Альбер камю

«Посторонний»

Большое количество цитат Альбера Камю на французском и других языках стали известны благодаря его произведениям. В 1942 году он написал повесть «Посторонний».

В ней повествование ведется от лица 30-летнего француза, который, как и автор, живет в колониальном Алжире. Мерсо описывает три ключевых события в своей жизни, которые проходят перед глазами читателя — это смерть его матери, убийство алжирца на пляже и суд на главным героем. Также упоминаются мимолетные и краткие отношения с девушкой.

Большое внимание в повести уделено судебному процессу, во время которого Мерсо признается, что выстрелил в алжирца «из-за солнца», что вызывает среди присяжных и в зале только смех. Зато на судей производит сильное впечатление тот факт, что герой не проронил ни слезы на похоронах своей матери, а значит, его можно характеризовать как жестокого человека, который не достоин жизни

Его приговаривают к смертной казни. В последней главе в камеру к Мерсо приходит священник, пытаясь пробудить в нем веру в Бога, но тот отказывается от иллюзий загробной жизни, он впервые за все время повествования выходит из полусонного состояния, впадая в буйное неистовство.

Цитаты из «Постороннего» Камю помогают нам лучше понять главного героя, его мысли, поступки. Ведь несмотря на свое равнодушие к окружающим, даже к родным и близким, он остается максимально честным человек, никогда не пытается притворяться, когда окружающее общество заставляет его испытывать чувства, которых у него в действительности нет, как на похоронах матери, когда он не плачет, потому что давно смирился с ее кончиной и расставанием. Эта особенность главного героя характеризуется историей, которую он находит на обрывке газеты.

В повести «Посторонний» Альбера Камю, цитаты из которой приведены в этой статье, можно отыскать немало мыслей, которые позволяют лучше разобраться в идеях автора.

«Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»

Работа Альбера Камю “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде” была опубликована в 1942 году и состоит из четырех глав. Начинается с вывода, что абсурд — исходная точка жизни человека, связанная со смыслом жизни. Самоубийство — основная проблема произведения. Для самоубийц жизнь непонятна и поэтому приходит к концу. Такое решение возникает внезапно, а причина кроется в скуке и горечи внутри человека.

Абсурд — связующее звено между недостижимыми знаниями и человеческим разумом. Отказываясь от абсурда, человек лишает себя предпочтения. Автор пишет, что суицид не устранит проблемы. Осмысленная жизнь приводит к абсурду.

В качестве примера автор приводит образ актера Дон Жуана — завоевателя и созидателя. Он любит женщин и предпочитает качеству численность, сменяя одну на другую. Дон Жуан не думает о конце жизни и не утрачивает себя. Он связывает жизнь с ролями, которые исполняет, и в нем живет множество персонажей. Спектакль, в котором он играет, — иллюстрация абсурда.

«Миф о Сизифе»

Философское эссе «Миф о Сизифе» одно из основных его произведений, его часто называют ключом ко всему творчеству Камю. Именно этой работой заканчивается первый период его философии. В качестве подзаголовка эссе имеет слова «Эссе об абсурде». В центре размышлений – абсурдность мира и жизни, а также проблема самоубийства. Мир по Камю лишен какого-либо разумного замысла, он попросту абсурден, и это единственная его характеристика. Но человеческий разум желает ясности, но это само по себе тоже абсурдно, поэтому абсурд исходит из человека в той же мере, что и от мира. Но если мир и жизнь человека абсурдна, то не является ли следующим шагом признание самоубийства как последующего логического шага? В качестве «логического самоубийцы» Камю приводит героя Ф.М. Достоевского Кириллова, который покончил с собой, признав, что если жизнь не имеет смысла, то не стоит ее и проживать.

Но для Камю абсурд – это только точка отсчета, общий фон его философии. Самоубийство – слишком легкий способ, всего лишь бегство, смирение перед абсурдностью жизни, согласие с ним. При столкновении с абсурдом мыслящий человек выбирает бунт, выражающийся в осознании абсурда. «Кажется, что, чем меньше в ней смысла, тем больше оснований, чтобы ее прожить». Бунт Камю характеризует как постоянную данность самому себе, осознание всего происходящего, это восстанавливает величие человека. Это дает жизни цену. «Для человека без шор нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью».

Смерть

В 1960 году писатель трагически погиб. Его жизнь оборвалась по дороге из Прованса в Париж. В результате автомобильной катастрофы Камю погиб мгновенно. В 2011 году была выдвинута версия, согласно которой смерть писателя не является случайностью. Авария якобы была подстроена сотрудниками советской спецслужбы. Однако эта версия позже была опровергнута Мишелем Онфре — автором биографии писателя.

Альбер Камю
— французский писатель, философ, мыслитель, публицист, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957), при жизни его называли «совестью Запада». Появился на свет в алжирском г. Мондови 7 ноября 1913 г. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г. в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями.

Неизвестно, смог бы получить Альбер образование, если бы в 1923 г. учитель начальной школы не уговорил мать и бабушку своего способного ученика отдать его в лицей. В 1930 г. Камю заболел туберкулезом, и ему пришлось покончить с активными занятиями спортом, а впоследствии из-за бывшей болезни ему не разрешили пройти последипломное обучение и не призывали в армию. На протяжении 1932-1937 гг. Альбер Камю получал образование в Алжирском университете (философский факультет), окончив его с дипломом магистра.

Годы после учебы были наполнены активной деятельностью – общественной, творческой, театральной. В 1935 г. он становится членом французской компартии, из которой в 1937 г. вышел, т.к. политика Коминтерна стала ему чуждой. В этом же году активно постигает экзистенциализм, изучает сочинения его представителей. В 1936 г. Камю выступает организатором передвижного «Театра труда», где он являлся режиссером и актером. На протяжении 1936-1937 гг. предпринимал поездки в Центральную Европу, Италию, Францию. В 1936-ом увидел свет сборник лирических эссе под названием «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание».

С 1938 г. Камю работает редактором периодических изданий. С 1940 г. его биография связана с Францией, Парижем. Огромный успех повести «Посторонний», написанной в 1942 г., делает ее автора известным во всем мире. В годы войны Альбер Камю был участником движения Сопротивления, членом подпольной организации «Комба», сотрудником ее печатного органа. Именно эта газета опубликовала в 1943 г. также получившие огромную известность «Письма немецкому другу», утверждавшие вечные моральные ценности. В 1944 г. Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.).

50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма. В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования. Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм. Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы.

Этот период характеризуется нарастанием интереса к театру. В 1954 г. Камю занимается постановкой собственных произведений, предпринимает попытки открыть в столице экспериментальный театр. В 1957 г. он становится лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

Жизнь Альбера Камю 4 января 1960 г. прервала автомобильная катастрофа, в которую он попал с семьей друга. Похоронили великого писателя-философа на юге Франции, на кладбище в Лурмарене. Осенью 2009 г. французский президент Николя Саркози выступил с инициативой перезахоронить прах Камю в Пантеоне, однако родственники ее не поддержали. Летом 2011 г. одной из итальянских газет была озвучена версия о том, что Камю стал жертвой советских спецслужб, подстроивших ДТП, однако она не выдержала критики биографов.

Начало творческого пути и известные изречения Камю

1932 г. связан с поступлением в университет. В это время появляются первые публикации заметок и эссе, в которых четко прослеживалось влияние Пруста, Достоевского, Ницше. Так начинается творческий путь одного из самых известных писателей XX века. В 1937 г. выходит сборник философских размышлений «Изнанка и лицо», в котором лирический герой стремится спрятаться от хаоса бытия и найти покой в мудрости природы.

1938 по 1944 гг. условно считаются первым периодом в творчестве писателя. Камю работает в подпольной газете «Combat», которую сам и возглавил после освобождения от немецкой оккупации. В это время выходят в свет драма «Калигула» (1944), повесть «Посторонний» (1942). Завершает этот период книга «Миф о Сизифе».

В 1947 г. выходит новое, самое крупное и, пожалуй, самое сильное прозаическое произведение Камю, роман «Чума». Одним из событий, повлиявшим на ход работы над романом, стала вторая мировая война. Сам Камю настаивал на множестве прочтений этой книги, но выделял все-таки одно.

Первые упоминания о романе появляются в записях Камю в 1941 г. под заголовком «Чума или приключение (роман)», тогда же он приступает к изучению специальной литературы по теме.

Следует заметить, что первые наброски данной рукописи значительно отличаются от окончательного варианта, по мере написания романа менялась его фабула и некоторые описания. Множество деталей были подмечены автором во время пребывания в Оране.

Следующим произведением, увидевшим свет, становится «Бунтующий человек»(1951), где Камю исследует происхождение сопротивления человека против внутренней и окружающей абсурдности существования.

В 1956 году появляется повесть «Падение», и спустя год публикуется сборник эссе «Изгнание и царство».

«Записные книжки»

Помимо художественных произведений и публицистических эссе, Камю оставил большое количество записных книжек, которые после его смерти стали издавать отдельно. Там можно найти немало мудрых и свежих мыслей.

Чтобы понять цитаты и высказывания Альбера Камю, необходимо вчитываться в их самую суть, только так удастся понять, что в действительности имел в виду автор. По ним можно понять, как воспринимал писатель окружающую действительность. Например, в 1935 году он крайне резко высказывался о публичной политике.

В цитатах из «Записных книжек» Альбера Камю можно нередко обнаружить горечь, с которой он рассуждает о недолгой и короткой памяти народа, о том, как быстро забывают героев и то, что они совершили.

В значении цитат и афоризмов Камю часто помогает разобраться знание, в какое время и в каких обстоятельствах они были произнесены. Так, в статье о футболе, которую он писал для вестника Алжирского университета, он заключает:

По этим цитатам и афоризмам Камю можно сделать вывод о его личности. Например, последнее высказывание часто трактуют, как отсылку к классическим моральным ценностям — отваге, верности своему коллективу, честной игре. Таким образом, писатель противопоставляет ясные и понятные принципы тем представлениям, которые предлагают религия и общество. Это наглядный пример ясного и морального ориентира, которым Камю руководствовался в своей жизни.

Сюжет «Падения»

Рассказчик, бывший адвокат, хочет отрешиться от тяжелых воспоминаний и использует для этого бар, где заводит новые знакомства с понравившимися людьми, которым рассказывает о себе и слушает их восхищенные отзывы. Альбер Камю подчеркивает, что адвокат специализировался в Париже на “благородных” делах, защите сирот и вдов, презирал судей и брался за любое “правое” дело. Не брал с бедняков платы, называя это “вершиной благородства”. И в житейских делах ему хотелось быть выше других.

Как-то он остановился на мосту и услышал смех, который шел из ниоткуда. Придя домой, посмотрел в зеркало и увидел, что улыбается. С тех пор ему стало чудиться, что этот смех звучит в нем. Стало казаться, что разучился жить. Он явственно ощущал, что люди пытались ухватиться за него, а он руководствовался лишь чувственностью и заставлял многих служить ему. Прошлые воспоминания жгли душу.

Однажды он прошел мимо женщины, которая прыгала с моста. Он не помог ей и никому ничего не рассказал. Отношения с друзьями постепенно разладились, люди уже не были почтительной аудиторией, а судьями. Ему мерещилось, что весь мир смеется над ним. Как-то увидев картину “Неподкупные судьи”, он обменял ее у хозяина на бутылку джина.

Картину разыскивала полиция нескольких стран. Клеманс рассказывал о ней всем своим собеседникам, хотя знал, что каждый из них может донести на него. Но он к этому стремился, чувствуя за собой вину перед девушкой, которую не спас. Такая возможность уже не представится ему никогда, а тяжесть на сердце останется навсегда.

Жизнь в Алжире

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (фр.)русск. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d’Alger (англ.)русск.», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье — писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936—1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

Сюжет

Действие романа разворачивается в городе Оране во время ужасной эпидемии, толкнувшей горожан в пучину смерти и страданий. Повествование ведется от имени доктора Риэ, который, не приукрашивая события, стремится изложить только факты. Он выполняет свой профессиональный долг, помогая больным и рискуя собственной жизнью. Чума — зло, проникающее повсюду, даже в сердца тех, кто не заболел.

Первые строки романа — это почти дневниковые записи. Чувствительные горожане борются с нашествием крыс, но они наступают, карабкаются по лестницам домов, от них нет житья нигде. Люди начали болеть странной болезнью. Поначалу, не придав ей должного внимания, они продолжали жить в мире своих планов, ценностей и забот. Но постепенно жизнь каждого стала неотделима от чумы, перед которой все их надежды и желания — ничто.

Люди были напуганы, но в глубине души еще теплилась призрачная надежда, что болезнь как пришла, так и уйдет. Но момент прозрения наступал рано или поздно: родной человек вдруг превратился в источник опасности, похороны — в чисто санитарную меру. Чума не может быть прекращена по воле человека.

Камю и его «Чума»

В 1941 году Камю жил в Париже и зарабатывал на жизнь частными уроками. Одновременно он был членом подпольной группы. В начальный период войны писатель создает одно из самых знаменитых своих произведений, получившее название «Чума». Опубликован роман был только в 1947 году. В книге Камю отразил события, происходившие в Париже во время оккупации его нацистами.

Роман отличается сложной символической формой. Чума приходит внезапно. Жители города вынуждены покинуть свои дома. Однако находятся те, кто полагает, что страшная эпидемия является карой, ниспосланной свыше. Не нужно бежать и бороться, необходимо проникнуться смирением. Такова позиция пастора, одного из героев книги. Но гибель невинного ребенка заставляет пастора пересмотреть свою позицию. Люди предпринимают действия для своего спасения. И страшная чума, которая символизирует фашизм, отступает.

За это произведение Альбер Камю получил Нобелевскую премию.

В центре творчества Камю почти всегда находятся проблемы человеческого существования, которое писатель находит абсурдным. Высшим воплощением этого абсурда автор считает попытки улучшить общество путем применения насилия. Камю отрицательно относится к фашизму и сталинизму. Книги Альбера Камю проникнуты мыслью о том, что победить зло невозможно. Любые попытки противостоять насилию порождают еще большее зло.

Список литературы

  1. Гайденко, П.П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера) М. Высшая школа, 1965, 119 с. 
  2. Камю, А. Мятежный человек. М. Политиздат, 1992, 415 с. 
  3. Камю А. Сумерки богов. М. Политиздат. 1993.1387с.  
  4. Сартр, Дж. П. Бытие и ничто. М. АСТ Москва, 2007.928 с.  
  5. Сартр, Дж. П. Экзистенциализм есть гуманизм М. Политиздат, 1988, 412 с. 
  6. Ясперс, К. Т. Смысл и цель истории. М. Политиздат, 1992, 527 с.  
  7. Латинско-русский словарь / гл. изд. ИХ. Дворецкий. М. Русский язык. 1973. 1088 с.     
  8. Маньковская Н.Б. Новая философская энциклопедия. 2-е изд. Автор М. Думаю. 2011. 2816 с.    
  • Реферат на тему: Дедукция: сущность, правила и виды дедуктивного вывода
  • Реферат на тему: Проблемы современной экономической социологии: социология труда
  • Реферат на тему: Влияние современных технологий на экономику
  • Реферат на тему: История школ и книжного дела в Древней Руси
  • Реферат на тему: Общество как целостная система. Структура общества
  • Реферат на тему: Что такое осевое время по К.Ясперсу
  • Реферат на тему: Я и Ты в философии Л.Фейербаха. Сущность человека и этика любви
  • Реферат на тему: Эпоха Просвещения как результат развития идеи рационализма и свободомыслия
  • Реферат на тему: Русская философия XIX  —  начала XX веков. Предпосылки возникновения и специфика современной философии
  • Реферат на тему: Философия Рене Декарта
  • Реферат на тему: Уровни научного познания: Критика редукционистских концепций
  • Реферат на тему: Формационная теория Карла Маркса

Детство

Родился Камю в 1913 году. Его отец был уроженцем Эльзаса, а мать – испанкой. Весьма тягостные воспоминания о детстве имел Альбер Камю. Биография этого писателя тесно связана с его жизнью. Впрочем, для каждого поэта или прозаика источником вдохновения служат собственные переживания. Но для того чтобы понять причину депрессивного настроения, царящего в книгах автора, о котором пойдет речь в этой статье, следует немного узнать об основных событиях его детства и отрочества.

Отец Камю был человеком небогатым. Он занимался тяжелым физическим трудом на винодельческой фирме. Семья его находилась на грани бедствия. Но когда в начала Первой мировой войны вблизи реки Марне произошла знаменательная битва, жизнь жены и детей Камю-старшего стала и вовсе беспросветной. Дело в том, что это историческое событие, хотя и увенчалось поражением вражеского немецкого войска, имело для судьбы будущего писателя трагические последствия. Во время битвы при Марне погиб отец Камю.

Оставшись без кормильца, семья оказалась на грани нищеты. Этот период отразил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Книги «Бракосочетание» и «Изнанка и лицо» посвящены детству, проведенному в нужде. К тому же в эти годы юный Камю страдал от туберкулеза. Невыносимые условия и тяжелый недуг не отбили у будущего писателя стремления к знаниям. После окончания школы он поступил в университет на факультет философии.

Абсурд, бунт и любовь

«Постороннего» в 1942 году издаст «Галлимар», и роман Камю до сих пор остается одной из самых продаваемых книг издательства, уступая только «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери. После войны выйдет роман «Чума», который сделает писателя по-настоящему знаменитым. Притча, подробно описывающая жизнь города, пораженного смертельной болезнью, возглавила рейтинги продаж во Франции и в Италии весной 2020 года. Нацисты захватывают Францию, словно крысы, а Камю пишет: «Через образ чумы я хотел выразить чувство удушья, которое нас охватило». Работая над книгой о заразности фашизма, Камю в точности описывает стратегии выживания людей во время оккупации. Кто-то не без выгоды сотрудничает с врагом, кто-то проявляет ежедневный героизм.

Сам Камю войдет в Сопротивление, напишет более ста статей для подпольной газеты «Комба», станет ее главным редактором. В 1945 году будет единственным европейским интеллектуалом, осудившим применение ядерного оружия. Вместе с эссе «Человек бунтующий» и пьесой «Праведники» «Чума» станет частью цикла бунта, за который в 1957 году Камю получит Нобелевскую премию по литературе. Но его главный — как думает Камю — роман еще впереди. Писатель работает над третьим циклом, который должен быть посвящен любви. Камю мечтает написать новую «Войну и мир», эпопею о человеке и земле, с которой он связан. Незаконченная рукопись «Нового человека» — автобиографического романа Камю об Алжире — будет найдена 4 января 1960 в багажнике автомобиля, разбившегося по пути из Прованса в Париж. Камю умрет мгновенно. Ему будет 46 лет. Рукопись будет издана 34 года спустя усилиями Катрины Камю, дочери писателя.

Альбер Камю

Камю (Camus), Альбер (1913-1960) — французский писатель, публицист и философ,
представитель так называемого атеистического
экзистенциализма. Камю рассматривает
жизнь как иррациональный хаотический поток, лишенный смысла и закономерности.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 152.

+ + +

Камю Альбер (1913/1960) — французский писатель и философ, лауреат
Нобелевской премии (1957), участник Движения Сопротивления. Для творчества
Камю характерен сплав гуманистических и индивидуалистических тенденций, он
разделяет позиции экзистенциализма. Наиболее известными сочинениями Камю
являются повесть «Посторонний» (1944) — тема абсурдности жизни; роман-притча
«Чума» (1947) — тема борьбы с бессмысленностью бытия; философские
произведения «Миф о Сизифе» (1942) и «Бунтующий человек» (1951) — тема
тщетности попыток преодолеть чуждость миру.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 119.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Центральная тема философии Камю — вопрос
о смысле человеческого существования (Философский словарь. Под ред.
И.Т. Фролова. М., 1991).

Маньковская Н.Б. Французский писатель и мыслитель
(Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль,
2010).

Медведева И.А. Философ, публицист, писатель, драматург
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Французский философ
экзистенциальной ориентации (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий
философский словарь. М. 2010).

Политический публицист (Современная западная
философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П.
Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Философ, близкий к экзистенциализму (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Сочинения:

«Миф о Сизифе» (1942),

«Бунтующий человек» (1951) и др.

Theatre, recks, nouvelles. P., 1962; Essais. P., 1963; в рус.
пер.: Миф о Сизифе. — В кн.: Сумерки богов. М., 1989;

Бунтуюший человек. М.,
1990;

Счастливая смерть (и др. произведения). М., 1993;

Избр. произв. М., 1993.

Литература:

Великовский С. И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза,
философская эссеистика, эстетика А.Камю. М., 1973;

Фокин С. Альбер Камю. Роман.
Философия. Жизнь. СПб., 1999;

Grenier G. Albert Camus. P., 1968;

Crochet M. Les
mythes dans l’oeuvre de Camus. P., 1973;

Lottmann H. Albert Camus. P., 1978;

Albert Camus. Reinbeck bei Hamburg, 1992.

Биография

Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.

В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».

В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов. В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула»

В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».

В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются  роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958)  и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.

4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.

Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.

Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности  — с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: