Декарт о назначении философии
Декарт считал, что познание не должно сводиться к отысканию и беспорядочному накоплению отдельных знаний. Будучи выдающимся ученым и философом, Декарт осознавал единство познания, то есть единство всех наук и философии. Он писал о том, «что надо поверить в то, что все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу… все они связаны между собой и друг от друга зависимы…», и понимание этого единства научного знания, разработку единого метода познания Декарт рассматривал как основную задачу философии.
Отдавая должное существовавшей до него философии, почитая выдающихся философов прошлого, Декарт не мог смириться с тем, что в философии по одной и той же проблеме существует множество мнений. Отождествляя философию во многих отношениях с наукой, Декарт стремился к такому соотношению философских идей и позиций, которое характеризует прежде всего математическое знание. Он рассуждал: «О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным, я не нашел в себе такой самонадеянности, чтобы рассчитывать на больший успех, чем другие». И при этом, подчеркивал Декарт, другие науки заимствуют свои принципы из философии. Декарт поставил перед собой грандиозную задачу преодоления подобной неопределенности философского знания, поднятия философских идей на пьедестал полной достоверности. На первом месте перед ним стала задача создания философского метода познания, обеспечивающего, как он полагал, достижение истины.
Руководствующаяся этим методом философия станет востребованной жизнью: «…вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих тел» люди могли бы изобрести способы, позволяющие наслаждаться благами природы для, главным образом, «сохранения здоровья, которое, без сомнения, есть первое благо и основание всех других благ этой жизни».
Библиография
- Философия духа и материи Рене Декарта
- Правила для руководства ума
- Разыскание истины посредством естественного света
- Мир, или Трактат о свете
- Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
- Первоначала философии
- Описание человеческого тела. об образовании животного
- Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть
- Страсти души
- Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом
- Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора
- Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции
- Беседа с Бурманом
- Геометрия
- Космогония: Два трактата
- Первоначала философии
- Размышления о первой философии
Биография великого математика Декарт Рене
Биография: Декарт Рене (31.03.1596 — 11.02.1650)
|
Научные изыскания ученого
Всю молодость философ занимался углубленным изучением самых разнообразных наук. Он штудировал труды величайших умов планеты и даже вел переписку с учеными-современниками. Причем изучать он предпочитал самые разные области – от астрономии и метеорологии до медицины и геометрии.
Удивительный Декарт: математик, философ и психолог
Самые известные в мире труды этого человека в точных науках, но он старательно изучал чуть ли каждую сферу человеческой жизни.
Удивительно, но именно Декарту удалось открыть такое явление, как рефлексы. Это стало прочной основой для создания в дальнейшем психологии как науки. Для этого он представлял себе организм человека, как некий механизм. Изучал он также и разнообразные состояния, которые назвал аффектом.
Рациональные философские размышления
Сверхзадачей для себя Рене ставил доказательство существования Бога, как материального объекта, и нашел его. Вернее, он вывел два варианта – психологический и онтологический. Первый гласит, что раз существует идея об идеальном существе, значит он сам является ее источником. Второй исходит из первого: если идея сама по себе уже существует, значит точно есть и объект. По крайней мере, если исходить из изначальной формулы, приведенной выше.
- Истинным объектом любви можно считать только совершенное существо (Бога).
- Дух противоположен материи, потому следует стремиться к первому, отвергая второе.
- Бесконечная вселенная есть суть Бога, и понимание этого проявляется в смирении пред ним.
- Солидарность со всем сущим – главный принцип бытия. Все зависит одно от другого, и от всего.
Согласно данным постулатам, он вывел принципы, которые можно отыскать в его письмах к королеве Кристине, шведской правительнице, чрезвычайно высоко ценившей мыслителя и его труды. Согласно им, ненависть и злоба – знак трусости и слабости, а любовь и моральность – символ приближения к совершенству.
Картезианство как эволюция идей Декарта
Во все века этот ученый вызывал у людей разные чувства и эмоции. Многие его идеи поддерживали и развивали. Так возникло даже движение в философии, названное по латинизированному имени Декарата – Cartesius. Известно, что Иван Петрович Павлов, который более всего прославился экспериментами по теме рефлексов, приобрел небольшой гипсовый бюст философа и поставил его у входа в лабораторию. В числе последователей картезианства можно увидеть такие фигуры, как Антуан Арно, Ренерий, Бальтазар Беккер, Антуан Легран, Пьер Николь и многие другие.
Для этого течения характерно развитие материалистического метода познания, который как бы не исключал, а наоборот, доказывал самодостоверность сознания. Самым известным противником Декарта являлся профессор теологии Гисберт Воэций, который считал ученого опасным вольнодумцем и сумасбродом. Французский католический священник Пьер Гассенди даже написал критический труд, в котором крушил идеи Рене. Однако самым яростным оппонентом философа считался Пьер де Ферма, создатель аналитической геометрии. Сперва он не принимал идеи Декарта, а потом обобщил их, но уже под своим именем.
О пользе наблюдений за насекомыми
«Я мыслю, следовательно, я существую», — эта фраза обессмертила Рене Декарта и заложила фундамент рационализма, философского метода, согласно которому процесс познания базируется на разуме. Он считается основоположником современной науки о рефлексах — рефлексологии. Живой организм, в том числе человеческий, Декарт представлял как работающий механизм наподобие часов. В дальнейшем из этих воззрений выросла психология, а знаменитый исследователь рефлексов и создатель учения о высшей нервной деятельности Иван Павлов установил памятник Рене Декарту возле своей лаборатории. Он считал его предтечей собственных исследований и открытий.
Высшая математика жизни: где в природе встречаются числа Фибоначчи?
Подробнее
И всё же биографы Декарта прежде всего упоминают его вклад в математику. Главным достижением называют создание прямоугольной системы координат, которая нам известна как декартова система. Казалось бы, что тут сложного: проведи одну ось вертикально, а другую горизонтально. Но, как ни странно, впервые эта идея была озвучена лишь в XVII веке. Французский учёный изложил её в работе «Геометрия», вышедшей в 1637 году. С её помощью он описывал свойства линий и фигур.
Есть легенда о том, что Декарт придумал эту систему в постели, наблюдая, как то ли по потолку, то ли по стене, выложенной кафелем, ползает жук. Вообще, сведений о его личности сохранилось немного, но известно, что он любил поспать. Учёный считал, что многие его сны пророческие: они побуждали его активнее заниматься изысканиями. Он даже утверждал, что достиг успехов в геометрии, следуя сновидениям.
Декарт иногда спал по 12 часов в сутки и даже работал лёжа в постели. Отсюда, видимо, и легенда о наблюдении за ползающим жуком. Ещё одна неподтверждённая история касается нумерации кресел в парижских театрах. Дескать, в те годы места в ложах пронумерованы не были, отчего перед спектаклями часто возникали ссоры, переходящие в дуэли. Людовик XIII, уставший от бессмысленного кровопролития среди подданных, обратился к математику с просьбой решить проблему. И тот придумал систему мест и рядов, где каждое кресло имело свои «координаты». Идея быстро прижилась, и число дуэлей вскоре сократилось.
Диспут Декарта (справа) и королевы Кристины, картина Пьера-Луи Дюмениля. Фото: Public Domain
Идея Бога у Декарта
«Единственное существование, в котором я вполне уверен, есть мое собственное, т. е. существование моего духа и его мыслей, тогда как бытие всего вещественного мира (и моего собственного тела) остается под сомнением. Неоспоримых данных, подтверждающих истинность наших ощущений, у нас нет. Он может оказать простым плодом нашего воображения». Однако, согласно философии Декарта, среди наших представлений находится одно, которое мы не могли создать сами, которое скорее надо признать данным нам, так как оно заключает в себе более полную реальность, чем та, какую мы находим в себе. Это идея Бога – совершеннейшего существа, неограниченного бытия, прямо противоположная чувству ограниченности нашего собственного бытия и потому внушенная нам самим Богом, врожденная нам до всякого опыта, подобно представлению, какое мы имеем о самом себе.
Преобразуя онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма Кентерберийского, Декарт выражает его в такой форме: Бог есть совершеннейшее существо, к совершенствам же принадлежит и существование, следовательно, Бог существует. Другое доказательство бытия Божия заключается у Декарта в следующем: мое собственное существование можно объяснить только с помощью признания бытия Божия, потому что если бы я произошел сам собою, я бы придал себе все совершенства; если же я происхожу от других, от родителей, предков и т. д., то должна существовать первая причина, т. е. Бог. В число Божьих совершенств входит и совершенная правдивость, из чего следует, что все, что я познаю ясно, истинно. Бог не мог меня обмануть, это противоречит понятию о нём, как о всесовершенном существе.
Биография Рене Декарта
Родился Рене 31 марта 1596 г. в небольшом французском городке Ла-Э-ан-Турен (ныне Декарт) и был третьим ребенком любящих родителей из дворянского рода. Мать мальчика Жанна Брошар скоропостижно скончалась, через год.
Отец, Жоаким Декарт занимал должность судьи. Дела практически не оставляли ему времени заниматься сыновьями, и эту нелегкую заботу взяла на себя бабушка. Маленький Рене часто болел, но был невероятно любознателен. Отец называл его маленьким философом.
Начальные систематические знания смышленый мальчик получил в колледже иезуитов у Жана Франсуа. Там же он подружился с будущим знаменитым математиком, физиком и философом М. Мерсенном. Окончив колледж, Рене изучал юриспруденцию в Пуатье, а затем переехал в Париж.
В 1617 г. он поступил на военную службу, здесь он знакомится с физиком И. Бекманом. Принимает участие в знаменитой осаде Ла-Рошели.
Рене Декарт (1596-1650)
Философия Рене Декарта
Декарт создает философское учение, лежащее в основе представления о том, что принципы механики идентичны структуре природы.
Механические машины и творения природы отличаются только количественными терминами: «естественные инструменты меньше и невидимы для глаз и это заставляет нас находить и открывать их в природе».
Согласно картезианцам, чувства не могут сказать нам правду: это возможно только благодаря нашим преднамеренным рассуждениям.
Теории Рене используются многими последователями в Европе. Во Франции новая доктрина устанавливается во внеклассных кругах. Сорбонна выступает против идей Декарта: еще в 1671 году она попыталась навязать учение Аристотеля как единственную действительную философскую систему.
Основанная несколько лет назад, Французская академия наук поддерживает идеи картезианцев. Будучи постоянным секретарем Академии, Бернард Ле Буйер де Фонтенелле (1657 — 1757) представляет учения Декарта в форме светских лекций в соответствии с духом эпохи и его заметным пристрастиям к театральным зрелищам.
Сам ученый неоднократно подчеркивает, что он реагировал как любопытный, но недоверчивый зритель, смотрящий на сцену «мирового театра». Сущность природных явлений, по его словам, сравнима с техникой, которая действует за кулисами на мировой арене.
Природные явления можно объяснить, если «наблюдать движения, размер, формы и расположение частиц материала».
Несмотря на преследования, картезианские идеи вскоре достигли беспрецедентного успеха и распространились по всей Европе. Такой успех был бы необъяснимым, если бы новая философия не была выражением нового, современного мира — Ренессанса.
В эпоху только что созданного производства (начала индустриализации) Декарт с его «техническими» концепциями становится популярным философом. Как ученый, Декарт знает последние научные открытия.
Он формулирует принципы метода достижения прогресса, вооружая своих последователей необходимыми математическими инструментами. Декарт развивает физику, биологию и психофизиологию.
Означает ли это, что Рене Декарт полностью отказался от старой философии? Напротив, его мысли, словно искры вспыхивают между наукой и метафизикой.
Но метафизика картезианцев содержит новые, оригинальные аспекты: она сводит к минимуму роль Бога в сотворении мира и убеждает в том, что мы можем познать реальность, в которой исчезли призраки схоластики.
Видео
В этом видео дополнительная информация по теме «Рене Декарт: биография и философия»
https://youtube.com/watch?v=aTUhR3XKL-E
«Рассуждение о методе»
Декарт Рене (краткая биография является тому подтверждением) имел философскую точку зрения, которая иллюстрировала попытки европейской культуры и традиций освободиться от старых понятий и построить новую жизнь, а также и науку. Истиной, по рассуждению ученого, считается только «естественный свет» человеческого разума.
Смотреть галерею
Конечно, Декарт не исключает ценность человеческого опыта, но он считает, что единственная его функция – это помощь разуму в тех случаях, в которых сил для познания недостаточно.
Рене Декарт, идеи которого используются в современной философии, рассмотрел понятие дедукции, или «движения мысли», в котором соединяются интуитивные истины. Человеческий интеллект слаб, поэтому нуждается в постоянной проверке сделанных шагов. Эта методика нужна для того, чтобы проверить отсутствие пробелов в рассуждениях. Такую проверку ученый называет индукцией. А вот итог дедукции – это система всеобщего знания, или «универсальной науки». Такую науку Рене сравнивает с деревом. Его корень – это метафизика, ствол – физика, а ветви составляют такие науки, как механика, этика и медицина. Каждая из этих наук должна приносить пользу. Для того чтобы каждая отрасль была максимально эффективной, абсолютно правильной должна быть метафизика.
Биография
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.
Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда — учеником, позже — священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) — сначала в революционную Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.
Затем — ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известны иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.
Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:
- «Рассуждение о методе…» (1637)
- «Размышления о первой философии…» (1641)
- «Начала философии» (1644)
В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:
- Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
- В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
- Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни.
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни очень сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Её выдвинул Айки Пиз, германский учёный
.
Гробница Декарта (справа — эпитафия), в церкви Сен-Жермен де Пре
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре.
В честь учёного назван кратер на Луне.
биография
Рождение и детство
Декарт родился в Ла-Хэе в Турене, Франция, 31 марта 1596 года. Когда ему исполнился год, его мать Жанна Брошар умерла, пытаясь родить другого ребенка, который тоже умер. Тогда он отвечал за отца, бабушку по материнской линии и медсестру..
В 1607 году, несколько опоздав из-за своего хрупкого здоровья, он поступил в Королевский колледж Генри-Ле-Гран иезуит в Ла Флеше, где изучал математику и физику, в том числе работу Галилея..
После окончания университета в 1614 году он два года (1615-16) учился в Университете Пуатье, получив степень бакалавра и лицензию в области канонического и гражданского права в соответствии с пожеланиями своего отца, чтобы он стал юристом. Позже он переехал в Париж.
Молодежь и начало их философских идей
Из-за его стремления быть военным, в 1618 году он вступил в качестве наемника в протестантскую армию голландских государств в Бреде под командованием Мориса де Нассау, где он изучал военную технику.
Вместе с Исааком Бекманом, философом, который оказал на него глубокое влияние, он работал в области свободного падения, контактной, конической и статической жидкостей, развивая веру в то, что необходимо создать метод, который тщательно связывает математику и физику.
С 1620 по 1628 год он путешествовал по Европе, проводя время в Богемии (1620), Венгрии (1621), Германии, Голландии и Франции (1622-23). Он также провел некоторое время в Париже (1623), где он связался с Марин Мерсенн, важным контактом, который поддерживал его в течение многих лет..
Из Парижа он путешествовал через Швейцарию в Италию, где провел некоторое время в Венеции и Риме. Позже он вернулся во Францию снова (1625).
Он возобновил свою дружбу с Мерсенном и Миджоржем и встретил Жирара Дезарга. Его дом в Париже стал местом встречи философов и математиков.
Резиденция в Нидерландах
В 1628 году, устав от суеты Парижа, своего дома, полного людей и жизни путешественника, он решил поселиться, где он мог работать в одиночестве. Он много думал о выборе страны, подходящей для его природы, и выбрал Голландию.
Ему хотелось быть в тихом месте, где он мог бы работать вдали от таких сует, как Париж, но при этом иметь доступ к городским удобствам. Это было хорошее решение, которое, кажется, не сожалеет.
Вскоре после поселения в Голландии он начал работать над своим первым крупным трактатом по физике., Le Monde или Traité de la Lumière. В октябре 1629 года он написал Мерсенну:
— это предмет, который я изучал больше, чем любой другой, и в котором, слава Богу, я не потерял полностью свое время. По крайней мере, я думаю, что я нашел, как доказать метафизические истины более очевидным способом, чем тесты геометрии, по моему мнению, то есть: я не знаю, смогу ли я убедить других в этом. Первые девять месяцев в этой стране я больше нигде не работал.
В 1633 году эта работа была почти закончена, когда до него дошло известие о том, что Галилей был приговорен к домашнему аресту. Он решил не рисковать публикацией работы и наконец решил сделать это только частично, после его смерти.
Дискурс о методе
На Декарта друзья оказывали давление, чтобы он опубликовал свои идеи и, хотя он был негибким в том, что не публиковал Ле Монд, написал трактат по науке под заголовком Дискуссия о методе исследования и исследования и исследования в области естественных наук (Речь о методе).
Три приложения этой работы были La Dioptrique, Les Météores и La Géométrie. Трактат был опубликован в Лейдене в 1637 году, и Декарт написал Мерсенну:
Работа Речь о методе (1637) он описывает то, что Декарт считает более удовлетворительным средством получения знаний, чем логика Аристотеля. По словам Декарта, только математика верна, поэтому все должно основываться на математике..
В трех эссе, которые сопровождают Дискурс, он иллюстрировал свой метод использования разума в поисках истины в науках.
Метафизические медитации
В 1641 году Декарт опубликовал Метафизические медитации в которой демонстрируется существование Бога и бессмертие души.
Эта работа характеризуется использованием методических сомнений, систематической процедуры, чтобы отвергнуть как ложные все виды верований, в которых она когда-либо была или могла быть обманута.
смерть
Декарт никогда не был женат, но у него была дочь Франсин, родившаяся в Нидерландах в 1635 году. Он планировал обучить девочку во Франции, но умер от лихорадки в 5 лет.
Декарт прожил в Нидерландах более 20 лет, но скончался в Стокгольме, Швеция, 11 февраля 1650 года после приступа пневмонии в возрасте 53 лет..
Он переехал туда меньше года назад, по просьбе королевы Кристины, чтобы стать его учителем философии..
Вклад в науку
Декарт критиковал схоластику, положил начало совершенно новой философии, основной смысл – в двойственности души и тела, материального и идеального. Его учение заложило основы таких методов познания, как рационализм и механицизм.
Рационалистическое и скептическое мировоззрение Декарта способствовало возникновению философского направления картезианства. В своих трудах он доказывает существование Бога, рассуждает о любви и ненависти, закладывает основы этики. Учения Декарта повлияли на взгляды таких мыслителей, как Спиноза, Локк, Юм, Паскаль и др.
Основные рационалистические требования по Декарту состоят в следующем:
- брать за основу лишь истинное и очевидное, начинать с положений, в истинности которых не может быть никаких сомнений;
- любая проблема должна быть расчленена на необходимое для ее успешного решения количество частей;
- двигаться от наиболее известного, доказанного к наименее известному и недоказанному;
- недопустимы любые пропуски в логической цепочке, результаты и заключения должны быть перепроверены.
Ученый много работал над изучением живых организмов, которые считал сложными машинами. Признавал наличие души только у человека. Исследовал строение органов, рефлекторные механизмы. Декарт дал понятие рефлекса, выявил произвольные и непроизвольные движения, что позволило в дальнейшем развить данное направление физиологии.
Схема рефлекса, «Трактат о человеке»
Математику он считал основой всех наук, универсальным методом познания. В приложении «Геометрия» к «Рассуждениям о методе» Декарт изложил основы аналитической геометрии, позволяющей изучать фигуры средствами алгебры. Впервые применил метод координат, математические обозначения, которые используются в современной науке, открыл понятие функции. «Геометрия» была настольной книгой многих ученых и оказала мощное влияние на математические работы второй половины XVII столетия. Его именем названы многие математические термины (Декартов лист, Декартово дерево, Декартов овал, Декартово произведение, система координат).
В физике взгляды Декарта основывались на понятии движущейся материи, он не признавал пустоты и атомов. Способствовал развитию знаний о движении, теплоте, магнетизме и других процессах. В оптике он сформулировал закон преломления света, благодаря которому стало возможным значительно усовершенствовать оптические приборы, в свою очередь продвинувшие вперед астрономию, микроскопию. Его признали ведущим математиком и оптиком своего времени. Именем Декарта назван лунный кратер, астероид.
Рисунок Декарта, изображающий наблюдение радуги, 1637