Особенность византийского храмового зодчества

Иконопись в Византии

Византия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

Задачи иконописи — воплощение божества в телесном образе. Само слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это «мост» между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его «фаворским», ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реально жившими людьми, имевшими земные черты.

Архитектурная структура иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения.

Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточно-христианского искусства,

Центрально-купольная система

По сути, византийские мастера ввели в обиход купол, который стали сооружать над средней частью здания. История купола до этого насчитывала уже несколько веков, но римляне, сирийцы и другие помещали его на круглое основание, которое не было изящным и занимало много места.

Сначала купол получался плоским, но со временем форма изменялась на более привычную нам сегодня — возвышенную. Располагался он над основанием четырехугольного плана при помощи парусов, с восточной стороны храм имел алтарную часть, а с западной — притвор.

В византийском храме вокруг подкупольного пространства шла галерея с колоннами с арками.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

История развития Византии и стиля

Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.

Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.


Иконы в византийском стиле

Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.

История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
  • Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
  • В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.


Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.

Достижения византийского искусства

Византийское искусство было достаточно специфичным. Его традиции отличались и от античности, и от западного средневековья. Византия оказала огромное влияние на Русь и южнославянские земли.

Весьма ярко проявились византийские культурные вкусы в архитектуре. Под влиянием Востока местные правители и церковные иерархи тяготели к масштабности и роскоши. Строительство во многих византийских городах шло из камня (ради защиты от врагов и просто по причине доступности материала), поэтому сохранилось довольно много памятников византийской архитектуры.

Самыми известными из них являются церкви Святой Софии и Святой Ирины в Стамбуле (бывший Константинополь). Однако византийские строения сохранились в Сербии, Греции и даже на Сицилии.

Характерной особенностью византийских храмов является большой центральный купол, лежащий на «барабане» (круглом основании) или на основании в форме параллелепипеда, углы которого изнутри сглажены арками. Такая конструкция именуется «парусом» и делает византийские постройки особенно воздушными. Эти приемы были потом переняты русским зодчеством.

В Византии строили также богатые, сложной конструкции дворцы для императоров и знати. Они имели большое количество помещений и переходов и щедро украшались резьбой, настенной живописью и мозаикой.

В живописи византийцы разработали особые каноны изображения человека, указывающие, какие пропорции следует соблюдать и какими атрибутами снабжать изображаемого. Прежде всего это проявилось в византийской иконописи (эти традиции тоже перешли на Русь). Однако изображения императоров, придворных и церковных иерархов тоже делались сходим образом.

Кроме живописи по сырой штукатурке (фрески), в Византии была распространена мозаика. Из небольших кусочков смальты выкладывали изображения святых, сцены из Библии и дворцовой жизни, портреты императоров. Византийские мозаики следует разглядывать с достаточного расстояния – тогда игра света делает фигуры объемными.

О византийской музыке известно относительно мало, ибо систем нотной записи в стране не было. Однако считается, что в Византии зародились традиции хорового многоголосого пения, свойственные ныне православной традиции богослужений.

Богатой была византийская литература. Значительная ее часть относилась к религиозной – жития святых, религиозные гимны, рассуждения по разным богословским вопросам. Но существовали и дидактические произведения (так называемые увещевания), и светская поэзия (включая сатирические эпиграммы). В Византии создавались произведения не только на греческом, но и на еврейском, армянском и некоторых других языках.

Развиты были в Византии и декоративно-прикладные искусства. Одежда и церковное облачение украшались вышивками, мастерство ювелиров славилось во многих странах. Уникальной была византийская техника перегородчатой эмали.

Падение

Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського). Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными

Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)

Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

Осада Константинополя турками.

29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

Византийская архитектура, Восток и Запад

Римский император Флавий Юстиниан не родился в Риме, но в Тауресии, Македонии в Восточной Европе, примерно в 482 году. Его место рождения является основным фактором, почему правление христианского императора изменило облик архитектуры между 527 и 565 годами. Юстиниан был правителем Рима, но вырос вверх с людьми восточного мира. Он был христианским лидером, объединяющим два мира; методы строительства и архитектурные детали передавались туда и обратно. Здания, которые ранее были построены, похожие на те, что были в Риме, приобрели более местное, восточное влияние.

Юстиниан отвоевал Западную Римскую империю, которая была захвачена варвары, восточные архитектурные традиции были представлены Западу. Мозаичное изображение Юстиниана из базилики Сан-Витале в Равенне, Италия, является свидетельством византийского влияния на область Равенны, которая остается крупным центром итальянской византийской архитектуры.

Фресковая живопись Византии

Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в декоре свода.

Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшения стен и сводов.

Дворцовые мозаичные композиций (Константинополь, Палермо) представляют охотничьи или пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские мозаики находятся в церквах.

История

Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

  • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
  • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
  • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
  • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
  • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

Характеристики

базилики Сан-ВиталеРавенныЦерковь Паммакариста

Когда Римская империя стала христианской (а также на восток) с ее новой столицей в Константинополе, ее архитектура стала более чувственной и амбициозной. Этот новый стиль стал известен как Византийский с все более экзотическими куполами и все более богатой мозаикой, распространился на запад до Равенны и Венеции и на север до Москвы. Большинство церквей и базилик имеют высокие купола. В результате они создали обширные открытые пространства в центрах церквей, усиливая ощущение благодати и света. Круглая арка — основа византийского стиля. Великолепные золотые мозаики с их графической простотой и огромной силой вносили свет и тепло в сердца церквей. Византийские столицы отходят от классических условностей Древней Греции и Рима. Извилистые линии и натуралистические формы являются предшественниками готического стиля.

Согласно описаниям, интерьеры были покрыты мрамором или камнем. Некоторые колонны также были мраморными. Другими широко используемыми материалами были кирпич и камень, а не только мрамор, как в античности. Фрески или мозаики из блестящих камешков также были элементами внутренней архитектуры. Мебель из драгоценного дерева, такая как кровати, стулья, табуреты, столы, книжные полки, серебряные или золотые чашки с красивыми рельефами, украшала византийские интерьеры.

Таким же образом Парфенон является самым впечатляющим памятником для Классическая религия, Собор Святой Софии оставался культовой церковью для христианства. Храмы этих двух религий существенно различаются с точки зрения интерьера и экстерьера. Для классических храмов важен был только внешний вид, потому что только священники входили внутрь, где хранилась статуя божества, которому был посвящен храм. Церемонии проходили снаружи, перед храмом. Вместо этого христианские литургии проводились внутри церквей.

Периодизация византийского стиля в русской архитектуре

То, что именуется в теории архитектуры не иначе как «византийский стиль», формируется в середине 19-го века. Его идеологом и пропагандистом стал архитектор К. А. Тон. Предвестники стиля появляются в 20-х годах 19-го века, они заметны в таких постройках, как в Киеве, церковь Александра Невского в Потсдаме.

Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период — 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.

70-90-е годы — это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки. На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями. В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.

Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо

Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80-90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V-VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

Икона Богоматери со святыми

VI-VII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Wikimedia Commons

Античные представления об образе доминируют и на ранних иконах, например на иконе с образами Богоматери с младенцем и святыми мучениками из собрания синайского монастыря . Образы Марии, восседающей на троне, Христа и двух ангелов еще по-античному чувственны и пространственно достоверны, а их лики (скорее, лица) эмоционально нейтральны и преисполнены спокойствия.

Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий — по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры , постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Скрытые роскошными хламидами, их фигуры походят на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.

Икона написана восковыми красками (подобно другим немногим сохранившимся ее современникам из коллекции синайского монастыря и Национального музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве). Живопись восковыми красками, исчезнувшая из обихода иконописцев уже к VIII веку, позволяла писать «по-горячему» (когда последующий слой красок наносился на уже высохший нижний). Благодаря этому красочная поверхность сохраняла видимыми мазки, передавая, в сущности, движение кисти, почерк и манеру художника. Подобная спонтанность впоследствии оказалась неуместной для развитых богословских представлений об иконописном образе.

Фрески церкви Святого Георгия

1191 год. Село Курбиново, Македония

1 / 3

Архангел Гавриил. Фреска церкви Святого Георгия. XII век Wikimedia Commons

2 / 3

Богоматерь. Фреска церкви Святого Георгия. XII век Wikimedia Commons

3 / 3

Святой Георгий. Фреска церкви Святого Георгия. XII век Wikimedia Commons

У фресок маленькой сельской церкви на озере Преспа обнаруживаются качества, неожиданно ставшие ведущими в византийской живописи конца комниновской эпохи (точнее, , 1185–1204): подчеркнутая динамика, напряженность, взволнованность образов и вместе с тем — тонкий психологизм и разнообразие эмоциональных состояний. Этим целям служат бурные, импульсивные движения персонажей, их активная жестикуляция, пенящиеся складки одежд. В ликах заметна некоторая искаженность черт: мелкие штрихи, световые и теневые подцветки, вытянутые, слегка зауженные книзу овалы, низкие лбы и длинные носы, создающие впечатление тающей пластики. Гипертрофированное античное начало, основанное на стремлении подражать натуре, проявляется и в обилии профильных изображений, перенасыщенности композиций стаффажными фигурами  Стаффаж — группы лиц, не имеющие значения для сюжета, но оживляющие передний план ландшафта., архитектурными элементами и всевозможными орнаментами.

Такая стилистика, получившая название византийского маньеризма, составила исключительное явление византийской живописи. Сложные художественные поиски позднекомниновского времени достигли во фресках Курбиново своего исчерпывающего выражения.

Уже в 1190-е годы это искусство соседствует с совершенно иной образностью, гораздо более типичной и привычной для Византии: с классической структурой и художественным языком, оперирующим понятиями гармонии, баланса и чистых форм. Такой стиль станет ведущим на протяжении всего XIII века.

Константинополь

Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья.

Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:

  1. В 1204 году — крестоносцами.
  2. В 1453 году — османами.

Наличие плодородных равнин способствовало развитию в Византии хлебопашества, возделыванию таких злаковых культур, как пшеница, рожь, ячмень, овес, полба. В приморских районах выращивали оливу. Оливковое масло входило в ежедневный рацион жителей Византии. На юге выращивали хлопок. Также развито было виноградарство. В высокогорных районах Балкан и Малой Азии, а также на плоскогорьях — разводили скот.  Рыболовство было очень распространено и рыба, наряду с хлебом, оливками и вином, входила в ежедневный рацион питания жителей Византии.

мозаика

Мозаики являются наиболее выдающимися художественными произведениями византийского периода. Этот художественный стиль был развит из христианских верований позднеримского искусства; Это считалось визуальным языком, который значительно выражал союз между Христом и Его Церковью.

Великие церковные конгломераты нанимали художников византийской сцены для посещения районов, удаленных от их мегаполиса, и создания мозаик, связанных с религией..

Как и в живописи, стиль мозаики был установлен в Константинополе, но он распространился по всему византийскому и другим европейским регионам..

Было два религиозных центра, где византийское мозаичное искусство выделялось больше всего. Первым и, по-видимому, самым внушительным, был Софийский собор. Несмотря на то, что этот собор сохранился до наших дней, многие из его оригинальных мозаичных работ со временем утрачены..

Вторым местом, где мозаики выделялись больше всего, был Кафедральный собор Равенны. Этот собор, расположенный в Италии, сохранил до наших дней самые важные мозаики, созданные в византийский период..

Византийские мозаики вошли в историю как одно из самых красивых художественных произведений, созданных человечеством.

Иконоборчество и эволюция

Одним из периодов, которые больше всего повлияли на сохранение мозаики, был иконоборчество, которое распространилось по всей Европе. Это было общественное убеждение, которое придавало значение уничтожению символов и других знаковых элементов в религиозных или политических целях..

Иконоборческий период повлиял на византийское искусство и был представлен массовым уничтожением произведений искусства (в частности, росписей и мозаик), произошедшим в восьмом веке. На этом этапе власти плохо видели мозаику фигур.

Некоторые мозаики со значительными золотыми иконами были заменены различными изображениями. Однако после конца 18-го века мозаики всплыли на поверхность и вновь обрели свое значение в византийском искусстве..

В последующие периоды был разработан новый стиль мозаики, который отличался миниатюрными работами. Их было довольно сложно создать, и их главной целью была личная преданность. То есть они принадлежали конкретному человеку.

Упадок мозаики в Византии

Отойдя от эпохи иконоборчества, в истории Византии было два момента, когда мозаичное искусство переживало упадок. Первый был в начале 13-го века, когда Константинополь был разграблен захватчиками.

Это заставило мозаичное искусство прекратить производство в течение почти 50 лет. Когда город был восстановлен в 1261 году, собор Святой Софии был восстановлен, и мозаика снова засияла.

Второй упадок этого искусства был окончательным. В последние годы Византийской империи, в пятнадцатом веке, Империя больше не имела экономических возможностей для производства дорогостоящих произведений, таких как мозаика. С этого периода и после турецкого завоевания церкви были украшены только фресками и фресками.

Хлудовская псалтырь

Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва

Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства , на протяжении 726-843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.

Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.

архитектура

Стиль византийской архитектуры был разработан первым в его столице, Константинополе. Архитекторы этого стиля были основаны на особенностях римской архитектуры, которая имела большое греческое влияние. Римское здание, которое вдохновляло византийских архитекторов, было, главным образом, храмом.

Самыми выдающимися зданиями византийской архитектуры были церкви и соборы. Как и живопись, скульптура и мозаика, религия играла фундаментальную роль в архитектуре Константинополя..

Большие соборы (обычно с четырьмя длинными коридорами) имели внушительный купол, который характеризовал базилики того времени. Эти купола были поддержаны несколькими архитектурными частями, которые позволили их стабильности.

Они были украшены большим количеством мрамора, обычно в виде колонн. Кроме того, они были украшены мозаикой и масштабными настенными росписями..

Структура, которая наилучшим образом представляет византийское архитектурное искусство, которая сохранилась до наших дней, — это собор Святой Софии, расположенный в нынешнем Стамбуле, Турция..

Собор представляет византийское искусство почти во всех его формах, а его большой купол демонстрирует внушительные архитектурные возможности того времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: