Церкви, соборы и храмы
Покровский женский монастырь в Каменном Заделье
За 350 лет до основания храма его появление предрек Трифон Вятский во время визита в эти края. По преданию, мужчины подготавливали камни для строительства мельниц, и у них не получалось сдвинуть один булыжник. Тогда к ним подошел старик и бросил камень в воду, после чего уплыл на нем против течения. На месте камня появился ключ, лечащий людей от трахомы. Свидетелем одного из исцелений был писатель Г. Е. Верещагин.
В 1888 году здесь построили храм в честь святого Трифона. Деревянную пятикупольную церковь спроектировал архитектор Иван Чарушин. Монастырь основали позже — в 1993 году. Сейчас на его территории 2 храма — Трифоновский и Покровский.
Свято-Успенский женский монастырь в Перевозном
Свято-Успенский женский монастырь известен тем, что исцеляет женщин от бесплодия.
Главные его святыни — деревянные иконы XIV и XVI веков. По легенде, они приплыли по Каме против течения. На территории монастыря есть два святых родника и купель.
Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь в Норье
Монастырь был открыт 4 января 1998 года при Александро-Невском храме в с. Русский Пычас. Но его хозяйство разрасталось, приход увеличивался — и места стало не хватать. Тогда в 2003 году монастырь переехал в с. Норья.
Сейчас там проживают 9 монахинь, 6 послушниц и 3 священника.
Еда
Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают. Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу. Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей. Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю. На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца. Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.
Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.
Удмуртская кухня
Формирование ежедневного рациона происходило под влиянием традиционных занятий. Северная часть племен предпочитала вареные каши, супы, хлеб, а южные народы уделяли больше внимания овощам, специям и мясу. Последнего в блюдах всегда было достаточно, так как вотяки или удмурты являлись хорошими охотниками. Мед благодаря бортникам был на каждом столе и подавался исключительно к праздникам. Масло уже тогда считалось дорогим продуктом и использовалось не только как еда, но и как лекарство.
Интересно знать, что самые известные и любимые вами рецепты придумали удмуртские хозяйки. Благодаря большой протяженности территории, занимаемой финно-угорскими племенами, в кулинарии удмуртов есть разные блюда:
- самое знаменитое из них – пельмени;
- блины – оладьи и налистники;
- окрошка с редькой и хреном;
- молочные продукты – творог, простокваша;
- студень и кровяные колбасы;
- квас – приготовленный либо из свеклы, либо из хмеля и ржаной муки с ароматическими и вкусовыми добавками – анис и березовый лист;
- медовуха и морс;
- выпечка – пироги с разными начинками.
Северная часть племен предпочитала теплую еду, которая согревала бы их в холодном климате, а южным кочевникам можно было на гарнир использовать больше сырых овощей, фруктов, которые давали отменный урожай в теплом климате. Особое влияние на питание вотяков оказало земледелие, благодаря которому удмурты научились выращивать зерновые культуры.
В результате блюда из муки самые популярные и вкусные у удмуртских хозяюшек. Грибы, травы и ягоды в питании финно-угорских племен были всегда, так как северные группы расселялись вблизи лесов.
Экономика и промышленность (краткие сведения)
Металлургическая, оборонная промышленность в этом регионе была основана династией промышленников Демидомых.
Основным ресурсом недр республики является нефть. Удмуртия относится к Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Нефтепоисковые работы на ее территории были начаты в 1945 году, а первые нефтепромыслы появились в 1969 году. В настоящее время все крупные месторождения разрабатываются уже десятки лет и находятся в стадии падающей добычи.
Разведанные промышленные запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн, при ежегодной добыче в 10 млн тонн. Всего государственным балансом учтены 114 месторождений нефти, 72 из которых находятся в разработке, а 32 подготовлены для промышленного освоения. Крупнейшие месторождения — Чутырско-Киенгопское, Мишкинское, Гремихинское, Ельниковское, Вятское, Карсовайское.
Значительную долю в промышленном производстве Удмуртии занимает оборонно-промышленный комплекс
Места в законодательных органах — территория местных элит
Некоторые коррективы в рейтинг внесли прошедшие в сентябре выборы в Государственный совет Удмуртской Республики. Как и ожидали эксперты «Реального времени», произошла смена спикера. Прежний председатель Госсовета Владимир Невоструев ушел на пост первого заместителя. В рейтинге его позиция сменилась с 16-й на 47-ю. Новый спикер регионального парламента Алексей Прасолов в предыдущем составе Госсовета руководил фракцией «Единой России». В республике он хорошо известен как управленец в сфере строительства. С 2011 года возглавлял ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства». В рейтинге «Реального времени» Прасолов изменил положение с 20-й позиции в 2017 году, до 5-й позиции на начало 2018 года.
Потеряв было влияние в органах исполнительной власти, местные кадры удерживают позиции в законодательных органах разного уровня. Мандат депутата Государственной думы, с которым не ощутима зависимость от региональных властей, прибавляет политического веса в решении вопросов. Сходным образом распределились голоса и по членам Совета Федерации от Удмуртии. Юрий Федоров, перешедший в российский сенат с поста генерального директора влиятельной компании «Белкамнефть», получил 10-е место. Новый человек в республике Любовь Глебова, которая представляет в Совфеде правительство Удмуртии, а до этого возглавляла Россотрудничество, в топ-70 не попала.
В августе 2017 года, во время визита Александра Бречалова в Воткинск, Толмачев принимал нового главу республики. Фото udmurt.ru
Почему в составе УАССР не оказались территории других регионов, где удмуртов больше, чем в том же Сарапульском районе (например, Куединский район Пермского края, Кукморский район Татарстана, Татышлинский район Башкортостана и т.д.)?
Владимир Воронцов: Надо понимать, что рядом были другие национальные территориальные образования. И у руководств этих республик были свои интересы. Коммунистов-татар на тот момент было значительно больше, даже исходя из численности народа, им было легче продвигать интересы своей республики, которая, к тому же, была создана чуть раньше Удмуртии.
Чтобы не ссориться с руководством других территорий, советское правительство шло по пути наименьшего сопротивления
Тем более, на тот период времени, как я представляю, основателям удмуртской государственности было важно получить автономию хотя бы в таких границах
Закамские удмурты — этнографическая группа удмуртов, проживающая в Башкортостане и Пермском крае. Фото: nazaccent.ru
Ну и, опять же, советское руководство прекрасно осознавало силу национализма. Почему та же Башкирская АССР была создана в таких больших границах? Сколько там изначально было процентов башкир — всего 21! И до распада СССР башкиры занимали только 3 место по численности в своей республике.
Вот на такой территории, когда башкиры составляют меньшинство, им сложнее ставить вопрос о каком-то отделении, большей самостоятельности и так далее.
Или почему на Кавказе пришли к двусоставным республикам – Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария? Это была своеобразная защита от потенциального национализма и сепаратизма. Конечно, официально об этом не писали, но, я думаю, такими соображениями тоже руководствовались.
Рустам Касимов: И, мне кажется, удобно для управления из центра — командно-административное деление. Так проще управлять. Представьте себе, если бы в границах Советской Татарии были «вырезаны» территории, которые относились бы к Советской Удмуртии, и наоборот.
Глазовский краеведческий музей
Третий по значимости краеведческий музей в Удмуртии встречает туристов в Глазове. Открытый в 1925 году, он вобрал в себя предметы, собранные в ходе этнографических исследований, а также переданные музею местными жителями. Здесь перед туристами открываются элементы быта и традиций удмуртов.
Большую часть коллекции представляют собой предметы, посвященные отдельным жителям города – в фонде музея находится много фотографий, личных предметов, дневниковых записей. Все эти вещи относятся к выдающимся уроженцам города, и поэтому они так интересны для гостей города.
Также в музее большая коллекция монет, мебели и посуды удмуртов. Посещение этого музея поможет гостям республики проникнуться ее историей. Музей открыт для туристов ежедневно с 8 до 20 часов.
Местоположение: г. Глазов, ул. Кирова, 13.
Национальный музей Удмуртской республики
Национальный музей Удмуртской республики.
23
В музее, созданном в 1920 году, хранятся экспонаты, имеющие историческую, археологическую и этнографическую ценность. Здесь можно увидеть национальную одежду, крестьянскую утварь, холодное и огнестрельное оружие, фотографии и документы, книжные издания.
Через одежду и утварь повествуется этническая история народов, населяющих республику. Экспозиции знакомят посетителей не только с историей, но и природными достопримечательностями республики. Здесь можно увидеть множество шедевров токсидермии — чучел животных.
Всего коллекция включает порядка 200 тыс. артефактов. Национальный музей Удмуртии посещает ежегодно более 200 тыс. человек.
Адрес: Национальный Музей Удмуртской Республики, Удмуртская улица, Ижевск, Россия.
Удмуртский язык
Финно-угорская ветвь пермской группы в составе уральской семьи представляет удмуртский язык. Исторически сложилось, что у этноса осталось два наречия – южное и северное. Наблюдается влияние татарского языка у южан, и преобладание русского – у северян. В двадцатых годах прошлого столетия закончилось формирование единого алфавита с национальными особенностями. Вам будет интересно узнать, что из 38 зарегистрированных букв 33 – русские, а остальные 5 – с двумя точками (диакритическое написание).
Так, кто такие булгары и вотяки, и на каком наречии они говорят? Население современного этноса общается на русском и удмуртском языках. Родной диалект официально не включен в школьную программу. Обучение проводится на уровне курсов в исключительно добровольном порядке. Интерес к родной истории и обычаям в республике достаточно высок. Только представьте, чтобы попасть на курсы изучения родной речи, нужно записываться в очередь за несколько месяцев до их начала.
Современным последователям национальной культуры удалось восстановить тексты песен, исполняемых по-удмуртски. Городское и сельское население с радостью посещает концерты: любимыми номерами являются песни, колоритные танцы и другие музыкальные представления, представляющие национальный характер древнего этноса.
Жизнь
Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.
Война против христианизации
Противником христианизации выступил Пам-сотник, однако в центральных землях он не получил значительной поддержки. Поддержку он получил у периферийных коми — пинежан и удорцев. В Усть-Выме, Искоре, Чердыни строились православные церкви. Стефан стал одним из многих епископов, которые приучили коми к монотеизму. В 1383 г. Стефан попросил в Москве епископа для коми. После этого в 1384 г. Стефан предпринял активные действия против язычества. Он уничтожал изображения пермских богов из дерева и камня. Он уничтожал их и в поселениях, и в лесах, и на границах, и на дорогах. В 1385 г., когда на коми напали новгородцы, Стефан с помощью устюжан отбил их нападение. В 1386 г. новгородцы опустошали территории вычегжан и устюжан, однако Стефан смог добиться заключения мира. В 1389 г. коми-язычники из Удоры и Пинеги напали на Яренск и опустошили местный монастырь. В 1392 г. Пам привел в Усть-Вым манси, которые остановились на Юруме около Асыкояга и отступили, услышав о устюжанах. Из сведений жития и летописи можно заключить, что Стефан пользовался поддержкой и уважением со стороны устюжан и большинства коми.
Стефан стал одним из многих епископов, которые приучили коми к монотеизму. Фото wikipedia.org
Самоназванием коми является komi mort — мужчина коми. Этноним komi восходит к прауральскому kome (человек, мужчина). Верхнее Прикамье называлось kommu. Kymi называлась река, удмуртское Kam обозначало большую реку, почему так и называлась Кама. Коми-зыряне называли коми-пермяков kommusa. Komi-mort также буквально значит «человек из Прикамья». До XVIII в. коми знали только по экзоэтнонимам и только после этнографических экспедиций Ф. Страленберга и Г. Миллера коми стали называть по самоназванию. Этнос коми возник на базисе нескольких археологических культур. Большую роль в формировании коми сыграли ананьинцы. После ананьинской культуры возникла гляденовская культура, а потом гляденовцев сменили носители родановской и вымской культур. В XII в. огромные площади Крайнего Севера оказались в зависимости от Новгорода. Коми жили на юге, по берегам Северной Двины, Пинеги, Выми, средней и нижней Вычегды. В земли коми проникали и люди владимиро-суздальских князей. Они основали Гледень и Устюг как форпосты. Связи же коми с булгарами и татарами были слабыми. В языках коми не больше 30 тюркских заимствований. Центром христианизации коми же стал Пырос (сейчас Котлас).
Стефан Пермский упоминал о зырянах. Вероятно славянская форма возникла от коми surja. К. Редеи считал этот этноним восходящим к сибирскому угорскому seran, обозначавшему коми и восходившему к иранскому zray-an (приморский житель). По мнению В. Напольских угорская форма названия происходила от русской формы зырянин. А. Туркин указывал, что относительно к этнониму зырянин было несколько гипотез. Этимологию этнонима он выводил от коми зырсины (вытеснить) или зырöдöмаяс (сдвинутые, вытесненные с прежних мест проживания). А. Шегрен предполагал этимологию от финнского syrjä (край), откуда syrjäläinen (живущий на краю). Л. Лашук предлагал коми этимологию — сьöр йöз (удм. сьоръёс), то есть сторонний народ, народ, живущий в стороне от нас. Ханты называли коми sərän, sərán, săran,sǡrán. У манси обозначение коми — sarän, удмуртское обозначение коми — sara kum, а у ненцев saran, sānnę̄r. А. Туркин отмечал, что в Никоновской летописи при описании похорон Стефана Пермского упоминался народ сырьяне. Возможно, эти сырьяне и есть Сурой поганый. Нужно отметить, что христианизация коми не была завершена Стефаном. В 1398 г. епископом стал Исакий, в 1418 г. — Герасим, в 1444 г. — Питирим. Все они проповедовали христианство и искореняли язычество. В 1462 году новый пермский епископ крестил Великую Пермь, то есть коми-зырян. Но даже при нем процесс не был закончен. Для верований коми-зырян и коми-пермяков куда более уместно говорить о двоеверии, хотя к концу XV — началу XVI в. они были христианизированы.
Климатические условия территории
Климат Удмуртии умеренно-континентальный и отличается теплым летом, затянутой многоснежной зимой и сильно выраженной переходной сезонностью.
С Атлантического океана к Удмуртии приходит теплый воздух. Летом он приносит осадки и снижает жару, а зимой – снег и уменьшает мороз, вызывая, таким образом, резкое потепление.
Для Удмуртии характерной считается смена антициклонов и циклонов, что и приводит к резкой и непредсказуемой смене погодных условий. Циклоны в основном там преобладают осенью, а антициклоны – летом и зимой. Это проявляется как значительное количество ясных солнечных дней.
В Удмуртии четко выражены 4 сезона. Весна там приходит вначале апреля и продолжается до окончания мая. Солнце при этом поднимается все выше, а световой день увеличивается. Реки, озера и пруды в это время освобождаются ото льда и возникает весеннее половодье. Плюсовая температура устанавливается на юге с 5 апреля, а на севере с 9 апреля. В это время прогревается воздух и почва, все вокруг начинает зеленеть, а птицы возвращаются с теплых краев. Иногда весна в Удмуртии затягивается и характеризуется дождями.
Лето в Удмуртии наступает с начала июня и длится до 2-й половины августа. Летом там обычно солнечно, малооблачно и бывает слабые ветра. Летом в Удмуртии также бывают грозы и ливни.
Осень в Удмуртии наступает со 2-й половины августа и длится до середины ноября. Продолжительность дня в это время постепенно уменьшается, а температура воздуха снижается до +10, +5 градусов. Часто осенью там идут моросящие дожди, а по утрам возникают туманы. В конце октября температура воздух там бывает ниже нуля, и земля покрывается снегом. Постепенно льдом покрываются и реки, и пруды этой Республики.
Зима в Удмуртии начинается с середины ноября и завершается в начале апреля. Зимой там преобладает умеренная морозная погода. Иногда она бывает облачной и с проявлением осадков. Снег в Удмуртии может лежать на протяжении 5-6 месяцев в году.
Исторические изменения
Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась
Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:
- Союзные Республики приобрели независимость.
- Некоторые автономные области, как например, Хакасская, Адыгейская Карачаево-Черкесская стали республиками.
- Некоторые области стали именоваться по-другому. Так, например, Горьковская стала именоваться Нижегородской.
- Произошло разделение чеченского и ингушского народов, которые вошли в состав России самостоятельными структурными единицами.
- На момент принятия конституции страны, в 1993 году все структурные элементы страны стали равноправными субъектами РФ.
- После этого момента произошло еще несколько территориальных изменений. Все они были направлены на объединение и укрупнение.
- Отдельными изменениями стали – укрупнение территории Москвы в 2012 году за счет присоединения некоторых районов Московской области. А также в 2014 году в состав страны вошла территория полуострова Крым. Причем, сразу двумя образованиями – городом федерального значения и остальной частью полуострова.
В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше. Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ. Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.
Зоопарк Удмуртии в Ижевске
Зоопарк Удмуртии в Ижевске.
131
Бронзовая статуя волка Акелы — талисмана и символа парка встречает посетителей у входа в ижевский зоопарк. Животные здесь находятся в условиях, максимально приближенных к естественным. В огороженных территориях они прогуливаются под деревьями, лежат на мягкой травке, роют свои многочисленные норы. В парке множество водоемов и водопадов, различных предметов из природного материала для игр животных.
В зоопарке есть дрессированные моржи, которые выступают перед зрителями. Посетители могут сфотографироваться с животными, покормить водоплавающих птиц, подняться на смотровую башню и осмотреть окрестности с высоты птичьего полёта. Дети в восторге от катания на пони и лошадях.
Удмуртский зоопарк, расположенный в г. Ижевске, вошёл в Топ-5 самых популярных зоологических парков страны и в Топ-20 в Европе.
Адрес: Зоопарк Удмуртии, улица Кирова, Ижевск, Россия.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
Музей был открыт в Ижевске только в 1980 году. За это время музей сумел собрать неплохой фонд, представленный в основном работами удмуртских авторов. В фондах музея имеется большое количество акварели XVIII-XX века, коллекция кукол.
В музее постоянно работают и временные выставки, представленные в основном работами местной школы искусств. В музее часто проходят интерактивы, мастер-классы и мероприятия, что делают его уникальным местом для сосредоточения творческих элит города. Музей открыт для гостей с 10 до 20 часов (выходной – воскресенье).
Местоположение: г. Ижевск, ул. Кирова, 128.
Презентация на тему: » Удмуртия прекрасная моя!. Соседниетерритории Кировская область Кировская область Пермский край Пермский край Башкортостан Башкортостан Татарстан Татарстан.» — Транскрипт:
1
Удмуртия прекрасная моя!
2
Соседниетерритории Кировская область Кировская область Пермский край Пермский край Башкортостан Башкортостан Татарстан Татарстан
3
Символы Удмуртии ГербФлаг
4
Президент Удмуртии Александр Александрови ч Волков
5
В республике проживают представители более ста национальностей. Для приграничных районов характерна чересполосица удмуртских и русских деревень, на юге к ним добавляются марийские и чувашские, в районе реки Чепца татарские (чепецкие татары). На севере республики плотно проживают бесермяне. Большинство представителей остальных народов проживают в основном в городах. В республике проживают представители более ста национальностей. Для приграничных районов характерна чересполосица удмуртских и русских деревень, на юге к ним добавляются марийские и чувашские, в районе реки Чепца татарские (чепецкие татары). На севере республики плотно проживают бесермяне. Большинство представителей остальных народов проживают в основном в городах. Национальный состав
6
Климат Для Удмуртии характерны жаркое лето и холодные многоснежные зимы. Самый тёплый месяц года июль (+17,5-19 °C), самый холодный январь (14-15 °C). Максимальные температуры достигают °C. Абсолютный минимум был зафиксирован 31 декабря 1978 года, когда температура опустилась ниже 50 °C. Период со среднесуточной температурой ниже 0 °C длится дней, начинаясь в конце октября и заканчиваясь в начале апреля. Максимум осадков приходится на июль, минимум на февраль. Больше всего увлажняется осадками северо-восточная часть республики, меньше всего юго-западая. Устойчивый снежный покров образуется в середине ноября-начале декабря. Максимальной величины его высота достигает в середине марта, в среднем см. Средняя продолжительность залегания снежного покрова составляет дней.
7
Площадь 42,1 тысячи квадратных километров, что составляет 0,25% общей площади Российской Федерации. Столица Ижевск тыс. человек Города Камбарка – 12,3 тыс. человек, Воткинск — 96,9 тыс. человек, Глазов — 97,1 тыс. человек, Можга — 49,7 тыс. человек, Сарапул – 98,8 тыс. человек. Административное деление 6 городов, 25 сельских районов, 11 поселков городского типа, 2119 сельских населенных пункта.
8
Природные богатства Основными природными ресурсами являются лес и нефть. На территории республики открыто 114 месторождений нефти. Из общего объема добытой нефти 96% реализуется за пределами республики. 46% территории Удмуртии покрыто лесами, половина из которых являются хвойными. Республика также располагает запасами торфа и угля, стройматериалами (кварцевые пески, глины, известняки), богата минеральными источниками и лечебными грязями. Реки Удмуртии: Кама, Вятка, Чепца, Кильмезь, Иж, Сыва, Вала. Также есть более 600 прудов и множество подземных водных источников.
9
Животный мир 42 вида рыб 190 видов птиц 49 – млекопитающих 800 – жуков 74 – пауков 500 – бабочек 224 видов пчел
10
Куница Белка
11
Волк Медведь
12
Кабан Росомаха
13
Колонок Заяц
14
Лиса Лось
15
Сапсан Черный аист
16
Речная форель Хариус Белуга Русский осетр
17
Жук-носорог Махаон
18
Растительный мир Ель Береза Осина Сосна Другие
19
Венерин башмачок Ландыш Купальница (италмас)
20
Охрана природы На территории Удмуртской Республики созданы и функционируют: Национальный парк «Нечкинский», Национальный парк «Нечкинский», располагающийся на побережье реки Кама; располагающийся на побережье реки Кама; Природный парк «Шаркан» (Шарканский район); Природный парк «Шаркан» (Шарканский район); Природный парк «Усть-Бельск» (Каракулинский район); Природный парк «Усть-Бельск» (Каракулинский район); Государственный природный заказник «Кокманский»; Государственный природный заказник «Кокманский»; Государственный природный ботанический Государственный природный ботанический заказник «Андреевский сосновый бор». заказник «Андреевский сосновый бор». Также некоторые другие природные территории Также некоторые другие природные территории и памятники природы. и памятники природы.
21
Презентацию составила: Пименова Е.С. учитель начальных классов Сигаевской средней школы Сарапульского района Удмуртской Республики
Каким был национальный состав на территории современной Удмуртии в последние годы существования Российской Империи и Вятской губернии?
Рустам Касимов: Если мы говорим про национальный состав Вятской губернии, нужно сказать, что она была одной из крупных и густонаселённых губерний. И поскольку эта территория, если не центр Российской Империи, но, по крайней мере, и не её край, то, в основном, в XIX веке здесь проживало русское население. И, прежде всего, русское православное население.
Те мероприятия по учету населения, которые проводились до привычной нам переписи населения, предполагали фиксацию национальности и конфессиональной принадлежности, то есть религиозной. Поэтому мы очень часто в архивных документах можем наблюдать «русский, православный», или, допустим, «вотяк, православный», или, «татарин, мусульманин, магометанин».
Но, говоря о тех же татарах, очень сложно понять кто именно подразумевался под словом «татарове, татары». Был ли это этнический татарин или вообще человек, который олицетворял тюркскую культуру? Он мог быть и бесермянином, и башкиром или чувашем. А часто писали просто религиозную принадлежность — «магометанин». В XVIII-XIX веках фактор этничности часто отождествлялся с конфессиональной составляющей, тогда это было естественно.
Владимир Воронцов: Следует отметить, что в дореволюционной России в официальных документах не принято было выделять национальность, гораздо важнее была религиозная (конфессиональная) идентичность. Мы можем говорить о национальном составе более или менее достоверно исходя из тех данных, которые были получены в ходе Всероссийской переписи 1897 года.
Поэтому на 1917 год, на начало революционных событий, никто точно назвать национальный состав не может – переписи не было. Исследователи уже позднее, в советское время, работая с материалами переписи 1897 года по языку и вероисповеданию более или менее точно определили национальный состав, в частности в Вятской губернии.
Применительно к современной Удмуртии в расчёт брали 4 «удмуртских» уезда: Глазовский, Сарапульский, Елабужский и Малмыжский. В дальнейшем, не все эти территории вошли в состав Вотской автономной области.
Следующая перепись (1920 г.) была не всероссийской, потому что ещё шла Гражданская война. Тем не менее, на территории Вятской губернии перепись прошла, и мы можем на неё ссылаться как раз в связи с образованием Вотской автономной области. На момент образования Вотской автономной области в тех первоначальных границах удмуртов было около 55 процентов, русских 42, остальные – татары, бесермяне, кряшены, вкрапления марийского и чувашского населения.
Две этнические группы – русские и удмурты – составляли абсолютное большинство, где-то в пределах 97 процентов. Такого этнического разнообразия, какое мы наблюдаем сегодня, на тот период времени не было.
Их обвиняли в ритуальном убийстве
B 1892 году 10 удмуртских крестьян из селения Cтарый Mулан были обвинены в ритуальном убийстве крестьянина Kонона Mатюнина, чье безголовое тело было найдено на окраине села Чулья 16-летней Mарфой Головизниной. Kрестьян обвинили, что они жертву «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы…и… для принятия этой крови внутрь». Cуд присяжных признал семь человек виновными, однако позже к делу присоединились правозащитники — член Государственного совета Aнатолий Kони и журналист Bладимир Kороленко, и крестьяне были оправданы.
Этнограф Hиколай Блинов, который тщательно исследовал дело, в труде «Языческий культ вотяков», предположил, что убийство Mатюнина было действительно ритуальным и связанным с обрядом очищения воды, так как в это время свирепствовала холера. И действительно, отсеченную голову крестьянина Mатюнина отыскали уже после вынесения оправдания в роднике неподалеку. Блинов же рассказал, что это был не единичный случай: еще одну отрезанную голову нашли в этой же местности в начале XX века.
Культурные особенности
В культуре удмуртов особенное место всегда занимала музыка. В Удмуртии поют обо всём – о природе, временах года, занятиях человека, профессиях, своём настроении и чувствах. Особый колорит народным традициям удмуртов добавляет театр. Он появился в этом крае на основе древнейших верований – синкретизма.
Учения эти были основаны на сложном абстрактном восприятии мира. В древние времена театральные сценки были частью религиозных культов и обрядов, однако в дальнейшем стали затрагивать светские сюжеты, превратившись в искусство и развлечение для людей.
Съемка ансамбля Ай Кай за исполнением народных песен в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский
Удмурты – обладатели таинственной и богатой истории, которая хранит немало тайн. Быть может, она позволит нам разгадать часть этих загадок уже в ближайшем будущем. Особый колорит родины этих людей, традиции и культурные особенности, преданность старинным обрядам привлекают в Удмуртию всё больше путешественников. Это действительно необыкновенная земля с необыкновенными людьми.
На обложке представлены свадебные наряды северных и южных удмуртов, съемка проходила в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский
Михаило-Архангельский кафедральный собор в Ижевске
Михаило-Архангельский кафедральный собор в Ижевске.
63
Собор в центре Ижевска символизирует возрождение духовности. В XVIII веке на этом месте стояла часовня в честь Святой Троицы. Она была деревянной, простояла полвека и сгорела. Встал вопрос о возведении каменной постройки. Решался он очень долго, и в 1897 году благодаря усилиям местных жителей появился Храм высотой более 70 м. Сейчас архитектуру Ижевска невозможно представить без Михайловского собора.
Как и большинство культовых сооружений в России, храм прошёл множество испытаний, выстоял и сейчас радует горожан и гостей города. Особенно многолюдно здесь в вечернее время и в выходные. Сюда приходят семьями, чтобы полюбоваться цветущими клумбами, отдохнуть душой. Для организованных туристов проводятся экскурсии.
При соборе действуют образовательный центр, хоровая студия, мастерская иконописи, церковная лавка. Настенная живопись во внутреннем убранстве выполнена палехскими художниками.
Адрес: Михайловский собор, улица К. Маркса, Ижевск, Россия.
Культура и туризм
Пермский край является крупным культурным центром. Здесь много интересных музеев, театров, проводятся многочисленные необычные фестивали.
Уникальны так называемые пермские боги – пермская деревянная культовая скульптура, собранная в различных районах Пермского края. Самая большая коллекция хранится в Пермской художественной галерее.
Широко известен и пермский балет – яркое явление культурной жизни Урала. Пермь называют третьей (после Москвы и Санкт-Петербурга) балетной Меккой страны.
Достопримечательности Пермского края привлекают многочисленных туристов. Среди самых известных достопримечательностей: города Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, музей под открытым небом «Хохловка», Этнографический парк истории реки Чусовой, скалы Каменный город, Усьвинские Столбы, Ветлан, горы Полюдов Камень, Помяненный камень, реки Чусовая, Вишера, Усьва, канал Копань и многие другие места. В Соликамске расположен единственный в стране полностью сохранившийся солеваренный завод, на базе которого образован Музей истории соли. В Пермском крае много пещер, в том числе самая длинная на Урале пещера – Дивья. Ну а самая известная пещера края – Кунгурская ледяная, оборудованная для экскурсий. От Перми ходят теплоходы по реке Каме – главной водной артерии Пермского края. Любителей загадок привлекает так называемая Молебская аномальная зона, вокруг которой создали ореол загадочного места.
На территории Пермского края для сохранения нетронутой природы созданы заповедники Вишерский и Басеги.
На сайте проекта «Ураловед» вы найдете подробные статьи про достопримечательности Пермского края и про наиболее интересные населённые пункты Прикамья. А планировать маршруты очень удобно с помощью общей карты достопримечательностей Урала. На канале проекта «Ураловед» в YouTube можно посмотреть видео из наших поездок по местам Пермского края.
Совершить путешествие по Пермскому краю однозначно стоит! Желаю вам интересных поездок по Уралу и спасибо за внимание!
Павел Распопов