10 самых известных картин эдгара дега

Балет и танцовщицы

Тяжелую работу балерин, упорные, изматывающие репетиции, чаще чем празднество спектакля изображал Дега в пастелях и рисунках. Не царицы сцены, а усталые ее поденщицы смотрят с полотен мастера. Струящийся свет рампы, полупрозрачный ореол балетных пачек с резким контрастом — сильные, даже грубые мускулистые ноги, простолюдные лица “нимф” и “сильфид”.

Отношение Дега к “богиням сцены”, его даже насмешливое восхощение ими звучит и в сонетах:

Эдгар Дега.Звезда. Танцовщица на сцене.1878 г.Эдгар Дега.Зеленая танцовщица.1879 г.

Картина “Голубые танцовщицы”

Худенькими девочками с торчащими лопатками на спине прибегают танцовщицы Дега на сцену, и торжественные заученные улыбки уже начинают играть на их личиках. И хотя профессиональные навыки часто подчиняют себе индивидуальность моделей, художник никогда не подчеркивает их калечащее влияние на человека, деформирующее его личность. Свет рампы, звуки музыки одухотворяют танцовщиц, движения балерин становятся не вульгарными, а пленительными. Загадочно темнеют глаза. Легкие, колеблющиеся, нервные штрихи пастели мерцают и искрятся.

Художник подчиняется колдовству сцены, восхищаясь красотой зрелища, возникающего перед ним. И забывает, что “создают цариц лишь грим да расстоянье”. Рука мастера рождает шедевр, поражающий тончайшей гармонией линий, цвета, света и жестов. Речь идет о “Голубых танцовщицах”, которые являются гордостью собрания Государственного музея А.С.Пушкина (г.Москва).

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г.

Тонкая чистая линия

Дега родился в обеспеченной семье. Его отец был преуспевающим банкиром, а мать — дочерью хлопкового брокера. Детей в семье было пятеро, и отец хотел, чтобы его дело унаследовал первенец, Эдгар. К слову сказать, будущий художник изначально носил фамилию де Га, так как семья отца имела аристократические корни, но позже сменил ее на более демократичную, не столь вызывающую.

Эдгар Дега «Автопортрет» (1854-1855)

Хотя ему прочили карьеру юриста, Эдгар с детства проявлял желание стать художником; в юриспруденции и банковском деле он ничего не понимал. Договориться с отцом оказалось непросто, но юноша сумел добиться разрешения заняться живописью.

Сначала он обучался в лицее Луи-ля-Гран, делая основной упор на рисование. Долгие часы проводил в Лувре, копируя рисунки мастеров, и достиг в этом значительных успехов. Дега вообще был склонен к перфекционизму.

Позже его друзья шутили, что, если у него не отобрать картину, он никогда не закончит работу над полотном, постоянно внося в него какие-то изменения в стремлении к совершенству.

В 1855 году Эдгар поступил в Школу изящных искусств, оказавшись по итогам вступительного конкурса только в начале четвертого десятка. Дега выбрал мастерскую художника Ламота, ученика самого Энгра, которым Эдгар восхищался и которого ему довелось встречать у знакомых. Линия, четкая и ясная, форма, строго очерченная этой изящной линией, — вот что лежало в основе метода Энгра и его последователей. И это стало для Эдгара внутренним мерилом собственного творчества.

Жизнь в движении

Хотя Дега стал одним из основоположников импрессионизма, сам он любил называть себя «реалистом в искусстве». Он интересовался современной жизнью во всех ее подробностях. Но в отличие от других импрессионистов, не стремился к «живописи чистого воздуха» (во многом, правда, из-за того, что у Дега диагностировали «отслоение сетчатки» и он не мог долго находиться на улице). Он выискивал камерные сюжеты и переносил их на полотно до мельчайших подробностей. Если бы Дега жил в наше время, а в руках у него вместо кисти была бы камера, он мог стать потрясающим документалистом.

Друзья художника вспоминали, как однажды Дега стащил в свою мастерскую разные принадлежности для мытья и стирки и нагнал натурщиц. Девушки должны были делать обычные дела, а художник лишь наблюдал. Только когда натурщицы раскрепостились, стали мыться, раздеваться и одеваться, Дега взялся за работу. Так из-под кисти художника вышла картина «Ванная». Сюжет выглядит настолько будничным и естественным, что картина больше похожа на фотографию.

Дега мастерски изображал движения в картинах. Именно на движение, а также на цвет ставил акценты художник. Он был очень изобретателен в плане поиска сюжета. Зацепить художника могли даже самые неживописные действия: женщина расчесывается, стрижет ногти, моет ногу и т.п.

Не пугали художника и неловкие позы. Парадокс, но Дега называли женоненавистником, хотя писал он преимущественно женщин. Такое нелестное мнение о художнике сложилось именно из-за того, что на многих его полотнах натурщицы изображены в «неудобный момент». Например, это картины «Женщину причесывают», «Педикюр», «Женщины на террасе кафе вечером».

Эдгар Дега «Педикюр», 1873 годМестонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция

В своем стремлении передать малейшие нюансы движения Дега, конечно, «отыгрался» на балеринах. Их он изображал танцующими и отдыхающими, красивыми и не очень, в одежде и без нее. Но все же кроме балерин у мастера есть огромное количество замечательных картин. Не зря, когда отец Дега умер и художнику пришлось распродать часть полотен для погашения долгов, он стал одним из немногих импрессионистов, чьи работы пользовались большим спросом.

Эдгар Дега

Дега (Degas) Илер Жермен Эдгар 1834 – 1917гг, французский живописец, график и скульптор. В 1855-56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854-59 подолгу жил в Италии; изучал искусство итальянского кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Дега к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей импрессионизма). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (“Женщины на террасе кафе”, монотипия, пастель, 1877, “Гладильщицы”, около 1884, оба произведения – в Музее импрессионизма); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетической значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Дега. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей импрессионизма), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880-90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством (“Голубые танцовщицы”,пастель, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В конце 1880-х – начале 1910-х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.

Голубые танцовщицы (1898)

Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.

Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.

Неклассический импрессионист

Термин «Импрессионизм» возник только в 1874 году после нашумевшей парижской выставки. Толчком стала картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (impression с фр. – впечатление). Но принципы направления формировались с 60-х годов XIX века, сторонники в эти годы уже группировались в кружки.

Дега не был типичным импрессионистом, в отличие от них он:

  • предпочитал закрытые пространства (хореографический класс, театр, кафе) и студийную работу,
  • не писал пейзажей, его излюбленными темами были балерины, прачки и скачки,
  • ставил превыше всего чёткий рисунок главного на картине, ничего не высветляя искусственно для придания ощущения праздничности,
  • не избегал чёрного цвета, его в работах предостаточно.

Но непринятием академизма и классицизма, а более всего своей удивительной и оригинальной передачей «впечатления» от увиденного, часто совершенно обыденного, Эдгар Дега безусловно импрессионист. Ощущение жеста и динамики – его конёк: неожиданные и даже неудобные для глаза «кадры», асимметрия объектов, персонажи, не подозревающие о художнике. К примеру, «Оркестр оперы» (1870): музыканты к зрителю спиной и в профиль, головы балерин на сцене просто «не поместились», основной цвет картины чёрный. Или «Звезда балета» (1876-1878), где прорисована только главная героиня, остальные частично видны из-за кулис и весьма расплывчато. Конечно, художник не импровизирует, композиции в его произведениях продуманы до мелочей. Впрочем, самому Эдгару Дега не нравилось стремление общества непременно причислить любого художника к определённому направлению в искусстве, с возрастом он старался соблюдать дистанцию от всех – был ярким и своеобразным индивидуалистом.

По лезвию ножа

Начиная с 1880-х годов Дега работал уже в совершенно самостоятельной манере, отдавая предпочтение пастели и темпере. Собственно традиции в этой технике не существовало, и художник смело экспериментировал: делал растушевку при помощи щетки, воды и собственных пальцев, добиваясь незаметных, плавных переходов текстуры и цвета.

Картины он писал сериями. В серии «В ателье модистки» он собрал картины, написанные после походов с дамами по шляпным магазинам. В этот период появились первые работы из серии «Обнаженные женщины за туалетом». Техника пастели позволяла живописцу добиваться желаемого эффекта минимальными средствами.

Эдгар Дега «Мытьё» (1886)

Как и многие художники того времени, Дега увлекся японской гравюрой, столь полно отражающей его художественный идеал — отсутствие глубокой перспективы, ограниченность в цвете, выверенную точность и пластичность контура. С другой стороны, он не упускал из виду и новаторский вид искусства — фотографию, у которой заимствовал неожиданные ракурсы и непривычные, словно случайно обрезанные по краям композиции.

Серия «Обнаженные за туалетом» просто шокировала современников художника. Изображение натурщиц в такой реалистичной манере, без всякой идеализации и прикрас, сочли вульгарностью. Но Дега был непреклонен: его задачей было передать движение, а рисуя специально позирующую женщину, сделать это невозможно.

Еще одной довольно обширной серией стали изображения конных скачек. Здесь художник искал все того же — движения, тонкой грани баланса, жизни в линии.

Однако любимой темой для Дега оставались театр и танец, особенно балет. Он почти не делал зарисовок с натуры, в балетных залах Дега наблюдал. Все свои впечатления он переносил на полотно уже в мастерской, по памяти, и считал такой метод единственно возможным: на картину должно попадать только то, что удержано памятью и осмыслено.

Легкость картин Дега — это легкость полета балерины во время спектакля. За этими отточенными, полными вдохновения движениями стоят часы и дни монотонного тяжелого труда, которого зритель никогда не увидит и не почувствует. Одним из главных шедевров Дега признана картина «Голубые танцовщицы» (1899). Признайтесь, вам казалось, что эти девушки танцуют? На самом деле они просто поправляют костюмы перед выходом на сцену. Но композиция выстроена так, что всё — руки, плечи, шеи танцовщиц — складывается в своеобразный танец. Удивительно и прекрасно!

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» (1899)

Профессиональные предпочтения

По мере роста Дега как живописца всё чаще средством создания прекрасных картин становится пастель. К тому же расцвет творчества мастера пришёлся на начало второй жизни некогда забытой техники. Она обладает ценными преимуществами: даёт свежие, вибрирующие и светящиеся тона, чистый цвет, бархатистую фактуру, позволяет быстро писать. Дега в работе применял собственные инженерные находки: менял красящий состав, воздействовал на отдельные участки картины паром для лучшей растушёвки. Именно благодаря технике пастели Дега подарил искусству совершенные по сочности, мерцанию и колориту произведения, настоящие завоевания живописи.

Гладильщицы.

Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.

Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” иявляются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.

Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым  обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.

Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.

***

Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.

Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.

Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Эдгар Дега. Начало творческого пути

Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был аристократом, из богатой семьи банкира (крайне редкое положение для художника XIX века). Его успешный отец Огюст де Га имел на сына большое влияние. Однако когда он узнал, что ради карьеры художника Эдгар бросил юридическое образование, протестовать не стал (де Га-старший, стоит отметить, и сам был большим любителем живописи).

Последовав совету художника Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.

Автопортрет, 1857 год. (holstshop.ru)

Портрет инфанты Маргариты кисти Веласкеса, который Дега копировал в Лувре, сблизил его с Эдуардом Мане. Когда началась франко-прусская война, художники, записавшись добровольцами, ушли на фронт. Во время стрельбищ стало известно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки — таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк. Там он и закончил войну.

Форма или цвет?

Оставив родительский дом, Дега переехал в мастерскую на Рю-де-Лаваль, в которой ему будет суждено прожить до конца своих дней. Теперь натура для него — повседневная жизнь, посетители кафе, парижане на прогулке, певицы и танцовщицы из дешевых кабаре. С 1870-х годов художник начал экспериментировать с техникой пастели. Естественное и органичное сочетание живописи и графики крайне привлекало Дега. Он сам называл себя «колористом посредством линий». Его манеру невозможно не узнать — легкая, эскизная, но при этом удивительно точная и пластичная в рисунке, она сразу, же приобрела своих почитателей и подражателей, самым известным из которых стал Тулуз-Лотрек.

Эдгар Дега «Скаковые лошади перед трибунами» (1869-1872)

Дега был активным членом «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, графиков и пр.», постоянно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив лишь одну (в 1882 году). Критики упоминали его вместе с Моне, Ренуаром и Сислеем, но на самом деле в группе этих художников Эдгар Дега стоял особняком. Импрессионисты ставили во главу угла цвет, Дега — рисунок. И это противоречие не имело решения. Постепенно зревший конфликт привел, в конце концов, к расколу группы. К Дега присоединились художники более молодого поколения: Видаль, Кэссет, Руар, Тил-ло. В сущности, назвать Дега импрессионистом можно лишь очень условно, его творческие искания лежали за гранью этого направления — там, где позже зародится мощное течение постимпрессионизма.

Особенно ярко противостояние «рисовальщика» Дега «колористам» лагеря Моне отразилось в картине «Любители абсента» (1876).

Гладильщицы (1884–1886)

Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки. Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей. Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.

Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.

2

Смерть до смерти

Дега заслужил славу мизантропа, едкого в суждениях и высказываниях. Но люди, знавшие художника ближе, писали в мемуарах, что мастер искал уединения, сознательно отгораживаясь от людей, чтобы иметь возможность творить. Дега не переносил шума и суеты.

Постепенно в его картинах стала появляться подчеркнутая декоративность: отсутствие деталей, жирные линии, яркие открытые цвета — пурпур, розовый, зеленый. Скорее всего, так сказывалась болезнь глаз, быстро прогрессировавшая у художника. Все чаще он обращался не к живописи, а к скульптуре, обучаясь, по собственным словам, «ремеслу слепого». К 1890 году Дега почти окончательно утратил зрение. И раньше замкнутый, он стал совершенно отчужденным. Последние годы жизни слепой Дега провел, погрузившись в мрачную тьму не только глазами, но и душой. Практически в полном одиночестве доживал свои дни признанный художник, имевший к тому времени множество поклонников.

Творческое наследие великого Эдгара Дега огромно и неоценимо.

Поделиться ссылкой

Особенность творчества Эдгара Дега

“Погода была серой, но в этом сером было больше перламутра, чем шифера”, — писал как-то художник в одном из посланий другу. Дега обладал удивительной способностью показать “перламутр” там, где другие видели лишь “шифер”. Художник находил прекрасное в самом непритязательном, одухотворяя любое проявление жизни. Поэтому любовью к человеку, истинным гуманизмом, высочайшим художественным совершенством проникнуто каждое его произведение.

Конечно в нашей статье мы не рассказали о многих картинах Эдгара Дега. Его творчество такое широкое и многогранное! Предлагаем посмотреть другие знаменитые картины художника:

Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане.1873 г.Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878 г.Эдгар Дега.Танцевальный класс.1874 г.Эдгар Дега.Четыре танцовщицы.1902 г.Эдгар Дега.Танцовщица и тамбурин.1897 г.Эдгар Дега.Танцовщицы за кулисами. 1901 г.Эдгар Дега.Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.1879 г.Эдгар Дега. Причёсывающаяся женщина.1885 г.Эдгар Дега.Ванна.1886 г.Эдгар Дега.Женщины на террасе кафе.1877 г.Эдгар Дега.В кафе.1877 г.Эдгар Дега.Модистки.1882 г.Эдгар Дега.У модистки.1883 г.Эдгар Дега.Пейзаж у моря.1898 г.

Абсент (1893)

Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.

На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.

Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.

7

Живопись

Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.

Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.

Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места. Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж. Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией

Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.

Картина Эдгара Дега «Джентльмены на скачках: перед стартом»

Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.

Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.

Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.

Картина Эдгара Дега «Абсент»

Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.

Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана. Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время. О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.

Картина Эдгара Дега «Площадь согласия»

Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.

Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».

Картина Эдгара Дега «Гладильщицы»

Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.

Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.

«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.

Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс»

В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей

Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения

Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.

Из биографии художника

Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га, или Эдга́р Дега́, родился в 1834 г. в Париже в семье управляющего французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Э. Дега. Автопортрет (1854-1855). Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Любимыми художниками молодого Дега в то время были Энгр, Никола Пуссен, Ганс Гольбейн, он усердно копировал их работы.Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке Энгр. Курбе и Делакруа также оказали определённое влияние на творчество Дега, но признаваемым им авторитетом до конца жизни оставался Энгр.Эдгар Дега изучал произведения великих мастеров живописи в Лувре, несколько раз посещал Италию и знакомился с шедеврами мастеров итальянского Возрождения.Открыв на рубеже 60-х годов XIX в. собственную мастерскую, Эдгар Дега занялся портретной живописью, а также историческими полотнами.

Э. Дега «Юные спартанцы» (1861)Но уже в начале 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.

Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Но он принимал не все техники этого направления, например, не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана

Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Кроме того, точность его изображений была совершенно нетипичной для импрессионизма.Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека

Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека.

Э. Дега «Мытьё» (1886). Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было.К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре.Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.«Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).

Э. Дега «Звезда балета» (Прима-балерина) (1876-1878). Музей Орсе (Париж)

  • < Назад
  • Вперёд >

«Голубые танцовщицы». Картины Дега

Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.

В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.

Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».

Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)

Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.

На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: