Реферат «жизнь и творчество гаршина»

Всеволод Гаршин / Переводы

  • Уйда. Две сказки / Уйда ; в пер. Всеволода Михайловича Гаршина. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1890. — 139 с. — .
  • Кармен Сильва. Царство сказок : с портр. и факс. авт. и рис., исполн. в фото-лит. Индутного / Кармен Сильва, (Елизаветы, королевы Румын.) ; пер. с нем. П. Боборыкина, М. Ватсон, В. Гаршина . — Санкт-Петербург : тип. Суворина, 1883. — XVI, 240 с., ил. — .
  • Уйда. Сказки для детей / Уйда ; пер. с англ. В. Гаршина, А. Каррик, В. Ранцова ; с рис. Н. Каразина. — Санкт-Петербург : тип. А. Суворина, 1883. — 395 с., ил. — .
  • Мериме, П. Хроника царствования Карла IX : ; Коломба : / Проспер Мериме ; пер. с фр. Н. Любимова, В. Гаршина. — Волгоград : Нижне-Волжское кн. изд-во, 1981. — 269 с. : ил.

Юность и первые произведения

С 1864 года прозаик обучался в гимназии №7 в Петербурге. В 1874 году он окончил обучение, стал студентом Горного института. Там он увлёкся литературой, начал писать очерки и статьи по искусствоведению. Но получить диплом Севе так и не удалось. Во время его обучения в 1877 г. началась русско-турецкая война, и юноша отправился добровольно в армию. Там он успел дослужиться до офицера, но потом был ранен, вследствие этого ушёл в отставку.

Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность. В этом произведении Всеволод Михайлович отстаивал свои взгляды, протестовал против войны, уничтожения людей друг другом. Впоследствии эта тематика нередко поднималась в рассказах писателя. Иногда зло и несправедливость рассматривались не на фоне войны, а в обычных очерках о мирной жизни.

В 1883 г. было выпущено второе сочинение прозаика под названием «Красный цветок». В этом произведении он пытался исследовать роль искусства в жизни человечества, критиковал теорию о «чистом искусстве». Именно «Красный цветок» считается одним из первых примеров жанра новеллы. Позднее этот жанр развивал Антон Чехов.

Другие факты из жизни

С детства прозаик впитывал демократические идеи благодаря своему воспитателю П. Завадскому. Особенное уважение он испытывал к произведениям издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршин часто сталкивался с непониманием. Его депрессивные сочинения использовали в качестве примера на тему «тяжёлой жизни интеллигенции».

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил уже после войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на марках. Спустя некоторое время его сказки добавили в школьную программу. Сейчас их изучают в четвёртом классе средней школы.

Писатель всегда поддерживал живопись, особенно передвижников. Именно он позировал для нескольких картин Репина, в том числе для знаменитой работы «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Всеволода. Ему удалось в точности передать не только черты лица, а и эмоции Гаршина. Особенно выделялись печальные, но ласковые глаза.

В 1883 г. литератор женился на Н.М. Золотиловой, на тот момент она была слушательницей женских медицинских курсов. Годы, проведённые с любимой женщиной, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно тогда появились на свет его лучшие рассказы.

Наиболее известными сочинениями Гаршина стали рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Детям полюбились его сказки, в их числе «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница». По мотивам последнего произведения даже был снят мультфильм. Книга «Сигнал» стала основой для первого детского фильма, выпущенного в СССР.

Волжский класс

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офицером, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х гг.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли в писательских кругах «Отечественных записок» — М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и др. В 1878 г. Гаршин был произведён в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учёбу как вольнослушатель Петербургского университета. Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество.

После относительного выздоровления В.М. Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал жаркие споры критиков. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.

Его главными жизненными принципами становится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убеждён в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слёзы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-то в этом мире.

В августе — сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева В.М. Гаршин жил в Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Зимой 1883 г. он женился на слушательнице медицинских курсов Н.М. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ «Красный цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает всё зло, сконцентрированное, как рисуется его воспалённому воображению, в трёх цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, — «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница» (1887) стала последним произведением писателя.

Умер В.М. Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1.7 / 5 ( 68 голосов )

Популярные темы сообщений

  • Пантера Пантера — это самое удивительное животное, которое обладает неповторимой красотой и грациозностью. Она относится к семейству кошачьи класса млекопитающие. Семейство кошачьи можно разделить на 4 подвида: тигр, лев, леопард, ягуар.
  • Горькие продукты Больше всего люди любят сладкое. На самом деле, горькие продукты тоже могут быть полезными и вкусными. Горечь улучшает аппетит и пищеварение. Кулинарная обработка продуктов или прибавление к ним других ингредиентов уменьшают горечь в
  • Теорема Пифагора С малых лет Пифагор Самосский был одаренным ребенком. Еще до рождения самого великого ученого, Пифия предсказала отцу Пифагора, рождение ребенка, который принесет миру огромную, несоизмеримую пользу. Согласно сведениям историков,

Дворянский род

Родители будущего литератора были дворянами. Если верить преданиям, их род происходил от мурзы Гарши, который был выходцем из Золотой Орды. Мать Гаршина была интеллектуалкой, она интересовалась литературой и политикой, владела несколькими языками. Отец мальчика, Михаил Егорович, был военным. К нему часто приходили сослуживцы, они делились историями об обороне Севастополя. В такой среде и прошли детские годы Севы.

В пятилетнем возрасте мальчик пережил семейную драму. Его мать влюбилась в воспитателя П.В. Завадского, который был известным революционером. Также Пётр занимался организацией тайного политического общества. Мать сбежала к нему, однако Михаил Егорович пожаловался в правоохранительные органы. Любовника арестовали, он был сослан в Петрозаводск. Женщина переехала в Петербург, чтобы быть ближе к любимому человеку.

Сева остро воспринял случившееся из-за раннего умственного развития, у него пошатнулось здоровье и психика. Впоследствии у писателя нередко возникали приступы нервного расстройства. После расставания родителей Гаршин остался жить с отцом, однако в 1864 г. мать забрала его, отдала в петербургскую гимназию.

Творчество В. М. Гаршина

Живейший интерес к внутреннему миру человека, окруженного немилосердной действительностью, – центральная тема в сочинениях Гаршина. Это обаяние искренности и сопереживания в прозе автора, несомненно, питается из источника великой русской литературы, которая со времен книги «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует глубокий интерес к «диалектике души». Гаршин-рассказчик впервые предстал пред читающей публикой с произведением «Четыре дня». Столько пролежал солдат с перебитыми ногами на поле боя, пока его не отыскали однополчане. Рассказ ведется от первого лица и напоминает поток сознания человека, изможденного болью, голодом, страхом и одиночеством. Он слышит стоны, но с ужасом понимает, что это стонет он сам. Вблизи него разлагается труп убитого ним противника. Взирая на эту картину, герой ужасается лицу, на котором лопнула кожа, страшно оголился оскал черепа, – лицу войны! Подобным антивоенным пафосом дышат другие рассказы: «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова». С предельной откровенностью предстает пред читателем героиня рассказа «Происшествие», зарабатывающая на жизнь своим телом. Повествование построено в той же манере исповеди, беспощадного самоанализа, свойственного Гаршину. Женщина, встретившая свою «опору», человека, невольно поставившего ее на путь выбора между «нахальной нарумяненной кокоткой» и «законной женой и… благородной родительницей», пытается изменить свою судьбу. Такое осмысление темы блудницы в русской литературе 19-го столетия встречается, пожалуй, впервые. В рассказе «Художники» Гаршин с новой силой воплотил идею Гоголя, свято верившего, что эмоциональный шок, произведенный искусством, может изменить людей к лучшему. В новелле «Встреча» автор показывает, как циничное убеждение в том, что для достижения благополучия все средства хороши, овладевает умами, казалось бы, лучших представителей поколения. Рассказ «Красный цветок» — особое событие, которым отмечена творческая биография В. М. Гаршина. Он повествует о безумце, уверенном в том, что «кровавый» цветок в больничном саду вместил в себя всю неправду и жестокость мира, и миссия героя заключается в том, чтобы уничтожить его. Совершив поступок, герой умирает, и его мертвое посветлевшее лицо выражает «горделивое счастье». По мнению писателя, человек не в силах победить мировое зло, но высокая честь тем людям, которые не могут мириться с этим и готовы, чтобы одолеть его, жертвовать своей жизнью. Всех произведений Всеволода Гаршина – очерков и новелл – набралось на один только том, но потрясение, которое его проза произвела в сердцах вдумчивых читателей, невероятно велико. ———————————————————— Всеволод Гаршин.Рассказы и сказки для Детей. Читаем бесплатно онлайн Читать все рассказы и сказки Гаршина Читать сказки других известных авторов

НАШИ ЛЮДИ

Zedd Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица) Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

О жизни и творчестве

Андреевский, С. А. Книга о смерти / С. А. Андреевский ; изд. подгот. И. И. Подольская ; отв. ред. H. A. Богомолов ; зав. редакцией Е. Ю. Жолудь ; ред. Е. Л. Никифорова ; худож. В. Ю. Яковлев. — Москва : Наука, 2005. — 670 с. — (Литературные памятники). — .
Беляев, Н. З. Гаршин / Н. З. Беляев. — : Молодая гвардия, 1938. — 180 с., 1 вкл. л. портр. : ил. — (Жизнь замечательных людей; 1938, 13). — .
Бялый, Г. А. В. М. Гаршин и литературная борьба восьмидесятых годов / Г. А. Бялый ; Акад. наук СССР. Ин-т лит-ры (Пушкинский дом). — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1937 (Л. : Тип. им. Володарского). — Переплет, 209 с. — .
Венгеров, С. А. Гаршин, Всеволод Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1892. — .

  • Т. VIII. — С. 163–164.

Вершины : книга о выдающихся произведениях русской литературы / сост. и общ. ред. В.И. Кулешова. — Москва : Детская литература, 1983. — 430 с. — (Школьная библиотека).
Глинка, А. С. Гаршин как религиозный тип / Волжский. — Москва : , 1906 (тип. А. П. Поплавскаго). — 56 с. — .
Давыдова, О. Гаршин, Всеволод Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — Москва : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. — .

  • Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 246–258.

Красный цветок : лит. сб. в память Всеволода Михайловича Гаршина : воспоминания о Гаршине : стихи и рассказы. — Санкт-Петербург : тип. И. Н. Скороходова, 1889. — VI, 196 с. — .
Михайловский, Н. К. Литературно-критические статьи / . — Москва : Гослитиздат, 1957. — 664 с., 1 л. портр. — (Русская критика). — .
Порудоминский, В. Гаршин / В. И. Порудоминский. — Москева : Молодая гвардия, 1962. — 304 с. : ил., 6 л. ил. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 5).
Порудоминский, В. И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина / В. И. Порудоминский. — 2-е изд. — Москва : Книга, 1987. — 285 с. — .
Протопопов, М. А. Литературно-критические характеристики / М. А. Протопопов. — Санкт-Петербург : ред. журн. «Рус. Богатство», 1896. — , 523 с. — .
Рыбникова, М. А. Гаршин как детский писатель // Рыбникова М. А. Избранные труды. — Москва : Академия пед. наук РСФСР, 1958. — С. 575–582. — .
Скабичевский, А. М. Русские писатели со времен Петра Великого и до наших дней : пособие для нар. и сред. шк. / А. М. Скабичевский. — Санкт-Петербург : В. И. Яковенко, 1908. — IV, 276 с. : портр. — .
Современники о В. М. Гаршине : воспоминания / вступ. статья, подгот. текста и примеч. Г. Ф. Самосюк. — Саратов : Изд-во СГУ, 1977. — 251 с. — .
Шулятиков, В. М. Избранные литературно-критические статьи / В. М. Шулятиков ; редакция и примеч. В. Гебель ; вступ. статья В. Совсуна ; обложка: Л. Воронов. — Москва ; Ленинград : Земля и фабрика, 1929 (М. : тип. Госиздата «Красный пролетарий»). — 239 с. — (Библиотека критики и искусствоведения).
Peter Henry. A Hamlet of his time: Vsevolod Garshin : the man, his works, and his milieu // Willem A. Meeuws. Oxford, 1983. 424 p. — .

Творчество

Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня », сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: , «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и ; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков , где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

И затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — . Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира. В Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе . В сказке-аллегории о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: , где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора ; (пересказ легенды об Аггее), и другие.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу , которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова . Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников , писем , исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор , сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина , не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести , искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

О жизни и творчестве

  • Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей. Вып. 1–3 / Ю. И. Айхенвальд. — 2-е изд., испр. и значит. доп.— Москва : Науч. слово, 1908–1913. —

    Вып. 1. — С. 316–330.

    .

  • Андреевский, С. А. Книга о смерти / С. А. Андреевский ; изд. подгот. И. И. Подольская ; отв. ред. H. A. Богомолов ; зав. редакцией Е. Ю. Жолудь ; ред. Е. Л. Никифорова ; худож. В. Ю. Яковлев. — Москва : Наука, 2005. — 670 с. — (Литературные памятники). — .
  • Беляев, Н. З. Гаршин / Н. З. Беляев. —  : Молодая гвардия, 1938. — 180 с., 1 вкл. л. портр. : ил. — (Жизнь замечательных людей; 1938, 13). — .
  • Бялый, Г. А. В. М. Гаршин и литературная борьба восьмидесятых годов / Г. А. Бялый ; Акад. наук СССР. Ин-т лит-ры (Пушкинский дом). — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1937 (Л. : Тип. им. Володарского). — Переплет, 209 с. — .
  • Венгеров, С. А. Гаршин, Всеволод Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1892. —

    Т. VIII. — С. 163–164.

    .

  • Вершины : книга о выдающихся произведениях русской литературы / сост. и общ. ред. В.И. Кулешова. — Москва : Детская литература, 1983. — 430 с. — (Школьная библиотека).
  • Глинка, А. С. Гаршин как религиозный тип / Волжский. — Москва : , 1906 (тип. А. П. Поплавскаго). — 56 с. — .
  • Давыдова, О. Гаршин, Всеволод Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — Москва : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. —

    Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 246–258.

    .

  • Красный цветок : лит. сб. в память Всеволода Михайловича Гаршина : воспоминания о Гаршине : стихи и рассказы. — Санкт-Петербург : тип. И. Н. Скороходова, 1889. — VI, 196 с. — .
  • Михайловский, Н. К. Литературно-критические статьи / . — Москва : Гослитиздат, 1957. — 664 с., 1 л. портр. — (Русская критика). — .
  • Порудоминский, В. Гаршин / В. И. Порудоминский. — Москева : Молодая гвардия, 1962. — 304 с. : ил., 6 л. ил. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 5).
  • Порудоминский, В. И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина / В. И. Порудоминский. — 2-е изд. — Москва : Книга, 1987. — 285 с. — .
  • Протопопов, М. А. Литературно-критические характеристики / М. А. Протопопов. — Санкт-Петербург : ред. журн. «Рус. Богатство», 1896. — , 523 с. — .
  • Рыбникова, М. А. Гаршин как детский писатель // Рыбникова М. А. Избранные труды. — Москва : Академия пед. наук РСФСР, 1958. — С. 575–582. — .
  • Скабичевский, А. М. Русские писатели со времен Петра Великого и до наших дней : пособие для нар. и сред. шк. / А. М. Скабичевский. — Санкт-Петербург : В. И. Яковенко, 1908. — IV, 276 с. : портр. — .
  • Современники о В. М. Гаршине : воспоминания / вступ. статья, подгот. текста и примеч. Г. Ф. Самосюк. — Саратов : Изд-во СГУ, 1977. — 251 с. — .
  • Шулятиков, В. М. Избранные литературно-критические статьи / В. М. Шулятиков ; редакция и примеч. В. Гебель ; вступ. статья В. Совсуна ; обложка: Л. Воронов. — Москва ; Ленинград : Земля и фабрика, 1929 (М. : тип. Госиздата «Красный пролетарий»). — 239 с. — (Библиотека критики и искусствоведения).
  • Peter Henry. A Hamlet of his time: Vsevolod Garshin : the man, his works, and his milieu // Willem A. Meeuws. Oxford, 1983. 424 p. — .

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Всеволод Михайлович
Гаршин

Выполнила: ученица 5 «б» класса Кудрина Алина

Слайд 2

Текст слайда:

Гаршин Всеволод Михайлович — выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье.

Слайд 3

Текст слайда:

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П. В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного.

Слайд 4

Текст слайда:

Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи.

Слайд 5

Текст слайда:

В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности.

Слайд 6

Текст слайда:

Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, — «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова».

Слайд 7

Текст слайда:

В 1883 писатель женится на Н. М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ — «Красный цветок»

Слайд 8

Текст слайда:

В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице.

Слайд 9

Текст слайда:

В 1887 г. выходит последнее произведение — детская сказка «Лягушка — путешественница».

Слайд 10

Текст слайда:

Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой — он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

Слайд 11

Текст слайда:

Спасибо за внимание!

1. Биография

Род Гаршиных — старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером).

Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). Учился в Горном институте, но не закончил его. Война с турками прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался литературной деятельности. В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.

19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание.

Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.

Брат — Евгений Михайлович Гаршин (1860—1931). Педагог, литератор, критик, общественный деятель, издатель. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1884 году и преподавал русскую словесность в одной из С.-Петербургских гимназий. Его статьи и очерки печатали журналы «Исторический вестник», «Русское богатство», «Русская школа», «Звезда», Вестник изящных искусств, а также газеты «Голос», «Биржевые ведомости», другие издания. С 1901 года он директор Таганрогского Коммерческого училища, действительный статский советник. Е. М. Гаршин автор книг — «Новгородские древности», «Общественное и воспитательное значение археологии», «Критические опыты», «Русская литература XIX века» и некоторых других.

2. Творчество

На литературное поприще Гаршин выступил в 1877 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

«Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира. В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча». В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: