буму в этих областях, так что арабский мир стал интеллектуальным центром того времени. В Багдаде, например, был Дом мудрости, в котором ученые переводили все мировые знания на арабский язык.
Средневековая Индия.
Защищенная почти со всех сторон морем, джунглями и высочайшими горами мира, Индия лишь с северо-запада была относительно доступна. В этом направлении проходили основные сухопутные торговые пути, отсюда же издревле нападали враги.
После очередного нашествия кочевников и падения державы Гуптов Индия оставалась раздробленной в течение нескольких столетий. Возникавшие государства ожесточенно боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. Каждое из них, в свою очередь, делилось на более мелкие княжества во главе с князьями — раджами, которые тоже враждовали между собой. Города пустели, торговля приходила в упадок.
Когда в 8 веке арабские армии подошли к западным границам Индии, они не встретили серьезного сопротивления и со временем подчинили всю ее северную часть.
Однако настоящее завоевание Индии мусульманами началось в 11 веке, когда мусульманский правитель Хорасана Махмуд Газневи 15 раз ходил войной в Индию. Из каждого похода он привозил обозы, груженные золотом и другой ценной добычей. Мусульмане (преимущественно таджики и тюрки) потоком хлынули в Северную Индию и захватили ее вплоть до Бенгалии.
В начале 13 века на северных индийских землях возникло сильное мусульманское государство со столицей в городе Дели — Делийский султанат. Со временем султаны подчинили своей власти большую часть Индии. Иногда они назначали управлять завоеванными областями своих приближенных, а иногда местные раджи, добровольно подчинившись верховной власти султана и начав платить налоги в казну, сохраняли свои владения на труднодоступных лесистых и горных окраинах страны.
Страх перед монголами, которые как раз в это время завоевывали Китай и Среднюю Азию, заставил многих князей сплотиться вокруг султана. Монголы и в самом деле в 13 веке не раз нападали на северные земли Индии, доходили до Дели. Однако там они встретили упорное сопротивление, и закрепиться так и не смогли. В начале 14 века они были разбиты и прекратили нападения, что позволило султанам расширить границы своей державы на юг и на восток. Только в южной части Индостана правили независимые индийские раджи.
Для защиты огромного султаната и управления им требовались мощное войско и аппарат чиновников. Для их содержания приходилось резко увеличивать налоги. Выгодная торговля на севере Индии почти целиком перешла в руки мусульманских купцов и султанских чиновников. Лучших ремесленников «приписывали» (даже против их воли) к дворцовым мастерским. Все, что они теперь ни делали, забиралось за ничтожную плату в султанскую казну. Росло недовольство народа, особенно опасное в условиях непрекращающихся мятежей знати. Постепенно государственная власть ослабевала, а знать приобретала все большую независимость.
Сильнейший удар по Делийскому султанату нанесло в конце 14 века нашествие очередного жестокого завоевателя — Тимура (Тамерлана). В 1398 году Тимур легко разбил войско султана, разорил Дели, перебил и увел в плен сотни тысяч людей.
На обратном пути в Среднюю Азию Тимур превращал в выжженную пустыню все земли, по которым он проходил. Железный Хромец увел с собой из Индии множество мастеров. Это их руками будет отстроена столица Тимура Самарканд.
После ухода воинов Тимура страна окончательно раздробилась. Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Междоусобицы и мятежи не прекращались вплоть до 16 века, когда Делийский султанат перестал существовать.
Зато на юге накапливало силы индусское царство со столицей в «городе победы» — Виджаянагаре.
Еще с древности существовало деление индийского общества на четыре варны, вне которых находились «неприкасаемые». В дальнейшем это деление потеряло первоначальную строгость: так, в варне брахманов могли быть не только жрецы, но и землевладельцы, чиновники, военачальники.
Постепенно появилось более дробное деление на касты, причем для самих индийцев принадлежность к касте (иногда очень малочисленной) была важнее, чем принадлежность к соответствующей варне. Кастой была любая группа людей, занимавшаяся определенным видом деятельности и четко отделявшая себя от всех других каст. Принадлежность к касте определялась происхождением, ее члены обычно заключали браки только друг с другом.
Большинство торгово-ремесленных каст образовалось в результате разделения труда и выделения новых профессий, другие касты возникли в результате присоединения к различным индийским государствам прежде независимых племен. Все вместе касты образовывали сложную иерархическую структуру. Число их не оставалось постоянным: одни касты исчезали, другие возникали (в современной Индии их не менее 3 тысяч).
Двадцатое столетие
В некоторых случаях реакцией арабов на европейское правление было возвращение к более консервативным религиозным корням. В других, однако, они предпочли низвести религию в частный сектор и подражать политическим системам Европы.
В дополнение к упомянутым позициям был и третий ответ: так называемый исламский модернизм. Его сторонники, многие из интеллигенции, указали, что современные европейские ценности уже были найдены в исламе, но не понимались большинством общества.
После Второй мировой войны и в разгар холодной войны некоторые страны приняли своего рода дуальное общество. Элиты и верхний средний класс стали вестернизированными, в то время как остальное общество стало более консервативным.
Эта система сохранялась при диктатурах, что не нравилось среднему классу. Со временем западные обычаи стали отождествлять с этими диктаторскими системами.
В некоторых арабских странах возник так называемый светский национализм во главе с египтянином Насером. Точно так же лидеры того же стиля появились в Ираке или Сирии, которые противостояли фундаменталистским движениям и, в то же время, западным державам.
Светский национализм исчез по разным причинам. С одной стороны, большинство лидеров были диктаторами, а с другой — их конфронтация с Западом, особенно с Соединенными Штатами, ослабляла их, пока они не были свергнуты религиозными консервативными движениями.
Ислам и времена завоеваний
Перемены в жизни и верованиях арабов наступают в VII веке. Тогда мекканский торговец Мухаммед становится проповедником новой веры, которой в будущем предстоит стать одной из основных религий мира.
Мухаммед создаёт свою общину, что со временем превращается в государство и разрастается с невероятной скоростью. Через сто лет Халифат, построенный пророком, простирался от Испании через север Африки до границ Индии. Ислам становится неким поворотным моментом в жизни арабов, даёт воодушевление и силу людям.
Многочисленные завоевательные походы делают арабский народ властителями на огромных территориях. Изначально распространению ислама содействовали бедуины, однако позднее кочевники передают эту миссию городскому населению, благодаря которому религия становится поистине всеобъемлющей.
Жан-Батист Мозес «Араб, оплакивающий смерть своего коня»
Хочу также отметить, что распространение мусульманской веры способствовало сплочению арабских племён. Это стало первым шагом к созданию одной из величайших цивилизаций в истории человечества. С VIII по XII века арабы сумели создать невероятное количество произведений искусства в различных направлениях. Стремительно развиваются разнообразные науки, создаются бесценные литературные творения и памятники архитектуры, высот достигают философия, медицина, математика.
Однако за периодом процветания неизменно следует время упадка. Воспользовавшись ослаблением Халифата, арабский мир в XVI столетии завоёвывают турки. Османы разделяют арабские земли на несколько провинций. Впоследствии свою власть в Северной Африке устанавливают европейские страны, что отражается на этническом составе и местной культуре.
Миклош Барабаш «Арабский мужчина, дервиш»
Архитектура, искусство
Средневековая арабская архитектура развивалась на основе арабских переделок, в первую очередь греческих, римских и иранских художественных традиций. Самыми известными архитектурными памятниками того времени являются мечеть Амраа в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданная в VII веке. Тогда же был построен знаменитый купол Скального храма в Дамаске, украшенный мозаикой и разноцветным мрамором. Из II-VIIIbv. Мечети имели прямоугольный двор, суженный галереями, и многоколонный молитвенный зал. Позже на главном фасаде появились монументальные порталы.
Начиная с 10-го века здания украшались изящными растительными и геометрическими орнаментами, которые включали стилизованные надписи — арабскую письменность. Такой орнамент, европейцы называли его арабеской, строился по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.
Цель хаджа (паломничества мусульман для совершения жертвоприношений в праздник Курбан-Байрам. Одной из главных особенностей мусульманского мира стала Кааба — в Мекке, имеющая форму куба. В стене есть ниша с черным камнем – как полагают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается как символ Аллаха, символизирующий его присутствие.
Ислам, отстаивая строгий монотеизм, боролся против племенных культов арабов. Чтобы уничтожить память о племенных идолах, скульптура была запрещена в исламе, а изображения живых существ не одобрялись. В результате живопись не получила значительного развития в арабской культуре, ограничиваясь орнаментом. С XII века начало развиваться искусство миниатюры, в том числе и книжное.
Вообще изобразительное искусство ушло в ковролин, его характерные черты стали цветочными и узорчатыми. Сочетание ярких цветов, однако, всегда было строго геометрическим, рациональным и подчиненным мусульманским символам.
Арабы считали красный цвет лучшим цветом для глаз — это был цвет женщин, детей и радости. Как ни любили красного, серого презирали. Белый, черный и фиолетовый были истолкованы как цвета траура, отказа от радостей жизни. Зеленый цвет, который имел исключительный престиж, был особенно заметен в исламе. На протяжении многих веков она была запрещена как для не мусульман, так и для низших слоев приверженцев ислама.
Арабский национализм
Османское владычество не обошлось без восстаний и восстаний против него, но все они были подавлены. То же самое произошло, когда европейцы стали контролировать несколько арабских стран, таких как Тунис (со стороны Франции), Ливия (Италия) или Марокко (Франция и Испания).
Другие страны, такие как Египет, были вовлечены в колониальную конфронтацию между европейскими державами, пока не оказались под контролем британцев.
Хотя европейское влияние было заметно в арабских элитах, начали зарождаться зарождающиеся националистические настроения, которые будут расти в последующие годы.
Общие характеристики
Арабская культура — это результат смешения существующей на Аравийском полуострове культуры и культуры остальных территорий, которые они завоевали. Таким образом, вы можете увидеть культурные черты, типичные для персов, индийцев, греков или испанцев, среди других народов.
Эту культуру сегодня трудно определить. Его большое разнообразие способствует большому богатству, а также культурным проявлениям, которые различаются в зависимости от территории.
Однако есть общие характеристики, такие как язык или характеристики, относящиеся к религии большинства, исламу. Другие религии, присутствующие в арабском мире, такие как христианство или иудаизм, также участвовали в создании арабской культуры.
Значение культуры арабского халифата
Человечество благодарно халифату за немало выдающихся достижений: особенно в медицине, астрономии и математике Весь же арабский мир может говорить о периоде существования халифата как о «золотом веке» арабской культуры.
Ширился арабский язык, рушились языковые барьеры между мусульманскими странами, прочие народы знакомились с арабской культурой через торговые пути. Торговые связи арабского халифата доходили до русских и прочих славянских земель. Благодаря торговым связям в халифате накопили большие знания по географии.
Благодаря арабам в большой мере не исчезли с лица Земли научные и культурные достижения древних греков.
Возникновение ислама
Доисламский период в арабской истории называется Джахиллия , что буквально означает «время тьмы, варварства, невежества». Жители пустынных районов Аравийского полуострова тогда исповедовали политеизм (главные божества: Хубал, Аль-Лат, Манат, аль-Узза). Они также поклонялись священным камням, рощам и ручьям и небесным светилам. Важнейшим культовым центром была Мекка. Однако из-за племенного разделения трудно говорить о единой религиозной системе. В то время большое значение придавалось гаданию и магии.
Рождение ислама неотделимо от явлений и деяний Мухаммеда (570-632). Пророк испытал первые видения в 610 году. Затем архангел Гавриил (араб. Джибриль) явился Мухаммеду и призвал его проповедовать монотеизм, то есть веру в Единого Бога. Первыми сторонниками новой религии были самые близкие к пророку ок. 40 человек, включая жену Хадиджи, дядю Абу Талиба, его сына Али и его раба Зайда, которого освободил Мухаммед. Только три года спустя пророк начал публично проповедовать принципы новой веры народу Мекки.
Монотеизм быстро приобрел новых сторонников, но вместе с тем росло число его противников, ссылающихся на традиции своих предков. Вера в единого Бога считалась опасной для общества, поскольку представляла угрозу экономическому порядку Мекки и ее окрестностей, основанного на паломничестве в Аль-Каабу и торговле. Социальные взгляды Мухаммеда также встретили открытое неодобрение богатых — в исламе все равны, и разделение своего богатства с бедными (милостыня или закят) является одной из основных обязанностей мусульманина.
Поэтому аристократия Мекки обратилась против Мухаммеда. В результате преследований некоторые из первых мусульман переехали в Эфиопию. Это был так называемый «Маленькая хиджра». Однако самому Мухаммаду не угрожали напрямую, потому что он был защищен, среди прочего, влияние дяди Абу Талиба и жены Хадиджи. Только после их смерти пророк решил эмигрировать в соседний город Джатрибу (позже Медина) — в 622 году.
Мухаммед и его последователи переехали в Медину . Это событие, известное как хиджра , официально знаменует начало мусульманской эры.
В период Медины Мухаммед окончательно порвал с иудаизмом и христианством, придав исламу отдельную идентичность: пятница вместо субботы стала праздником; люди начали молиться в сторону Мекки вместо Иерусалима; Трубы и гонги, призывающие к молитве, были заменены пением наставлений («аззан»), и Рамадан был объявлен месяцем поста. Более того, отныне мусульмане молятся пять раз в день, а не трижды в день, как иудеи. Первая мусульманская община — умма также была основана в Медине . Сама концепция уммы произвела революцию в мировоззрении современных арабов. До сих пор имели значение только племенные и клановые узы, в то время как Мухаммед ввел веру в одного и того же Бога как основу социальных связей.
Период Медины также был периодом непрерывных сражений с курайшитами и военной экспансией Мухаммеда. Он получил ресурсы для борьбы, захватив караваны из Мекки, оккупировав еврейские оазисы и покорив арабские племена. 11 января 630 года Мухаммед достиг своей главной цели — взять Мекку и убедить ее жителей принять монотеизм. Некоторые из самых непримиримых врагов Пророка были убиты, но в остальном актов насилия не было. Мухаммад вошел в святилище Аль-Кааба, разбил идолов (остался только черный камень) и объявил Каабу святым местом для последователей ислама.
После завоевания родного города Мухаммед продолжал жить в Медине, но в последний год своей жизни совершил паломничество в Мекку и установил этот обычай ( хадж ). Он умер в 632 году. Тогда главой мусульман был его тесть Абу Бакр, который принял титул халифа, или наследника Пророка.
При первых четырех халифах, в 632-661 годах, были сформированы принципы религиозного и политического функционирования мусульманской общины ( уммы ) и государства, созданного арабами в результате многочисленных завоеваний. Устные наставления пророка были составлены и записаны секретарем Пророка Зайдом ибн Сабитом в 653 году в священной книге ислама — Коране. Более того, постепенно писались законы, основанные на образце поведения Мухаммеда, известном как Сунна. Окончательная версия Санни была сделана в 9 веке.
Изначально ислам был национальной религией арабов, объединившей разбитые племена. Со временем он эволюционировал и начал поглощаться сообществами.
Персидский и турецкий, он достиг Испании, Индии и Китая. В настоящее время арабы составляют всего около 20-25% мусульман.
Шариат
Шариат — это юридическая основа ислама, который был разработан после смерти Мухаммеда. Его законодательство охватывает все аспекты повседневной жизни, регулируя поведение, нравственность и богослужение.
Однако этот правовой кодекс имеет разные толкования, некоторые из которых гораздо более консервативны, чем другие.
Некоторые страны приняли законы шариата в качестве высших законов, и их суды обеспечивают его соблюдение. В других странах, хотя это не единственный существующий кодекс, были приняты некоторые из его законов, в том числе те, которые регулируют коммерческую и банковскую деятельность или наследование и завещания.
Аравия до ислама
Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.
Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.
Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.