Презентация на тему русский первооткрыватель

Содержание

Слайд 1

pptcloud.ru

Слайд 2

Иван Фёдорович Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн; русское имя — Иван Фёдорович) родился 19 ноября 1770, в имении Хагудис, близ г. Рапла (Эстония). Сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна.
Выходец из небогатого дворянского рода, в 1785-1788 годы учился в Морском кадетском корпусе, в год окончания которого участвовал в Голландском сражении, а в 1789 и 1790 — еще в трех морских сражениях; произведен в лейтенанты.
В 1793-1799 добровольцем проходил службу на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море; произведен в капитан-лейтенанты.

Слайд 3
Крузенштерн был очень хорошо развит физически. Он отличался от окружающих атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции.
Крузенштерн был большим любителем домашних животных. В путешествиях его сопровождал спаниель, любимец всей команды.

Слайд 4

Август 1803 — экспедиция
И.Ф. Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах — «Надежда» и «Нева».
Главная цель плавания — исследование устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

Слайд 5

В 1799 и 1802 гг. — проекты кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске.
1802 г. назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах;
Провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета;
Выяснили причину свечения моря;
Собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Слайд 10

В 1811г. — преподаватель Морского кадетского корпуса.
Около года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии, свои впечатления изложил в записках, оставшихся в рукописи.
1813 — избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании.
С 1827-1842 годы, постепенно повышаясь в званиях до полного адмирала, был директором Морского кадетского корпуса, инициатором создания при этом заведении высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию.
В 1827 г. Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейства. 16-летняя деятельность Крузенштерна на посту директора ознаме-нована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и др. улучшениями.

Слайд 11
Труды И.Ф Крузенштерна
Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“»
И. Крузенштерн впервые нанес на карту около тысячи км. восточного, северного и северо-западного побережья острова Сахалин.
Автор «Атласа Южного моря»

1-2, 1823-1826).

Слайд 12
Скончался 24 августа 1846 года, на даче Асс, близ Таллина.
Иван Федорович Крузенштерн похоронен в Домской церви Таллина.

Слайд 13

Слайд 14
Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

1. Биография

Отпрыск российского дворянского рода Крузенштернов, праправнук основоположника рода в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724—1791).

Три года (с двенадцати лет) учился в церковной школе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте.

В мае 1788 года в связи с войной со Швецией досрочно выпущен из корпуса, произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». Сразу после этого отличился в Гогландском сражении (1788), в 1789 году участвовал в Эландском, а в 1790 — в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте, после чего был произведён в лейтенанты. В 1793 году послан для изучения морского искусства в Англию; с английским флотом отплыл к северным берегам Америки, где участвовал в сражениях с французскими судами; посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова; ходил в Бенгальском заливе, с целью исследовать ост-индские воды и открыть русской торговле маршрут в Ост-индию. Кавалер ордена Святого Георгия IV класса Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн пришёл к мысли о том, что она более выгодно могла идти прямо, морем; он имел также в виду установить прямые сношения метрополии с русскими владениями в Америке. В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. Однако в 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление РАК, император Александр I утвердил проект для исполнения которого решено снарядить первую русскую кругосветную экспедицию. Тогда и вспомнили об Иване Федоровиче.

Экспедиция, состоявшая из двух кораблей («Надежда» и «Нева») под командой Крузенштерна, с помощником, капитан-лейтенантом Лисянским, 26 июля (7 августа) 1803 года отплыла из Кронштадта

Экспедиция направилась через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) 1804 года обогнула мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана она обратила особенное внимание на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В Кронштадт экспедиция вернулась 7 (19) августа 1806 года

В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 — 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

В 1811 году Крузенштерн определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815—1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания , Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824—1827; дополнение СПб., 1835—36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.

Крузенштерн был очень хорошо развит физически. По словам современников, он сильно выделялся среди окружающих, отличался атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. Доподлинно известно, что он в этом путешествии, несмотря на недоумение коллег, возил с собой две двухпудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя своё любимое упражнение — швунг жимовой.

Крузенштерн был большим любителем домашних животных. В путешествиях его сопровождал спаниель, любимец всей команды. Перед каждым отплытием вошло в добрую традицию каждому члену экспедиции потрепать спаниеля за длинные висячие уши, и действительно, путешествия проходили на удивление гладко. Известны буквально анекдотические ситуации, когда дикари, в жизни не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами в ужасе разбегались.

Крузенштерн похоронен в Домском соборе Таллина.

Военная служба и иностранная стажировка

В 1787 году Иван Фёдорович получил чин гардемарина и поступил во флот, служил на корабле «Мстислав», которым командовал Г. И. Муловский. В 1789 году Крузенштерн стал мичманом, поучаствовав в Гогландском сражении, которое состоялось в 1788 году, во время войны между Россией со Швецией в 1788-1790 годах. Продолжая службу на «Мстиславе» Крузенштерн получил свой следующий, лейтенантский чин участвуя в Выборгском сражении и взятие шведского корабля. При отступлении шведского флота «Мстиславом» была сбита мачта на шведском корабле «София Магдалина», корабль сдался, а Иван Фёдорович был отправлен на него для перевозки адмирала Лайонанкера.В 1793 году лейтенанта военно-морского флота Ивана Фёдоровича Крузенштерна среди прочих офицеров отправили в Англию, в командировку сроком на шесть лет. В составе английской эскадры Крузенштерн плавал к берегам Северной Америки, был вместе с другими офицерами с визитом у президента США Джорджа Вашингтона.

В 1796 году фрегат «Клеопатра» на котором служил Крузенштерн возвращаясь в Англию, чуть борт о борт не встретился с французским кораблём «Кастор», в условиях тумана они поздно заметили друг друга. «Кастор» в числе прочих фрегатов вёз в Ирландию французские войска. Как только растерянная команда пришла в себя, на «Клеопатре» были готовы к бою пушки, люди были готовы к смерти, они готовы были сжечь свой фрегат, чтобы не отдать его в плен, так как силы были не равны. «Кастор» значительно превосходил «Клеопатру» в артиллерии. Как позже говорил сам Иван Фёдорович, французам хватило бы и пятнадцати минут для сражения. Вместо этого «Кастор» просто шёл параллельно «Клеопатре» на протяжении четырёх часов, пока не пропал из виду. Команда «Клеопатры» ещё долгое время не могла прийти в себя от того, что чудом избежала смерти или плена.

В 1796 году Иван Фёдорович отправился в Индию, где провёл год. Откуда отправился в Кантон. Будучи в Каттоне он увидел английское торговое судно, которое везло меха из Америки. Узнав, что плавание в обе стороны у них занимает пять месяцев Крузенштерн был ошеломлён. Дело в том, что Россия продавала мех в Китай. Добывая его на Амуре, мех отправлялся морем в Охотск, а далее по суше. Часто такая транспортировка занимала более двух лет. Он так загорелся идеей перевозки напрямую в Кантон из России, что был намерен оказавшись в России сразу же сообщить об этом правительству.

Вернувшись в Англию в 1796 году, Крузенштерн узнал, что Павел первый призывает всех командированных в Англию морских офицеров вернуться в Россию. По возвращении он отправил почтой свои соображения, изложенные в записке адмиралу Г. Г. Кушелеву, но тот отказал Крузенштерну в такой форме, что по словам самого Ивана Фёдоровича, лишил его всякой надежды. Не смотря на это он пробовал найти единомышленников среди частных лиц, что ему, к сожалению, не удалось.

Находясь в России, Крузенштерн собирал ценные сведения, по интересующим его вопросам и дополнял ими свои записки, отрывки из которых были помещены в «Путешествие вокруг света». Книгу, оригинал которой был найден сравнительно недавно в эстонском историческом архиве, подписан он рукой капитан-лейтенанта Крузенштерна.

В 1802 году новый управляющий русским флотом Н. С. Мордвинов заинтересовался проектом Крузенштерна, но отметил, что из-за своей резкости его в некоторых местах, императору нельзя предоставить его целиком. Зато Мордвинов показал проект министру коммерции, которым тогда являлся Н. П. Румянцев. Ознакомившись с проектом, он тут же вызвал его автора в столицу, с этого момента пути министра и морского офицера связались на 23 года.

В путь!

«Во второй половине XVIII столетия кругосветные экспедиции стали признаком состоятельности и зрелости морских держав. Особенно активны в этом смысле были Англия и Франция. В 1803 году пришла очередь и России», — отметил Кирилл Назаренко.

Помимо сугубо географической, на экспедицию Крузенштерна и Лисянского было возложено ещё несколько миссий: моряки должны были изучить вопрос рентабельности морских перевозок грузов из европейской части России на Аляску, попытаться наладить экономические связи между Российской Америкой и Китаем и доставить в Японию посланника Николая Резанова.

Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого — Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом.

Эксперты подчёркивают, что личность руководителя экспедиции была результатом взвешенного решения российских властей. «Несмотря на изначальную инициативу Крузенштерна, у Санкт-Петербурга гипотетически были сотни других кандидатур. Начальник экспедиции должен был являться одновременно и хорошим морским офицером, и прекрасным организатором, и хозяйственником, и дипломатом. В итоге решили, что всё-таки именно Крузенштерн располагает оптимальным соотношением всех этих качеств», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

  • Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Офицеров в свои команды Крузенштерн и Лисянский подбирали под себя. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временам жалование — 120 рублей в год. Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг.

Кандидатуры части участников экспедиции оказались «спущены сверху» — речь идет, в частности, о посланнике Резанове со свитой, нескольких учёных и «благовоспитанных» молодых людях из числа представителей санкт-петербургского светского общества. И если с учёными Крузенштерн легко нашёл общий язык, то с остальными возникли серьёзные проблемы.

Во-первых, среди представителей «светского общества» оказался авантюрист и дуэлянт гвардии поручик граф Фёдор Толстой, который решил скрыться на время из России, чтобы избежать наказания за очередной проступок. На корабле Толстой вёл себя вызывающе. Однажды он показал своей ручной обезьяне, как мазать чернилами бумагу, и запустил её в каюту к Крузенштерну, в результате чего часть записей начальника экспедиции была полностью утрачена. В другой раз он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе. В тесном коллективе подобное поведение было чревато большими проблемами, поэтому на Камчатке Крузенштерн ссадил Толстого на берег.

  • Николай Резанов

Во-вторых, уже в ходе плавания из секретных инструкций выяснилось, что посланник Резанов, стеснявший моряков своей большой свитой, ещё и был наделён чрезвычайно широкими полномочиями. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками.

Команда поддерживала своего начальника. Резанов был разъярён строптивостью военных и пообещал судить экипаж, а Крузенштерна лично — казнить. Начальник экспедиции отреагировал на это хладнокровно и заявил, что пойдёт под суд прямо на Камчатке, ещё до отбытия в Японию, что автоматически сорвёт миссию посланника. Правитель Камчатской области Павел Кошелев с большим трудом их помирил. При этом Резанов в своих воспоминаниях писал, что ему принёс извинения весь экипаж, а вот все остальные очевидцы утверждали, что это Резанову пришлось извиняться перед Крузенштерном.

Начало служебной карьеры

  1. В 1786 году Иван Крузенштерн начал учёбу в Кронштадте в Морском кадетском корпусе.
  2. Эту учёбу пришлось завершить в мае 1788 года раньше положенного срока по причине вступления России в войну со Швецией.
  3. Крузенштерн получил мичманский чин и назначение на 74-пушечный трёхмачтовый линейный корабль «Мстислав». Его капитаном был Григорий Иванович Муловский.
  4. Буквально через несколько недель после начала службы на «Мстиславе» 6 июля 1788 года юный Крузенштерн принял участие в большом морском сражении возле острова Гогланд в Финском заливе. При встрече русской и шведской эскадр ветер на море почти стих, что затруднило маневрирование. Враждебные эскадры выстроились в две линии и практически в упор расстреливали друг друга из пушек. Русские моряки потеряли около трёхсот человек убитыми, и вдвое больше раненными. «Мстислав» получил наибольшие повреждения и потери. На нём погибли почти все офицеры, и мичман Крузенштерн был назначен помощником капитана.
  5. В ходе сражения у острова Гогланд шведский флагман «Принц Густав» поднял белый флаг и капитулировал, а уцелевшие шведские корабли отступили в крепость Свеаборг на берегу Финляндии, укрывшись в её гавани. Русская эскадра продолжала осаду Свеаборга до глубокой осени. Несмотря на серьёзные повреждения в этой осаде принимал участие и «Мстислав».
  6. Через год в 1789 году Крузенштерн участвовал в Эландском сражении.
  7. В следующем 1790 году он сражался в нескольких морских боях у берегов Эстляндии и Финляндии.
  8. За многочисленные боевые отличия в этой русско-шведской войне в 19 лет Крузенштерн получил военно-морской чин лейтенанта.
  9. После победоносного окончания войны со Швецией Крузенштерн вместе с другими одиннадцатью отличившимися военно-морскими офицерами был командирован в Великобританию для усовершенствования навыков морского дела. Английский флот в XVIII-XIX веках по праву считался лучшим в мире.
  10. На английских кораблях Крузенштерн совершил плавание к берегам Америки и островам Вест-Индии.
  11. Во время службы на английских кораблях Крузенштерн принимал участие в морских сражениях англичан против французов.
  12. В этих плаваниях на английских судах он побывал на многих островах Антильского архипелага и в Суринаме у берегов Южной Америки.
  13. В другом плавании на английском корабле он достиг вод Бенгальского залива в Индийском океане и побывал в Индии, которая была тогда Британской колонией.
  14. После всех этих дальних и длительных путешествий Крузенштерн, анализируя состояние морских торговых путей, пришёл к выводу, что России необходимо помимо сухопутного торгового пути с Китаем установить и морской. Кроме того он поставил задачу надёжного сообщения через Тихий океан с русскими владениями в западной части Северной Америки.
  15. Полученный на английском флоте опыт, позволил Крузенштерну составить представление на имя императора Павла о необходимости организации кругосветного путешествия русских моряков, которые ранее вокруг земного шара ещё никогда не плавали.

Закрытая Япония

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. 18 декабря корабли подошли к берегам Южной Америки и сделали остановку в Бразилии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску.

В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

  • Первое российское кругосветное путешествие, у берегов Японии

26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви.

Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.

Также по теме


«Открытие под дулами орудий»: как в XIX веке американцы «помогли» Японии отказаться от политики изоляционизма

8 июля 1853 года эскадра американского коммодора Мэтью Перри достигла берегов Японии. Американцев не устраивал изоляционистский курс,…

Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре.

Пока Крузенштерн посещал Камчатку и Японию, Лисянский прибыл на Аляску. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой. «Нева» в этой ситуации оказалась весьма грозной военной силой и способствовала победе русских, приведшей к перемирию. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин.

Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года.

Путь на Дальний Восток

Невельской выбрал Западный маршрут: Кронштадт — Портсмут — Рио-де-Жанейро — Мыс Горн — Вальпараисо — Гавайские острова — Петропавловск-Камчатский. «Байкал», пробыв в пути 8 месяцев и 23 дня, 12 мая 1849 года вошел в Авачинскую бухту и бросил якорь в Петропавловской гавани. Однако высочайшего разрешения на экспедицию, которое Невельской надеялся получить по прибытии на Камчатку, не было. Офицер получил лишь копию инструкции, составленной для него Муравьевым и направленной на утверждение императору. В ней генерал-губернатор предписывал Невельскому исследовать устье и берега Амура, точнее изучить побережье Охотского моря и выяснить, действительно ли Сахалин можно считать полуостровом.

Поскольку период навигации в Охотском море недолог, Невельской не стал ждать высочайшего разрешения императора. Он решил начать экспедицию, следуя копии инструкции Муравьева. 30 мая 1849 года «Байкал» снялся с якоря в Петропавловской бухте и направился в сторону Сахалина.

Портрет Невельского. (wikipedia.org)

Интересные факты из жизни

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя — Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Кругосветное путешествие Крузенштерна

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Скончался Крузенштерн 12 августа 1846 года.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: