Анатолий луначарский — биография, новости, личная жизнь

Политическая и общественная деятельность

В студенческие годы Луначарский успел побывать во многих городах Италии и Франции, а также познакомился с Георгием Плехановым и Розой Люксембург. После получения диплома он вернулся в Москву.

Приехав домой Анатолий продолжал вести пропаганду и писать прокламации, вследствие чего попал под надзор полицейских и вскоре был задержан. Проведя в тюремных застенках около 2-х месяцев парень был освобожден. При этом, ему запрещалось выступать с речами на публике и покидать Полтаву.

Владимир Ленин и Анатолий Луначарский

Тем не мене, молодой Луначарский сразу после выхода на волю возвратился в Москву. По этой причине его повторно арестовали, продержав в заключении 8 месяцев. Затем его сослали в Вологодскую губернию, где он продолжал исследовать идеи марксизма.

В 1903 г. Анатолий Луначарский примкнул к большевикам, после чего какое-то время прожил в Киеве. В следующем году он перебрался в Женеву, став сотрудником редакций большевистских изданий. Он быстро завоевал авторитет среди коллег, сблизившись с Лениным и другими видными большевиками.

Далее Луначарский был участником 3-го и 4-го съездов РСДРП. Осенью 1905 г. он возвратился в Россию для агитации местного населения. Здесь он курировал выпуск революционной газеты «Новая жизнь», за что был арестован правоохранителями. Однако ему удалось бежать за границу.

В последующие годы биографии Анатолий Луначарский работал в журнале «Образование». Кроме этого он пересмотрел многие идеи, которые привели его к философским разногласиям с Лениным. Любопытно, что вскоре эти разногласия переросли в политическую борьбу.

В частности, Луначарский негативно относился к политическому экстремизму, который поддерживали большевики. По его мнению, брать власть в свои руки следовало только парламентским путем. В итоге, революционера стали критиковать за увлечение идеалистической философией и другие «грехи».

Вскоре сторонники большевиков начали бурно обсуждать ленинские постулаты о диктатуре пролетариата. Анатолий стал снова выступать в партийной печати. Он вновь пересмотрел свои взгляды на определенные идеи и на какое-то время сблизился с большевиками.

Луначарский издал серию работ по истории литературы, на страницах которых рассуждал о проблеме отношений интеллигенции и пролетариата. Он считал, что эти 2 социальных слоя могут хорошо сосуществовать друг с другом.

Взгляды Анатолия Васильевича удостоились похвал от Максима Горького и на несколько лет вперед задали курс литературной политики большевиков. Когда в феврале 1917 г. разразилась революция, Луначарский оставил семью в Швейцарии и немедленно отправился в Россию.

Здесь философ продолжал призывать народ к захвату власти мирным путем, что стало причиной полемики с руководством большевиков. Также он поднимал вопросы касательно роспуска Государственной думы и передачи власти «трудовому классу».

Анатолий Луначарский и Максим Горький

Когда примерно через полгода грянула Октябрьская революция, в биографии Луначарского произошло очередное важное событие – ему доверили должность наркома просвещения. Он открыл журнал «Пламя», в котором печатались статьи писателей, с диаметрально противоположными взглядами

И все же, многие методы большевиков, касающиеся захвата власти и установления своих порядков, шли вразрез с принципами Анатолия. В 1918 г. он впервые публично заявил о намерении покинуть свой пост, а также выразил несогласие с политическим курсом новообразованного правительства.

Луначарский был первым, кто начал критиковать власть за уничтожение многих памятников и предметов культуры. Когда новым главой государства стал Иосиф Сталин, писателя стали отстранять от работы руководителем, что негативно отразилось на его здоровье.

Параллельно с этим, произведения Анатолия Васильевича о недопустимости террора и человеческих жертвах оказались под запретом. На протяжении 8 лет – до 1932 г., он руководил бюро по связям с зарубежными писателями. В середине 1929 г. мужчина вместе с коллегами Наркомпроса отказался участвовать в «культурной революции».

Тогда же Луначарский подал прошение об отставке, которое было поддержано властью. С его уходом местная интеллигенция осталась без покровителя. Благодаря своему авторитету в обществе, публицисту удалось избежать открытого осуждения – его отправили в «почетную ссылку».

Идейные поиски Луначарского

В 1905 году Луначарский по вызову Ленина напрямую из Флоренции отправляется в охваченную революционными восстаниями Россию. Он работает в легальной большевистской газете «Новая жизнь», параллельно ведя агитацию и занимаясь литературой. Теоретические работы, написанные Луначарским в годы первой русской революции, во многом предвосхитили будущую культурную политику Советского Союза. Луначарского особенно волновали вопросы, связанные с разработкой пролетарской эстетики, которая сплотила бы рабочих и удовлетворила их своеобразным художественным вкусам.

После поражения революции Луначарский в своих идейных воззрениях отдалился от большевизма и стал развивать концепцию богостроительства, пытаясь создать своего рода сплав марксизма с христианством. Согласно ей, бог — это верховная общемировая сущность, которую можно построить при помощи коллективного труда. Луначарский и другие богостроители — А. Богданов, В. Базаров и М. Горький — продвигали концепцию в печати. Эти идеи вызвали резкое неприятие Ленина: он считал, что они абсолютно несовместимы с марксистским учением.

В 1909 году Луначарский уезжает на Капри и принимает там участие в организации антипартийного объединения «Вперед» и партийной школы для эмигрировавших рабочих-большевиков. Его члены выступали против сотрудничества с Государственной Думой и легальных способов борьбы с властью. В годы Первой мировой войны Луначарский постепенно отходит от идей богостроительства, и летом 1917 года его вновь принимают в большевистскую партию.

Молодой революционер

Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве в 1875 году. Незаконнорожденный, он был обязан своей фамилией отчиму Василию Луначарскому. По любопытному стечению обстоятельств тот тоже родился вне брака, и его фамилия представляла собой видоизмененный вариант фамилии настоящего отца, помещика Николая Чарнолусского.

Марксистской философией Луначарский увлекся в гимназии и уже в 17 лет организовал нелегальную группу, в которую вошли более двухсот гимназистов, придерживающихся социал-демократических взглядов. Одновременно с этим Луначарский вел активную агитацию среди киевских рабочих и ремесленников. Активные выступления начинающего революционера против самодержавия не прошли бесследно. В аттестате Луначарскому занизили оценку по поведению, и после этого ему уже был заказан доступ в столичные вузы.

Луначарский продолжил обучение в Цюрихском университете. Там он изучал естествознание и математику и занимался философией под руководством университетского профессора и швейцарского философа Р. Авенариуса. Швейцария была прибежищем для многих революционеров, скрывавшихся от преследования на родине. Благодаря этому Луначарскому удалось сблизиться с членами марксистской организации «Освобождение труда», в которую входили известные идеологи и деятели революции Павел Аксельрод, Вера Засулич, Лев Дейч и Петр Лавров. Встреча с Георгием Плехановым заметно повлияла на формирование политических и философских взглядов молодого революционера.

В 1898 году Луначарский приехал в Москву, где принял участие в восстановлении разрушенного после серии арестов Московского комитета РСДРП. Жизнь Луначарского в начале 1900-х гг. представляла череду обысков, арестов и ссылок. Несмотря на это, Луначарский не собирался прекращать агитировать за революцию. Параллельно в различных российских периодических изданиях начали выходить его критические работы. В 1904 году опубликован первый теоретический труд Луначарского «Основы позитивной эстетики».

Луначарский А. В. Таганская тюрьма, 1899 год. (Wikimedia Commons)

Карьера

В 1896 году Лунчарский вернулся в Россию, где был арестован и отправлен в Калугу в Сибирь до 1901–1902 гг., Когда вернулся в Киев. В феврале 1902 года он переехал к Александру Богданову, который работал в психбольнице в Вологда, Россия.

Вперед

В 1903 г. партия разделилась на большевиков во главе с Владимиром Лениным и меньшевиков во главе с Юлием Мартовым ; в своих мемуарах Луначарский вспоминает, как пытался понять причины раскола, хотя в конечном итоге он стал представлять большевиков в Париже. В 1907 году он посетил Международный социалистический конгресс, проходивший в Штутгарте. Когда большевики в свою очередь раскололись на сторонников Ленина и последователей Александра Богданова в 1908 году, Луначарский поддержал своего зятя Богданова в создании Вперед. Как и многие современные социалисты (в том числе Богданов), Луначарский находился под влиянием философии эмпириокритицизма Эрнста Маха и Авенариуса. Ленин выступил против махизма как формы субъективного идеализма и резко критиковал его сторонников в своей книге Материализм и эмпириокритицизм (1908). В 1909 году Луначарский присоединился к Богданову и Горькому на вилле последнего на острове Капри, где они открыли школу для русских социалистических рабочих. В 1910 году Богданов, Луначарский, Михаил Покровский и их сторонники перевели школу в Болонью, где продолжали вести занятия до 1911 года. В 1913 году Луначарский переехал в Париж, где и начал свою деятельность. собственный Круг пролетарской культуры.

Первая мировая война

После начала Первой мировой войны в 1914 году Луначарский занял интернационалистскую антивоенную позицию, которая поставила его на путь сближение с Лениным и Львом Троцким. В 1915 году Луначарский и Павел Лебедев-Полянский перезапустили социал-демократическую газету «Вперед» с упором на пролетарскую культуру.

После февральской революции 1917 года Луначарский ушел из семьи. в Швейцарии и вернулся в Россию. Как и другие социал-демократы-интернационалисты, вернувшиеся из-за границы, он ненадолго присоединился к межрайонцам, прежде чем они объединились с большевиками в июле – августе 1917 года. В июле 1917 года правительство Керенского заключило его в тюрьму.

Народный комиссариат. по образованию (Наркомпрос)

После Октябрьской революции 1917 года Луначарский был назначен главой Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) в первом советском правительстве и остался в этой должности до 1929 года. В 1921 году The New York Times сообщила о его отставке.

Луначарский был связан с создание Большого драматического театра в 1919 году, в сотрудничестве с Максимом Горьким, Александром Блоком и Марией Андреевой. Он также отвечал за первую в Советском государстве систему цензуры . Луначарский помог своему бывшему коллеге Александру Богданову создать полунезависимое пролетарское художественное движение под названием Пролеткульт. Луначарский также курировал повышение уровня грамотности в России. Аргументируя их архитектурное значение, он выступал за защиту исторических зданий от элементов партии большевиков, которые хотели их уничтожить.

Луначарский руководил некоторыми из великих экспериментов в публичном искусстве после Революция, такая как агитпоезда и катера, которые циркулировали по всей России, распространяя революцию и революционное искусство. Он также поддерживал театральные эксперименты конструктивизма и такие инициативы, как Окна РОСТА, революционные плакаты, разработанные и написанные Маяковским, Родченко и другими.

Будучи комиссаром, Луначарский включал в себя создание школы Айседоры Дункан в Москве, но он также был драматургом, критиком, публицистом и широко уважаемым человеком культуры. Как первый комиссар просвещения после большевистской революции 1917 года, ему приписывают сохранение значительной части культурного наследия России.

В июне 1919 года New York Times осудила усилия Луначарского в сфере образования в статье под названием «Красные — это Разрушая детей России ». В нем утверждалось, что он внедрял «систему расчетливой моральной порочности в одну из самых дьявольских мер, задуманных большевистскими правителями России».

В 1929 году Луначарский поддержал изменение в Советский Союз с кириллицы на латинский алфавит.

Дальнейшая карьера

В 1929 году Луначарский был назначен членом Ученого Совета Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза. Он также стал редактором Литературной энциклопедии (опубликованной в 1929–1939 гг.).

В 1930 году Луначарский представлял Советский Союз в Лиге Наций до 1932 года.

В 1933 году он был назначен послом в Испанию, должность, которую он никогда не занимал, так как умер в пути.

Блестящий оратор, интеллектуал, ленинец

Спасаясь от очередного полицейского преследования, в 1904 году революционер уехал из страны. Ленин и его соратники с нетерпением ждали Луначарского в Женеве, где планировали приступить к изданию новых большевистских газет. Однако сам Анатолий Васильевич не спешил покидать Париж. За эту выходку Луначарский получил от Ленина и его жены прозвище «Миноносец Легкомысленный». Впоследствии, убедившись в высоком ораторском мастерстве Луначарского, они изменят мнение о нем. Так, Крупская сравнит его убедительные и напористые речи с ходом идущего в бой миноносца.

Примечательно, что после раскола в РСДРП Луначарский поначалу не знал, чью сторону ему стоит принять. Он был сторонником примирения с меньшевиками и поддерживал их более умеренные, эволюционистские взгляды на природу революции и взаимоотношений внутри партии. Позднее он попал под сильное влияние Ленина и все-таки решил присоединиться к фракции большевиков.

С будущим вождем революции у Луначарского установились доверительные отношения. Ленин особенно ценил его за ответственность и исполнительность и считал его на редкость щедро одаренным человеком. Действительно, познания Луначарского далеко не ограничивались естественными науками и марксистской философией. Он обладал выдающимися интеллектуальными способностями, был эрудирован, владел по меньшей мере пятью европейскими языками.

Сочинения[править | править код]

Файл:Lunacharski — o byute.jpg Обложка книги «О быте».

Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

  • Этюды критические и полемические, изд. «Правда», Москва, 1905
  • Королевский брадобрей, изд. «Дело», СПБ, 1906
  • Отклики жизни, изд. О. Н. Поповой, СПБ, 1906
  • Пять фарсов для любителей, изд. «Шиповник», СПБ, 1907
  • Пять фарсов для любителей, изд. «Шиповник», СПБ, 1907
  • Идеи в масках, изд. «Заря», М., 1912
  • Культурные задачи рабочего класса, изд. «Социалист», Петроград, 1917
  • А. Н. Радищев, первый пророк и мученик революции, издание Петроградского совета, Петроград, 1918
  • Диалог об искусстве, издательство ВЦИК, М., 1918
  • Фауст и город, изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, Петроград, 1918
  • Маги, изд. Тео Наркомпроса, Ярославль, 1919
  • Василиса премудрая, Гиз, Петроград, 1920
  • Иван в раю, изд. «Дворец искусства», М., 1920
  • Оливер Кромвель, Гиз, М., 1920
  • Канцлер и слесарь, Гиз, М., 1921
  • Фауст и город, Гиз, М., 1921
  • Искушение, изд. Вхутемас, М., 1922
  • Освобожденный Дон-Кихот, Гиз, 1922
  • Фома Кампанелла, Гиз, М., 1922
  • Этюды критические, Гиз, 1922
  • Драматические произведения, тт. I—II, Гиз, М., 1923
  • Основы позитивной эстетики, Гиз, М., 1923
  • Искусство и революция, изд. «Новая Москва», М., 1924
  • История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, чч. 1‒2, Гиз, 1924
  • Медвежья свадьба, Гиз, М., 1924
  • Поджигатель, изд. «Красная новь», М., 1924
  • Театр и революция, Гиз, М., 1924
  • Толстой и Маркс, изд. «Academia», Ленинград, 1924
  • Литературные силуэты, Гиз, Л., 1925;
  • Критические этюды, изд. Книжного сектора Ленгубоно, Л., 1925
  • Судьбы русской литературы, изд. «Academia», Л., 1925
  • Этюды критические (Западно-европейская литература), «ЗИФ», М., 1925
  • Яд, изд. МОДПиК, М., 1926
  • На Западе, Гиз, М. — Л., 1927
  • На Западе (Литература и искусство), Гиз, М. — Л., 1927
  • Н. Г. Чернышевский, Статьи, Гиз, М. — Л., 1928
  • О Толстом, Сборник статей, Гиз, М. — Л., 1928
  • Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
  • Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским, изд. «Безбожник», М., 1928
  • Максим Горький, Гиз, М. — Л., 1929.

Личная жизнь

В личной жизни Луначарский был столь же активен, как и в профессиональной. В 1902 году 27-летний революционер впервые вступил в брак, его женой стала 19-летняя писательница Анна Александровна Малиновская. За 20 лет совместной жизни в их семье появился один ребенок. Сын Анатолий Анатольевич Луначарский родился в 1911-м и пошел по стопам родителей, став писателем. В 1943-м он осознанно ушел на фронт, где трагически погиб при высадке десанта в Новороссийске.

Анатолий Луначарский и Наталья Розенель / Фейсбук

1922 году 47-летний Анатолий познакомился с юной актрисой Натальей Розенель и сразу влюбился в нее. Вскоре творческая пара обручилась. В их браке не появились совместные дети, зато мужчина удочерил дочь Ирину Луначарскую от первых законных отношений своей молодой супруги.

Национальность общественного деятеля – русский. Его рост и вес доподлинно не известны, однако по архивным фото с изображением мужчины можно сделать вывод, что он был довольно высоким и статным человеком.

Творчество

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.

Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 — «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из пооктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Впрочем, многие современные критики считают пьесы Луначарского слабыми и опубликованными исключительно благодаря высокому положению автора.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Наследие

Останки Луначарского были возвращены в Москву, где его урна была захоронена в Некрополе у ​​Кремлевской стены, что было редкостью в советские времена. Во время Большой чистки 1936-1938 гг. Имя Луначарского было вычеркнуто из истории Коммунистической партии, а его мемуары были запрещены. Возрождение наступило в конце 1950-х и 1960-х годах, когда появилось много воспоминаний о Луначарском и многих улицах и организациях, названных или переименованных в его честь. В то время Луначарский рассматривался советской интеллигенцией как образованный, утонченный и толерантный советский политик.

В 1960-х годах его дочь Ирина Луначарская помогла возродить его популярность. В его честь названы несколько улиц и заведений.

В 1971 году именем Луначарского был назван астероид 2446.

Некоторые оркестровые арфы советской постройки также носят имя Луначарского., предположительно в его честь. Эти концертные педальные арфы производились в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия).

New York Times окрестила Николая Губенко, последнего наркома культуры Советского Союза, «первым профессиональным деятелем искусств после Анатолия Луначарского», потому что он, казалось, «отождествлял» себя с Луначарским. 99>

Память

  • Имя Луначарского носят в 2013 году 565 географических объектов (проспекты, улицы, площади, переулки, проезды и т. д.) в России, также имеется некоторое количество топонимов в Белоруссии, были они и на Украине, но подверглись переименованию в 2016 году.
  • Театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Санкт-Петербург)
  • Премия имени Анатолия Луначарского для сотрудников учреждений культуры, присуждаемая Министерством культуры
  • Ленинградская Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского (1922—1993).
  • Существует Мемориальный кабинет Луначарского по адресу г. Москва, Денежный пер., 9/6. Открыт в 1965 году, по состоянию на 2017 год — на реконструкции.
Театры, кинотеатры
  • Драматический театр имени Луначарского (г. Владимир)
  • Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Калужский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Армавирский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Кемеровский театр драмы им. А. В. Луначарского
  • Тамбовский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Свердловский театр оперы и балета (в 1924—1991)
  • Ростовский драматический театр (в 1920—1935)
  • Кинотеатр «Луначарский» (г. Черногорск)
Образовательные учреждения
  • Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского
  • Череповецкий государственный педагогический институт имени А. В. Луначарского
  • Астраханский государственный медицинский институт имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (г. Буинск)
  • Ордена «Знак Почёта» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского (г. Владикавказ)
  • Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (ст. Медвёдовская)
Слева направо:Мемориальная доска Луначарскому в Пензе,Мемориальная доска Луначарскому на улице Пржевальского в Смоленске, Мемориальная доска А.В. Луначарскому расположенная по адресу Чистопрудный бульвар, дом 6 в городе Москве

Народный комиссар просвещения

Первостепенной задачей, стоявшей перед наркомом просвещения, было повышение уровня грамотности населения. В ведении Луначарского находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. К 1927 году благодаря ликбезу около 10 млн взрослых жителей СССР были обучены грамоте.

В период Гражданской войны также довольно остро был поставлен вопрос об образовании. Даже в условиях голода и разрухи многие школы продолжали работать, и в этом была заслуга Луначарского. Любопытно, что Герберт Уэллс, посетивший в 1920 году Советскую Россию, чрезвычайно высоко оценил качество обучения в школах и заметил определенный прогресс по сравнению с дореволюционными временами.

Ленин и Луначарский на открытии памятника «Освобождённому труду». (Wikimedia Commons)

Большевики тем временем сносили памятники времен царского режима и на их месте возводили революционные монументы, которые зачастую не отличались высокой художественностью и выдержанностью стиля. И хотя демонтажем и претворением в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды занимался именно Луначарский, сам он отнюдь не поддерживал идеи «разрушить весь мир насилья до основанья, а затем…» или «бросить классиков с парохода современности». Он всегда делал акцент на том, что в деле выработки культурной политики новорожденного государства обязательно нужно учитывать художественное наследие самодержавной эпохи.

В тяжелые времена Луначарский убедил коллег в необходимости сохранить и поддержать бывшие императорские театры. Он также был инициатором издания произведений классиков русской литературы и неоднократно обращался к ним в собственных критических статьях. Одновременно с этим Луначарский поддерживал экспериментальные явления в искусстве и выступал за многообразие направлений и стилей. Но в то же время он полагал, что единственно верным художественным методом для новой пролетарской культуры может быть реализм.

После победы Великой Октябрьской Революции

(26) октября 08 ноября 1917 года —  вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения.

— В ответ на «бомбардировку» большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения (02) 15 ноября 1917 года, на следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её. Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.

По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков.

С 1918 года по 1922 год — Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях.

Первой послеоктябрьской статьей была заметка в «Петроградской правде» — «Народные концерты Государственного оркестра» (1918).

Первый нарком активно помогал и отстаивал у правительства консерваторию. Благодаря ему решились огромное количество проблем, связанных с делами консерватории и её студентами, педагогами. Например, по просьбе С. Прокофьева Луначарский помог композитору уехать за границу. По просьбе директора консерватории Д. Шостаковичу был назначен академический паёк. В особо тяжкий период гражданской войны благодаря Луначарскому консерватория была обеспечена едой, был сделан ремонт. По инициативе Луначарского 12 июля 1918 года глава нового правительства В. И. Ленин подписал Декрет СНК «О переходе Московской и Петроградской Консерваторий в ведение Народного Комиссариата Просвещения». Через неделю целый день повсюду в консерватории из рук в руки переходили «Известия ВЦИК» с текстом Декрета:

«Совет Народных Комиссаров постановляет: Петроградская и Московская консерватории переходят в ведение Народного Комиссариата по Просвещению на равных со всеми высшими заведениями правах, с уничтожением их зависимости от Русского музыкального общества. Всё имущество и инвентарь этих консерваторий, необходимые и приспособленные для целей Государственного Музыкального Строительства, объявляются народной государственной собственностью.

Председатель Совета Народных Комиссаров   В. Ульянов (Ленин)
Народный комиссар по Просвещению А. Луначарский».

С 1919 года по 1921 год — член Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.

В 1920-е годы значительное место в музыкально-критической работе Луначарского занимает анализ теоретических взглядов музыковедов старшего поколения — Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, которые придерживались марксизма.

С 1920 года по 1921 год — Луначарский произносил речи перед началом концертов, оперных спектаклей. Он писал к театральным программам статьи, излагая для нового, неподготовленного слушателя содержание русских опер («Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Золотого петушка» и «Сказке о царе Салтане»).

Литература

  • Мандельштам Р. Книги А. В. Луначарского. — Л.—М.: ГАХН, 1926
  • Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. Воспоминания. 1965
  • Каиров И. А. А. В. Луначарский — выдающийся деятель социалистического просвещения. — М., 1966
  • Ёлкин А. С. Луначарский.  Жизнь замечательных людей. — М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967
  • Борев Ю. Б. Луначарский. Жизнь замечательных людей. — М.: «Молодая гвардия» 304 стр. 2010 ISBN 978-5-235-03304-7
  • Бугаенко П. А. А. В. Луначарский и советская литературная критика. — Саратов, 1972
  • Трифонов Н. А. А. В. Луначарский и современная литература. — М., 1974
  • О Луначарском. Исследования. Воспоминания. — М., 1976
  • Павловский О. А. Луначарский. — М., 1980
  • Любутин К. Н., Франц С. В. Российские версии марксизма: Анатолий Луначарский. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002 ISBN 5-7525-0987-4

Луначарскому посвящены два тома «Литературного наследства» — 80-й («В. И. Ленин и А. В. Луначарский». — М., 1971) и 82-й («Неизданные материалы». — М., 1970).

Библиографические указатели

  • А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902—1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964
  • Библиография работ А. В. Луначарского о музыке. Библиографический указатель, 1910—1933, составитель Муратова К. Д. — В мире музыки. М., 1971.
  • А. В. Луначарский. Указатель трудов, писем и литературы о жизни и деятельности, тт. 1 — 2, М., 1975 — 79.
  • Архивные фонды А. В. Луначарского. Путеводитель по фондам и коллекциям личного происхождения. (РГАСПИ), М., 1996

Смерть

Причиной смерти Анатолия Луначарского стало обострение болезни после удаления правого глаза, которое состоялось в 1932 году в Берлине. После операции мужчина вернулся в Россию, но нормально работать ему уже не удавалось. Поэтому по совету врачей писатель отправился на повторное лечение в Германию.

Надгробная плита Анатолия Луначарского в Кремлёвской стене

Летом 1933-го Луначарский приехал в Париж, где произошло ухудшение его физического состояния, из-за чего доктора настояли на немедленной госпитализации в санаторий на Лазурном берегу. Смерть пришла к Анатолию неожиданно 26 декабря 1933-го, мужчине было 58 лет.

Революционные годы

После Февральской революции стало понятно, что относительно спокойные и бессобытийные будни остались позади — пришло время включиться в активную политическую борьбу. В мае 1917 года Луначарский вернулся из Швейцарии, оставив там семью. Вскоре в качестве депутата он принял участие в работе Первого Съезда Советов и активно занялся вопросами, связанными с культурой и образованием. Из-за обвинения в государственной измене Луначарский провёл несколько недель в знаменитых «Крестах».

В дни, предшествовавшие революции, Луначарский вместе с другими большевиками участвовал в многотысячных митингах. Джон Рид, ставший свидетелем одного из выступлений революционера, писал, что это был худощавый, очень похожий на студента человек, который «с чутким лицом художника объяснял, почему Советы должны взять власть».

На Втором Съезде Советов 26 октября Луначарский от имени Ленина озвучил воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», возвестившее о победе революции. Луначарский стал народным комиссаром просвещения, он вкладывал все силы в работу, уделяя ей более 20 часов в день. Правда, вскоре он захотел покинуть этот пост. В начале ноября большевики обстреляли Кремль, в результате чего многие его постройки получили серьёзные повреждения. Узнав это, Луначарский разрыдался прямо на заседании Совнаркома и выбежал оттуда с возгласами: «Не могу я выдержать этого! Не могу я вынести этого разрушения всей красоты и традиции!». В знак протеста он подал прошение об отставке, которое, впрочем, позднее было отклонено.


Чехонин С. В. Обложка к книге Луначарского «Фауст и город», 1918 год. (Wikimedia Commons)

Ссылки

В Викитеке есть тексты по темеЛуначарский, Анатолий Васильевич

  • В библиотеке РГИУ (недоступная ссылка с 26-05-2013 (3479 дней))
  • А. В. Луначарский на hrono.ru
  • Письма А. В. Луначарского жене А. А. Луначарской. 1917 год (недоступная ссылка с 26-05-2013 (3479 дней) — историякопия)
  • Луначарский А. В. Об искусстве: в 2-х т. — М., 1982
  • Луначарский А. В. Статьи о литературе: в 2-х т. — М., 1988
  • Луначарский А. В. Основные принципы единой трудовой школы(От Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г.), pdf.
  • Луначарский А. В. Основные принципы единой трудовой школы(От Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г.)
  • Наследие А. В. Луначарского — Собрание сочинений, биографические материалы, аудио-видео записи и воспоминания современников.
  • Послушать Луначарский, «О задачах народного просвещения»
  • Троцкий Л. Анатолий Васильевич Луначарский
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: