Ненасытный сластолюбец дюма-отец

Замок Монте-Кристо

Успех «Графа Монте-Кристо», романа, вышедшего в 1844 году, превзошел все ожидания. В нем Дюма описал свою мечту о шикарной, лишенной забот жизни, без денежных проблем. Пережив это на страницах романа через судьбу Дантеса, писатель принялся претворять свою мечту в жизнь.

Начал он со строительства замка. В июле 1847 года состоялось его торжественное открытие, на которое прибыло более 600 гостей. Замок был великолепен! Красивое здание окружено парком, разбитым наподобие английского. В нём скульптуры великих людей – Шекспира, Гете, Гомера. Над входом – девиз владельца: «Люблю тех, кто любит меня».

Многие мечты, связанные с замком, Дюма не успел воплотить в жизнь. Например, он мечтал создать литературный парк и каждую аллею назвать одним из своих произведений. Спустя 150 лет его мечта осуществилась.По нему можно изучать его книги. Все так, как и мечтал Дюма Александр.

Биография этого великого писателя объединила тысячи неравнодушных к его творчеству людей. Их усилиями сегодня в замке создан дом-музей Александра Дюма, открытый для посещений.

Любви прекрасные порывы

«Занятым людям некогда разглядывать женщин», – так любил говаривать великий писатель Александр Дюма. Биография для детей, с которой многие познакомились в школе, рассказывает только о главных вехах биографии: «родился, женился, творил». На самом деле, Дюма вел не только бурную писательскую деятельность. Личная жизнь бессмертного автора била ключом.

Прежде чем приоткрыть завесу похождений страстного донжуана, хотелось бы отметить, что Дюма понимал женскую душу, а главное, он, действительно, всех их любил и был им благодарен за любовь. Это был добрейшей души человек. Именно за это его ценили все возлюбленные. Многие из них признавались, что не встречали более великодушного человека, чем он.

О любовных похождениях великого писателя ходят легенды. Никому не известно, сколько в его жизни было любовниц, но биографы склонны к тому, что их от 350 до 500. Сам же Дюма в своих мемуарах упоминает только нескольких:

  • Свою первую парижскую любовь Адель Дальвен, которая разбила сердце пятнадцатилетнего повесы. После двухлетней связи вышла замуж за другого. Единственная женщина, которая с ним рассталась сама, во всех остальных случаях инициатором расставаний был Дюма.
  • Катрин Лабе – соседка по лестничной площадке, к которой он перебрался жить. Но скромная и преданная Катрин перестала его устраивать. Узнав, что она ждет ребенка, сделал выводы: та просто-напросто решила его привязать к себе. Дюма уходит и появляется на пороге ее дома, когда сыну исполнилось семь лет.
  • Свои «африканские страсти» Александр Дюма оправдывал тем, что много любовниц он заводит из человеколюбия, одна-единственная просто-напросто умерла бы через неделю. Среди множества сердечных авантюр с актрисами – связь с Белль Крельсамер. Она закончилась тем, что в 1831 году та родила от него дочь.

История Франции

Роман «Шевалье д’Арманталь» дал автору понять, что исторические романы – это неисчерпаемый источник. Крупнейшие парижские газеты боролись за право публиковать Дюма. А непревзойденные «Три мушкетера» вознесли автора на вершину славы.

Дюма отталкивался в своей работе от известных источников, порой поддельных. Как, например, «Мемуары д’Артаньяна». Подлинные материалы – «Мемуары мадам де Лафайет» – послужили основой для книги «Виконт де Бражелон».

С 1845 по 1855 годы Александр Дюма писал без передышки. Пожалуй, за всю историю литературы ни один из писателей не был столь плодовит. В романах Дюма перед читателем проходит история Франции. После «Трех мушкетеров» идут «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон».

Дюма превосходно изображает характер толпы – то жестокой и жаждущей крови, то рабской и покорной, то грубой и циничной, то сентиментальной. Романы «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять» – живое воплощение души Франции.

Великой французской революции Дюма посвящает серию романов: «Жозеф Бальзаме», «Ожерелье королевы», «Анж Питу», «Кавалер Красного замка», «Графиня Шарни». В них автор раскрывает причины, вызвавшие революцию, описывает падение французской монархии.

Отступления от исторических фактов Дюма допускает довольно смело, но он компенсирует это драматизмом событий, эффектами и чудесными приключениями, которые заставляют сердце читателей усиленно биться.

За свою жизнь Дюма-отец успел написать и издать более 500 томов произведений различных жанров. В этом виден огромный талант этого писателя, его удивительное и безграничное воображение.

Другие пьесы. Характеристика драматургии

А. Дюма-сын Портрет кисти Месонье

За первой драмой последовали:

«Диана де Лис / Diane de Lys» (1851),
«Полусвет / Demi-Monde» (1855),
«Денежный вопрос / Question d’argent» (1857),
«Внебрачный сын / Fils Naturel» (1858),
«Блудный отец / Père Prodigue» (1859),
«Друг женщин / Ami des femmes» (1864),
«Взгляды госпожи Обрэ / Les Idées de m-me Aubray» (1867),
«Княгиня Жорж / Princesse Georges» (1871), «Свадебный гость» (1871),
«Жена Клавдия / La femme de Claude» (1873),
«Господин Альфонс / Monsieur Alphonse» (1873),
«L’Etrangère» (1876).

Во многих из этих пьес Александр Дюма — не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорождённых детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам — Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим.

Издав собрание своих драм (1868—1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны:

«Багдадская принцесса / Princesse de Bagdad» (1881),
«Дениза / Denise» (1885),
«Франсийон / Francillon» (1887);

кроме того, он написал

«Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin),
«Les Danicheff» — с П. Корвином (подписана Р. Nevsky),
«Маркиз де Вильмер» (1862, с Жорж Санд, уступил ей права).

Пьесы

«Новые сословия» и «Фиванская дорога» остались неоконченными (1895).

Детство писателя

Знаменитый романист Дюма (1802-1870) родился в городке Виллер-Котре. Его отец – генерал Том Дюма, мать, серьезная и добродетельная женщина Мари-Луиза Лабурэ – дочь трактирщика.

Отец Александра служил в армии Бонапарта, и по возвращении на родину в 1801 году, оказался в тюрьме. По случаю примирения состоялся обмен пленными и его освободили. Но тюрьма сделала свое дело – он вышел оттуда полупарализованным, изувеченным и с язвой желудка. О службе в армии не могло быть и речи. В это время и появился в семье сын Александр.

Детство мальчика прошло в материально стесненных условиях. Для него не смогли даже добиться стипендии на обучение в лицее. Писать и читать Александра учили мать и сестра. Но в математике дальше таблицы умножения дело не продвигалось. Зато почерк у него был отменный – четкий, аккуратный, с многочисленными завитушками.

Мать пыталась научить его музыке, но у Дюма не оказалось слуха. Мальчик прекрасно танцевал, отлично фехтовал и стрелял. Посещая колледж аббата Грегуара, Дюма усвоил основы грамматики и начатки латыни. Целыми днями будущий писатель пропадал в лесу, поскольку очень любил охоту. Но одной охотой не проживешь. Пришло время подыскать работу. И Александр Дюма поступает на службу к нотариусу.

Творчество

В тридцатые годы у Александра возник замысел воссоздать историю Франции целой серией книг. Дюма расширяет свои познания, изучая труды известных историков: О. Тьерри, П. Баранта, Ж. Мишле. В своих произведениях он придерживается закономерной последовательности событий. Его книги свидетельствуют об осведомленности автора в вопросах французской истории.

«Изабелла Баварская» стала первой книгой этого цикла. Исторической основой для создания романа послужили: «Хроника времен Карла VI», «История герцогов Бургундских», «Хроника Фруассара». Наряду с историческими персонажами, в романе задействованы и вымышленные имена. Таким образом, жанр исторического романа возродил именно Александр Дюма.

Биография и творчество этого автора связаны с важным для каждого француза событием – Великой французской революцией. Ей он посвятит серию книг. Автор понимает – чтобы жизнь королей и министров была интересна читателю, надо показать: им не чужды те же чувства и переживания, что и простым смертным.

Он знал, что исторической ценности его романы не представляют, поскольку факты изложены так, как того требовала художественная форма. История была такой, какой желали ее видеть французы: красочной, веселой, где добро и зло по разные стороны.

Читатели того времени состояли из людей, совершивших великую революцию и сражавшихся в войсках империи. И им нравилось, когда монархи были представлены в героических картинках.

Публицистика

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Дело Клемансо / Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L’homme-femme, réponse à M

Henri d’Ideville; ), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно.

Значимые социальные проблемы он затрагивал в своих выступлениях-брошюрах: «Письма на злобу дня» (Lettres sur les choses du jour), 1871, «Убей её» (Tue-la), «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» (Les femmes qui tuent et les femmes qui votent), «Recherches de la paternite» в 1883 году, памфлет «Развод» (Le divorce).

«Дама с камелиями»

Александр Дюма-сын

Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.

В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».

Новая жизнь

Однажды во время поездки в Париж Дюма знакомится с актером Тальма. И сделав выводы, что карьеру можно построить только в Париже, Александр, не раздумывая, переезжает туда. Устраивается в канцелярию герцога Орлеанского. Служба была для него только источником существования.

Для себя будущий писатель сделал вывод, что ему необходимо учиться, так как его невежество вызывает изумление у его знакомых. Он уделяет много времени литературе, общается с драматургами и известными писателями. В 1829 году пишет драму «Генрих Третий и его двор». Пьеса имела ошеломляющий успех и выдержала несколько представлений.

Король увидел в драме «Генрих Третий» некоторое сходство с царствующим монархом и собирался пьесу запретить. Но герцог Орлеанский поддержал ее. Так, Дюма, приехавший из провинции без образования и денег, стал известным человеком. Вскоре репертуар театров обогащается такими драмами и пьесами, как «Кин, или Гений и беспутство», «Нельская башня», «Антони».

После Великой революции на французский престол вступает герцог Орлеанский. В числе тех, кто штурмовал королевский дворец Тюильри, был и Дюма Александр. Биография его сложилась таким образом, что с первых же дней писатель принимает всяческое участие в общественной жизни и выполняет поручения генерала Лафайета, возглавлявшего гвардию.

В 1832 году Дюма, по просьбе родственников генерала Ламарка, которого хоронили 5 июня, встал во главе колонны артиллеристов, сопровождавших траурную процессию. Полиция разгоняет толпу, что стало началом восстания, которое было жестоко подавлено.

В прессе появилось ложное сообщение, что Дюма расстрелян. На самом деле он, по совету друзей, покидает Францию и уезжает в Швейцарию, где подготовил к изданию очерк «Галлия и Франция».

Раннее творчество

Худ. Феликс Валлотон. Портрет Дюма-сына (1895)

Александр Дюма родился 27 июля 1824 года в городе Париже. Сын Александра Дюма (старшего) и Катрины Лабе — простой парижской работницы, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца.

17 марта 1831 года Дюма-отец официально узаконил своего сына, отняв его у матери через суд. Однако сам воспитанием не занимался и определил его в элитный пансион, где тот несколько лет был объектом для унижений и насмешек в связи с его внебрачным и незнатным происхождением. Это отложилось на его характере, сделав его весьма замкнутым, щепетильным к несправедливости, болезненно воспринимавшим любую зависимость. Однако он смог воспринимать отца таким, как есть, сохранив уважение и любовь к нему.

С 18 лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник: «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца

(«Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»),
«Le Docteur Servans» («Доктор Серван»),
«Cesarine»,
«Le Roman d’une femme»,
«Trois hommes forts» etc.),
a потом и более оригинальные романы и повести
«Diane de Lys»,
«Un paquet de lettres»,
«La dame aux perles»,
«Un cas de rupture» и др.

Неизвестный Дюма

Выдающийся романист, путешественник, историк и публицист, Дюма был еще и прекрасным кулинаром. Во многих своих произведениях он подробно описывает приготовление тех или иных блюд. О том, что он задумал создать «Кулинарный словарь», писатель говорил еще во время пребывания в Российской империи. В 1870 году он передал в печать рукопись, содержащую 800 новелл на кулинарную тему.

«Большой кулинарный словарь» увидел свет в 1873 году, после смерти писателя. Позже вышла его сокращенная копия – «Малый кулинарный словарь». К слову, Дюма не был гурманом или чревоугодником. Напротив, он вел здоровый образ жизни, не употреблял алкоголь, табак и кофе. Для себя готовил Александр Дюма редко, поскольку придерживался диеты. Только для гостей.

Дюма прослыл хлебосольным и щедрым хозяином. Поместье Монте-Кристо, принадлежавшее Дюма, с первых же дней становится открытым домом. В нем принимают радушно всех, кто бы то ни был, кормят и, при необходимости, кладут спать. Любой человек, стесненный в средствах, мог запросто поселиться в усадьбе.

Личная жизнь

В 1832 году случай свел его с актрисой Идой Ферье (настоящее имя — Маргарита Ферран). Едва только между ними завязались отношения, Дюма уже влюбляется в другую актрису. Тем не менее в 1838 году Дюма женится именно на Маргарите Ферран. Каким образом полной блондинке с кривыми зубами удалось совершить такой подвиг, остается загадкой.

Женившись, Дюма не изменил своему образу жизни. В 1844 году брак распался. В 1851 году очередная возлюбленная неутомимого ловеласа Анна Бауэр рожает от Дюма сына Анри. Поскольку она была замужней женщиной, сын носил фамилию ее мужа.

Последней любовью Александра Дюма была американская актриса-наездница Ада Менкен. С ней он познакомился в 1866 году, когда та приехала покорять Париж. Дюма-сын уговаривал отца не афишировать связь с молодой американкой, которая уже четырежды побывала замужем. Но отец не внял голосу разума.

Неизвестно, чем бы закончилась связь с женщиной, но судьба Ады оказалась трагичной. Она умерла от острого перитонита в 1868 году. После чего Дюма-сын решил соединить своих родителей. Отец не был против, но Катрин Лабе ответила, что возлюбленный опоздал на сорок лет. В октябре 1868 года она уходит из жизни. Дюма переживет ее на два года.

Личная жизнь

От добрачной связи с 1851 года с Надеждой Ивановной Нарышкиной (19.11.1825 — 2.04.1895) (урождённой баронессой Кнорринг) у него была дочь: Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860—17.11.1907). Официально удочерена 31.12.1864 во время брака с Нарышкиной, заключённого после смерти её первого мужа. Вторая дочь Жаннина (03.05.1867—1943) в замужестве де Отерив.

Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье, 1864—1934), с которой он поддерживал связь с 13 апреля 1887 года.

Любовницы

  • Луиза Прадье (1843)
  • Альфонсина Плесси (Мари Дюплесси) (1844-45)
  • Анаис Льевенн (1845)
  • мадам Дальвэн (1849).
  • Лидия Закревская-Нессельроде (1850-51).
  • Оттилия Гендли-Флаго (1881).

Дюма-сын увлекался хиромантией с использованием карт Таро, о чём свидетельствует посвящение ему книги Роберта Фальконнье (Robert Falconnier) «XXII герметических листа прорицательного Таро», изданной в 1896 году в Париже, — «Памяти Александра Дюма-сына, которому я обязан своими первыми познаниями в астрологической хиромантии. Р. Ф.».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: