Что Сенека говорит об беспокойстве
Сенека, как хороший стоик, стремился жить добродетельной жизнью. Он был очень умным человеком, который всегда был признан умом привилегированным современниками. Его основная работа была Письма к Лусилио. Он написал это, когда отвернулся от Нерона и начал преследоваться этим.
Этот великий философ видел, как много людей жили, погруженные в беспокойство. Это то, что мы сегодня называем «тревогой». Столкнувшись с этим, он сказал: «Я советую вам не быть несчастным до кризиса; ибо может случиться так, что опасности, которые вы бледнеете до , никогда не настигнут вас; они, конечно, еще не прибыли».
Таким образом, Сенека поднимает то, что некоторые психологические течения сертифицировали после: Беспокойство — это чувство ожидания худшего без этого. Другими словами, это субъективное восприятие, которое заставляет нас ожидать зла. Жить по чему-то плохому, этого еще не произошло.
Основные работы Сенеки
Сенека является одним из самых читаемых философов еще и потому, что его слог очень легко воспринимается, а большинство его трудов написаны в виде писем.
«О краткости жизни» — сборник из трех коротких писем — может стать лучшим произведением для знакомства с Сенекой. Суть труда в том, что жизнь — это череда событий, которая протянута во времени. Но именно время является не возобновляемым ресурсом, поэтому люди должны бережно относиться к нему.
Самая известная цитата из книги: «Нам никогда не хватит жизни на все, что мы хотели бы сделать. Но мы можем быть не так расточительны и научиться ценить время — тогда успеем гораздо больше».
«Письма стоиков» — труд Сенеки, где он раскрывает основные особенности стоицизма. Здесь философ говорит о различных моральных и психологических особенностях восприятия человеком действительности: раскрываются темы богатства, горя, нищеты, гнева, успеха, неудачи, образования и прочие.
Биография Луция Аннея Сенеки
Известный римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека родился в 4-ом веке до н. э., в городе Кордуба, Бетика, Римская империя. Его отец был Луций (Марк) Анней Сенека Старший – известный ритор и историк, его старший брат, Юний Галлион был проконсулом провинции Ахайя и консулом-суффектом. Луций Анней Сенека Младший принадлежал к привилегированному древнеримскому сословию всадников.
В раннем возрасте Луций Сенека вместе с отцом переехал в Рим. Его учителями были пифагореец Сотион, стоик Аттала, Секстий Нигер – древнеримский врач и фармаколог, Папирий Фабиан – древнеримский ритор и философ.
Несмотря на то, что с юного возраста Сенека Младший интересовался философией, его отец настаивал на государственной карьере для сына. Не успев начаться, государственная карьера Сенеки была прервана болезнью. После нее будущий философ уезжает на лечение в Египет. Там помимо всего прочего он занимался написание научных работ.
Когда к власти пришел император Тиберий, Сенека занял государственную должность квестора.
Примерно в 37 году н.э., когда имитатором стал Калигула, Сенека стал сенатором. Философ прославился как превосходный оратор, он был настолько популярен, что сам Император стал недолюбливать его. Калигула даже хотел убить Сенеку, однако одна из его наложниц смогла отговорить его от этой идеи.
В 41 году н.э. к власти приходит император Клавдий. Сенека оказался замешан в интригах жены императора, в результате чего был сослан на восемь лет на Корсику.
В 49 году Сенека был возвращен в Рим. После смерти первой супруги, новой женой императора Клавдия стала Агриппина Младшая. Она попросила знаменитого философа стать наставником ее сына – будущего императора Рима Нерона.
В 54 году император Клавдий был отравлен. На престол взошел еще совсем юный Нерон. Советниками при новом императоре стали Сенека и Секст Афраний Бурр. В это время влияние Сенеки на императора было настолько огромным, что можно сказать он определял всю политику Древнего Рима.
В 55 году н.э. Снека становится сказочно богатым благодаря своей должности консула-суффекта.
59 год был непростым для философа. Нерон косвенно вовлек его и Бурра в убийство своей матери. Снека осуждал подобный поступок, и отношения между Нероном и философом сильно обостряются.
В 62 году Сенека решает отстраниться от государственной службы, он пишет императору прошение об отставке и оставляет все что он заработал за эти долгие годы императору.
Император Нерон был деспотом и тираном. Эти его качества не устраивали сенаторов и многих других государственных и политических деятелей Римской империи того времени. В 65 году против Нерона был организован заговор. Ключевой фигурой этого заговора стал Гай Кальпурний Пизон. Он смог увлечь своими идеями даже бывшего наставника императора Сенеку. Заговор был раскрыт.
Нерон в свою очередь постоянно видел в философе образ нормы и запрета для себя. Тем самым существование Сенеки останавливала Нерона от произвола, поэтому он решил избавиться от своего наставника. Император приказал ему совершить самоубийство, выбрав при этом любой способ.
Жена Сенеки решила последовать за мужем, хотя император не давал приказа на этот счет, это было полностью ее свободное волеизъявление.
12 апреля 65 года Сенека вместе с супругой скончался, порезав вены.
Интеллектуальная свобода
…Главное для нас — не уподобляться овцам, которые всегда бегут вслед за стадом…
Сенека. О блаженной жизни. 1.3
Для Сенеки один из способов жить в согласии с собой — забота о сохранении интеллектуальной свободы. Это качество поставило его в ряд лучших мыслителей своего времени. Оно же делает его удивительно современным. Сегодня провозглашение своей интеллектуальной свободы у многих людей звучит как вызов или высокомерие, но подход Сенеки был иным: он связывал интеллектуальную свободу со скромностью. Другими словами, он осознавал ограниченность и неполноту человеческого знания. Он понимал, что через несколько веков новые открытия приведут к более глубокому пониманию нашего мира и всей Вселенной. Научное знание не стоит наместе, и мы должны быть открыты ко всему новому. Кроме того, с помощью критического мышления мы сами можем внести вклад в расширение человеческого знания. Он отмечает, что мы и будущие эпохи умножат то, что получено от живших до нас . Вот, например, что он пишет о научных открытиях:
По его образному выражению, мыслители прошлого «открыли подступы» к будущим открытиям, а не исчерпали возможности человеческого знания. По мнению Сенеки, это применимо и к стоицизму, а не только к астрономии и другим наукам. Стоицизм — это философия, а не религия, и она основана на доказательствах, а не на вере. Если вы сочтете аргументы стоицизма убедительными и найдете способы их проверить, то, возможно, также признаете его полезным как философию жизни. Настоящий стоик не попросит вас принять что-либо на веру. Возможно, это одна из причин, почему стоицизм привлекает многих современных людей, считающих себя нерелигиозными гуманистами.
Неудивительно, что Сенека, будучи независимым мыслителем, иногда критиковал ранних стоиков. Например, он указывал на несостоятельность некоторых аргументов Зенона, основателя школы. Он также не стеснялся критиковать логику Хрисиппа (ок. 279 — ок. 206 до н. э.), одного из самых влиятельных ранних стоиков, как слишком абстрактную и лишенную силы. Сенека считал, что для философа нужна не только вера, но и критическое мышление. По большей части соглашаясь с ранними стоиками, он оставлял за собой право критиковать их: «Нет, но я позволяю себе кое-что и придумать, и изменить, и отбросить. Я не раб предшественников, а единомышленник».
Об этом знают немногие, но Сенека на самом деле существенно развил философию стоицизма. Он привнес в нее свое глубокое понимание человеческой психологии и человеческой мотивации. Ранние стоики понимали, что ложные убеждения могут служить причиной страданий. Но Сенека первым объяснил, причем очень подробно, как эти ложные убеждения приобретаются в процессе социализации и адаптации к социальным нормам. В следующем запоминающемся пассаже Сенека говорит о том, что пойдет по пути предшественников, в то же время оставаясь открытым для новых знаний:
Постоянство
…Больше всего заботься о том, чтобы быть верным самому себе.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 35.4
Для Сенеки жить в согласии с собой означает быть одной неизменной, цельной личностью. Без личностного «чувства я» намерения человека подобны переменчивому ветру. «Но я и не говорю, — объясняет Сенека, — что мудрый должен все время идти одинаковым шагом, — лишь бы он шел по одной дороге»
Эта идея перекликается с метафорой Сенеки, когда он говорит, что во время путешествия важно иметь цель, а не блуждать случайным образом
Постоянство и наличие «цели» — это побочный продукт истинной философии жизни. Цельный человек является одной личностью, а не несколькими, имеет цель в жизни и соответствующие устремления. Но многие люди до самого последнего момента не знают, чего они на самом деле хотят. Как выразился Сенека, многие не руководствуются намерениями, а действуют «с ходу». В другой своей работе он иллюстрирует эту идею забавным рассказом о поведении, которое в наши дни называют невротическим.
Один из признаков «добрых нравов» состоит в том, что люди «довольны собой и не меняются. Непостоянно злонравие: оно меняется часто, но к лучшему никогда». Поэтому Сенека советует Луцилию: «Выбери раз навсегда мерило жизни и по нему выпрямляй ее».
Еще один способ быть верным себе и постоянным — предъявлять себя миру таким, какой вы есть на самом деле. Сенека пишет о том, как люди на публике носят маску и притворяются: перед аудиторией мы ведем себя не так, как наедине с собой. Это часто выражается в некоторой напыщенности и хвастовстве. Проблема в том, что человек, создающий себе ложный образ на потребу публике, все время беспокоится,что его фальшь будет раскрыта. Некоторых это может шокировать, как в случае с фотографиями известных голливудских актрис без макияжа. Как отмечает Сенека, «не безмятежна и безрадостна жизнь постоянно носящих маску» и «лучше быть презираемым из-за простоты, чем испытывать мучения из-за постоянного притворства».
И наконец, непременное условие согласия с собой — это совпадение слов и поступков. Говоря современным языком, «подкрепляй слова делом» или «врачу, исцелися сам». Сенека критиковал философов, не придерживавшихся этого правила. «Философия — не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле», — писал он. Другими словами: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим. Тот исполнил свое обещание, кто одинаков, слушаешь ли ты его, или смотришь».
Ссылки
- Асмис, Элизабет; Бартч, Шади; Нуссбаум, Марта С. (2012), «Сенека и его мир», в Кастер, Роберт А.; Нуссбаум, Марта С. (ред.), Сенека: гнев, милосердие, месть, University of Chicago Press, ISBN 978-0226748429
- Браунд, Сюзанна (2015), «Seneca Multiplex» в Барче, Шади; Скизаро, Алессандро (ред.), The Cambridge Companion to Seneca, Cambridge University Press, ISBN 978-1107035058
- Читти, Франческо (2015), «Сенека и современные люди», в Барч, Шади; Скизаро, Алессандро (ред.), The Cambridge Companion to Seneca, Cambridge University Press, ISBN 978-1107035058
- Колиш, Марсия Л. (1985), Стоическая традиция от античности до Раннее средневековье, 1, Brill, ISBN
Гилл, Кристофер (1999), «Школа в период римской империи», Inwood, Brad ( изд.), Кембриджский компаньон стоиков, Cambridge University Press, ISBN 0521779855
- Хабинек, Томас (2013), «Imago Suae Vitae: жизнь и карьера Сенеки», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Брилл, товарищ Сенеки: философ и драматург, Брилл, ISBN 978-9004154612
- Кер, Джеймс (2009), Смерти Сенеки, Oxford University Press
- Лаарманн, Матиас (2013), «Сенека Философ», в Heil, Andreas; Дамшен, Грегор (ред.), Брилльский компаньон Сенеки: философ и драматург, Брилл, ISBN 978-9004154612
- Reynolds, L.D.; Гриффин, М. Т.; Fantham, E. (2012), «Annaeus Seneca (2), Lucius», в Hornblower, S.; Spawforth, A.; Эйдинов, Э. (ред.), Оксфордский классический словарь, Oxford University Press, ISBN 978-0199545568
- Селларс, Джон (2013), «Контекст: философские предшественники и современники Сенеки», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Брилл, спутник Сенеки: философ и драматург, Брилл, ISBN 978-9004154612
- Уилсон, Эмили Р. (2014), Величайшая империя: жизнь of Seneca, Oxford University Press, ISBN 978-0199926640
Сенека Младший — кратко о жизни и деятельности
Луций Анней Сенека или его ещё называют Сенека Младший (около 4 г. до н. э — 65 г. н. э) — древнеримский философ (представитель стоицизма), поэт, мыслитель и государственный деятель, правая рука императора Нерона.
Родился в Кордубе (город в Испании) в семье известного риторика и философа Сенеки Старшего. Ещё в юношеские годы заинтересовался философией, но его отец считал, что практическая деятельность намного важнее и стремился привить сыну любовь к политике.
Ради этого им даже пришлось переехать в Рим, где юноше наняли лучших педагогов того времени — Сотиона, Фабия Папирия и Аттала. Но как только мужчина начал свою политическую деятельность, внезапно сильно заболел и чуть было не свёл счёты с жизнью.
Именно поэтому вынужден был уехать в Египет лечиться на несколько лет. Во время лечения вдалеке от родины он писал научные трактаты.
Политическая деятельность
- Когда во главе империи находился Тиберий (приблизительно 33 г), он исполнял обязанности казначея и возглавлял оппозицию, которая выступала против самоуправства действующего императора.
- В 37 г. к власти пришёл Калигула. Именно тогда Сенека стал членом Сената. Он быстро проявил себя как блестящий оратор и писатель. Его успеху и таланту завидовал даже сам правитель, за что и решил отправить Луция в ссылку. Но одной из многочисленных наложниц Калигулы удалось уговорить императора отказаться от своей идеи.
- В 41 году, когда во главе империи стоял Клавдий, Сенека всё же попадает в ссылку в результате интриг Мессалины, жены правителя, которая славилась своим распутством. Целых 8 лет пришлось ему прожить на острове Корсика.
- На родину он вернулся благодаря второй супруге императора, Агриппине Младшей, которая предложила ему обучать и воспитывать своего единственного сына — Нерона. Мальчику на тот момент было 12 лет. Наш герой оказал значительное влияние на формирование личности своего воспитанника.
Сенека — советник и правая рука императора Нерона
В 54 г. Клавдий был отравлен, поэтому к власти пришёл его сын Нерон, который прислушивался к мнению своего наставника. Можно сказать, что во времена этого правления вся империя находилась в руках Сенеки, так как именно он определял политическую концепцию Рима.
В те дни постоянно сдерживал своего подопечного от необдуманных действий и поспешных решений. Но так продолжалось недолго. Вскоре Нерон почувствовал свою власть и необузданную силу, поэтому постепенно стал отказываться от советов и услуг друга и учителя.
В 59 г. мыслитель по принуждению Нерона косвенно был вынужден участвовать в убийстве Агриппины Младшей. После этого отношения между императором и его наставником становятся ещё более напряжёнными.
Великий мыслитель
По праву относится к философам-стоикам. Он настаивал на превосходстве телесности всего сущего. Но в то же время не отказывался от идеи безграничного развития общего человеческого знания. Философ считается тайным христианином, так как в его философии присутствуют нотки религии. Именно поэтому все его мысли близки с христианством.
Существуют предположения, что Луций вёл переписку с апостолом Павлом. На мировоззрение мудреца большое влияние оказали учения Посидония. Кроме этого, он также интересовался работами Эпикура, но в то же время не разделял полностью его взгляды.
Наиболее известные работы и произведения:
- философские диалоги «О кратковременности жизни»,
- «О досуге»,
- «О провидении»,
- «О блаженстве жизни»,
- трагедии «Медея», «Троянки» и «Эдип»,
- «Геркулес на Эте»;
- эпиграммы «О начале и конце любви»,
- «О богатстве и бесчестии»,
- «О смерти друга».
Смерть
В 62 году наш герой ушёл в отставку, оставив всё своё нажитое состояние действующему императору. К слову, Луций был очень состоятельным человеком на тот момент.
Но всё равно не смог выступать против христиан и врагов Нерона.
Ведь после смерти матери и отставки своего наставника молодой император ожесточился ещё больше, чем вызвал протесты и недовольство среди свободных граждан. В связи с этим в 65 году сложился тайный заговор Пизона против Нерона. Но заговорщики потерпели крах.
Переосмыслив все события, Нерон пришёл к выводу, что Сенека всегда был для него преградой и стоял на пути к достижению целей. Кроме этого, он решил, что его наставник так же причастен к заговору, поэтому и решил от его избавиться. Он заставил храбреца покончить жизнь самоубийством.
Супруга Паулина также решила уйти из жизни вместе с мужем. Поэтому они вместе вскрыли себе вены на руках.
Чему мы можем научиться у Сенека
К предыдущему размышлению Сенека добавил:У нас есть привычка преувеличивать, воображать или предвидеть боль». Другими словами, мы начинаем страдать, прежде чем есть причины для этого. Сам факт предвидения боли уже погружает нас в свою неприятную компанию, даже если она все еще была представлена или не будет представлена.
Это беспокойство. Состояние предвкушения, которое ждет, страдает, до которого страдание истощено. Говорят, это способ «быть больным будущим». Это выглядит как тот, кто видит худшее, что может случиться. Тревожные страхи были украдены, хотя никто не пытается это сделать. Думайте, что землетрясение разрушит ваш дом в любое время. Или что любимый человек рано или поздно откажется от него.
Мы знаем, что часто мы достигаем того, что уже есть в нашем уме (самоисполняющееся пророчество). Это не должно было случиться так, но с нашим поведением и блокадой мы закончили тем, что дали то направление событиям. Когда это происходит, мы думаем, что это подтверждение того, во что мы верили с самого начала, а не следствие нашего подхода.
Представьте, например, что у нас есть ссылки на человека, и они не очень положительные. Если бы они представили это нам, было бы не странно, если бы мы не были ни слишком близки, ни слишком дружелюбны. Таким образом, к такому обращению, вероятно, относится тот, кто относится к нам так же. Таким образом, мы подтвердим наши подозрения, когда мы именно те, которые заставили нас подтвердить.
Может быть, как предлагает Сенека, мы должны жить просто вместо того, чтобы все время готовиться к жизни. Пусть будут вещи. Пусть события текут. Быть в настоящем и не жить в зависимости от того, что происходит дальше.
Примечания[править | править код]
- Annaeus Seneca, Lucius(1) // Oxford Classical Dictionary — Издательство Оксфордского университета, 1949.
- https://archive.org/details/elderseneca0000suss/page/19/mode/2up
- ↑ 123Любкер Ф. Seneca //Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга, Ф. Гельбке, П. В. Никитин, В. А. Канский, пер. А. Д. Вейсман, Ф. Гельбке, Л. А. Георгиевский, А. И. Давиденков, В. А. Канский, П. В. Никитин, И. А. Смирнов, Э. А. Верт, О. Ю. Клеменчич, Н. В. Рубинский — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1232—1234.
- Допустимы оба варианта, но предпочтение словари имён собственных отдают варианту Сене́ка
- Найдена «История» Сенеки Старшего: расшифрованы ценные геркуланские папирусы (рус.). Дата обращения 3 ноября 2021.
Биография
Родился в Кордубе (Кордова) в семье римского «всадника» и риторика Луция Аннея Сенеки Старшего. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия , Папиния. Философией увлекся в юности, хотя из-за влияния отца он чуть не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Сенека чуть не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатовСенека / Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. — М.: Республика,1995. — С. 416 ISBN 5-250-02462-9
.
Около 33 года , при императоре Тиберии , становится квестором .
— ко времени восшествия на престол Калигулы Сенека входит в Сенат, быстро став популярным оратором. Слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
— в первый год правления Клавдия в результате интриги жены Клавдия Мессалины он попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике.
— жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора Нерона.
— после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки, он практически определяет всю римскую политику.
— получает должность консула-суффекта . Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерций .
— Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми.
— после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору.
— раскрыт заговор Пизона . Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.
Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров.
Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан .
Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии («О счастливой жизни»
: 15, 5). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует чёткий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством , что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом К. Форлендер. Общедоступная история философии. М.: Директ-Медиа, 2011. — 624 с. ISBN 978-5-94865-429-4 . с. 72-73. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония , в поздние годы Сенека изучал также Эпикура , однако его установок не разделял.А. А. Столяров. Стоя и стоицизм. М., 1995, стр. 292-303
Смерть
Причиной смерти Сенеки стала нетерпимость императора Нерона, который был воспитанником философа.
Когда в 65 г. был раскрыт заговор Пизона, в нем случайно упоминалось имя Сенеки, хотя его никто не обвинял. Однако это стало поводом для императора покончить со своим наставником.
Нерон приказал Сенеке перерезать себе вены. Накануне смерти мудрец был абсолютно спокоен и невозмутим духом. Он единственный раз пришел в волнение, когда начал прощаться с женой.
Смерть Сенеки
Мужчина пытался утешить Паулину, но она твердо решила умереть вместе с мужем.
После этого супруги вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить ее истечение, он вскрыл себе вены и на ногах, после чего вошел в горячую ванну.
Согласно одним источникам, Нерон приказал спасти Паулину, в результате чего она пережила Сенеку еще на несколько лет.
Так не стало одного из самых известных философов в истории человечества.
Если вам понравилась биография Сенеки – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Философия
Как «главная философская фигура римского имперского периода », Сенека внес непреходящий вклад в философию в школу стоицизма. Его сочинения очень доступны и были предметом внимания с эпохи Возрождения таких писателей, как Мишель де Монтень. Его называют «выдающейся и противоречивой фигурой древности» и «самым интересным стоиком в мире».
Сенека написал ряд книг по стоицизму, в основном по этике, с одной работой (Naturales Quaestiones ) в физическом мире. Сенекался на труды многих ранних стоиков: он часто упоминается Зенона, Клеанта и Хрисиппа ; и часто цитирует Посидония, с которым Сенека разделяет интерес к природным явлениям. Он часто цитирует Эпикура, особенно в его Письмах. Его интерес к Эпикуру в основном ограничивается использованием его в качестве источника этических принципов. Точно так же Сенека проявляет некоторый интерес к платонической метафизике, но никогда с какой-либо четкой приверженностью. Его моральные эссе основаны на доктринах стоиков. Цитата из его «Моральных посланий» (48.2; Alteri vivas oportet si vis tibi vivere («Один должен жить для другого, если он хочет жить для себя»)) начертана на задней части (1932) в Центральном парке, Манхэттен, Нью-Йорк. Стоицизм был популярной философией в этом периоде, и многие римляне из высшего сословия использовали его руководящие этические рамки для политического участия. Когда-то было популярно считать Сенеку очень эклектичным в его стоицизме, но современная наука считает его достаточно ортодоксальным стоиком, хотя и свободомыслящим.
обсуждаются как этические аспекты, так и этические аспекты. теория и практический совет, и Сенека указывает практические, что обе части различны, но взаимозависимы. Его Письма к Луцилию демонстрируют поиск Сенеки этического совершенства и «предоставить собой своего рода философское завещание для потомков». Сенека считает философию бальзамом от жизненных ран. Разрушительные, особенно гнев и горе, должны быть искоренены или смягчены в соответствии с разумом. Он обсуждает важные достоинства созерцательной и активной жизни
Человек должен быть готов жить в бедности и правильно использовать богатство, и он пишет о милосердии, важности дружбы и необходимости приносить пользу другим. Вселенная наилучшим образом управляется разумным провидением, и это должно быть согласовано с принятием невзгод