Валерий брюсов

Революция и последние годы

В 1917 Брюсов выступил в защиту Горького. Последнего раскритиковала пресса за поддержку большевиков.

После революции участие в дооктябрьской литературной жизни Москвы Валерия Яковлевича не стихло. Он заведовал библиотечным и литературным отделами при Народном комиссариате просвещения, возглавлял Комитет по регистрации печати, работал в Государственном издательстве, был членом Моссовета и участвовал в подготовке Большой советской энциклопедии.

Одновременно он продолжил писать. Стихи этого периода в основном славят революцию и приветствуют наступление нового мира, они противоречат принципам молодого Брюсова — «не живи настоящим, преклоняйся только искусству». Но попытки найти новый стиль провалились: перегруженность ударениями, быстрый ритм, обилие неологизмов и терминов, излишний пафос не понравились ни критикам, ни читателям.

9 октября 1924 Брюсов умер от воспаления легких и был погребен на Новодевичьем кладбище рядом с семьей.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.


Книги Валерия Брюсова

Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Бальмонтом.


Валерий Брюсов и Константин Бальмонт

Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.


Валерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый

Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста».


Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел»

Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Образование

Любовь к учебе Брюсов проявил еще в дошкольном возрасте. Начальное образование поэт получил благодаря самостоятельному изучению различных предметов. В 4 года он уже умел хорошо читать, а домашняя библиотека стала местом, где Валерий проводил большинство своего свободного и учебного времени. Родители не уделяли внимания к учебе сына, однако следили, чтобы мальчик не читал сказок и религиозной литературы.

Это привело к тому, что мальчик стал увлекаться точными науками, так и не познав классическую литературу. В родительской библиотеке не было художественных книг, а только научные. Брюсов любил вдаваться в теорию естествознания и проводить опыты по книгам. Однако точные науки не все, что его интересовало. Перед тем, как пойти в школу, мальчик написал свою первую комедию, которая получила название «Лягушка».

В 1885-м году, Брюсов поступает в гимназию Креймана. Благодаря любви к учебе и большой подготовки в дошкольном возрасте, будущий поэт поступает сразу на второй курс. Учеба давалась ему легко — он без труда запоминал информацию и обладал большой тягой к знаниям.

Воспитанием Валерия некому было заниматься — родители мало уделяли внимания мальчику. Несмотря на то, что он делал успехи в учебе, он был социофобом и испытывал проблемы в общении со сверстниками. Одноклассникам из-за этого он казался высокомерным и у него не было друзей.

Друзья в жизни Валерия появились, когда стал делать первые шаги в поэзии и стал общаться с энтузиастами. С ними же он выпустил свой первый рукописный журнал «Начало». Постоянно работая над журналом и ухватившись за поэзию, Брюсов стал полностью погружаться в свое увлечение, забыв об учебе. Все свое время он работал над журналом и писал стихи.

Через некоторое время Брюсов потерял страсть к поэзии и забросил журнал. В 16 лет он снова стал редактором и готовил выпуски газеты «Листок V класса». Содержание газеты освещало школьные порядки в негативном контексте. Это повлияло на то, что Брюсова исключили из гимназии перевели в другую — гимназию Поливанова. Здесь, под конец учебы, он начал увлекаться творчеством известных поэтов.

В 1893-м году, Брюсов решается на смелый шаг и посылает письмо известному поэту Полю Варлену. В содержании письма, Брюсов указал, что является основоположником русского символизма. Сразу же после этого, он создает драматическое произведение «Декаденты. Конец столетия», в которой упоминается о творчестве Варлена. В этом же году, начинающий поэт-символист становится студентом Московского университета и поступает на факультет историко-филологических исследований

Во время учебы, Валерий уделял особое внимание иностранным языкам, чтобы читать оригиналы западных поэтов и писателей

Краткая биография Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1873 года в Москве.

Родители рано занялись его образованием, и уже к восьми годам мальчик начинает писать стихи. С раннего детства родители разрешали читать Валерию все, кроме религиозной литературы, воспитывая его в духе атеизма. Это послужило поводом для отчисления Брюсова из частной гимназии Креймана в 1889 году, за пропаганду атеизма. В том же, 1889 году, в журнале «Русский спорт» выходит его первая статья. В первой гимназии он проучился четыре года с 1885. Во время обучения издавал рукописный журнал и писал стихи. После отчисления из гимназии Креймана переходит учиться в частную гимназию Поливанова, которую благополучно заканчивает в 1893 году. Ближе к окончанию гимназии Валерий Яковлевич начинает увлекаться математикой. В годы учебы открыл для себя французских поэтов-символистов. Влияние Верлена нашло отголоски во многих стихах Брюсова. В 1893 году пишет драму «Декаденты (Конец столетия)» про жизнь Верлена. В том же году поступает в Московский университет на историко-филологический факультет, который благополучно оканчивает в 1899. Во время учебы, в 1897 году, женится на Иоанне Матвеевне Рунт (1876-1965), с которой проживет до конца своих дней. Первая известность приходит после публикации сборников стихов «Русские символисты» в 1899.

По окончания университета полностью отдается любимому занятие – литературе. Начал работать в журнале «Русский архив». В 1899 стал одним из инициаторов создания издательства «Скорпион». Начало двадцатого века пик творчества поэта. В это время выходят сборники стихов «Граду и миру», «Венок», драма «Земля», «Огненный ангел». Свой сборник «Венок» Брюсов считал вершиной своего творчества. В 1904 году начинает издавать журнал «Весы». С 1910 году наступает духовный кризис, и многие его произведения подвергаются критике. В этот же период печатается в журнале «Русская мысль» и «Искусство в Южной России» с критическими статьями.

Революцию Валерий Яковлевич Брюсов встречает с воодушевлением и практически сразу начинает работать на государственной службе. Работал в Комитете по регистрации печати , потом в Московском библиотечном отделе, стал членом Моссовета, был председателем Всероссийского союза поэтов. В 1920 году вступает в ВКП(б). В 1921 Брюсов организовывает Высший литературно-художественный институт, в котором до своей смерти будет ректором и профессором. В том же году стал профессором МГУ. В последние годы своей жизни продолжает писать и пытается создать новое направление в поэзии. Так же занимается научной деятельностью и критикой.

Умер Валерий Яковлевич Брюсов 9 октября 1924 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Революционное возрождение

Валерий Брюсов жил в этом доме в период: 1910г—1924г.

Созвучной его мыслям и чаяниям оказывается Октябрьская революция. Брюсов полностью принимает её, становится активным сторонником социалистических преобразований и даже членом Коммунистической партии. Уже с начала 1918 года, когда большинство интеллигенции стояло ещё на выжидательных или даже враждебных позициях по отношению к Советской власти, Брюсов является к А.В.Луначарскому, занимавшему тогда пост наркома просвещения, и предлагает свою помощь.

Валерий Яковлевич ведёт огромную работу по возрождению культуры в советской России. Он возглавляет научные библиотеки, занимается вопросами художественного образования, является членом Государственного учёного совета, профессором Московского университета, председателем Всероссийского союза поэтов, редактирует журнал «Художественное слово» и занимается ещё множеством дел по поднятию культурного уровня народа. При этом он успевает писать и выпускает шесть сборников новых стихов, пишет фантастические произведения, устремлённые в будущее, экспериментирует с новой ритмикой стиха. Сквозь голод и разруху гражданской войны он видит светлое и счастливое будущее для своей страны и готов для этого много работать.

К сожалению, здоровье Брюсова оставляет желать лучшего. В 1924 году его провожают в последний путь на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Интересные факты:

— Брюсов научился читать в 4 года.

— Он был первым человеком в России, прочитавшим в широкой аудитории доклад об Атлантиде.

Цитаты

Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, 1940

В судьбы армян включены одни из примечательных страниц всеобщей истории, озаряющие новым светом целый ряд вопросов исторической науки. Еще мало, сравнительно, исследованная, а в широких кругах русских читателей и /вовсе неизвестная история Армении заслуживает внимания в той же мере, как история самых значительных народов, сделавших свой самостоятельный вклад в культуру человечества, не исключая ни египтян, ни эллинов, ни римлян, ни народы современной Европы…

Какой неисчерпаемый клад представляет история народа, охватывающая два с половиною тысячелетия (от VII в. до н. э. по наше время) и теснейшим образом связанная со всеми важнейшими явлениями, которые только потрясали Старый Свет! Армения поминается еще в Библии, которая устами пророка Иеремии призывает «царства Араратские» принять участие в сокрушении Вавилона.

На заре своей истории армяне ведут борьбу с ассирийцами, потом с древнеперсами, под власть которых попадают на два столетия. Дарий Гистаси хвалится своими победами над армянами, а Ксеркс ведет вспомогательный армянский отряд под Фермопилы и к Саламину. Затем Армения разделяет судьбу Востока, завоеванного Александром Великим, и вступает в семью эллинистических государств. По появлении в Азии рим лян начинается борьба Армении с Римом, длящаяся, с малыми; перерывами, до последних времен империи. Армении выпадают ее «часы торжества», когда она сама разрастается в «империю», имея границами Каспийское море и Палестину.

Ведает Армения и дни тяжких падений, когда она обращается в простую римскую провинцию, управляемую легатом (при. Трояне, но такое положение дел длилось не более одного года). Армяне сражаются с лучшими полководцами Рима, с Суллою, с Лукуллом, с Помпеем, с Антонием, с Корбулоном, с Марком Аврелием. Борьба продолжалась после распадения империи на две части, но потом Армения, принявшая христианство и теснимая вновь возникшим царством новоперсов, становится верной союзницей Восточной империи. Империя платит за эту верность предательством (как прямо признается Аммиан Марцеллин), и Армения оказывается поделенной между двумя своими могучими соседями: Византией и Персией. Этим кончается древняя история Армении и начинается средняя…

Наступают страшные времена походов Тамерлана и потом завоеваний турок-османов. Все в Передней Азии рушится; мрак монгольского ига окутывает недавно культурные страны; для армян начинается эпоха тягчайших испытаний; трехвековое рабство под гнетом турок и персов (XVI—XVIII вв.). Только в XIX в. наступает медленное возрождение, в значительной мере обязанное успехам русского оружия. Завершение этих событий совершается уже на наших глазах, когда вновь идет борьба на берегах древнего Вана, где жили прародители армян, те урартийцы, с которыми воевала Ассирия…

К этому надо добавить, что при всех этих превратностях судьбы армяне, за тысячелетия своей исторической жизни, создали самостоятельную культуру, внесли свои вклады в науку и оставили миру богатейшую литературу, к сожалению, еще недостаточно изученную. Труды древних армянских историков пользуются заслуженным признанием, так как сохранили сведения, утраченные во всех других источниках. В армянских переводах до нас дошли многие сочинения античных писателей, утерянные в подлинниках. Исключительную ценность представляет армянская средневековая лирика, являющая изумительное сочетание восточной роскоши фантазии и пышности образцов с чисто эллинской гармонией и сдержкой; стройное соединение начал Востока и Запада. Кроме того, сама история Армении и армян как отдельная отрасль исторического знания представляет для ученого не мало совершенно незаменимого…

История Армении является своего рода сокровищницей, из которой можно почерпнуть много, (пока как бы таимых во тьме, драгоценностей. Одних привлекли новые научные проблемы, выдвигаемые этой историей, других—поразительность самих судеб народа, игравшего столь видную роль на мировой сцене, третьих—драматические моменты прошлого Армении и величавые образы ее политических и общественных деятелей…

Сочинения армянской тематики

  • К армянам (1916) // Антология русской поэзии
  • К Арарату // Антология русской поэзии
  • Статья «Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков».
  • Поэзия Армении с древнейших времен и до наших дней / Под ред. В. Брюсова. М., 1916
  • Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней. Редакция, вступительный очерк и примечания В.Я. Брюсова, изд. III. Ер., 1973.
  • Летопись исторических судеб армянского народа. М., 1918; Ер., 1940, 1989

К Армении (1915)

В тот год, когда господь сурово
Над нами длань отяготил,
Я, в жажде сумрачного крова,
Скрываясь от лица дневного,
Бежал к бесстрастию могил.

Я думал: божескую гневность
Избуду я в святой тиши:
Смирит тоску седая древность,
Тысячелетних строф напевность
Излечит недуги души.

Но там, где я искал гробницы,
Я целый мир живой обрел.
Запели, в сретенье денницы,
Давно истлевшие цевницы,
И смерти луг - в цветах расцвел.

Не мертвым голосом былины,
Живым приветствием любви
Окрестно дрогнули долины,
И древний мир, как зов единый,
Мне грянул грозное: Живи!

Сквозь разделяющие годы
Услышал я ту песнь веков,
Во славу благостной природы,
Любви, познанья и свободы,
Песнь, цепь ломающих, рабов.

Армения! Твой древний голос -
Как свежий ветер в летний зной!
Как бодро он взвивает волос,
И, как дождем омытый колос,
Я выпрямляюсь под грозой!

К армянам

Да! Вы поставлены на грани
Двух разных, спорящих миров,
И в глубине родных (преданий
Вам слышны отзвуки веков.
Все бури, все волненья мира,
Летя, касались вас крылом,
И гром глухой походов Кира,
И Александра бранный гром.
Нередко вас склонили бури, 
Как вихри нежный цвет весны,— 
При Чингиз-хане, Ленгтимуре, 
При мрачном торжестве Луны.
Но,— воин стойкий1,—под ударом 
Ваш дух не уступил судьбе;
Два мира вкруг него недаром 
Кипели: смешаны в борьбе.
Гранился он, как твердь алмаза, 
В себе все ответы храня:
И краски нежных роз Шираза,
И блеск Гомерова огня.
И ныне, в этом мире новом, 
В толпе мятущихся племен, 
Вы встали — обликом суровым 
Для нас таинственных времен.
Но то, что было,— вечно живо. 
В былом — награда и урок. 
Носить вы вправе горделиво 
Свой многовековой венок. 1916

Андрей Белый


Москва во времена военного коммунизма. Приблизительно 1919 год Slava Katamidze Collection / Getty Images Несколькими месяцами раньше (в августе 1918 года) начал свою первую службу в качестве помощника архивариуса Андрей Белый. Устроиться на работу ему помогло поданное по совету друзей прошение на имя Дмитрия Цветаева — дяди поэтессы, в то время управляющего Московским архивом Комиссариата юстиции. Однако служба его на этом месте оказалась недолгой: возглавлявший в то время архивное дело в РСФСР Давид Рязанов не утвердил Белого в должности штатного сотрудника. В сентябре 1918 года Белый поступает на новую службу — на этот раз не в государственное учреждение, а в общественную организацию, обладающую, однако, большим могуществом и обеспечивающую своим сотрудникам жалованье, — в Пролеткульт. Вняв уговорам друзей и собственным просветительским устремлениям, Белый оказался между молотом и наковальней. Сам он вспоминал позднее, что его связь с кружком пролетарских поэтов «подвергалась всяческому осмеянию, клевете»: «Одни видели в ней лишь „службу начальству“, другие — коварную агитацию „буржуазного специалиста“, деморализующего стихию пролетарской культуры…»

Действительно, несмотря на то что служба была единственным возможным источником дохода для писателя, находились и те, кто воспринимал ее как жест поддержки большевиков. Так, именно о службе в Пролеткульте со свойственной ему резкостью высказывался Иван Бунин:

Именно это и делал Белый вплоть до августа 1919 года, читая в Пролеткульте два основных курса — «Стиховедение» и «Теорию художественного слова».

Продолжая остро нуждаться, в ноябре 1918 года Белый, не оставляя службы в Пролеткульте, поступает также на службу в Театральный отдел Наркомата просвещения, сокращенно — ТЕО Наркомпроса, где его непосредственной начальницей становится О. Д. Каменева — родная сестра Л. Троцкого и первая жена Л. Каменева. Белый назначается заведующим научно-теоретической секцией отдела. Ему поручено разработать проект программы Театрального университета — проект был разработан, одобрен, но так и не реализован. Вскоре переутомленность и неприятие политики, проводимой Каменевой, вынуждают Белого уйти из ТЕО и погрузиться в дела еще одной общественной организации — Вольфилы (Вольной философской ассоциации), основным деятелем которой был Иванов-Разумник. Андрей Белый, избранный председателем совета Вольфилы, ведет в ней активную лекционную работу, однако полноценно посвятить себя деятельности этой организации ему мешали постоянные разъезды между Петроградом и Москвой. Работа в Москве не отпускала — вначале Пролеткульт, а потом Отдел охраны памятников старины Наркомпроса давали ему единственный надежный заработок.

Разрываясь между разными работами и разными городами, Белый уже в конце 1919 года задумывает отъезд за границу, осуществиться которому предстоит только в конце 1921 года. За это время именитый поэт и теоретик символизма Андрей Белый, автор нескольких поэтических сборников и романа «Петербург», успеет поработать еще в одном новом месте — помощником библиотекаря в петроградской библиотеке Наркоминдела.

Семья поэта

Краткая биография Валерия Яковлевича Брюсова невозможна без рассказа о семье поэта. Это необходимо для того, чтобы найти объяснение наличию множества талантов, сконцентрированных в одном человеке. А семья Валерия Брюсова являлась тем фундаментом, на котором формировалась его разносторонняя личность.

Итак, Валерий Яковлевич Брюсов, родился в 1873 году, 1(13) декабря в семье зажиточного купца, которая славилась выдающимися людьми. Дед поэта со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был купцом и поэтом-баснописцем из очень состоятельной купеческой семьи города Елец. Наряду с бессчетным количеством басен в архиве деда находились, романы, повести, поэмы, лирические стихи, написанные им без надежды на читателя.

Беззаветно преданный литературе и мечтающий целиком посвятить себя ей, Александр Яковлевич вынужден был всю жизнь заниматься купеческими делами, дабы иметь возможность достойно содержать семью. Фамилией деда через много лет знаменитый внук будет подписывать некоторые свои произведения.

Со стороны отца у Валерия Брюсова был не менее примечательный дед. Кузьма Андреевич состоял крепостным у известного в те времена помещика Брюса. Отсюда и фамилия. В 1859 году дед выкупил у помещика вольную, оставил Кострому и перебрался в Москву. В столице Кузьма Андреевич сделался успешным купцом и на Цветном бульваре приобрел дом, в котором родился и долгое время жил его знаменитый впоследствии внук – Валерий Яковлевич Брюсов.

Отец Валерия Яковлевича – Яков Кузьмич Брюсов, тоже купец и поэт, печатался в небольших изданиях. Именно отец отослал в редакцию одного из журналов первое стихотворение сына, которое было напечатано. Стихотворение называлось «Письмо в редакцию», Валерию тогда было 11 лет.

Сестра Брюсова, Надежда Яковлевна (1881-1951 гг.), как и многие в семье, была личностью творческой и музыкально одаренной. Она стала профессором Московской консерватории. На ее счету несколько научных трудов по музыкальной педагогике и народной музыке. А младший брат Валерия Брюсова, Александр Яковлевич (1885-1966 гг.), был археологом и доктором исторических наук, написавшим труды по истории эпох неолита и бронзового века.

Интересные факты

Брюсов едва избежал репрессии. Он скептически относился к революции, но не выступал против нее и ее организаторов. Возможно, если бы он хоть раз бы обнародовал негативное отношение к революции, его бы немедленно казнили. Поэт плохо относился к переменам, которые принесла новая власть, при этом, приход нового правительства он полностью поддерживал.

По словам близкого друга Брюсова, можно судить, что характер поэта был достаточно тяжелым. Брюсов не уважал людей, коллег по цеху и даже своих читателей. За это, поклонники через некоторое время гневно высказывались о нем, а коллеги выдвигали в его сторону негативную критику.

Изначально Брюсов безгранично испытывал уважение к Бальмонту. Но через некоторое время, его отношение крайне изменилось. Он давал жесткую критику работам Бальмонта. Он оценивал произведения Бальмонта как скучные и далеко не современные. Это свело на нет отношения между писателем и поэтом.

Апогеем издательской деятельности поэта стало предложение Анатолия Луначарского создать Высший литературно-художественный институт. До конца своих дней, писатель являлся профессором и главным редактором в данном институте.

Брюсов прославился не только как поэт. Он предпочитал рифмы. Однако в его коллекции есть и прозаические работы. Правда славы они не сыскали. В своих работах Брюсов много внимания уделял прошлому, именно с его детства, с которого у него остались самые лучшие воспоминания. Множество работ посвящено войне и революции.

Брюсов не вошел бы в историю русского символизма, если бы не был так самоуверен в своей значимости в данном направлении. Благодаря его высокомерию, он таки добился своего положения.

Стиль написания своих работ выработался не только из философских рассуждений поэта. Идеи он черпал, переводя работы и западных поэтов, к которым относился достаточно положительно.

Происхождение и детство

Родился Валерий Яковлевич Брюсов 1 декабря 1873 годы в Москве в купеческой семье. Его дед по материнской линии являлся купцом и поэтом, а вот дед по отцовской линии был крепостным, но сумел накопить денег и выкупиться. Позднее бывший крепостной смог не только неплохо существовать в новых реалиях, но и основать свое дело.

Отец Валерия тоже писал стихи, однако известен не был, и все состояние, что оставил ему бывший крепостной отец, растратил на азартные игры, к которым был предрасположен. Поэтому семья жила небогато и нуждалась в деньгах.

Начальное образование Брюсов получил дома. Родители не уделяли ему должного внимания, поэтому мальчик учился сам. Уже в четыре года он умел читать и огромное количество времени проводил в достаточно обширной библиотеке родителей, однако семья следила лишь за тем, чтобы способный сын не читал сказок и никакой литературы, связанной с религией.

В итоге Валерий увлекся теориями Дарвина, физикой и химией, но при этом практически не знал классической литературы, ведь в библиотеке родных этих книг попросту не было. Ему нравилось проводить опыты по книгам, но естествознание было не единственным увлечением маленького Брюсова. Именно в дошкольном возрасте он стал автором самой первой своей комедии, названной «Лягушка».

Краткая биография

  1. В 1893 г. молодой Брюсов, очарованный французскими поэтами (Верленом, Бодлером, Малларме), решает посвятить себя распространению символизма в России, о чём пишет в письме Верлену.
  2. В том же году Валерий начинает учиться в Московском университете на историко-филологическом факультете.
  3. В 1894 г. начинающий автор познакомился с другими поэтами-символистами, из которых сильнее всего сдружился с Константином Бальмонтом.
  4. В 1894-95 гг. молодой поэт выпускает сборник «Русские символисты», состоящий из 3-х томов. В них вошли стихи Брюсова (под разными псевдонимами), Миропольского, Добролюбова и др. В последний том вошёл брюсовский моностих, состоящий из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». За это стихотворение автора и всех новоиспечённых символистов критики подняли на смех. В прессе вышло огромное количество едких рецензий по этому поводу.
  5. В 1895 г. вышел сборник Брюсова под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Само название уже вызвало негативную реакцию у критиков и публики, поэта обвиняли в самовлюблённости.
  6. Спустя 2 года выходит новый брюсовский сборник «Me eum esse» («Это я»). В нём, как и в первом, преобладающими темами стихов является отстранённость поэта от «внешнего мира», одиночество, холодность к людям.
  7. В 1899 г. Валерий оканчивает университет и устраивается на работу в журнал «Русский архив» П. И. Бартенева.
  8. В то же время вместе с меценатом Сергеем Поляковым и поэтом Юргисом Балтрушайтисом Брюсов основывает издательство для представителей «нового искусства» и придумывает ему название – «Скорпион».
  9. Следующая книга поэта «Tertia Vigilia» («Третья стража») вышла в «Скорпионе» в 1900 г. и была посвящена другу автора – К. Бальмонту. Именно в этом сборнике в стихах Брюсова появляется урбанистическая тема. Он воспевает новую городскую культуру.
  10. В 1903 г. Брюсов выпустил сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), в котором наиболее ярко проявляются идеи «новой поэзии» и поэтическое искусство автора.
  11. С 1904 г. начинает выходить литературный ежемесячный журнал «Весы». Выпуском журнала руководит Брюсов. Журнал стал самым авторитетным модернистским изданием в России и выпускался до 1909 г.
  12. В декабре 1905 г. издаётся новый сборник «Венок». В него вошли стихи, написанные в период Первой русской революции.
  13. С 1908 г. Брюсов был директором литературно-художественного кружка в Москве.
  14. В Первую мировую войну поэт работал военным корреспондентом от «Русских ведомостей».
  15. Постепенно, с 1910 г., брюсовские стихи, выходящие в новых сборниках, становятся слабее, поэт часто прибегает к само повторам. Исследователи считают время 1910-1916 гг. периодом творческого кризиса поэта.
  16. В 1913 г., как попытка справится с кризисом, выходит экспериментальный сборник Брюсова – литературная мистификация «Стихи Нелли».
  17. В 1915 г. Брюсову заказали подготовить сборник армянской поэзии. Валерий Яковлевич целиком погрузился в работу, контролировал все этапы подготовки книги, перевёл множество стихотворений армянских поэтов, изучал культуру и историю страны. За свой фундаментальный труд поэт в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
  18. После революции Брюсов работал чиновником в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, в Государственном издательстве и ряде других учреждений.
  19. В 1919 г. Валерий Яковлевич вступил в коммунистическую партию.
  20. С 1919 по 1921 г. возглавлял Президиум Всероссийского союза поэтов, проводил московские поэтические вечера.
  21. С 1921 г. стал профессором Московского государственного университета.
  22. В 1921 г. Валерий Брюсов по предложению А. Луначарского организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и стал его ректором и профессором.
  23. 10.1924 Валерий Яковлевич Брюсов скончался, заболев воспалением лёгких.

Период становления

Свою жажду познаний Брюсов проявил ещё в детстве, в гимназические годы сочинял стихи и вел рукописный журнал, будучи студентом, помимо литературы увлекался историей, философией, искусством, иностранными языками, театром и даже одно время играл на сцене московского Немецкого клуба.

Жизненные приоритеты молодого поэта определились на последнем курсе университета, когда Валерий вошёл в Литературно-художественный кружок, организованный московскими поэтами-символистами. Осознав свое призвание, Валерий Яковлевич, тут же определил себе место на вершине литературного Парнаса, о чем свидетельствует дневниковая запись: «Я рожден быть поэтом. Да! Да! Да!…» и далее: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Этого мало! Мне мало! надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее принадлежит ему, особенно, когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!»

В те годы символизм в России не пользовался популярностью и, чтобы привлечь внимание публики к новому направлению, Брюсов решился на рискованный трюк: в 1894–1895 г.г. он под псевдонимом Валерий Маслов выпустил 3 небольших сборника «Русские символисты», в которых опубликовал образцы «новой поэзии» – преимущественно собственные сочинения, подписанные разными фамилиями

В одну из книг вошло знаменитое брюсовское одностишье «О закрой свои бледные ноги» (эдакое «литературное коленце» по выражению С. Венгерова). Реакция критики, пусть и неоднозначная, не заставила себя долго ждать. О Брюсове заговорили: кто-то с недоумением, иные с откровенным пренебрежением, тем не менее, результат был достигнут – Валерий Яковлевич приобрёл известность в литературных кругах.

В 1894 г. судьба свела Брюсова с К. Бальмонтом. В литературных кругах этих двоих часто сравнивали с Моцартом и Сальери: Бальмонт – Моцарт, Брюсов – Сальери. На людях Валерий Яковлевич подчеркнуто называл своего старшего товарища братом, но подсознательно чувствовал, что поэтический талант Константина Дмитриевича превышает его собственный, и невероятно злился по этому поводу, хоть и не подавал виду. К этому же периоду относится знакомство Брюсова с И. Буниным. Некоторое время отношения между поэтами оставались дружескими, но в конце 90-х их пути разминулись. Также в круг общения скандально известного автора вошли К. Феофанов, Ф. Соллогуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус.

В 1895 г. поэт издал свой первый сборник, который назвал просто и без прикрас – «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») и вновь стал объектом нападок со стороны критики. В 1897 г. в свет вышла вторая книга Брюсова – «Me eum esse» («Это я»), открывавшаяся стихотворением «Юному поэту». В 1899 г. Валерий Яковлевич окончил университет и решил целиком посвятить себя литературной деятельности. На протяжении нескольких лет он работал редакционным секретарем в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», а затем стал одним из руководителей издательства «Скорпион». Кроме того, поэт охотно печатал в журнале «Ребус» статьи по эзотерике и оккультизму. Поговаривали, что Брюсов – весьма сильный чёрный маг. Было в его внешности и повадках нечто демоническое: кошачья грация, пронзительный взгляд и похожая на хищный оскал усмешка, отчего многие современники сравнивали поэта с волком. Валерий Яковлевич поддерживал миф о своем сверхъестественном даре и нередко устраивал для русской богемы спиритические сеансы.

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.

Валерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами. Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.

Валерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: