Теории Жана Пиаже
Жан Пиаже найдет в своей любимой семье главную связь с теоретическим миром. Наблюдая за своими любимыми детьми, он начал копаться в детской психологии и во всем, что происходило в развитии ребенка. Вскоре он разработал такие теории, как сенсомоторный интеллект, основанный на действии, демонстрирующий, что логика начинает присутствовать у детей задолго до того, как они даже могут говорить и общаться..
На первом этапе, до двух лет, ребенок уже отрегулировал свои элементарные чувства и настроил их на внешнюю сторону, то есть на свою семью и людей, которых он любит в своей среде..
Вскоре после, Пиаже обнаружил, когда его дети выросли, что наступает момент, когда ребенок начинает устанавливать социальные отношения и модели отношений. Это когда интуитивный интеллект и индивидуальные и спонтанные чувства проявляются в той фазе, которая проходит от 2 до 7 лет малого.
Когда маленькие Люсьен, Лоран и Жаклин подросли, их отец обнаружил, что они начинают выполнять определенные интеллектуальные операции, будучи в состоянии показать социальные и моральные чувства. Их дети уже могли сотрудничать и думать с логикой в 12 лет.
в конце концов, Жан Пиаже обнаружил у своих детей, что они способны выполнять абстрактные интеллектуальные операции. Ее личность сформировалась, становясь маленькими мужчинами и женщинами с сильным интеллектуальным и аффективным внедрением во взрослое общество..
но Жан Пиаже никогда не уставал изучать и преподавать эволюционные вехи, основанные на развитии детей. По этой причине он получил многочисленные признания и опубликовал несколько книг. До 1980 года он умер, когда ему было 84 года, оставив замечательное наследие, которое сегодня помогает нам лучше понимать наших детей. Большое спасибо учитель!
Этапы развития интеллекта
В рамках генетической психологии Жан Пиаже рассматривал несколько этапов развития интеллекта. По аналогии с названием каждого их этих этапов обозначают и виды интеллекта, которые развиваются у детей по мере их взросления.
Особенности сенсомоторной стадии
Только родившийся ребенок воспринимает себя, как единое целое с матерью, окружающим миром. В процессе взаимодействия с другими людьми, с игрушками, он начинает понимать, что является отдельным от них. Также приходит понимание того, что его собственные действия могут влиять на объекты.
Прикасаясь к подвешенной над кроваткой игрушке, младенец видит как она раскачивается. Размахивая погремушкой, слышит звук. Так маленький ребенок знакомится с миром, параллельно у него формируются схемы действия, понятия. Они базируются на механизмах аккомодации и ассимиляции.
На сенсомоторной стадии ребенок усваивает принцип постоянства. Он заключается в том, что объект существует даже тогда, когда становится недоступным для органов чувств (пропадает из поля зрения или становится неслышным).
У малыша формируется способность предвосхищать место, где должен появиться объект, который движется, но скрыт от глаз.
Важным приобретением сенсомоторной стадии развития является переход от деятельности рефлекторной к поведению, которое вызвано любознательностью, желанием экспериментировать.
Ребенок активно исследует окружающее его пространство, экспериментирует с воздействием на внешние объекты с разной интенсивностью. Это необходимо ему чтобы расширить базу схем, знаний, развить мышление.
На завершающем этапе сенсомоторного периода ребенок может справляться с несложными задачами, при этом он опирается на уже имеющуюся у него сенсорную информацию. Постепенно происходит переход от мышления конкретно-чувственного типа к символическому.
Особенности операциональной стадии
Эта стадия развития характеризуется появлением у ребенка речи, образного мышления. Малыш уже может притворяться, представлять, пользоваться словами, за которыми скрыт определенный смысл.
В дооперациональный период еще не сформирована способность мыслить логически, манипулировать информацией и использовать ее в процессе мышления. Именно поэтому эта стадия развития называется допонятийной.
Особенности операциональной стадии
На операциональную стадию развития ребенок переходит ближе к семилетнему возрасту. Мышление малыша уже развито достаточно, чтобы выполнять несложные логические задания. Но использовать логику для мыслительных действий ребенку еще сложно — для этого ему необходимо физическое взаимодействие с объектом. Понять абстрактную ситуацию или идею ребенку сложно.
Длится операциональная стадия до начала подросткового возраста (12 лет). Отечественные психологи, занимавшиеся изучением процесса развития, объединяли операциональную стадию с формально-операциональной. Но Жан Пиаже рассматривал еще один важный период развития личности, ее интеллекта.
Особенности стадии формальных операций
В этот период у ребенка возникает способность абстрактно мыслить, активно использовать логику. Личность переходит на следующую, более высокую ступень развития (по мнению Пиаже, высочайшую).
Ребенок уже способен активно мыслить, осмысливать информацию объективно, использует имеющиеся у него знания для создания абстрактных представлений. Важным приобретением этого этапа становится способность прогнозировать результат определенной деятельности, ставить цель (абстрактную) и действовать для ее достижения.
Мои рекомендации для родителей
Выстраивая план развития ребенка, обращать внимание на его возраст и работать в соответствии с ним. Например, в обучении чтению двухлетки нет никакого смысла: он не способен воспринимать символы, а готов работать только с конкретными примерами.
На каждой стадии развития стоит представлять ребенку как можно больший спектр действий, соответствующих возрасту
Малышу – разные сортеры, пирамидки, крупные пазлы-вкладыши, чтобы он мог в полной мере отработать свою методику проб и ошибок. Дошкольнику можно выбирать более сложные игрушки подобного типа, а также помогать ему преодолеть эгоцентризм, демонстрируя разные точки зрения. Для младшего школьника отлично подойдут логические задачки, в которых задействованы конкретные, знакомые ему предметы и объекты, а подросткам – проблемы абстрактного и теоретического характера.
При речевых трудностях стараться развивать мышление с помощью разных игр, игрушек, упражнений и методик, подходящих по возрасту. Если же есть подозрение, что ребенок недостаточно хорошо мыслит для своей стадии развития, то стоит попытаться воздействовать на когнитивные процессы через речь: задавать умственные задачки в соответствии с возрастом, предлагать поискать причины и следствия разных явлений, классифицировать, представлять вероятные исходы того или иного события.
Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже
Трудность осознания
Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.
Неспособность к логике
Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).
Неспособность к синтезу
Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.
Синкретизм
Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.
Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.
Предпричинность
Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.
Узость поля наблюдения
Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.
Трансдукция
Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.
В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.
Нечувствительность к противоречию
Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.
Эти противоречия делятся на две разновидности:
Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.
Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.
Интеллектуальный реализм
Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.
Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках
Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.
У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.
Стадии развития интеллекта ребёнка по Ж. Пиаже
Пиаже считал, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших стадий, в течение которых происходит формирование трёх основных интеллектуальных структур: сначала формируются сенсомоторные структуры (системы последовательно выполняемых материальных действий), затем возникают структуры конкретных операций (системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние наглядные данные), позже происходит становление формально-логических операций (высшая ступень в развитии интеллекта).
Интеллектуальное развитие по Ж. Пиаже – это переход от низших стадий к высшим, причём каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.
Сенсомотроная стадия
Это период сенсомоторного интеллекта, который охватывает первые два года жизни. У малыша речь ещё не развита, представления отсутствуют, поведение строится на основе координации движения и восприятия (поэтому она называется сесомоторная стадия). Появившись на свет, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Например, рефлекс сосания может со временем изменяться: с каждым днём малыш сосёт всё лучше и не только во время еды, но и после он может сосать пальцы или предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов (0 – 1 месяц). Вследствие этого формируются и первые навыки (1 – 4 м.).
Затем малыш поворачивает голову в сторону шума, может проследить глазами движение предмета и попытаться его схватить рукой. Это первичные круговые реакции (1 – 4 м.) или повторяющиеся действия, которые подкрепляются собственной активностью ребёнка. Вторичные круговые реакции (4 – 8м.) появляются, когда малыш сосредоточен не на своей активности, а на изменениях, вызванных действиями. Например, ребёнок может долго трясти погремушку, ради продления звука, который его заинтересовал. Позднее, когда действия дают неожиданный эффект (новое впечатление), малыш его повторяет и закрепляет новую схему – это начало практического интеллекта (8 – 12 м.). Когда ребёнок намеренно изменяет свои действия, активно экспериментирует, чтобы посмотреть на результат, появляются третичные круговые реакции (12 – 18 месяцев).
Далее малыш уже способен комбинировать свои действия в уме и приходить к правильному решению – происходит интериоризация действий (18 – 24 месяца). Около двух лет формируется внутренний план действий. Например, у ребёнка в обеих руках игрушки и ему нужно открыть дверь. Он кладёт их на пол, при этом замечая, что открывающаяся дверь может их задеть. Он перекладывает игрушки в другое место и открывает дверь.
На этом заканчивается первая сенсомоторная стадия и ребёнок переходит в другую стадию репрезентативного интеллекта и конкретных операций.
Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций
Это период мышления с помощью представлений. Недостаток развития словесного мышления и сильное образное начало приводят к своеобразной детской логике. Малыш ещё не способен к доказательству и рассуждениям на этапе дооперациональных представлений (2 – 7 лет). Он ориентируется на внешние признаки предметов. Он считает вещи такими, какими их даёт непосредственное восприятие. Например, дети думают, что ветер дует, потому что раскачиваются деревья. Это явление Ж. Пиаже назвал реализмом. Детям, имеющим дооперациональные представления, характерна нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, тенденция связывать всё со всем, переход от частного к частному, минуя общее, и др.
Такая особенность детской логики обусловлена спецификой мышления – его эгоцентризмом. Эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребёнка. Дети воспринимают окружающий мир только с собственной точки зрения, не понимая и не принимая другие. Они выбирают то, что им лучше и ближе. Эгоцентризм мышления характерен каждому периоду детского развития.
К 7 – 8 годам этап дооперациональных представлений заканчивается. У детей появляется понимание сохранения количества вещества, а также того, что при преобразованиях одни свойства предметов сохраняются, а другие меняются. Начинается этап конкретных операций (7 – 11 лет). На этом этапе дети способны рассуждать и доказывать, учитывать разные точки зрения. Для логических операций необходима наглядность, они не могут производиться в гипотетическом плане, поэтому и конкретны. К 11 годам начинается подготовка к формированию научных понятий.
Психология
В студенческие годы Жан занимался изучением эпистемологии – философско-методологической дисциплины, исследующей знание как таковое, его строение, функционирование и развитие. Став дипломированным специалистом, он обосновался по Франции.
Тут Пиаже начал преподавать в школе для мальчиков. Именно тогда он заметил ряд особенностей детского мышления. Директором учебного заведения был Альфред Бине. Интересен факт, что Бине является автором теста IQ.
Когда Жан вместе с Альфредом занимался проверкой тестов, он увидел, что ученики младших групп не давали правильных ответов на вопросы, которые не вызывали трудностей у более старших ребят. При этом структура заданий была идентичной.
Пиаже пришел к выводу, что дети допускают одинаковые ошибки, которые не приемлемы для более старших людей. Данная идея сегодня известна в психологии как – теория когнитивного развития. Позднее он сосредоточился исключительно на психологии, возглавив в 1921 г. женевский Институт Руссо.
Следующие 58 лет биографии Жан Пиаже посвятил исследованию социологической, биологической и логической стадиям развития детского интеллекта и мышления. По его словам ребенок познавал мир в 3 этапа:
- с рождения до 2-х лет – неразделенность мира и собственного «Я»;
- с 2 до 11 лет анимизм (вера в существование души, духов и одушевленность природы);
- после 11 лет – артификализм (понимание мира как сотворенного руками человека).
Представленные 3 этапа Жан вывел посредством клинического общения с ребенком. Он начинал разговор с малышом с какого-либо традиционного вопроса, а потом, в зависимости от ответа, продолжал беседу в свободной форме. В ходе общения он задействовал фотографии, предметы и нередко других людей.
До 2-летнего возраста малыш мнит себя центром мироздания, живя по принципу – «я делаю что хочу». В данный момент биографии он еще не умеет представлять себя на месте другого. На втором этапе индивид постепенно переходит от парадигмы «я делаю что хочу», к принципу – «я делаю, что должен».
Заметную роль в этом играют взрослые люди, которые по мнению ребенка, принуждают его к разным действиям, к примеру, учат его ходить или разговаривать. Практика показывает, что до 11-12 лет человек обычно не умеет перенимать точку зрения другого человека.
Когда ровесник пытается навязать ему собственное восприятие мира, это переходит в ссору. И только в подростковом возрасте индивид начинает обладать способностью объективного восприятия окружающего мира. До конца своих дней данное формирование может претерпевать много изменений, по причине приобретения нового опыта.
Разработанным Жаном психическим моделям поведения разновозрастных детей, соответствуют умственные, языковые и мыслительные модели. Противником теории Пиаже был советский психолог Лев Выготский.
Жан Пиаже награждается премией Эразма
Мужчина говорил, что на развитие детей серьезно влияют как культурная, так и социальная среда, вследствие чего недопустимо сравнивать всех по одному принципу. Другие коллеги Пиаже упрекали его в том, что он не учитывал в своих работах индивидуальные особенности ребенка, включая скорость обработки информации и память.
А ведь данные факторы также помогают объяснить причину того, почему одни дети развиваются быстрее своих сверстников, а другие нет. Не смотря на критику, Жан оставил заметный след в психологии. Выведенная им теория когнитивного развития сегодня актуальна в ряде научных областей. За годы биографии психолог стал автором более 60 книг и нескольких сотен статей.
Путь становления новой науки
Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.
Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.
Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.
Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.
Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:
Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).
Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).
Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).
Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет). В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма
Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи
В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.
Что такое когнитивное развитие
Когнитивным развитием называют развитие мышления у детей, в ходе которого они осмысляют, познают и постигают вещи и явления. Это включает в себя развитие знаний, способностей, умения решать задачи и диспозиций, которые помогают детям осмысливать и понимать окружающий мир. Согласно Википедии, когнитивное развитие охватывает становление всех мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
Когнитивное развитие также можно называть умственным, потому что оно затрагивает мышление и умственные процессы. Развитие собственно мозга (различных мозговых структур) – это неотъемлемая часть когнитивного развития.
Как известно, в первые пять лет жизни дети быстро и активно развиваются. Их формирование разворачивается в четырех важных плоскостях:
- Моторное (физическое) развитие.
- Язык и коммуникация.
- Социально-эмоциональное развитие.
- Когнитивное развитие.
Умственное развитие человека зависит от целого ряда факторов, и влияние их не всегда однозначно и одинаково. Основными из них являются:
- генетические факторы;
- протекание беременности у матери;
- факторы окружающей среды (например, питание, достаточная психическая стимуляция);
- число детей в семье;
- социально-экономическое положение семьи;
- влияние школы и методов обучения;
- личностные особенности ребенка и родителей, как, например, темперамент, личный стиль обучения и усвоения материала и пр.;
- личностные качества родителей, к примеру, высокий уровень интеллекта или творческих способностей, нонконформизм и пр.;
- и другие факторы.
То, насколько умственно развит будет человек, зависит от разных предпосылок, однако сам процесс когнитивного развития протекает у всех людей довольно схожим образом, проходя через основные стадии. Первым, кто выделил важные фазы развития мышления у детей, был швейцарский исследователь Жан Пиаже (1896-1980). Его теория и открытия оказали огромное влияние на последующее совершенствование психологической теории и понимание детского развития, и явились в некотором виде революционными.
Теория Жана Пиаже широко известна и изучается в настоящее время, хотя и была дополнена и скорректирована более современными исследованиями и открытиями. Она дает возможность приоткрыть завесу над тем, как ребенок приобретает мыслительные навыки и развивает свое мышление, логику, восприятие и умение решать задачи. Ее стоит рассмотреть более подробно.
Биография
Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете, а мать, Ребекка Джексон, была родом из Франции. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.
Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.
Когда Жану Пиаже было 15, его бывшая няня написала письмо к его родителям, в котором приносила извинения за свою ложь о спасении их ребёнка от похищения. После Пиаже был удивлен и восхищен тем, как его сознание спроектировало воспоминание о событии, которого на самом деле не было.
В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, считая лишь мыслями подростка.Так же в это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.
После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.
В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.
С 1955 по 1980 он был директором Международного центра генетической эпистемологии. В 1964 году Пиаже пригласили выступить в качестве главного консультанта на двух конференциях Корнельском университете и Калифорнийском университете в Беркли. На конференциях обсуждалась взаимосвязь когнитивных исследований и разработки учебных программ.
В 1979 году ученому присудили премию Бальцана по общественным и политическим наукам.
Жан Пиаже умер в 1980 году и был похоронен, в соответствии с его просьбой, вместе со своей семьей в Женеве.
Вклад в развитие психологии
Пиаже считал себя, прежде всего, генетическим эпистемологом. Он предложил теорию когнитивного развития. В которой выделял четыре основные стадии когнитивных процессов у детей. Он выделил их на основе многолетних исследований и изучая когнитивное развитие собственных детей.
Пиаже выделял четыре стадии развития интеллекта:
- сенсомоторная стадия,
- подготовка и организация конкретных операций,
- стадия конкретных операций;
- стадия формальных операций.
Данные стадии делились исходя из возраста и способностей детей.
Замечание 2
Жан Пиаже смог доказать, что дети в процессе взросления переходят от интуитивных ответов к научным и общепринятым. Пиаже считал, что это происходит в процессе социализации детей и под влиянием более старших и авторитетных товарищей.
Пиаже верил, что процесс интеллектуального развития и мышления можно рассматривать с точки зрения биологически-эволюционной. Он ввел такие понятия, как «ассимиляция» и «приспособление», которые считал основными процессами в изучении ребенком окружающего мира.
Изыскания Пиаже также были посвящены вопросам «нелогичного» мышления, которое не поддается формализации, но играет огромную роль в жизни.
Жан Пиаже опубликовал важные работы и книги по психологии, включая труды по психологии когнитивного развития, которыми и сейчас пользуются психологи во всем мире.
Работы Пиаже повлияли на многих выдающихся психологов, которые после него изучали поведение человека.
В $1972$ году Жана Пиаже наградили премией Эразма за вклад в развитие европейской культуры, общества и обществознания.
Многие престижные университеты наградили Пиаже почётными званиями за весомый вклад в развитие психологии.
Критика Ж. Пиаже в советской психологии
В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.
Различия взглядов Пиаже и ряда советских психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Советские психологи видели источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривали как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивали отечественные психологи советского периода и которую, по их мнению, недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, советские специалисты не рассматривали логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивали уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка ж. Пиаже
Жан Пиаже (1896—1980) — швейцарский и
французский психолог, автор 52 книг и
458 научных статей, виднейший представитель
Женевской школы генетической психологии.
Научное творчество Ж. Пиаже настолько
объемно и многогранно, что со времени
его первых ранних работ 1920-х гг. и вплоть
до сегодняшнего дня оно продолжает
оставаться предметом самых разнообразных
методологических и теоретических
дискуссий, а открытые им феномены
придирчиво проверяются и перепроверяются
экспериментально.
Пиаже изучал механизмы познавательной
деятельности ребенка. Становление
интеллекта рассматривается Пиаже как
стержневая линия психического развития
ребенка, от которой зависят все другие
психические процессы. Основные вопросы,
поставленные в работах Пиаже: особенности
детской логики; происхождение и развитие
интеллекта у ребенка; способы и пути
формирования фундаментальных физических
и математических представлений и понятий
(таких, как объект, пространство, время,
причинность, случайность); развитие
восприятия, памяти, воображения, игры,
подражания, речи и их функций в процессе
познания.
Критика теории Пиаже
Критика Пиаже касается в основном его исследовательских методов. Хотя он изучал не только своих собственных троих детей, но и других, все эти дети были из семей с довольно высоким социальным статусом — следовательно, очень большая выборка осталась без внимания, и полученные ученым результаты нельзя отнести ко всем слоям общества.
Кроме того, ряд дальнейших исследований выявил ошибочность предположения об автоматическом переходе с одной стадии интеллектуального развития на другую. Многие психологи убеждены, что ключевую роль в психическом развитии также играют факторы окружающей среды.
И наконец, по мнению многих критиков, Пиаже недооценивал способности детей, и четырех- и пятилетние дети намного менее эгоцентричны, чем считал исследователь, и намного лучше понимают, что происходит у них в голове.
Тем не менее благодаря гипотезам ученого в психологии выработался принципиально новый взгляд на механизмы интеллектуального развития детей, а его идеи послужили важнейшим строительным материалом для множества других теорий, предложенных с тех пор, в том числе и для опровергающих его выводы.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.