Айседора дункан

Раунд первый. Стиль

Айседора Дункан считается основоположницей стиля свободного танца, на котором позже основывались модерн и контемпорари. Для Дункан это был не просто танец, это было мировоззрение. Она своеобразно восприняла философию Фридриха Ницше и в своей хореографии пыталась воплотить раскрепощённый и творческий дух человека, использовать пластику как язык души.

«Если моё искусство символично, то символ этот — только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства», — утверждала Дункан.


Айседора Дункан. (britannica.com)

Михаил Барышников прославился своими балетными выступлениями. Приверженец классики, он поражал зрителей своей физической формой: сложнейший прыжок с баллоном и элевацией давался ему легко. Но не только его техника была безупречна, он поражал и своим актёрским мастерством.

В 1989 году неожиданно для всех Барышников закончил карьеру в балете и решил посвятить себя модерну. Артист поднял планку исполнения до невероятных высот, на его модерн-балетах был полный аншлаг. К тому же Барышников не ограничивался танцами: он снимался в фильмах и сериалах и даже был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный путь».

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Как утверждают свидетели, в первый день их знакомства они общались знаками, жестами, улыбками. Поэт говорил только по-русски, танцовщица только по-английски. Но, казалось, они прекрасно понимают друг друга. Роман вспыхнул сразу и бурно. Влюбленных ничего не смущало: ни языковой барьер, ни разница в возрасте.

В этих отношениях было все: страсть, ревность, выяснение отношений, каждого на своем языке, бурные примирения и сладостные затишья. В дальнейшем они создали союз, в котором друг без друга было скучно, но и вместе было тяжело.

Эта любовь как будто сошла со страниц романа Достоевского, мешающего черты садизма, мазохизма, и какой-то запредельной чувственности. Сергей был очарован Айседорой, и вероятно, влюблен не только в не, но и в ее славу, и призрак своей мировой славы. Он влюбился в нее, как в некий проект, как в рычаг, ведущий от всероссийской славы к мировой.

Танцовщица часто проводила уроки не в зале, а в саду или на морском берегу. Суть танца видела в слиянии с природой. Вот что она писала: «Я вдохновлялась движением деревьев, волн, облаков, связью, которая существует между страстью и грозой, между лёгким ветерком и нежностью, дождем и жаждой обновления».

Сергей не переставал любоваться женой — чудной танцовщицей, просил ее выступать перед своими друзьями, и по сути, являлся ее главным поклонником.

Путешествие в ненавистную Америку, окончательно расставило все по своим местам. Появилось раздражение, а после и открытое недовольство со стороны Сергея. Она утратила образ прекрасной дамы и стала разменной монетой в руках поэта.
Тем не менее, после запальных ссор Сергей валялся в ногах любимой, просил прощения. А она прощала ему все. Напряженные отношения прервались после возвращения в Россию. Айседора через месяц покинула родину поэта и больше они не виделись. Их официальный брак (1922-1924) распался.

Разница в возрасте

  • она родилась 27 мая 1877 г. в Америке;
  • он родился 3 октября 1895 г. в Российской империи;
  • разница в возрасте Есенина и Дункан составляла 18 лет;
  • когда они встретились, ей было 44 года, ему – 26;
  • поэт умер в 30 лет, через два года не стало танцовщицы, ей было 50.

По знакам зодиака она — Близнецы, он — Весы. Эти знаки в личной жизни совместимы и есть любовь. Звезды не обманешь. Если Вам интересно, есть такая таблица в статье «Знаки зодиака и любовь».

Можно по-разному относиться к этим отношениям, где переплелись страсть и творчество. Интерес они будут вызывать не только у поклонников таланта танцовщицы и поэта. Яркая, как вспышка, любовь, будет привлекательна для всех, кто открыт высоким, настоящим, пусть и непродолжительным, чувствам.

Айседора в Европе

В 1898 году танцовщица приехала в Лондон. Это решение принесло хорошие плоды: Айседора начала получать приглашения выступить, ее доходы значительно возросли.

В биографии Айседоры Дункан интересный факт, связанный с деньгами, заслуживает особого внимания. Она не умела копить и львиную долю заработанного всегда тратила на то, чтобы открыть очередную школу, арендовать студию, профинансировать гастроли. Дело, которое давало ей доход, было и основным источником трат. Вот и в этот раз она первым делом сняла танцевальную студию, как только уровень дохода начал это позволять.

В 1902 году она отправилась в Париж, где произошло ее судьбоносное знакомство с Лои Фуллер, основательницей танцевального жанра модерн. Девушки имели сходные взгляды на искусство, что их и сроднило. Они обе полагали, что танец должен быть не строгой системой движений (как балет), а естественным выражением чувств и мыслей. Вскоре после знакомства девушки отправились в тур по Европе.

Затем были и другие туры и гастроли. Айседору наконец признали, ее ждали и восхищались ею в Европе и родной Америке.

В 1912 году кутюрье Пол Пуаре пригласил Айседору выступить на частной вечеринке, лейтмотивом которой были версальские «вакханалии» Людовика XIV. Пуаре лично изготовил наряд для гостьи. Она, босая и наряженная лишь в греческую тунику, плясала на столах меж гостей. Выступление произвело настоящий фурор, а образ так и остался с Айседорой на долгие годы: она и до этого выходила на сцену босой, а вот подобрать идеальный наряд никак не могла. Им и стала легкая туника, не сковывающая движений и позволяющая любоваться великолепной пластикой.

В 1915 году произошла еще одна удивительная история

Краткие биографии Айседоры Дункан не всегда уделяют внимание этому событию, но оно было поистине судьбоносным. Из-за долгов она не смогла вовремя покинуть Великобританию и уплыть в США на великолепном лайнере «Лузитания»

Тяжба с кредиторами затянулась, в итоге Айседоре спешно пришлось менять билеты. «Лузитания» же пошла ко дну неподалеку от побережья Ирландии, торпедированная германской подводной лодкой. Эта катастрофа унесла 1198 жизней.

Айседоре доводилось танцевать и в СССР, и во многих странах Европы, и на родине в США. Но сама она не была в восторге от подобной деятельности, считая своей настоящей миссией вовсе не увеселение публики, а преподавание.

↑ Трагедии в судьбе сильной женщины

Жизнь танцовщицы оказалась полной испытаний. Случайная гибель детей, дочери от театрального режиссера Гордона Крэга, и сына, родившегося от Юджина Зингера, наследника знаменитого мастера и изобретателя швейных машин, привели «танцовщицу-босоножку» к тяжелым последствиям. В поездке из Парижа в Версаль, после свидания с матерью, двигатель машины внезапно заглох, и водителю пришлось покинуть салон машины, чтобы устранить неисправность.

школа танцев Айседоры Дункан фото

Внезапно тронувшийся с места автомобиль скатился с берега в Сену. Гибель детей нанесла Айседоре неизгладимую рану.
С тех пор Айседора слышала похоронные марши, видела уходящих в воду детей. Не спасали её от этих видений творчество, работа, окружение.

В Россию с гастролями Дункан вновь приезжает в январские дни 1913 года. Этот период принес её знакомство с преемниками её таланта, которые открыли студии пластического танца Айседоры Дункан.
С трепетом и надеждой Айседора «Божественная босоножка» приняла официальное приглашение наркома просвещения Российской Федерации Луначарского.

Создание танцевальной школы в Москве нарком гарантировал финансовой поддержкой.
Однако поддержка правительства России в процессе становления танцевальной школы в России в 1921 году, было связано с такими проблемами, как голод, отсутствие возможности отапливать помещения, в которых должны были заниматься танцовщики.

Для проживания танцовщице предоставили квартиру балерины Императорского театра Екатерины Гольпер, эмигрировавшей из России.
В первый год пребывания в России Дункан знакомится с поэтом Сергеем Есениным. Это знакомство через год переросло в официальный брак, который длился всего два года.

Несмотря на непростые отношения с Есениным, от Айседоры Дункан никогда не звучало отрицательных отзывов об их браке.
Финал добра и красоты
Айседора издаёт в России книги: «Танец будущего» в 1907 году и «Моя жизнь» в 1930 году. В этих произведениях она описывает своё воззрение на женщину будущего.

Дункан продолжала танцевать так, как хотела. Без лифа, в тунике и босиком. Её труд и стремление к высокой оценке её творчества принесли свои плоды. Гармонию души и тела, её талант оценили современники.

Гибель Дункан оказалась не менее трагичной смерти её детей. Любившая поездки в автомобиле, Айседора повязала свой любимый алый палантин, который нравился Есенину она обернула его вокруг шеи, забросив его концы за спину. От пальто она отказалась, считая шарф достаточно теплым.

Автомобиль тронулся, но тут же остановился. На его дверцу упала голова «божественной босоножки». Оказалось, что концы шарфа попали на ось колеса и, намотавшись на неё, затянули палантин на шее Дункан. Это случилось в Ницце 14 сентября 1927 года.

Личная жизнь

Личная жизнь Айседоры Дункан была бурной и насыщенной. В ней были женщины и мужчины разного возраста, социального статуса и профессий. Уже в 11 лет она впервые влюбилась в работника аптеки Вернона, но затем до 17 лет была занята только танцами и своей карьерой.

С 17 лет Дора испытала все чувства, которые может принести в жизнь любовь. Во время выступлений в Чикаго в молодую девушку влюбился художник-эмигрант из Польши Иван Мироцкий. Он был старше почти на 30 лет, но девушка ответила ему взаимностью. Роман длился 1,5 года, дело двигалось к бракосочетанию и уже была назначена дата, когда брат Доры узнал, что жених женат. Это стало ударом для неё и первой трагедией в жизни, из-за которой было принято решение покинуть Америку.
Следующий мужчина в жизни – актер Оскар Бережи. Бережи стал первым мужчиной 25-летней Айседоры, но до свадьбы дело не дошло. Оскар выбрал карьеру, бросил танцовщицу и уехал в Испанию. Через 4 года произошло знакомство с режиссером театра Гордоном Крэгом. От него женщина родила дочь, но семью построить не получилось. Крэг женился на другой женщине.

Парис Юджен Зингер – следующий партнер Дункан. Богатый наследник династии, которая изобрела швейную машину, проявил инициативу, сделал первый шаг и познакомился с Айседорой. Она родила от него мальчика, но замуж так и не вышла.

Детям знаменитой артистки не удалось прожить долгую жизнь. Они трагически погибли по пути из Парижа в Версаль. Машина, на которой они ехали домой с водителем и няней упала в Сену. Никто не выжил.

Сергей Есенин – самая большая любовь Айседоры. С влюбчивым поэтом артистка познакомилась в октябре 1921 г. на вечеринке художника Якулова. Роман их развивался стремительно и даже закончился свадьбой. Ярая противница браков и атеистка Дункан вышла замуж за Есенина, который был младше на 18 лет. Их отношения были многим непонятны, две своенравные и скандальные личности не смогли сохранить отношения. Вскоре после свадьбы и отъезда из России поэт начал пить, уходить из дома, скандалить. Молодой паре пришлось вернуться в Россию, но через месяц Дора сбежала, оставив пьющего Есенина одного. Вскоре поэт сообщил о женитьбе на другой женщине. Даже после разрыва с Сергеем Дункан всегда хорошо о нем отзывалась, отказалась от своих прав на его сочинения в пользу его семьи.

После Есенина танцовщица имела ещё несколько скандальных романов, в том числе с поэтессой Мерседес де Акоста. Сохранилась любовная переписка двух дам.
Смерть Айседоры Дункан стала нелепой случайностью. Последние годы она много пила, практически не выступала. Но в последний свой день она была счастлива. Танцовщица села в кабриолет своего любовника, авто резко тронулось с места. В спицах колеса запутался любимый шарф Айседоры, который практически лишил ее головы. В 1927 г. наступила мгновенная смерть великой артистки Айседоры Дункан.

Творчество

Айседора Дункан и Сергей Есенин Айседора Дункан вдохновлялась античным искусством, идеями У. Уитмена, Р. Вагнера, Ф. Ницше. В своих композициях она импровизировала, используя музыку Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, К.В.Глюка, П.И.Чайковского, Ф. Шуберта, а также мелодии революционных песен. Танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах. Движения её танца напоминали рисунки древних фресок и вазописи. Дункан пыталась вернуть танцу его изначальную естественность и красоту выражения. В основе её творческого метода лежал принцип самовыражения свободной личности.

Используя систему Ф. Дельсарта, создала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. Искусство Айседоры Дункан оказало большое влияние на развитие русского балета и помогло реформе академического танца.

Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Её стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и её единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все её поколение, оказал Ницше. В ответ на его философию Дункан написала книгу «Танец будущего». Как Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего.

Дункан писала, что новая женщина выйдет на новый интеллектуально-физический уровень: «Если моё искусство символично, то символ этот— только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства

». Дункан подчеркивала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителей, импульсом для появления танца должен стать язык души.

Дункан поставила перед собой задачу по созданию «танца будущего», который должен был стать результатом «всего того развития, которое человечество имеет за собой». Главным его источником послужила античность, по известному выражению В. Светлова, Дункан явилась «Шлиманом античной хореографии».

Яркие романы

Биография и личная жизнь Айседоры Дункан тесно связаны между собой. Исполняя чувственные танцы в откровенных нарядах, она всегда была любимицей мужчин. Но Айседора не спешила заводить с ними бурные романы. До 25 лет она отвергала всех своих поклонников, считая, что должна посвятить свою жизнь искусству, а не плотским утехам. Но еще в Чикаго она влюбилась польского художника, который был старше ее в 2 раза. Ему было 45 лет. Мужчина обещал жениться на ней, но впоследствии выяснилось, что в Польше у него уже есть жена. Именно после этого Айседора поспешила покинуть США и отправилась покорять Европу.

В Париже Айседора встретила малоизвестного актера Оскара Бережи, в которого сразу влюбилась. Но их роман продлился недолго, потому что мужчине надоело быть тенью своей популярной возлюбленной.

В Берлине Айседора познакомилась с режиссером Гордоном Крэгом. Их отношения продолжались в течение нескольких лет, и они даже жили вместе. Дункан родила от него свою первую дочь, но мужчина так и не решился жениться на известной танцовщице. Вскоре он и вовсе ушел от нее к своей бывшей любовнице.

Айседора тяжело переживала этот разрыв, с головой уйдя в работу. Ее следующему возлюбленному пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее сердце. Миллионер Пэрис Зингер был готов потратить огромные средства, чтобы расположить ее. Он присылал ей меха и бриллианты, огромные букеты, пока Айседора не сдалась. Вместе они прожили несколько лет, и танцовщица даже родила мужчине сына. Но их отношения быстро развалились из-за ревности Зингера. Он хотел, что Айседора оставила сцену, а она без нее не представляла своей жизни.

Не разделенная любовь Айседоры Дункан

Впрочем, несмотря на популярность, в личной жизни Айседоре по-прежнему не везло. Она приняла предложение и была помолвлена с неизвестным актером, мадьяром по национальности — Оскаром Бережи. Именно ему посчастливилось стать первым мужчиной в жизни 25 летней танцовщицы, до этого она оставалась девственницей, что было необычно для той богемной среды, в которой проходила ее жизнь. Однако вскоре актеру предложили съемки в столице Испании, Мадриде, и он объявил о расторжении помолвки.

В 29 лет Айседора встретила театрального постановщика и режиссера Гордона Крэга, от него она родила своего первого ребенка — дочь Дейдру. Спустя некоторое время Айседора и Гордон расстались по вине последнего, так как он отказался жениться на ней и предпочел брак со своей ранее возлюбленной Еленой. Это стало еще одним ударом по сердцу женщины, который оставил опечаток на всю оставшуюся жизнь.

Однажды после концерта в театральную гримерную Айседоры вошел импозантный мужчина, представившийся Парисом Юджином Зингером. Мужчина унаследовал огромное состояние от своего усопшего отца, фабриканта, выпускавшего знаменитые по всему миру швейные машинки «Зингер». От Париса Зингера у Айсидоры родился сын Патрик. Впрочем, и с Парисом пришлось прекратить все отношения, так как он неимоверно ревновал Айседору ко всем окружающим танцовщицу мужчинам.

Литература

  • Дункан Ирма, Макдугалл Алан Росс. Русские дни Айседоры Дункан и её последние годы во Франции / Пер. с англ. Вступ. ст., комментарий Г. Лахути. — М.: Моск. рабочий, 1995. — 271 с. ISBN 5-239-01848-0
  • Шнейдер И. Встречи с Есениным: Воспоминания. — Киев: Мистецтво, 1989. — 349 с.: ил. ISBN -6
  • Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы / Перевод с англ. Е.Гусевой. — Смоленск: Русич, 1997. — 560 с. — («Женщина-миф»). ISBN 5-88590-642-4
  • Курт П. Айседора. Неистовый танец жизни. Isadora. A Sensational Life — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 768 с., илл. ISBN 5-699-00762-8
  • Каталог выставки «Античный профиль танца» Василий Ватагин, Матвей Добров, Николай Чернышев (Айседоре Дункан посвящается), 24 августа — , Москва: Изд-во Музей графики. ISBN -2
  • Стефанида Руднева. Воспоминания счастливого человека. — М.: Главархив, 2007. — 856 с.: ил. ISBN 978—9, ISBN 978—0
  • Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. В. Царьковой. -СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2000. — 320 с. ISBN 5-93762-003-8
  • Дункан Айседора // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN -0.
  • Наталья Аляшева. Айседора Дункан. Документальные свидетельства и фантазии. Издательство: Урал ЛТД. 2000. Твердый переплёт, 442 стр. ISBN -X
  • Есенин и Айседора Дункан. Серия: Любовные истории великих (Сост. Т. И. Маршкова). Издательство: Алгоритм, — М., 2007 г. Твердый переплёт, 288 стр. ISBN 978—9
  • Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба (ред.-сост., вступ.ст., пер. Краснов И. М.). Издательство: Терра (2005). ISBN 5-275-01262-4
  • Нонна Голикова. Сергей и Айседора. — М.: Вагриус, 2005. — 256 с.: ил. ISBN -7
  • Ирина Сироткина. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 319 с.
  • Ирина Сироткина. Айседора Дункан и сто десять лет свободного танца // Театр. 2015. № 20.
  • Levien, Julia. Duncan Dance : a guide for young people ages six to sixteen / Julia Levien. With illustrations by the author from life and memory. «A Dance Horizons book.» 1994. ISBN 0-87127-198-2
  • Maria Theresa. Divine Being, Guided by a Higher Power by Pamela de Fina. The Adopted Daughter of Isadora Duncan, 2003. Dorrance Publishing Go., Inc. Pittsburgh, Pennsylvania 15222. ISBN -7
  • Anna Duncan: In the footsteps of Isadora. I Isadoras fotspar. Dansmuseet, 1995. ISBN -3
  • Frank-Manuel Peter (Hrsg./Ed.). Isadora & Elizabeth Duncan in Deutschland, in Germany. Deutsches Tanzarchiv Koln, 2000. ISBN 3-87909-645-7
  • The Technique of Isadora Duncan By Irma Duncan. Illustrated. Photographs ву Hans V. Briesex. Posed by Isadora, Irma and the duncan pupils. Printed in Austria by Karl Piller, Wien VIII. ISBN 0-87127-028-5
  • The Art of the Dance. Isadora Duncan / pref. par Sheldon Cheney.- New-York : Theater Arts, 1928.- 147 p. Edited, with an introduction by Sheldon Cheney. ISBN 0-87830-005-8
  • Life Into Art. Isadora Duncan and Her World. (1993) Edited By Doraee Duncan, Carol Pratl, And Cynthia Splatt ; Foreword By Agnes De Mille ; Text By Cynthia Splatt. Hardcover: 199 pages. Publisher: W. W. Norton & Company; 1st edition (November 1993). ISBN 0-393-03507-7
  • Duncan Isadora. Isadora Speaks. Ed. Franklin Rosemont. San Francisco, 1981.
  • Сидоров А. А. Современный танец. М., 1923.
  • Белый Андрей. Луг зелёный. Книга статей. М., 1910.
  • Морис Левер. Айседора Дункан. Серия ЖЗЛ. М., 2006.
  • Isadora Dunkan «My Life» Москва. «Центрполиграф» 2005.
  • Мариенгоф А. Б. Роман без вранья, 1926.

Интересные факты

Рассмотрев жизненный и творческий путь Айседоры Дункан, предлагаем в завершение познакомиться с некоторыми любопытными фактами из ее жизни:

  • Принято считать, что во много благодаря ей женщины прошлого века отказались от неудобных корсетов, вызывающих проблемы со здоровьем. Танцовщица вдохновила дизайнера Поль Пуаре на создание коллекции туник и свободных платьев-рубашек.
  • Парис Юджин Зингер, один из возлюбленных Дункан, помогал ей финансово и даже взял на себя содержание одной из школ Айседоры, в Грюневельде, где искусству танца обучалось 40 детей.
  • Танцовщица была ярой противницей официального брака, полагая, что он лишает женщину свободы.
  • Получив приглашение советской власти открыть в России танцевальную школу, Айседора согласилась не раздумывая.

У нее не осталось последователей, поскольку целостной системы движений танцовщица не создала, она всегда выражала в танце то, что было у нее на душе, а это гораздо больше, чем просто па, это было само восприятие жизни. Подражать этому невозможно, поскольку восхитительный танец шел из глубины души Айседоры.

Встречи и разлуки

Вслед за женатым Мироски появился мужчина, оставшийся в ее памяти и автобиографии как Ромео. Весна, Будапешт и он, Оскар Бережи, талантливый актер и страстный возлюбленный, помолвка и знакомство с его семьей — все это казалось сказкой. А сказки, как известно, имеют свойство заканчиваться — Бережи предпочел Айседоре карьеру. Помолвку разорвали. 

Следующим промежуточным персонажем стал Хенрик Тоде, педагог и писатель, опять-таки женатый. Их отношения носили чисто платонический характер, этому роману и не суждено было стать чем-то большим. Потому что появился Крэг. 

Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, Тедди, как называла его Айседора, занял огромное место в ее жизни. И, как всегда, счастье не было безоговорочным. С самого начала они называли свою любовь «ненастоящей», подчеркивая ее временность, — Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке. 

Айседора Дункан и Сергей Есенин

И появилась Дидра, девочка, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет. За этим последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Айседора безумно ревновала и стыдилась своей ревности. Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом. 

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским. Видя, как он восхищен ею, Айседора не могла удержаться от попытки превратить это в нечто большее. Она описывает этот эпизод в автобиографии: когда она однажды поцеловала его в губы, «у него был страшно удивленный вид… он, глядя на меня, с ужасом воскликнул: «Но что же мы будем делать с ребенком?» «Каким ребенком?» — поинтересовалась я. «Нашим, конечно». Я расхохоталась, а он посмотрел на меня с грустью и ушел». Тем не менее этот случай не разрушил их дружбы. 

Айседора по-прежнему оставалась одинока. Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина с вьющимися светлыми волосами и бородой, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», — представился он. «Вот он, мой миллионер», — пронеслось в мозгу у Айседоры. Расточительную и эксцентричную танцовщицу неоплаченные счета всегда выводили из состояния равновесия. А счетов было много. Айседора, так нуждавшаяся в детстве, любила жить шикарно.

И состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Лоэнгрин, как называла его Дункан, был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние. Айседора привязалась к нему, они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой. От Лоэнгрина у нее родился сын Патрик, и она чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был очень ревнив, а Айседора не собиралась полностью отказываться от приобретенной такими трудами самостоятельности и не флиртовать с другими мужчинами; к тому же она постоянно подчеркивала, что ее нельзя купить. Однажды они серьезно поссорились, и, как всегда, когда ее любовные отношения давали трещину, она полностью погрузилась в работу. 

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Последней каплей были померещившиеся ей между сугробов два детских гроба. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру. 

Детей после встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и… Тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось. 

Айседора не плакала, она старалась облегчить горе тех, кто был рядом с ней. Родственники, сначала удивлявшиеся ее самообладанию, стали опасаться за ее рассудок. Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда. 

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», — прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней. 

Трагедия с детьми

У неё был уникальный дар: Дункан предчувствовала, когда рядом ходила смерть. В её жизни не раз бывало, что сама природа посылала ей какой-то знак, а вскоре после этого умирал кто-то из близких, друзей или знакомых Айседоры.

Поэтому, когда в 1913 году её начали мучить страшные видения, женщина потеряла покой. Ей постоянно слышались похоронные марши и виделись маленькие гробики. Она с ума сходила, переживая за своих детей. Дункан пыталась сделать жизнь малышей абсолютно безопасной. С гражданским мужем и детками они перебрались в тихое уютное местечко Версаль.

Однажды Айседора находилась с детьми в Париже, у неё появились там неотложные дела, и она отправила малышей с шофёром и гувернанткой домой в Версаль. По пути машина заглохла, водитель вышел, чтобы выяснить причину. В этот момент автомобиль поехал и упал в реку Сену, детей спасти не удалось.

Депрессия у Айседоры была жуткая, тем не менее она нашла в себе силы выступить в защиту шофёра, понимая, что у него тоже есть маленькие дети.

Она была как камень, не плакала и никогда ни с кем не говорила об этой трагедии. Но однажды во время прогулки у реки увидела призрак своих маленьких детей, они держались за руки. Женщина закричала, у неё началась истерика. На помощь к ней кинулся молодой человек, проходивший мимо. Айседора глянула ему в глаза и прошептала: «Спасите… Подарите мне ребёнка!» От этой мимолётной связи она родила малыша, но он прожил лишь несколько дней.

Образ в искусстве

В литературе

  • «Собачье сердце» Михаила Булгакова.
  • «Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа.
  • «На берегах Невы» Ирины Одоевцевой.
  • «Исидора Дункан» Збигнева Герберта.

В театре

  • «Айседора»— балет Мориса Бежара, поставленный для Майи Плисецкой (Опера Монте-Карло, 1976).
  • «Пять вальсов Брамса в манере Дункан»— балет Фредерика Аштона (Королевский балет, 1976).
  • «Айседора»— балет Кеннета Макмиллана на музыку Ричарда Беннетта (Королевский балет, 1981).
  • «Айседора: Миг до вечности», пьеса Юрия Баладжарова (2012).
  • «Три жизни Айседоры Дункан», монодрама в 2действиях Зиновия Сагалова.
  • «Стойте на голове», хореографический спектакль Татьяны Вдовиной (2016).
  • «Сергей и Айседора», спектакль Романа Виктюка по мотивам пьесы Н. Голиковой «Жизнь моя, иль Ты приснилась мне…» (2012)

В кино

  • «Айседора Дункан, величайшая танцовщица в мире», режиссёр Кен Рассел, в главной роли Вивьен Пиклз (Великобритания, 1966).
  • «Айседора». Режиссёр Карел Рейш, в главной роли Ванесса Редгрейв (Великобритания-Франция, 1968).
  • «Есенин». Режиссёр Игорь Зайцев, в роли Айседоры Дункан Шон Янг (Россия, 2005).
  • «Танцовщица». Режиссёр: Стефани Ди Джусто; в роли Лили-Роуз Депп (Франция-Бельгия-Чехия, 2016)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: