7. Литература о Таците
- М. Schanz, «Gesch. d. rom. Literatur» (т. II, изд. 2, стр. 210 и сл., Мюнх., 1901; богатая библиография);
- О. Wackerman (1898) и W. R ö sch (1891);
- «Der Geschichtsschreiber Tacitus»;
- Н. Peter, «Die geschichtl. Litteratur uber die rom. Kaiserzeit» (Лпц., 1895, мировоззрение Тацита);
- Ed. Norden, «Die antike Kunstprosa» (Лпц., 1898; литерат. оценка);
- Кудрявцев П. Н. Римские женщины. Исторические рассказы по Тациту. М., 1856. 453 стр.
- Модестов В. И. Тацит и его сочинения. Историко-литературное исследование. СПб, 1864. 206 стр.
- Гревс И. М. Тацит. Жизнь и творчество. М.-Л., 1946.
- Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. (Серия «Научные биографии») М., Наука. 1978. 2-е изд. 1981. 200000 экз.
Проблемы древности
Однако если говорить в целом, то историография во время Тацита была в упадке. В первую очередь, этому виной было установление принципата. Из-за него историки разделились на две категории. Первые поддерживали империю. Они старались не фиксировать события, произошедшие в последние десятилетия. Авторы ограничивались обычно описанием отдельных эпизодов, совсем недавних явлений и прославляли действующего императора. При этом они придерживались официальных версий происходящего. В другую категорию входила оппозиция. Соответственно, они в своих сочинениях несли совершенно противоположные идеи. Это очень настораживало власть. Авторы, которые описывали современные события, испытывали трудности в поиске источников. Дело в том, что многие из очевидцев хранили строгое молчание, были убиты или высланы из империи. Все документы, подтверждавшие заговоры, перевороты, интриги, находились при дворе правителя. Доступ туда имел очень ограниченный круг людей. Мало кто из них решался выдавать тайны. А если и находились такие люди, просили высокую цену за сведения.
История
Во времена Публия историография считалась подвидом ораторского искусства и почиталась у римлян. Тем не менее среди писателей было мало желающих вести летопись событий прошлого или настоящего. Это было связано со страхом попасть в немилость действующего императора или испортить репутацию сената. Но Тацит взял на себя обязательство описать вехи истории, оставаясь в роли наблюдателя.
Согласно биографам, желание вести летопись пришло к Публию вскоре после свержения Домициана. В работах исследователя прослеживаются влияние предшественников и риторическое мастерство. Мужчина использует приемы «нового стиля», которые распространились среди ораторов в I веке нашей эры, — краткие точные фразы, антитезы и парадоксы.
В числе первых произведений историка была биография полководца Гнея Юлия Агриколы
В ней кратко описаны ранние годы жизни мужчины, а основное внимание уделяется военным походам с акцентом на кампании, проводившиеся на Британских островах. Благодаря географическим и этнографическим отсылкам сочинение считается источником знаний об истории архипелага в период римского правления
Следующим трудом стала «Германия», где описаны местность государства, его жители и отдельные племена. Корнелий скрупулезно прописал факты, которые позже использовались исследователями. Там же содержатся краткие сведения о славянах. После завершения этого сочинения Тацит начал работу над «Диалогом об ораторах», в котором упоминаются его предполагаемые учителя Юлий Секунд и Марк Апр.
Позднее мужчина взялся за создание своего самого масштабного труда, который получил название «История». Цикл включает от 12 до 14 книг, повествование в которых начинается с описания периода правления четырех императоров и заканчивается временами прихода к власти Нервы.
Другим большим творением Публия считаются «Анналы», включающие около 16–18 книг. В них сделана попытка описания событий начиная с 14 года до нашей эры. Тацит внимательно относился к подбору источников, стараясь выявить противоречивые и недостоверные сведения. Он изучал мемуары видных римлян, труды исследователей древности и писателей, использовал архивы сената и законодательные акты.
Несмотря на тщательный отбор информации и желание оставаться нейтральным, в произведениях Корнелия часто просматривается его собственная точка зрения на события. Описывая эпоху властвования императора Нерона, историк выразил мнение о христианах. Он считал верующих сектантами и верил в рассказы о том, что они проводят тайные собрания и страшные ритуалы. А в XIII части «Анналов» исследователь негативно высказался про армян, назвал их «двуличными и непостоянными».
Роль Тацита
Историко-литературное наследие Тацита включает два больших труда – «История» и «Анналы», а также ряд небольших произведений. Самое известное из них – «Германия», насчитывающая всего два десятка страниц — снискало автору всемирную славу. В нем содержится почти вся информация, которая известна нам о племенах, сокрушивших впоследствии Римскую империю и построивших современный европейский мир.
Чтобы понять роль Тацита, достаточно помнить лишь два факта. Более полутора тысяч лет после него большинство европейских и византийских историков всеми силами пытались копировать стиль его произведений: он являлся своего рода эталоном. И именно Тациту принадлежит, по сути дела, главный лозунг историка: писать историю sine ira et studio – «без гнева и пристрастия».
Однако отношение к Тациту было не то чтобы противоречивым, скорее каждый черпал в его текстах то, что хотел там найти. Мыслители XVIII века видели в нем монархиста и последовательного защитника авторитарной власти. Революционеры, и в частности русские декабристы, считали Тацита стойким республиканцем и сторонником народовластия, вдохновляясь его творчеством. Как такое могло случиться? Был ли Публий Корнелий Тацит человеком без убеждений и внятных взглядов или дело в другом?
Учёные споры о творчестве Тацита
Суждения историографии о Таците не всегда были одинаковы. До конца XIX ученые единодушно уважали его, как величайшего из римских историков, как человека строгой нравственности и друга свободы. Но в XIX столетии нашлись любители щегольства упражнениями в критике. Подвергая сомнению добросовестность Фукидида, они еще усерднее возлагали те же обвинения на Тацита. Они говорили, что рассказ Тацита о римских цезарях заимствован из мемуаров и памфлетов личных врагов императоров, что поступки и слова цезарей представлены у Тацита в искаженном виде, что искажены им они по его республиканскому предубеждению. Подвергая сомнению его объективность и добросовестность, они утверждали, что у него нет и оригинальности, что он, и по форме, и по содержанию, – подражатель писателей, живших незадолго перед ним или современных ему, Клувия Руфа, Плутарха, Плиния и т. д., что он написал не римскую историю, а историю римской аристократии и её подавления цезарями. Не в меру рьяным защитникам монархизма и многим английским учёным консерваторам не нравился историк, находивший,что со времени установления в Риме империи начался непрерывный упадок народа и государства, полагающий, что благоразумие требует молча терпеть неотвратимое. Но дебаты по этой теме показали, что обвинения против Корнелия Тацит надуманны. Тацит с грустью смотрит на настоящее, не надеется на лучшее в будущем; но он вовсе не безусловный панегирист прошлого. Он не видит в нем золотого века. Он держится мысли стоиков, что нет эпохи, в которой не было бы дурного, и что, как в природе быстрое течение реки уносит нечистоту, а стоячая вода гниет, так и в человеческой жизни застой производит гибельное действие.
См. также: Тацит о славянах.
«Не знаю, судьба ли правит человеческой жизнью, или случай. Мудрейшие мыслители думают об этом неодинаково, и многие полагают, что боги безучастны к человеческим делам, что поэтому так часто страдают хорошие люди, благоденствуют дурные. Другие думают, что событиями правит судьба, но не по движениям небесных светил, а по первоначальному сцеплению естественных причин. Они говорят, что мы имеем свободу воли в выборе, как поступить, а когда выбор сделан, то последствия его неизбежны; что мнения толпы о счастье и несчастье ошибочны, что многие среди бедствий счастливы, твердо перенося свою тяжелую участь, а большинство имеющих изобилие во всем очень несчастны, потому что дурно пользуются своими средствами. Как бы то ни было, большинство людей верит, что каждому при рождении предназначена его доля, что если в предсказаниях об этом, часто бывают ошибки, то лишь по обману прорицателей, не знающих своего дела».
«Золотой век» империи
В трудах Тацита поставлены, казалось бы, весьма скромные задачи. Как и большинство историографов античного времени, он старался описать те события, которым был свидетелем сам, либо те, которые непосредственно к ним привели, о чем еще была жива была память. Историк античности всегда не только историк, но и журналист, и мемуарист. Поэтому в фокусе внимания Тацита оказывается всего лишь столетие – промежуток между концом республиканской эпохи, завершившейся в 30 г. до н. э., и рубежом I и II столетий н. э. Однако это время вместило в себя невероятно много событий.
Римляне смогли увидеть и пережить «на собственной шкуре» расставание с казавшейся вечной и незыблемой республикой, существовавшей полтысячелетия, прочувствовать единовластное правление первого императора Октавиана Августа, длившееся 44 года, столкнуться с трагическими и безрадостными сторонами авторитарной тирании Тиберия, Калигулы и Нерона.
И после всего этого Рим погрузился в череду гражданских войн, когда на престол претендовали одновременно до четырех императоров, а прославленные римские легионы сражались за их власть друг с другом. В эти же годы усиливается натиск варварских племен, беспрерывно тревожащих рубежи государства. Если добавить, что, по мнению всех без исключения исследователей, Римская империя переживала в это столетие свой «золотой век», испытывала безусловный расцвет культуры и находилась, выражаясь спортивным языком, на пике формы – противоречивость эпохи становится очевидной.
Биография Публия Корнелия Тацита
Древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, Публий Корнелий Тацит родился примерно в 55 году нашей эры, в Нарбонской Галлии, Римской империи.
Как считают историки, предки Тацита были родом из Италии или Южной Франции. Есть предположения, что предки Тацита происходили из ветви всадников, согласно другим источникам, они были родом из ветви патрициев. Есть так же и версия, что предки Тацита были вольноотпущенными рабами.
По разным данным детство античного деятеля могло проходить в различных римских провинциях.
В работах Тацита историки находят много слов галльского происхождения. Этот факт говорит о том, что есть вероятность, что образование античный писатель получил за приделами Италии.
Считается, что Публий Тацит получил достойное по тем меркам образование. Его учителями были Квинтилиан, Марк Апр и Юлий Секунд. Тацит широко прославился благодаря своим публичным выступлениям, но скорее всего не получил достаточной философской подготовки, так как на философские темы рассуждал достаточно сдержано. Кроме того, на сегодняшний день нет никакой информации относительно воинской службы Тацита.
По версии историков примерно в 76-77 году Тацит вступил в брак с дочерью полководца Гнея Юлия Агриколы. Можно считать, что с этого момента карьера Тацита начинает стремительно развиваться. Как заявлял сам античный деятель, развитию его карьеры способствовали такие римские императоры как Веспасиан, Тит и Домициан.
Тацит досрочно был принят в сенат, это говорит о том, что его имя было занесено в список лиц, рекомендованных императором к занятию должности.
В 88 году Публий Тацит стал претором (государственная должность в Древнем Риме, обязанности и функции преторов менялись). В этот же период Тацит стал членом коллегии квиндецемвиров. Это общество занималось хранением Сивиллиных книг. Кроме того, в это время Тацит принимал участие в организации Секулярных (Столетних) игр.
По мнению одних историков, Тацит вполне мог быть наместником в одной из германских провинций. По мнению других такую серьёзную деятельность вряд ли могли доверить Тациту, поэтому вероятнее что он командовал легионом на Рейне или на Дунае. По третьему предположению Тацит занимался гражданской деятельностью в Каппадокии, Британии или Ближней Испании.
В 97 году Тацит стал одним из консулов-суффектов. Наряду с Тацитом другими консулами стали известные военные, политики и общественные деятели.
Примерно в 100 году Тацит и Плиний Младший участвовали в деле африканских провинциалов против проконсула Мария Приска, который злоупотреблял своими полномочиями.
Замечание 1
Место пребывания Тацита с 100 по 104 год точно не известно. Вероятнее всего он находился вне Рима, возможно в провинциях Нижняя и Верхняя Германия.
С 112-113 годы Тацит был проконсулом в Азии.
Достоверно известно, что на протяжении всей своей жизни Публий Тацит поддерживал хорошие дружеские отношения с античным политическим деятелем Плинием Младшим.
Точная дата смерти Тацита не известна. Предположительно он умер в конце 110-х годов. Однако есть и другие данные согласно которым Тацит умер после 120 года.
К падению Берлинской стены привела ошибка, а Альберт Эйнштейн чуть не стал президентом Израиля
Зачастую факты становятся нашим хлебом с маслом, но отделить зерна от плевел – нелегкая задача. Когда вокруг нас так много фейковых новостей и пропаганды, то даже настоящие и подлинные истории начинают казаться полной выдумкой. Особенно когда они звучат необычно и неправдоподобно. Но зачастую реальность бывает более странной, чем вымысел.
Пользователи Reddit поделились реальными историческими фактами, которые звучат настолько нелепо, что в них трудно поверить. Ниже мы собрали их самые интересные ответы, а бонусом – краткий рассказ о том, почему люди едят мумий (спойлер: все не так глупо, как кажется).
Творчество Тацита
Примерно в конце 1 века н.э. была уже сформирована римская историческая традиция. Было опубликовано не мало трудов о истории Древнего Рима, были описаны и период до основания великой Римской империи, а также ряд важных войн. Заниматься истерическими исследованиями в то время было престижно, историков уважали.
Однако в то время, когда Тацит начал заниматься историческими исследованиями, изучение истории в Древнем Риме находилось в упадке. Историки в то время разделились на два лагеря: те, кто поддерживал императора и те, кто находились в оппозиции. Кроме того, свидетелей настоящей истории часто или умертвляли, или же они в страхе хранили молчание, все что оставалось делать историкам это восхвалять императора и его деяния.
Вскоре после убийства императора Домициана, Тацит решил написать историческую работу о ближайшем прошлом. Первым его литературным произведением стала биография Агриколы. Ее Тацит написал в 98 году. В этом произведении есть географические и этнографические описания. В «Агриколе» Тацит уже рассказывает о своем намерении написать крупное произведение о истории Римской империи. В своем первом произволении Тацит рассказывает о военных компаниях Гнея Юлия Агриколы на Британских островах. Некоторые ученые считают, что текст «Агриколы» имеет сходство с речами, которые произносили при погребении знатных римлян. В этой работе Тацит описывает юность и зрелость великого полководца, а также приводит многочисленные описания Британии. Стиль этого произведения характеризируется краткостью и возвышенностью. Агрикола представлен как идеал римского гражданина. В своём труде Тацит говорит о том, что благородный человек способен выжить даже при суровом императоре. «Агрикола» Тацита помимо всего прочего является важным источником исторических сведений о Британских островах.
Следующим после «Агриколы» Тацит написал труд под названием «Германия». Эта работа представляет собой очерк о географии, этнографии и быте древних германских племен. Предположительно эта работа так же, как и «Агрикода» датируется 98 годом.
Тацит поделил «Германию» на две большие части: в первой он рассказывает о германцах в целом, а во второй части рассказывает в отдельности о каждом германском племени.
Замечание 2
Сам Тацит скорее всего не бывал в описываемых землях, информацию он брал из рассказов ветеранов германских войн, а также из сочинений других авторов.
Эта работа является важным историческим источником информации о жизни и нрава древних германцев.
Самым крупным произволением Тацита является «История». Эта работа описывает период с 69 по 96 годы н. э. Этот труд состоял из нескольких книг, точное их количество неизвестно, историки чаще всего говорят о 12 книгах. До наших дней дошли 5 книг:
- Книга I. Правление Гальбы, победа Отона, восстание Вителлия, начало войны между Отоном и Вителлием.
- Книга II. Победа Вителлия в Риме. События на Востоке; провозглашение Веспасиана императором.
- Книга III. Борьба между Вителлием и Веспасианом.
- Книга IV. События в Риме; заговор Цивилиса.
- Книга V. Экспедиция Тита в Иудею, подавление заговора Цивилиса.
Другими известными произволениями Тацита являются:
- «Диалог об ораторах»
- «Анналы»
1. Биография
Жизнь Тацита не может быть воспроизведена с точностью и полнотою.
Родился Тацит около 55 г н. э.
Детство его протекало во времена Нерона.
Согласно вкусам эпохи, он получил тщательное, но чисто риторическое образование.
В 78 г он женился на дочери известного полководца Агриколы; был в дружеских отношениях с Плинием Младшим, который передал ценные подробности о его жизни.
Цветущий возраст Тацита совпал с правлением первых Флавиев; он начал службу при Веспасиане. Тит предоставил ему квестуру (около 80 г.), то есть ввел его в сенаторское сословие.
При Домициане Тацит был претором (Тас., Hist., I,1); после 88-го г. отправлял какую-то должность в провинциях (может быть, был легатом в Бельгике).
Возвратившись в Рим, Тацит среди террора Домициановой тирании был вынужден устраниться от участия в делах. Оставаясь безмолвным наблюдателем совершавшихся в столице мрачных событий, он почувствовал призвание углубиться в историческую работу.
При Нерве в 97 г. Тацит был консулом.
В царствование Траяна он исправлял должность проконсула Азии; при Траяне же написаны главные труды Тацита.
Умер он вскоре после вступления на престол Адриана (ок. 120 г.).
Богатый жизненный опыт, запечатлевшийся в его высоко настроенной душе; яркие воспоминания старших современников о начале империи, прочно усвоенные его глубоким умом; внимательное изучение исторических памятников — все это дало ему большой запас сведений о жизни римского общества в I в. н. э. Проникнутый политическими принципами старины, верный правилам древней нравственности, Тацит чувствовал невозможность осуществить их на общественном поприще в эпоху личного правления и развращенных нравов; это побудило его служить благу родины словом писателя, повествуя согражданам об их судьбах и поучая их добру изображением окружавшего зла: Тацит стал историком-моралистом.
[править] Политические взгляды
Тацит выделяет три основных типа государственного устройства: монархию, аристократию, демократию. Ни одной из них Тацит не отдает предпочтения, критикует все три формы правления. Монархию критикует за то, что не существует надежных средств для предотвращения ее перехода в тиранию, которую Тацит ненавидит, за что Пушкин назвал историка «бичом тиранов». Скептически относился к современному ему римскому сенату, критикуя сенаторов за то, что они склоняются перед императорами. Не высокого мнения Тацит и о римском народе, под которым понимает прежде всего население Рима и о котором пишет, что «у него нет других государственных забот, кроме заботы о хлебе» («История», 4,38), или, что оно «обычно ждет переворотов, но в то же время ведет себя слишком трусливо» («Анналы», 15, 46). Политический идеал Тацит видит в древнейшей римской республике, когда в обществе, по его мнению, царили справедливость, добродетель, равенство граждан.
Источники [ править ]
Тацит использует официальные источники римского государства: acta senatus (протоколы заседаний сената) и acta diurna populi Romani (сборник актов правительства и новостей двора и столицы). Он также читал сборники речей императоров, таких как речи Тиберия и Клавдия
Его обычно видят как скрупулезный историк, уделявший пристальное внимание своим источникам. Незначительные неточности в Анналах могут быть связаны с тем, что Тацит умер до того, как закончил (и, следовательно, до того, как он вычитал) свою работу
Тацит напрямую цитирует некоторые из своих источников, среди них Клувий Руф , Фабий Рустик и Плиний Старший, написавшие Bella Germaniae и исторический труд, являющийся продолжением работы Ауфидия Басса . Тацит также использует сборники писем ( эпистолярий ). Он также взял информацию из exitus illustrium virorum . Это было собрание книг тех, кто был антиподом императоров. Они рассказывают о жертвах, принесенных мучениками за свободу, особенно о самоубийцах
Хотя он не ценит стоиковТеория самоубийства и рассматривает самоубийства как показную и политически бесполезную, Тацит часто уделяет особое внимание выступлениям тех, кто собирается совершить самоубийство, например , речи Кремуция Кордуса в Ann. IV, 34–35
Тацит (Tacitus), Публий Корнелий
Тацит (Tacitus), (Публий Корнелий Тацит, ок. 55 – после 120 н. э.) – римский историк. Родился в Галлии в семье прокуратора провинции Бельгика. Императором Веспасианом, который способствовал продвижению по службе новой неродовитой знати, был включён в сенатское сословие, а Домициан помог ему стать претором (88 г.) и членом привилегированной жреческой коллегии квиндецемвиров. С этого времени Тацит, который уже приобрёл славу одного из красноречивых ораторов, занимал ряд важных и ответственных государственных должностей (претор, наместник провинции). В 93 г. Тацит вернулся в Рим в самый разгар кровавого императорского террора, направленного против реальной и мнимой сенатской оппозиции. Репрессии Домициана, пассивным соучастником которых Тацит считал себя и уцелевших сенаторов, наложили глубокий отпечаток на его личность и творчество. Он приветствовал государственный переворот 96 г., приведший к власти династию Антонинов. В 97 г. император Нерва делает Тацита консулом, что ставит его в ряды сторонников нового режима. В начале правления императора Траяна Тацит добивается выдающихся успехов на поприще судебного красноречия. Всё это предвещало дальнейший взлёт его политической карьеры, но… Тацит вдруг отходит от активной государственной деятельности, отказывается от участия в судебных процессах и окончательно посвящает себя истории и литературе. Последний известный нам государственный пост Тацита – полученная по жребию должность проконсула Азии (112–113). Тацит умер в правление императора Адриана, не успев завершить свои творческие замыслы. Дошедшие до нас сочинения Тацита можно разделить на две группы. К первой относятся так называемые малые произведения: «Агрикола» (жизнеописание типичного представителя новой служилой знати, полководца Агриколы, воевавшего в Британии и приходившегося историку тестем); историко-географический трактат «О происхождении германцев и местоположении Германии» или просто «Германия» (очерк общественного устройства, религии и быта германских племён); «Диалог об ораторах» (создан между 102 и 106). Ко второй группе относятся два больших исторических сочинения: «История» (ок. 105 – 111) и «Анналы» (или «Летописи»). «История» освещает жизнь Рима и всей империи 69–96 гг., повествует о событиях царствования Гальбы, Оттона, Вителлия, Веспасиана, Тита и Домициана и, вероятно, состояла из 14 книг, из которых до нас дошли только первые четыре и начало пятой; «Анналы» остались незавершёнными: над ними историк работал до самой смерти. Это сочинение посвящено событиям 14–68 гг.; полностью сохранились книги I–IV, XII–XVI, в отрывках – V, VI, XI. ► Из изречений Тацита: «Упражнения рождают мастерство». –– «Каждому свою честь воздаст потомство». –– «Пренебреги клеветой – и она зачахнет». –– «Хорошие законы порождены дурными нравами». –– «Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы». –– «Без гнева и пристрастия». ► Ф
Гвиччардини о Таците: «Корнелий Тацит очень хорошо учит людей, живущих под управлением тирана, как им жить и как осторожно надо себя вести, – самих же тиранов он учит, как основывать тиранию» («Заметки о делах политических и гражданских», пер. М
С. Фельдштейна). ► Монтень о сочинениях Тацита: «Сочинения Тацита скорее рассуждение, чем повествование о событиях: они больше поучают нас, чем осведомляют. Это книга не для развлекательного чтения, а для того, чтобы изучать жизнь и черпать полезные уроки. В ней столько изречений, что их находишь повсюду, куда ни бросишь взгляд: это какой-то питомник рассуждений по вопросам этики и политики на потребу и в поучение тем, кто держит в руках своих судьбы мира» («Опыты»). Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4664 Facebook
4. Особенности исторических сочинений Тацита
Внутренние и внешние особенности исторических сочинений Тацита выясняются из знакомства с характером его и точкой зрения на дело историка. Тацит хочет изображать прошлое беспристрастно («sine ira et studio»; Ann. I, 1); он стремится хорошо знать, что происходило, и справедливо судить о том, что сообщает («Hist.» I, 1), так как одна правда может учить добру. Он собирает возможно больше сведений, но будучи все-таки больше «учителем», чем «ученым», не видит необходимости изучать источники в безусловной полноте, а довольствуется материалом, наиболее подходящим для его моралистической цели. Он желает не только рассказывать факты, но и объяснять их причины (Hist., I, 4). Критика его слаба: он легко принимает то свидетельство, которое психологически кажется ему вероятным; воображение у него подчиняет себе иногда разум. Он не умеет объективно отделить данные источника от собственного суждения. Добросовестность и искренность его безукоризненны, но под влиянием страсти он нередко преувеличивает темные (Тиберий) или светлые (Германик) стороны личностей, становится субъективным и тенденциозным при оценке событий. Впрочем, указанные недостатки проявляются у Тацита в частностях, общая же картина, рисуемая им, обыкновенно верна в своей основе; он обладал чувством исторической правды. У него нельзя найти широкого изображения культурной жизни всего римского мира; социально-экономические процессы, соединявшие тогда в один громадный организм отдельные части империи и обновлявшие в ней прогресс, ему непонятны или неизвестны. Но Тацит — превосходный историк нравов, политической и духовной культуры старого римского общества и вместе с тем великий психолог личностей, а также, отчасти, коллективных движений групп и масс. У него много данных для истории учреждений; он оригинально знакомит с жизнью инородцев Востока и Запада. Из сочинений его можно почерпнуть полезные сведения даже по социальной истории, если вчитываться в них при свете других памятников римской старины. В общем труды Тацита — не только замечательные литературные произведения, но и первостепенный исторический источник. Стиль Тацита ставит его в ряду первых светил всемирной литературы. Трудно оставаться равнодушным к обаянию его речи. Это не спокойное сияние изложения Ливия; это — бурная смена то ярких, то темных красок, отражающих в чудных сочетаниях волнения эпохи. Это истинно драматический язык, оригинальное зеркало событий и отношения к ним автора, возмущенный голос благородного человека, оскорбленного разладом действительности с идеалом, гражданина, пораженного упадком великого народа. Автор неослабно участвует сердцем в своем повествовании, и это участие воплощается в бесконечном разнообразии оттенков выразительного, властного слова, то величественного и строгого, то пылкого и негодующего, то умиленного, смотря по характеру изображаемого предмета. Упрекали Тацита в риторизме, искажающем истину в угоду эффекта. В самой природе таланта Тацита крылось могучее творческое начало; кроме того, он думал, что красота содействует правде, и потому не удерживал своей фантазии от украшения рассказа жемчужинами сильного и гибкого слога, отличающегося как смелостью рисунка, так и своеобразною колоритностью цветов. Риторическое образование дало Тациту богатый запас стилистических приемов, но он не следовал школьным шаблонам и выработал неподражаемый, ему одному свойственный язык. Всегда строго выбирая слова и речения, Тацит тщательно избегает низкого, пошлого и мелкого, постоянно держится на высоте великого, славного, поднимающего душу и непобедимо очаровывает роскошью поэтических образов. Сжатость его изложения, содержательность фразы, густота мысли с первого взгляда иногда ощущаются как искусственная запутанность, неумеренное нагромождение материала и рассуждения. Легко, однако, осилить эту первую трудность — и тогда перед читателем обнаруживаются превосходные качества произведения, великолепного как твердый и вместе с тем тонкий металл или мрамор, чудный по природе и замечательно обработанный. Книга римского историка становится источником плодотворного научного труда и чистого духовного наслаждения: в древнем писателе, истинном сыне своего времени, чувствуется близкий и нам человек, мощный гений которого силою страдания за родину научился понимать вечные идеи.