Отбытие в Африку
В этом же году, имея на руках степень по медицине, Швейцер уверенно заявил о желании работать врачом за свой счет в миссии Парижского миссионерского общества в Ламбарене на реке Огуэ, где сейчас находится Габон, в Африке.
За первые девять месяцев ему и его жене пришлось обследовать около 2000 пациентов, некоторые из них потратили много дней и преодолели сотни километров, чтобы добраться до него. Кроме травм он часто лечил тяжелые язвы и зоба, тропические язвы, болезни сердца, тропическую дизентерию, тропическую малярию, сонную болезнь, проказу, лихорадку, сдавленные грыжи, некроз, опухоли брюшной полости и хронические запор и отравление никотином, одновременно пытаясь справиться с умышленными отравлениями, фетишизмом и страхом каннибализма.
Жена Швейцера, была анестезиологом на хирургических операциях. После непродолжительной работы в сарае, который раньше использовался как домик для кур, осенью 1913 года они построили свою первую больницу из гофрированного железа с двумя 13-футовыми помещениями (кабинет и операционный зал), с диспансерным и стерилизационным помещениями в пространствах под широким карнизом крыши.
Возвращение в Германию
После рождения их дочери Рены, жена Альберта, Елена больше не могла жить в Ламбарене из-за здоровья. В 1923 году семья переехала в Кенигсфельд в Баден-Вюртемберге, где он построил дом для семьи. Этот дом в настоящее время сохраняется как музей Швейцера.
С 1952 года и до своей смерти он выступал против ядерных испытаний и ядерного оружия вместе с Альбертом Эйнштейном, Отто Ханом и Бертраном Расселом.
В 1957 и 1958 годах он дал по радио Осло четыре выступления, которые были опубликованы в журнале «Мир или атомная война».
В 1957 году Швейцер был одним из основателей Комитета за разумную ядерную политику.
23 апреля 1957 года Швейцер произнес свою «Декларацию совести»; она транслировалась по всему миру по радио Осло, призывая к отмене ядерного оружия.
Получив призовой фонд в размере 33 000 долларов, он основал лепрозорий в Ламбарене.
Альберт Швейцер умер 4 сентября 1965 года и был похоронен в Ламбарене.
Жизнь во благо других
В 1913 году Альберт Швейцер уехал в Африку, чтобы организовать госпиталь. У него были минимальные средства, предоставленные миссионерской организацией для создания миссии. Schweizer пришлось залезть в долги, чтобы приобрести хотя бы минимальный комплект оборудования. Потребность в медицинской помощи в Ламбарене была огромной; Только за первый год Альберт принял 2000 пациентов.
В 1917 году, во время Первой мировой войны, Швейцера как гражданина Германии отправили во французские лагеря. А после окончания войны он был вынужден остаться в Европе еще на 7 лет. Он работал в Страсбургской больнице, расплачивался с долгами миссий и собирал средства, чтобы возобновить свою работу в Африке, давая органные концерты.
В 1924 году он смог вернуться в Ламбарене, где вместо больницы обнаружил руины. Пришлось начинать все сначала. Постепенно, благодаря усилиям Швейцера, больничный комплекс превратился в целый поселок из 70 зданий. Альберт пытался завоевать доверие аборигенов, поэтому больничный комплекс был построен по принципам местных поселений. Швейцеру приходилось чередовать периоды работы в больнице с европейскими периодами, когда он читал лекции, давал концерты и собирал средства.
В 1959 году он поселился в Ламбарене навсегда, к нему стекались паломники и волонтеры. Швейцер прожил долгую жизнь и умер в возрасте 90 лет в Африке. Дело ее жизни — больница — перешла к дочери.
Жизненный путь
Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer) родился 14 января 1875 года в Кайзерсберге (Эльзас). Образование получил в Мюнстере и Мюльхаузене, где обучался с 1884 по 1893 год. В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки. С 1898 по 1899 годы он живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берёт уроки органа и фортепьяно. К концу 1899 года Швейцер защитил в Страсбурге диссертацию и получил степень доктора философии, а в 1900 году ещё и звание лиценциата теологии. Ещё через год вышли его первые книги по богословию — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса». Вскоре Швейцер начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета, но уже в 1905 году он принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды. Помимо научной работы Швейцер занимался и общественной деятельностью. Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества, а в 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Швейцер рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с «истинными поэмами природы». К тому же он был крупнейшим экспертом по конструкции органов, и его книга на эту тему, вышедшая в 1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации. В 1911 году Швейцер сдал экзамены на медицинском факультете, и через два года закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса», получив степень доктора медицины. 26 марта 1913 года Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправляется в Африку. В небольшом селении Ламбарене на собственные скромные средства он основывает больницу. В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправляют во французские лагеря. В 1918 году Швейцера освобождают по обмену на французских военнопленных. Последующие несколько лет он работал в городской больнице в Страсбурге, выступал с органными концертами по всей Европе, читал лекции во многих европейских университетах, стал почётным доктором Цюрихского университета. В 1923 году вышло его главное философское сочинение — «Философия культуры» в 2-х томах. Вся эта активная деятельность помогла Швейцеру скопить необходимые средства на восстановление больницы в Ламбарене. И в феврале 1924 года он вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена, что позволило Швейцеру вернуться в Европу и вновь заняться концертной деятельностью и чтением лекций. Следующие буквально три десятка лет он жил на два континента — то работал в Африке, то посещал Европу для чтения лекций, органных концертов и издания своих книг. В это время Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете (на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене) и несколько европейских университетов присудили ему почётные докторские степени. А в 1953 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года и на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. Весной 1957 года Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. Вскоре после этого две тысячи американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний, Бертран Рассел и Кэнон Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное разоружение. Сам же Швейцер в 1959 году окончательно и навсегда уехал в Ламбарене, после этого больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней Швейцер продолжал принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 года в Ламбарене, а больница, основанная им, существует и работает до сих пор.
Ссылки
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 14 января
- Родившиеся в 1875 году
- Родившиеся в департаменте Верхний Рейн
- Умершие 4 сентября
- Умершие в 1965 году
- Умершие в Габоне
- Почётные кавалеры британского ордена Заслуг
- Философы по алфавиту
- Выпускники Страсбургского университета
- Лауреаты Нобелевской премии мира
- Философы Германии
- Богословы Германии
- Академические музыканты Германии
- Органисты Германии
- Философы Франции
- Богословы Франции
- Академические музыканты Франции
- Органисты Франции
- Исполнители старинной музыки
- Пацифисты
- Писатели-врачи
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Почётные граждане Франкфурта-на-Майне
- Кавалеры Военного и Госпитальерского Ордена Святого Лазаря Иерусалимского
- Мемуаристы Франции
- Мемуаристы Германии
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Ранние годы и семья
Альберт Швейцер родился в религиозной семье 14 января 1875 года. Его отец был пастухом, его мать была дочерью пастуха. С раннего детства Альберт посещал службы в лютеранской церкви и всю жизнь любил простоту ритуалов этой ветви христианства. В семье было четверо детей, Альберт был вторым ребенком и старшим сыном. Детство он провел в небольшом городке Гюнсбах. По его воспоминаниям, это было очень счастливое время. В 6 лет его отправили в школу, и нельзя сказать, что это было для него удовольствием. В школе учился посредственно, наибольших успехов добился в музыке. В семье было много разговоров на религиозные темы, отец рассказывал детям историю христианства, каждое воскресенье Альберт посещал службы отца. В раннем возрасте у него было много вопросов о сути религии.
В семье Альберта были не только глубокие религиозные, но и музыкальные традиции. Его дед был не только пастухом, но и сам играл на органе и рисовал эти музыкальные инструменты. Швейцер был близким родственником известного философа Ж.-П. Сартра.
Поиск жизненного пути
После получения учёной степени перед молодым человеком открылись блестящие перспективы, но неожиданно для всех он выбрал службу пастора. В 1901 году были опубликованы первые книги Швейцера, посвящённые Тайной вечере и жизни Иисуса Христа.
В 1903 году Альберт получил место профессора теологии в колледже Св. Фомы и стал преподавать. Всего за один год он сделал стремительную карьеру, возглавив это учебное заведение.
Одновременно с преподавательской деятельностью Швейцер продолжал заниматься научными исследованиями в области музыки, став одним из авторитетных исследователей творчества Иоганна Баха.
Однако при такой большой загруженности Альберта Швейцера не покидала мысль, что он должен сделать что-то более серьёзное и полезное для человечества. Молодой человек дал себе клятву, что до тридцати лет он будет заниматься музыкой, наукой и теологией, после чего всего себя без остатка посвятит служению людям.
Путь к музыке
В Мюлузе с 1885 по 1893 он изучал орган с Эженом Мунком, органистом протестантского собора, заразившем Швейцера своим неустанным энтузиазмом к изучению музыки немецкого композитора Рихарда Вагнера.
В 1893 он играл для французского органиста Шарль-Мари Видора в Париже, в Сен-Сюльпис. Известный органист находил в музыке Иоганна Себастьяна Баха мистический смысл вечности. Глубоко впечатленный Видор согласился бесплатно обучать Швейцера, что стало началом их великой и плодотворной дружбы.
В 1905 Видор и Швейцер были одними из шести музыкантов, основавшими Парижское общество Баха — хор, посвященный исполнению музыки И.С. Баха, для концертов которого Швейцер регулярно исполнял партии органа вплоть до 1913.
Также он с Видором совместно работали над новым изданием органных сочинений Баха, подробно анализируя каждое произведение на трех языках — английском, французском и немецком. В итоге шесть томов были изданы в 1912–14 годах. Еще три, в которых должны были быть хоральные прелюдии с разборами Швейцера, планировалось доработать в Африке. Однако они так и остались незавершенными.
Альберт Швейцер
Швейцер (Schweitzer), Альберт (1875-1965)— немецко-французский мыслитель,
близкий философии жизни, протестантский миссионер и богослов, врач,
музыковед и органист; всемирно известен своими антивоенными выступлениями.
Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1889 г. —
доктор философии, с 1900-го — теологии. В 1906 г. начал изучать медицину,
подготавливая себя к миссионерской деятельности; в 1913 г. построил на
собственные средства и отчасти собственными руками госпиталь для прокаженных
в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка), который стал для Швейцера центром всей
его жизни и главной трибуной проповеди идей. Швейцеру присуждены Франкфуртская
премия Гёте (1932) и Нобелевская премия мира (1952). Швейцер проявлял эрудицию и
талант во всех областях своей разносторонней деятельности.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 514-515.
Другие биографические материалы:
Фролов И.Т.
Немецко-французский философ-гуманист (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Гусейнов А.А. Практикующий гуманист (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Теоретик в
области философии и культуры (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий
философский словарь. М. 2010).
Грицанов А.А. Теоретик философии культуры,
общественный деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А.
Минск, 1998).
Митрохин Л.Н. Протестантский теолог (Протестантизм.
. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990).
Исходный принцип мировоззрения Швейцера —
факт жизни (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983).
Музыковед и врач-миссионер (Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».)
Далее читайте:
Швейцер Альберт. Культура и
этика. (Фрагмент из кн.: Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992).
Швейцер Альберт. Культура и этика
(Статья А.А. Гусейнова о произведении А. Швейцера).
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Сочинения:
Gesammelte Wferke in ffinf Banden. В., 1971; в рус. пер.: И. С. Бах, пер. с
франц. М., 1934; пер. с нем. М., 1964;
Благоговение перед жизнью. М., 1992 («Культура и этика», «Мистика апостола
Павла» и др.; библиография); Письма из Ламбарене. Л., 1989;
Мировоззрение индийских мыслителей (фрагменты).— В кн.: Восток—Запад.
Исследования, переводы, публикации. М., 1988.
Письма из Ламбарене. М., 1989
Благоговение перед жизнью. М., 1992
Упадок и возрождение культуры. М., 1993
И.С.Бах. М., 1964
Литература:
Альберт Швейцер — великий гуманист XXвека. М., 1970;
Гусейнов А. А. Альберт Швейцер: благоговение перед жизнью.— В кн.: Великие
моралисты. М., 1995;
Носик Б. М. Швейцер. М., 1971.
Носик Б. Швейцер. М., 1971
Левада Ю. А., А. Швейцер —мыслитель и человек, «ВФ», 1965, № 12;
А. Швейцер — великий гуманист XX в., М., 1970;
Πетрицкий В. А., Этич. учение А. Швейцер, Л., 1971;
A. Schweitzer Sein Denken und sein Weg, hrsg. v. H. W. Bahr, Tüb., 1962;
Clark H., The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964;
Win-nubst B., Das Friedcnsdenken A. Schweizers, Amst., 1974;
Speаг O., A. Schweizers Ethik, Hamb., 1978.
Биография[править]
Учился в Страсбургском (1893-98, 1905-08) и Парижском (1898-99) университетах. В 1903-05 гг. руководитель семинарии Св. Фомы в Страсбурге. В 1913 году основал первую в Экваториальной Африке больницу для местного населения (Ламбарене, Габон), где работал (с перерывами) до конца жизни.
Выступал с органными концертами в Германии, Швеции, Великобритании и других европейских странах, отличался виртуозной техникой и глубоким пониманием природы органной музыки, прежде всего произведений И. С. Баха. В работе «И. С. Бах» (1908) стремился оценить его творчество с новых эстетических позиций. Исследовал историю органа.
В центре его философских взглядов — проблема взаимодействия человека с божественным и земным миром. Проанализировав историю религий мира, пришел к выводу, что христианство — единственное учение, которое сочетает в себе понимание несовершенства земного и стремление к преобразованию мира в соответствии с божьим замыслом. Основное предпочтение христианского учения видел в его этической направленности, которую считал основой наивысшего типа духовности («Христианство и мировые религии», 1924). По его мнению, в основе настоящей этики лежит принцип «глубокого уважения к жизни». Считал, что в основе жизнеутверждающего мировоззрения лежит «переживание» мира, а не его познание, что рационализм и знания приводят к пессимизму. По Альберту Швейцеру, европейская культура находится в глубоком упадке, что выражается в господстве материального над духовным, общества над индивидуумом и обуславливается кризисом европейского мировоззрения. Утверждал, что спасти культуру может только создание философски обоснованного мировоззрения, которое бы сочетало в себе оптимизм и этику «уважения к жизни» и было направлено на духовно-нравственное совершенствование человека и общества («Культура и этика», 1923 год). Автор работ «Тайна мессианизма и страдания: Очерк жизни Христа» (1901), «Мистика апостола Павла» (1930), «Проблема мира в современном мире» (1954), «Гуманность» (опубл. Тысяча девятьсот шестьдесят шесть) и др.
Доктор философии (1899), теологии (1900), медицины (1913). Почетный доктор ряда европейских и американских университетов.
Образование
Альберт сменил несколько школ, пока не добрался до гимназии Мюльхаузена, где познакомился со «своим» учителем, ему удалось вдохновить мальчика на серьезные занятия. А через несколько месяцев Швейцер стал первым из последних учеников. В годы учебы в средней школе он продолжал систематически заниматься музыкой под руководством своей тети, с которой жил. Он тоже начал много читать, это увлечение осталось с ним на всю жизнь.
В 1893 году, окончив среднюю школу, Швейцер поступил в Страсбургский университет, который был на пике своего развития. Здесь работало много молодых ученых, проводились перспективные исследования. Альберт одновременно поступает на два факультета: теологический и философский, а также посещает курс теории музыки. Швейцер не мог платить за обучение, ему нужна была стипендия. Чтобы сократить период обучения, он был зачислен добровольцем в армию, что позволило ему быстрее получить высшее образование.
В 1898 году Альберт окончил университет, так блестяще сдал экзамены, что получил специальную стипендию сроком на 6 лет. Для этого он обязан защитить диссертацию, иначе ему придется вернуть деньги. Он страстно изучал философию Канта в Сорбоннском университете в Париже, а через год получил докторскую степень, написав блестящую работу. В следующем году он защитил диссертацию по философии, а вскоре после этого получил степень лиценциата богословия.
Медицина и Швейцер
Супруги Швейцер прибыли на новое место работы в Лабарене 16 апреля. Сначала доктор Швейцер начал принимать пациентов и проводить перевязки и операции на открытом воздухе. Когда разразилась гроза, ему пришлось спешно перенести все на веранду. «Прием пациентов на солнце был очень изнурительным», — говорит доктор Швейцер. Вскоре он устроил больницу в комнате, где у миссионера, жившего в доме до его приезда, был курятник. Они сделали полки на стене, поставили старую походную кровать и замазали известью самые грязные места на стенах. В этой маленькой комнате без окон было очень душно, а из-за дыр в крыше приходилось целый день носить тропический шлем.
В день приходилось принимать от тридцати до сорока пациентов. В шесть часов вечера темнело, и прием прекращался, потому что осматривать пациентов при искусственном свете было небезопасно из-за комаров, от которых легко могла развиться малярия. Малярия была не единственной опасностью, также свирепствовали желтая лихорадка, проказа, чесотка, тропическая дизентерия и сонная болезнь, распространяемая комарами и мухами цеце. Сонная болезнь вызвала ужасные разрушения. От нее умирала треть всего населения. Например, в районе Уганды за шесть лет население сократилось с трехсот тысяч до ста тысяч человек. Сонная болезнь — это своеобразный вид хронического воспаления мозговых оболочек и головного мозга, которое неизменно заканчивается смертью. Это связано с тем, что первоначально содержащиеся только в крови трипаносомы впоследствии переходят также в головной мозг и спинномозговую жидкость.
Против сонной болезни, фрамбезии1 , чесотки и многих других болезней туземцы были совершенно бессильны и не пытались ничего предпринять, а просто оставляли больных на произвол судьбы. Больной обычно лежал в самом дальнем и грязном углу хижины. Когда наступала агония, туземцы уносили умирающего в лес и оставляли его там, чтобы не слышать криков и плача. Психически больных привязывали к дереву где-нибудь подальше от деревни, а прокаженных просто выбрасывали в лес, где их съедали дикие животные. Невозможно передать даже малую часть заразных болезней, которые доктор Швейцер лечил, рискуя жизнью. Не вдаваясь в подробности, отметим, что со времени приезда Швейцера многое изменилось к лучшему.
«Моя работа сильно затруднена тем, что я могу держать в курятнике только несколько лекарств, — говорит Швейцер. — Почти каждый пациент требует, чтобы я шел через двор в свой кабинет, чтобы взвесить или приготовить там необходимые лекарства, а это очень утомительно и отнимает много времени». Когда будет готов барак из гофрированного железа, в котором будет располагаться моя больница? Будет ли он закончен до наступления сезона дождей? И что мне делать, если он не будет готов к тому времени? В курятнике невозможно работать в жаркое время года». Семья Швейцеров жила как в тюрьме. В Ламбарене не только не хватало места для работы, но и воздуха для дыхания. Удушающая жара была невыносимой. Курятник был окружен тридцатиметровым тропическим лесом, сквозь который ветерок, как бы он ни старался, не мог проникнуть. Солнце было самым грозным врагом, и солнечные удары случались чаще, чем что-либо другое. Жена одного миссионера по рассеянности прошла несколько ярдов по жаре с непокрытой головой и тут же заболела: у нее началась сильная лихорадка с грозными симптомами. Один из белых, работавших на фабриках, прилег отдохнуть после обеда, и солнечного света оказалось достаточно, чтобы проделать в крыше дыру размером с талер и вызвать у него сильный жар с бредом. Раздеться было немыслимо и по другой причине — мухи цеце, переносчики сонной болезни, тучами летали вокруг. Кроме того, трава кишела разнообразными змеями.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Философия техники
- История и философия истории
- Изменение содержания форм морального сознания
- Аббаньяно Никола, итальянский философ-экзистенциалист
- Английская философия нового времени
- Основные школы античной философии
- Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
- Дунс Скот и его философия
- Способы представления человека в философии Китая
- Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
Литература
- Альберт Швейцер — великий гуманист XX века / Сост. В. Я. Шапиро; Ред. В. А. Карпушин. — М.: Наука, 1970. — 240 с. — 12 000 экз. (обл.)
- Балагушкин Е. Г. Швейцер А. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — Т. 2. — С. 966—967. — 1184 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9, ISBN 978-5-8243-0840-6.
- Калягин А. Н., Блохина Н. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения). // Сибирский медицинский журнал. — Иркутск, 2004. — Т. 49. № 8. — С. 92-95.
- Левада Ю. А. // От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы буржуазного гуманизма и свободомыслия). — М.: Мысль, 1969. — С. 141—157. — 303 с.
- Носик Б. М. Альберт Швейцер. Белый Доктор из джунглей. (2-е изд., 2003; 1-е издание вышло в серии ЖЗЛ в 1971 году).
- Петрицкий В. А. Свет в джунглях. — Л.: «Детская литература», 1972. — 254 с.
- Чернявский А. Л. // Швейцер А. Жизнь и мысли / Сост. пер. с нем., послесл., нримеч. и ук-ли А. А. Чернявского. — М.: Республика, 1996. — С. 490—505.
- (обл.)
- Фрейер П. Г. Альберт Швейцер: Картина жизни / Пауль Герберт Фрейер; Пер. с нем. С. А. Тархановой; Отв. ред. и автор послесл. В. А. Петрицкий. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Наука (ГРВЛ), 1984. — 224 с. — 39 000 экз. (обл.)
Философ и врач
В возрасте 30 лет, в 1905 году, Швейцер ответил на призыв Общества миссий евангелистов в Париже, которое искало врача. Однако комитет этого миссионерского общества не был готов принять его предложение, считая его лютеранскую теологию «неправильной».
Несмотря на протесты своих друзей, семьи и коллег он оставил свою работу и снова поступил в университет в качестве студента на трехлетний курс на степень доктора медицины, по которой у него было мало знаний и способностей. Он планировал распространять Евангелие на примере своего христианского труда врачевателя, а не посредством словесных проповедей, и считал, что это служение должно быть приемлемым в любой ветви христианского учения.
Его докторская диссертация была еще одной работой по историческому образу Иисуса, «Психиатрическое Изучение Иисуса».
Кадр из фильма
Швейцер-философ
Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры — её стержень, её несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс это существенное и несомненное, а материальный — менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, — реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.
По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как «жизнь, желающая жить среди жизни».
Публикация
В 1906 году он опубликовал работу «Geschichte der Leben-Jesu-Forschung» («Вопрос об историчности Иисуса»). Книга, которая определила его репутацию, была впервые издана на английском языке в 1910 году под названием «Поиски исторического Иисуса». Именно с таким заглавием книга приобрела известность в англоязычном мире.
Второе издание было опубликовано в 1913 году на немецком. В нем содержались теологически значимые исправления и дополнения, но это исправленное издание не выходило на английском языке до 2001 года.
Позже, в 1931 году, он опубликовал «Mystik des Apostels Paulus» («Мистика апостола Павла»).
Швейцер как богослов, музыкант, философ и гуманист
Швейцер очень интересовался поиском исторического Иисуса – евангельской критики. В связи с описанием и критикой этих поисков к нему и пришла широкая известность. В его представлении христианство было очень разнообразно. Для Швейцара Христос представлялся просто человеком. Он считал, что все совершенный Иисусом действия, зависели от субъективного убеждения Христа в том, что скоро настанет конец света. Такая эсхатологическая интерпретация Евангельской истории Швейцером должна была очистить христианство от метафизических основ и представлений о том, что Иисус – Бог. В своем труде «История исследования жизни Иисуса» он рассматривал ряд основных концепций евангельской истории. Он показывал, что образ, выстраиваемый апостолами, — только один из вариантов интерпретации христианства. Будучи тонким психологом, Швейцер в своих работах демонстрировал, что апостолы каждый по-своему наслаивали представления об идеальной личности на личность Христа. Эта работа Швейцера долго сдерживала продвижение поисков исторического Иисуса, так как он не подвел окончательную черту.
На границах XIX-XX веков Швейцера знали в качестве музыковеда и органиста. Во время обучения в Париже он удивлял своего учителя Шарля Мари Видора своими размышлениями относительно хоральных прелюдий Баха с позиций особенностей отражений в них таких библейских сюжетов, к которым отсылает соответствующий хорал. Для музыковедения того периода такой подход был нехарактерным. Швейцера больше всего интересовало баховское наследие и отражение в нем баховской религиозности. Стиль исполнения баховских органных пьес, выработанный Швейцером, был основан на простоте и аскетизме, и он обобщил его в книге «Иоганн Себастьян Бах». В 1906 году Швейцер написал о современном состоянии органного исполнительства в Европе, предвосхитив этим дальнейший поворот от романтической интерпретации инструмента к его барочным корням.
В соответствии со взглядами Швейцера, нравственное содержание культуры – это ее стержень, несущая конструкция. Поэтому, этический процесс – это значительное и несомненное, а материальный – менее значителен в процессе развития культуры. Несовпадение темпов развития духовной и материальной областей культуры, Швейцер считал это реальным противоречием, выступающим одной из движущих сил ее прогресса. Однако на характере развития культуры негативно отражается не только абсолюция обществом ее материальной стороны. Преобладание духовной сферы в индийской и китайской культурах на протяжении длительного времени тормозили прогресс их материального развития. Швейцер выступал в поддержку гармоничного развития всех сторон и сфер культуры при обязательном главенстве ее нравственной стороны. Только поэтому он и называл собственную концепцию культуры моралистической.
По мнению Швейцера, глубокий кризис, в который попала и продолжает пребывать современная западная культура в целом, нельзя успешно преодолеть и человечество не будет в состоянии не просто остановки декаданса, а не сможет добиться духовного возрождения, пока человеческое «Я» не сможет себя осознать и не начнет всюду действовать по принципу «жизнь, желающая жить среди жизни».
Ведя такой жертвенный образ жизни, Швейцер никого не упрекал. Напротив, он очень жалел людей, которые в связи с какими-то обстоятельствами не способны посвятить свою жизнь другим. Он всегда призывал таких людей при первой же возможности совершать добрые поступки. Он считал, что нет людей, которые ни разу в жизни не получили бы возможность отдать часть себя людям и проявить таким образом свою человечность. Спасти свою жизнь может любой человек, использующий все возможности быть человечным, делая что-то для тех, кому нужна помощь, какой бы скромной ни была его деятельность. Швейцер полагал, что человек не имеет права судить кого-либо, кроме самого себя, а единственное, чем он может вести проповедь – это его образ жизни.