Кто такие самураи: 20 интересных фактов о жизни легендарных воинов

Кодекс Бусидо – заповеди самурая

В Кодексе Бусидо описаны основные правила, которых должен придерживаться настоящий самурай:

  • Образование. Самураи занимали в иерархии место выше торговцев, ремесленников и землевладельцев. По своему положению они должны были управлять другими людьми. Для этого необходимы были разнообразные знания и понимание основных законов развития общества. Настоящему воину недопустимо быть безграмотным.
  • Почитание родителей. Настоящий воин должен помнить, что родители дали ему жизнь. Относиться к родителям нужно с почтением. Если человек не исполняет свой сыновний долг перед родителями, то он не будет предан своему хозяину.
  • Боевой дух. Основные правила о самураях гласят, что настоящий воин должен всегда быть готов к бою. Нужно не расслабляться ни на минуту, всегда быть готовым отразить вражеское нападение.
  • Правильное и неправильное. Чтобы обрести Бусидо, настоящий воин должен различать правильное и неправильное. Самурай всегда должен поступать правильно и не допускать неправильных действий, которые вызовут презрительное отношение к нему друзей, родных и даже слуг. Такое поведение должно войти в привычку.
  • Храбрость. Бесстрашие является важнейшим качеством самурая. Оно проявляется не только в бою. О храбрости можно судить по поведению воина в обычной жизни. Храбрость тесно связана с преданностью господину и родителям. В свободное время храбрый воин будет совершенствовать свои боевые навыки. Он будет избегать расточительства и праздного времяпровождения. Храбрый воин поддерживает свое тело здоровым, а военный дух сильным в надежде совершить героический поступок.
  • Соблюдение этикета. Соблюдение этикета и проявление уважения к родителям, господину является важным правилом Бусидо. Копье воина своим острием никогда не должно быть направлено в сторону господина. При упоминании имени господина воин должен встать. Так предписано действовать воину.
  • Отношение с женой. Недостойно для самурая унижать свою жену. В случае разногласий он должен убедить жену в правильности своей позиции или в крайнем случае развестись с ней.
  • Экономное отношение к деньгам. Воин должен быть бережливым, но не скупым. В средние века скупость приравнивалась к трусости.
  • Отношение к зависящим от него людям. Самурай должен избегать несправедливости по отношению к людям, занимающим более низкое положение. Он должен заботливо и по справедливости относиться к крестьянам и ремесленникам.
  • Выбор друзей. Самурай должен выбрать сослуживца, на которого можно опереться в трудную минуту. Однако особенно близко сходиться с сослуживцами нежелательно. Близкая дружба может нарушить правильные отношения между воинами и лишить их чувства собственного достоинства.

Иероглиф как талисман

Если вы выбираете иероглиф «сила» в качестве собственного оберега, то он дарует жизненную энергию, силу и активность. Может улучшиться не только здоровье, но и психологическое состояние, появится чувство уверенности в своих силах. Вы будете ходить с высоко поднятой головой, уверенными в своих возможностях. Человек станет более амбициозным, с большим количеством желаний и креативных идей, планов, он может проявиться как носитель творческого потенциал. Все эти особенности помогут изменить жизнь к лучшему.

Китайский иероглиф «сила «очень большое влияние оказывает на людей, занимающихся спортом, коммерсантов, творческих людей. Этот иероглиф может помочь перед важнейшим соревнованием, сделкой, переговорами, креативными конкурсами, а также зарядить энергией победы.

Поместить пиктограмму силы необходимо так, чтобы он постоянно был с человеком и у него на виду. В принципе, он может находиться в любом месте, его воздействие не уменьшится, однако есть зоны, где его влияние активируется полностью: в зоне карьерного роста, материального достатка и процветания, то есть на севере, юго-востоке и юге.

Другая символика японских самураев

Значение отличительного элемента в военном снаряжении, носящего название «хоро», очень интересно. Хоро представлял из себя накидку, сделанную из ткани, которая была натянута на специальный каркас, сплетенный из упругих бамбуковых прутиков. Накидка являлась обязательным атрибутом военного снаряжения самурая, находящимся за спиной.

Она предназначалась для того, чтобы можно было издалека распознать всадника. Дело все в том, что, когда самурай скакал на лошади, потоки ветра поднимали его накидку, и ее можно было увидеть и идентифицировать. Она была удобна в тех случаях, когда воин отправлялся куда-либо с важными данными или поручением господина.

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Немного истории о тех, кому обязан своим появлением кодекс чести самурая

В средневековой Японии, которая долгое время была закрытым от внешнего влияния государством, сформировались свои определенные классовые различия. Феодалы – землевладельцы, знатные особы дворянского происхождения создали свое отдельное общество — касту, в котором существовали свои собственные принципы, законы и порядки. В отсутствии сильной центральной власти именно самураи Японии положили начало организованной системе управления в стране, где каждый слой общества занимал свое определенное место. Как и во всем остальном мире, военный человек всегда был на особом счету. Заниматься военным ремеслом означало причислять себя к высшей касте. В отличие от простых ремесленников и крестьян, составлявших основу ополчения в военное время, Япония имела немногочисленную прослойку общества, состоявшую из профессиональных военных. Быть самураем означало состоять на службе.


Учеба самураев

Расцвет эпохи самураев пришелся на период междоусобицы X-XII века, когда в стране за центральную власть вели борьбу сразу несколько кланов. Возник спрос на профессиональных военных, которые были обучены военному ремеслу и пользовались уважением в гражданском обществе. С этого момента начинается выделение людей, объединенных по военному признаку в особое сословие. Завершение военных действий привело к тому, что новое сословие стало считаться военной элитой государства. Были придуманы свои правила посвящения в члены сословия, определены морально-этические критерии для членства в касте, очерчен круг прав и политических свобод. Небольшая численность самураев, постоянная служба и высокие должности обеспечивали им высокий уровень жизни. Про самураев тогда говорили, что это люди, которые живут только во время войны и их смысл жизни заключается только в том, чтобы добывать славу на поле боя.


Самурай и его слуга

Отличались самураи и своим военным снаряжением, маска самурая вместе с его шлемом составляли обязательный атрибут военной экипировки. Помимо виртуозного владения мечами, самурай должен был превосходно владеть копьем и шестами. Воины-профессионалы прекрасно владели приемами рукопашного боя, в совершенстве знали военную тактику. Были обучены верховой езде и стрельбе из лука.

На самом деле так было далеко не всегда. В мирные периоды, большая часть самураев была вынуждена искать средства для существования. Представители знати уходили в политику, старались занять важные военные и административные посты. Бедные дворяне, вернувшись в провинцию, сводили концы с концами, становясь ремесленниками и рыбаками. Большой удачей было наняться к какому-то господину на службу в качестве охраны или занять мелкий административный пост. Образование самураев и их уровень подготовки позволяли им успешно заниматься подобной деятельностью. Ввиду того, что японская знать самого высокого уровня была представлена выходцами из самурайского клана, дух самурая проник во все сферы гражданского общества. Быть причисленным к клану самураев становится модным. В сословных титулах становится обязательной принадлежность к высшей военно-феодальной касте.

С точки зрения морали самураи могли иметь продолжительные отношения с женщинами. Самурай не был склонен заводить семью, поэтому браки, особенно в эпоху феодальных войн и междоусобиц были не популярны. Бытует мнение, что среди элитного сословия нередко практиковались гомосексуальные связи. Частые военные походы и постоянная смена места жительства только способствовали этому. Про самураев принято говорить только в превосходной степени, поэтому подобные факты историей умалчиваются и не афишируются в японском обществе.

Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ — двуполого жилета, набрасываемого на плечи. Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу. В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости — с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

Образование

Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины — большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами. Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии — всё это было обычными аспектами их культуры. Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Самурай в современной культуре

В Японии каждый год 13 и 14 декабря в храме Сэнгакудзи проводится фестиваль самураев, известный также как Гиши Сай. Этот фестиваль связан с одним историческим событием, которое случилось в 1701 — 1703 годах.

Один феодал был вынужден сделать себе харакири по причине того, что враг опорочил его имя. Находившиеся на службе у феодала 47 самураев, оставшись без хозяина, стали ронинами, что считалось в то время постыдным делом. Поэтому они решили отомстить врагу, который отнял у них хозяина и лишил их чести и достоинства. Ронины долго выжидали, так как враг заподозрил, что на него готовилось нападение. И только спустя год, когда врагу показалось, что опасность миновала, 47 ронинов нанесли сокрушительный удар врагу и уничтожили его. За это ронины были арестованы и приговорены к смерти. Это событие вошло в историю Японии и осталось в сердцах простого народа, который каждый год приходит в храм Сэнгакудзи в Токио, где похоронен феодал и его верные самураи, чтобы почтить их память.

Самураи — это герои в истории Японии. Образ самурая широко тиражируется в современной японской культуре. Он нашел свое отражение в художественных фильмах и книгах. Они предстают перед нами в образе уникальных личностей, которые соединяют качества бесстрашного воина и образованного человека. Японский самурай всегда храбро сражался, а в течение краткого отдыха мог написать прекрасное стихотворение.

Можно выделить следующие фильмы о самураях:

  • Харакири (1962), режиссер Масаки Кобаяси.
  • Семь самураев (1954), режиссер Акира Куросава.
  • Сказки туманной луны после дождя (1953), режиссер Кэндзи Мидзогути.
  • Телохранитель (1961), режиссер Акира Куросава.
  • Последний самурай (2003), режиссер Эдвард Цвик.

Массовое распространение образ самурая получил в аниме. Культура аниме широко развита на востоке. Аниме-сериалы про самураев исчисляются сотнями. Для каждого японца самурай является настоящим героем. В аниме самурай, как правило, ведет замкнутый образ жизни. Даже общаясь с родными и друзьями, он остается одиночкой.

7.

Оружие самураев
Самураи умели пользоваться различными видами оружия, однако самым известным и распространённым была катана — длинный изогнутый меч.
Кодекс самураев, бусидо («Пут воина»), говорил, что душа самурая заключена в его оружии, катану

Это возводило её в ранг самого важного оружия в самурайской среде. Также только самураи имели право носить дополнительный укорочённый меч — дайсё.
Мечи были не единственным оружием

В бою использовались юми или луки, ведь они были важны при тактических ходах и позволяли самураям держать врагов на дистанции. При появлении пороха в XVI веке, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Основным для них стало танэгасима — кремневое ружьё, использовавшееся среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай — это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам. Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин — такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами. Их оружием, как правило, была нагината — копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало — традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек. Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории. Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

Интересные факты о самураях

  1. Все современные японские корпорации, богатые и могущественные, были основаны японским дворянством, то есть члены этих династий — прямые потомки самураев.
  2. Ронином называли самурая, лишившегося своего сюзерена. Считалось, что если воин допустил гибель своего покровителя, виноват в этом именно он, поэтому ронинов не уважали, хоть и боялись.
  3. У самураев был очень своеобразный кодекс чести, порой довольно жестокий.
  4. При встрече с другим самураем положить своё оружие на землю вместо того, чтобы держать его под рукой, воспринималось ими не как знак мира, а как оскорбление — считалось, что этот жест исполнен презрения, так как тот, кто добровольно кладёт оружие на землю, не боится своего собеседника и не считает его опасным противником.
  5. Одним из непременных атрибутов одежды самурая была накидка хоро, длиной в несколько метров. Хоро наполняли лёгкими материалами вроде пуха, и при каждом резком движении накидка развевалась, немного защищая своего обладателя от стрел, которые в этой ткани могли запутаться.
  6. Тяжёлые мечи с более толстыми клинками самураи стали делать после первого столкновения с монголами, когда боестолкновения показали, что японские мечи часто ломаются при столкновении с тяжёлыми монгольскими клинками (см. интересные факты о Монголии).
  7. На публике самураи избегали проявления чувств к женщинам, так как считалось, что женщина делает воина слабой и оказывает на него дурное влияние. Поэтому древние японские воины женились для продолжения рода, но редко придавали супруге большое значение. А вот однополые связи вообще не осуждались обществом.
  8. В случае оскорбления со стороны кого-либо из более низкого сословия самурай имел законное право немедленно убить обидчика, но при этом должны были присутствовать свидетели. А проявление милосердия в таком случае расценивалось, как слабость со стороны самурая.
  9. Ванные комнаты в домах самураев были сконструированы таким образом, чтобы не допустить нападения в деликатный момент справления нужды.
  10. В качестве трофея самураи обычно забирали головы поверженных знатных воинов. Головы крестьян и простолюдинов ценным трофеем не считались.
  11. Нередко самураи маскировались под буддийских монахов, а в качестве оружия использовали сякухати — традиционную флейту, но при этом покрытую шипами.
  12. Самурайский кодекс чести оформился только в 17-м веке. До этого предательство сюзерена было вполне обыденным делом.
  13. Большинство самураев предпочитало смерть плену — в безвыходной ситуации они либо сражались до конца, либо убивали себя самостоятельно, чтобы лишить врага этой чести.
  14. В средневековой Японии в самурайское сословие входили и женщины. Они не принимали участие в войнах, но тренировались и имели оружие для защиты дома (см. интересные факты о Японии).
  15. Доспехи самураев обычно изготавливались из металлических пластин. Металл покрывали лаком, чтобы он не ржавел.
  16. Жёны самураев нередко совершали самоубийство после гибели мужа, но только с согласия родителей.
  17. Иногда самураи носили изображающие лица демонов маски с целью устрашения врагов.
  18. По закону каждый самурай мог носить одновременно два меча. А крестьянам вообще запрещалось иметь оружие.
  19. Первым в истории иностранцем, ставшим самураем, является английский купец и мореплаватель Уильям Адамс.
  20. В средневековой Японии около 10 процентов мужского населения являлись самураями. В разные эпохи эта цифра менялась, но незначительно.

Иерархия самураев

По своему общественному положению самураи-воины находились выше обычных горожан. К XVII веку самурайская иерархия окончательно сложилась. На вершине иерархической структуры находился сегун и его семья. Он был самым богатым землевладельцем и руководил самой большой армией. Сегун принадлежал к дайме, высшему слою самураев. В переводе на русский язык дайме обозначает «большие имена». Слой дайме был замкнутым и в него входило чуть более ста самых богатых представителей самураев. Высший слой дайме состоял из нескольких кланов, из которых мог быть выбран следующий сегун. Ниже в иерархии располагались фудай-дайме (16 человек) и тодзама-дайме (86 человек). Представители этого слоя становились генералами и старшими командирами. Самураи с меньшим количеством земли относились к категории семе. В переводе на русский язык семе означает «малые имена».

Основное количество самураев не принадлежало к перечисленным категориям и жило достаточно бедно. Они находились на службе дайме или сегуна. Самураи, находящиеся в подчинении сегуна, получали более высокое жалование.

5.

Самураи на военном поприще
Многим самураи представляются особым немногочисленным элитным классом, либо строго определённой дворянской кастой. Однако практически весь социальный слой «буси» состоял из самураев, которые являлись воинами.
Само слово «самурай» происходит от глагола saberu, в дословном переводе означающего «служить, поддерживать». Они были воинами, телохранителями своих даймё, то есть представителями среднего и высшего класса, воинами.
Этот факт говорит, что сословие самураев было многочисленным. По историческим данным – до 10%, в период своего расцвета в Японии. А значит можно предположить, что у многих современных жителей Японии в жилах течёт самурайская кровь.

Воспитание самураев

Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих самураев происходило в соответствии с самурайским кодексом чести –бусидо — уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч — символ принадлежности к классу воинов.

Большое значение придавалось конфуцианству. Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых самураев, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддийском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену.

Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.

Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес.

Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.

Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.

Комплект дайсё

В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё — катана и вакидзаси),с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни.

Девушка получала короткий кинжал кайкэн — знак принадлежности женщины к самурайскому сословию.

Молодой самурай переходил в другую возрастную группу — становился взрослым. Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали самурайскую прическу — сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).

Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога — покровителя семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: