Национал-эстетизм Мартина Хайдеггера[править | править код]
Хайдеггер рассматривал фашизм и национал-социализм как Интеллектуально-эстетическую традицию, которая в исходных своих основаниях отождествлялась рядом европейских мыслителей (особенно немецких) с закономерным результатом всей истории развития западной метафизики от Платона до Г. Гегеля.
Мартин Хайдеггер (слева) с другом, Альфредом Баумлером на лоне природы.
Предполагалось, что предельным выражением последней необходимо становится «воля к власти» с её многомерной совокупностью ритуалов и процедур обретения органического единства собственного Dasein («здесь-бытия») индивида с исторической судьбой его народа, с коллективистской трансформацией этого Dasein и его заменой наличным бытием.
М. Хайдеггер усматривал в фашизме своего рода форму национального эстетизма, мышления, объединяющего сферы искусства и политики, благодаря или в результате чего само общество становится воплощением тотального спектакля, произведением искусства, в котором видение художника (или воля фюрера) больше уже ничем не отличается от мыслей и стремлений людей. Такое мышление, по мнению Хайдеггера, отождествляет высшее политическое добро с образом идеально организованного сообщества, объединённого интимными, национально-культурными связями. Предтечами подобного национал-эстетизма правомерно считать Фридриха Шиллера с его «идефикс» эстетического образования как средства преодоления ненавистных антиномий разума и природы, субъекта и объекта, свободы и необходимости и Фридриха Ницше с тезисом, согласно которому «только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности».
Рассматривая судьбу европейской мысли через понятие «мимесиса» (подражания), Хайдеггер подчеркивал, что, начиная с Платона с его двойственным пониманием истины — как аутентичной (alētheia) и как не самым лучшим её замещением в виде художественной репрезентации, подражания подражанию (mimesis) — возникает своего рода раскол в истории интеллектуализма, суть которого — в неспособности различать два типа дискурса, — познание и мимесис, истину в собственном смысле слова и её суррогаты, фикции.
«Инверсия платонизма», по мнению Хайдеггера, в дальнейшем предстаёт истоком и моделью так называемой эстетической идеологии, благодаря которой (или посредством которой) философия попытается переиграть свою не совсем удачную попытку установить истину на основе ясных и отчетливых идей. Таким образом, с точки зрения Хайдеггера, начиная с Платона, западному мышлению так и не удаётся разбить цепи, связывающие истину с эстетической идеологией. Говоря же о современной ему эпохе, Хайдеггер отмечал глубинную связь национал-социализма с этой традицией, видя в национал-социализме не более, чем просто вульгаризированное воспроизведение вопросов, тревоживших западную философию со времен «инверсированного платонизма». Иначе говоря, немецкий национальный дух был обречен, по Хайдеггеру, подражать неподражаемому, выступая в ипостаси то-ли общенационального психоза, то ли исторической шизофрении (первые герои и одновременно первые жертвы этого процесса — Ницше и Гельдерлин). Именно эта, шизофреническая по сути своей, логика и привела к тому, что Хайдеггер называл Уничтожением Германии, её разделом, то есть к осуществлению жестокой необходимости, имманентной всей истории западной мысли.
Хайдеггер и Ницше
Ранний Хайдеггер практически ассоциировал Бытие как сущность и Ничто. Человек ощущает пустоту, и это порождает в нем страх и тревогу. Это становится главным смыслом его «дазайн». Нет никакой опоры, остается один ужас, в котором открывается Ничто. Жизнь человека – это невозможность вырваться из небытия. Ведь любое его устремление к свободе – это, фактически, прыжок в Ничто. Но по-другому рассуждает поздний философ. В своей книге «Ницше и пустота» Мартин Хайдеггер пытается объяснить причины культурного кризиса в Западной Европе, рассмотреть христианство как феномен церкви, института власти и государства и понять, что такое нигилизм. Здесь он также осмысливает знаменитое высказывание Ницше «Бог мертв». Причиной гуманитарного кризиса является утрата главных ценностей, а, следовательно, исчезновение высшей цели существования. Но разве не уничтожила эти понятия сама аксиология, которая их абсолютизировала и превратила в нечто мертвое? Что еще мог сделать Ницше, кроме того, как отвергнуть все ветхое и стать нигилистом? Однако вместе с таким подходом утрачивается связь с высшим, и человек лишается возможности «вопрошать о бытии». Кроме «воли к власти» ничего уже и не остается, ведь это единственная цель, которая исходит из нигилизма и заменяет всё прочее. Потому сознание современного человека отчуждено от Бытия и покорилось времени, то есть, пути к смерти. Это началось еще со времен Сократа, когда человек начал поиски предметного смысла мира. Западноевропейская философия стала путать Бытие и сущее. А в эпоху Нового времени, господства науки, техники, «смерти Бога» и «неподлинности жизни» все только усугубилось. В труде «Ницше и пустота» Мартин Хайдеггер развивает многие идеи из своей статьи «Письмо о гуманизме». Этот термин деградировал. Язык перестал быть «домом Бытия», а многие термины превратились в идеологически скомпрометированные шаблоны. Потому дело не в том, что Бог умер, а в том, что он отказывает нам в Своем присутствии.
Слайды и текст этой презентации
Мартин Хайдеггер
Немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма
Презентация подготовлена студентом: Терехиным Д.Д Юридического факультета ТД-О-18/1 Преподаватель: Козина О.А
2019
Биография Мартин Хайдеггер-немецкий философ, давший новое направление немецкой и общемировой философии.(1889-1976)Важные факты биографии:Родился Хайдеггер в Месскирхе в небогатой католической семье.Его отец Фридрих был ремесленником. Мать была крестьянкой.Учился в гимназиях в Констанце и Фрайбурге.Хайдеггер получает известность, после выхода в 1927 году трактата «Бытие и время».Умер мыслитель 26 мая в возрасте 86 лет. Хайдеггер был похоронен в Месскирхе.
Философ—основоположник Экзистенциализма.Хайдеггер рассматривал бытие как некое непредметное начало. Это «имманентный трансцендент». Имманентен же он потому, что мы знаем его изнутри собственной жизни, бытие не надо искать далеко, это – ближайшее для человека. Бытию противостоит «сущее» – предметная действительность. Мир – это место, где взаимодействуют бытие и сознание.
Мартин Хайдеггер—как нигилистНигилизм для Хайдеггера – это судьба новоевропейского человека, он выражается в отвращении взгляда от сверхчувственного мира и полное погружение в материальные интересы и страстное целедостижение. Быть на земле означает для человека строить, жить, мыслить.
Основные положения в философии Мартина Хайдеггера Критика отождествления бытия с сущим в классической философииФормы бытия в концепции М.ХайдеггераБытие как полнота возможностей
Основные положения в философии Мартина ХайдеггераЧто такое метафизика?Бытие и время Что зовется мышлением?
Философия М. ХайдеггераЗанимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.«Бытие и время»: проблема субъективности и заброшенности человека в этот чуждый мир.
Тезаурус Хайдеггер говорил: в человеке бытие дано не как объект, а как живой субъект.Страх тем и страшен, что предмет его неопределим или, если угодно, предмет его есть сама неопределенность.На фоне Ничто само бытие осознает свою конечность. — Если бы бытие было бесконечно, мы не могли бы сознавать его.
Критика философии Мартина ХайдеггераДеррида упрекает М. Хайдеггера в «фонологизме». «То удивительное размышление, путем которого Хайдеггер в исток и существо истины, никогда не ставит под вопрос ее связь с логосом и фоникой»
Цитаты философа «Дар речи отличает человека, только и делая его человеком.»Для камня нет мира. И для растения, и для животного тоже нет мира — они принадлежат неявному напору своего окружения.
Интересные фактыБудущий философ родился в небогатой католической семье.Когда Хайдеггеру было 20, он собирался принять постриг в иезуитском монастыре.Женился на своей студентке и стал отцом.У Хайдеггера была болезнь сердца.
Список использованных источников1. Бимель В. Самоинтерпретация Мартина Хайдеггера. М., 1998;2. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер. М., 1999;3.Гайденко П. П., Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М. Хайдеггера), М., 1963; ее же, Проблема времени в онтологии X., «ВФ», 1965, No 12;4. . «Первый» позитивизм // Антология мировой философии. Т. 3. М., 19715. . Арендт Х. Хайдеггеру — восемьдесят лет. // Вопросы философии. 1998. №1
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Суть экзистенциально-аналитического взгляда
М. Хайдеггер вкладывает содержание возможности и проекции в слово «существование»; человек всегда носит с собой «свой проект». Поэтому в структуре времени по отношению к его режимам (настоящему, прошлому и будущему) для М. Хайдеггера фундаментальным является будущее. Существенная особенность экзистенциализма — видеть себя на фоне будущего. Однако, поскольку М. Хайдеггер соотносит жизнедеятельность человека, прежде всего, с состоянием тревоги, он устанавливает связь между видением будущего и беспокойством. Волнение предвосхищает возможности, вырастает из прошлого и подразумевает будущее. Все три вида времени — прошлое, настоящее, будущее — имеют смысл быть «вне себя». Давайте проясним, что было сказано: Будущее стремится; настоящее — с вещами; прошлое — возвращение к фактам и принятие ситуации. М. Хайдеггер называет все режимы времени ЭКСТАТИВНЫМ, как то, что существует вне себя. Приход, становление и настоящее раскрывают темпоральность как чистый ЭКСТАТИКОН.
Временновременность — это изначальное небытие само по себе. Вот почему М. Хайдеггер называет феномены прихода, становления и настоящего экстатической темпоралью.
В то же время, М. Хайдеггер говорит следующее о природе прошлого и настоящего. Хайдеггер говорит следующее. Прошлое отвергает пассивное восприятие традиции и требует доверия к возможностям живой традиции. Настоящее — это момент, когда человек, понимая неаутентичность своего окружения, отрицает его, наконец, решает свою судьбу.
Аутентичное время — это материальное время. Аутентичное существование (страх) показывает незначительность всех человеческих проектов. Человек живет, принимая дух своего времени и людей, и все же, находясь в мире, он также вне его, имея предвосхищающий опыт смерти, которая раскрывает небытие человеческого существования. Однако Хайдеггер утверждает, что история и бытие являются единым целым в своей онтологической структуре
Но важно подчеркнуть, что это лишь одна из концепций Хайдеггера, она была разработана на основе экзистенциальной аналитики, от которой сам М. Хайдеггер отделился в тридцатых годах XX века
В работе «Кант и проблемы метафизики» (1929) М. Хайдеггер возвращается к проблеме связи прошлого, настоящего и будущего с познавательными способностями человека. В очень оригинальной интерпретации Кантской философии Хайдеггер говорит не о трех формах времени, а о «тройном единстве времени», в котором три формы соответствуют трем способам синтеза трансцендентной субъективности: прошлому как таковому (а не образам вещей, когда-то увидевших его). ) — результат деятельности трансцендентального воображения, настоящее, «настоящее» — результат чистой созерцательной деятельности, а будущее — результат синтеза в понятии, т. е. чистого мышления. По мнению М. Хайдеггера, сущность трансцендентной субъективности — это само временное единство, формирующее то, что называется историческим временем (а отнюдь не физическим, «ирреальным» временем). Но, как пишет П.П. Гайденко: «Здесь возникает трудность, неразрешимая с точки зрения традиционных рационалистических трактовок деятельности мысли. Как мышление может иметь временный характер, если мы следуем традиции Канта и всему рационализму вплоть до Гуссерля? Потому что эта традиция противопоставляет чистому разуму все временные отношения как нечто преходящее. По Канту, здесь вообще не может быть вопроса о темпоральности, не говоря уже об определенном режиме времени — будущем. В этот момент, следуя своим намерениям, Хайдеггер должен совершить радикальный поворот в концепции Канта, переосмыслить структуру и функцию мысли, чтобы сделать «Критику Чистого Разума» «онтологией конечного знания», «Есть водораздел между Кантом… и рационалистической метафизикой Декарта…»
Главный вопрос философии
Хайдеггер был уверен, что философия должна заниматься в первую очередь проблемой бытия человека. В чем смысл жизни? Какое место человек занимает в этом мире? Это самые главные вопросы, которые волнуют всех людей и на которые должна дать ответ философия. Он упрекает философскую науку в том, что в последние два тысячелетия она изучала все что угодно, но только не смысл бытия.
Человек — единственное существо во Вселенной, которое способно осознавать свое существование и может размышлять о бытии. Этим он радикально отличается от всех других форм жизни. Человек осознаёт бытие постоянно, через все, что происходит, и все, что он делает. Если мы смотрим на мир с вопросом, то мир дает нам ответы — через разум, чувства, волю. Мы являемся частью огромного целого, всего мироздания и поэтому способны его понять.
Одна из важных характеристик существования человека — это время. Человек не вечен, время его жизни ограничено, и он остро это осознаёт. Это осознание может помешать целостному восприятию и пониманию бытия, но оно преодолимо. Если человек будет ориентирован на будущее, он сможет познать подлинное существование. Когда же человек ориентирован только на свое настоящее, он начинает испытывать страх, неуверенность, его одолевают мысли о смерти и непостоянстве.
Историки философии относят Хайдеггера к экзистенциалистам, но сам он не считал себя таковым. В 1947 году он даже опубликовал «Письмо о гуманизме», в котором доказывал, что его учение не имеет ничего общего с экзистенциализмом.
Осуждение, одиночество и поддержка друзей
Под конец войны Фрайбург занимают французские оккупационные войска. Создается специальная комиссия по денацификации. На Хайдеггера заводят особое дело. Его обвиняют в поддержке Гитлера в 1933-34 годах. Комиссия отстраняет Хайдеггера от преподавательской деятельности и запрещает ему читать лекции в Германии. Сам философ в одном из писем Ханне Арендт назвал этот процесс «инквизиторским». Сама эта женщина – тоже бывшая студентка Хайдеггера, а также его возлюбленная, была еврейкой по происхождению. Будучи жертвой нацистского режима, она исследовала проблему тоталитаризма в своих книгах. Но она была возмущена таким отношением к гениальному философу и встала на его защиту. В конце сороковых годов к этой кампании присоединился и ученик мыслителя Ганс-Георг Гадамер. Он напоминает всему миру, кто такой Мартин Хайдеггер. Книги философа снова начинают публиковаться, особенно к его юбилею. А новое поколение молодых ученых и писателей снова им восхищаются. Тогда философский факультет Фрайбургского университета ставит перед сенатом вуза вопрос о том, каким образом ум, который можно поставить наравне с Гегелем и Дильтеем, отстранен от преподавания. Так мыслитель вновь появляется в аудиториях, переполненных благодарными студентами.
Философия Мартина Хайдеггера
Философия Хайдеггера базируется на соединении двух фундаментальных наблюдений мыслителя.
Во-первых, он считал, что философия уделяла внимание всему, что имеет место быть в нашем мире, включая и сам мир, но не принимает во внимание, что это означает. Франц Брентано был одним из тех, кто повлиял на взгляды Хайдеггера
Свой главный труд «Бытие и время» он открыл диалогом из платоновского произведения «Софист», показывая игнорирование западной философией понятия бытия, так как считала его смысл самоочевидным.
Во-вторых, на философию повлияло изучение философских трудов Гуссерля, который не затрагивал вопросы истории философии. Хайдеггер предлагал понимать, что опыт уже в любом случае был в мире и бытии.
Гуссерлем сознание трактовалось интернационально. В системе Хайдеггера интернациональность сознания трансформировалась в понятие заботы. Структура человеческого бытия в его целостности была обозначена Хайдеггером в качестве заботы, представляющей единство трех моментов:
- бытие-в-мире;
- забегание вперед;
- бытие-при-внутримировом-сущем.
Замечание 1
Забота – базис экзистенциальной аналитики Хайдеггера.
Еще один спорный вопрос, связанный с личностью Мартина Хайдеггера – его отношения с мировоззрение нацизма. По утверждению Карла Ясперса, близкого друга философа, Хайдеггера вдохновляли идеи нацистов после их утверждения у власти.
Как только к власти Германии пришли нацисты в 1933 году, сразу же Хайдеггер присоединился к ним и состоял в нацистской партии НСДАП до 1945 года. Спустя несколько месяцев после назначения Гитлера на должность канцлера Германии Мартина Хайдеггера назначили на должность ректора Фрайбургского университета, где учился сам и преподавал. В 1933 году было опубликовано его инаугурационное обращение при вступлении на должность ректора. Оно стало переломным моментом в жизни Мартина, именно к этой речи обращались позже те, кто обвинял философа в тесной связи с нацистами.
В свою речь он включил призывы к студентам и преподавателям, чтобы те были верны только что установившемуся режиму. Хайдеггер и в других своих обращениях к студентам говорил, что наступило новое великое начало, призывал к подчинению фюреру, сетовал за справедливость антисемитского движения и выделения высшей расы и крови, а также внутренней правды этого великого движения. В этом же 1933 году Хайдеггер ввел фюрер-принцип во Фрайбургский университет, которым упразднил автономность университета. Он сказал, что университет уже мертв и приветствовал создание на его основе высшей школы воспитания немцев к знаниям. Но достаточно быстро Хайдеггер покинул свой ректорский пост, заявив, что после своего ухода из университета сможет больше служить делу Адольфа Гитлера.
По словам друзей и коллег Хайдеггера, он был убежденным антисемитом практически до конца своей жизни. Он прославлял силу крови и многократно проявлял недоброжелательное отношение относительно евреев. Например, пока он занимал ректорскую должность, он отказывал студентам-евреям в финансовой помощи, а также не посетил похороны своего наставника Гуссерля, который по национальности был евреем. В чёрных тетрадях Хайдеггера, которые он начал вести в 1931 году, содержится несколько антисемитских высказываний, первые из которых датируются 1938-1939 годами. Впервые «Чёрные тетради» были опубликованы в 2014 году, что привели к возобновлению дискуссий относительно взаимоотношений Хайдеггера и нацизма.
Замечание 2
Бывшая студентка Мартина Хайдеггера и его возлюбленная философ Ханна Арендт, оправдывала деятельность Хайдеггера в период правления нацистов, утверждая, что он не мог извлекать уроки из шокирующего нового режима из-за своей молодости. Преимущественно, защитники Хайдеггера, например, Франсуа Федье, считали, что нацизм – это не что иное, как молодежное увлечение и что оно не имеет никакого влияния на произведения Хайдеггера как философа.
Мартин Хайдеггер, философия. Кратко о послевоенном периоде творчества
Несмотря на все политические кризисы, мыслитель не терял времени даром. Работа была для него лучшим лекарством. Но пережитое не прошло для него впустую. Многие биографы полагают, что после войны с философом произошел своего рода переворот. Он сосредоточился на исследовании и описании Бытия, но уже не только «во времени», а в качестве категории, отличной от «сущего». Он начал отрицать свою связь с экзистенциализмом. На своих лекциях он утверждал, что его больше интересует не личностное существование, а некий смысл, позволяющий всем вещам «быть». Он увлекся Кьергегором и оказал впоследствии огромное влияние на Сартра. Категория «ничто», которая в его ранних работах имела позитивный характер, теперь стала для него устрашающей. Он стал задумываться не только о «молчании» Бога, но и о Его «отсутствии» для человечества.
Ранняя биография
Родился герой нашего очерка еще в девятнадцатом веке, на территории тогдашней Германской империи, в Великом герцогстве Баден (верхняя Швабия). Это случилось 26 сентября 1889 года, в городке Мескирх, что находится на юге от Штутгарта. Хайдеггер Мартин появился на свет в довольно скромной семье. Родители его принадлежали к католическому вероисповеданию. Отец его, Фридрих, был ремесленником, а мать, Иоганна – крестьянкой, владеющей небольшим земельным участком. Семья не имела возможности дать сыну полноценное образование, и его отправили в гимназию-интернат в Констанц на деньги церкви. На его воспитание очень повлиял католический теолог Конрад Гребер. Юный Мартин сделался настолько религиозен, что поступил в иезуитский колледж, и даже хотел поначалу принять постриг. Но затем оказалось, что у юноши нелады с сердцем, и он отказался от церковной карьеры. Однако в 1909 г. он поступает на богословский факультет университета во Фрайбурге. Два года обучения полностью перевернули жизнь молодого человека, и он уяснил свое призвание. В 1911 он переходит учиться на философский факультет. Через четыре года он заканчивает его, защитив не одну, а целых две диссертации – о суждении в психологизме и об учении Дунса Скота. Изменяется и его отношение к церкви. Если, поступив в университет, Хайдеггер Мартин пишет восторженные католические стихи, то уже к 1915 году он фактически порывает с церковью, заявляя, что отныне он вступил на путь мышления.
Биография М.Хайдаггера
Родился в городке Месскирхе (в 80 км к югу от Штутгарта) в небогатой католической семье. Его отец Фридрих был ремесленником и низшим церковнослужителем в костеле св. Мартина, а мать Иоганна Кемпф — крестьянкой. Он прошел обучение в гимназиях в Констанце (c 1903 года) и Фрайбурге (с 1906 года). Осенью 1909 года Хайдеггер собирается принять постриг в иезуитском монастыре, но болезнь сердца меняет его путь .
В 1909 году Мартин поступает на теологический факультет Фрайбургского университета. А в 1911 году переходит на философский факультет и заканчивает его в 1915 году, защищает две диссертации — «Учение о суждении в психологизме» (1913 год) и «Учение Дунса Скотта о категориях и значении» (1915 год). После начала Первой мировой войны 10 октября 1914 года Хайдеггер был призван в армию, но из-за проблем с сердцем и неврастении был признан ограниченно годным и в боевых действиях не участвовал, оставаясь некоторое время тыловым ополченцем-ландштурмистом.
С 1915 года работает приват-доцентом на теологическом факультете Фрайбургского университета, где читает курс «Основные линии античной и схоластической философии». Однако независимость позиции мыслителя противопоставили его католическим теологам и вызвали охлаждение интереса к христианской философии. Здесь же Хайдеггер испытал влияние феноменологии Гуссерля. В марте 1917 года Хайдеггер женится на прусской лютеранке Эльфриде Петри — своей первой студентке 1915/1916 года обучения. В 1919 году у Хайдеггера рождается сын Йорг.
Освобождение от влияния католической теологии способствовало переезду Мартина Хайдеггера в Марбургский университет (1922 год). За годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, в частности после выхода в 1927 году трактата «Бытие и время». К этому периоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика», «О сущности основания».
В 1928 году возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля. 21 апреля 1933 года, после прихода нацистов к власти, Хайдеггер на год становится ректором Фрайбургского университета, а 1 мая того же года вступает в НСДАП, принимает участие в политической деятельности. Он произносит речи, направленные на интеграцию университета в нацистское государство и активно пользуется нацистской риторикой. Остаётся членом НСДАП до самого окончания Второй мировой войны. Особо отмечается, что Хайдеггер не пришел на похороны своего учителя Гуссерля в 1938 году . В 1944 году Хайдеггер призван в фольксштурм. В апреле 1945 года Хайдеггер оказывается на оккупированной французами территории и становится жертвой денацификации. Происходит суд, который подтверждает сознательную поддержку мыслителем нацистского режима, что приводит к отстранению его от преподавания до 1951 года.
В декабре 1949 Хайдеггер делает 4 доклада в «Бременском клубе» («Вещь», «Постав», «Опасность», «Поворот»), и в 1950 году повторяет их в санатории «Бюлерхёз» и в баварской Академии изящных искусств.
Начиная с 1951-1952 ученый снова начинает читать лекции.
В 1953 Хайдеггер делает доклад в Мюнхенской Академии наук: «Вопрос о технике». С этого начинается послевоенная карьера Хайдеггера. В 1955 произносит известную речь «Отрешенность» на юбилейных торжествах в честь Конрадина Кройцера в Мескирхе.
27 сентября 1959 Хайдеггеру присваивают звание почетного гражданина Мескирха.
В 1964 немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно публикует памфлет «Жаргон подлинности», содержащий критику философии Хайдеггера.
В 1966 Хайдеггер проводит первый семинар в Леторе. Продолжение этих семинаров в 1968, 1969 и 1973 годах (последний раз – в Церингене).
В 1975 выходит первый том полного собрания сочинений Хайдеггера. А 26 мая 1976 в возрасте 86 лет Хайдеггер умирает; 28 мая его хоронят в родном городе Мескирхе.
Биография писателя
Мартин Ха́йдеггер (нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889 — 26 мая 1976) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основопологающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.
Родился 26 сентября 1889 г. в городке Месскирхе. Получив воспитание в бедной католической семье, он мог учиться в гимназиях в Констанце и во Фрейбурге только благодаря стипендиям католических организаций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первые два года после гимназии Хайдеггер обучается на теологическом факультете Фрейбургского университета;
По рекомендации Германа Когена преподаватель философии университета Мартин Хайдеггер получил назначение в Марбург. Хайдеггер высоко ценил работу Наторпа «Platos Ideenlehre», Leipzig 1903. 1911 г. он переходит на философский факультет и заканчивает его в 1923 г. Он защищает две диссертации — «Учение о суждении в психологизме» и «Учение Дунса Скота о категориях и значении» Уже в то время можно говорить об известном влиянии на Хайдеггера феноменологии Э. Гуссерля.
По состоянию здоровья Хайдеггер был освобожден от военной службы во время первой мировой войны; с 1915 г., он работает приват-доцентом на теологическом факультете Фрейбурского университета.
В 1923 г. Хайдеггер получает пост в Марбургском университете, где преподает до 1928 года. В 1928 г. возвращается во Фрейбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля. В годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, особенно после выхода в 1927 г. трактата «Бытие и время». К этому периоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика». «О сущности основания» (все вышли в 1929 г.). Хайдеггер соглашается стать ректором Фрейбурского университета, вступает в НСДАП и принимает участие в разного рода политических кампаниях. Ректорские речи Хайдеггера 1933-1934 гг., вся его деятельность в тот период до сих пор вызывают яростные споры. Позднее он оставил пост ректора и отошёл от политической деятельности, оставаясь членом НСДАП до самого окончания войны).
В 1947 г. появляется «Письмо о гуманизме», в котором Хайдеггер четко отличает свое учение от экзистенциализма и от всякого новоевропейского гуманизма;В 1945-1951 гг. Хайдеггеру, как человеку, сотрудничавшему с нацистским режимом, запрещают преподавать. Работы послевоенного периода вошли в сборники «Лесные тропы» (1950), «Доклады и статьи» (1954), «Тождество и различие» (1957), «На пути к языку» (1959) и др. Выходят его курсы лекций «Что такое мышление?» (1954), двухтомник «Ницше» (1961) и многие другие труды.
Философия
Философские взгляды ученого отчасти развивались под влиянием Эдмунда Гуссерля, с которым он познакомился во Фрайбургском университете. В своей первой книге, которая получила название «Бытие и время», автор использует некоторые элементы феноменологии Гуссерля, но в то же время излагает собственные мысли о познании (гносеологии).
Ключевым понятием в философии мыслителя является Dasein, что описывается как бытие человека в мире. Оно доступно только в аспекте переживания, но не познания и не подлежит рациональному объяснению.
Поскольку, по мнению ученого, бытие хранится в языке, нужен новый способ его осмысления. Таким образом Хайдеггер развил направление онтологической герменевтики, которое позволит понять бытие интуитивно, раскрыть его таинственное содержание, не используя методы анализа и рефлексии.
Публикация «Бытия и времени» имела успех, и уже в 1928 году автор получил возможность сменить Гуссерля в кресле профессора философии Фрайбургского университета. Первую лекцию мужчина посвятил понятию метафизики, в раскрытии которого во многом ориентировался на идеи Фридриха Ницше. Позже он даже посвятил ему публикацию под названием «Ницше и пустота».
Не менее популярными стали статьи и книги автора, опубликованные в последующие годы, среди которых «Отрешенность», «Гегелева феноменология духа» и «Вопрос о технике», где раскрываются основные идеи философии Мартина.
Однако на их читаемость отчасти повлияла сомнительная репутация ученого, которая закрепилась за ним после прихода к власти нацистов во главе с Адольфом Гитлером. Хайдеггер получил пост ректора Фрайбургского университета, вступил в НСДАП и произнес несколько речей, которые позволяют сделать предположение о его поддержке нацистских идеалов.
В пользу этого свидетельствуют записи в «Черных тетрадях», в которых исследователи биографии мужчины обнаружили антисемитские высказывания. В 1934 году он неожиданно подал в отставку с ректорского поста, а после войны был отстранен и от преподавательства из-за подозрений в приверженности идеям нацизма.
Запрет был снят только в 1951 году, после чего мужчина сумел восстановиться в качестве профессора. Незадолго до этого он опубликовал «Письмо о гуманизме», которое содержало пояснения философских идей для французских читателей.
Женитьба и дружба с Гуссерлем
Отчуждение от католичества вызывает еще и брак Хайдеггера. Он женился на лютеранке Эльфриде Петри, дочери прусского офицера, которая была раньше его студенткой. Жена сразу же сочла супруга гением и всегда помогала ему в работе, играя роль секретаря. Правда, Мартин был вынужден все время убеждать семью и близких, что Эльфрида вот-вот перейдет в католицизм. В 1919 и 1920 годах у них родилось двое сыновей – Георг и Герман. Чтобы зарабатывать деньги, Мартин Хайдеггер, основные идеи которого как раз начали выкристаллизовываться, читает лекции для студентов-теологов. Но те считают его заумным и не понимают, а вот молодые люди со светских факультетов с удовольствием к нему ходят. Философ все больше увлекается феноменологией. Он завязывает личную переписку с Гуссерлем и покоряет мэтра своим обаянием. Их дружба длилась более десяти лет, послужив огромной поддержкой для молодого философа. Хайдеггер становится ассистентом Гуссерля, который преподает курс феноменологии в Карлсруэ. Его миссия — ввести студентов в курс дисциплины. Но уже из вводных лекций видно, что он начинает осмысливать феноменологию по-своему.
Профессор
В это время он уже формально порывает с церковью. Жена Хайдеггера отказывается крестить ребенка по католическому обряду. Он пишет письмо своему бывшему куратору Кребсу. Там он открыто заявляет о том, что исследования привели его к неприятию католической системы, а вот христианство и метафизика обрели для него новый смысл. В это время Марбургский университет ищет кандидата на должность экстраординарного профессора. Гуссерль дает ему положительную рекомендацию. Его материальное положение укрепляется, но сам маленький городок, куда философ вынужден переехать, его раздражает. Он поселяется в сельской местности Тоднауберг, в горном шале. Гениальные идеи Мартина Хайдеггера начинают рождаться именно здесь. Прогулки по лесу, чистый воздух, поездки в Гейдельберг и новая дружба с Карлом Ясперсом поддерживают его дух. Но он никак не может получить должность ординарного профессора, а отношения с коллегами, за исключением протестантского теолога Бультмана, складываются очень плохо. В этот период 1925-1927 годов он пишет «Бытие и время».