Содержание и уход
Домашний тарантул должен жить в небольшом оборудованном террариуме. Размер жилища напрямую зависит от размера самого паука и должен быть в два раза больше размера питомца. Температурный режим в террариуме колеблется от +18 до +30 градусов по Цельсию. В качестве подстилки можно выбрать торф. Тропические виды пауков предпочитают, чтобы наполнитель был немного влажным. Нельзя использовать древесные и хвойные опилки!
В террариуме необходимо поддерживать влажность, распыляя воду над субстратом. Молодые пауки до 12 месяцев нуждаются в этой процедуре с периодичностью не менее раза в 7 дней. Пауку также нужна вода, ее можно налить в обычное блюдце и поставить в террариум.
Каждые сутки её необходимо менять. В одном террариуме лучше размещать только одного паука, даже если они разнополые. Для тарантулов, живущих среди деревьев, можно положить ветки, чтобы паук лазал по ним и плел паутину. Роющий паук оценит торфяную подстилку с большой глубиной, которая позволит ему копать норы.
На террариум не должны попадать прямые лучи солнца. В период зимы жилище стоит греть специальным оборудованием, а не лампой. Не стоит допускать пересушивания воздуха или подстилки! Убирать в террариуме необходимо раз в несколько месяцев. Паука нужно переместить в другое место, например в большую банку и заменить подстилку на новую. Раз в полгода жилище нужно мыть целиком.
Нельзя использовать любые виды бытовой химии, клетку можно помыть просто чистой водой.
Кризис гуманистических идей
Еще в расцвет гуманистической мысли в XVI-VXII веках начинают появляться утопии, основанные на идеях гуманизма. Самые яркие образцы – это «Утопия» Томаса Мора (опубликована в 1516 г.) и «Город солнца» Томазо Кампанеллы (опубликован в 1623 г.).
Появление утопий – это первый симптом серьезного заболевания, которое выражается в противоречиях самих идей гуманизма, в отсутствии ответов на важные вопросы.
Любопытно, что сам Томас Мор – чистой воды гуманист, друг Эразма Роттердамского – в своей «Утопии» сравнивает человека с жеребцом. Речь идет об описании выбора утопийцами жениха или невесты.
Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.
В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:
«От безграничности и безудержности индивидуализма индивидуальность погибает. /…/ гуманизм переходит в антигуманизм».
Появление Ницше с его Заратустрой, говорящим «людей не люблю я», и идеями сверхчеловека тому яркий пример. Ницше, хоть и вышел родом из гуманистических идей, утверждал, что человека нельзя любить просто за то, что он человек.
Просто человек для него – это животное, соответственно, простые люди – это стадо (вспомним Томаса Мора со своими жеребцами). Ницшеанская идея о сверхчеловеке как бы доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его, потому что отрицает главный гуманистический принцип – самоценность человека как такового.
Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. Прорабатывая тему социализма, он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.
Мерило гуманности по Марксу – насколько поступок полезен для создания социалистического и коммунистического общества. Социалистический гуманизм Маркса лег в основу советской идеологии.
Гуманизм и гуманист: три направления
Несмотря на множество ответвлений, которые имеет гуманизм, историк родом из Израиля Юваль Харари решил создать новую классификацию.
В понимание Харари существуют три основных направления:
- Либеральное направление гуманизма – это всем известный либерализм. Основными ценностями для данной разновидности человеколюбия являются права и свободы, возможность развиваться и совершенствоваться, находить любовь и выбирать свой путь.
- Социалистическое направление гуманизма – это концепция общечеловеческого счастья. Основные свободы, действия и права отдельной личности подавляются, так как, по мнению власти, коллектив профсоюза или партии знают лучше, что человеку нужно и нельзя.
- Эволюционное направление гуманизма – это особая разновидность заботы о подрастающем поколении. Они должны вырасти сильными, умелыми и способными выжить в любой среде. Для этого потомство подвергают естественному или искусственному эволюционному отбору. Автор этой квалификации отмечает, что эволюционный гуманизм способен формировать фашистские идеи.
Кто такой гуманист
Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.
Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.
Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.
Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.
Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.
Развитие гуманизма
Гуманизм – это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человек, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования – человеческие чувства.
Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.
Другую модель обучения детей предложил Эразм Роттердамский. В своем трактате «О приличии детских нравов» он изложил мысли о том, что во время беседы плохим тоном считается чесать нос, зевать, поднимать брови. Сформулированные им правила легли в основу современных правил общения между людьми.
Рис. 1. Эразм Роттердамский.
Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.
Котька плачет
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,
— Почему?
— Сейчас же неси их обратно!
— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
— Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
— Ну, я их выброшу.
— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
1 вариант
1. Для обмирщения культуры характерно
1) усиление влияния религии на мировоззрение человека 2) усиление светских элементов в культуре 3) развитие богословия 4) контроль церкви над повседневной жизнью людей
2. В своих трудах Эразм Роттердамский
1) знакомил читателей с идеями и ценностями античной культуры 2) пропагандировал идеи официальной Католической церкви 3) настаивал на опасности образования для простого на рода 4) критиковал ценности античной культуры с позиции католицизма
3. Перу Эразма Роттердамского принадлежит произведение
1) «Утопия» 2) «Похвала Глупости» 3) «Место, которого нет» 4) «Золотая книга»
4. Суть произведения Томаса Мора — описание идеального общества, в котором
1) господствует бесправие простонародья 2) основой экономики является частная собственность 3) нет имущественного и социального неравенства 4) господствует единая официальная религия
5. Франсуа Рабле является автором произведения
1) «Утопия» 2) «Похвала Глупости» 3) «Гаргантюа и Пантагрюэль» 4) «Золотая книга»
6. Основной идеей работы Мишеля Монтеня «Опыты» является
1) важность самопознания в жизни человека 2) большая роль науки в жизни общества 3) опасность духовного поиска для неподготовленного человека 4) вред самостоятельного духовного поиска для веры чело века в Бога
7. Установите соответствие между книгой и основными идеями, содержащимися в ней.
Идеи
А) признание факта господства частной собственности в современном мире Б) идея о необходимости коллективной собственности для нормального развития общества В) равноправие людей в обществе Г) признание наличия коррупции и взяточничества в современном мире
Книга
1) «Золотая книга» 2) «Похвала Глупости»
8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
Система взглядов, в основе которой лежит убеждение в самоценности человеческой личности, — это __________.
Духовность
Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания
Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота
Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.
Что делать, если укусил тарантул?
Ядовитость тарантулов зависит от многих факторов – их вида, пола, возраста, времени года. К примеру, в апреле у пауков не особая активность. Они только проснулись и им практически ничего не угрожает.
Укусов пауков меньше, да и токсичностью большой они не отличаются. В средине мая пауки начинают откладывать свои яйца, становятся активнее. В них просыпается агрессивность и вместе с этим растет токсичность.
Начало июня характерно повышением токсичности в 3 раза. Именно в это время пауки спариваются и мигрируют. Это самое опасное время. Только в сентябре токсичность тарантулов снижается.
По сути своей яд этих беспозвоночных не представляет большой опасности для людей. Исключение составляют только люди, склонные к аллергии и маленькие дети.
Укус тарантула может сопровождаться локальными болями, покраснением кожи на месте укуса, отеком, общим недомоганием, состоянием сонливости, повышением показателей температуры. У некоторых к этим симптомам присоединяется головокружение и тошнота.
Апулийский тарантул
Место укуса ни в коем случае не прижигается. Не следует рассекать укус. Так можно занести инфекцию. Расчесывания тоже противопоказаны. Необходимо в первую очередь промыть укус антибактериальным или обычным мылом, после антисептиком.
Приложенный холод может сравнительно уменьшить боль. Большое количество воды поможет быстро вывести токсические вещества. А прием антигистаминных лекарств избавит от аллергии. При резких ухудшениях самочувствия или укусе маленьких детей лучше вызвать неотложку.
Как связаны между собой гуманизм и Реформация
Реформация – это общественное движение по преобразованию христианской церкви. Началось в XVI веке в Германии, в самый разгар эпохи Возрождения. Как связаны между собой гуманизм и Реформация?
Можно сказать, что гуманисты провели хорошую подготовительную работу для дальнейшей деятельности реформаторов. Существует даже такое выражение «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел», его сформулировал сам Эразм Роттердамский в своих спорах с Мартином Лютером – основоположником Реформации.
Именно гуманисты хотели церковных реформ, именно они вскрывали и подвергали критике пороки духовенства, именно они, стремясь к совершенству человека, хотели возродить истинное христианское благочестие, основанное на жизни по заповедям Христа. Но по факту, подготовив почву для Реформации, гуманисты дальше пошли своей дорогой, а реформаторы — своей.
Реформаторы vs гуманисты
Реформаторы
Гуманисты
Отрицание свободы воли человека. Все в этом мире подвластно Божественному предопределению.
Идея свободы воли человека. Человек, двигаясь в сторону нравственного совершенствования, формирует свой характер сам.
Хотели реанимировать первоначальную чистоту христианской веры. Завершили религиозное развитие эпохи Средних веков.
Хотели реанимировать науки и искусства античного мира
Положили начало светской культуры, которая переросла в эпоху Просвещения XVIII века.
В центре — мысли о загробном спасении.
В центре — интересы земной жизни.
Важно божественное начало Христа.
Важно человеческое начало Христа.
Правда, надо отметить, пока ребята несли и высиживали яйца, католическая церковь преследовала и тех и других.
Гуманизм в современном мире
В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.
Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.
Гуманистические ценности в сфере образования
Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.
Духовность
Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания
Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей
Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.
Принципы, правила и идеи гуманизма
Принцип гуманизма – это такие установки социального мышления, при которых человек – это личность. Его права и свободы – это главная цель государственного бытия. Каждая личность должна развиваться, получать знания и навыки, которые затем сможет применить на пользу обществу через профессиональную и общественную деятельность.
Основные правила гуманизма предполагают, что:
- каждый человек несёт личную ответственность за себя и своё поведение;
- человек является биосоциальным творцом культурного мира;
- элементы нравственности соединяются с сознательностью человеческого существа.
За весь период своего существования идеи гуманизма постоянно затрагивали проблему ценности жизни и стремления достижения человеком счастья. Это мировоззрение выражает представления о подлинной нравственности и высшей справедливости. Идея гуманизма была создана, чтобы обеспечить благополучное для человека мироустройство.
Популярные темы сообщений
-
Достопримечательности Китая
Территория Китая занимает достаточную часть суши. Именно здесь зародилась богатая культура и уникальные природные достопримечательности. Мы знаем о Китае не только благодаря возникшему конфуцианству, изобретению пороха,
-
Курица
Курицы самые распространенные домашние птицы в России. Их численность в 3 раза больше чем всех людей на земле. После курочек самым многочисленным домашним животным является крупнорогатый скот.
-
Сильная личность
Юрий Гагарин — выдающийся космонавт, человек, который первый побывал в космосе. Что мы о нем знаем? Юрий Гагарин родился в простой деревенское семье, пережил немецкую оккупацию.
-
Пума (место обитания, чем питаются)
Пума одно из самых красивых и сильных представителей семейства кошачьих. Их еще называют горными львами или кугуарами. Это довольно крупное животное. В длину пума может достичь до двух метров, а высота достигает одного метра.
-
Творчество Айзека Азимова
Известный писатель с ученой степенью по имени Айзек Азимов мог бы отпраздновать свой 100-летний юбилей, если б до сих пор оставался жив. Он оставил яркий след в научной фантастике, создав целый ряд
Кто такой гуманист?
Так называют последователей гуманизма – тех, кто осознает высшую ценность человека и его неотъемлемое право на счастливую, свободную жизнь и полноценное развитие. Они в качестве критерия для оценки отношений в сообществе выбрали благо человека.
К ним также относятся представители гуманизма – идейно-культурного течения эпохи Ренессанса.
Главная цель приверженцев этого движения – пробудить в каждом желание приносить людям пользу, служить человечеству вместо того, чтобы просто существовать. Многие гуманисты на основании этого выступали за построение идеального государства. Затем их идею позаимствовали социалисты.
Читайте так же в журнале «КтоТакой» — «Кто такой филантроп» и чем он отличается от мизантропа
Представители гуманизма
Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.
Франческо Петрарка (1304-1374)
Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу)
Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства
Он привнёс в литературу следующие идеи:
- каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
- каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
- человек живёт для себя, а не для Бога;
- каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
- не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
- каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
- не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
- каждый человек прекрасен внешне и внутренне.
В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.
Джаноццо Манетти (1396-1459)
Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.
Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.
Лоренцо Валла (1407-1457)
Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.
Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.
Эразм Роттердамский (1466-1536)
Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.
Мишель Монтень (1533-1592)
Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.
Биография Альбрехта Дюрера
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в городе Нюрнберге в семье эмигранта из Венгрии и дочери местного ювелира. Он был третьим ребенком из восемнадцати появившихся на свет детей в семье. Но до совершеннолетия помимо будущего гения дожили только два его младших брата.
Отец художника — Альбрехт Дюрер Старший с детства пытался привить сыну интерес к работе в ювелирной мастерской, но безуспешно. Подросток проявил страстное желание заняться рисованием и возрасте 15 лет был отдан на обучение в мастерскую Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut). Здесь юноша освоил основы живописи и гравюры по дереву, помогал учителю создавать иллюстрации для знаменитой Книги хроник.
В 1490 году Дюрер отправился в путешествие по городам Священной Римской Империи, чтобы продолжить обучение у других мастеров. В Кольмаре ему удалось познакомиться с братьями недавно умершего известного гравера по меди Мартина Шонгуэра (Martin Schongauer) и поработать в его мастерской. В Базеле Альбрехт обучался искусству ксилографии, а в Страсбурге написал известный «Автопортрет с чертополохом» и отправил его в родной город в качестве подарка невесте.
По возвращении домой в 1494 году Дюрер женился на девице знатного рода Агнесе Фрей и этим повысил свой социальный статус. Через два месяца после свадьбы художник отправился в поездку по Италии, где изучал творчество:
- Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna);
- Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo);
- Джованни Беллини (Giovanni Bellini).
В этот период появилось на свет множество пейзажных зарисовок автора.
Вернувшись с Апеннин в 1495 году, Дюрер наконец-то открыл в родном Нюрнберге собственную мастерскую и смог вплотную заняться изготовлением гравюр на дереве и меди. В течение 10 последующих лет он активно сотрудничал с местными издателями, создал множество ксилографий, в том числе для «Апокалипсиса» и «Страстей святой Бригитты» Антона Кобергера.
В это же время растет известность автора как мастера живописи. Он пишет портреты соотечественников, создает знаменитое полотно «Поклонение волхвов», полиптих «Семь скорбей» и алтарный образ «Дрезденский алтарь».
С 1505 по 1507 год Дюрер повторно отправляется в Италию, где знакомится с работами Тициана (Tiziano Vecellio), Джорджоне (Giorgione), Пальма Веккио (Palma il Vecchio). В Венеции он написал «Праздник четок» и заслужил славу умелого живописца среди местных художников.
В 1507-1520 годах Дюрер снова живет и работает в Нюрнберге. Он усердно оттачивает мастерство гравюры, так как именно этот вид искусства приносит автору наиболее щедрые доходы. Мастер создает множество гравюр на заказ, пробует себя в технике сухой иглы.
В 1520-21 годах уже признанный в Европе мастер совершает поездку в Голландию. Здесь он изучает работы знаменитых местных художников:
- братьев ван Эйков: Hubert van Eyck и Jan van Eyck;
- Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes);
- Дирка Баутса (Dirk Bouts);
- Ганса Мемлинга (Hans Memling).
На обратном пути делает множество зарисовок с видами Рейна и Майна.
Последние годы великий мастер создает глубокие с художественной точки зрения произведения и готовит к изданию труд об анатомических пропорциях.
Умер Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года в родном городе, где и находится его могила.
Основные виды
Изначально гуманистическое движение эволюционировало и разделялось именно в свете отношения к религии — можно проследить цепочку от сочетающих стоицизм и христианство мыслителей Ренессанса до воинствующих философов-атеистов Нового времени. Однако в прошлом столетии окончательно оформились и другие направления. Рассмотрим наиболее известные из них.
Литературный
Понимается как воплощение данных идей через литературное творчество. Авторы несут их читателю через создание образов, сюжетов, стараясь передать ему соответствующие ценности либо заставив задуматься об их актуальности.
Культурный
Так иногда именуют античное философское наследие, берущее свое начало в греко-римской цивилизации. Именно его рецепция в эпоху Ренессанса заложила базу для эволюции и утверждения гуманистических идеалов в современном понимании.
Философский
Данным термином можно именовать мировоззренческую базу или идейный фундамент для практической реализации гуманистических идей. Первоосновой здесь принято считать работы древнегреческих философов.
Религиозный
Сторонники этого движения стремятся к созданию общечеловеческой этики, своего рода религии без откровения и мистицизма, направленной на практическое решение земных вопросов. Однако термину нередко придается и другое значение — осмысление религиозных учений как источника гуманистичности, утверждение абсолютной ценности человеческого существа как божьего творения.
Светский
Пожалуй, самое известное направление. Его сторонники считают возможным вести этический и нравственный образ жизни без опоры на религиозную мораль или заповеди. Также свойственна вера в прогресс, силу науки и последовательная борьба за секуляризм — отделение религии и ее институтов от государства.
Народный
Достаточно редко встречаемое определение. Им иногда маркируют гуманистические идеи, имеющие специфику, которая обусловлена менталитетом того или иного народа либо этнической группы. На практике может пересекаться с религиозным или литературным, отражая особенности и верования конкретного социума.
Правозащитный
Сюда относится движение за защиту прав и свобод личности в общественной, политической и частной сфере. Активисты стремятся отстаивать интересы граждан, оказывающихся в уязвимом положении в плане взаимодействия с органами власти либо притесняемых другими людьми.
Пацифистский
Для гуманистического движения характерно негативное отношение к насилию в целом. Но пацифисты делают особый акцент на борьбе с войнами и другими вооруженными конфликтами. Декларируется необходимость решать политические и социальные противоречия путем переговоров. Пацифисты стали набирать силу в середине ХХ столетия на фоне войны во Вьетнаме.
Общественный
Во многом пересекается с правозащитным и порой трудно разграничить одно от другого. Акцент ставится на комплексную работу в целях улучшения нравов и морально-этического состояния социума в целом. Активисты занимаются волонтерской и благотворительной деятельностью.
Известные гуманисты
Первые деятели гуманистического движения были прежде всего теоретиками — изучали философию и формулировали идеи. Но далее те воплощались в жизнь другими людьми. Среди них писатели, ученые, врачи и представители многих других профессий.
Франческо Петрарка (1304—1374)
Выдающийся итальянский поэт эпохи Проторенессанса, знаток латыни и литературы Древнего Рима. Ученик Варлаама Калабрийского, греческого мыслителя-агностика. Автор исторических и полемических трудов, философских и лирических произведений. Признан основателем гуманистического направления в литературе.
Для творчества характерно отражение острого конфликта между зарождающими идеями гуманистичности и господствовавшей теоцентричной системой ценностей, основанной на католицизме. Вместе с тем лирика Петрарки отличается глубоким интересом к внутреннему миру личности, декларирует его многогранность и ценность.
Лоренцо Валла (1407—1457)
Итальянский мыслитель, историк и филолог, выросший в семье образованных чиновников, близких к папской курии. Занимался исследованиями древней философии, а также юриспруденции. Автор трактата «О подложности Константинова дара», стоявшего у основ исторической и филологической критики.
Симпатизировал античным идеям эпикурейства — учении о жизни как источнике удовольствия. Выступал против церковного аскетизма, полемизировал со схоластами и отстаивал способность самостоятельного выбора между добром и злом. За свои взгляды одно время преследовался инквизицией.
Эразм Роттердамский (1466—1536)
Голландский ученый, мыслитель, переводчик и богослов. Считается одним из крупнейших деятелей Северного Возрождения, заложивший традиции критического анализа и исследования библейских текстов. В области теологии активно разрабатывал и отстаивал учение о свободе воли. Жил и работал в Голландии, Франции, Англии и Швейцарии.
Был новатором в области педагогики, написал ряд трудов по вопросам воспитания детей. Рано осиротев, Эразм рос в приюте и много страдал от телесных наказаний. Во многом из-за пережитого ученый активно выступал за защиту ребенка от обыденного в то время бытового и воспитательного насилия.
Джордж Якоб Холиок (1817—1906)
Английский общественный деятель и публицист, участник рабочего движения. Родился в пролетарской семье, работал учителем, активно развивал создание кооперативов и написал по этому вопросу ряд трудов.
Был последним жителем Англии, осужденным за богохульство и антирелигиозные выпады. Известен введением в активное употребление понятия секуляризма, выступал за нравственное воспитание с использованием научных достижений и без участия церкви.
Пол Куртц (1925—2012)
Известный американский общественный деятель, университетский преподаватель и доктор философских наук. Придерживался скептицизма, опирался на критическое мышление и рационализм, яро критиковал описания паранормальных явлений. Куртц проявил себя как популяризатор научных знаний и был в числе ключевых фигур движения за секуляризацию общества. Он стал одним из авторов Второго гуманистического манифеста.
Елизавета Глинка (1962—2016)
Более известна как доктор Лиза. Российский врач, общественный деятель, филантроп и правозащитник. Была членом президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, а также основателем нескольких благотворительных фондов.
Являлась одной из главных создателей отечественной паллиативной медицины — направления, занимающегося хосписами и поддержкой тяжелобольных либо неизлечимых пациентов. Активно помогала бездомным, инвалидам и детям — жертвам стихийных бедствий и военных конфликтов. Трагически погибла в авиакатастрофе.
Великие гуманисты и их работы
Деятели эпохи Ренессанса выразили свои взгляды в написанных сочинениях. Их идеи при соотнесении с окружающей действительностью приводили к осознанию авторами несоответствия. Поэтому они в своих трудах проводили для читателей свои мысли, нередко критиковали современные им явления, предлагали программу переустройства общества.
Много внимания при этом уделялось именно воспитанию с детства в духе гуманизма. Наиболее видных авторов в науке иногда обозначают как великих гуманистов Европы в истории.
Витторино де Фельтре
Этот деятель Ренессанса занимался педагогикой. Он разработал свою систему воспитания детей. Им была учреждена школа для них. Особенностью его подхода, характеризующей гуманизм в целом, было внимательное отношение к личности ребенка, уважение к нему, учет индивидуального характера. Предполагалось как можно более всестороннее обучение разным сферам знания. Уроки проходили не в помещениях, а прямо на открытом воздухе. Было выражено стремление сформировать как можно более удобные условия для учебной деятельности школьников.
Эразм Роттердамский
Самой известной работой этого гуманиста считается «Похвала глупости». В ней автор обращается к критике невежества. В аллегорической форме Эразм Роттердамский выводит в качестве героя глупость, которая сама себя хвалит. В итоге основной мыслью писателя является стремление привить читателю желание заниматься учебой, пополнением своих знаний.
Томас Мор
Он занимал заметную государственную должность в Англии. Его работа «Золотая книжечка или Утопия» содержит программу общественного устройства, которая по мнению автора благоприятна для деятельности человека. Томас Мор в результате выразил одну из идей гуманизма о формировании самими людьми собственными усилиями определенного разработанного государственного порядка.
Франсуа Рабле
Одним из сочинений этого французского писателя является «Гаргантюа и Пантагрюэль». Это произведение художественной литературы и по жанру представляет собой сатиру. В нем автор критикует многие современные ему явления.