Мировоззрение славян
В основе мировоззрения древних славян лежала идея мира как единой системы, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди жили в единении с природой, считали себя её частью. Своеобразной энциклопедией мироздания, которая содержит ответы на все вопросы, для славян были Веды. Ведические писания — это первооснова бытия, объясняющая смысл мировоззрения и духовного роста. Иерархию славянских Богов возглавлял огонь Света и космоса. Животворящий лик солнца был очень важным для древних славян, они называли его Ра.
Справка! Не стоит забывать, что славяне были не чужды и человеческим жертвоприношениям.
4.1. Характер верований языческой религии древних славян
В основе религиозных верований древних славян был культ природы и культ предков. Единого Бога у славян не было, каждое родовое племя могло поклоняться как общим Богам, так и своим собственным. Языческая культура славян полнится различными именами высших сил, отвечающими за определенные процессы или явления мира.
Наиболее известные из божеств и богов древних славян:
- Перун — один из Верховных Богов, громовержец;
- Велес — скотоводческий Бог, Бог богатства;
- Сварог — отец других божественных созданий, Бог огня и неба;
- Макошь — Богиня судьбы, воды и плодородия, олицетворение женского начала;
- Лада — Богиня любви и красоты, покровительница урожая;
4.2. Вселенная древних славян
Вселенную древние славяне представляли в виде многоступенчатой модели, в которой существовало три мира. Они располагались друг над другом. В центре миров находилась Земля, а под ней — «исподний» мир мёртвых. Над землёй находились 9 частей небес, каждая из которых имела своё назначение. В одной части небес обитало солнце, в другой — луна, в третьей — запасы воды. Седьмое небо небес называлось твердью, за ним, по преданиям славян, находился рай.
В «Велесовой книге» все три части Вселенной имели свои названия. Верхний мир звали Правью, средний — Явью, а нижний — Навью. Все миры, Явь, Навь и Правь, объединяло Древо Жизни. Мир людей находился в дупле дерева, а ветви уходили высоко в небеса.
Важно! Напомним, что «Велесова книга» была признана фальсификацией 19 или 20 века.
4.3. Периодизация развития славянского язычества
Славянское язычество в древности формировалось в несколько стадий.
Первую стадию развития древнеславянского единства историки относят к каменному веку. В то время существовал лунный календарь, а в языческой религии господствовал культ природы. Вторая стадия связана с изготовлением идолов и человеческими жертвоприношениями. Её ещё называют эрой Сварога — божества неба и огня. Период характеризуется установлением патриархата, культа Рода и Рожаниц, а также культа предков. Происходит укоренение языческих традиций и обрядов. Третья стадия называется эрой Дажьбога, в то время люди верят в животворящую силу Солнца. Складывается культ Перуна, оформляются лики и функции других божеств славянского пантеона.
Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. В хозяйствах люди разводили домашний скот: коров, овец, лошадей. Большим подспорьем были промыслы: рыболовство, охота, сбор дикого мёда, ягод и грибов. Восточнославянские племена были язычниками, единого Бога не существовало. Они верили в пантеон Богов, который был многочисленным. Каждое племя почитало общих богов и своих собственных. У одного племени самым почитаемым был Перун (бог грома и молний), у другого — Ярило (бог солнца), у третьего — Стрибог (бог ветров), у четвертого — Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь — (богиня земледелия).
Ход крещения Руси
В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.
По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.
Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.
Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.
Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.
Создание пантеона богов в языческой древней Руси
В Киеве, на одном из холмов, по велению князя Владимира был создан пантеон языческих богов. Это были шесть славянских идолов:
- Перун.
- Хорс.
- Дажьбог.
- Стрибог.
- Семаргл.
- Макошь.
В то время князь Владимир был уверен в истинности языческой веры, и создание в Киеве пантеона языческих богов славян означало полное неприятие других религий. Это был своего рода вызов мусульманам, иудеям и православной христианской Византии. Интересна идея создания пантеона славянских языческих богов. Пантеон на греческом языке означает «Храм всех богов» или место поклонения и жертвоприношения всем богам одной культуры.
В древней мифологии восточных славян идолов было значительно больше, но князь Владимир выбрал именно эти. Создание пантеона языческих богов славян могло преследовать несколько целей. Созданием капища князь Владимир подчеркнул суверенность киевской Руси от Византии, которая пыталась распространить христианскую православную веру на своих ближайших соседей.
Во главе пантеона стоял бог грозы, грома и молний Перун, как символ высокого положения князя Владимира – главного воеводы древней Руси. В процессе реформы князя Владимира была пересмотрена структура языческой веры и определена чёткая иерархия. Несмотря на то, что создание капища идолов воспринималось, как укрепление язычества, многие исследователи считают, что это был первый шаг к замене религии и принятию христианства.
О том, как устроен пантеон до настоящего времени дошло мало информации. Вообще славянское языческое капище представляло собой площадку на возвышенном месте. На площадке в землю вкапывались деревянные столбы, каждый из которых символизировал определённого бога. С этой целью на дереве вырезался лик, его знаки и символы. Это могли быть изображения животных, оружия или предметы быта. Сам божественный образ расписывался красками и украшался. Так Перун из пантеона князя Владимира имел «…серебряную главу и ус золотой…»
В процессе сооружения пантеона языческих богов славян князь Владимир направил своё посольство в Новгород, для учреждения там культа Перуна. Это должно было объединить север и юг, то есть два важнейших города древней Руси должны были сплотиться в единую зону власти и влияния князя Владимира.
Историческое значение принятия христианства
Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:
христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения. Открывались школы в монастырях. Монахи становились врачами и учителями;
произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве
Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).
Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.
Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.
Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:
Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В летописи сохранилось сказание об «испытании вер» кн. Владимиром. Оно повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения.
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Предпосылки для выбора веры
Князь Владимир первым предпринял попытку создать единую религию. После побед в сражениях и утверждения на троне, он приказал поставить на Киевской земле идолов шести богов славян. Во главе древнего храма воздвигли Перуна. Он имел серебряную голову и золотой ус. Киевляне приносили пожертвования в пантеон. Но создание единого храма из шести богов не стал очагом единства всех племен. В итоге это привело к распаду союза.
Великий Киевский князь понимал, что необходима новая религия, которая поможет объединить людей. Он встречал послов с других государств, посылал гонцов в разные страны, чтобы они изучали другие культуры. Его интересовали достоинства и недостатки каждой из них. Иудейские сторонники им сразу были отвергнуты по причине того, что Священным Иерусалимом управляли мусульмане.
В это время на Руси славяне уже начали знакомиться с христианством, но эта вера особо не распространялась. Княгиня Ольга, жена князя Игоря и бабушка Владимира, приняла крещение в Константинополе. Событие произошло в 955 году, хотя в некоторых летописях указаны и иные даты. После нее увеличился рост числа христиан среди славян. В Киеве построилась церковь Святого Ильи. Византия и Болгария посылала священную христианскую литературу.
Слайды и текст этой презентации
.
Крещение Руси
Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)
Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду
.
Причины крещения РусиСтремление киевских князей быть ровней европейским монархамСтремление к укреплению государства: один монарх — одна вераМногие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образуЖелание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и КонстантинаВладимира покорила красота византийских храмов и обрядовВладимир был варягом. Его мало заботили верования народа русского
До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца
—
Христианские церкви до крещения Руси.
В Киеве существовала соборная церковь св. Ильи, т. е. главная церковь.Следовательно, в 40-е гг. Х в. в Киеве были и друге христианские храмы,подчинявшиеся соборной Ильинской церкви.
Историческое значение крещение Руси.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства;
Условие для сотрудничества с христианскими государствами
Европы;
Формирование единой культурно-политической общности;
введение писменности;
появление каменной архитектуры, иконописи, фресковой живописи;
вытеснение языческих обычаев новым христианским законом
Последствия крещения Руси
Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичествоКрещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской РусиКиевская Русь стала полностью централизованным государствомРусь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с РимомПравославная церковь стала опорой властиПравославная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского игаПравославная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой
Культ Земли
Язычники верили в то, что праматерью всего является именно Земля. Тут объясняется все довольно-таки просто, ведь именно она, по мнению древних славян, является центром плодородия: Земля дает жизнь не только растениям, но и всем животным. Почему ее называли Матушкой — объяснить также не тяжело. Наши предки верили в то, что именно земля их и породила, она им дает силы, стоит только к ней наклониться. Заметим, что многие существующие сегодня обряды пришли к нам еще с тех времен. Вспомним хотя бы необходимость брать горсть своей земли на чужбину или земной поклон молодых родителям на свадьбе.
Популярные сочинения
- Что такое Раскаяние — сочинение рассуждение (15.3 9 класс ОГЭ) Раскаяние – это одна из главных составляющих нравственности человека. Очень хотелось бы, чтобы каждый из нас мог со стороны оценивать, взвешивать собственные негативные слова и проступки, и, конечно же, делать их произошедшего вывод.
- Что такое мир? — сочинение Что значит слово мир? Оно имеет множество значений, начиная с материального, и заканчивая психологическим. И для большинства оно вызывает позитивные мысли. Ведь пребывать в мире
- Сочинение-описание картины Без вести пропавший 1946 Горского Тема Великой Отечественной войны отразилась не только в литературе, но и в живописи. Многие советские художники посвятили картины этой теме, одним из таких художников был Горский Владимир
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Причины необходимости христианизации
Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.
До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.
Постоянно подвергаясь набегам кочевников, государство нуждалось в сплочении племен. Поспособствовать этому процессу могла только мощная сила веры во что-то единое. Поэтому Владимир Красное Солнышко выбрал религиозный «рычаг воздействия» для укрепления взаимосвязей племен и усиления собственной власти. Во времена язычества князь был всего лишь военачальником, которого можно было свергнуть или убить.
В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.
Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:
- Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
- Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
- Иудаизм (Хазарский каганат).
Крещение Руси
Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:
- Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
- Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
- Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
- Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.
Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).
Сочинение крещение Руси 4-6 класс
Попробую написать сочинение крещение Руси кратко. Начать при этом хочу с кроткого предисловия. Ранее на территории государства было распространено язычество. Лишь в конце 10 века появилась единая вера – христианство. Исходя из старинных рукописей и летописей становится ясно, что произошло данное событие в далеком 988 году.
Состоялось крещение в период правления князя Владимира. Неудивительно, что на берегу Днепра в столице Украины ему возвели памятник. Русский народ прозвал его святителем. Ведь благодаря его решению люди смогли приобщиться к новой, тогда еще неизвестной им религии и принять христианство.
Данное событие в истории государства играет огромное значение. Ведь после крещения держава начала активно развиваться. Причем не только в политическом, но и духовном, культурном плане. Религия подразумевала такие идеи, как миролюбие, справедливость, добро и благородство. Началась активная борьба с любым злом, проявлением жестокости и насилия.
В 1988 году все верующие люди отметили немаловажный для себя праздник. Прошла тысяча лет с того момента, как было принято христианство. Тогда в нашу столицу съехались представители христианства со всего мира, а также делегации от других религий. Гостями Москвы оказались представители не менее 100 государств
В эти дни все москвичи могли слышать звон колоколов, оповещающий о столь важном празднике. Колокольный перезвон был слышен на протяжении двух дней
Разве все это не указывает на значимость принятого так давно Владимиром решения? Приняв христианство, он достиг не только единства государства, но и обеспечил народу веру в светлое будущее. Именно с этого момента в государстве начался совершенно новый, важный этап, а изменения прочувствовали все славяне.
Предпосылки для принятия христианства на Киевской Руси
Согласно данным исторических источников принятие христианства на Руси имело свои предпосылки. На фоне социальных и политических факторов назрела необходимость укрепления молодого государства единой идеей и становления его мировой державой.
Князь Владимир со своей дружиной, в конце 980-х годов, принял решение сменить веру, после продолжительных переговоров с государствами, имеющими разное вероисповедание.
Владимир при выборе государственной религии проводил «испытание вер», когда в Киев были направлены посольства от мусульман. От иудаизированных хазар и из Византии – все убеждали князя принять их веру. Но Владимир сам отослал свои посольства «в немцы», «в болгары», «в греки» для «испытания их служб».
Однако принятие христианства в православном варианте из Константинополя связано и с необходимостью сохранения важных связей, установившихся с Византией ранее. Также имело большое значение авторитет Византийской империи, в то время она находилась в зените могущества, являясь центром цивилизации среди европейских государств.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти
Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Языческие божества древних славян
- Главным (верховным) Богом славянского пантеона был Перун, которого первоначально изображали в виде быка.
- Бог Хорс олицетворял солнце.
- Бог Волес оберегал домашних животных и являлся покровителем скота. Помимо этого он был покровителем торговли.
- Даждьбог являлся предком древних людей.
- Стрибог – повелитель ветра.
- Симаргл связующее звено между небесами и землей.
- Мокошь – божество, которое покровительствовало всем женщинам, а также тем, кто прял и ткал; также считалось, что оно появилась от «матери сырой земли».
- Велес помогал поэтам и сказателям.
- Рожаницы могли изменять судьбу, а потому и олицетворяли ее.
- Сварог – покровитель кузнецов и сам кузнец.
- Сварожич – бог огня.
Внимание
Восточные славяне языческого периода поклонялись богам, подносили им дары, а свои богослужения проводили в специальных местах – капищах. Также считалось, что в каждом лесу, поле, озере был свой дух, который тоже управлял стихиями.