7 интересных фактов из биографии эрнста теодора вильгельма гофмана

Жизненный путь

  1. В 1786 году состоялась встреча с Теодором Готлибом Гиппелем, которая перерастет в крепкую дружбу на всю жизнь. Гиппель поощрял интерес Эрнста к искусству и философии. От него Гофман узнал учения Канта, чьи лекции вскоре смог посетить сам, и тогда же решил серьезно взяться за творческие занятия. В 1790 году он стал учеником композитора Кристиана Подбельски и художника Земана.
  2. Несмотря на это он не изменил решения стать юристом и в 1792 году поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета. Самостоятельно он продолжает писать, рисовать и сочинять музыку. За это время им было написано несколько романов, но их рукописи не сохранились.
  3. В 1795 году Гофман оканчивает университет, успешно выдержав экзамен. Он получает должность судебного следователя окружного управления Кёнигсберга.
  4. В это время по городу разошлась молва о скандальных отношениях юноши с замужней женщиной Доротеей Хатт. Семья решает отослать его в Глогау, где его дядя Иоганн Людвиг был советником верховного суда.
  5. В 1796 году умирает мать Эрнста, возникает конфликт с любовницей, и он окончательно решается уехать. В Глогау он познакомился с живописцем Алоисом Молинари и вместе с ним участвует в росписи иезуитской церкви.
  6. В 1797 году умер отец Гофмана. Молодой человек ненадолго возвращается в Кёнигсберг, где окончательно порывает отношения с Дорой Хатт.
  7. В 1798 году сдает экзамен на чин асессора и получает перевод в Берлин. Он пишет музыкальные пьесы — зингшпили, но добиться постановки в театре ему не удается. Затем выдерживает еще один экзамен, после чего направлен на работу в окружном суде в Познани. Здесь впервые его зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» ставится на сцене.
  8. Гофман много рисует для себя, но его творчество сыграло с ним злую шутку. В 1802 году он создал ряд карикатур на известных людей городского высшего света. По воле случая рисунки разошлись по обществу, и разгорелся скандал. В итоге властям пришлось перевести незадачливого карикатуриста в Плоцк. Незадолго до происшествия он женился на Михалине Рорер-Тжчиньской. Молодожены прожили вместе всего несколько месяцев, когда были вынуждены покинуть город.
  9. Время в Плоцке казалось Гофману настоящим изгнанием. Здесь он вел затворническую жизнь, что хорошо сказалось на его творчестве. Он сочиняет церковную музыку и пишет небольшие эссе о театре, которые отправит на конкурс в журнал. Его работы не победили, но редакторы оценили мастерство автора, и писателю пришло денежное вознаграждение.
  10. В 1804 году Гофман получает направление в Варшаву. По дороге он в последний раз посещает родной Кёнигсберг. В конце года он сочиняет очередной зингшпиль «Веселые музыканты». Именно его он впервые подписывает именем Амадей в честь Моцарта.
  11. В 1805 году его музыкальное творчество получает признание, «Веселые музыканты» ставятся на сцене, он создает музыкальное сопровождение для спектаклей. Вскоре он начинает руководить местным филармоническим обществом, а также хлопочет о создании симфонического оркестра. В это же время у Эрнста рождается дочь Цецилия, которая останется единственным ребенком писателя.
  12. Уже в следующем году французские войска занимают Варшаву, и Гофман теряет свою должность. Жена с дочерью едут к родным в Познань, где вскоре умирает Цецилия. Эрнст же оказывается в Берлине. Работу он не находит и пытается зарабатывать творчеством. Это ему не удается, и он живет впроголодь в полной нищете.
  13. Однако таланты Гофмана только расцвели в лишениях. Он сочиняет «Песнь шестую» — одно из своих лучших музыкальных произведений, а также пишет новеллу «Кавалер Глюк». Новелла была напечатана в газете в 1809 году, и Гофман начинает сотрудничать с этим изданием. Ради заработка он начинает также давать частные уроки музыки.
  14. Дела налаживаются, и Гофман постепенно обретает известность в литературных и музыкальных кругах. В 1814 году напечатана его повесть «Золотой горшок», затем — роман «Эликсиры сатаны». Он пишет оперы, и в 1815 году одна из них, «Ундина», принята в Национальном театре, и постановка получила восторженные отзывы.
  15. В 1816 году уже успешный композитор и писатель вынужден вернуться к юридической профессии ради более стабильного дохода. Но писательство он не оставляет и в последующие годы пишет свои самые известные произведения — «Щелкунчик и Мышиный король», «Житейские воззрения кота Мурра» и «Крошка Цахес».
  16. В 1821 году получает повышение по службе с более высокой зарплатой, но в январе 1822 года тяжело заболевает. Паралич постепенно овладевает всем телом Гофмана. Пока писатель может говорить, он продолжает диктовать новые тексты. В том числе так он заканчивает роман «Повелитель блох». 25 июня Гофман скончался.

E. T. A. Hoffmann

Дата рождения
24.01.1776
Дата смерти
25.06.1822
Профессия

композитор, писатель

Страна
Германия

Гофман Эрнст Теодор (Вильгельм) Амадей (24 I 1776, Кенигсберг — 25 VI 1822, Берлин) — немецкий писатель, композитор, дирижёр, живописец. Сын чиновника, получил юридическое образование в Кёнигсбергском университете. Занимался литературой и живописью, музыке обучался сначала у своего дяди, а затем у органиста Х.Подбельского (1790-1792), позднее в Берлине брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Был судебным асессором в Глогуве, Познани, Плоцке. С 1804 государственный советник в Варшаве, где стал организатором филармонического общества, симфонического оркестра, выступал как дирижёр и композитор. После занятия Варшавы французскими войсками (1807) Гофман возвратился в Берлин. В 1808-1813 дирижёр, композитор и декоратор театров в Бамберге, Лейпциге и Дрездене. С 1814 жил в Берлине, где был советником юстиции в высших судебных органах и юридических комиссиях. Здесь Гофман написал свои важнейшие литературные произведения. Первые его статьи помещены на страницах «Всеобщей музыкальной газеты» («Allgemeine Musikalische Zeitung», Лейпциг), сотрудником которой он был с 1809.

Выдающийся представитель немецкой романтической школы, Гофман стал одним из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики. Уже на раннем этапе развития романтической музыки он сформулировал её особенности и показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Гофман представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. На языке литературного романтизма Гофман стал писать о сущности музыки, о музыкальных произведениях, композиторах и исполнителях. В творчестве К. В. Глюка, В. А. Моцарта и особенно Л. Бетховена он показал тенденции, ведущие к романтическому направлению. Ярким выражением музыкально-эстетических взглядов Гофмана являются его новеллы: «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), «Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810), «Дон Жуан» (1813), диалог «Поэт и композитор» («Der Dichter und der Komponist», 1813). Рассказы Гофмана позднее были объединены в сборнике «Фантазии в духе Калло» («Fantasiestucke in Callot’s Manier», 1814-15).

В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра» («Lebensansichten des Katers Murr», 1822), Гофман создал трагический образ вдохновенного музыканта, «безумного капельмейстера» Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Произведения Гофмана оказали влияние на эстетику К. M. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Гофмана нашли воплощение в произведениях многих композиторов — Р. Шумана («Крейслериана»), Р. Вагнера («Летучий голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произведения Гофмана — «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Гофман — герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912).

Гофман — автор музыкальных произведений, в т. ч. первой немецкой романтической оперы «Ундина» (1813, пост. 1816, Берлин), оперы «Аврора» (1811-12; возможно пост. 1813, Вюрцбург; посмертная пост. 1933, Бамберг), симфоний, хоров, камерных сочинений. В 1970 в Майнце (ФРГ) начато издание собрания избранных музыкальных произведений Гофмана.

Сочинения: Werke, hrsg. von G. Ellinger, B.-Lpz.-W.- Stuttg., 1927; Poetische Werke. Hrsg. von G. Seidel. Vorwort von Hans Mayer, Bd 1-6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften nebst Briefen und Tagebuchaufzeichnungen. Ausgewдhlt und mit Anmerkungen versehen von Richard Münnich, Weimar, 1961; в рус. пер. — Избранные произведения, т. 1-3, М., 1962.

Литература: Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М., Э. Т. А. Гофман (1776-1822), «Музыкальное образование», 1926, NoNo 3-4; Pерман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961, с. 185-211; Житомирский Д., Идеальное и реальное в эстетике Э. Т. А. Гофмана. «СМ», 1973, No 8.

C. A. Маркус

Литературная деятельность Эрнста Гофмана

Поэма «Кавалер Глюк» вышла на страницах музыкальной газеты города Лепйциг в 1809 году, она стала первым литературным детищем Эрнста Гофмана. С 1814 по 1815 годы писатель работал над созданием книги «Фантазии в манере Калло», в которую входило несколько новелл и очерков. Сборник объединял один главный герой. Расцвет в писательской карьере происходил с 1814 по 1822 годы, когда автор вернулся к работе в юридической сфере. В эти же годы Эрнст Гофман создал свои неподражаемые фантастмогорические сочинения, такие как:

  • «Эликсиры сатаны»;
  • «Принцесса Брамбилла»;
  • «Щелкунчик и Мышиный король»;
  • «Ночные этюды»;
  • «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»;
  • «Жизненные убеждения кота Мурра;
  • «Серапионовы братья»;
  • «Повелитель блох».

Важно добавить, что с каждым новым произведением творчество Гофмана становилось все более зрелым и новаторским

Музыкальные новеллы Гофмана

Все исследователи сходятся в том, что биография Гофмана и его литературное творчество неразделимы с музыкой. Эту тему наиболее ярко можно проследить в новеллах писателя «Кавалер Глюк» и «Крейслериана».

Главный герой «Кавалера Глюка» – музыкант-виртуоз, современник автора, почитатель творчества композитора Глюка. Герой создает вокруг себя атмосферу, окружавшую «того самого» Глюка, в попытке отрешиться от суеты современного ему города и обывателей, среди которых модно считаться «ценителем музыки». Пытаясь сохранить музыкальные сокровища, созданные великим композитором, неизвестный берлинский музыкант как будто сам становится его воплощением. Одной из главных тем новеллы является трагическое одиночество творческого человека.

«Крейслериана» – серия очерков на разную тему, объединенных общим героем, капельмейстером Иоганнесом Крейслером. Среди них есть как сатирические, так и романтические, однако красной нитью через каждый проскальзывает тема музыканта и его места в обществе. Иногда эти мысли высказываются персонажем, а иногда – напрямую автором. Иоганн Крейслер – признанный литературный двойник Гофмана, его воплощение в музыкальном мире.

В заключение можно отметить, что Эрнст Теодор Гофман, биография и краткое содержание некоторых работ которого представлены в этой статье, является ярким примером человека незаурядного, всегда готового идти против течения и бороться с жизненными невзгодами ради высшей цели. Для него эта цель была искусством, цельным и неразделимым.

Источник

Основные особенности творчества Э.Т.А Гофмана

Период литературного творчества Гофмана приходится на эпоху расцвета немецкого романтизма. В произведениях писателя можно проследить основные черты Йенской школы романтизма: реализация идеи романтической иронии, признание цельности и многогранности искусства, воплощение образа идеального художника. Э. Гофман также показывает конфликт между романтической утопией и реальным миром, однако, в отличие от Йенских романтиков, его героя постепенно поглощает материальный мир. Писатель иронизирует над своими романтическими персонажами, стремящимися найти свободу в искусстве.

События

01.12.2022 17:29

* * *

Начался традиционный зимний турнир

Новогодний Бум

В турнире принимают участие стихи, рассказы и информационные статьи на новогоднюю тематику.

Приём заявок до 24 декабря.

Победитель определится 30 декабря 2022 года.

Правила и регистрация
Турнирная таблица

* * *

21.11.2022 08:19

* * *

Опубликовано

Расписание турниров Jaaj.Club на 2023 год

Прямо сейчас открылась регистрация на турниры Jaaj.Club на 2023 год. Количество мест на некоторые турниры ограничено.

Успейте стать участником баталий Jaaj.Club, ведь только лучшие побеждают в турнирах и собирают славу сверкающих арен!

Регистрация в турнире

* * *

17.11.2022 09:51

  

Произведена эмиссия клубных монет через самый надёжный Банк Jaaj.Club.

Банк Jaaj.Club

Благодаря нашим партнёрам — Кузнице и Лавке нужных вещей, а также после успешной уплаты всех налогов Чёрным Рынком удалось привлечь

156 тыс. тяжёлых золотых клубных монет.

Уже сейчас все клиенты банка могут получить их депозиты на руки.
Спасибо, что доверяете Банку Jaaj.Club и остаётесь самыми верными клиентами!

Успех Банка — это успех наших Клиентов!

«Золотой горшок»

Необычная сказка Гофмана «Золотой горшок» была им написана в 1814 году. Сюжет этого произведение переносит читателя в Дрезден, где живет студент Ансельм. Он настолько сильно предается своим мечтам, что в день Вознесения Господня случайно у злой торговки опрокидывает корзину с яблоками. Она тут же гневно предсказывает ему, что он попадет под стекло. Ансельм отправляется на берег Эльбы, где начинает печалиться о своей жизни.

Неожиданно в кусте бузины он замечает трех прелестных змеек и влюбляется в Серпентину, которая, как потом выясняется, является дочерью саламандры. В это время дочь чиновника Паульмана обращается к старой колдунье. Вероника желает приворожить к себе Ансельма. Студент не может выбрать между Вероникой и Серпентиной. Но Вероника выходит замуж за регистратора.

Студент старается помочь и переписывает для Линдхорста манускрипты, но неожиданно ставит кляксу и сразу же вызывает гнев. Наказание следует незамедлительно, и его заточают в хрустальную банку, которую ставят на полку. Но в конце сказки он все-таки уже свободен и счастлив с Серпентиной.

Серьёзное заболевание и последние годы жизни Гофмана

Начиная с 1818 года, самочувствие Эрнста Гофмана начинает постепенно ухудшаться. Дневная работа юристом требовала серьёзных умственных усилий, вечером были встречи и отдых за бокалами вина с друзьями, а ночами писатель судорожно записывал мысли, посетившие его днём. Конечно же здоровье писателя было подорвано и весной 1818 года у Гофмана случается паралич

Следом усугубляются отношения с представителями власти, в связи с тем, что Эрнст Гофман в своих повествованиях уделяет особое внимание полицейскому произволу. Писателю также удаётся добиться ухода с должности начальника полиции

В 1822 году, в январе месяце заболевание Эрнста Гофмана окончательно усугубилось. У него изымают рукопись «Повелителя блох» и обвиняют в распространении тайн суда. Друзья активно свидетельствуют в пользу Эрнста и суд удаётся временно отложить. В марте Гофман вынужден постоянно находиться в постели. Дело прекратили, но выдвинули условие исправления некоторых моментов книги, и вскоре произведение опубликовывают.

Эрнст Теодор Амадей Гофман скончался в этом же году 25 июня, оставив после себя рукописи и денежные долги.

Жизненный путь

  1. В 1786 году состоялась встреча с Теодором Готлибом Гиппелем, которая перерастет в крепкую дружбу на всю жизнь. Гиппель поощрял интерес Эрнста к искусству и философии. От него Гофман узнал учения Канта, чьи лекции вскоре смог посетить сам, и тогда же решил серьезно взяться за творческие занятия. В 1790 году он стал учеником композитора Кристиана Подбельски и художника Земана.
  2. Несмотря на это он не изменил решения стать юристом и в 1792 году поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета. Самостоятельно он продолжает писать, рисовать и сочинять музыку. За это время им было написано несколько романов, но их рукописи не сохранились.
  3. В 1795 году Гофман оканчивает университет, успешно выдержав экзамен. Он получает должность судебного следователя окружного управления Кёнигсберга.
  4. В это время по городу разошлась молва о скандальных отношениях юноши с замужней женщиной Доротеей Хатт. Семья решает отослать его в Глогау, где его дядя Иоганн Людвиг был советником верховного суда.
  5. В 1796 году умирает мать Эрнста, возникает конфликт с любовницей, и он окончательно решается уехать. В Глогау он познакомился с живописцем Алоисом Молинари и вместе с ним участвует в росписи иезуитской церкви.
  6. В 1797 году умер отец Гофмана. Молодой человек ненадолго возвращается в Кёнигсберг, где окончательно порывает отношения с Дорой Хатт.
  7. В 1798 году сдает экзамен на чин асессора и получает перевод в Берлин. Он пишет музыкальные пьесы — зингшпили, но добиться постановки в театре ему не удается. Затем выдерживает еще один экзамен, после чего направлен на работу в окружном суде в Познани. Здесь впервые его зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» ставится на сцене.
  8. Гофман много рисует для себя, но его творчество сыграло с ним злую шутку. В 1802 году он создал ряд карикатур на известных людей городского высшего света. По воле случая рисунки разошлись по обществу, и разгорелся скандал. В итоге властям пришлось перевести незадачливого карикатуриста в Плоцк. Незадолго до происшествия он женился на Михалине Рорер-Тжчиньской. Молодожены прожили вместе всего несколько месяцев, когда были вынуждены покинуть город.
  9. Время в Плоцке казалось Гофману настоящим изгнанием. Здесь он вел затворническую жизнь, что хорошо сказалось на его творчестве. Он сочиняет церковную музыку и пишет небольшие эссе о театре, которые отправит на конкурс в журнал. Его работы не победили, но редакторы оценили мастерство автора, и писателю пришло денежное вознаграждение.
  10. В 1804 году Гофман получает направление в Варшаву. По дороге он в последний раз посещает родной Кёнигсберг. В конце года он сочиняет очередной зингшпиль «Веселые музыканты». Именно его он впервые подписывает именем Амадей в честь Моцарта.
  11. В 1805 году его музыкальное творчество получает признание, «Веселые музыканты» ставятся на сцене, он создает музыкальное сопровождение для спектаклей. Вскоре он начинает руководить местным филармоническим обществом, а также хлопочет о создании симфонического оркестра. В это же время у Эрнста рождается дочь Цецилия, которая останется единственным ребенком писателя.
  12. Уже в следующем году французские войска занимают Варшаву, и Гофман теряет свою должность. Жена с дочерью едут к родным в Познань, где вскоре умирает Цецилия. Эрнст же оказывается в Берлине. Работу он не находит и пытается зарабатывать творчеством. Это ему не удается, и он живет впроголодь в полной нищете.
  13. Однако таланты Гофмана только расцвели в лишениях. Он сочиняет «Песнь шестую» — одно из своих лучших музыкальных произведений, а также пишет новеллу «Кавалер Глюк». Новелла была напечатана в газете в 1809 году, и Гофман начинает сотрудничать с этим изданием. Ради заработка он начинает также давать частные уроки музыки.
  14. Дела налаживаются, и Гофман постепенно обретает известность в литературных и музыкальных кругах. В 1814 году напечатана его повесть «Золотой горшок», затем — роман «Эликсиры сатаны». Он пишет оперы, и в 1815 году одна из них, «Ундина», принята в Национальном театре, и постановка получила восторженные отзывы.
  15. В 1816 году уже успешный композитор и писатель вынужден вернуться к юридической профессии ради более стабильного дохода. Но писательство он не оставляет и в последующие годы пишет свои самые известные произведения — «Щелкунчик и Мышиный король», «Житейские воззрения кота Мурра» и «Крошка Цахес».
  16. В 1821 году получает повышение по службе с более высокой зарплатой, но в январе 1822 года тяжело заболевает. Паралич постепенно овладевает всем телом Гофмана. Пока писатель может говорить, он продолжает диктовать новые тексты. В том числе так он заканчивает роман «Повелитель блох». 25 июня Гофман скончался.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (автопортрет)

Смерть писателя

Известный писатель Эрнст Гофман с трудом справлялся с жизненными сложностями. Его здоровье было подорвано уже в сорок три года. В 1819 году сложно было представить в Гофмане литератора и композитора, так как он просто превратился в пьяницу. Кроме того, заболевание сифилисом вызвало ослабление сначала конечностей, а затем уже в 1822 году у него произошел паралич шеи. Но Гофман продолжал писать. И хотя руки его не слушались, он постоянно диктовал тексты своему секретарю или жене.

Страдая от болезни, ему приходилось еще и бороться с судебной несправедливостью, так как в своем последнем романе «Повелитель блох» он создал карикатуру на комиссара Кампца. А когда тот стал у власти, то решил отомстить писателю и арестовать его. Но король написал выговор автору, а его роман подвергся жесточайшей цензуре. А двадцать пятого июня 1822 года Эрнст Гофман умер от сифилиса. Ему было всего сорок шесть лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина.

Редкая история

Жанр комикса, в котором написана книга, не частая история в России. Ещё реже ситуация, когда автор текстов сам их иллюстрирует. Как правило, иллюстраторы комиксов берут за основу чужой текст. Ольга Дмитриева говорит, что её вдохновил комикс «Маус»  Арта Шпигельмана, рассказывающий о жизни его отца, польского еврея, пережившего Холокост. Отличительной чертой комикса является то, что евреи представлены в виде мышей.  А немцы — в виде кошек.

«Когда я познакомилась с этой книгой,  — говорит художница, — лишний раз убедилась, что в жанре комикса можно рассказывать любые истории, в том числе  трагические». 

Музыкальное творчество

Для создания своих музыкальных шедевров Гофман выбрал имя Иоганн Крейслер. Популярность завоевали многие произведения автора, среди них:

  • Аврора и Ундина, оперы, написанные в 1812 и 1816 году соответственно;
  • балет Арлекин, созданный в 1808 году;
  • огромное количество сонат для фортепиано, написанных с 1805 по 1808 года.

С 1808 года Гофман в течение шести лет работает в театре Бамберга капельмейстером, затем на театральных подмостках Дрездена и Лейпцига дирижёром, после чего вынужден возвратиться на службу государству. Позже Эрнст Гофман попробовал себя в карьере критика музыки. Объектами его внимания были как композиторы-современники, так и музыкальные деятели прошлых столетий. На своих статьях критик оставлял имя Иоганн Крейслер, оно было подобрано Эрнстом из своего литературного произведения.

Сдав очередной госэкзамен в 1800 году, Гофман встречает Михаэлину Рорер-Тжчиньскую, которая в скором времени становится его женой. Эрнст вынужден был принять католическую веру и разорвать отношения с Минной Дерфер, чтобы венчаться с Михаэлиной. Пройдя этот сложный путь, Эрнст не пожалел о нём ни разу. Михаэлина до конца жизни всегда и во всём поддерживала супруга, была его самым надёжным партнёром на все времена. Михаэлина или Миша, как ласково называл её сам писатель, стала тихой пристанью Эрнста, которая была важна в жизни этого легендарного и трудолюбивого человека.

Мы изучаем — Биография Эрнста Гофмана. Подсказки школьнику

Дата рождения: 24 января 1776 года Дата смерти: 25 июня 1822 года Место рождения: Кенигсберг, Пруссия Гофман Эрнст Теодор Амадей известный во всем мире немецкий писатель и художник. Также Эрнст Гофман был довольно популярным композитором. Эрнст появился на свет в Кенигсберге, в семье адвоката. Когда мальчику исполнилось три года, его родители развелись. Мальчик отправили к бабушке, маме матери, где он воспитывался не без участия дяди. Дядя был юристом, умным и талантливым, а дополнительно интересовался мистикой и фантастикой. Это произвело впечатление на Эрнста, он с самого раннего детства сам стал рисовать, также обнаружились музыкальные способности. Музыке подросток обучался у органиста Х. Подбельского. Дядя посоветовал молодому человеку стать юристом, хотя последующая жизнь показала, что настоящим призванием все-таки было искусство рисования и композиторская деятельность. Тем не менее, Эрнст окончил обучение юриспруденции в местном университете и начал работать в государственном учреждении. Он уехал из Кенигсберга и в течение семи лет трудился на разных государственных должностях, не бросая, однако, занятий рисованием и музыкой. Ему удавалось трудиться режиссером, декоратором в нескольких театрах, расположенных в Берлине, Лейпциге, Дрездене. Затем он решил уйти со службы, пытаясь заработать на жизнь своим любимым делом. К сожалению, заработков ему на жизнь не хватало, нужда стала постоянным спутником вплоть до получения скромного наследства. Ему удавалось трудиться режиссером, декоратором в нескольких театрах, расположенных в Берлине, Лейпциге, Дрездене. В Дрездене он получил должность капельмейстера, но после увольнения финансовые дела вновь пошли очень плохо и молодой человек был вынужден вернуться на службу. Произошло это в Берлине, новая работа кроме дохода оставляла достаточно времени для творчества. Тем не менее, ему не удалось наладить творческий процесс, так как он, избегая местного общества, проводил много времени, употребляя вино в общественных заведениях, и страдал бессонницей. Его разум рождал чудовищные картины, которые томили его самого. Тем не менее, утром он должен был быть на службе. Весь этот жизненный опыт лег в основу сказок и повестей, которые иногда пугали своей мрачностью, а иногда меняли тональность на более легкую и мажорную. Эти произведения не были с восторгом приняты немецкими литературными критиками, так как в моде был совсем иная литература-романтизм в классическом понимании этого слова. Тем не менее писатель был популярен в Европе и даже любим в России за свою способность показать душевные терзания и внутренний мир. Он был одним из немногих литераторов, использовавших сатиру и сарказм в своих произведениях. Порой он довольно смело выставлял на посмешище политические порядки Пруссии. Подобный образ жизни привел к тому, что писатель к 46 годам истощил сове здоровье до крайней степени и умер в достаточно молодом возрасте. Достижения Эрнста Гофмана: Организовал симфонический оркестр в Варшаве Оказал огромное влияние на творивших в более позднее время Р. Шумана, Р. Вагнера, П. Чайковского Положил своими операми начало эпохи немецких романтических опер Написал несколько сборников новелл Автор двух опер, балета и множества небольших музыкальных форм Даты из биографии Эрнста Гофмана: 1776 г. появился на свет 1800 г. окончил университет в Кенигсберге 1807 г. начал работать дирижером 1809 г. создал Кавалера Глюка 1813 г. написал новеллу Дон Жуан, получил наследство 1815 г. потерял место капельмейстера 1816 г. занял должность советника апелляционного суда 1816 г. занял должность советника юстиции 1822 г. скончался Интересные факты Эрнста Гофмана: Как композитор творил под псевдонимом Иоганн Крайслер Писателя ценил Достоевский, прочитав его как в переводе, так и в оригинале Нередко использовал литературный прием противопоставления реального и фантастического миров Во многих произведениях незримо присутствуют полученные от дяди впечатления о сверхъестественных силах Русскоязычная публика знает писателя по его творению Щелкунчик Работал практически до самого часа смерти, будучи парализованным

Все биографии

Падение первое

Кому-то и одного нокаута достаточно. Гофман раз за разом достигал славы и богатства, но падал вниз, поверженный самой жизнью. В 20 с небольшим он получил отличное юридическое образование и построил успешную карьеру чиновника. Но истинное предназначение видел в музыке.

В 1806 году ему 30. Он дирижирует симфонией собственного сочинения в одном из дворцов Варшавы. Хорошая должность и надежный оклад. Театры ставят его зингшпили — прародители мюзиклов, а партитуры выгодно продаются. Он помышляет поменять службу на творчество. Но выбор за него делает сам Наполеон. В оккупированной французами Варшаве пруссаков гонят из учреждений. Нет должности ни в Вене, ни в Берлине. В Европе чаще свистят пушечные ядра, чем поют со сцены, поэтому и в театре работы нет.

С женой и двухлетней дочерью они ютятся у знакомых по углам. Гофман много пьет, хотя денег порой не хватает на хлеб. В жаркий август 1807 года от нищеты и болезни умирает малютка Цецилия. Даже в самых добрых сказках писателя никогда не будет счастливого конца. Щелкунчик останется куклой, а нянюшка в «Песочном человеке» баюкает рассказами о выклеванных глазах.


Михалина Рорер-Тжчиньска настрадалась от неверности мужа. Фото: Globallookpress.com

О жизни и творчестве

  • Harnischfeger, J. Die Hieroglyphen der inneren Welt: Romantikkritik bei E.T.A. Hoffmann / J. Harnischfeger. — Wiesbaden: Westdt. Verl., 1988. — 410 S.
  • Kaiser, G. R. E. T. A. Hoffmann / G. R. Kaiser. — Stuttgart: Metzler, 1988. — X, 214 S. — (Samml. Metzler ; Bd 243).
  • Kohlhof, S. Franz Fuhmann und E. T. A. Hoffmann : Romantikrezeption u. Kulturkritik in der DDR / S. Kohlhof. — Frankfurt a. M. etc.: Lang, 1988. — 226 S — (Europ. Hochschulschr. R. 1. Dt. Sprache u. Lit.; Bd 1044).
  • Lim, J.-T. Don Sylvio und Anselmus: Unters. zur Gestaltung des Wunderbaren bei C. M. Wieland u. E. T. A. Hoffmann / J.-T. Lim. — Frankfurt a.M. etc.: Lang, 1988. — 168 S. — (Europ. Hochschulschr. R. 1. Dt. Sprache u. Lit.; Bd 1054).
  • Mangold, H. Gerechtigkeit durch Poesie : Rechtliche Konfliktsituationen u. ihre lit. Gestaltung bei E.T.A. Hoffmann / H. Mangold. — Wiesbaden : Dt. Univ. Verl., 1989. — 314 S. — (DUV. Literaturwiss).
  • Pikulik, L. E. T. A. Hoffmann als Erzahler: Ein Kommentar zu den «Serapions-Brudern» / L. Pikulik. — Gottingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1987. — 224 S. — (Samml. Vandenhoeck).
  • Wuhrl, P.-W. E. T. A. Hoffmann, «Der goldne Topf» : Die Utopie einer asthetischen Existenz / P.-W. Wuhrl. — Paderborn etc.: Schoningh, 1988. — 137 S. — (Modellanalysen : Literatur; Bd 17).
  • Ботникова, А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература : (Первая половина XIX в.) : К проблеме русско-немецких литературных связей / А. Б. Ботникова. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 206 с.
  • Ветчинов, К. М. Похождения Гофмана — следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя / К. М. Ветчинов. — Пущино : Фотон-век, 2009. — 288 с.
  • Виткоп-Менардо, Г. Э. Т. А. Гофман, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни : (с прил. фотодокументов и др. ил.) / Г. Виткоп-Менардо. — Челябинск : Урал LTD, 1999. — 320 с., ил. — (Биогр. ландшафты).
  • Грешных, В. И. В мире немецкого романтизма. Ф. Шлегель, Э. Т. А.Гофман, Г. Гейне : Учеб. пособие / В. И. Грешных. — Калининград : Калинингр. гос. ун-т., 1995. — 90 с.
  • Евдокимова, Е. A. Избывая «бессмертную пошлость» : Опыт худож. лит. / Е. A. Евдокимова. — Санкт-Петербург : Изд-во Ин-та богословия и философии, 2016. — 296 с. — (Ин-т богословия и философии : Исслед. и публикации).
  • Иванчикова, Т. В. Немецкий писатель как философ и художник: Учеб. пособие / Л. А. Мишина ; Т. В. Иванчикова ; Э. А. Ильина. — Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2002. — 166 с.
  • Ишимбаева, Г. Г. Фаустианская тема в немецкой литературе: Учеб. пособие / Г. Г. Ишимбаева. — Уфа : Башкир. гос. ун-т 1996. — 129 с.
  • Калинников, Л. А. Э. Т. А. Гофман и И. Кант. Преодоление романтизма / Л. А. Калинников. — Калининград : Балт. федер. ун-т им. И. Канта, 2012. — 241 с., ил. — (Кант в мировой духов. культуре).
  • Лаптева, И. В. Эстетическая концепция Э.Т.А.Гофмана в современном культурфилософском пространстве / И. В.Лаптева. — Саранск, 2006. — 91 с.
  • Сафрански, Р. Гофман / Рюдигер Сафрански ; . — Москва : Молодая гвардия, 2005. — 380, с., л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий 1146 (946)).
  • Таиров, А. Принцесса Брамбилла. Каприччио Камерного театра по сказке Эрнста Теодора Гофмана в постановке Александра Таирова / Александр Таиров ; художник Г. Б. Якулов. — Москва : Арт Волхонка, 2018. — 143 с., ил. — (Истории для театра).
  • Федоров, Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика / Ф. П. Федоров. — Москва : МИК, 2004. — 367 с.
  • Э. Т. А. Гофман : Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы : Пер. с нем. / Сост., авт. предисл., послесл. и вступ. текстов к разделам К. Гюнцель ; . — Москва : Радуга, 1987. — 462, с. : ил.
  • Произведения Э. Т. А. Гофмана на сайте Lib.ru. — Текст : электронный.
  • Сайт общества имени Э. Т. А. Гофмана (на немецком языке). — Текст : электронный.
  • Сайт, посвященный Э. Т. А. Гофману. — Текст : электронный.
  • Сайт, посвященный Э. Т. А. Гофману (на немецком языке).
  • Страница Э. Т. А. Гофмана на сайте Projekt Gutenberg-De (на немецком языке). — Текст : электронный.
  • Страница Э. Т. А. Гофмана на сайте Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz (на немецком языке).
  • Страница Э. Т. А. Гофмана на сайте Википедия (на немецком языке).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: