Биография иоганна штрауса. биография штрауса

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 – 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия “Grammy 2017”

Разлука и разрыв

Иоганн Штраус покинул Россию. Однако писать Ольге не переставал, и она отвечала ему, хотя передавать любовные послания с тайной оказией стало, конечно, труднее.

– пишет Штраус.

А Ольга, к которой письма Штрауса приходят через третьи руки и с большим опозданием, страдает не меньше и горько сетует на то, что возлюбленный забыл ее.

Разлука сделала свое дело. Композитора уже занимали другие дела. До Смирнитской стали доходить слухи о том, что у Штрауса появилась новая подруга. Она все реже пишет ему, и вскоре Штраус узнает, что в Петербурге объявлено о помолвке Ольги с Александром Лозино-Лозинским, дворянином с польскими корнями. Любовь кончилась.

Штраус потом еще несколько раз приезжал в Россию уже женатым человеком (он, кстати, был женат трижды). Последний раз “король вальсов” давал концерты на Пасху 1886 года в Санкт-Петербурге, Москве и Павловске.

Отношения с Ольгой, судя по всему, не возобновлял. Но в его, может быть, самой знаменитой оперетте “Летучая мышь” одну из героинь представляют как знаменитую русскую актрису по имени Ольга. Совпадение?

Памятник Штраусу в Вене

Кстати, “настоящая” Ольга явно была не слишком счастлива в браке. Супруг оказался деспотом, большое состояние семьи растаяло. Скончались она и ее муж в глубокой старости, уже после революции, оба в январе 1920 года.

На эту тему:

Международный культурный центр «Чайковский – Штраус» создадут в Петербурге

Мария Сафарьянц: «Тема музыки и истории — богатейшая и красивая»

В Санкт-Петербургской филармонии пройдёт большой цикл новогодних концертов

Челябинская филармония подарит концерт в честь обретения попечителей

II Музыкальный фестиваль «Блистательный Штраус» в Павловском парке

Чем удивит лето в Тобольском кремле

Успехи в карьере

Биография и творчество Штрауса-сына во многом выделялись на фоне жизни и творчества других членов его семьи. Он достиг большей славы, чем его отец, который, кстати, был самоучкой. Иоганн стал одним из самых популярных композиторов, писавших вальсы, активно гастролировал по Австрии, Германии и Польше со своим оркестром. Выдающийся музыкант неоднократно подавал заявку на должность музыкального директора Royal Ball Balls, однако из-за частых ссор с властями его прошение неоднократно отклоняли.

Штраус начал сочинять для Венской мужской хоровой ассоциации в 1847 году. В 1853 году из-за чрезмерных физических и психических нагрузок Иоганн заболел, и его младший брат Йозеф (по настоянию семьи) на шесть месяцев взял на себя управление оркестром

После выздоровления он снова занялся дирижированием и сочинением — занятием, которое в этот момент увлекло его сильнее, чем когда-либо, и привлекло внимание таких светил, как Верди, Брамс и Рихард Вагнер

Позже, в 1870-е годы, во время гастролей в США, Штраус и его оркестр приняли участие в Бостонском фестивале, куда были приглашены капельмейстером Патриком Гилмором. Там был исполнен вальс «Голубой Дунай», имевший ошеломляющий успех у американской публики.

Во второй половине XIX века знаменитый австрийский музыкант был наиболее востребованным композитором танцевальной музыки. Именно тогда такие мастера эпохи, как Карл Михаэль Захер и Эмиль Вальдтейфель, увидели в молодом авторе серьёзного конкурента. Последний, к слову, занимал высокую должность в Париже. Немецкий композитор оперетты Жак Оффенбах, сделавший себе имя в столице Франции, также бросил вызов Штраусу.

Штраус никому не завидовал, напротив, он искренне восхищался другими выдающимися композиторами. Йоханнес Брамс был близким другом Штрауса-сына, которому он посвятил один из прекрасных вальсов — «Seid umschlugen, Millionen!». В биографиях обоих мужчин рассказывается, что возлюбленная Штрауса Адель обратилась к Брамсу с обычной просьбой, чтобы он дал автограф для её супруга. Он написал несколько мер из «Голубого Дуная» и следующие строки: «К сожалению, НЕ написано Иоганнесом Брамсом».

https://youtube.com/watch?v=nyCtkR2HVLA

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

Портрет Иоганна Штрауса

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе — офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.

Иоганн Штраус в молодости

На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.

Иоганн Штраус

Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Музыка

Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более — императорского дворца.

Композитор Иоганн Штраус

После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.

Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».

Эдуард Штраус, Иоганн Штраус и Йозеф Штраус

Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.

Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.

https://youtube.com/watch?v=w2znyzrtl_o

Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» — символ празднования Нового года.

В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна — это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.

В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».

В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.

Ольга Смирнитская

Именно здесь, в Павловске, Иоганна Штрауса постигло жесточайшее разочарование в жизни: он встретил свою любовь — Ольгу Смирнитскую, с которой композитору так и не удалось связать судьбу. Несмотря на успех, композитор не считался ей ровней. Брак дворянки с капельмейстером, пусть даже всемирно известным, стал бы в те времена скандальным мезальянсом. Считается, что роман Смирнитской и Штрауса начался в 1858 или 1859 году.

Ольга Смирнитская. Источник фото

В 1856 году Иоганна Штрауса как популярного дирижёра пригласили к царскому двору. Именно там он познакомился с Ольгой Смирнитской, которой тогда было чуть больше 20 лет. Она родилась в семье бывшего кавалерийского офицера Василия Смирнитского и купеческой дочери Евдокии Гороховой. До нашего времени дошла сентиментальная легенда об их знакомстве. Якобы юная дворянка слала ему записки во время концертов, подписываясь как «Незнакомка», а затем открылась во время личной встречи. Музыковед-исследователь, доктор философии Томас Айгнер, автор книги «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви», в этой версии сомневается. Хотя тогда действительно существовали подобные романы, которые являлись во многом эпистолярными и бушевали больше в сердцах и письмах, чем в реальной жизни. 

Общие точки соприкосновения у них были. Ольга сама сочиняла музыкальные произведения — она считается одной из первых русских женщин-композиторов. Ей исполнилось всего лишь 19 лет, когда одно петербургское музыкальное издательство опубликовало ноты первых романсов Смирнитской на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой. Музыкальный критик «Северной пчелы» отзывался о «композициях госпожи Смирнитской» весьма одобрительно.

Иоганн Штраус исполнял произведения российских композиторов и несколько раз включал в репертуар Павловских концертов романсы Ольги. К сожалению, из них сохранился только один — «Первая любовь».

Когда в июле 1859 года Штраус осмелился официально попросить у Евдокии Смирнитской руки её дочери, он получил суровый отказ.

«…Итак, моя надежда погибла! Моим единственным стремлением было обладать Тобой, но невозможно достичь моего горячо желанного счастья. Мама говорила со мной слишком долго… В момент, когда она тихо говорила, что я ни в чём не должен Тебе верить, что всё, что Ты хочешь, вылетает из Твоей безрассудной головы, и обманутый не должен больше Тебя и слушать, я почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своём ребёнке. <…> Она называет случившееся интригой с Твоей стороны, за которую мы оба будем наказаны. Что касается её поведения, её выражений по отношению ко мне, она была неделикатна, — бесспорно! Потому что, когда она пожелала потребовать от меня Твои письма<…>, я поклялся, что Твои письма уйдут со мной в могилу, она объявила, что при моём слабом здоровье я могу умереть каждую минуту, поэтому она не может быть спокойна».

Так писал Ольге Иоганн Штраус. Возлюбленные вели тайную переписку, но через какое-то время их дороги окончательно разошлись. Письма назывались «конфетами» или «бонбоньерками». Позже так назвал Штраус назвал одну из своих полек. 

Долгое время переписка композитора и Смирнитской считалась утраченной. В 1992 году Международный институт творчества Иоганна Штрауса решил выпустить каталог, посвящённый русскому периоду в жизни и творчестве Штрауса, и заказал эту работу доктору Томасу Айгнеру. Тот обнаружил в фондах городской библиотеки Вены карточки с аннотациями «Письма Иоганна Штрауса к Ольге Смирнитской».  В итоге, на основании находок, он написал книгу «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви», которую позднее перевели на русский язык.

Штраусы в Павловске

Всё началось с того, что летом 1854 года представители железнодорожной компании из России явились к уже именитому маэстро. Ему предложили контракт на выступления в Павловском парке, на что Иоганн дал согласие, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и членов императорской семьи.

Александра Фёдоровна, супруга Николая I, хорошо знала вальсы его отца, но Штраус-отец не стремился ехать в неведомую Россию. Теперь пригласили его сына. Александра Фёдоровна познакомилась с младшим Штраусом в 1850 году в Варшаве. Она с восторгом приняла его музыку: «Ваши вальсы восхитительны. Предрекаю вам большое будущее»  — и подарила юному композитору бриллиант. Он, в свою очередь, отблагодарил русскую императрицу музыкой, посвятив Её Величеству «Варшавскую польку». 

Иоганн Штраус-сын выступал в России до 1865 года. Хотя помнят, в основном, его одного, но композитор дирижировал в Павловске в 1864-1865 годах вместе со своими младшими братьями Йозефом и Эдуардом, а в 1869 году — только с Йозефом.

Йозеф к тому времени тоже стал дирижёром, пойдя по стопам своего старшего брата, который тайком пристрастил его к игре на скрипке. Он регулярно заменял брата в Вене, когда Иоганн гастролировал в России. Вообще-то, Йозеф совсем не планировал становиться музыкантом, но после смерти отца на семейном совете в 1853 году было принято решение: поскольку Иоганн-младший не может разорваться между гастролями, выступлениями в Вене и сочинительством, то брат должен его подменять и дирижировать отцовским оркестром. Йозеф согласился с неохотой, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. 

Прибыв в Павловск, Иоганн Штраус отказался играть в зале-ресторане и добился особого зала для выступлений. Требование композитора было простым: «Никакой игры во время обеда».

В программах Штрауса наряду с развлекательными пьесами большое место заняли сочинения современных зарубежных и русских авторов, в том числе А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского и других. Например, одному творчеству М. И. Глинки он посвятил вечер 20 мая 1864 года. 

Усилиями композитора Павловский музыкальный вокзал превратился в центр концертной жизни, куда жители Петербурга приезжали специально, чтобы послушать лучшие сочинения. Одновременно Штраус регулярно выступал в знатных аристократических салонах Петербурга, развлекал гостей императорских резиденций, играл на балах его величества.

Существует мнение, что именно «павловские сезоны» дали возможность Иоганну Штраусу обрести своё имя и свою славу, окончательно выйдя из тени своего известного отца.

Детство и юность

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.

Рихард Штраус в детстве

В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.

В 10 лет мальчик впервые услышал музыкальные произведения Рихарда Вагнера. Штрауса покорило настроение и стиль опер автора. В этом он не сходился с отцом, считавшим творчество Вагнера низменным. Отец запрещал сыну слушать эту музыку. Изучить ноты «Тристана и Изольды» Рихарду удалось, лишь став совершеннолетним.

На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.

Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.

Список источников

Биография Штрауса

Иоганн Штраус появился на свет 25 октября 1825 в Вене – столице Австрии. Он рос и воспитывался в семье знаменитого композитора Иоганна Штрауса-старшего и его жены Анны.

У «короля вальсов» было 2 брата – Йозеф и Эдуард, которые тоже стали известными композиторами.

Детство и юность

Музыка овладела Иоганном еще в раннем возрасте. Наблюдая за долгими репетициями своего отца, мальчик тоже захотел стать популярным музыкантом.

Однако глава семейства был категорически против того, чтобы кто-то из сыновей пошел по его стопам. К примеру, Иоганна он побуждал стать банкиром. По этой причине, когда Штраус-старший видел ребенка со скрипкой в руках он приходил в ярость.

Только благодаря стараниям матери Иоганну удавалось тайком от отца обучаться игре на скрипке. Известен случай, когда глава семейства в приступе гнева выпорол ребенка приговаривая, что он раз и навсегда «выбьет из него музыку». Вскоре он отдал сына в Высшее коммерческое училище, а по вечерам заставлял трудиться счетоводом.

Когда Штраусу было около 19 лет он окончил получать музыкальное образование у профессиональных педагогов. Затем преподаватели предложили ему приобрести соответствующую лицензию.

Придя домой юноша рассказал матери, что планирует обратиться в магистрат за лицензией, дающей право дирижировать оркестром. Женщина, опасаясь того, что муж запретит Иоганну добиться своей цели, решила развестись с ним. Свой развод она прокомментировала многократными изменами супруга, что было абсолютной правдой.

В отместку Штраус-старший лишил всех детей, рожденных от Анны, наследства. Все состояние он отписал своим внебрачным детям, которые у него родились от любовницы Эмилии Трамбуш.

Сразу после расставания с Анной мужчина официально расписался с Эмилией. К тому моменту у них уже было 7 детей.

Эдуард, Иоганн и Йозеф Штраусы

После ухода отца из семьи Иоганн Штраус-младший наконец-то смог полностью сосредоточиться на музыке. Когда в 1840-х годах в стране начались революционные волнения он примкнул к Габсбургам, написав «Марш восставших» («Венскую Марсельезу»).

После подавления восстания Иоганна арестовали и привлекли к суду. Однако суд постановил отпустить парня. Интересен факт, что его отец, наоборот, поддерживал монархию, сочинив «Марш Радецкого».

И хотя между сыном и отцом были весьма непростые отношения, Штраус-младший уважал своего родителя. Когда тот умер от скарлатины в 1849 г., Иоганн написал в его честь вальс «Эолова сонату», а позднее за собственные средства опубликовал сборник произведений отца.

[править] Карьера

Через некоторое время набрал небольшой оркестр и с успехом выступил в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в существенной степени состоял из собственных сочинений.

Вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Революция 1848 года тоже развела отца и сына по разные стороны баррикад: если Штраус-отец поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого», то Штраус-сын во время революции играл «Марсельезу» и написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его даже привлекли к суду, однако оправдали.

После смерти отца, музыканты последнего перешли в его оркестр.

Для лучшего отношений с новым императором Францем-Иосифом I, композитор посвятил ему два марша, и в 1852 году Иоганну Штраусу были переданы все отцовские полномочия на придворных балах и концертах.

В России увлёкся русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837—1920), родители которой, однако, воспрепятствовали браку.

В 1862 году женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала его верной и заботливой женой и импресарио.

В 1870 году отказался от придворных обязанностей (которые передал своему брату Эдуарду) и посвятил себя оперетте.

В 1878 году женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих, но вскоре этот брак распался.

В 1882 году женился в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856—1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела принимать христианство. Для оформления нового брака Штраус стал протестантом-евангелистом и принял германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского.

«Саломея» (1905 год)

Драма Рихарда написана по произведению Оскара Уайльда, которую писатель написал для Сары Бернар. Премьера ознаменовалась таким скандалом в Берлине, что это можно принять за небывалый успех пьесы. Эротика и чувствительность, эмоциональный Восток, аморальный образ Саломеи в контрасте с чистотой Крестителя — вот вдохновляющая иллюстративность для такого композитора как Рихард Штраус. «Саломея» писалась полтора года. В процессе работы переписывался характер главной героини. Вместо плоского и прямого монстра, охваченного животным желанием, появилась хрупкая девушка, которую охватывает трагическая страсть.

В пуританской Германии опера вызвала противоречивые отзывы критиков. Даже певцы отказывались исполнять роли в пьесе, называя ее безнравственной. Первая актриса, которой предложили роль Саломеи, гневно ответила Рихарду: «Я приличная женщина!». Но все-таки именно эта певица М. Виттих взяла на себя смелость первого выступления.

Смерть

В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.

Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и Франца Шуберта.

http://obrazovaka.ru/alpha/s/shtraus-iogann-straus-johannhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/942441http://24smi.org/celebrity/5468-iogann-shtraus.html

Штраусы: старший и младший

Штраус-старший тем временем завел новую семью, в которой появилось еще семеро детей. Факт ухода отца позволил Иоганну открыться в своем увлечении, поэтому он стал брать уроки, уже не скрываясь. В 1844 году Иоганн был удостоен права дирижировать в венском магистрате и в 19-летнем возрасте создал собственный концертный ансамбль, исполнявший его произведения. На первом же выступлении, ставшем сенсационным для венской публики, младший Штраус, биография которого только брала свое начало на музыкальном олимпе, доказал, что его музыка может конкурировать с музыкой отца, которому на тот момент было 40 лет. Поступок сына привел Штрауса-старшего в ярость, и он, имеющий большое количество связей в высших кругах, постарался максимально усложнить жизнь своему чаду, что обусловило возникновение между родными людьми жестокой борьбы. Отец все так же играл на светских мероприятиях при дворе, сыну осталось реализовывать свой талант в кафе и казино (два небольших заведения в Вене). В это же время Штраус-старший начал бракоразводный процесс с первой женой, что обусловило несдержанность старшего сына и его публичные нападки на отца. Результатом судебного разбирательства стал выигрыш Штрауса-старшего в бракоразводном процессе: свою семью он оставил без наследства и каких-либо средств к существованию. На концертных подмостках Иоганн-старший также триумфовал, в то время как оркестр его сына влачил жалкое существование. Тем более Иоанном-младшим вплотную интересовалась полиция, имевшая о нем сведения как о человеке расточительном, легкомысленном и безнравственном.

Личная жизнь

Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».

Ольга Смирнитская, русская возлюбленная Иоганна Штрауса

После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.

Генриетта Халупецкая, первая жена Иоганна Штрауса

После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.

Анжелика Дитрих, вторая жена Иоганна Штрауса

Последняя жена музыканта – Адели Дойч, вдова банкира, воспитывавшая дочь Алису. Ради супруги-еврейки Иоганн поменял веру – перешел из католичества в протестантизм, а также и гражданство. На утряску формальностей ушло пять лет, только в 1887 году Штраусы смогли назваться мужем и женой. Ни в одном из браков детей композитор не нажил.

После смерти Иоганна Адель посвятила жизнь увековечиванию его памяти. В квартире, где жила семья, вдова создала музей Штрауса, где сохранены обстановка, музыкальные инструменты, партитуры произведений, личные вещи композитора и дирижера.

• Ида и Исидор Штраус: реальная история любви пассажиров «Титаника»

Ида и Исидор Штраус жили душа в душу, и даже когда были не вместе, писали друг другу письма каждый день. Их последняя совместная фотография была сделана на палубе “Титаника,” на который они сели, чтобы добраться домой из Европы. И когда лайнер уже погружался под воду, они так и не смогли разлучиться и остались вместе на борту тонущего корабля…

Isidor и Ida Straus – последнее совместное фото четы Штраус.

Эта пара была состоятельна и могла позволить себе путешествоваться на супер-современном лайнере через весь океан в каюте первого класса. Исидор Штраус (Isidor Straus) являлся бизнессменом, а также совладельцем крупнейшей американской сети универмагов «Macy’s», так что на момент своей смерти, в 67 лет, он был миллионером.

Ида встретила Исидора, когда ей было 22 года, в браке у них родилось семеро детей, один из которых умер еще ребенком. Об их совместной жизни осталось очень мало фактов: только то, что они по-настоящему любили друг друга и, даже когда обстоятельства разлучали их, они писали друг другу письма каждый день, рассказывая о прошедшем дне, как если бы вели друг с другом вечернюю беседу за ужином.

Свадебный портрет Иды и Исидора Штраус.

3 апреля 1912 года Ида и Исидор взошли вместе на борт “Титаника”. В их распоряжении была шикарная каюта первого класса, к тому же, с ними ехала горничная, которая облегчала их быт. В начале своего путешествия пара решила сделать фотографию на память. Буквально за три дня до катастрофы фотограф сошел на берег в Квинстауне, а чета Штарус продолжила свой путь на борту лайнера.

*Титаник* – самый современный на то время лайнер.

Экипаж принял решение эвакуировать в первую очередь женщин и детей. Для Исидоры было предусмотрено место в шлюпке номер 8 – вместе с остальными пассажирами первого класса. Понимая, что ее мужу не разрешат присоединиться к женщинам, Ида отказалась покидать лайнер. Полковник Арчибальд Граси, которому удалось выжить и который был свидетелем этой сцены, посоветовал Исидору обратиться к капитану, чтобы они оба могли спастись. “Я не буду этого делать, – сказал 67-летний миллионер. – Я сяду в шлюпку не раньше, чем спасутся остальные люди.”

Сначала с тонущего корабля отправляли детей и женщин первого класса.

В то же время, Ида поняла, что с ними все еще находится их горничная, которой, в силу того, что она не была пассажиром первого класса, место не было положено. Ида накинула на ее плечи дорогое меховое пальто и со словами “Мне оно все равно уже больше не понадобится” настояла на том, чтобы девушка заняла место в шлюпке вместо самой Иды. Горничная позже рассказывала, что посленее, что она услышала от Иды Штраус было: “Я не разлучусь со своим мужем. Мы жили вместе – и мы умрем вместе.”

Рисунок Пола Тириата, опубликованный в французской газете 20 апреля 1912, изображает последние минуты Иды и Исидора Штраус.

Последний раз пару видели на палубе тонущего корабля – они стояли, прижавшись друг к друг и держались за руки. Один из пассажиров, которым удалось спасти, описал эту сцену как “самое выразительное проявление любви и преданности.” Ида и Исидор погибли вместе, когда корабль полностью ушел под воду. Позже, спасателям удалось обнаружить тело Исидора. Его узнали по дорой одежде, золотым именным часам и нескольким драгоценным аксессуарам. Тело его жены так никогда и не было найдено.

Фамильный склеп семьи Штраус, где похоронен Исидор и оставлено место для Иды.

Шестеро детей четы Штраус перевезли тело Исидора в фамильный склеп на кладбище в Нью-Йорке, а на памятной табличке написали цитату из книги “Песни Песней Соломона”: “Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее.”

Памятная табличка семье Штраус, установленная на центральном универмаге Macy’s в Нью-Йорке. *Их жизнь была прекрасна, а их смерть – величественна.*

Мемориал Иду и Исидору Штраус в парке Штраус в Нью-Йорке.

Позже Джеймс Кемерон изобразил чету Штраус в своем легендарном фильме – в версии режиссера пожилая пара умерла, обнявшись вместе в своей каюте.

Ида и Исидор Штраус в фильме *Титаник*.

Нравится? Жми:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: