Особенности культуры Византии
Уникальность и самобытность византийской культуры обусловлена тем, что она представляет собой смесь западной и восточной культур. При этом заметно и античное наследие, и следы проникновения на территорию империи ислама
Важной особенностью культуры Византии является ориентация её носителей (то есть людей) на «идеальный мир высшей истины», порой даже иррациональный. Эта особенность является следствием доминантной роли религии в византийском обществе
Таблица особенностей культуры Византии
Не меньший интерес представляют искусство и архитектура Византии, которые испытали то же влияние, что и её культура в целом. Эта тема изучается на уроках истории в 6 классе, в особенности искусство и живопись. В Византийской империи художественное искусство стремилось воплотить не своё собственное видение мира, а мир божественный и идеальный. Художники, соответственно, считались кем-то вроде проводников божественной воли. Ещё одной особенностью культуры Византии является то, что школы в ней, в отличие от средневековой Европы, были светскими, а не церковными, так что античное наследие (философия, поэзия и т. п.) изучалось в них наравне со Священным писанием.
Крымская война. Героическая оборона Севастополя 1854-1855 годов.
20 интересных фактов о Ледовом побоище
Культура Византии краткое сообщение
Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.
Культура Византии кратко
Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.
В чем особенность Византийской культуры?
- Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
- Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.
Основные достижения византийской культуры:
- Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
- Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
- Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
- Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
- Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
- Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.
Какова роль Византийской культуры?
Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.
Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Особенности византийской архитектуры
Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:
Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи, соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.
Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.
Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.
С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.
- Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
- Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.
Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Но византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V в. выработало свой тип сооружений. В основном это были храмовые сооружения.
Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и в Сирии, но там он помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.
Парус — часть свода, элемент купольной конструкции. Посредством паруса осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок.
Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея типа хо́ров (верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа в парадном зале.
В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).
Софийский собор (Стамбул)
Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). Высота Софийского собора 55,6 м, диаметр купола 31 м.
Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)
Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора).
После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Благодаря этому до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).
В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.
Кризис и падение
В XIV и XV веках Византия постоянно воевала с турками-османами. Византийские монархи Иоанн V и Мануил II пытались не допустить крушения империи. Они даже пошли на подписание унии, которая объединила Церкви Византии и Рима, чтобы получить от Рима военную поддержку. Это была очень непопулярная среди населения мера. В дальнейшем она привела к ослаблению государства. В XIV веке турки одержали ряд важных побед, которые привели к утрате Византийской империей значительных территорий. Византия была уже небольшим государством и не могла больше сопротивляться захватническим планам Османской империи.
30 мая 1453 года, несмотря на мужественное сопротивление защитников Константинополя во главе с Константином XI, султан Мехмед II вошел в Константинополь. Историки считают эту дату днем падения Византийской империи.
Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Византийцы сумели не только сохранить античную культуру, но и соединить ее с христианскими ценностями. Именно благодаря византийцам, сохранились рукописи античных философов. Это помогло Европе познакомилась с культурой, которой мы обязаны возникновению Ренессанса. Древняя Русь не знала бы христианской веры без Византии. В 988 году произошло Крещение Руси.
- Апостол Петр в византийском богословии
- Литургия, или введение в духовность Византии
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Ботаническое описание
Большинство видов Толстянок являются многолетними растениями с ярко выраженными свойствами суккулентов (могут накапливать воду и питательные вещества не только в корнях, но стволе и листьях).
Корневая система у растения разветвленная, но покрывает только верхние слои грунта. Толстянка может долгое время обходиться без воды, однако, когда грунт достаточно сырой, корневые отростки активно потребляют из него всю влагу, аккумулируя ее в стволе и листьях растениях.
Листья у Толстянки обычно продолговатой, округлой формы, расположены по длине ствола и побегов супротивно. Они мясистые, обладают способностью долгое время удерживать в своих тканях влагу и микроэлементы (даже лучше, чем корень или ствол). Окраска листьев большинства сортов является темно-зеленой, но встречается светло-зеленый, бледно-серый, серебристый и даже красный цвет. Иногда листья некоторых сортов имеют два цвета: например, кайма окрашена в красный цвет, а основная пластина классическая зеленая. По размеру пластинки чаще не превышают 5 см., но есть виды с листьями более 10 см. в длину и 4-5 см. в ширину.
Куст Толстянки может вырастать до 3-4 м. в высоту. Однако декоративные виды для комнатного разведения обычно намного меньше (15-20 см.).
Цветы растения реже бывают одиночными, а чаще собраны в небольшие кистевидные соцветия. По цвету встречаются белые, желтые, совсем редко – красные, синие цветы. Добиться цветения в домашних условиях крайне сложно.
Цветение толстянки
Способы размножения
Толстянку размножают двумя способами – черенками и семенами.
Черенками
Случайно сломанная или опавшая веточка – это уже посадочный материал, который достаточно поместить в питательный субстрат.
Этапы посадки:
- срезать черенок ножом;
- срез присыпать углём (можно растолочь активированный), чтобы не занести инфекцию;
- подсушить ранку на воздухе;
- посадить черенок во влажную почву, углубив на 5 см. При укоренении листка его погружают на 1 см в субстрат. В качестве посадочного грунта можно использовать торфо-песчаную смесь.
Черенки укореняются быстро. Как только саженец пойдёт в рост и достигнет высоты 10 см, его можно пересаживать в отдельную небольшую цветочную ёмкость. С данного момента ухаживать за толстянкой начинают как за взрослым цветком.
Зачастую садоводы укореняют черенки в воде. В воду желательно добавить таблетку активированного угля, чтобы предотвратить загнивание корней. Для ускорения появления корешков капнуть в воду раствор Корневина или Циркона. Когда образуются крепкие корешки, черенок высаживают в горшок на постоянное место.
Семенами
Цветоводы не часто использует данный способ, но попробовать вырастить свой экземпляр крассулы все же стоит. Высевать семена лучше в феврале.
Последовательность выращивания следующая:
- влажную почву засыпать на дно контейнера;
- посеять семена;
- накрыть контейнер крышкой;
- периодически проветривать и увлажнять почву из пульверизатора;
- первые ростки начнут проклёвываться примерно через две-три недели. После их массового появления, контейнер необходимо поставить в освещённое место, предусмотреть дополнительное освещение, иначе ростки сильно вытянутся;
- крышку приоткрыть на время, потом снять совсем.
После того, как ростки окрепли и пошли в рост, их высаживают в горшки небольшого размера. В первый год выращивания зимний покой устраивать молодым питомцам не нужно, чтобы они активно росли и набирались сил.
Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами)
Около 1315 — 1321 годы. Стамбул
1 / 5
Фасад церкви Христа Спасителя в Полях. Фотография 1990-х годов Wikimedia Commons
2 / 5
Успение Богородицы. Мозаика в монастыре Хора De Agostini Picture Library / Getty Images
3 / 5
Купол парекклесиона в церкви Христа Спасителя в Полях Wikimedia Commons
4 / 5
Южный купол эзонартекса. Генеалогия Иисуса Христа и Христос Пантократор. Фреска монастыря Хора Wikimedia Commons
5 / 5
Деталь фрески «Страшный суд» в Хоре Wikimedia Commons / Vladimir Lukic
Хора — пожалуй, самый изученный памятник Византии — последний грандиозный ансамбль византийской столицы, созданный стараниями великого логофета Великий логофет — высший чиновник царской канцелярии, глава византийской дипломатии, фактически — премьер-министр империи. Феодора Метохита. На средства этого вельможи был реставрирован купол главного здания, а также возведены нартекс Нартекс — помещение при входе в храм, примыкающее к его западной стене., экзонартекс Экзонатрекс — примыкающая к нартексу внешняя открытая паперть. и парекклесион Парекклесион — пристроенная к храму часовня.. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм — коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).
Мозаики Хоры сохранились лишь частично, но и они красноречиво свидетельствуют о богословской образованности и утонченности составителя их программы. Основной объем росписей представлен в нартексе, где рассказана история Богоматери, и экзонартексе — там изображена история рождения Христа. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик, изображающий земное служение Спасителя — чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наконец, главной темой парекклесиона, сохранившего фресковый цикл со знаменитым образом Сошествия во ад в виме Вима — восточная часть храма, в которой находится алтарь., является образ Воскресения и Страшного суда: здесь должны были разместиться саркофаги самого Феодора Метохита и его современников — коноставла Коноставл — командующий войсками. Михаила Торника с супругой.
Мозаики и фрески Хоры являются блестящим примером искусства эпохи так называемого Палеологовского ренессанса — культурного взлета, случившегося при последней династии византийских императоров, правившей в середине XIII — середине XIV века. Каждую сцену оформляют изысканные архитектурные кулисы с портиками, колоннами, перекинутыми через них велумами и воздушными балдахинами и пейзажные мотивы типа одиноко стоящего дерева. Композиции изобилуют подвижными, туго задрапированными фигурами, часто в контрапостных позах и смелых разворотах, и стаффажными элементами, разнообразие которых привносит в сцены элемент жанровости
Вместе с тем каждая деталь служит особой организации композиции, установлению внутри нее ритма, немедленно фиксирующего внимание зрителя на узловом моменте сюжета
Например, сцена, в которой Мария и Иосиф предстали перед царем Иродом в момент переписи. Ее главные действующие лица очевидны благодаря архитектурным вертикалям фона. Вместе с тем взгляд немедленно схватывает образ Марии, ведь именно к ней обращены персонажи слева, расставленные с искусно подобранными интервалами; дополнительный акцент привносит деревце на заднем плане, своими очертаниями повторяющее наклон корпуса Марии.
Скучное искусство?
— Художественное наследие Византии представлено главным образом иконописью. Но икона консервативна, подчиняется строгим канонам. Значит ли это, что византийское искусство просто застыло?
— То, что византийское искусство застывшее и занудное — миф.
Оно не знало стагнации. У него тысячелетняя биография (с IV по XV век. — Прим. ред.), со своими взлетами и падениями. И иконописные образы не всегда были одинаковыми: они перерабатывались, дополнялись новыми деталями, реагируя на те или иные исторические события. Икона впитывала в себя и постоянно шедшие в империи богословские споры.
Сретение Господне; Византия.; XIV в.
— А как же канон?
— Конечно, иконографическая «догма» всегда была устойчивой и неизменной. Но к XIV веку, в период поздней Византии, иконография становится чрезвычайно разветвленной — умножается количество сюжетных деталей — и все более «разговорчивой», литературной, повествовательной. Но парадокс в том, что вместе с приобретением этого творческого многообразия она утрачивает свою целостность, свой внутренний духовный стержень: он как бы заслоняется этой внешней детальной пестротой.
А вот классический византийский образ не обладает такой «литературностью», и в этом его величайшее значение: в своей предельной простоте византийская икона достигала глубочайшей степени выразительности.
Константинополь. Пресвятая Богородица с Младенцем Христом. Мозаика XII в., Святая София
— И как удавалось сохранять такое единообразие на территории огромной империи?
— А в разных регионах империи иконописные школы двигались своими путями, вырабатывая собственную стилистику. Вот например: после IX века, когда с ересью иконоборчества было покончено, византийское искусство пережило взлет. В Константинополе для Софийского собора создается образ Богородицы с Младенцем, сидящей на троне, а по бокам два архангела — Михаил и Гавриил. Это утонченный образ, с прекрасными, аристократическими ликами. Он буквально пронизан тончайшей внутренней поэтичностью. Такой мог появиться только в столице и, видимо, создавался какими-то высокородными, знатными художниками.
Примерно в это же время в Салониках (территория современной Греции. — Прим. ред.) существует другой художественный центр, создавший мозаики местного Софийского собора. В куполе этого храма — композиция «Вознесение Христово»: Господь в окружении ангелов поднимается на небо. Христос находится в круге — это сияние Божественной славы, а вокруг расположены фигуры Его учеников и Богородица. В этом образе нет константинопольской утончённости, он выполнен мощно, ударно, экспрессивно.
Византия знала разных мастеров, разные художественные школы, подходы, стили. Поэтому искусство здесь постоянно находилось в развитии.
Собор святой Софии в Константинополе
— А храм для византийцев был только центром религиозной жизни?
— Нет, это был еще и своеобразный информационный центр, настоящая энциклопедия. Попадая в него, человек оказывался в пространстве, наполненном различными изображениями. Здесь были и образы святых, и некоторые моменты их жития, и сюжеты библейской истории, и порой важнейшие события истории государственной —все это формировало специфику мировоззрения, фундаментальный набор представлений о мире и о человеке.
Кроме того, священник почти за каждым богослужением читал проповедь, которая нередко касалась каких-то злободневных проблем в империи. В некоторых храмах имелась своя библиотека. Одна из самых крупных находилась в Софийском соборе в Константинополе.
Вообще, о соборе Святой Софии стоит сказать отдельно, потому что он стал своеобразным символом византийского искусства. В нем представлены все наивысшие творческие достижения империи. Это был самый большой собор в Византии. Внутри него — колоссальное пространство, с огромным количеством окон, от чего весь храм буквально залит потоками света. И эти потоки в определенное время дня имеют определенное направление — так искусно они спланированы.
Безусловно, Софийский собор — пример инженерного гения. Взять хотя бы знаменитый купол, который считается самым большим в мире. Он очень тяжелый. И во время строительства, чтобы нейтрализовать распор (ту силу, которая стремится обвалить купол. — Прим. ред.), пришлось по бокам главного купола достроить еще два полукупола, а к ним с каждой стороны — еще по три. Только так удалось нейтрализовать нагрузку на центральный купол.
Популярные темы сообщений
-
Влажность воздуха
Воздух, который окружает нас, имеет хорошо известные всем качества, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни. А именно, воздух может быть теплым, холодным, чистым, свежим, загрязненным и т. п. Но, есть еще одно качество,
-
Мухомор
Мухомор — микориз образующий пластинчатый гриб. Он принадлежит к семейству аманитовых. В пищу большую часть Мухоморов употреблять нельзя, так как они содержат ядовитые вещества. Семейство Мухоморов состоит из 600 видов.
-
Жуки
Жуки — это насекомые, которых относят к типу членистоногих и царству животных. Слово жук посвилось в следствии совмещения двух латинских слов – ножны и крылья. На Руси слово появилось благодаря подражанию звука, во время полета жук.
-
Культура Японии
Япония – невероятно интересная и загадочная страна. Культура Японии очень самобытна и многообразна, которая сохраняется веками, и передается из поколения в поколение. Культура представляет собой массу разнообразных традиций и обычаем.
-
Троцкий Лев
Лев Троцкий появился на свет в далеком 1879 году. Местом его рождения стало село Янковка, которое расположено в Херсонской губернии. С самого первого дня жизни он был образцовым ребенком и вырос в еврейской семье
Архитектура
Собор Святой Софии фото с сайта world-countries.net
С развитием христианства традиции античного зодчества уступают место новому стилю.
Специфика храмов Древних греков и Древних римлян заключалась в их алтарности – храмы строили как обитель почитаемого бога
Все церемониальные мероприятия проходили на специальных площадках перед строением, поэтому основное внимание уделялось фасаду
В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих
Поэтому концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности, сакральности места. Фасад здания получал достаточно простую обработку – внешний вид византийских храмов существенно отличался от католических соборов готического стиля
Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой
Важное достижение архитекторов восточных римлян – крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой
Очевидно, что наибольшее число шедевров зодчества располагалось в столице государства – Константинополе. Но по мере урбанизации развивалась и архитектура других городов – памятники появлялись в Равенне (мавзолей Галлы Плацидди). Однако главными шедеврами Византии считаются Собор Святой Софии и Церковь Святой Ирины в столице империи, Храм Святой Софии в Трапезунде, .
Под влиянием набегов и культурной экспансии западных христиан, архитектура Византии становилась все более сложной. Возрастает роль декорирования наружного убранства (Церковь Христа Спасителя в Полях, в составе ансамбля монастыря в Хоре).
Становление науки
Византийцы сохранили многие достижения античного времени и преумножили их своими научными знаниями. Благодаря значительному вкладу в образование, стало возможным процветание разноплановых научных областей.
Развитие научных знаний
- Математика.
Математические навыки античности византийцы успешно применяли при проведении земляных замеров, при возведении зданий, при вычислении налогов, при астрологических расчетах.
Наиболее известен византийский мыслитель Лев Математик, живший в IXвеке. Он является автором изобретения звуковой сигнализации, которая могла передавать сведения на расстояние. Он разработал систему автоматических устройств для тронного зала дворца императора. Эта система приходила в движение при помощи воды. Этому ученому принадлежит первенство применения буквенных обозначений в математических формулах. Его можно назвать основателем алгебры.
Лев Математик
- Медицина.
Медицинские знания византийских ученых были основаны на сочинениях древнегреческого ученого Гиппократа и древнеримского врача Галена. Дополняя эти знания своими наблюдениями и выводами, византийцы создавали учебники по медицинским направлениям.
Лечебные учреждения организовывали при монастырях. В XI веке при одной из больниц столицы было открыто первое в европейских государствах медицинское училище. В 370 году в Кессарии Василий Великий построил первую большую больницу, похожую на небольшой город.
В византийской больнице
Византийские врачи занимались лечением многих тяжелых заболеваний и даже проводили хирургические операции.
Большое значение ученые придавали изучению лекарственных растений. Многие названия этих растений используются и в наши дни.
- Химия.
В Средневековой Византии зарождались теоретические и практические знания в области химии. Были сохранены античные рецепты изготовления керамики, смальты для мозаики, стекла, различных красок.
Ярким изобретением византийских химиков является «греческий огонь». Ученым удалось разработать уникальную формулу создания огня, который невозможно потушить водой. В состав этой формулы входили нефть, смолы и известь. Такой огонь помог воинам одержать множество побед в морских битвах.
Греческий огонь
- География.
Научные знания Византии успешно пополнялась изучением географии. Купцы, отправляющиеся в другие государства с целью торговли, составляли описание своих путешествий.
Византийцы владели мастерством составления чертежей городских поселений и географических карт.
- История.
Благодаря многочисленным энциклопедическим историческим произведениям до наших дней дошли ценные сведения о средневековой жизни, историко-географические и этнографические данные.
Наряду с исторической наукой в Византии широко было распространено составление хронографий, в которых в хронологическом порядке записывались важные события того периода.
Одним из известнейших византийских историков является Прокопий Кесарийский – автор трудов об императоре Юстиниане.
Прокопий Кесарийский
ВЫВОД:научные знания ученых и философов античного периода послужили основой для развития науки в Византии и позволили ей достигнуть значительных успехов относительно своей эпохи.
Итоги
Византийские иконы была крупнейшим достижением в восточно-христианской ортодоксальной цивилизации. Она не только легла в основу ряда национальных культур, но и оказала влияние на католические страны – Италия, в частности, Венеция, находилась под влиянием ромеев.
Первый период расцвета византийской иконописи сохраняет черты античности, которые вытесняются в ходе поиска изобразительного языка, способного перенести суть христианских догматов и религиозного учения в плоскость художественной графики. Исчезает натурализм, иконы теряют индивидуальные черты, становятся более схематичными.
Развитие изобразительного искусства было остановлено под прессингом иконоборчества, утвердившегося в качестве официальной идеологии на целое столетие. В это время иконопочитателей преследовали, многие иконописцы были вынуждены сменить родное государство на соседние страны, где продолжали свою работу.
Ренессанс в создании икон начался в XX веке, а подлинный расцвет наступил ближе к закату Византийской империи. Для этого периода характерно усложнение цветовой гаммы, возвращается натурализм; изображаемые фигуры приобретают индивидуальность, они становятся более воздушными, иконопись в целом приобретает черты маньеризма (Двенадцать апостолов, Сошествие Христа в ад).
Под влиянием византийской традиции сформировалась церковная культура Руси. Внешнее убранство, внутреннее оформление задавались достижениями ромейской эпохи. Одним из главных искусств, перенесенных из Византии, стала мозаика.
Иконопись на византийский манер была основным видом искусства России до XVI в., когда ее потеснила светская живопись. Основные произведения создавались художниками Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Главные принципы – духовность, выразительность, сакральность.
Экономическое и духовное сообщение с Византией прекратились после завоевания Руси монголо-татарами. Тем не менее, глубокие культурные связи уже были заложены и сегодня мы, потомки русичей, являемся наследниками древней цивилизации.