Эпоха возрождения

Донателло

Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466

Национальность: итальянец

Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)

бронзовый Давид (1440-е годы)

Другие известные работы: —

  • Конная статуя Гаттамелата (1453)
  • Кающаяся Магдалина (1455)

Интерьер

На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция). Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня

В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки

Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их выставляли на лоджии, которые играли важную роль в загородных и городских домах. Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:

  • Акантовый лист.
  • Натюрморт.
  • Городские пейзажи.
  • Вьющиеся стебли.
  • Музыкальные инструменты.

На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:

  • Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
  • Выпиливался фрагмент определенного узора.
  • Готовый узор наклеивался на основу.
  • Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.

Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.

Пример витиеватых орнаментов на предметах мебели

Культура

Основой культуры Ренессанса считается принцип гуманизма, который говорил о красоте и достоинстве человека, его творческих возможностях, разуме и воле. Жизнеутверждающая культура гуманизма имела светский характер, что в корни отличалось от культуры средневекового времени. Европа освободилась от мощного церковного влияния, что способствовало быстрому подъему и развитию науки. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Непреодолимое стремление познания окружающего мира отразилось на изобразительном искусстве. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.


Тайная вечеря, Леонардо да Винчи

Рафаэль Санти

Отец Рафаэля художником при дворе герцога Урбинского, именно в мастерской отца Рафаэль получил первые навыки.  Позже он приходит в мастерскую Пьетро Перуджино, его первые произведения  копируют стиль этого мастера.

Постепенно он создаёт свой собственный стиль и первые шедевры на религиозную тематику. Рафаэль пишет как крупные церковные полотна, так небольшие картины, как, например, «Мадонна Конестабиле», «Святой Георгий, поражающий дракона», различные портреты.

В 1508 Рафаэль, по просьбе Папы Римского, работал над украшением папских комнат в Ватикане , где и были запечатлены лучшие его работы, например, знаменитая «Афинская Школа».

Тинторетто

Продолжительность жизни: октябрь 1518 г. — 31 мая 1594 г.

Национальность: итальянец

Венецианская школа, разработанная в Венеции в эпоху Возрождения, дала новый импульс в живописи в сторону пышных цветов и световых эффектов. Венецианский стиль оказал большое влияние на последующее развитие западной живописи. Наряду с Тицианом и Веронезе, Тинторетто был одним из трех венецианских гигантов во времена эпохи Возрождения. Во времена Ренессанса художники в Италии разработали перспективу, чтобы создать иллюзию трехмерного пространства. Тинторетто расширил эту технику до предела, используя длинные и широкие перспективы. Стиль Тинторетто был новаторским и драматичным. Его искусство известно своей радикальной природой, яркостью и современностью. Тинторетто был высоко индивидуалистическим художником, чья техника развивалась в течение всей его карьеры. Его эксперименты со светом и пространством привели к достижению яркого визионерского качества в его более поздних работах. Тинторетто считается одним из самых значительных художников позднего Ренессанса.

Шедевр: Тайная вечеря (1594)

Тайная вечеря (1594)

Другие известные работы:

  • Распятие (1565)
  • Тело Святого Марка, привезенное в Венецию (1566)

Дворцы и архитектура

Благодаря дворцам, построенным по заказу глав прославленных семейств итальянского Ренессанса, Тоскана приобрела строгий «флорентийский стиль». Появление двух палаццо – Палаццо Медичи (Palazzo Medici Riccardi) и Строцци (Palazzo Strozzi) – связано с многолетней борьбой между богатейшими кланами банкиров .

Меценат демократического склада Козимо Старый Медичи (Cosimo il vecchio) был покровителем художников, зодчих. В искусстве любил строгую простоту, не принимал роскошь. В 1444 году Медичи поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo) построить для семьи дворец, не вызывающий зависти соотечественников.

По приказу заказчика первое здание стиля Раннего Ренессанса выложили плитняком, который применялся для отделки общественных сооружений. Дворец строили 20 лет. Здесь работали Донателло, Боттичелли, Микеланджело.

После возвращения во Флоренцию из вынужденного бегства, Филиппо Строцци решает построить палаццо, не уступающий по величию дворцу соперника. Давление заказчика на архитектора и инженера привело к тому, что сооружения оказались почти «близнецами». Дворец создаёт впечатление величия в сочетании с подчёркнутой простотой фасада.

Собор святого Петра

В 4 веке на месте захоронения апостола Петра был возведён маленький храм. Папа Юлий II предложил перестроить базилику в 1506 году. В строительстве, которое продолжалось более 100 лет, приняло участие 20 выдающихся архитекторов. Среди них − Бернардо, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джакомо и другие.

Донато Браманте (1444 − 1514) первым приступил к осуществлению задумки возвести собор в виде креста, увенчанного огромным куполом. После смерти архитектора строительство остановилось. Спустя 33 года работы продолжил Микеланджело. Автор чертежей нашёл неожиданное решение, создающее иллюзию пружинящего купола. Мастер не успел осуществить задуманное. Продолжил работу Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta). Поднятый на высоту 136 метров, купол стал самым высоким в мире. Внутренней отделкой занимался итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), который проработал в соборе 20 лет.

Вам пригодится инструкция: как подняться на купол собора святого Петра

Купол Флорентийского кафедрального собора

После возведения грандиозного купола Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) архитектор Брунеллески стал самым знаменитым зодчим Италии.

Первый крупный памятник Ренессанса воплотил новаторскую инженерную мысль, основанную на использовании специально изобретённых механизмов.

Загадку решил Брунеллески. Он предложил совету города модель собора и доказал, что построит купол с помощью инновационных способов инженерии. Строительство купола начали в 1420 году и закончили в 1436 году. Через три года ученик  Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) Леонардо да Винчи достроил мраморный фонарь, увенчанный золотым шаром. Сооружение отделило строительные традиции средневековья от архитектуры эпохи Возрождения. Уникальный памятник стал символом Флоренции.

Известные художники эпохи Ренессанса

Знаменитые художники Возрождения подарили миру произведения, которые стали частью «Золотого фонда» живописи. На холстах отражена эволюция в мире искусства, выраженная в смелых и ярких образах, точности линий.

Тинторетто (1518-1594)

Итальянский художник, творивший в Венеции. Созданная ранее перспектива иллюзии трехмерного пространства была усовершенствована им до предела. Для этой цели Тинторетто применял длинные и широкие перспективы.

Выбранный им стиль отражает новаторские технологии, яркость и насыщенность красок и нескрываемую драматичность.

Тициан (1488/1490-1576)

Итальянский художник, который экспериментировал с различными стилями и направлениями в живописи. В основе его работ были портреты, ландшафты, религиозные и мифологические тематики. Особенность техники – свободные мазки и тонкость тона.

Ему удалось успешно внедрить смелые образы обнаженных тел в живопись, сочетать их с религиозными сюжетами.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)

Немецкий художник начал свой путь в творчестве в качестве успешного мастера гравюр на дереве. Печатное производство под его влиянием достигло невероятных масштабов и стало самостоятельной художественной формой.

Дюрер совершенствовал свое мастерство художника, общаясь с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Он ввел итальянское искусство в северные традиции живописи.

Иероним Босх (1450-1516)

Голландский художник, известный тем, что первым стал изображать на холстах миры необычные, скрытые от глаз людей, загробный мир и мифические существа также появлялись в его работах в числе первых, чем вызвали неподдельный интерес к произведениям.

Сад земных наслажденийИероним Босх

Его образы гротескны, в основе творчества лежат библейские сюжеты, в центре – сравнение жизни земной и небесной, Рая и Ада. Мастер понимал глубинные и подсознательные страхи людей, умело переносил их на холсты, заставляя задуматься.

Джотто (1267-1337)

Итальянский художник периода Раннего Ренессанса. Его творчество положило конец преобладанию в живописи влияния Византийского стиля. Смелые новации, необычный взгляд на техники письма позволили внести революционные изменения и открыть дорогу Ренессансу. Мастер изображал лица, жесты и эмоции максимально приближенными к естественным.

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Изобразительное искусство эпохи Ренессанса стало расцветом для просветителей. Многие гуманисты воспринимают Боттичелли, как основоположника жанра. Художник выбирал для себя мифологические и религиозные сюжеты, идеально писал портреты людей. Он стремился запечатлеть на холсте доброту и нежность, искренность и позитив.

Донателло (1386-1466)

Итальянский мастер совершил поездку в Рим и изучил там древние руины. Художник стал постепенно уводить живопись из-под влияния готики, привнося в изображение плавность линий и детальный реализм. Лица, изображаемые на холстах, получили эмоции, стали более живыми, настоящими.

Бронзовый ДавидДонателло

Основным направлением в работе была скульптура, но работы мастера оказали огромное влияние и на мир изобразительного искусства, вдохнув в образы жизнь.

Рафаэль (1483-1520)

Итальянский художник, творивший на этапе Высокого Ренессанса. Его основным направлением в творчестве стала реалистичность образов. Многие художники эпохи Возрождения старались подражать и ровняться на творчество мастера. Эмоции и чувства – особенность всех полотен.

Микеланджело (1475-1564)

Изобразительное искусство эпохи Возрождения во многом равнялось на произведения гениального итальянского мастера. Он был также одним из величайших скульпторов своего времени. Стиль мастера был своеобразным и очень личным, в ним преобладает естественность и натуральность, благодаря которым при взгляде на произведения полностью проникаешься сюжетом.

Леонардо да Винчи

Великое искусство эпохи Ренессанса нельзя представить без работ этого мастера. Да Винчи был не только талантливым художником, но и непревзойденным инженером, математиком, ботаником и скульптором. Для своего времени он создал много величайших открытий, которыми пользовались многие ученые и исследователи в будущем.

Витрувианский человекЛеонардо да Винчи

Глубокие познания в анатомии, геологии, физике позволили разработать ему уникальный метод, плавный переход от света к тени. На холстах можно видеть переход, выраженный контраст, который позволяет добиться трехмерного объема. Основные стили в работе: религиозная живопись, художественные образы.

Предпосылки и зарождение

Многие историки утверждают, что идеи, характеризующие эту эпоху, возникли в конце XIII века во Флоренции, в частности, в трудах Данте Алигьери и Петрарки, а также в картинах Джотто ди Бондоне. Некоторые авторы датируют Ренессанс довольно точно, одна из предложенных отправных дат — 1401 год, когда Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески соревновались за контракт на строительство бронзовых дверей для Баптистерия во Флорентийском соборе.

Другие видят общую конкуренцию между художниками и полиматами (определение для выдающегося человека эпохи Возрождения, который в нынешнем понимании являлся эрудитом), такими как Брунеллески, Гиберти, Донателло и Мазаччо, за художественные заказы, катализатором творчества, характерного для этого периода.

Во времена Ренессанса деньги и искусство шли рука об руку. Художники полностью зависели от меценатов, в то время как последние нуждались в деньгах для развития художественного таланта. Италия обогатилась в XIV, XV и XVI веках за счёт расширения торговли в Азии и Европе. Добыча серебра в Тироле увеличила поток денег, а роскошь из восточного мира, привезённая домой во время Крестовых походов, повысила благосостояние Генуи и Венеции.

Хронологическая периодизация эпохи выглядит следующим образом:

  1. Проторенессанс и Треченто (Раннее Возрождение) — с XIII до XIV века.
  2. Кватроченто (Высокое Возрождение) — до XV века.
  3. Чинквеченто (Поздний этап) — XVI век.

Социально-политическая ситуация в Италии

Уникальные политические структуры позднего Средневековья Италии привели некоторых учёных к предположению, что её необычный социальный климат поспособствовал появлению культурного расцвета. Италия как политическое образование не существовала в раннем современном периоде. Вместо этого она была разделена на более мелкие территории:

  1. Королевство Неаполь контролировало юг.
  2. Республика Флоренция и Папские государства — в центре.
  3. Миланцы и генуэзцы — на севере и западе.
  4. Венецианцы на востоке.

Указывается, что Отто Фрайзинг, немецкий епископ, посетивший Северную Италию в XII веке, заметил широко распространённую новую форму политической и социальной организации, отметив выход Италии из феодализма таким образом, что её общество основывалось на купцах и коммерции. С этим было связано антимонархическое мышление, представленное в раннем ренессансном цикле фресок «Аллегория добра и зла» Лоренцетти Амброджо, где он заложил послание о достоинствах справедливости и республиканизма.

Города и государства за пределами центральной Италии, такие как Флоренция, также были известны своими торговыми республиками, особенно Венецианской. Хотя на практике они были олигархическими и мало походили на современную демократию, они всё же имели её черты. Относительная политическая свобода, которую они предоставляли, способствовала академическому и художественному прогрессу.

Местоположение некоторых итальянских городов, таких как Венеция, составило им хорошую службу. Торговцы привозили с собой идеи из дальних уголков земного шара, особенно из Леванта. Венеция была кратким путём Европы для торговли с Востоком и производителями тонкого стекла, а Флоренция являлась столицей текстильной промышленности. В результате финансовое состояние страны дало возможность появлению крупных государственных и частных художественных проектов.

Культурные условия во Флоренции

Историки отмечают несколько особенностей, уникальных для флорентийской культурной жизни, которые, возможно, послужили зарождению Ренессанса именно во Флоренции. Особо подчёркивается роль, которую Медичи, олигархическое семейство, сыграли в покровительстве и стимулировании искусства. Лоренцо Медичи был катализатором огромного количества меценатства, побуждая своих сограждан заказывать работы у лучших художников Флоренции, в том числе у Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

Возрождение, безусловно, развивалось и до прихода к власти Лоренцо Медичи.

https://youtube.com/watch?v=Pt02PP46YbE

Развитие культуры эпохи Возрождения

Развитие эпохи Возрождения связано с развитием городской культуры. Развитие городов и промышленности — величайший переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Город представлял собой силу, которая выводила общество за рамки феодального строя. Городская культура имела свою яркую специфику: первоначально города образовывались за счет ремесленников, мастеров, торговцев, которые, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали только на себя. Это были предприимчивые люди, которым было свойственно чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, что, безусловно, формировало новое отношение к миру и к себе.

Развитие культуры эпохи Возрождения сопровождалось распадом феодализма и зарождением капитализма

В социальной сфере в эту эпоху появляются две главные фигуры – мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. Экономические отношения 12-16 веков стали предвестниками буржуазных отношений, для которых характерны: простое товарно-денежное хозяйство; городская культура; конкуренция; формирование независимого человека.

Основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники превращаются во всемогущих античных титанов, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысление веры: человек получает возможность творить, последняя в эпоху Средневековья приписывалась только Богу.

Предпосылки начала эпохи Возрождения в Южной и Западной Европе

Новая позиция человека в мире в эпоху Ренессанса нуждалась в мировоззренческой основе, которую предоставляла Античность. Однако античный антропоцентризм здесь наполняется уже более глубоким духовным смыслом. Тенденция переосмысления античности сильна, но она сочетается с культурными ценностями христианской культуры. Не потеряв Бога и веру, деятели эпохи Возрождения начали осознавать себя значимыми, уникальными, самостоятельными и ответственными за свою судьбу людьми.

Рафаэль (1483—1520).

Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.

Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.

О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.

Тициан (1488-1576).

Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562. Музей Прадо, Мадрид. 

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.

Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.

Художники эпохи Возрождения — это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Именно Леонардо можно назвать самым известным художником Возрождения, хотя он был гораздо больше, чем живописцем. Леонардо да Винчи – яркий пример универсального человека, талантливого во всём, он преуспел в живописи, литературе, скульптуре, архитектуре, во множестве различных наук… Интересно, что Леонардо написал всего 14 картин. Самая известная из них – “Портрет госпожи Лизы дель Джокондо”, она же “Джоконда”, она же “Мона Лиза”. В наши дни именно “Мона Лиза” является самой дорогой картиной, застрахованной на 3 млрд американских долларов. Она хранится во Франции, в парижском Лувре, где для неё отведён отдельный зал. Также Леонардо отметился серией портретов мадонн, то есть полотен религиозного содержания. Впрочем, среди художников эпохи возрождения мадонны вообще были весьма популярны.

Микеланджело Буоанарроти (1475-1564)

Долгий 70-летний жизненный путь этого человека был ярким, он оставил потомкам нетленные творения не только живописи, но и скульптуры. Как и другие великие художники эпохи Возрождения, Микеланджело жил во времена, полные исторических событий и потрясений. Его искусство – это прекрасная завершающая нота всего Ренессанса.

Мастер ставил скульптуру выше всех остальных искусств, но по воле судьбы стал выдающимся живописцем и архитектором. Самой масштабной и необыкновенной его работой является роспись Сикстинской капеллы (на фото) во дворце в Ватикане. Площадь фрески превышает 600 квадратных метров и содержит 300 фигур людей. Самая впечатляющая и знакомая – это сцена Страшного Суда.

Итальянские художники эпохи Возрождения обладали многогранными талантами. Так, мало кто знает, что Микеланджело был также прекрасным поэтом. Эта грань его гениальности в полной мере проявилась уже под конец жизни. Около 300 стихотворений сохранились до наших дней.

Достижение художественной культуры эпохи Ренессанса

Несомненным
достижением эпохи Возрождения стала геометрически правильная конструкция
картины. Художник выстраивал изображение с помощью разработанных им
приемов. Главное для живописцев того времени было соблюсти пропорции объектов.
Даже природа подпадала под математические приемы высчитывания пропорциональности
изображения с другими объектами на картине.

Другими
словами, художники в эпоху Ренессанса стремились передать точное изображение, например, человека на фоне природы. Если
сравнивать с современными приемами воссоздания на каком-то полотне виденного
образа, то, скорее всего, фотография с последующей корректировкой поможет
понять, к чему стремились художники Ренессанса.

Живописцы эпохи Возрождения считали, что они
имели право исправлять недоработки
природы, т.е., если человек имел некрасивые черты лица, художники
исправляли их таким образом, что лицо становилось милым и привлекательным.

Геометрический подход в изображениях приводит к новому способу изображения
пространственности. Перед воссозданием образов на холсте, художник делал разметку
их пространственного расположения. Такое правило со временем закрепилось среди
живописцев той эпохи.

Зритель
должен был быть впечатлен изображениями на картинах. Например, Рафаэль достиг полного соответствия
данному правилу, создав картину «Афинская школа». Своды здания поражают своей
высотой. Пространства так много, что начинаешь понимать то, какие размеры имеет
это сооружение. А изображенные мыслители античности с Платоном и Аристотелем
посередине говорит о том, что в Древнем мире существовало единство различных
философских идей.

Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения стала таковой благодаря
многим творческим личностям, которые жили в ту пору. Известный на весь мир Леонардо да Винчи (1452 – 1519) создал
огромное количество шедевров, стоимость которых исчисляются в миллионы
долларов, а ценители его искусства готовы созерцать его картины на протяжении
долгого времени.

Начинал
свое обучение Леонардо во Флоренции. Первое его полотно, написанное около 1478
года, — «Мадонна Бенуа». Далее были
такие творения как «Мадонна в гроте», «Мона
Лиза», упомянутая выше «Тайная вечеря» и еще масса других шедевров,
написанные рукой титана эпохи Ренессанса.

Строгость геометрических пропорций и точное воспроизведение
анатомического строения человека – вот чем характерна живопись Леонарда да
Винчи. По его убеждениям искусство изображать на холсте те или иные образы
является наукой, а не просто каким-то увлечением.

Характеристика живописи

В Средние века живопись была представлена иконографией и книжными миниатюрами, где прослеживается непропорциональность элементов (особенно человеческих тел), а также условный характер изображения. Смысл и образ были важнее эстетического наполнения. 

Во Флоренции, Риме, Венеции и других городах Италии художники начали заново открывать для себя красоту старины. На картинах вновь стал изображаться человек, стали рисовать даже библейских персонажей (например, Мазаччо — «Изгнание из рая»), что раньше считалось татуированной темой. Мифологические темы также стали очень популярными (например, «Афинская школа» Рафаэля). В Италии развилась портретная живопись и был создан прототип пейзажа, популярного в позднем голландском искусстве барокко.

Существенным нововведением стало изобретение сходящейся геометрической, линейной и воздушной перспективы. Портреты стали писаться на фоне пейзажей, что подтверждает сильный поворот ренессансной живописи к природе. Было введено сфумато, свет на картинах стал слегка туманный, активно начали использовать светотень.

Художники эпохи Возрождения опирались на три важных принципа. Первым было возобновление интереса к древности и систематическому изучению античного искусства, вторым было сосредоточение внимания на человеке (гуманизм), а третьим — открытие и освоение принципов линейной перспективы. Благодаря этим трем принципам в западном искусстве произошла настоящая революция. Источником вдохновения для художников эпохи Возрождения была, с одной стороны, природа, за которой они терпеливо наблюдали, а с другой — античное искусство, усердно изучавшееся в этот период во всех мастерских художников, скульпторов и архитекторов.

Эпоха Возрождения начала новую эру не только в живописи, но и в целом истории. Человек перестал быть греховным. Человек, а не Бог стали в центре познания. Именно это положило конец Средневековью.  

Общая характеристика

Культурная парадигма Возрождения возникла в результате кардинальных изменений в общественных отношениях.

Особое значение в Возрождении имело крушение Византийского государства, бежавшие в Европу византийцы принесли с собой произведения искусства и библиотеки, содержавшие античные источники, неизвестные средневековой Европе, а также являлись носителями никогда не забывавшейся в Византии античной культуры. Козимо Медичи именно под впечатлением от лекций византийского ученого основал во Флоренции Академию Платона.

Рост итальянских городов-республик вёл к расширению влияния сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях: ремесленников и мастеров, торговцев, банкиров. Им были полностью чужды иерархическая система ценностей средневековой церковной культуры и её смиренный аскетичный дух. Это привело к формированию гуманизма.

Определение 2

Гуманизм – это общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его созидающую деятельность как высшую ценность.

В городах возникают светские центры искусства и науки, деятельность которых была вне церковного контроля. Новое мировоззрение видело в античности пример неаскетичных гуманистических отношений. Изобретение книгопечатания в середине XV века сыграло свою роль в распространении по всей Европе античного наследия и новых взглядов.

Возрождение началось в Италии, где ещё в XIII веке были заметны его первые признаки (в деятельности Тони Парамони, Джотто, Пизано, Орканья), но установилось твёрдо с 1420-х годов. В Германии, Франции и других странах оно появилось позже. К концу XV века оно достигает наивысшего расцвета. Вследствие кризиса Возрождения XVI века является возникновение барокко и маньеризма.

Тициан Вечеллио (1488-1490 – 1676 годы)

Его по праву считают титаном эпохи Возрождения, наряду с Микеланджело, Рафаэлем и да Винчи. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей». В основном художник писал картины на мифологические и библейские темы, к тому же, прославился как великолепный портретист. Современники считали, что быть запечатленным кистью великого мастера – значит обрести бессмертие. И это действительно так. Заказы к Тициану поступали от самых почитаемых и знатных особ: римские папы, короли, кардиналы и герцоги. Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т.д.

Ничто не повторяется дважды. Эпоха Ренессанса подарила человечеству гениальных, неординарных личностей. Их имена вписаны в мировую историю искусства золотыми буквами. Архитекторы и скульпторы, писатели и художники эпохи Возрождения – список их очень велик. Мы коснулись лишь титанов, которые творили историю, несли миру идеи просвещения и гуманизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: