1990-е годы
На волне Перестройки Фазиль Искандер стал народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989), но крайне негативно отнесся к идее выхода Абхазии из состава Грузии. Согласно воспоминаниям литературоведа Станислава Рассадина, сам Фазиль Искандер так рассказывал об этом периоде:
«Да, это было ужасно! Внушало ужас само присутствие там. Я не пропускал заседаний. Вообще все говорили: как только меня покажут по телевидению, я сплю. Это было близко к истине… Правда, когда мне предложили стать депутатом, я отказался, но земляки стали напирать на мои патриотические чувства. А я не скрывал от них, что я против отделения Абхазии от Грузии, что надо сосредоточить свои силы на решении экономических задач внутри нашей автономной республики, развивать демократию и больше ничего не менять. Я напоминал, как болезненно этот вопрос воспринимается даже в Европе: баски в Испании, ирландцы в Англии… Сказать все это было очень непросто, но я был уверен, что другого пути нет, что всякий другой путь – в кровавый тупик… Как и вышло. Впрочем, ни один народ никогда не прислушивается к мнению своих писателей» .
После самороспуска Верховного совета в 1991 году, Ф.Искандер больше не принимал участия в политике. А накануне и в годы грузино-абхазской войны открыто не поддержал он и лидеров тогдашней Абхазии, чем вызвал разочарование у Владислава Ардзинбы .
Зато в эти же годы Ф.Искандер активно участвовал в различных советах и комиссиях по культуре и правам человека, где к его мнению прислушивались. Он был сопредседателем секретариата правления Союза писателей СССР (1991), членом комиссии по правам человека (до 1996) и по помилованиям при президенте РФ (до 2001), вице-президентом Российского ПЕН-клуба (1989), член редколлегий журналов и альманахов «Континент», «Академические тетради», «Круг чтения», журналов «Знамя», «Юность», «Дружба народов», «Читающая Россия» и др.
биография
Ранние годы
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в космополитическом портовом городе. Сухуми, Грузия (тогда часть СССР ) для Иранский отец (Абдул Ибрагимович Искандер) и Абхазский мать (Лейли Хасановна Искандер). Его отца депортировали в Иран в 1938 г. и отправлен в исправительно-трудовой лагерь, где скончался в 1957 г. Его отец стал жертвой Иосиф Сталин с политика депортации национальных меньшинств Кавказ. В результате Фазиль, его брат Фередун и его сестра Джули были воспитаны его матерью. Абхазский семья. Фазилю тогда было всего девять лет.
Карьера
Самый известный интеллектуал Абхазия,[нужна цитата ] он впервые стал известен в середине 1960-х годов вместе с другими представителями движения «молодой прозы», такими как Юрий Казаков и Василий Аксёнов, особенно за его, пожалуй, лучшую историю,Созвездие козлотура (1966), которые переводятся по-разному как «Созвездие Гоатибекса», «Созвездие козла-бизона» и «Созвездие Капритаавра». Он написан с точки зрения молодого журналиста, который возвращается в родную Абхазию, присоединяется к сотрудникам местной газеты и оказывается вовлеченным в рекламную кампанию, посвященную недавно произведенному сельскохозяйственному животному, помеси козел и Западно-кавказский тур (Capra caucasica); «замечательная сатира Лысенко генетика и Хрущев сельскохозяйственных кампаний, он подвергся резкой критике за то, что он показал Советский Союз в плохом свете ».
Он, вероятно, наиболее известен в англоязычном мире благодаря Сандро Чегемский, а пикареский роман повествует о жизни вымышленного абхазского села с начала ХХ века до 1970-х годов, что вызвало похвалу автора как «абхазского Марка Твена». Юмор мистера Искандера, как и юмор Марка Твена, имеет тенденцию подкрадываться к вам, а не бить вас по голове. Это бессвязное, забавное и ироничное произведение рассматривалось как образец магический реализм, хотя сам Искандер сказал, что «латиноамериканский магический реализм в целом его не интересовал». По частям романа снято пять фильмов.
Искандер дистанцировался от абхазских сепаратистских стремлений в конце 1980-х годов и критиковал их обоих. Грузинский и Абхазский сообщества Абхазия за свои этнические предрассудки.[нужна цитата ] Он предупредил, что Абхазия может стать новым Нагорный Карабах.[нужна цитата ] Позже Искандер жил в Москва и был писателем для газеты Культура.[нужна цитата ]
3 сентября 2011 г. установлен памятник литературному герою Искандера. Чик был представлен на Сухуми Набережная Мухаджира.
Творчество[ | ]
Смех Искандера естествен, как реакция самой жизни на неестественную формальность официоза. Смех вскрывает и убивает фальшь, глупость и самодовольство тех, кто мнил себя наделённым властью над детьми, блаженными и коровами. Ho этот смех лишён назидательности, нравоучительства. Если хотите — плутовской смех, весёлый обман лжи, надувательство лицемерия. Он уничтожает, утверждая. Этот смех целителен и спасителен, ибо трагические обстоятельства времени столь сильны, что человека без ободряющего присутствия смеха охватили бы отчаяние и безнадёжность. Смех побеждает ложь, предательство, даже смерть.
Наталья Иванова, литературовед Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.
Роман-эпопея «Сандро из Чегема», полный текст которого состоит из 32 глав и почти 1100 страниц, был урезан советской цензурой на две трети. В журнале «Новый мир» (1973, № 8—11) были фрагментарно опубликованы выдержки из романа, объёмом 240 журнальных страниц. Полный текст вышел в США: издательство Ann Arbor, в 1979 и 1981 годах, в СССР издан полностью в трёхтомнике в 1989 году. Роман включает в себя цикл новелл о старом дяде Сандро из горной кавказской деревни, образ которого близок персонажам абхазского фольклора. Новеллы составляют вместе нечто вроде современного плутовского романа, в котором нет сквозного действия, а в сатирическом ключе описываются тематически близкие эпизоды из разных времён — от предреволюционных до современных. Жанр произведений Искандера некоторыми литературоведами определялся как «магический реализм
» или «мистический реализм ».
Сюжет многих сочинений Искандера разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. Вольфганг Казак отмечал, что Искандер-прозаик отличается богатством воображения. «Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности». Многим произведениям Искандера присущ стереоскопический «двойной взгляд»: глазами взрослого и глазами ребёнка, когда повествование много пережившего рассказчика перемежается с его воспоминаниями из дня сегодняшнего своего детства и тогдашнего видения мира.
Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера — понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, любовь к земле, уважительное отношение к смерти и покойным. К числу «красных нитей», пронизывающих творчество Искандера, литературоведы относят «распад человечности, забвение веками складывавшейся народной этики», утрату добродетели в погоне за утилитарными выгодами, гибель и разрушение рода, равнодушие людей к будущему народа. Движущей же силой самосохранения человека в жестокое время нравственных утрат и духовного порабощения («Кролики и удавы») являются саркастичный, временами язвительный оптимизм, ни на миг не затихающее в произведениях Искандера противоборство «смех против страха
». И плутовской, по определению самого писателя, смех всегда побеждает: у Искандера почти нет произведений с трагическим и безысходным финалом.
В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен
».
Книги Искандера переведены на десятки языков мира.
Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.
Примечания[ | ]
- Искандер Фазиль Абдулович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135″>
- ↑ 12 L’écrivain Fazil Iskander est mort — Paris: 2020. — 364240 экз. — ISSN 0395-2037
https://wikidata.org/wiki/Track:P5558″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q90″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q12461″>
- ↑ 123 Искандер Ф. А. — биография
- Елена Егерева. Правила жизни Фазиля Искандера(неопр.) . Esquire (18 февраля 2007).
- Фазиль из Чегема
- ↑ 1234 Вести. Ru, 2 августа 2020 Проститься с Искандером приехал президент Абхазии
- Искандер Фазиль Абдулович / Н. Б. Иванова // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 721. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
- ↑ 123Наталья Иванова, литературовед. Фазиль Великолепный(неопр.) . Абхазская интернет-библиотека (2011). Проверено 13 августа 2016.
- Наталья Иванова. Сон разума рождает чудовищ
- Творец Чегема: 75-летие Фазиля Искандера // Радио Свобода
- Иерусалимский журнал 2008, 29. Татьяна и Сергей Никитины. Заочный роман с писателем Фазилем Искандером
- Наталья Иванова. Фазиль Великолепный. Смех против страха
- ↑ 12Лидия Графова : Фазиль Искандер: Сохранить чистоту своей совести при Советской власти было легче, чем сегодня // Российская газета
- Российская газета, 31 июля 2020. Павел Басинский. Фазиль из Чегема
- Ольга Масюкевич : Фазиль Искандер: Прозы нет, зато приходят рифмы // Российская газета
- Не сочти себя небожителем, а равным среди равных (неопр.) . Абхазия, № 1 — 1995 (1 января 1995). Проверено 21 ноября 2016.
- Рассадин С.Б. Книга прощаний. М., 2004. С.188-189
- Искандер Фазиль Абдулович. 1990-е годы
- Проблема / Ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии.
- Znak, 31 июля 2020. Русский писатель, много воспевавший Абхазию
- Ведомости, 31 июля 2020 г. Путин выразил соболезнования семье и поклонникам Фазиля Искандера
- Вести. Ru, 2 августа 2020 г. Писатель Фазиль Искандер похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве
- Росбизнесконсалтинг, 2 августа 2020 года. В Москве похоронили писателя Фазиля Искандера
- Биография Фазиля Искандера (рус.), РИА Новости (20160731T1400+0300Z). Проверено 24 апреля 2020.
- Указ Президента РФ от 29 сентября 2004 г. № 1248 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Искандера Ф. А.».
- Указ Президента РФ от 3 марта 1999 г. № 291 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Искандера Ф. А.».
- Указ Президента РФ от 13 марта 2009 г. № 269 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ IV степени Искандера Ф. А.».
- Объявлены лауреаты Государственной премии Российской Федерации 2013 года
- Фазиль Искандер награждён высшим орденом Абхазии
- Почётные члены Российской академии художеств — И
- Вручены Бунинские премии 2013 года (неопр.) . Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение (2013). Проверено 24 октября 2013. Архивировано 31 октября 2013 года.
- Ильинский И. М. Служители русского Слова и Речи // Знание. Понимание. Умение : журнал. — 2013. — № 4. — С. 3–4. — ISSN 1998-9873.
- Библиотека #202
- РУСДРАМу присвоено имя Фазиля Искандера (неопр.) . Спутник-Абхазия (6.03.2017).
Интересные ответы
- Земноводные — сообщение доклад (2, 3, 7 класс. Окружающий мир. Биология) Земноводные явились первыми на Земле существами, вышедшими из воды и поселившимися на поверхности. Эти животные зародились миллионы столетий назад из кистеперых рыб
- Растения
- Ирландия — сообщение доклад Ирландия — островная страна на самом западном краю Европы. Это второй по величине остров континента (после Великобритании)
- Свойства металлов — доклад сообщение Наша планета обладает огромными залежами различных полезных ископаемых, что, конечно же, не может нас не радовать. Благодаря данным полезным ископаемым человек смог добиться достаточно многого, ведь
- Геракл — доклад сообщение Геракл является одним из самых ярких и известных мифологических героев. Он был наделен огромной нечеловеческой силой, совершил необыкновенные подвиги.
Мальчик и война
Мальчик случайно слышит разговор взрослых о войне в Абхазии (имеется в виду грузино-абхазская война 1992 года). Мальчик растерян и огорчен. Он помнит, как вместе с отцом отдыхал на приветливом побережье Черного моря, какими добрыми и гостеприимными были живущие там люди. И вот в одночасье мирная жизнь исчезает, сменяется беспощадной, изуверской бойней. Взрослые не знают, что мальчик их слышит, поэтому обсуждают такие ужасные вещи, о которых при детях не говорят.
Рассказ делится на две части. Сначала мальчик впитывает в себя страшные картины несправедливой, бессмысленной войны. А потом начинает размышлять над услышанным и задает трудные вопросы своему отцу. «В сознании мальчика внезапно рухнуло представление о разумности мира взрослых». Он задумался, пожалуй, над самым болезненным и трудным вопросом в истории человечества: «Существует ли нравственное развитие? Добреют ли люди с течением времени или становятся все хуже и хуже?» Фазиль Искандер и сам ищет честные ответы вместе с героем. И несмотря на весь трагизм и безжалостность реальности доказывает себе и читателю, что добро неистребимо.
«Даже если человек и произошел от обезьяны, что сомнительно, так это доказывает способность к прогрессу обезьян, а не человека».
Биография и очерк творчества
Родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, больше его Фазиль никогда в жизни не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации повести «Созвездие Козлотура».
https://youtube.com/watch?v=zLlusoItFHw
Виктория Токарева. Она написала себе роль. 4 серия
Все видео
Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос о детстве «Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», повесть-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.
Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.
Печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя».
В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.
В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века».
Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов. Политикой никогда не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался.
Сам Искандер восхищается поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.
В 2011, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».
Литературное творчество
В том же 1962 году Ф.Искандер переехал в Москву – и, как оказалось, навсегда. Признание читателей и писательскую славу Фазилю Искандеру принесла сатирическая повесть «Созвездие Козлотура», опубликованная в августе 1966 года в либеральном журнале «Новый мир», который в те годы возглавлял поэт и журналист Александр Трифонович Твардовский. В 1970 году повесть вышла отдельной книгой.
«Созвездие Козлотура» — превосходный образец сатиры, высмеивающий советское общество, селекционные опыты советского мичуринского агробиолога Трофима Лысенко и сельскохозяйственные кампании администрации Никиты Хрущева. Александр Твардовский дважды (1966, 1968) выдвигал повесть на Государственную премию по литературе, но книгу, полную острой политической сатиры, партийные критики от литературы, естественно, не пропустили .
В следующие годы Ф.Искандер выпустил несколько сборников рассказов: «Тринадцатый подвиг Геракла» (1966) и «Запретный плод» (1966). Отдельные рассказы — «Начало» (1969), «Лов форели в верховьях Кодора» (1969), «Летним днем» (1969), «Письмо» (1969), «Встреча в поезде» (1969), «Бедный демагог» (1969) – выходили в журналах «Юность» и «Новый мир».
В 1973 году в «Новом мире» (№ 8-11) стали публиковаться отдельные новеллы из самого главного произведения Ф.Искандера – «Сандро из Чегема» . Даже журнальный вариант романа, несмотря на то, что он был сильно исковеркан цензурой, давал представление о философской глубине эпопеи, «воспевающей поэзию народной жизни». Это одновременно и драма, и притча, и сказка, и анекдот.
История Сандро, его родственников и жителей горного села Чегем начинается в дореволюционном прошлом и разворачивается в период сталинских репрессий и коллективизации. В повествовании, помимо отдельных вымышленных персонажей и целых народностей (кенгурцев и эндурцев), играют свою роль реальные исторические фигуры (Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Нестор Лакоба), а действие происходит в отчасти реальных, отчасти вымышленных декорациях – горном селе Чегем, Мухусе (псевдоним Сухума), Батуме и Кенгурске .
Полностью роман был опубликован в переводе на английский язык в американском издательстве русской литературы Карла и Эллендеи Профферов «Ардис» (1979, 1981). Роман был высоко оценен американскими литературными критиками, которые сравнивали художественный подход Ф.Искандера со стилем М.Твена, У.Фолкнера и Г.Г.Маркеса . Впервые полностью на русском языке роман был издан в только период Перестройки – в 1989 году .
В тот же год, когда роман был издан на Западе, Ф.Искандер принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», где свои произведения опубликовали 22 русских писателя – Белла Ахмадулина, Василий Аксенов, Юз Алешковский, Виктор Ерофеев. В сборнике, который появился в самиздате, были напечатаны два сочинения Ф.Искандера — повесть «Маленький гигант большого секса» и рассказ «Возмездие». Одна из копий «Метрополя» была переправлена за пределы СССР и переиздана в «Ардисе». Авторы-участники альманаха подверглись гонениям, некоторые были вынуждены эмигрировать. Ф.Искандер не был исключен из Союза писателей, но попал в «черные списки» и на несколько лет был практически отлучен от публикаций в советских литературных журналах.
В связи с этим опытом новая философская повесть-притча «Кролики и удавы» была написана Ф.Искандером в совершенно другой форме – в духе и стилистике мировой антиутопии XX века. Это едкая сатира на общество, которое с благословения своего Короля-диктатора соглашается на противоестественный и каннибалистский «общественный договор». «Кролики и удавы» – это книга о природе власти, держащейся на лжи, насилии и неподготовленности человека к тому, чтобы «жить правдой». Книга создавалась ради избавления «человека идеологизированного» всех времен и народов, одновременно жертвы и палача, кролика и удава. Неудивительно, что повесть, впервые опубликованная в издательстве «Ардис» в 1982 году, смогла увидеть свет в России только в период Перестройки, появившись в журнале «Юность» (1987).
Со второй половины 1980-х сочинения Ф.Искандера вновь начинают печатать. В эти годы выходят рассказы «Защита Чика» (1983), «Бармен Адгур» (1986), «Чегемская Кармен» (1986), повесть «Сумрачной юности свет» (1990), роман «Человек и его окрестности» (1993). По книгам Фазиля Искандера ставят спектакли и снимают фильмы («Чегемский детектив», «Мосфильм», «Грузияфильм», 1986; «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», киностудия им.М.Горького, 1989), а их автора награждают престижными наградами. Среди них — Государственная премия СССР (1989), премия имени А.Д.Сахарова «За мужество в литературе» (1991), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1992) и др. .
Литература
- Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. — М.: Советский писатель, 1990. — 320 с.
- Рассадин Ст. Игра и тайна в книгах Фазиля Искандера // Литературная газета. 1990. 1 августа (№ 31).
- Ермолин Е. Твердь: мироздание по Искандеру // Континент. — 2004. — № 2. — С. 377-389.
- Большев А. О. Искандер Фазиль Абдулович // Русская литература XX века / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: ОЛМА-Пресс Инвест, 2005. — Т. 2: З—О. — С. 111—113. — 719 с. — ISBN 5-94848-262-6.
- Ермолин Е. Эдельвейсы с Ошхамахо // Континент. — 2009. — № 1 (139). — С. 12.
- Рассадин Ст. Фазиль, или оптимизм. — В кн.: Рассадин Станислав. Книга прощания. Воспоминания. М., «Текст», 2009. С. 41 — 42.
- Жолковский А. Пантомимы Фазиля Искандера. — В кн.: Жолковский А. Очные ставки с властителем. Статьи о русской литературе. M.: Издательство РГГУ, 2011. С. 219 — 227.
- Выгон Н.С. «День жизни отличать от ночи», или Фазиль Искандер // Преподаватель XXI век. — 2012. — № 4, ч. 2. — С. 355-361.
- Денисенко В.А. Александр Солженицын и Фазиль Искандер: об одном неучтенном источнике философской сказки «Кролики и удавы» // Политическая лингвистика. — 2014. — № 4 (50). -С. 231-236.
- Сарнов Б.М. Красные бокалы: Булат Окуджава и другие. — М.: АСТ, . – 476 с.
- Жолковский А. «Летним днем». Эзоповский шедевр Фазиля Искандера // Новый Мир. 2015. №4.
- Жолковский А. Семиотика власти и власть семиотики: «Пиры Валтасара» Фазиля Искандера // Звезда. — 2015. — № 10. -С. 248-261.
- Искандер М. Искандер и его окрестности // Story. — 2016. — № 1/2. — С. 96-108.
- Ермолин Е. Последние классики. М.: Совпадение, 2016. — ISBN 978—2.
- Гальперин И. Созвездие Чика // Журналист. — 2016. — № 9. -С. 6-7.
- Кнорре К. Человек солнечного дара // Православие и мир . – https://www.pravmir.ru/chelovek-solnechnogo-dara/
- Новодворская В. Задумавшийся из Чегема // Новое время . — https://newtimes.ru/articles/detail/79940
- Романенко А.П. Иронический эпос Фазиля Искандера: особенности идиостиля // Киберленинка . – https://cyberleninka.ru/article/v/ironicheskiy-epos-fazilya-iskandera-osobennosti-idiostilya
- Старовойтенко Н. Вышли мы все из Чегема // Новое время . — Режим доступа: https://newtimes.ru/articles/detail/2927
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN -8.
Краткая биография Фазиля И. для детей
Вариант 1
Искандер Фазиль родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Искандер Фазиль поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. В 1954–1956 работал журналистом в Брянске (газета «Брянский комсомолец») и Курске (газета «Курская правда»). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990‑х. В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой. Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело».
Через шесть лет появляются два его новых рассказа – «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5‑томник «Библиотеки произведений советских писателей». Печатался в журналах «Литературная Абхазия», «Юность», «Новый мир», «Неделя». Фазиль Искандер — лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии «Триумф» (1999). Живет в Москве. Фазиль Абдулович Искандер скончался от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино на 88‑м году жизни.
Вариант 2
Фазиль Абдулович Искандер – советско-российский писатель, прозаик и поэт, публицист и сценарист. Наиболее известные произведения – «Сандро из Чегема», «Детство Чика», «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы». Родился 6 марта 1929 года в городе Сухуми, Абхазия. Отец будущего писателя был иранцем, ранее владеющим кирпичным заводом. В 1938 году его депортировали из страны, и Искандер Фазиль больше никогда его не видел.
Воспитывался матерью – уроженкой Абхазии, и ее родственниками. Искандер Фазиль учился в русской школе, которую окончил с золотой медалью. Затем он поступил в Библиотечный институт в Москве, где проучился три года. Впоследствии писатель окончил Литературный институт им. А. М. Горького.
С 1954 года Ф. Искандер работал в периодических изданиях Брянска и Курска, а в 1956 году он перебрался в родной Сухуми, где стал редактором абхазского отделения Госиздата. Там он проработал до начала 1990‑х, а затем снова переехал в Москву. Первый рассказ Искандера появился на страницах журнала «Пионер» в 1956 году, а через год вышла в свет его первая книга стихов. Это был сборник «Горные тропы». Его стали печатать в таких журналах, как «Юность», «Литературная Абхазия», «Новый мир». С 1962 года он влекся прозой. Первое произведение, принесшее ему известность – это повесть «Созвездие Козлотура» (1966).
Затем один за другим появились роман-эпопея «Сандро из Чегема», повесть-притча «Кролики и удавы», рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» и другие произведения. Сюжет многих рассказов писателя разворачивается в абхазском селе Чегем, где прошло детство писателя. Ф. Искандер – лауреат многих премий, в том числе Пушкинской, премии «Триумф». В 1987 году он был членом жюри в КВН на финальной игре Высшее лиги. На постоянной основе писатель проживал в Москве. Как общественный деятель он часто выступал в защиту малочисленных народов и являлся старейшиной московской абхазской диаспоры. С 1960 года писатель был женат на Антонине Хлебниковой и имел двух детей (сына и дочь).
Умер 31 июля 2016 года. Похоронен в Новодевичьем монастыре на Новодевичьем кладбище.
Вариант 3
Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми (Абхазия). В 1938 году отца будущего писателя выслали из советской страны. С детства Искандер Фазиль увлекался чтением, проявлял литературные способности. После окончания школы Искандер поступил в Московский библиотечный институт, но в 1951 году перевелся в Литературный институт им. А. М. Горького. После окончания института Искандер Фазиль стал работать на поприще журналистики.
Затем стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Сотрудничал с различными журналами, в том числе с «Литературной Абхазией», «Юностью», «Новым миром», «Неделей». Перу Фазиля Искандера принадлежат следующие произведения: «Горные тропы», «Доброта земли», «Зеленый дождь», «Дети Черноморья», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Запретный плод», «Начало», «Летним днем», «Письмо», «Бедный демагог», «Морской скорпион», «Детство Чика» и многие другие. Некоторые произведения писателя были экранизированы. В 1993 году Фазилю Искандеру была вручена Пушкинская премия. В 1999 году писатель получил премию «Триумф».
Умер 31 июля 2016 года. Похоронен в Новодевичьем монастыре на Новодевичьем кладбище.
Это интересно: Уэйн Руни (биография)
О смехе
Я видела Фазиля Абдуловича в разных ситуациях – и во время истории с «Метрополем» (самиздатовский литературный альманах, вышедший в 1979 году в Москве тиражом 12 экземпляров. Среди авторов – Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Евгений Рейн, Андрей Вознесенский, Генрих Сапгир, Фазиль Искандер и другие. Авторы подверглись гонениям и травле. – Ред.) Всех, кто принял участие в «Метрополе», перестали печатать, кто-то из них вышел из Союза писателей, как Липкин и Лиснянский, кто-то нет, Фазиль Абдулович не вышел, но его не печатали, и на что они с семьей жили, я не знаю.
А потом я услышала в доме творчества, как Фазиль читает свои рассказы и поняла, что, несмотря ни на какие ограничения, его работа, личность и талант развиваются. Но как они развивались? Он вошел в литературу как человек солнечного дара, и, несмотря на его пессимизм, иногда скрываемый, иногда нет, это была абсолютно солнечная проза.
И роман «Сандро из Чегема», несмотря на то, что там прочитывалось очень многое про отвратительные страницы нашей истории, все-таки был написан очень смешно – недаром я назвала свою книжку о Фазиле «Смех против страха».
Я не согласна с тем, что это был юмор – как раз юмора там фактически нет, но есть радость, ирония, сарказм, даже издевка, и его смех можно было сравнить со средневековым смехом, который исследовал Бахтин, что я и сделала в своей книге, потому что это была прямая линия из средневековья в нашу современность.
Смеховое начало у Фазиля произрастает из народной абхазской культуры, и его герои, как Сандро – отчасти шуты, отчасти герои, как Дон Кихот и Санчо Панса в одном лице. Более того, сам пейзаж его прозы – это пейзаж золотого века, средиземноморья, общей купели, из которой вышло человечества.
У него не столько национальный колорит – хотя его произведения очень национально окрашены, — сколько абсолютно всечеловеческий, и в одном из его рассказов есть картина, как люди купаются на пляже, освещенные косыми лучами заходящего солнца, разговаривают – это портрет человечества, вышедшего из пены морской. Так его герои выходят из Черного моря в Сухуми, потом пьют вино, играют в карты, в нарды, в шахматы.
Герои Искандера разговаривают не шутками и не анекдотами – они разговаривают рассказами. Каждый из них наделен способностью замечательного короткого и выразительного рассказа, где прячется какая-то смеховая история – и все это складывается в очень невеселую картину нашей истории.
Тем не менее, когда он пишет о Гражданской войне, он пишет об этом очень смешно – о каких-то деревянных танках, которые забирались в ущелья, пишет смешно о царизме, о принце Ольденбургском – с этого начинается «Сандро из Чегема».
Все это складывается в удивительную и многоголосую, говоря бахтинским языком, полифоническую мозаику. И в этот радостный, искрящийся, средиземноморский, полифонический мир вторгается история нашей Российской империи и Советского союза.
Фото: Александр Поляков/РИА Новости
Детство и юность
Фазиль Абдулович родился весной 1929-го в Сухуми. Дед Ибрагим Искандер, иранец по происхождению, основал один из первых абхазских кирпичных заводов. Продукцией предприятия были застроены улицы города. Ибрагим женился на местной девушке Хамсаде, которая стала управлять обширным хозяйством после смерти главы семьи.
Фазиль Искандер
Старший сын Абдул-Керим женился на Лели Хасановне Мишелия. Мать писателя – абхазка, родом из поселка Чегем. Красоты и людей малой родины Искандер воспел в рассказах «Сандро из Чегема». В браке появились дочь Гюли и сыновья Фазиль и Фири. В девятилетнем возрасте Фазиль остался без отца – того выслали в Иран, и больше они не виделись. Будущего писателя вырастили мамины родственники.
В Чегеме был колхоз, выращивающий виноград, табак и кукурузу, работала восьмилетняя школа. После войны, на полях которой осталось почти все мужское население, и в горах стало трудно жить, семьи начали переселяться в близлежащее крупное поселение Джгерду. Отток усилился, когда в школе вместо преподавания на абхазском языке ввели обучение на грузинском. Дети, доучившись до 8 класса, перебирались в город Ткварчал или вовсе уезжали.
Фазиль Искандер в молодости
Произведения писателя — во многом иллюстрация его собственной биографии, поэтому Искандер не писал мемуаров. Фазиль с отличием закончил русскую школу, по окончании которой поехал в Москву поступать на философский факультет университета. Историю о том, как золотой медалист не прошел в МГУ, оскорбившись замечаниями экзаменаторов насчет национальности, писатель изложил в фабуле рассказа «Начало».
Там же Фазиль пояснил, почему стал студентом Библиотечного института, откуда вскоре перевелся в кузницу отечественных литераторов – Литературный институт имени Горького: