Бенедикт спиноза — биография

Этика

Над своей «Этикой» Спиноза работал 12 лет. Этот научный труд должен был разъяснить понятие добродетели и ее компоненты. Добродетель голландский философ трактует как высшее благо.

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

Основа этики – нравственность. Философ отрицал понятие «воля», заменяя его разумом. Не существуют такие явления как добро и зло, это лишь различные степени единого. Нравственность основана на познании, блаженства можно достигнуть только с помощью разума. Высшая добродетель – интеллектуальная любовь к Богу. Человеку следует познавать себя, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.

Голландский мыслитель столько лет работал над своей «этикой», потому что намеревался создать философский труд подобный математической аксиоме, с доказательствами, выведенными разумом. Развивая теории предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь, чтобы познать истину.

Путь философа

Живет он безбедно, так как его кормит ремесло – изготовление оптических стекол методом шлифовки. Рейнсбург (Ransburg), где поселился Спиноза, был центром идеологии коллегиантов.

Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), потом объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта.Смелые взгляды Спинозы быстро распространяются в ученой среде, поэтому к нему часто приезжают слушатели из университета в Лейдене. Именно в этот период, в 1661 году, завязывается дружба и обмен письмами, продолжавшийся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом (Henry Oldenburg), который возглавлял королевское научное общество в Лондоне.

С 1663 года Спиноза проживает в предместье Гааги (Den Haag), в Ворбюрге (Voorburg). Здесь он сдружился с Христианом Гюйгенсом (Christiaan Huygens), знатоком физических и математических наук, и специалистом в филологических науках, поэтом Иоганном Фоссом (Johann Voss).

В 1664 году был напечатан труд «Основы философии Декарта» («De algemene filosofie van Descartes») с указанием фамилии автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, скрываясь под инициалами, так его сочинения были запрещены к изданию.

В 1670 году выйдет анонимный труд «Теолого-политический трактат» («Theologisch-politiek traktaat»), где философ изложил свои атеистические взгляды. Не преследовали его только потому, что представитель государственной власти Ян де Витт (Jan de Witt) во многом разделял взгляды смелого мыслителя.

Тогда же Спиноза поселяется в Гааге, создает учебник «Еврейская грамматика» («Hebreeuwse grammatica»). Известного философа приглашали преподавать в университете в Гейдельберге (Heidelberg), но он отказался, объяснив, что так ему будет сложно сохранять верность своим взглядам и убеждениям.

Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но издать ее было невозможно, так как возглавлявшие государство представители рода де Витт были убиты в ходе антиправительственного мятежа, а у власти оказались лица, не поддерживавшие неортодоксально мыслящего Спинозу.

Скончался великий нидерландец в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулеза, которым болел более 20 лет.Его похоронили на средства его друзей под плитами церкви Ньеве Керк (Nieve Kirk), а когда срок аренды места для захоронения истек, тело извлекли и, по одной из версий, просто выбросили, а по другой, более гуманной, перезахоронили в коллективной могиле. Личные вещи распроданы, а стол с рукописями был переправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание трудов было издано посмертно. В своем завещании Спиноза просил опубликовать его труды в год смерти, что и было выполнено, правда, без указания имени автора: на обложке латинского издания стояли только первые буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на нидерландском языке и сразу же запрещены. На территории церкви Nieve Kirk есть памятная стела, установленная в память о великом вольнодумце.

Сочинения

  • «Этика» – главное произведение Спинозы. Написана на лат. яз. в 1662–1675. По построению сходна с учебником геометрии. Каждая из пяти частей состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов) и схолий (пояснений) и т.д. Впервые изд. в 1677 в кн.: «Opera posthuma» и одновременно в голландском пер. под назв. «Zedekunst». Лат. текст оригинала многократно переиздан. Одно из лучших изд. – Hagae, 1905. Имеются переводы: на нем. яз. (1868, 1875; 5 Aufl., 1893 и др., лучший – 1955); англ. яз. (1883, 1884, 1949, 1951); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2; 1861, там же, t. 3; 1872, там же, t. 3; 1909); исп. яз. (1913, 1920. 1940); итал. яз. (1914, 1928, 1938, 1941); болг. яз. (1955); польск. яз. (1914); чешск. яз. (1925); венг. яз. (1918, 1952); тур. яз. (1934); иврит (1885); идиш (1923). На рус. яз. имеются два перевода: В. И. Модестова (1886, 4 изд. 1904) и Н. А. Иванцова (1892, 2 изд. 1911; переизд. 1932, 1933 с предисл. А. Топоркова, и в 1957 в 1 т. «Избр. произв.»).
  • «Трактат об усовершенствовании разума» – раннее произведение Спинозы – содержит в основном взгляды Спинозы на теорию познания. Вероятно, должен был послужить введением к «Этике». Написан на лат. яз. ок. 1661, издан в 1677 в однотомнике «Opera posthuma» под назв. «Tractatus de emendatiae intellectus». Переведен на голл. яз. (1677, 1897); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2; 1861, там же, t. 3; 1937); англ. яз. (1895); чешек, яз. (1925, в кн.: Spisy filosofické); идиш (1932, в кн.: И. Шатцкий, Спиноза бух); рус. яз. (1893, пер. Г. Полинковского; 1914, введ. и прим. В. Н. Половцовой; 1934, пер. Я. М. Боровского, вступ. ст. и прим. Г. С. Тымянского. Этот же пер. вошел в 1 т. «Избр. произв.»). Л. Азарх. Москва. Opera, Bd 1–4, Hdlb., 1925; Oeuvres complètes, P., 1954; Oeuvres, t. 1–3, P., 1964–65; Correspondence, N. Y., 1928.

Научная деятельность

В 1653 г. Спиноза начинает изучение латинского языка под руководством Френсиса ван дер Енде – вольнодумца, открывшего перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии.

После смерти отца в 1654 г. Спиноза проводит одиннадцать месяцев в чтении кадиш – еврейской молитвы скорбящих. Он отказывается от наследства в пользу своей сестры Ребеки.

Какое-то время Спиноза занимается семейный делом по ввозу шерсти в Голландию, которое, однако, сталкивается со значительными финансовыми сложностями в период Первой англо-голландской войны. Стремясь отделаться от кредиторов, Спиноза объявляет себя лишённым наследства и отходит от дел.

После этого он наследует имение матери, и раз и навсегда посвящает себя философии и оптике.

Он берёт себе латинское имя, Бенедикт де Спиноза, и занимается учительством. Здесь начинается важный этап его жизни, поскольку именно в это время Спиноза, благодаря своим связям с антиклерикальной сектой ремонстрантов, знакомится с рационализмом.

Спиноза внимательно следит за тем, как ряд антицерковных групп восстаёт против общепринятых догм. Это новое направление философской мысли формирует его собственную идеологию, явившуюся причиной распрей между ним и властями, а также представителями традиционной философии.

Всё чаще он выступает против традиционализма, и в 1656 г., опасаясь, что за связь с ним еврейская община Амстердама может быть подвергнута гонениям, представители религиозной школы Талмуд-Торы накладывают запрет на просветительскую деятельность Спинозы за проповедование радикальной теологии.

Однако это известие не только не смутило философа, но и было воспринято им с большим облегчением, поскольку радикальные взгляды давно наводили его на мысль о необходимости отделения от конгрегации Талмуд-Торы.

Спиноза больше не посещает синагогу и, в конце концов, выражает чувство глубокого отвращения и антагонизма к иудаизму. Существует мнение, что позже он принёс «извинение» старейшинам этой церкви, в котором защищал свою позицию против ортодоксальной религии. Однако некоторые исследователи считают, что никаких извинений не было принесено вовсе.

Слухи о том, что, после изгнания из иудаистской церкви, Спиноза обратился в христианство, имеют под собой мало оснований, однако латинское имя он себе оставляет. Несмотря на то, что Спиноза имеет тесные связи с христианской общиной и даже живёт в коллегиальном поселении, крещение он так никогда и не примет, а потому становится первым светским евреем современной ему Европы.

Вслед за запретом и изгнанием из Амстердама, Спиноза некоторое время живёт в деревушке Удеркерк-аан-де-Амстел, однако вскоре возвращается обратно в город. Во время своего пребывания в Амстердаме, он берёт частные уроки философии и усердно изучает строение линз.

Где-то между 1660-1661 г.г. Спиноза навсегда покидает город и отправляется жить в Риджнсбург в общине Лейден. Именно здесь появятся самые значимые его труды.

В 1663 г. Спиноза пишет одну из основных работ всей своей жизни, «Трактат о Боге, человеке и его благополучии». Этот научный труд был стремлением донести миру свои взгляды на метафизику, эпистемологию и мораль.

В это же время он работает над написанием своей трактовки трудов Декарта «Основы философии», которую закончит всё в том же 1663 г. Это толкование станет единственной работой, вышедшей под его именем за всю его жизнь. В этом же году Спиноза перебирается в Воорбург.

Его встречи с различными учёными, философами и теологами, имевшие место в этом городе, лягут в основу нового труда «Этика». Чтобы заработать на жизнь, Спиноза трудится в мастерской по изготовлению линз.

И в это же время он работает над своим трудом «Богословско-политический трактат» в защиту светских и конституционных властей, который будет издан анонимно в 1670 г. Скандальный труд вызвал бурю негодования в обществе и был официально запрещён в 1674 г.

В 1670 г. Спиноза переезжает в Гаагу. Здесь он работает над написанием «Политического трактата», а также ряда других работ, в том числе и «Трактата о радуге» и научных заметок «О вычислении вероятности». Помимо этого, Спиноза продолжает трудиться над работой на еврейском языке, а также берётся за голландский перевод Библии, который вскоре сам же уничтожит.

Свой шедевр «Этика» Спиноза закончит в 1676 г. В этой работе он безжалостно критикует традиционные верования и философские концепции Бога, человеческого существа, природы и Вселенной в целом. В пух и прах он разносит религиозные, богословские и моральные устои. Парадокс состоит в том, что именно в этом труде Спиноза провозглашает, что Бог есть мир, отождествляя Бога с природой.

Барух Спиноза

Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух)
(1632-1677), нидерландский философ, пантеист.
Мир, по Спинозе, — закономерная система,
которая до конца может быть познана
геометрическим методом. Природа,
пантеистически отождествляемая с Богом,
— единая, вечная и бесконечная
субстанция, причина самой себя; мышление
и протяжение — атрибуты (неотъемлемые
свойства) субстанции; отдельные вещи и
идеи — ее модусы (единичные проявления).
Человек — часть природы, душа его — модус
мышления, тело — модус протяжения. Воля
совпадает с разумом, все действия
человека включены в цепь универсальной
мировой детерминации. 

+ + +

Другие биографические материалы: 

Баландин Р.К. «Мы знаем вещи лишь частично» (Баландин
Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Нидерландский философ
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Пантеист и атеист
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Шуман А.Н. Принадлежавшего к еврейской общине (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Соколов В.В. Страх, согласно Спинозе, является
причиной религиозных суеверий (Философский энциклопедический словарь. —
М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Соколов В.В. Натуралист, внесший значительный вклад в
этику и социальную философию (Новая философская энциклопедия. В
четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А.
Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. Предложил решение психофизической
проблемы на основе материалистического монизма (Кондаков И.М.
Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и
перераб. – СПб., 2007).

Соколов В.В. Пантеизм Спинозы по существу являлся формой атеизма (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ — СЯ ЧЕН. 1971).

Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Знаменитый философ (Малый
энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон
).

Пытался объяснить мир из него самого (Всемирная
история. Том V. М., 1958).

Сочинения: 

«Богословско-политический трактат» (1670).

«Этика» (1677).

Переписка / Пер. с лат. СПб., 1891;

Избранные произведения. М., 1957. Т. 1-2.

Биография Спинозы

Бенедикт Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 года в Амстердаме. Он рос и воспитывался в семье, не имеющей ничего общего с научной деятельностью.

Его отец, Габриэль Алварес, был преуспевающим торговцем фруктов, а мать, Ханна Дебора де Спиноза, занималась домашним хозяйством и воспитанием пятерых детей.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Спинозы произошла еще в 6-летнем возрасте, когда не стало его матери. Женщина скончалась от прогрессирующего туберкулеза.

В детстве мальчик ходил в религиозную школу, в которой изучался иврит, еврейское богословие, ораторское искусство и прочие науки. Со временем он овладел латинским, испанским и португальским языками, а также немного говорил на французском и итальянском.

В то время Бенедикт Спиноза увлекался исследованием трудов античных, арабских и еврейских философов. После смерти отца в 1654 г. он вместе с родным братом Габриэлем продолжил развивать семейный бизнес. Тогда же он перенимает идеи местных протестантов, и по сути отказывается от учений иудаизма.

Это привело к тому, что Спинозу обвинили в ереси и отлучили от еврейской общины. После этого парень решил продать свою часть семейного дела брату. Стремясь к знаниям, он стал учеником частного иезуитского колледжа.

Здесь Бенедикт еще глубже увлекся греческой и средневековой философией, усовершенствовал свои познания в латыни, а также учился рисовать и шлифовать оптические стекла. Он настолько хорошо владел ивритом, что это позволило ему преподавать иврит ученикам.

Стоит заметить, что особенное влияние на мировоззрение Спинозы оказала философия Рене Декарта. В конце 1650-х годов он основал кружок мыслителей, который кардинально изменил его биографию.

По мнению властей, мужчина начал представлять угрозу благочестию и этике. В результате, за связь с протестантами и рационалистические взгляды, его изгнали из Амстердама.

Книги (6)

Богословско-политический трактатРаздел библиотеки: Философия

Бенедикт Спиноза — уникальный мыслитель эпохи нидерландского Ренессанса, чей вклад в философию как богословского, так и политического характера поистине невозможно переоценить.

Читать »

Избранные произведения. Том 1Раздел библиотеки: Философия

Двухтомное собрание сочинений Спинозы 1957 года. Оно включает в себя `Богословско — политический трактат`, `Этику` и другие известные произведения. Вслед за Декартом Спиноза принимает геометрию за методический образец. Доверенность cogito становится аксиоматическим основанием и внешним образом философия разворачивается в дедуктивную систему, ordine geomettrico. Однако, по словам Гуссерля, `эта аксиоматическая основа лежит глубже,чем основа геометрии`…, обретая собственную почву в самодостоверности субстанции как субъекта. Вокруг этого и вращается скрытая за геометрическими построениями мысль Спинозы. Для философов, историков, а также всех, интересующихся вопросами философии. Том 1

Читать »

Избранные произведения. Том 2Раздел библиотеки: Философия

Двухтомное собрание сочинений Спинозы 1957 года. Оно включает в себя `Богословско — политический трактат`, `Этику` и другие известные произведения. Вслед за Декартом Спиноза принимает геометрию за методический образец. Доверенность cogito становится аксиоматическим основанием и внешним образом философия разворачивается в дедуктивную систему, ordine geomettrico. Однако, по словам Гуссерля, `эта аксиоматическая основа лежит глубже,чем основа геометрии`…, обретая собственную почву в самодостоверности субстанции как субъекта. Вокруг этого и вращается скрытая за геометрическими построениями мысль Спинозы. Для философов, историков, а также всех, интересующихся вопросами философии. Том 2

Читать »

Старейшее жизнеописание Спинозы. Трактат об очищении интеллектаРаздел библиотеки: Философия

Книга включает трактат Спинозы «Об очищении интеллекта», изданный в 1914 году, комментарии к нему и другие исследования, посвященные логике и теории познания Спинозы, а также впервые переведенную на русский язык старейшую биографию Спинозы, написанную его другом и учеником, которому пришлось скрыть свое имя.

(«Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре»)

Читать »

Трактат об усовершенствовании разумаРаздел библиотеки: Философия

Настоящее издание сочинений Спинозы включает все его философские и социологические произведения, переводы которых в разное время появлялись на русском языке как до, так и после революции. Эти переводы сверены с текстом гейдельбергского издания сочинений Спинозы под редакцией К. Гебхардта (Spinoza Opera, Im Auftrag der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, hrsg. von C. Gebhardt, vol. I–IV, Heidelberg 1925), исправлены, заново отредактированы, а некоторые из них несколько расширены включением материалов, до сих пор не появлявшихся на русском языке.

Читать »

ЭтикаРаздел библиотеки: Философия

Этика — главное произведение Б.Спинозы, в котором голландский философ систематически изложил свою философию. Впервые опубликована после смерти философа в 1677 г. в Амстердаме в составе «Opera Posthuma» («Посмертные сочинения»). Книга адресуется всем интересующимся историей философии.

Читать »

Отлучение от веры предков

Еще до переезда в дом ван ден Энде Спинозу отлучают от иудейской общины Амстердама. Напуганные раввины дали понять церковному, то есть, католическому, начальству, что не имеют ничего общего со своим единоплеменником, посмевшим критиковать Библию, которая была общей святыней для иудеев и христиан. Не имея возможности сжечь еретика, как поступила инквизиция с Джордано Бруно, вожди еврейской диаспоры совершили замечательный ритуал отлучения, в котором Барух Спиноза даже не участвовал.

В июле 1656 года в синагоге протрубили в рог, погасили одну за другой свечи, после чего произнесли древнее проклятие: «По произволению ангелов и по приговору святых мы отлучаем, отделяем и придаем осуждению и проклятию Баруха. Да будет он проклят и днем и ночью. Да будет проклят, когда ложится и встает, да будет проклят и при выходе и при входе. Да сотрет Адонай имя его под небом и да предаст его злу, отделив от всех колен Израилевых, со всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов. Никто не должен говорить с ним ни устно, ни письменно, ни оказывать ему какие-либо услуги и проживать с ним под одной       крышей, и стоять от него ближе, чем на четыре локтя, ни читать ничего, им составленного или написанного».

Многое из того, что написал этот оригинальный философ, пока не находит подтверждения в научном мире, однако такая «рекомендация» не позволяет нам забыть о нем до сих пор. Изгнанный из иудаизма и освобожденный от беремени отцовского наследства, Барух берет себе новое имя – Бенедикт, которое так же, как и прежнее имя, означает «благословенный». С этим именем он и вошел в историю философии.

Философия Бенедикта Спинозы

В основном своем произведении «Этика», Спиноза выстроил метафизику, аналогично с логикой, что предполагало:

  1. задание алфавита;
  2. формулировка логических законов, или аксиом;
  3. вывод всех остальных положений через логические выводы.

Такой последовательностью обеспечивается истинность выводов в ситуации истинности аксиом.

Для Спинозы цель метафизики – достичь душевное равновесие, довольство и радость. Он считал, что эту цель можно достичь только посредством познания человеком собственной природы и собственного места во вселенной. Для этого требуется познавать природу самой реальности. Поэтому Спиноза исследовал бытие как таковое, он определял бытие в качестве некой бесконечной субстанции, которая является причиной самой себя.

Определение 2

Субстанция – это нечто, существующее само по себе и представляемое через себя. Субстанция только одна, то есть она и есть все, что существует. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени, она неделима, так как делимость – это видимость конечных вещей.

Остальные основные положения его концепции определялись следующим образом:

  • Атрибут – это составляющая сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Известно лишь два атрибута – протяжение и мышление, хотя их может быть бесконечно много. Атрибуты независимы, то есть не могут оказывать никакого внимания друг на друга.
  • Протяженность – определяющий признак тела, именно к нему сводятся любые физические характеристики вещей.
  • Мышление – бесконечная вещь, которая служит причиной всего содержания и процессов сознания.
  • Причинность – это то, что принято называть божьей волей, так как она вечна и неизменна. У всего должно быть причинное объяснение. Единичные вещи, при воздействии друг на друга, связаны жесткой целью взаимной причинной обусловленности, и в такой цепи нельзя допускать никаких разрывов.

Замечание 1

Вся природа – это бесконечный ряд причин и следствий, совокупность которых – однозначная необходимость. Представление о случайностях возникает только из-за того, что люди рассматривают ту или иную вещь изолированно, без связи с другими вещами.

Спиноза понимал под аффектами такие состояния тела и идеи этих состояний, которые позволяли увеличивать или уменьшать человеческую активность. Он выделял три типа аффектов:

  • удовольствие;
  • неудовольствие;
  • желание.

Помимо пассивных природных страстей Спинозой были выделены аффекты удовольствия и желания, которые связаны с активным состоянием человеческой души, ей стремлением познавать истинные и адекватные идеи. Так как ограничение способности души мыслить и познавать вызывает неудовольствие, познание же в качестве проявления активности души связывают исключительно с аффектами желания и удовольствия. Человек, в соответствии с учением Спинозы, подвержен аффектам, так как он является частью природы. Он не способен подчиниться порядкам и законам природы, но он бессилен перед ними. Естественные желания – форма рабства. Любое действие человека не может считаться свободным, так как оно подчиняется силам вне человека. Рассудок и интуиция направляют человеческие намерения на любовь к Богу.

Спиноза был известен как философ барокко за единство самых разнообразных элементов в его философии. В философских взглядах Спинозы сочетаются картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами стоицизма Античности, еврейского рационализма Средневековья, а также идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения.

Влияние трудов Спинозы распространяется далеко за пределы философии. Гёте ставил Спинозу в один ряд с Карлом Линнеем и Уильямом Шекспиром, называя его одной из личностей, которые оказали сильнейшее воздействие на его жизнь и творчество. Сильно повлиял Спиноза на мировоззрение Альберта Эйнштейна. Эйнштейн в полемике с Нильсом Бором обращался к авторитету «старика Спинозы», а за год до собственной смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы. Ирвин Ялом – американский психиатр – в своей книге «Проблема Спинозы» описывал вымышленную историю жизни, основой которой служили реальная биографические факты Спинозы.

Воля божественная и человеческая

Спиноза утверждал, что ничто в мире не происходит просто так. Связь явлений и вещей можно объяснить не чем иным, как Божественной (природной) волей: если нам кажется, что нечто произошло ни с того ни с сего, то только потому, что не все умеют рассматривать явления в связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок природы, — утверждал Бенедикт Спиноза, — они нашли бы все таким же необходимым, как и все, чему учит математика».

Спиноза считает, что все происходящее с человеком определено свыше Богом (природой). Он критикует понятие «свобода воли», утверждая, что какой-то «изначальной свободой» человек попросту не обладает в силу своей привязанности к воле Божественной. В то же время он пишет о свободе человека в момент совершения выбора, например, когда тот размышляет о главном и второстепенном: «Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти». Свободу философ называет «осознанной необходимостью»: она заключается не в потакании низменным страстям, а в признании рациональности Божественной воли и — следовательно — законов, установленных людьми: «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом».

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:

  • удовольствие
  • неудовольствие
  • желание

Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.

Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

Предрассудки людей в их понятии Бога

Аналогично свободе, Спиноза крайне необычно трактует понятия цели природы, и отсюда добра и зла, порядка и беспорядка. Прежде всего, он утверждает, что общее мнение людей, что как они сами, так и все прочие вещи имеют какую-то цель существования, ошибочно. Более того, и Бог также не имеет цели. По его мнению, возникновение этого предрассудка вызвано тем, что не зная причин своего существования люди стремятся к своей личной пользе. Естественно, что они начинают считать такую личную пользу своей целью. Все естественные вещи, которые их окружают, воспринимаются ими как “средства для своей пользы”. Судя о Боге с антропоморфической (перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека) позиции, они распространяют свое понятие о цели и на Бога. Естественный эгоцентризм человека, который также распространяется на Бога, приводит к тому, что цель видят в существовании человека лишь постольку, поскольку он верит в Бога и оказывает ему почести. Соответственно, такая концепция цели приводит к тому, что как цель человека рассматривается почитание Бога, а как цель Бога — устроение всего для наилучшей пользы людей (что бы его почитали) и наказание людей, если они его почитают недостаточно.

Ложность такого представления Спиноза доказывает, опираясь на уже доказанные им к тому времени свойства субстанции. Он утверждает, что она (а она и есть Бог) не наделена волей и, следовательно, не может иметь и цели.

Отрицание случайности естественно полагает, что все в природе определяется не какой-то абстрактной целью, а простым следованием причинно-следственной цепочки. Основное доказательство сторонников теории божественной воли состоит в том, что зачастую сочетание причин, приведших к данному следствию, слишком невероятно, чтобы произойти само по себе, без вмешательства божественной воли. Спиноза же утверждает, что ссылка на божественную волю есть «убежище незнания» и все это прекрасно может быть объяснено, если знать всю совокупность причин, которые воздействуют на происходящее в данном случае.

Естественным итогом неправильного представления о цели Бога и человека становиться, с точки зрения Спинозы, возникновение целой группы понятий — антонимов, таких как добро-зло, порядок-беспорядок, красота-безобразие, тепло-холод. Соответственно, каждое из этих понятий рассматривается в преломлении отношения к ним человека. Спиноза считает неправильным, что человек выступает, как критерий качеств (или атрибутов), применяемых к природе, как ее основные атрибуты, поскольку человек a) склонен к антропоморфизму; b) склонен к неправильной оценке ситуации; c) суждения человека сугубо индивидуальны.

Нахождение правильного суждения как среднего из частных зачастую подобно нахождению средней температуры по больнице. Итоговое заключение Спинозы таково, «что все способы, которыми обыкновенно объясняют природу, составляют только различные роды воображения и показывают не природу какой — либо вещи, а лишь состояние способности воображения» . Отсюда непосредственно следует, что разграничение природы по мере совершенства, определяя природу как меру соответствия вещи человеку, есть грубейшая ошибка вызванная подменой понятий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: