Преодоление парадокса
Сначала этот парадокс казался тривиальным, но чем больше Бертран размышлял над ним, тем глубже казалась проблема, и в конце концов он был убежден, что в понятии класса есть что-то принципиально неправильное, как он это понимал в «Принципах математики». Фреге сразу заметил глубину проблемы. Когда Бертран написал ему, чтобы рассказать о парадоксах, Фреге ответил: «Арифметические шатания». Основа, на которой Фреге и Рассел надеялись построить математику, казалось, рухнула. В то время как Фреге погрузился в глубокую депрессию, Бертран приступил к исправлению ошибки, пытаясь построить теорию логики, невосприимчивую к парадоксу.
В конце концов, его попытки преодолеть парадокс привели к полной трансформации его схемы логики, поскольку он добавил одно уточнение за другим к основной теории. При этом важные элементы «пифагорейского» взгляда на логику Бертраном Расселом были отвергнуты. В частности, он пришел к выводу, что не было таких вещей, как классы и предложения, и поэтому, какова бы ни была логика, это не было их изучением. Вместо них он заменил изумительно сложную теорию, известную как разветвленная теория типов, которая, хотя и успешно избегала противоречий, таких как парадокс Рассела, была (и остается) чрезвычайно трудной для понимания. К тому времени, когда он и его соавтор, Альфред Норт Уайтхед, закончили три тома «Принципов математики» (1910-1913), теория типов и других нововведений в основной логической системе сделала это неуправляемо сложным. Очень немногие люди, будь то философы или математики, смогли освоить детали этой монументальной работы. Тем не менее она по праву считается одним из величайших интеллектуальных достижений XX века.
Сам философ позже сказал, что его ум никогда полностью не оправился от напряжения написания «Принципов математики», и он никогда больше не работал над логикой с такой же интенсивностью. В 1918 году он написал «Введение в математическую философию», которое было предназначено для популяризации «Принципов». Но построена его философская работа была, скорее, на эпистемологии, чем на логике.
В 1914 году в книге «Наше знание внешнего мира» он утверждал, что мир «построен» из чувственных данных. Эту идею он уточнил в «Философии логического атомизма» (1918-1919). В «Анализе разума» (1921) и «Анализе материи» (1927) он отказался от этого понятия в пользу того, что он назвал нейтральным монизмом: мнение о том, что «конечный материал» мира не является ни ментальным, ни физическим, а чем-то «нейтральным» между ними двумя.
Взгляды и философские труды
По возвращении домой Расселу позволили выступить с лекциями по экономике в Лондоне, что сделало его еще более популярной личностью.
В 1900 г. он получил приглашение на Всемирный философский конгресс в Париже, где ему удалось познакомиться с учеными мирового уровня.
Оба ученых придерживались мнения о том, что истину можно постичь только эмпирическим путем, то есть с помощью чувственного опыта
Рассел уделял большое внимание государственному устройству, критикуя капитализм
Мужчина утверждал, что все сферы промышленности должны управляться рабочими людьми, а не предпринимателями и чиновниками. Любопытно, что силу государства он называл основной причиной всех несчастий на планете. В вопросах выборов он выступал за равноправие мужчин и женщин.
Суд постановил взыскать с Бертрана штраф, конфисковать его библиотеку и лишить его возможности посещать Америку для чтения лекций. Тем не менее, он не отказался от своих убеждений, а за критические высказывания в 1918 г. на полгода оказался за решеткой.
Рассел на радио ВВС
В 1920 г. Бертран Рассел отправляется в Россию, где гостит около одного месяца. Он лично общается с Лениным, Троцким, Горьким и Блоком. Кроме этого, ему предоставляют возможность выступить с лекцией в Петроградском математическом обществе.
В свободное время Рассел общался с простым народом и все больше разочаровывался в большевизме. Позже он начнет критиковать коммунизм, называя себя социалистом. При этом он заявлял, что в определенной мере мир все же нуждался в коммунизме.
В период биографии 1924-1931 гг. Рассел выступал с лекциями в разных американских городах. Одновременно с этим он увлекся педагогикой. Мыслитель критиковал английскую систему воспитания, призывая развивать у детей творческий потенциал, а также избавляться от шовинизма и бюрократии.
В середине 30-х годов Рассел уже открыто критиковал большевизм и фашизм, посвятив этой теме несколько трудов. Приближение Второй мировой войны заставляет его пересмотреть свои взгляды относительно пацифизма. После захвата Гитлером Польши, он окончательно отказывается он пацифизма.
Более того, Бертран Рассел призывал Англию и США к совместным военным действиям. В 1940 г. он стал профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка. Это вызвало возмущение у представителей духовенства, против которых он боролся и пропагандировал атеизм.
В это время ученый критиковал СССР и даже считал необходимым заставить советское руководство подчиниться США под угрозой атомных бомбардировок. Однако после того, как в Советском Союзе появилась атомная бомба, он начал выступать за полный запрет ядерного оружия во всем мире.
Взгляды и философские труды
В 1900 году Бертран Рассел в компании педагога Тринити-колледжа Альфреда Уайтхеда стал участником философского конгресса, проведенного в Париже. Он прочел работы философов Готлоба Фреге и Джузеппе Пеано, занимавшихся исследованием символической логики, и создал собственную книгу под названием «Принципы математики». Ее опубликовали в 1903 году. Работа принесла Расселу известность.
Бертран Рассел
Исследования в области единого в математике и логике автор продолжал в период с 1910 по 1913 годы, а затем презентовал трехтомное издание «Основная математика», написанное в сотрудничестве с Уайтхедом. Ученые уверяли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится фундаментом любого исследования. Они отделяли философию от этики и богословия, делая ее основой анализ явления. Эмпирическое Рассел и Уайтхед ставили во главу, так как с его помощью достигается истина, в то время как все другое остается субъективным, а значит, сомнительным.
В дальнейшем Рассел продолжал размышления на тему эмпирического и пришел к выводу, что это единственный способ познания истины. В 1904 году он читал лекции в Гарварде и затем опубликовал их отдельным изданием. Ученый признал наличие противоречий в логике и стал рассуждать о роли гипотез и доказательности опыта в философии.
Философ Бертран Рассел
Рассел был внимателен и к политике. Став вместе с женой членом «Фабианского общества» и сподвижником социализма, он боролся за равноправие женщин в вопросах выборов. В 1910 году Бертран выдвинул свою кандидатуру от либеральной партии на выборы в парламент. Желаемой поддержки он не получил, так как сторонников взглядов ученого в обществе было немного, а его отношение к религии противоречило актуальной на тот момент обстановке.
С 1916 года Рассел состоял в организации «Противодействие призыву на военную службу» и написал книги «Принципы социального переустройства», «Война и справедливость», «Политические идеалы» и др. Его труды не привлекали внимания до тех пор, пока философа не оштрафовали и не посадили в тюрьму за памфлет против тюремного наказания за отказ служить в армии.
Бертран Рассел с учениками
Плохая репутация повлекла за собой увольнение из Тринити-колледжа, преподавателем которого был Бертран. Его библиотеку распродали для погашения штрафа, а правительство запретило выезд в США для чтения лекций в Гарварде.
Рассел не отказался от своих взглядов и за критические высказывания в 1918 году попал в тюрьму Брикстон, где написал «Введение в математическую философию». 1920-е годы ознаменовались публикацией «Анализа мышления», «Основ атома», «Основ относительности», «Анализа материи». Социалистические воззрения ученого получили подкрепление после знакомства с Троцким, Горьким и Лениным в 1920 году.
Выступление Бертрана Рассела
Посетив Советский Союз, Рассел критиковал режим в книге «Теория и практика большевизма». Последующее путешествие в Азию принесло опыт преподавания в Пекинском университете и создание труда под названием «Проблема Китая». С 1924 по 1931 годы ученый читал лекции в США.
В тот период его заинтересовали международные проблемы. Автор рефлексировал в книгах «Свобода и организация, 1814…1914», «Какой путь ведет к миру?», «Власть: Новый социальный анализ». С 1935 года Бертран Рассел жил в Америке и читал лекции в университетах Чикаго и Калифорнии. Его пацифистские взгляды потерпели поражение после вторжения нацистов, случившегося в Польше в 1939 году.
Бертран Рассел на радио BBC
Ученый выступал за военную реакцию и из-за этого не пользовался популярностью в США. Его с трудом приняли представители духовенства и члены горсовета, вынужденные реагировать на назначение Рассела профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка.
Вернувшись в 1944 году в стены родного Тринити-колледжа, Бертран Рассел продолжил публицистическую деятельность, читал лекции для радио и стал обладателем ордена «За заслуги». Опубликованные в 1950 году «Непопулярные эссе» получили Нобелевскую премию по литературе. Рассел проигнорировал возможность выступить с официальной речью при получении награды.
«Принципы математики»
Вдохновленный работой математиков, которыми он так сильно восхищался, Бертран Рассел задумал продемонстрировать, что математика не только имеет логически строгие основы, но также и то, что она была в целом не чем иным, как логикой. Философский случай для этой точки зрения был подробно изложен в «Принципах математики» (1903). Там он утверждал, что вся математика может быть получена из нескольких простых аксиом, которые не использовали специально математических понятий, таких как число и квадратный корень, но, скорее, ограничивались чисто логическими понятиями, такими как суждение и класс. Таким образом, можно показать, что истины математики не могут быть защищены от сомнений, они также могут быть освобождены от любой степени субъективности, такой как субъективность, связанная с ранним кантианским взглядом философа о том, что геометрия описывает структуру пространственной интуиции. В конце своей работы над «Принципами математики» Бертран обнаружил, что в своей логистической философии математики он был предсказан немецким математиком Готлобом Фреге, чья книга «Основы арифметики» (1884) содержала, как он сам выразился, «многие вещи, которые, как я полагал, я придумал». Философ быстро добавил приложение к своей книге, в котором обсуждал работу Фреге, признал ранние открытия Фреге и объяснил различия в их понимании природы логики.
Эссе
Биографы считают, что на написание этого раздела автора вдохновило эссе «Почему я не христианин?». Бертран Рассел написал его еще в 1927 году на основе одной из лекций. Работа начинается с определения термина «христианин». Исходя из этого Рассел начинает объяснять, почему он не верит в Бога, бессмертие, а Христа не считает самым великим и мудрым среди людей.
После этого автор начинает рассматривать аргументы, которые подтверждают существование Бога. Он исследовал этот вопрос с точки зрения космологии, теологии, естественного закона и морали.
После всего сказанного подвергает сомнению исторические факты существования Христа, а также религиозную мораль. Рассел настаивает на том, что религия, в том виде, в каком она представлена в церквях, всегда была, есть и будет основным врагом морального прогресса. Ужас перед неизвестным – вот что лежит в основе веры, по мнению Рассела:
Парадокс Рассела
Трагедия интеллектуальной жизни этого выдающегося философа заключается в том, что чем глубже он думал о логике, тем более его возвышенное представление о ее значении оказывалось под угрозой. Он сам описал свое философское развитие после «Принципов математики» как «отступление от Пифагора». Первым шагом в этом отступлении было его открытие противоречия, теперь известного как Парадокс Рассела — в самом сердце системы логики, на которой он надеялся построить всю математику. Противоречие возникает из следующих соображений: некоторые классы являются самими членами (например, классом всех классов), а некоторые не являются (например, классом всех людей), поэтому мы должны иметь возможность построить класс всех классов, которые не являются самими собой. Но теперь, если мы спросим об этом классе «Является ли он членом самого себя?», мы путаемся в противоречии. Если это так, то это не так, и если это не так, то это так. Это, скорее, похоже на определение деревенского парикмахера как «человека, который бреет всех тех, кто не бреет себя», а затем спрашивает, берет ли сам себя парикмахер или нет.
Общественная деятельность
Борец за мир, философ участвовал в манифестациях и был спикером различных тематических конференций. Декларация протеста Рассела-Эйнштейна помогла добиться создания Пагуошского движения ученых. С 1954 года он выступал за ядерное разоружение, так как в тот момент велись испытания водородной бомбы. Рассел был членом соответствующего движения и «Комитета 100».
Бертран Рассел на митинге
В 1959-м он открыто заявлял о своей позиции в интервью ВВС. За особо ярое выступление у стен парламента он даже попадал в тюрьму. В 1962 году Рассел писал главам стран, Джону Кеннеди и Никите Хрущеву, о необходимости мирных переговоров по вопросам Карибского кризиса.
Выйдя из «Комитета 100» в 1963-м, философ сконцентрировал внимание на деятельности Атлантического фонда мира и собственной организации, выступающей против гонки ядерного оружия. Он собрал антивоенную комиссию при поддержке других общественных деятелей. Организация публично признала США виновником военной расправы во Вьетнаме
Рассел выступал против интервенции, а также осуждал вторжение в Чехословакию, произошедшее в 1968 году
Организация публично признала США виновником военной расправы во Вьетнаме. Рассел выступал против интервенции, а также осуждал вторжение в Чехословакию, произошедшее в 1968 году.
Моральный философ
Стоит отметить, что эстетические, социальные и политические наработки Рассела были тесно взаимосвязаны с его логикой, метафизикой, эпистемологией и философией языка. Можно сказать, что все наследие философа – это универсалистский подход ко всем вопросам. В науке его знали как моралиста, но такая репутация в философии за ним не закрепилась. Если говорить кратко, то идеи этики и морали в сочетании с другими доктринами сильно повлияли на логических позитивистов, которые сформулировали теорию эмотивизма. Проще говоря, заявили, что этические основания лишены смысла, в лучшем случае – это обычное проявление отношений и отличий. Рассел же считал, что этические основания – жизненные предметы гражданского дискурса.
В своих работах он порицает этику войны, религиозную мораль, нравственность, говорит об эмотивистских концепциях и онтологии. Рассела можно считать пионером основных форм этического антиреализма: теории ошибки и эмотивизма. В философии он отстаивал самые разнообразные варианты метаэтики, правда, ни одну из теорий не представил в полном объеме.
В целом Рассел отвергает эгоистичную теорию морали. Он изучал историю и приводит весомые доводы относительно того, что этические основы имели два источника: политический и заинтересованный разного рода осуждением (личным, моральным, религиозным). Если бы не существовало гражданской этики, то сообщество бы погибло, вот только без личной этики существование такого социума не представляет никакой ценности.
Домашнее образование
Russell at Trinity College in 1893
Бабушка была достаточно строгой и серьезной леди и бездельничать внукам не давала. К пятнадцати годам будущий философ уже знал свободно немецкий и французский языки, обучение было несложным – одна гувернантка была немкой, вторая – француженкой. Так что языки он учил так же, как мы с вами – русский. А еще в Пембрук-лодж была прекрасная библиотека, ее собирали несколько поколений. Мальчик увлекался естественной историей, античной философией и математикой. Но с математикой все было не так-то просто.
Историей я всегда очень сильно интересовался. В детстве – сказками. Должен сказать, что Ганс Христиан Андерсен мне нравился намного больше, чем братья Гримм. В детстве я перечитывал его сказки по многу раз. В детстве я не был скептиком. Я был очень религиозен. Когда мне было четыре года, мне рассказывали сказку о Красной Шапочке. И мне приснилось, что меня съел волк. Но к моему большому удивлению, я остался в животе у волка, а не вознесся к небесам. Мне особенно нравилась математика. Мой первый урок математики я получил от брата, когда он рассказал мне об Эвклиде. Я тогда подумал, что это самая изумительная штука, которую я встретил в своей жизни. Но было и разочарование, потому что он сказал: «Итак, начнем с аксиом». Я переспросил: «А это что?» Он ответил: «Ну это вещи, которые нужно принять, хотя мы и не можем доказать их». Я сказал: «А зачем мы их будем принимать, если их доказать нельзя?» Он сказал, что тогда мы не сможем продолжить, а мне ужасно хотелось узнать, что там будет дальше, и поэтому решил на время принять эти аксиомы. Математика… К ней меня подтолкнула та чистая радость, которую людям приносит музыка или поэзия. Математика меня восхищала. И помимо этого, я считал, что ключом к разгадке тайн вселенной является математика. Я встречал очень много обыденных явлений, которые можно объяснить с помощью математики.
Заметим, что и лордам из исторического особняка нравятся те же самые сказки братьев Гримм. А математика вообще одна для всех.
Рассел в 1907 году
Пацифист
Бертран Рассел в 1920 году
Когда началась Первая мировая война, Рассел немедленно вступил в организацию «Противодействие призыву на военную службу». Государство тут же ответило ему, и руководство Тринити-колледжа, где он уже был преподавателем, вынуждено было уволить его. Хотя… не вынуждено, а мечтало, и давно, найти для этого повод. Человек с таким характером и настолько независимый (очень хорошо иногда быть лордом) крайне неудобен для любого начальства. Он продолжает бороться за право отказываться от призыва по религиозным и политическим мотивам и пишет в «Таймс» статью, основная мысль которой звучит неделикатно: «политическая свобода в Великобритании обернулась фарсом». Его оштрафовали на сто фунтов стерлингов, конфисковали библиотеку (не дедовскую – его собственную), и кончается это в 1918 году Брикстонской тюрьмой на 6 месяцев.
Однажды я был на собрании пацифистов. На участников набросилась толпа из ветеранов колониальных войск и пьяных мегер, которые пришли с палками, утыканными ржавыми гвоздями, и били ими пацифистов по головам. Полиция ничего не предпринимала. Вот-вот должно было дойти и до меня. Я не представлял, что буду делать. Кто-то подошел к полицейским: «Остановите их! Этот человек – выдающийся писатель». «Да ну?» – отвечали полицейские. «Он всемирно известный философ!» «Да ну?» – «Его брат – первый граф Рассел!» Вот тут они немедленно побежали меня выручать. А в тюрьму меня отправили позже. Обвиняли меня в том, что моя статья была призвана расстроить отношения с Соединёнными Штатами и могла к этому привести. Я писал там, что американских солдат часто использовали в качестве штрейкбрехеров. Вину я не признал и сказал в суде, что это вздор, неужели они и впрямь думают, что США отвернутся от Великобритании из-за газетёнки, которую и так никто не читает. Но я получил шесть месяцев тюрьмы.
Рассел (в центре) вместе со своей женой Эдит возглавляет антиядерный марш в Лондоне, 18 февраля 1961 г.
Не злорадствуйте вы, с кирпичом! Да спрячьте вы уже эту веревку, кого вы тут вешать собрались? А вот вы приободритесь, молодой человек в очках! Вспомните суд над Берти – только Вустером, когда он украл шлем полицейского. Тут все, конечно, посерьезнее, но тюрьма «по полной» длилась недолго – после апелляции режим стал куда как мягче. Брат его все ж таки и правда — первый граф Рассел. Прислушались. Тем более, что если министр внутренних дел вел себя несговорчиво, Фрэнк Рассел напоминал ему, как тот прислуживал ему в колледже.
Личная жизнь
Кажется, что биография Бертрана Рассела была связана только с научной и общественно-политической деятельностью, но философ не забывал и о личной жизни. Его имя исследователи вносят в список известных любовников последних столетий, и тому есть подтверждения. Писатель был женат 4 раза, а количество его любовниц велико.
Бертран Рассел и его первая жена Элис Смит
Первой избранницей Рассела стала Элис Смит, знакомство с которой состоялось в Тринити-колледже в студенческие годы. В 22 года Бертран женился на Элис, но их восприятие семейной жизни не совпало. Иллюзия семейного счастья, создаваемая супругами, рухнула, когда Бертран влюбился в супругу коллеги, Уайтхеда. Мимолетная интрига привела к разводу, и в 1910 году в сердце ученого поселилась новая любовь. Его привлекла Оттолин Моррел, супруга члена парламента. Отношения быстро сошли на нет, остановились на стадии переписки, а Рассел открыл для себя мир новых романов.
В 1914 году в США Бертран он познакомился с дочерью хирурга Хелен Дадли и пригласил ее в гости в Англию, но к визиту девушки уже состоял в отношениях с Айрин Купер Уллис. В 1916 году он был сражен замужней актрисой Констанцией Маллесон и стал третьим в ее отношениях с супругом. Связь с артисткой поддерживал 30 лет.
Бертран Рассел и его вторая жена Дора Блэк
В 1921 году философ женился на Доре Блэк, секретаре, сопровождавшем его в поездке по России. Она родила Бертрану сына и дочь. Выбирая школу для детей, супруги решились на создание собственного образовательного учреждения, открытого в 1927 году. Мысли относительно брака и семьи, переполнявшие писателя в этот период, он выразил в книге «Брак и мораль».
Союз Рассела и Блэк был недолгим. Ученый увлекся юной Джоан Фолуэлл и состоял с ней в отношениях 3 года. В 1936 году состоялась свадьба с воспитательницей его детей, Патрицией Спенсер. Разница в возрасте между супругами составляла 40 лет. Семья жила в США. Женщина родила Бертрану сына, но и этот брак оказался не финальным этапом в личной жизни писателя.
Бертран Рассел и его третья жена Эдит Финг
В 1952 году он развелся с женой ради отношений с писательницей Эдит Финг. Они сошлись на почве единых общественно-политических взглядов: вместе участвовали в демонстрациях, путешествовали по Европе и занимались антивоенной деятельностью.
Взгляды и философские труды
Став дипломированным специалистом Бертран Рассел был назначен дипломатом Великобритании вначале во Франции, а затем и в Германии. В 1986 г. из-под его пера вышла первая значительная работа «Германская социал-демократия», которая принесла ему большую известность.
По возвращении домой Расселу позволили выступить с лекциями по экономике в Лондоне, что сделало его еще более популярной личностью. В 1900 г. он получил приглашение на Всемирный философский конгресс в Париже, где ему удалось познакомиться с учеными мирового уровня.
В 1908 г. Бертран вошел в состав Королевского общества – ведущей научной организации в Британии. Позже, в соавторстве с Уайтхедом он издал книгу «Principia Mathematica», которая принесла ему всемирное признание. Авторы заявляли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится основой любого исследования.
Оба ученых придерживались мнения о том, что истину можно постичь только эмпирическим путем, то есть с помощью чувственного опыта
Рассел уделял большое внимание государственному устройству, критикуя капитализм
Мужчина утверждал, что все сферы промышленности должны управляться рабочими людьми, а не предпринимателями и чиновниками. Любопытно, что силу государства он называл основной причиной всех несчастий на планете. В вопросах выборов он выступал за равноправие мужчин и женщин.
Накануне Первой мировой войны (1914-1918) Рассел проникся идеями пацифизма. Он входит в состав общества – «Противодействие призыву на военную службу», чем вызвал возмущение у действующей власти. Мужчина призывал соотечественников отказаться от службы в армии, за что был привлечен к суду.
Суд постановил взыскать с Бертрана штраф, конфисковать его библиотеку и лишить его возможности посещать Америку для чтения лекций. Тем не менее, он не отказался от своих убеждений, а за критические высказывания в 1918 г. на полгода оказался за решеткой.
В камере Рассел написал «Введение в математическую философию». До конца войны он продолжал вести антивоенную деятельность, активно пропагандируя свои идеи. Позже философ признался, что восхищается большевиками, чем вызвал еще большее недовольство у властей.
Рассел на радио ВВС
В 1920 г. Бертран Рассел отправляется в Россию, где гостит около одного месяца. Он лично общается с Лениным, Троцким, Горьким и Блоком. Кроме этого, ему предоставляют возможность выступить с лекцией в Петроградском математическом обществе.
В свободное время Рассел общался с простым народом и все больше разочаровывался в большевизме. Позже он начнет критиковать коммунизм, называя себя социалистом. При этом он заявлял, что в определенной мере мир все же нуждался в коммунизме.
Своими впечатлениями о поездке в Россию ученый поделился в книге «Большевизм и Запад». После этого он посетил Китай, вследствие чего была издана его новая работа под названием «Проблема Китая».
В период биографии 1924-1931 гг. Рассел выступал с лекциями в разных американских городах. Одновременно с этим он увлекся педагогикой. Мыслитель критиковал английскую систему воспитания, призывая развивать у детей творческий потенциал, а также избавляться от шовинизма и бюрократии.
В 1929 г. Бертран опубликовал книгу «Брак и мораль», за которую он получит Нобелевскую премию по литературе в 1950 г. Создание ядерного оружия сильно угнетало философа, который на протяжении всей жизни призывал людей к миру и гармонии с природой.
В середине 30-х годов Рассел уже открыто критиковал большевизм и фашизм, посвятив этой теме несколько трудов. Приближение Второй мировой войны заставляет его пересмотреть свои взгляды относительно пацифизма. После захвата ГитлеромПольши, он окончательно отказывается он пацифизма.
Рассел с учениками
Более того, Бертран Рассел призывал Англию и США к совместным военным действиям. В 1940 г. он стал профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка. Это вызвало возмущение у представителей духовенства, против которых он боролся и пропагандировал атеизм.
После окончания войны Рассел продолжил писать новые книги, выступать по радио и читать лекции студентам. В середине 50-х годов он был сторонником политики «холодной войны» поскольку считал, что она способна предотвратить Третью мировую войну.
В это время ученый критиковал СССР и даже считал необходимым заставить советское руководство подчиниться США под угрозой атомных бомбардировок. Однако после того, как в Советском Союзе появилась атомная бомба, он начал выступать за полный запрет ядерного оружия во всем мире.