Личная жизнь
Женился на Анастасии Чеботаревской, молодая супруга также имела творческий потенциал. Главной деятельностью было писательство, на жизнь зарабатывала переводами. Брак счастливо просуществовал 19 лет, до тех пор, пока однажды ее психическое заболевание не обострилось. Она покончила с собой. Тело было обнаружено спустя месяцы.
Федор Сологуб и его жена Анастасия Чеботаревская
Смерти любимого человека автор посвящает стихотворения. Часто подчеркивает обреченность и душевное одиночество. Поэтому произведения наполнены трагизмом и безысходностью.
Детей в браке не было, а так как Сологуб оказался однолюбом, то и прожил всю оставшуюся жизнь один, как маленький человек в огромном мире.
Смерть
Накануне революции писатель разрабатывает собственный журнал. Лекции с успехом проходят в городах Германии и Франции. К переменам в стране он не был готов и не принимал новую власть. У него были попытки иммигрировать, но безуспешные.
Могила Федора Сологуба
В 1927 году писатель активно начинает трудиться над новым романом, неожиданно заболевает и скоропостижно умирает — событие происходит в Петрограде. Тело было предано земле, захоронение произошло на Смоленском кладбище, рядом с супругой.
Русские учёные
Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».
Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.
Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.
Федор Кузьмич Сологуб кратко для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов
Статья рассказывает о краткой биографии Федора Сологуба – известного русского поэта и писателя, одного из представителей течения символистов.
Биография Сологуба: ранние годыФедор Кузьмич Сологуб (Тетерников) родился в 1863 г. в семье бывшего крестьянина. Отец будущего писателя умер рано и мать, чтобы прокормить детей, устроилась прислугой в богатой дворянской семье. Сологуб не любил вспоминать своего детства, из чего можно заключить, что оно было очень тяжелым и наложило отпечаток на формирование мировоззрения писателя. Образование получил в нескольких училищах. С ранних лет начал писать стихи, некоторые из них дошли до нашего времени. Сологуб много читал, особенно уважая стихи Некрасова.Высшее образование Сологуб получил в Учительском институте Санкт-Петербурга, который закончил в 1882 г. В студенческие годы продолжал писать стихотворения, пробовал свои силы в прозе, занимался переводами. Современники отмечали замкнутость и отчужденность юноши, который с трудом находил контакт с людьми. Сологуб разделял демократические убеждения своего поколения, но не связывал их с широкими крестьянскими массами.После обучения около десяти лет проработал учителем в разных провинциальных школах.Первые стихотворения Сологуба были изданы в 1884 г.
Биография Сологуба: творческий расцветВ 1892 г. поэт поселился в Санкт-Петербурге, продолжая учительскую деятельность. Сологуб вошел в состав кружка символистов, где уже состояли Д. Мережковский, З. Гиппиус и др. Сологуб становится сотрудником журнала “Русский Вестник”, где начинают постоянно печататься его произведения в прозе и стихах, различные рецензии и переводы. В это же время поэт придумал свой псевдоним, впоследствии ставший официальной фамилией. Сологуб становится постоянным участником литературных вечеров, где собираются поэты новой эпохи.В середине 80-х гг. были изданы первые книги Сологуба, включающие роман “Тяжелые сны”, различные стихотворения и рассказы.В начале 90-х гг. писатель закончил работу над романом “Мелкий бес”, ставший наиболее известным произведением автора. Роман был издан отдельной книгой только в 1907 г. и сразу же приобрел огромную популярность благодаря своей необычности и ломке многих классических канонов.В 1904 г. выходят очередные сборники стихотворений, утвердившие поэтическую манеру Сологуба. В этот же период начинается публицистическая деятельность писателя. Она продолжалась около года, но была очень плодотворна (около семидесяти опубликованных статей). В статьях Сологуба обсуждались наиболее острые вопросы общественной и политической жизни начала XX века.Для творчества Сологуба характерно постоянное ожидание неминуемой смерти. Его стихотворения насыщены мрачными и безотрадными образами, увлекающими читателя в причудливый мир, сочетающий в себе реальность и сон.Революционные события 1905 г. были встречены Сологубом с восторгом, по этому поводу им был издан ряд стихотворений, проникнутых симпатией к революции. Особое место занимают политические сочинения писателя в сказочной и незатейливой форме, пользующиеся большой популярностью. В 1907 г. Сологуб оставил государственную службу и закончил карьеру учителя. В творчестве постепенно начинают нарастать мотивы отчуждения, замкнутости. Поэт занимает антиобщественную позицию. Сологуб начинает работать в области драматургии (пьесы “Литургия Мне”, “Победа смерти”).В 1909-1914 гг. двукратно издавалось полное собрание сочинений Сологуба (двенадцати и двадцатитомное). В это время писатель начинает издавать собственный журнал.Биография Сологуба при советской властиОктябрьскую революцию Сологуб не принял и хотел эмигрировать. Ему был разрешен выезд за границу, но после самоубийства жены писатель остался в России.Его отношение к большевикам постепенно менялось, вскоре Сологуб вновь приступил к публичным выступлениям. Поэт был признан в Советском Союзе и занимал ряд почетных должностей в литературном обществе. В последние годы жизни занимался в основном переводами.Сологуб скончался в 1927 г. Его творчество по-разному оценивается исследователями. Существуют как резко отрицательные, так и положительные отзывы. Несомненно одно – творчество поэта и писателя стало ярким проявлением эпохи, значительно усиленным своеобразием личности автора.
Лев Николаевич Толстой
Многие современники считали, что Лев Николаевич Толстой совсем сбрендил на почве своих религиозных идей, оттого и ходит в рубище да якшается со всяким сбродом. Однако яснополянский граф объяснял свое пристрастие к пахоте, косьбе и рубке дров обычной привычкой к движению.
Если писатель за день ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Вот и двигался — много и с удовольствием. Во многом благодаря этому Лев Николаевич до последних дней сохранял удивительную бодрость.
Кроме того Толстой любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем — знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (кстати, предводитель дворянства) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».
Символ смерти
Символ смерти часто появляется в произведениях Сологуба в первое пятилетие XX века. Федор Соголуб, биография и творчество которого в этот период обогащаются новыми символами и образами, в будущем применяет их для самовыражения в собственной творческой системе.
Часто в произведениях этих лет можно встретить образ смерти, которая приносит утешение. Например, часто он используется в сборнике рассказов «Жало смерти». Главными персонажами все чаще становятся подростки или вовсе дети. Причем общее безумие, которое было в предыдущих сборниках, сменяется утешением перед вероятной гибелью.
Автор начинает обращаться к сатане, в котором видит не жуткое проклятье, отрицающее Бога, а только противоположность добру, которая необходима в мире. С философией автора того периода лучше всего можно познакомиться в эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения».
Во время революции 1905 года становится чрезвычайно популярным Сологуб. Краткая биография и творчество писателя пополнились политическими сказочками. Их охотно брались печатать революционные журналы.
Это особый жанр, созданный Сологубом. Эти «сказочки» яркие, короткие, с незатейливым сюжетом, иногда это стихотворения в прозе. Несмотря на то, что в них освещаются взрослые темы, автор активно использует лексику и приемы детских сказок. Лучшие из них Сологуб объединил в 1905 году в «Книге сказок».
«Северный вестник»
Переломным стал для поэта 1891 год, когда судьба забросила его в столицу и подарила совершенно случайную встречу с Николаем Максимовичем Минским – представителем так называемого мистического символизма. Знаковость этой встречи была в том, что, несмотря на непродолжительное общение, Ф. Сологуб (биография, написанная женой поэта, ярко описывает эту встречу) оставит Минскому свой небольшой сборник стихов (буквально пару сотен ранних стихотворений). Этот год был годом зарождения и преображения уже известного нам журнала «Северный вестник». Его создатели: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус и А. Волынский были заняты поиском произведений, что стали бы достойной иллюстрацией новоявленного манифеста Н. Минского «При свете совести…». Удивительно к месту оказалась молодая поэзия Сологуба, что помогла оформить журнал редакции, а юному поэту наконец позволила утвердиться в русле символизма.
О «лицейском братстве»
«Пушкин в Царском селе» картина И. Репина, 1911 г.
6. В первом наборе Императорского Царскосельского лицея, воспитанником которого Пушкин стал в 1811 году, было, кроме самого поэта, 30 юношей из высшего дворянского сословия. Все они оставили след в истории Отечества. Генерал-майор георгиевский кавалер Владимир Вольховский, блестящий дипломат и государственный канцлер Александр Горчаков, друг и последний секундант Пушкина генерал-майор Константин Данзас отличились на поприще государственной службы. Модест Корф стал правой рукой реформатора Сперанского. Адмирал Фёдор Матюшкин прославился исследованиями Арктики, в его честь назван мыс в Северно-Ледовитом океане. Поэты Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбеккер остались в истории литературы.
7. Все лицеисты имели «говорящие» прозвища. Например, ленивого стихотворца Дельвига звали Султаном, а влюблённого в географию будущего адмирала Матюшкина называли «Плыть хочется». У Пушкина было несколько прозвищ: «Француз», «Егоза» и «Обезьяна». Первое, конечно, нравилось ему больше.
8. В марте 1812 года на уроке словесности учитель Николай Кошанский дал ученикам задание описать в стихах розу. До этого стихотворчество в лицее было запрещено. Юноши тратили на «служение музам» драгоценное время сна, а затем дремали на уроках. Но тут учитель сам предложил: «Попробуем перья, господа!». Две строфы Пушкина, родившиеся на глазах у всех, потрясли одноклассников: Пушкин словно создал их из воздуха. Учитель унёс листок к себе. Так начался «поэтический бум» в Царскосельском лицее.
9. Пушкин был ребёнком-гуманитарием. Точные науки ему не давались. Однажды поэта вызвали к доске на уроке математики. Пушкин долго писал что-то на доске, а когда преподаватель спросил его, чему же равен икс, Пушкин с улыбкой ответил: «Нулю». «На моём предмете у Вас всё стремится к нулю, — сказал учитель. – Садитесь на место и пишите свои стихи».
10. В 1815 году на экзамене по русской словесности Пушкин публично прочёл стихотворение собственного сочинения «Воспоминания в Царском селе». На экзамене присутствовал «первый поэт» государства, Гаврила Романович Державин. 72-летний Державин слушал лицеистов в полудрёме, но, когда зазвучал голос Пушкина, пожилой поэт оживился. Он пришёл в восторг. Об этом факте своей биографии Пушкин позже написал: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
Годы революции (1917—1921)
Февральская революция, обрушившая монархию и создавшая предпосылки для демократического преобразования Российской империи, Фёдором Сологубом была встречена с воодушевлением и большими надеждами. Его, как и остальных деятелей культуры, волновало, что будет с искусством в новой ситуации, кто его будет курировать и от чьего имени. Так 12 марта 1917 года образовался Союз Деятелей Искусства, живейшее участие в работе которого принял Фёдор Сологуб. Однако вскоре Союз Деятелей Искусства сосредоточился на борьбе за влияние в кабинете создававшегося министерства искусств, против наличия которого особенно выступал Сологуб.
С лета 1917 года газетные статьи Сологуба принимают откровенно антибольшевистский характер. Если раньше Сологуб и входил в отношения с большевиками, то с позиции «общего врага» (царизм), кроме того, нельзя забывать, что Анастасия Чеботаревская была деятельно связана с революционной средой (её брат был казнён, другой был сослан, а её сестра была родственницей Луначарского). Этим и объясняются контакты Сологубов с левыми (особенно за границей, где в 1911—1914 гг. Сологуб встречался с Троцким, Луначарским и др.), давал концерты в пользу ссыльных большевиков.
Вернувшись в конце августа с дачи в Петроград, Сологуб продолжил работу в Союзе Деятелей Искусства, в котором возглавлял литературную курию, — принимая участие в подготовке созыва Собора деятелей искусства. В то же время Сологуб в своей публицистике передавал своё предчувствие беды, пытаясь возбудить гражданские чувства соотечественников, особенно власть имущих (чуть позже Сологуб признает, что ошибся в Керенском и в генерале Корнилове: первый, по его словам, оказался «болтуном, проговорившим Россию», последний же был «прямым честным человеком»).
Ставшие редкими статьи и выступления Сологуба после Октябрьского переворота были посвящены свободе слова, а также целости и неприкосновенности Учредительного собрания в виду угрозы его разгона. Сологуб с безоговорочной враждебностью отнёсся к большевистскому перевороту и последующему разбою. Всю зиму и весну 1918 года Сологуб пользовался любой возможностью опубликовать «просветительные» статьи, направленные против отмены авторского права, ликвидации Академии Художеств и уничтожения памятников.
«Пайки, дрова, стояние в селёдочных коридорах… Видимо, всё это давалось ему труднее, чем кому-либо другому. Это было ведь время, когда мы, литераторы, учёные, все превратились в лекторов, и денежную единицу заменял паёк. Сологуб лекций не читал, жил на продажу вещей», — вспоминал о жизни в ту эпоху Л. М. Клейнборт. Так или иначе пайки, которые эти организации выдавали признанным «законом» литераторам, были недостаточны, и в условиях абсолютной невозможности издаваться Сологуб сам стал делать книжки своих стихов и распространять их через Книжную Лавку Писателей. Обычно от руки писались 5-7 экземпляров книги и продавались по семь тысяч рублей.
Эта невозможность существования, в конце концов, побудила Фёдора Сологуба, принципиально бывшего против эмиграции, обратиться в декабре 1919 года в советское правительство за разрешением выехать. Но за сим ничего не последовало. Через полгода Сологуб написал новое прошение, на этот раз адресованное лично Ленину. Тогда помимо Сологуба вопрос с отъездом за границу решался с Блоком, тяжёлая болезнь которого не поддавалась никакому лечению в России. Рассмотрения по делам Сологуба и Блока затягивались. В середине июля 1921 года Сологуб, наконец, получил положительное письмо Троцкого, но отъезд опять сорвался. В конце концов, разрешение-таки было получено, и отъезд в Ревель был запланирован на 25 сентября 1921 года. Однако томительное ожидание, прерываемое неисполняемыми обещаниями, надломило психику жены Сологуба, расположенной к сумасшествию. Именно в это время у неё случился приступ болезни. Вечером 23 сентября 1921 года, воспользовавшись недосмотром прислуги и отсутствием Сологуба, ушедшего для неё за бромом, Чеботаревская отправилась к сестре на Петроградскую сторону. Но не дойдя буквально нескольких метров до её дома, бросилась с Тучкова моста в реку Ждановку. Смерть жены для Фёдора Сологуба обернулась непосильным горем, которое писатель не изжил до конца своих дней. К её памяти Сологуб будет постоянно обращаться в творчестве в оставшиеся годы. После смерти жены Сологуб уже не захотел уезжать из России.
Юность и поиски себя
Юность поэта проходила под влиянием мировой литературы и русских классиков, которых он имел возможность читать. Именно благодаря таковой возможности смог развить свой талант юный Сологуб (биография, написанная женой поэта, очень четко дает представление об этом).
В возрасте пятнадцати лет Федор Сологуб становится студентом Учительского института в Петербурге. Поступал сюда юный поэт с неоднозначными мыслями и благодаря протекции семьи Агаповых и учителя Федора, что разглядел в мальчике острый ум и талант, требующий огранки. Буквально первые занятия открыли для поэта совершенно новый мир творчества и свободы.
Директором института был К. К. Сент-Иллер — высокообразованный человек с прогрессивными и новаторскими взглядами. Благодаря его энтузиазму к преподаванию были привлечены самые передовые учителя того времени. В среде студентов, большинство которых было из обеспеченных семей, Федор был совершенно чужим. Его не привлекали студенческие посиделки и гуляния. Пока его одногруппники развлекались, он переводил классиков и делал первые шаги в прозе. С началом обучения в институте начнет роман «Ночные росы» Сологуб. Биография поэта расскажет нам, что роман этот он так и не закончит, но это будет хорошей попыткой, обогатившей его опытом.
В 1882 году будущий писатель-символист окончит с отличием институт и уедет в отдаленную деревушку Крестцы. С собою он заберет свою мать и сестру Ольгу. Здесь его ждала работа учителя, а также десять лет скитания по провинциям: Великие Луки и Вытегра были временным домом писателя и его семьи.
Здесь, в «медвежьем углу» писатель безумно страдал от своего одиночества и «провинциального болота». Позже он напишет об этом, сказав, что учитель обречен на одиночество и непонимание.
«Творимая легенда»
Эстетические искания Сологуба, последовательно обоснованные в эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения» (1906), «Человек человеку — дьявол» (1906) и «Демоны поэтов» (1907), составились, наконец, в богатую символику «творимой легенды».
В статье «Демоны поэтов» и предисловии к переводам Поля Верлена Фёдор Сологуб вскрывает два полюса, определяющих всю поэзию: «лирический» и «иронический» (Сологуб придаёт лирике и иронии своё значение, употребляемое только в его контексте: лирика уводит человека от постылой действительности, ирония его с ней примиряет). Для иллюстрации своего понимания поэтического творчества Сологуб берёт сервантесского Дон-Кихота и его идеал — Дульцинею Тобосскую (всем видимую как крестьянку Альдонсу). К этому дуалистическому символу писатель будет неоднократно обращаться на протяжении последующих нескольких лет в публицистике и драматургии. Реальное, живое воплощение этой мечты Дон-Кихота Сологуб видел в искусстве американской танцовщицы Айседоры Дункан.
В беллетризованной форме свои идеи Сологуб выразил в романе-трилогии «Творимая легенда» (1905—1913). Изначально, задуманный им цикл романов назывался «Навьи чары», и первая часть называлась «Творимая легенда» (1906), за нею следовали «Капли крови», «Королева Ортруда» и «Дым и пепел» (в двух частях), — все они были опубликованы 1907—1913 гг. Затем Сологуб отказался от столь декадентского названия в пользу «Творимой легенды», что более соответствовало идее романа. Окончательная редакция «Творимой легенды», уже как трилогии, была помещена в XVIII—XX тт. Собрания сочинений изд-ва «Сирин» (1914); годом ранее роман был издан в Германии на немецком). Роман вызвал недоумение критиков.
В следующем романе Фёдора Сологуба «Слаще яда» (1912), напротив, никакой мистики не было. Это была драма о любви мещанской девушки Шани и юного дворянина Евгения. «Творимая легенда» оборачивается полуфарсом, полутрагедией, Сологуб показывает горчайшую иронию подвига преображения жизни. Роман писался следом за «Творимой легендой», хотя был задуман много ранее.
Служба в провинции (1882—1892)
В Крестцах (Новгородская губерния) Сологуб провёл три года, будучи учителем Крестецкого народного училища. Он продолжал писать стихи, начал работу над романом (будущие «Тяжёлые сны»), который занял почти десятилетие. Первой же публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и ёж», напечатанная в детском журнале «Весна» 28 января 1884 года за подписью «Те-рников»; эта дата стала началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. В последующие годы было напечатано ещё несколько стихотворений в мелких газетах и журналах.
Задержка в литературном пути Сологуба была обусловлена совершенной культурной изоляцией, — он чувствовал, что писать в глуши, в общественном и культурном одиночестве больше не мог. Поэт мечтал вернуться в Санкт-Петербург, где было можно вполне реализовать свой талант. Но перевестись в столицу Тетерникову долго не удавалось; лишь осенью 1892 года он смог переехать на постоянное жительство в Петербург. В Петербурге Сологуб был определён учителем Рождественского городского училища на Песках.
Творчество Федора Сологуба
В поэзии Федор Сологуб впервые попробовал себя в двенадцатилетнем возрасте. Он пытался описать жизненные тяготы в период своего юношества, в то время, когда все достижения доставались исключительно благодаря собственным усилиям и труду.
С характерным для этого возраста максимализмом Сологуб был твердо убежден в том, что его судьба – стать известным поэтом. И он твердо шел к своей цели, никогда не забывая о своем призвании. Судьба не была благосклонной к поэту, посылала ему испытания одно за другим.
Кроме того, что семья поэта была очень бедной, его творчество зарождалось в захолустном городке, где шансов прославиться было намного меньше. Первые свои произведения начинающий поэт отдавал в публикацию в провинциальных журналах, имеющих крайне низкий рейтинг и очень малое количество читателей.
1891 года ста переломным моментом в судьбе Федора Сологуба. В это время он оказался в столице, где на своем пути повстречал Николая Максимовича Минского, который на тот момент являлся представителем зарождавшегося направления мистического символизма. Эта встреча имела огромное значение для начинающего поэта. Несмотря на короткое общение, поэт оставил ему для прочтения свои первые стихи.
Еще одним важным событием для Федора Сологуба стало зарождение журнала «Северный вестник». Над этим журналом работали Зинаида Гиппиус, Николай Минский и другие знаменитые в творческих кругах деятели, которые на тот момент были заняты поиском произведения, олицетворяющего манифест Минского.
Творчество начинающего писателя отлично им подходило. Произведения Федора Сологуба помогли в оформлении журнала, а для самого молодого автора стали началом творческого признания.
В 1892 году Федор Сологуб переезжает в Санкт-Петербург. Поэт ворвался в творческий союз представителей символистского направления того времени с огромным стремлением к творчеству.
Спустя несколько лет поэт заканчивает работу над своим известным романом «Мелкий бес». В романе повествуется о чувствах и мыслях учителя-садиста, и это ввергает общественность в состояние шока. Популярные издания из-за такой тематики произведения отказываются брать роман в публикацию.
Роман, написанный в 1902 году, был впервые издан только три года спустя. Однако из-за закрытия издания публикации были прерваны и в полном объеме до читателя не дошли.
Замечание 1
В полном формате роман вышел в 1907 году. «Мелкий бес» с этого момента стал одним из самых популярных романов той эпохи.
В 1913 году Сологуб вместе со своей супругой отправляется в путешествие по российским провинциям. Эта поездка дает силы к новому творческому порыву. А в 1918 году поэт становится председателем Союза деятелей художественной литературы.
Творчество прозаика и поэта Федора Сологуба было многогранным и безграничным.
Замечание 2
Несмотря на то, что критики относят творчество поэта к символистскому направлению, большая часть произведений Сологуба в рамки этого стиля не вписывается.
Сологуб в самом начале своего творческого пути занимался только поэзией и в этом деле добился признания. Позже, в период обучения в институте, он пытался создавать литературные произведения, но довольно часто наталкивался на неодобрение публики и непонимание.
После того, как любимая супруга Федора Сологуба на фоне обострения психического заболевания покончила с собой, поэт посвятил ее смерти ряд стихотворений, в которых подчеркивал душевное одиночество и обреченность. Эти произведения наполнены безысходностью и трагизмом.
Библиография Федора Сологуба:
- «Тяжёлые сны»
- «Мелкий бес»
- «Творимая легенда»
- «Слаще яда»
- «Заклинательница змей», «Слово»
- «Эпоха».
Творчество поэта удивляет неоднозначностью и неординарностью. Его стихи будоражат воображение читателя мистическими мотивами, а образы героев не имеют точной трактовки. Произведения Сологуба пропитаны загадочностью и одиночеством.
Владимир Набоков
Годы жизни: 22 апреля 1899 – 2 июля 1977.
Самые популярные произведения: «Лолита», «Защита Лужина», «Дар», «Машенька».
Произведения Набокова нельзя назвать традиционной классикой, их отличает неповторимый стиль. Его называют писателем-интеллектуалом, в его творчестве главная роль принадлежит воображению.
Писатель не придает значения реальным событиям, он хочет показать душевные переживания героев. Большинство его персонажей – непонятые гении, одинокие и страдающие.
Настоящим переворотом в литературе стал роман «Лолита». Изначально Набоков написал его на английском, но решил заняться переводом для русскоязычных читателей. Роман до сих пор считается эпатажным, даже несмотря на то, что современный человек не отличается пуританскими взглядами.
Наследие
Творчество Федора Сологуба по достоинству оценили современники. Восторженно высказывались о лирике Сологуба: Блок, Брюсов и Анненский. Даже враждебно настроенный к Сологубу Максим Горький отзывался о нем, как о превосходном поэте. Не изучив поэтическое творчество Федора Кузьмича Сологуба нельзя составить представление о всей российской поэзии рубежа веков.
Самые лучшие произведения Сологуба пропитаны скорбью, страданием, смирением и безысходностью. Он, обличая все злое, не призывал к борьбе, не указывал, куда нужно идти, чтобы избавиться от всего, приносящего страдания. Может это и явилось тем, что напитало лучшие стихи Сологуба.
Иван Сергеевич Тургенев
Великий русский писатель и пропагандист русской литературы второй половины XIX века, оказавший огромное влияние на поэтику, родился 9 ноября 1818 года в городе Орле. Он был из рода древних тульских дворян. Первоначально Тургенев хотел стать поэтом (в 1834 году даже написал стих «Стена»), однако впоследствии перешёл на рассказы, пьесы, романы и повести.
К самым известным пьесам классика относятся «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне» и «Нахлебник». Сам Иван Сергеевич считал себя последователем Гоголя-драматурга. Писателю принадлежит приоритет в создании нового типажа в русской литературе — «лишние люди», хоть у многих поэтов и писателей имеются свои примеры ненужных людей (Чацкий, Печорин, Онегин и т. д. ).
Ключевым произведением Тургенева является роман «Отцы и дети», ставший знаковым в своё время и отразивший драму между поколениями. Среди знаменитых рассказов и повестей особо выделяются «Записки охотников», «Муму», «Певцы», «Бирюк» и «Ася».
У писателя сформировался интересный женский типаж, получивший название «тургеневская девушка». Она самоотверженная, нравственно чистая, сильная, тонко чувствующая и замкнутая барышня, которая выросла без пагубного влияния городской и светской жизни.
Лев Толстой
Годы жизни: 9 сентября 1828 – 20 ноября 1910.
Самые известные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Семейное счастье».
Русская литература у иностранцев ассоциируется с именем Льва Николаевича Толстого. Этого великого писателя знают во всем мире.
Романы «Война и мир», и «Анна Каренина» не нуждаются в представлении. В них Лев Николаевич описывает жизнь русского дворянства.
Конечно, его творчество очень многогранно. Это военные повести, дневники, статьи и письма. Его произведения до сих пор не потеряли актуальности, и вызывают острый интерес у читателя, потому что он затрагивает важные вопросы, которые будут волновать человечество во все времена.