Николай иванович костомаров

Научная деятельность

Еще в студенческие годы у Николая Костомарова выработался свой взгляд на историю. Тогда же он задался вопросом: почему во всех историях подробно рассказывают о биографиях и достижениях известных государственных деятелях, законах и учреждениях, тогда как жизнь, духовность и быт простого народа практически не освещаются.

Со временем Костомаров придет к выводу, что историю следует исследовать не только по летописям и прочим документам, а и посредством «живого народа». В молодости он овладел украинским языком настолько хорошо, что издал на нем 2 драмы и несколько поэтических сборников.

В 1840 г. Николай Иванович успешно сдал магистерский экзамен, а через 3 года представил диссертацию – «Об историческом значении русской народной поэзии». В 1846 г. он начал преподавать в Киевском университете.

Костомаров был сторонником панславизма – течения, в основе которого лежат идеи о потребности славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. В результате, вокруг него собрался кружок лиц, разделявших его идеи.

Позднее данный кружок настолько разросся, что преобразовался в полноценное общество – Кирилло-Мефодиевское братство. Однако вскоре братство, по причине доноса, подверглось репрессиям. Всех участников задержали, обвинили в государственных преступлениях и подвергли разным наказаниям.

Николай Костомаров около года пробыл в Петропавловской крепости, после чего был определен на службу в Саратове. Он постоянно находился под надзором правоохранителей, а также не имел права преподавать в учебных заведениях и публиковать свои труды.

В данный период биографии Костомаров писал биографическую работу о Богдане Хмельницком. Одновременно с этим, он собирал народные песни, были, сказания и любой материал о быте русского народа 16-17 веков. Еще он общался с раскольниками и представителями различных сект.

В середине 1850-х годов Николаю Костомарову разрешили вновь издавать свои работы и даже одобрили его поездку за рубеж. В 1859 г. он получил место руководителя кафедры русской истории в Императорском университете.

Лекции профессора пользовались большим успехом. В ходе изложения того или иного материала, он с разных сторон комментировал исторические события, выводя на первый план жизнь простого народа. Таким образом, он преподносил историю Русского государства с совершенно другого ракурса, противоречившего воззрениям той эпохи.

Костомаров пытался максимально объективно смотреть на прошедшие события и биографии разных известных личностей. Критическое отношение к истории вскоре привело его к мысли о необходимости признать недостоверными некоторые «блестящие» ее эпизоды.

На ученого обрушился шквал критики и упреков. Тем не менее, в родном университете его лекции имели фантастический успех. Их стремились послушать не только учащиеся, но и множество посторонних людей. Параллельно с этим он издавал научные статьи в нескольких издательствах.

Николая Костомарова называли приверженцем федерализма, признававшего малороссийскую народность частью единого русского народа. При этом «в первой половине нашей истории» он выделял 6 основных народностей: южнорусскую, северскую, великорусскую, белорусскую, псковскую и новгородскую.

По словам Костомарова, все они представляли собой Русскую Землю и принадлежали к одному общему составу. То есть они имели общие языки, быт, княжеский род и религию. Такие высказывания снова вызвали недовольство некоторых его коллег и действующей власти.

По этой причине, мужчина часто подвергался разного рода давлению. В 1862 г. он посетил множество регионов России, собирая разный материал. В том же году он покинул университет, не в силах сопротивляться нападкам правительства.

В последующие годы биографии Костомаров писал новые работы, посвященные истории Малороссии, Русского государства и Речи Посполитой. Это вылилось в написание таких трудов, как «Смутное время московского государства», «Последние годы Речи Посполитой» и «Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей».

Краткая биография и начало карьеры

Роман Костомаров родился в обычной московской семье. Родители будущего чемпиона никак не был связаны со спортом — мама была поваром, папа электриком.

Краткие факты биографии Костомарова:

  • Дата рождения — 8 февраля 1997 года.
  • Знак зодиака — Водолей.
  • Место рождения: Москва (Текстильщики).
  • Рост — 182 см.
  • Род деятельности — спортсмен, фигурист, участник ледовых шоу.
  • Семейное положение — женат на фигуристке Оксане Домниной.

Первые шаги в спорте

Спортивная биография Романа Костомарова началась довольно поздно, так как фигурным катанием мальчик занялся в девять лет. Ему было сложнее, чем другим, так как большая часть ребят начинает заниматься, едва им исполняется четыре года. Роман с детства мечтал заниматься спортом, но не мог выбрать, к чему именно лежит его душа.

Знакомая родителей Романа работала врачом в одном из Ледовых дворцов города Москва

Именно она впервые обратила внимание мальчика на фигурное катание. В то время его уже не взяли в секцию спортивной гимнастики, так как он уже вырос и его кости начали формироваться, мешая профессиональной растяжке

В плаванье Романа также не приняли, даже не объяснив причины отказа.

Поэтому, получив новую возможность, будущий фигурист за неё тут же ухватился. Родители не противились и во всём помогали сыну, видя его настойчивость и усердность. Уже через пару месяцев после начала занятий он стал активно выступать на новогодних утренниках, в детских постановках.

На одном из таких выступлений его и заметила будущий тренер Лидия Караваева, в то время она как раз искала партнёра для своей дочери Екатерины Давыдовой, и Роман показался ей вполне подходящей кандидатурой. Костомарову повезло, и новоиспечённый тренер относилась к нему, как к родному сыну, с заботой, любовью. Она действительно стала ему как вторая мама: после тренировок всегда провожала до электрички (Костомаровы жили в Текстильщиках), угощала обедом во время перерывов и чутко прислушивалась ко всем жалобам и возможным повреждениям.

Так началась спортивная карьера будущего Олимпийского чемпиона.

Отъезд из России и трудности в Америке

Вся дальнейшая жизнь фигуриста была насквозь пропитана фигурным катанием. После школы он поступил и окончил Московскую академию физической культуры и затем переехал жить в США. Будучи молодым и неопытным юношей (на момент отъезда Костомарову едва исполнился двадцать один год), в чужой стране он столкнулся с большим количеством трудностей.

Исторические документы

Лаврентьевская летопись

фрагмент летописи

Лаврентьевская летопись — одна из древнейших сохранившихся русских летописей, созданная в XIV веке. Известна в единственном пергаменном списке 1377 года, написанном монахом Лаврентием по заказу великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. Доведена до 1305 года. В начальной части содержит «Повесть временных лет», наиболее раннюю известную русскую летопись, в редакции игумена Сильвестр.

В приведенном отрывке описываются события связанные с жизнью Александра Невского.

Новгородская первая летопись

Синодальный список XIII—XIV веков
Новгородская первая летопись (НIЛ, Н1Л, НПЛ) — русская летопись, древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания, отражающий ранний этап его развития. Содержит многочисленные важные сведения по истории Великого Новгорода и других русских земель. Важнейший письменный источник по истории и культуре Новгородской республики. Наряду с «Повестью временных лет», ключевой памятник для реконструкции наиболее ранних этапов русского летописания.

В приведенном отрывке описываются события связанные с жизнью Александра Невского.

Внимание! текст представлен в дореволюционной редакции

Житие Алекандра Невского

Синодальный список XIII—XIV веков
Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского — литературное произведение XIII века. Известно 13 редакций «Жития» XIII—XVII вв. Самая ранняя первая редакция, составленная около 1260-х гг.

Мы предлагаем ознакомиться с текстом жития согласно переводу и комментариям В. И. Охотниковой.

Оценка деятельности

Репутация Костомарова, как историка, и при жизни, и после смерти его неоднократно подвергалась сильным нападкам. Его упрекали в поверхностном пользовании источниками и проистекавших отсюда ошибках, в односторонности взглядов, в партийности. В этих упреках заключается доля истины. Неизбежные у всякого учёного промахи и ошибки, быть может, несколько чаще встречаются в сочинениях Костомарова, но это, по мнению Мякотина, объясняется необыкновенным разнообразием его занятий и привычкой полагаться на свою богатую память. В тех немногих случаях, когда партийность действительно проявлялась у Костомарова — а именно в некоторых трудах его по малорусской (украинской) истории, — это было лишь естественной реакцией против ещё более партийных взглядов, высказывавшихся в литературе с другой стороны. Не всегда, далее, сам материал, над которым работал Костомаров, давал ему возможность придерживаться своих взглядов на задачу историка. Историк внутренней жизни народа по своим научным взглядам и симпатиям, он именно в своих работах, посвящённых Украине, должен был явиться изобразителем внешней истории.

Некролог о Н. И. Костомарове // Филологические записки, 1885

Во всяком случае, общее значение Костомарова в развитии русской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова этим не уменьшается. В связи с этой основной мыслью работ Костомарова стояла у него другая — о необходимости изучения племенных особенностей каждой части народа и создания областной истории. Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный характер, отрицающий ту неподвижность, какую приписывал ему Костомаров, то именно работы последнего послужили толчком, в зависимости от которого стало развиваться изучение истории областей.
Внося новые и плодотворные идеи в разработку русской истории, исследуя самостоятельно целый ряд вопросов в её области, Костомаров, благодаря особенностям своего таланта, пробуждал, вместе с тем, живой интерес к историческим знаниям и в массе публики. Глубоко вдумываясь, почти вживаясь в изучаемую им старину, он воспроизводил её в своих работах такими яркими красками, в таких выпуклых образах, что она привлекала читателя и неизгладимыми чертами врезывалась в его ум. В лице Костомарова удачно соединялись историк-мыслитель и художник — и это обеспечило ему не только одно из первых мест в ряду русских историков, но и наибольшую популярность среди читающей публики.

Взгляды Костомарова находят своё применение при анализе современных азиатских и африканских обществ. Так, например, современный востоковед С. З. Гафуров указывал в своей статье, посвящённой Третьей мировой теории ливийского лидера М. Каддафи:

В 1885 году А. А. Хованский, редактор «Филологических записок», опубликовал в своём журнале некролог о Костомарове.

Фигурное катание

Костомаров уехал из России в 21 год. Москвич отправился в неизвестность, без денег и связей. В Делавэре фигурист жил на небольшой арендованной вилле с коллегами и получал $ 150 в месяц. Ежедневные тренировки отбирали время, на подработки сил у чемпиона не оставалось. Он питался в университетской столовой или в «Макдоналдсе». Часто парню приходилось ходить пешком до спорткомплекса — полчаса туда и обратно.

Роман Костомаров и Анна Семенович / «»

Тренеры не видели в Костомарове чемпиона, поэтому уделяли ему мало внимания. С на тот момент партнершей по льду Анной Семенович взаимопонимания не было, тренировки часто заканчивались конфликтами. В 23 года пара Семенович – Костомаров распалась, и Роман переехал в Нью-Джерси.

Он скитался по квартирам друзей, ночевал на чердаках и спал на надувном матрасе, жил в съемных квартирах без кровати и телевизора. То время стало периодом становления Костомарова как фигуриста и как личности, закалил волю и характер.

В 2000 году Роман начал кататься с Татьяной Навкой. У спортсменов оказалось идеальное сочетание ростовых данных (рост фигуристки — 170 см, вес 51 кг, рост Костомарова — 182 см, вес 75 кг). В 2002-м в Солт-Лейк-Сити пара заняла 10-е место, а через 2 года к фигуристам пришла долгожданная победа. На чемпионате мира – 2004, проходившем в немецком Дортмунде, они стали первыми.

Заветной целью Романа и его партнерши была медаль на Олимпийских играх. Они записывали в актив победу за победой — за 3 сезона у фигуристов было всего одно поражение. Триумфом пары стала Олимпиада в Турине в 2006 году, когда пара Навка – Костомаров выиграла олимпийское золото.

Фигуристы Роман Костомаров и Татьяна Навка / @vickyscef

Победу дуэту принес музыкальный номер «Кармен», сочетающий классические элементы и зажигательные латинские движения. Видео выступления, принесшего России золото, и сегодня востребовано зрителями и собирает новые просмотры на YouTube. После Олимпиады пара вернулась в Россию.

Культурная политика

Многие считали его ведущим интеллектуалом народников. Николай Костомаров сыграл важную роль в истории как русской, так и украинской культуры. Вопрос о том, был ли он более «русским» или более «украинским», впервые возник еще при его жизни и до сих пор является предметом споров. Костомаров принимал активное участие в культурной политике Российской империи, будучи сторонником панславянской и федерализованной политической системы. Он был крупной фигурой украинского национального движения, другом поэта Тараса Шевченко, защитником украинского языка в литературе и школе, сторонником народничества. форма панславизма, популярного движения в определенной части русской интеллигенции его времени. В 1840-х годах он основал нелегальную политическую организацию под названием Братство святых Кирилла и Мефодия в Киеве (за что подвергся аресту, заключению и ссылке). После этого переехал в Саратов. С 1847 по 1854 год Костомаров, чей интерес к истории Малороссии и ее литературе заставил его заподозрить в сепаратистских взглядах, ничего не писал, будучи сосланным в Саратов, и ему было запрещено преподавать или публиковать. Но по прошествии этого времени его литературная деятельность возобновилась, и, помимо отдельных произведений, ведущие российские обозрения, такие как «Старая и Новая Россия», «Исторический вестник» и «Вестник Европы», содержали много ценных работ его пера.

В 1862 г. он был вынужден уйти с должности заведующего кафедрой истории Санкт-Петербургского университета, так как сочувствовал революционному движению либералы, прогрессисты и социалисты.

После ареста он продолжал продвигать идеи федерализма и популизма в украинской и российской исторической мысли. Он оказал глубокое влияние на более поздних украинских историков, таких как Владимир Антонович и Михаил Грушевский.

[8]

Владимир Данилович Спасович – бывший профессор уголовного права, а потом приобревший всеобщую известность адвокат. Знакомство мое с ним началось в 1857 году весною, когда я ехал через Петербург за границу и оставался в Петербурге две или три недели. Знакомство мое с ним совпало разом с целым кружком лиц из польской нации, и потому, говоря о нем, придется сказать разом и о других.

В бытность мою в Петербурге в вышеозначенное время пришли ко мне три неизвестных лица, рекомендуясь от имени моих знакомых Белозерского и Кулиша. Один был Желеховский, поэт, известный в польской литературе под псевдонимом Антона Совы; другой – Сераковский, только что освобожденный из тяжелой ссылки в Оренбургский батальон, где он сблизился с Шевченком, с которым пришлось ему тянуть солдатскую лямку; третий – Спасович, тогда только что поступавший в адъюнкты Петербургского университета. Они знали обо мне как о человеке, пострадавшем за славянскую идею, и тотчас завели со мною о том беседу.

Так как я в то время был сильно проникнут идеею славянской взаимности во всех ее видах, то, естественно, между нами наступило тотчас же самое дружеское сближение. Я способен был увлекаться и верить, а потому, так сказать, влюбился во всех трех, тем более что все они со свойственною полякам любезностью рассыпались в самых нежных чувствах ко мне; все трое были, однако, различны по характеру и приемам. Желеховский, человек лет около 30-ти, изящно одетый, довольно красивый собою, с речью, исполненною чувства, имел такие признаки, по которым человека можно назвать сахарным. Он тогда же начал с одушевлением читать мне свои польские стихи, которые мне понравились, быть может, подкупив меня своим содержанием, касавшимся любимой моей идеи.

Другой – Сераковский – по приемам и манерам своим был совершенный огонь. Он говорил с пафосом, не мог ни полминуты усидеть на месте, метался из одного угла комнаты в другой и декламировал так, как будто был на трибуне. Он мне особенно тогда понравился.

По рассказам его, окончивши курс в Петербургском университете, он был арестован за какие-то политические писания и отправлен в тяжелую ссылку, где пробыл 10 лет, а только что воротившись в офицерском чине, получил надежду быть принятым в военную академию.

Третий был Спасович, человек кроткого вида, менее прочих разговорчивый, погруженный по виду более в науку, чем в современные вопросы, он только как бы вскользь и спокойно показывал, что разделяет с другими одинакие взгляды. С этого дня началось мое знакомство с этими людьми. Желеховский, пробывши в Петербурге после того около трех лет, часто виделся со мною у Белозерского, с которым был дружен, и неоднократно вместе с ним посещал меня. Он читал свои польские стихотворения, сколько помнится, драматической формы, и при этом чтении не раз присутствовал Шевченко. Скоро, однако, сошелся он с какою-то госпожою, которую я раза два видел у Белозерских, и в 1860 году вместе с нею отправился за границу и совершенно исчез из вида. После я услышал, что он умер в Женеве.

[7. 1861 г.]

Через несколько дней после события в костеле, 25 февраля, скончался Тарас Григорьевич Шевченко. Смерть его была скоропостижная. Уже несколько месяцев страдал он водянкою. Не без основания говорили врачи, что болезнь эту нажил он от неумеренного употребления горячих напитков, особенно рома, который он очень любил.

Накануне его смерти я был у него утром; он отозвался, что чувствует себя почти выздоровевшим, и показал мне купленные им золотые часы. Первый раз в жизни завел он себе эту роскошь. Он жил в той же академической мастерской, о которой я говорил выше.

На другой день утром Тарас Григорьевич приказал сторожу поставить ему самовар и, одевшись, стал сходить по лестнице со своей спальни, устроенной вверху над мастерской, как лишился чувств и полетел со ступеней вниз. Оказалось по медицинскому осмотру, что водянка бросилась ему к сердцу. Сторож поднял его и дал знать его приятелю», Михаилу Матвеевичу Лазаревскому.

Тело Шевченка лежало три дня в церкви Академии художеств. В день погребения явилось большое стечение публики. Над усопшим говорились речи по-русски, по-малорусски и по-польски. Я также произнес небольшое слово по-малорусски

Из речей особенно обратила всеобщее внимание польская речь студента Хорошевского.

«Ты не любил нас, – говорил он, обращаясь к усопшему, – и ты имел право; если бы было иначе, ты бы не был достоин той любви, которую заслужил, и той славы, которая ожидает тебя как одного из величайших поэтов славянского мира».

Гроб Шевченка несли студенты университета на Смоленское кладбище. По возвращении с похорон бывшие там малороссы тотчас порешили испросить у правительства дозволение перевезти его тело в Малороссию, чтобы похоронить так, как он сам назначал в одном из своих стихотворений:

Як умру, то поховайте

Мене на могилі

Серед степу широкого

На Вкраїні милій;

Щоб лани широкополі,

І Дніпро, і кручі

Були видні…

В то время видно было большое сочувствие и уважение к таланту скончавшегося украинского поэта. Большинство окружавших его гроб состояли из великоруссов, которые относились к нему, как относились бы к Пушкину или Кольцову, если бы провожали в могилу последних. В марте в университетском зале на литературном вечере, устроенном в память Шевченка, я читал статью «Воспоминание о двух малярах», из которых один был знакомый мне в юности крепостной человек, лишенный возможности по поводу неволи развить данный ему от бога талант, а второй был недавно скончавшийся Шевченко. Статья эта принята была публикой с восторгом и напечатана вслед за тем в «Основе».

Бедный Шевченко несколькими днями не дождался великого торжества всей Руси, о котором только могла мечтать его долго страдавшая за народ муза: менее чем через неделю после его погребения во всех церквах Русской империи прозвучал высочайший манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Первые серьезные чувства

Личная жизнь фигуриста похожа на «американские горки». Он был женат дважды. Себе в жены он выбирал коллег по льду, причем с этими фигуристками Роман не катался в паре. Первой женой Романа Костомарова стала Юлия Лаутова. Их отношения начались незадолго до отъезда спортсмена в Америку. Около четырех лет у Романа и Юлия были отношения на расстоянии. Они постоянно созванивались, а виделись лишь изредка на сборах или соревнованиях.

После нескольких лет таких отношений Юля переехала к своему возлюбленному, и они официально оформили свои отношения. Ради него девушка оставила спортивную карьеру и хотела посвятить себя полностью семье. На тот момент Роман уже был преуспевающим фигуристом, имел собственное жилье и неплохую зарплату.

Свадьба не изменила целей Костомарова. Он все также неистово тренировался, чтобы стать чемпионом. Его главной целью была олимпийская медаль высшей пробы. Все мысли Романа были заняты этим.

Он практически не уделял внимание своей жене, и постепенно чувства охладели. Иногда супруги считали, что сделали ошибку оформив отношения

Единственным способом решить эту проблему стал развод, который оформили в 2006 году

Личная жизнь

Первые серьезные чувства Костомаров испытал за месяц до поездки в Америку. Избранницей спортсмена стала фигуристка Юлия Лаутова. Четыре года молодые люди общались по телефону, тяжело переживали разлуку: редкие встречи случались на соревнованиях или в перерывах между перелетами. Летом 2004 года пара отпраздновала свадьбу. Приглашенных было много, и все они считали, что эти отношения — навсегда.


Роман Костомаров и Юлия Лаутова

Юлия ушла из большого спорта и переехала к Роману в Америку. К тому времени фигурист уже мог позволить себе отдельные апартаменты. Через год совместной жизни отношения дали трещину — Юлию Лаутову не устраивало, что супруг не уделяет ей внимания, думает только об олимпийской медали. Чувства изжили себя, и супруги расстались.

В 2001 году спортсмен познакомился с фигуристкой Оксаной Домниной, когда они вместе гастролировали с «Ледовой симфонией» Ильи Авербуха. Оксана родом из Кирова, жила в Москве шесть лет. Романа тянуло к этой хрупкой, заботливой, понимающей девушке, да и характеры у них были схожи.


Роман Костомаров и Оксана Домнина

Вскоре после развода с женой Роман Костомаров начал жить с Оксаной Домниной. А через четыре года у них родилась дочь Анастасия. Эта пара считалась красивейшей в шоу-бизнесе и на льду. В 2008 году возлюбленные стали героями программы «Пока все дома» с Тимуром Кизяковым.

Однако в 2013 году отношения Романа и Оксаны дали трещину. На шоу «Ледниковый период» девушка познакомилась со знаменитым российским актером Владимиром Яглычем, и между партнерами вспыхнули чувства.

Программа «Пока все дома» в гостях у Романа Костомарова

Позже в беседе с журналистом Оксана призналась, что отношения с Костомаровым сошли на нет еще до знакомства с Яглычем. Домнина хотела замуж, а мужчина не торопился с предложением из-за первого развалившегося брака.

Оксана и Владимир быстро съехались, стали появляться на обложках журналов и давать совместные интервью. Спортсменка говорила, что встретила родственную душу. Артист познакомил любимую с родителями, а девушка представила звезду дочери. Но этот роман очень быстро себя изжил, и уже в начале 2014 года фигуристка вернулась к Роману Костомарову.


Свадьба Романа Костомарова и Оксаны Домниной

В этот раз олимпийский чемпион не стал ждать и вскоре сделал предложение Оксане, фигуристы поженились и обвенчались. В 2021 году у пары родился сын, которого назвали Ильей.

Семейная пара спортсменов известна нелюбовью комментировать события в личной жизни. Супруги скрывали и беременность Оксаны, и рождение ребенка.

О том, что в семье теперь двое детей, журналисты узнали от другого спортсмена, друга семьи Ивана Скобрева. Конькобежец поздравил друзей с прибавлением, написав открытый текст на собственной странице в «Инстаграме».


Роман Костомаров с дочкой и женой

Сам Костомаров тоже ведет микроблог в Instagram, где регулярно делится с подписчиками личными и рабочими фото. Частыми гостями в аккаунте спортсмена являются жена и дети.

Судя по снимкам в Сети, у Романа много спортивных хобби. Еще семейство любит путешествовать полным составом.

В одном интервью Костомаров поделился, что видит детей только в спорте. Роман и Оксана уже отдали дочь Настю в теннис. Девочка занимается четыре раза в неделю, и ей это нравится. Помимо тенниса, ребенок ходит на танцы в студию «Тодес».


Стиль Романа Костомарова

Роман известен своим свободным стилем в одежде. Даже такое мероприятие, как презентация клипа, фигурист посещает в бандане или хип-хоповской шапочке. В Костомарове даже не всегда признают чемпиона Олимпийских игр.

Заметки Костомарова о либералах

«Все это делалось в эпоху самого крайнего развития либерального движения умов в России. В образованной молодежи начиналось направление, которое так характеристично прозвано нигилизмом. То было недовольство всем существующим общественным, семейным и политическим строем, у иных переходившее уже в мечтания о перестройке общественного здания, — у других ограничивалось либеральными осуждениями всего того, что нравилось правительству и пожилым людям.

… Настало новое царствование, а с ним — иные времена. Само правительство рядом предначатых реформ показало, что у нас накопилось много требующего изменения. Русские умы стали проникаться мыслию, что в России слишком много дурного и наше общество требует радикального возрождения. Как всегда и везде бывает, мыслящая молодежь несется без удержу вперед; все, что делается вокруг нее хотя бы с явными целями улучшений, ей кажется малым, недостаточным; ей хотелось бы видеть совершившимся в несколько месяцев то, на что по неизменным законам истории потребны годы, десятки лет и даже века! «У нас все дурно!» — такая фраза сделалась модною и стереотипно произносилась всяким, кто не хотел быть или казаться отсталым. Что в нашем общественном строе, как и вообще во всех человеческих обществах, есть темные стороны — это ни для кого не новость, и иначе быть никогда не могло, пока человечество проходит свое земное поприще; но пылкая молодежь редко умеет отличать злоупотребления от сущности того, чем злоупотребляет, склонна бывает смешивать то и другое, и вместо того чтобы обрезывать ветви дерева, мешающие его росту, посягает на самый корень.

В ту эпоху, о которой идет речь, молодежь стала попирать все, пред чем старое поколение благоговело: религию, государственность, нравственность, закон, семейство, собственность, даже искусство, поэзию и таланты

Наука имела для нее важность только в утилитарном отношении, насколько она могла содействовать улучшению материального быта человека. Все, что прежде считалось достоянием духовного мира, отвергалось как праздное занятие, и самый духовный мир назывался мечтою

Нет сомнения, что во всех исчисленных сферах были всегда и везде темные стороны, возбуждавшие ум к критике.

Религия, в вульгарном смысле, нисходила до ханжества или бессмысленной приверженности к символической букве; государственность, как показывала история, нередко являлась в форме бессмысленного насилия над массами народа, люди государственные придавали ореол святости тому, что держалось на обмане, создавали права, основанные вначале на дикой силе, закон часто выказывался бессильным против людских пороков или служил им благовидною прикрышкой; права собственности, упорно защищаемые собственниками, обличали свою несостоятельность, как только подвергались критике средства возникновения и упрочения собственности; семейство представляло слишком частые случаи, показывающие, что на деле происходило совсем не то, что признается предрассудками общества; нравственность вообще имела очень шаткое и неточное применение: что в одно время или в одном месте считалось нравственным, то в иных временах и местах признавалось противным; наконец, искусство, поэзия и свободная наука оказывались по большей части привилегиями счастливцев мира сего, эксплуатировавших бедную, невежественную массу народа.

Такой мрачный взгляд не человеческие отношения не был новостью: сам Спаситель Христос положил ему начало для своих последователей. Его пламенная проповедь против фарисеев была осуждением и приговором для ханжества всех веков. В противоположность земному величию владык и царей, требовавших себе поклонения, Спаситель указал правила признавать старшим над всеми того, кто будет всем слугою».
Автобиография. Костомаров Н. И.

Сын эксцентричного «вольтерьянца»

Жизнь великолепного учёного сама по себе была историей запутанной, изобилующей шокирующими поворотами и заносами, один из которых в полном соответствии с обидной грибоедовской фразой («в деревню, к тётке…», ну дальше вы знаете) вынес его на провинциальную обочину российской жизни — сюда, на берега Волги. Впрочем, в своей почти десятилетней саратовской ссылке Николай Иванович может винить только себя самого, а жителям Саратова остаётся лишь радоваться тому, что в исторической коллекции знатных гостей города прибавилась ещё одна жемчужина.

Но обо всём по порядку.

Будущий великий историк родился в русской семье в слободе Юрасовка Воронежской губернии 16 мая 1817 г. Его отец был отставным военным, человеком эксцентричным, грубым, самодуром, но при этом считающим себя вольнодумствующим «вольтерьянцем», и в таком же духе воспитывавший своего единственного сына (к слову, рождённого крепостной крестьянкой Татьяной МЕЛЬНИКОВОЙ). Иван Петрович, к примеру, любил давать либеральные установки всем подряд: в частности, обожал выступать перед собственными крепостными крестьянами с речами о том, что никакого Бога нет-с, никаких загробных мук не существует-с и так далее. В один отнюдь не прекрасный момент — летом 1828-го — челядь поверила барину и… убила его, а также разграбила дом и украла деньги. А что? Всё равно на том свете ничего за это не будет!

После этого чудовищного инцидента Николай оказался в частном пансионе в Воронеже, а в 1833-м поступил в Харьковский университет. У него были блистательные способности и отменная память, однако сработала установка на вольнодумие и дух противоречия, взлелеянные ещё покойным батюшкой: «Скоро я пришёл к убеждению, что историю нужно изучать не только по мёртвым летописям и запискам, а и в живом народе. Но с чего начать? Конечно, с изучения своего русского народа; а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви», — позже напишет Костомаров в своей автобиографии.

В шестнадцать лет будущий «украинский историк» изучил малорусское наречие и даже с переменным успехом принялся сочинять на нём стихи и пьесы. Взгляды человека, которого впоследствии примутся титуловать «украинским националистом» и «славянским федералистом», формировались под сильным влиянием знаменитого слависта Измаила СРЕЗНЕВСКОГО (тоже ещё того «украинца» — с рязанскими корнями). Молодой Костомаров стал одним из первых, кто принялся выискивать отличия в великоросской и малоросской ветвях русского народа. И это пагубное, как выяснилось впоследствии, занятие было развито его идейными (в определённой, конечно, степени) последователями: сначала были выведены две отдельные народности, а потом, как выяснилось, и два народа, «не имеющие между собой ничего общего». В истории Запорожской Сечи Костомаров находил образчики истинно народной демократии, зачастую противопоставляя это суровому «московскому централизму».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: