Жизненный и творческий путь джузеппе верди

Музыка

По приезду в Милан он пытается поступить в Консерваторию, но сразу получает отказ. Его не принимают из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. Да и возраст, на тот момент ему уже было 18 лет, превышал установленный для приема. Примечательно, что сейчас Миланская Консерватория носит имя Джузеппе Верди.

Джузеппе Верди

Но молодой человек не отчаивается, он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. Он посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. И в это время он начинает задумываться о том, чтобы стать композитором для театра.

По возвращении Верди в Буссето Антонио Барецци организовал для молодого человека первое в его жизни выступление, которое произвело настоящий фурор. После этого Барецци предложил Джузеппе стать преподавателем для его дочери Маргариты. Вскоре между молодыми людьми возникла симпатия, и у них начался роман.

Дирижер Джузеппе Верди

В начале карьеры Верди писал небольшие по объему произведения: марши, романсы. Первой значимой постановкой стала его опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», которая была представлена миланскому зрителю в театре «Ла Скала». После оглушительного успеха с Джузеппе Верди был подписан договор на написание еще двух опер. В оговоренные сроки он создал «Король на час» и «Набукко».

Постановка «Король на час» была плохо принята зрителем и провалилась, а от «Набукко» импресарио театра поначалу и вовсе отказался. Ее премьера все же состоялась, правда, спустя два года. И эта опера имела оглушительный успех.

Композитор Джузеппе Верди

Для Верди, который после провала «Короля на час» и потери жены и детей собирался покинуть музыкальное поприще, «Набукко» стала глотком свежего воздуха. За ним закрепилась репутация успешного композитора. «Набукко» за год была поставлена в театре 65 раз, к слову, она и по сей день не сходит с мировых сцен.

Этот период в жизни Верди можно охарактеризовать как творческий подъем. После оперы «Набукко» композитор написал еще несколько опер, которые были также прекрасно встречены зрителем – «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани». Позднее постановка «Ломбардцы» была поставлена в Париже, правда, для этого Верди пришлось внести изменения в изначальный вариант. В первую очередь он заменил итальянских героев на французских, а во вторую – переименовал оперу в «Иерусалим».

https://youtube.com/watch?v=tgpV3pYNjT4

Но одним из самых известных произведений Верди стала опера «Риголетто». Написана она по мотивам пьесы Гюго «Король забавляется». Сам композитор считал эту работу своим лучшим творением. Русский зритель знаком с «Риголетто» по песне «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу поставили тысячи раз в различных театрах мира. Арии главного героя, шута Риголетто, исполняли Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго, Муслим Магомаев.

Два года спустя Верди пишет «Травиату» по произведению «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего.

В 1871 году Джузеппе Верди получает заказ от египетского правителя. Его просят написать оперу для Каирского оперного театра. Премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Самая известная ария оперы – «Триумфальный марш».

Композитор написал 26 опер и реквием. В те годы оперные театры посещали все слои общества, как местная аристократия, так и бедняки. Поэтому итальянцы Джузеппе Верди по праву считают «народным» композитором Италии. Он создавал такую музыку, в которой простой итальянский народ чувствовал собственные переживания и надежды. В операх Верди люди слышали призыв к борьбе с несправедливостью.

Джузеппе Верди и Рихард Вагнер

Примечательно, что со своим главным «соперником» Рихардом Вагнером Джузеппе Верди родился в один год. Творчество композиторов вряд ли спутаешь, но именно их считают реформаторами оперного искусства. Разумеется, композиторы были наслышаны о друг друге, но ни разу не встречались. Однако в своих музыкальных произведениях отчасти они старались полемизировать друг с другом.

Памятник Джузеппе Верди

О жизни и творчестве Джузеппе Верди были написаны книги и даже снимались фильмы. Самой известной киноработой стал мини-сериал Ренато Кастеллани «Жизнь Джузеппе Верди», который вышел на экраны в 1982 году.

Стиль Верди

В течение всей творческой деятельности Джузеппе Верди постоянно применял высокое «до» в актах с тенором

Огромное внимание он уделял собственной музыкальной интуиции и способам выражения эмоций персонажей опер, особое место отводил драматизму, но в его произведениях драмы было ровно столько, сколько необходимо

Партитуре, по мнению историков, композитор уделял не так много внимания по той причине, что ему недоставало соответствующих знаний. Сам же Верди говорил, что он из всех музыкантов самый малознающий,. Скорее всего, он имел в виду, что ему хватает свободы мыслить за пределами рамок.

Выразительность оркестра Джузеппе умел использовать полностью, а некоторые аккорды были настолько блестящими и смелыми, но другие композиторы не осмеливались брать подобный приём на вооружение. Верди являлся первым в своём роде композитором, который постоянно находился в поисках такого либретто, что способно ответить его музыкальному таланту. Основной силой произведений Джузеппе стоит назвать экспрессию, он старался избавиться от лишних персонажей и нагромождения бесполезных деталей. Композитор включал в оперы только то, что действительно было нужно.

Музыка

В 18-летнем возрасте Джузеппе Верди уехал в Милан для поступления в Консерваторию. Однако по причине возрастных ограничений и неудовлетворительного уровня фортепианной игры, он не был принят в данное заведение.

Верди не опустил рук, начав брать уроки контрапункта у репетитора. Вместе с тем, он с большим удовольствием посещал оперу и простые концерты. В Милане ему удалось познакомиться с представителями культурной элиты, что побудило его всерьез задуматься о карьере театрального композитора.

Вернувшись домой в 1830 г. Джузеппе, при помощи Барецци, впервые дал публичный концерт в доме своего покровителя. Выступление молодого музыканта прошло с оглушительным успехом.

На заре своей карьеры Верди создавал небольшие произведения. Его первой крупной работой стала опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», которая удостоилась похвал от критиков. В результате, с ним был заключен контракт на написание еще 2-х опер.

В указанные сроки Джузеппе сочинил произведения «Король на час» и «Набукко». И если «Король на час» был холодно принят зрителем, то после премьеры «Набукко» весной 1842 г., Верди проснулся знаменитым. Интересен факт, что в следующем году данная опера ставилась в Европе 65 раз!

Далее Верди представил такие произведения, как «Ломбардцы в крестовом походе», «Эрнани» и «Иерусалим». Одним из наиболее знаменитых его шедевров стала опера «Риголетто», которую автор называл лучшей в своей карьере.

Такого же мнения были и ценители оперного искусства, которые с наслаждением слушали «Риголетто». Опера тысячи раз ставилась на крупнейших площадках мира. Через пару лет Джузеппе Верди стал автором не менее известной оперы «Травиата», созданной по мотивам пьесы «Дама с камелиями».

В последующие годы биографии Верди продолжил активно писать разные музыкальные произведения. Одна из последних великих опер композитора называлась «Аида». Интересен факт, что он написал ее по заказу египетских властей, которые намеревались торжественно открыть Суэцкий канал.

Джузеппе создал 26 опер и реквием, наряду с рядом других произведений. Стоит заметить, что своим главным «конкурентом» он считал немецкого композитора Рихарда Вагнера. Оба мэтра недолюбливали друг друга и ни разу не общались.

И все же, когда Вагнер скончался, Джузеппе признал, что тот оставил огромный след в истории искусства. В свою очередь доподлинно известно только об одной фразе Вагнера в адрес Верди: когда немец услышал его реквием он произнес: «Лучше ничего не говорить».

Оперы Верди: список по мотивам литературных произведений и их сюжет

Рассмотрим сюжеты наиболее популярных произведений композитора.

  • Опера «Набу́кко» — рассказывает о библейских событиях: о том, как царь Вавилона отпустил на волю плененных евреев.
  • Опера «Эрна́ни» написана по мотивам произведений В. Гюго. В ней в романтическом ключе пересказывается историю любви разбойника.
  • Опера «Жа́нна д’Арк» создана по мотивам пьесы Шиллера «Орлеанская дева». Является малоизвестной работой Верди (оперы, список которых мы рассматриваем, включают в себя в целом 26 работ композитора).
  • Опера «Макбе́т» также написана по мотивам литературного произведения. В данном случае это работа Шекспира о чете Макбетов, решившихся на кровавое и страшное преступление ради власти и богатства.
  • Опера «Риголе́тто» рассказывает о трагической истории жизни старого и уродливого шута герцога, с которым его господин проделал очень злую шутку.
  • Опера «Травиата» передает сюжет «Дамы с камелиями» А. Дюма. Произведение рассказывает о судьбе падшей женщины.
  • Опера «Аи́да» — одна из наиболее сильных работ композитора. Рассказывает о любви между эфиопской красавицей-принцессой и военачальником фараона Рамзеса.
  • «Оте́лло» передает сюжет одноименного произведения Шекспира.

Оперы Верди (список с содержанием этих творений был приведен выше) до сих пор остаются эталоном музыкального искусства. Проходят века. Однако произведения маэстро как были популярными, так популярными и остаются. Ученые до сих пор изучают неповторимый стиль композитора. А простые зрители просто наслаждаются музыкой Верди.

Много сил отдал своим произведением Верди. Оперы, список которых мы рассмотрели в этой статье, стали визитной карточкой маэстро.

Мастер[ | ]

Супруга и муза Верди — Джузеппина Стреппони, выдающаяся певица своего времени В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром — «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» стала одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.

Джузеппе Верди в 1870 году

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали ещё несколько опер, среди них — постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечерня» (Les vêpres siciliennes

; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore ), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera ), «Сила судьбы» (La forza del destino ; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» (Macbeth ).

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

Верди и Вагнер, каждый — лидер своей национальной оперной школы, — всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдёт пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

История жизни Джузеппе Верди

С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились. 

На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В.Гюго Король забавляется демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам.

Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей. 

Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств. 

Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Балом-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859).

Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе). 

Памятник Джузеппе Верди

Верди явно нуждался в литературном сотруднике и он обрел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881).

Джузеппе Верди и его собаки

Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. 

Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А.Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). 

Стиль

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество — Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный — Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр — большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я — самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) — характерно для творчества Верди — характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Интересные факты

Среди всех событий, которые приключились с Джузеппе Верди за всю его насыщенную биографию, стоит выделить несколько основных:

  1. Любопытно, что в 1813 году появляется на свет Рихард Вагнер, и он позднее станет основным соперником для гения.
  2. «Верди» в буквальном переводе с итальянского означает «зелёный» (verde – Verdi). Многие биографы видят в этом символизм, поскольку зелёный цвет является атрибутом флага Италии, точно так же, как и Джузеппе стал одним из тех, кто прославил свою страну. Его творчество позволило объединить Италию и возвысить её музыкальную культуру, и это признавали в других государствах.
  3. Верди отличался наблюдательностью и трудолюбием, поэтому на концертах он любил как наслаждаться музыкой, так и подмечал любопытные детали, следил за тем, в какой манере ведёт руками дирижёр.
  4. Ему нравилось приходить на репетиции, потому что на них получалось лучше рассмотреть все особенности поведения присутствующих.
  5. Гений называл себя агностиком, а вторая жена тонко подмечала, что её муж слишком мало верит в существование кого-либо ещё. Между агностицизмом и «малой верой» она находила принципиальную разницу.

Советую почитать про музыкальные фестивали в Италии

Ранний период

Родился Верди в семье Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини в Ле Ронколе — деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Так случилось, что Верди официально родился во Франции.

Верди родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером, в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) в Ле Ронколе, неподалёку от Буссето (Пармское герцогство). Отец композитора, Карло Верди, содержал деревенский трактир, а мать — Луиджа Уттини — была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжёлым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на орга́не учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето

Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни — годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции — Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы — Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений — роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони

По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни — годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции — Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению

Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы — Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений — роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони

В Милане, куда Верди отправился в возрасте двадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.

Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi — местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 — 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 — 22 октября 1839). В то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умирают в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умирает от энцефалита. Верди обожал свою жену и детей, и был опустошён их смертью.

Последние годы и смерть

Статуя на площади Джузеппе Верди, Буссето

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

Бюст Джузеппе Верди работы Антонио Уго рядом с театром Массимо в Палермо, Италия.

Опера «Отелло» (Otello

), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы — данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

Могила Верди

Последняя опера Верди, «Фальстаф» (Falstaff

), либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor ) в переводе её на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.


Мемориал Верди в Парме

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti, также в Милане, в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Он был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего».

Подробности личной жизни Giuseppe Verdi

Верди посчастливилось испытать самое прекрасное в мире чувство. Его первой супругой стала ученица Маргарита Барецци. Практически сразу после свадьбы девушка родила маэстро дочь. Через полтора года девочка умерла. Практически сразу после смерти Маргарита родила Верди сына. Но и он умер в младенчестве. Через год женщина скончалась от энцефалита.

Композитор остался совсем один. Личную потерю он переживал очень эмоционально. Верди на некоторое время прекратил писать музыку. Он снял маленькое укромное жильё, в котором жил в одиночестве.

В 35 лет маэстро вновь женился. В сердце Верди поселилась популярная оперная исполнительница Джузеппина Стреппони. Около 10 лет пара проживала в гражданском браке. Такое положение вызвало ряд осуждений у общества. В 1859 году они решили узаконить свои отношения. После росписи они переехали жить в виллу маэстро, которая находилась недалеко от города.

Интересно, что маэстро сам разработал проект своего дома. Вилла получилась роскошной. Значительного внимания заслужил сад знаменитости, который был засажен экзотическими деревьями и цветами. Музыкант обожал заниматься садовым делом. На участке он расслаблялся и получал неистовое удовольствие от слияния с природой.

Watch this video on YouTube

Вторая супруга Верди стала для него верным другом и музой. Когда у оперной певицы пропал голос, то женщина решила посвятить себя уходу за мужем и домом. Композитор вслед за женой также решил оставить карьеру. К тому времени он успел заработать приличное имущество. И его средств было достаточно для безбедной жизни.

Супруга решение мужа не поддержала. Она настояла на том, чтобы он не бросал музыку. Собственно, тогда он и написал оперу «Риголетто». Джузеппина до последних дней оставалась с композитором.

Оперы 40-х годов

Уже в первых операх Верди, созданных им в 40-е годы, нашли воплощение столь актуальные для итальянской публики XIX века национально-освободительные идеи: «Набукко», «Ломбардцы», «Эрнани», «Жанна д,Арк», «Атилла», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Макбет» (первая шекспировская опера Верди) и т.д. – все они основаны на героико-патриотических сюжетах, воспевают борцов за свободу, в каждой из них содержится прямой политический намек на общественную обстановку в Италии, сражающейся против австрийского гнета. Постановки этих опер вызывали взрыв патриотических чувств у итальянского слушателя, выливались в политические демонстрации, то есть становились событиями политического значения. Сочиненные Верди мелодии оперных хоров приобретали значение революционных песен и распевались по всей стране.

Оперы 40-х годов не лишены недостатков:

  • запутанность либретто;
  • отсутствие ярких, рельефных сольных характеристик;
  • подчиненная роль оркестра;
  • маловыразительность речитативов.

Однако слушатели охотно прощали эти недостатки за искренность, героико-патриотический пафос и созвучность собственным мыслям и чувствам.

Последняя опера 40-х годов – «Луиза Миллер» по драме Шиллера «Коварство и любовь» – открыла новый этап в творчестве Верди. Композитор впервые обратился к новой для себя теме – теме социального неравенства, которая волновала многих художников второй половины XIX века, представителей критического реализма. На смену героическим сюжетам приходит личная драма, обусловленная социальными причинами. Верди показывает, как несправедливое общественное устройство ломает человеческие судьбы. При этом люди бедные, бесправные оказываются гораздо благороднее, духовно богаче, чем представители «высшего света».

Вершина творчества

Опера «Аида» (1871) была заказана Верди по случаю открытия Суэцкого канала. В основу ее положен сюжет из времен Древнего Египта. Как и в большинстве опер Верди, здесь показана борьба за свободу и счастье против жестокости и угнетения. Либретто на итальянском языке написал Антонио Гисланцони.

Опера Д. Верди «Аида» Время действия: эпоха правления фараонов, место действия: Мемфис и Фивы. Премьера оперы состоялась в Каире 24 декабря 1871 г. Это представление стало огромным международным триумфом. На премьеру собралось высшее общество всего света (не было только Джузеппе Верди). Но он присутствовал через 46 дней на столь же успешной итальянской премьере в Милане. И с тех пор «Аида» является любимейшим оперным спектаклем и входит в репертуар практически каждой оперной труппы во всем мире. Декоративная пышность, развернутые массовые сцены сближают «Аиду» со стилем парижской «большой оперы», но отличаются от неё искренностью чувств, психологизмом, чистотой мелодий. Композитор мастерски вводит в музыку оперы восточный колорит. Опера принесла автору триумфальный успех. В 1874 г. Верди написал «Реквием» на смерть борца за свободу Италии писателя Мандзони. «Реквием» – одно из самых замечательных произведений Верди, отличающееся красотой мелодий и образностью. В возрасте 74 лет Верди создает шедевр реалистического оперного искусства – оперу «Отелло» (1887). Музыка оперы соответствует шекспировскому гению.

Опера Д. Верди «Отелло» В создании либретто «Отелло» шекспировский сюжет подвергся существенным изменениям. Композитор сконцентрировал действие вокруг основного конфликта: столкновения Отелло и Яго, придав ему общечеловеческое звучание, освободив интригу от мелких бытовых подробностей. Премьера оперы состоялась 5 февраля 1887 г. в Милане. Это был настоящий триумф итальянского национального искусства. Опера была признана во всем мире лучшим, наиболее совершенным творением Верди. Опера «Отелло» поражает правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров. Особенно впечатляет музыкальный портрет Отелло – героя и воина, страстного любящего супруга, человека доверчивого и одновременно неукротимого в своей ярости. Прекрасны и точны образы кроткой и чистой Дездемоны, а также коварного Яго, попирающего все нравственные законы. Важную роль в опере играет оркестр, передающий эмоциональную атмосферу событий, богатство психологических оттенков. Через несколько лет, в 1893 г., Верди создаёт свою последнюю, 26-ю оперу – «Фальстаф» по мотивам «Виндзорских проказниц» Шекспира. Композитору уже 80 лет, но он создаёт произведение, полное непосредственности, юношеской свежести, юмора. Музыкальная характеристика действующих лиц дана им с необычайной для комической оперы глубиной. Либреттист Верди (Арриго Бойто) изъял некоторые несущественные детали из пьесы Шекспира, добавил кое-что из других, лучших шекспировских пьес и представил своему другу Верди либретто, полное искрящегося веселья. А тот написал блещущую юмором партитуру. Особенно впечатляет многогранный музыкальный портрет старого донжуана Фальстафа. В его музыкальной характеристике композитор использовал приемы и средства, отточенные в многолетней практике работы над оперным жанром. «Фальстаф» Верди написан в традициях итальянской оперы-буффа с ее динамикой, непрерывным нагнетанием комедийной интриги. Д. Верди умер в январе 1901 г. от последствий инсульта.

Оперы Верди отличаются особой мелодичностью, помогающей выразить характеры героев, и драматизмом действия. Конечно, в творчестве любого художника есть и более слабые вещи, и более сильные, ведь становление мастерства – это путь, а в пути возможны и ошибки, просчёты. В зрелый период своего творчества он тщательно подбирал либретто для своих опер, добивался устранения из сюжета ненужных деталей и лишних героев, оставляя лишь важные для замысла персонажи. Проходят годы, создаются новые оперы, но они не отдаляют от нас творчество Джузеппе Верди. Его оперы по-прежнему радуют нас своей оригинальностью, мелодичностью, динамическим сюжетом и уважением чувств простых людей. Его творчество называют одной из вершин оперного искусства всех времён и народов.

А. Уго. Бюст Д. Верди в Палермо

  • < Назад
  • Вперёд >
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: