Биография томаса мора

Содержание

Томас Мор (1478 — 1535), настоящее имя Томас Мор, был английским философом, государственным деятелем, юристом и писателем. Он известен тем, что был одним из канцлеров Генриха VIII и большим противником протестантского течения, что принесло ему статус святого в католической церкви.

Он учился в Оксфордском университете, затем получил образование юриста, карьера, в которой у него была блестящая судьба. Хотя он выбрал гражданскую жизнь и посвятил себя государственной службе, его религиозное призвание было скрыто с самого начала.

Философия Моро была отражена в одной из его самых важных работ: утопия. Влияние, которое эта книга оказала на мир философии, особенно на политику, было огромным, потому что она предлагала управление вымышленным государством, руководствуясь моралью и разумом.

Он вошел в парламент в 1504 году, но не согласился с Генрихом VII, который правил страной в то время. Вот почему он решил отделиться от общественной жизни, пока этот государь не умер, а его маленький сын не был коронован.

С 1510 года Томас Мор был заместителем префекта Лондона. Семь лет спустя он поступил на службу к Генриху Тюдору, восьмому из правителей Англии по имени.

В этой администрации Моро служил сначала дипломатом, а затем правой рукой монарха, будучи его секретарем.

Он получил свое рыцарское звание в 1521 году, а затем стал канцлером Ланкастера. В 1529 году Моро наконец получил должность лорда-канцлера по милости короля Генриха VIII.

Томас Mop

Мор Томас (1478/1535) — английский писатель, философ,
общественно-политический деятель, яркий представитель литературы эпохи
Возрождения, создавший роман «Утопия», а также произведение «История короля
Ричарда III». Занимался переводами.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 179.

+ + +

Мор Томас (1478–1535). Основатель утопического социализма,
английский мыслитель-гуманист и политический деятель. В книге “Утопия”
(1516) сформулировал основные принципы утопического социализма: отсутствие
частной собственности; ликвидация эксплуатации; общественная собственность
на средства производства и предметы потребления; социальное равенство, в том
числе и в потреблении; всеобщность труда; выборность должностных лиц в
государстве. Идеи Мора развил итальянский мыслитель Т. Кампанелла в своей
книге “Город Солнца”.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин.
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Другие биографические материалы:

Грицанов А.А. Лорд-канцлер (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кудрявцев О.Ф. В своем творчестве отразил социальные
идеалы ренессансного гуманизма (Новая философская энциклопедия. В
четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А.
Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Английский
гуманист (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь:
Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001).

Фролов И.Т. Гуманист-рационалист эпохи Возрождения
(Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Володин А.И. Был обвинен в государственной измене
(Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.:
Политиздат, 1982).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Основатель
утопического социализма (Философский словарь / авт.-сост. С. Я.
Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Осиновский И.Н. Мор был противником народных
движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966).

Оказал большое влияние на Морелли, Бабёфа,
Сен-Симона, Фурье, Кабе (Философский энциклопедический словарь. — М.:
Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

«Утопия» Томаса Мора (Всемирная история. Том
IV. М., 1958).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Исторические лица Англии (Великобритании)
(биографический указатель).

Сочинения:

The Complete Works of St.Thomas More, v. 1–16. New Haven – L., 1963;

в рус. пер.: Эпиграммы. История Ричарда III. M., 1973;

Утопия. М., 1978.

Литература:

Авдеева К. Д., Белов А. М. На острове Утопия. Л., 1961.

Алексеев М. П. Славянские источники «Утопии» Т. Мора. М., 1955.

Валлич Э. И. Н. М. Карамзин — первый русский рецензент «Утопии» Томаса Мора.—
В кн.: История социалистических учений. М., 1977.

Варшавский А. С. Опередивший время. М., 1967.

Волгин В. П. Историческое значение «Утопии».— В кн.: Мор Т. Утопия. 2-е изд.,
доп. М., 1953.

Деборин А. М. Социально-политические учения нового времени. М., 1958, т. 1.

Застенкер Н. Е. Будущее по Томасу Мору.— В кн.: Будущее науки. Междунар.
ежегодник. М., 1976, вып. 9.

Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991;

Томас Мор, 1478—1978. Коммунистические идеалы и история культуры. М., 1981.

Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1974.

Осиновский И. Н. Томас Мор. Утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М.,
1978.

Тарле Е. В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим
состоянием Англии его времени.— Соч. М., 1957, т. 1.

Штекли А. Э. «Утопия» Томаса Мора и социалистическая мысль.— Коммунист, 1978,
№ 18.

Reynolds Е.Е. The Field is Won. The Life and Death of St.Thomas More. L.,
1968.

Конфликт с королём. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа Римский. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям.

17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл. Перед казнью держался очень мужественно и шутил.

характеристики

В этом фиктивном государстве правительство было республиканским и демократическим, как и у греков в период их расцвета. Для Моро идеальной страной управлял разум, а не экономическая мощь и божественные традиции.

Вся эта модель основана на внутренней доброте, которую этот гуманист приписывает мужчинам (по крайней мере, в работе).

Это разумное следствие, что все, что было поднято в утопия это неосуществимо, потому что характеристики его обитателей не от мира сего. Остается открытым вопрос, мог ли идеал Моро иметь место в обетованном Царстве Небесном.

Он также касается работы, распределенной среди членов сообщества, с конкретным расписанием. Еще один очень актуальный момент — идея брака для духовенства и гендерного равенства.

Это видение коммунизма было фундаментальным для таких теоретиков, как Карл Маркс. Но многие утверждали, что идеи, которые Моро демонстрирует в пьесе, являются не чем иным, как сатирой, и именно поэтому Моро выбрал так много полных сарказма каламбуров.

Краткая биография

  1. 1496 – сменил корпорацию «Нью Инн» на более статусную «Линкольн Инн».
  2. 1497 – сблизился с Эразмом Роттердамским. Разделяя взгляды гуманистов, Томас вошел в оксфордский кружок Джона Коллета, поддерживал гуманистические идеи равенства, справедливости, морального долга перед обществом. Эти идеи отразились в самом известном его произведении – «Утопии».
  3. 1500-1504 – по мнению историков, Томас Мор провел в монастыре картезианского ордена в Лондоне. Это один из самых аскетичных и суровых монашеских орденов Европы. До конца дней Мор придерживался монастырских правил: практиковал ранний утренний подъем, ношение власяницы, долгие молитвы.
  4. 1504 – между служением церкви или государству выбрал светскую жизнь и стал членом Парламента. Первым же публичным выступлением против увеличения поборов для короны молодой политик навлек на себя гнев Генриха VII. Отец его был арестован и отпущен только после отказа младшего Мора от политической карьеры и выплаты приличного штрафа.
  5. 1505 – взял в жены Джейн Коулт из Нозерхолла (графство Эссекс).
  6. 1510 – в результате выборов стал помощником шерифа Лондона. Его честность, принципиальность и дар красноречия сделали его самым популярным юристом среди людей разных сословий.
  7. 1514-1518 – писал исследование, посвященное эпохе Ричарда III, которое не завершил, но оно оказало большое влияние на английскую историографию и литературу.
  8. 1515 – Генрих VIII, коронацию которого литератор отметил изящными стихотворениями, заметил молодого юриста и отправил его с посольством во Фландрию с целью разрешения торгового конфликта.
  9. 1516 – книгоиздатель Дирк Мартенс опубликовал самую известную книгу Томаса Мора, которая называлась «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», всем известное как «Утопия». Опираясь на труды Платона, сочинения и воспоминания путешественников XV-XVI веков, в частности, Америго Веспуччи, заметки Чосера и др., Мор показал свое видение стройной государственной системы, основанной на идеях утопического социализма.
  10. 1518 – поступил на королевскую службу и вошел в Тайный Совет.
  11. 1520-1529 – вел непримиримую литературную полемику с реформатором Мартином Лютером по поводу церковных традиций. Причем первый трактат на эту тему «Утверждение семи таинств» Томас написал по просьбе и под именем Генриха VIII, за это Лев Х, Папа римский, пожаловал короля титулом «Защитник веры».
  12. 1521 – назначен помощником казначея королевства и произведен в рыцари.
  13. 1523 – избран Спикером палаты общин.
  14. 1524 – назначен распорядителем Оксфордского университета.
  15. 1529 – получил назначение на высшую государственную должность лорда-канцлера.
  16. 1532 – ушел в отставку. Официально из-за слабого здоровья. На самом деле по причине разрыва Генриха VIII с католической церковью и создание англиканской. Король решил развестись с бездетной Екатериной Арагонской и сочетаться браком с Анной Болейн. Католическая церковь воспротивилась такому решению. Не поддержал короля и Томас Мор.
  17. 1534 – Принят «Акт о супрематии», объявивший Генриха VIII главой церкви, и «Акт о престолонаследии», куда входила присяга. Каждый, кто ее приносил, клялся в верности детям Генриха и Анны Болейн, признавая их права на престол, и всему роду Тюдоров. Мор на церемонию пришел, но присягнуть не смог, так как это расходилось с его убеждениями.
  18. 17 апреля 1534 года – Томас Мор был арестован и брошен в Тауэр.
  19. 6 июля 1535 года – казнен через отсечение главы. Подходя к плахе на площади Тауэр-Хилл, он сказал: «Умираю как добрый слуга короля, но в первую очередь – Бога».
  20. 1935 – канонизирован Римско-католической церковью и причислен лику святых за верность церкви.

Казнь Томаса Мора (иллюстрация 1870 г.)

Детские и юношеские годы

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в столице Англии. Его отец Джон был известным судьей. Этот человек славился своими моральными ценностями, а также честностью. Во многом его воспитание предопределило мировосприятие Томаса. Первым образовательным учреждением для него стала школа Святого Антония. В 13 лет мальчику была доверена должность пажа при кардинале Мортоне.

Этому человеку сразу понравился любознательный и веселый парнишка. Мортон стал первым, кому удалось разглядеть большой потенциал Мора. В шестнадцатилетнем возрасте Томас становится студентом Оксфордского университета. Его наставниками были лучшие юристы Англии того времени:

  • Томас Линакр;
  • Вильям Гросин.

В университете Томас изучал законодательство, а также его внимание привлекли труды гуманистов. По настоянию отца через 2 года с момента поступления в университет Томас возвращается домой

Сэр Джон хотел, чтобы его сын улучшил свои знания в области права. Томас быстро разобрался со всеми тонкостями законодательства Англии.

Ориентиром в мире гуманизма для него стал Эразм Роттердамский. Знакомство автора «Утопии» с этим человеком состоялось во время приема лорд-мэра. Именно в доме Моров Роттердамский написал сочинение «Похвала глупости». Историки считают, что период с 1500 по 1504 год Томас провел в картезианском монастыре Лондона. Однако молодого философа не привлекла идея посвятить всю оставшуюся жизнь служению Богу, поэтому он остается в миру.

Проведенное в монастыре время не прошло для Мора бесследно, поскольку многие привычки, полученные в этот период, не были им забыты. Философия Томаса Мора — христианский гуманизм и материализм — прослеживается во всех трудах автора.

«Утопия»

Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века, в частности «Четыре плавания» (лат. Quatuor Navigationes) Америго Веспуччи, и, до некоторой степени, произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи взята завязка «Утопии» — встреча с Гитлодеем, его приключения. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне: сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых отношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев, несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты кем угодно, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Считая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

биография • Утопия и святость

Томмазо Моро, таким в Италии помнят английского писателя и политика Томаса Мора. Родился 7 февраля 1478 г. в Лондоне; он следует по стопам своего отца сэра Джона Мора, успешного юриста и судьи, также занимающегося профессией юриста. За свою жизнь он получил известность на европейском уровне как автор гуманистических сочинений, а также занимал многочисленные государственные должности, в том числе должность лорда-канцлера Англии в период между 1529 и 1532 годами при монархии Генриха VIII. Его канцлерство также будет отличаться его постоянной охотой на еретиков и их дела.

Ему приписывают изобретение слова «утопия», которым он окрестил воображаемый остров с идеальным обществом, политическую систему которого он описал в своей самой известной работе «Утопия», опубликованной в 1516 году. Происхождение термина «утопия» «происходит от древнегреческого и может буквально означать« несуществующее место »или« красивое место ».

В течение своей жизни Моро стал большим другом Эразма Роттердамского, который посвятил ему свой «In Praise of Madness». Моро также вносит свой вклад в составление «Защиты семи таинств», полемики против протестантской доктрины, которая в 1521 году принесла Генриху VIII титул «защитника веры» Папой Львом X. Оба ответа Мартина Лютера королю, что Получившиеся в результате «Responsio ad Lutherum» («Ответ Лютеру») подверглись критике за их несдержанные атаки «ad hominem».

Исторически его помнят за его решительный и твердый отказ от требования Генриха VIII провозгласить себя верховным главой англиканской церкви: это решение положило конец политической карьере Моро, приведя его к смертной казни по обвинению в измене.

Он предстал перед судом, затем осужден и заключен в тюрьму, а затем казнен в Тауэр-Хилл 6 июля 1535 года. Его голова изображена на Лондонском мосту в течение месяца; в таком случае его дочь Маргарет Ропер получит его после выплаты взятки.

Католическая и англиканская церкви почитают его как святого Томаса Мора. Моро был канонизирован Католической церковью в 1935 году Папой Пием XI и поминается 22 июня. С 1980 года каждые 6 июля он также отмечается в календаре Святых англиканской церкви вместе со своим другом Джоном Фишером, епископом Рочестера, обезглавленного за пятнадцать дней до Моро.

В 2000 году Папа Иоанн Павел II объявил святого Томаса Мора святым покровителем государственных и политических деятелей.

Путь на английскую Голгофу

Это уже было слишком, и взбешенный король приказал бросить несгибаемого Мора в лондонскую тюрьму Тауэр. Все попытки давления на бунтаря оказались безуспешными. Ему грозила смертная казнь за измену родине, а он вместо требуемого раскаяния написал в темнице «Комментарий на страсти Христовы».

Вместе со своим Учителем, он переживал смертельный страх предстоящих мук, неготовность предстать перед судом. Но на сделку с совестью Томас Мор не мог пойти даже перед лицом ужасной казни. В те мрачные дни он писал: «Всякий, кто поставлен перед выбором: отречься от Бога или принять мученическую кончину, может быть уверен в том, что перед этим выбором поставил его Сам Бог».

В тюремной камере он уже не молился, чтобы его миновала чаша сия, так как знал характер короля. Он просил, чтобы Бог укрепил его в последний час, и эта молитва была услышана. Всевышний даровал осужденному не только великий покой в сердце, но и изрядную порцию юмора, с которой Мор пошел навстречу смерти. Томас попросил помочь офицера взобраться ему на эшафот, заметив, что с обратным путем он уж как-нибудь сам справится.

А потом приговоренный опустился на колени и, помолившись, обратился к палачу, подбадривая его: «Соберись с духом и смело исполни свою обязанность. У меня очень короткая шея, смотри же, не сруби криво, чтобы не повредить своей репутации». Палач, не ожидавший от своей жертвы таких слов, сперва опешил, но затем взялся за топор и…

Так взошел на свою Голгофу Томас Мор — простой смертный, который боялся боли и любил обычные человеческие удовольствия, но при этом смог пронести свой крест до конца.

Литературные произведения

Самой известной книгой писателя является «Утопия». В список работ Мора входят 280 небольших поэм, эпиграмм, а также переводов произведений других писателей. Он активно переводил труды философов Древней Греции. Главной темой всех произведений Томаса Мора является образ идеального правителя.

История Ричарда III

Все еще не утихают споры о том, историческое это произведение или все же художественное. Основные сюжетные линии книги совпадают с многочисленными хрониками и историческими изысканиями. В частности, «История Ричарда III» во многом соответствует запискам Кармилиано, Вергилия, Манчини, Андре.

Различия между работой Томаса и других хронистов наблюдаются в несущественных деталях. Автор «Истории Ричарда III» не ограничился описанием известных исторических событий, а дает им собственную оценку. Также специалисты в области литературы отмечают, что Мор довольно часто ссылается на весьма сомнительные источники.

Роман Утопия

Работать над своим главным произведением Томас начал во время поездки во Фландрию в составе английской делегации. Впервые книга была опубликована в 1516 году и предназначалась для просвещенных монархов, а также ученых-гуманистов. Сам автор называл ее «Золотой книжечкой, одинаково полезной и забавной».

Произведение состоит из 2 частей, содержание которых имеет существенные отличия, но логически они неотделимы. В первой книге автор высказывает свои мысли о несовершенстве политической и социальной системы. Мор подвергает критике смертную казнь, высмеивает тунеядство духовных деятелей, а также разврат, царящий в обществе. При этом автор предлагает собственную программу реформ, которые помогут изменить ситуацию.

Вторая книга «Утопии» содержит гуманистические черты учения Мора. По мнению автора, во главе государства должен стоять мудрый монарх, а труд должен стать обязательным для всех слоев общества, но при этом не быть изнуряющим. Философия Мора предполагает равноправие и демократию даже при наличии короля. Именно эта работа сыграла большую роль в дальнейшем развитии утопической теории. Среди основных идей «Утопии» Томаса Мора кратко можно отметить:

  • деньги следует использовать только для торговли с другими государствами;
  • частная собственность должна быть заменена общественным производством;
  • монарх должен обладать мудростью;
  • несмотря на наличие короля, в стране должны царить равноправие и демократия;
  • все продукты следует распределять только в зависимости от потребностей людей.

https://youtube.com/watch?v=-1wR1OfiMGg

Мор был одним из самых выдающихся людей своего времени

Написанные им литературные работы имели важное значение для становления последователей. Современники считали его умным и добрым человеком

Он мог быть веселым и радоваться каждому мгновению жизни, но при определенных обстоятельствах становился серьезным и сосредоточенным на деле. Мор до последнего мгновения жизни придерживался своих принципов и не отказывался от сказанных слов. Его влияние на развитие философии и литературы высоко оценивается современными учеными.

Народная ненависть

Несмотря на выдающиеся достижения по укреплению государства, Томас Кромвель не пользовался любовью ни со стороны простого населения, ни со стороны знати. Все социальные прослойки имели повод, чтобы его ненавидеть.

Католики не могли простить ему того, что он был инициатором разрыва отношений с Ватиканом и основателем англиканской церкви. Благодаря ему произошла смена церковных догматов.

Крестьяне и ремесленники ненавидели его за то, что он обложил всех непомерными налогами. Также он жестоко пресекал народные недовольства, расправляясь с бунтами.

Жители Уэльса, Ирландии и Шотландии также были не прочь свести счеты, поскольку после присоединения на них обрушились те же тяготы, что и на жителей Англии.

Аристократия также не любила Кромвеля. Здесь больше проявлялась зависть. Ведь он был выходцем из низов и, по мнению знати, не должен был занимать положение канцлера.

Не было ни одной значимой прослойки, на поддержку которой мог бы рассчитывать Кромвель.

Факты из биографии

Общие сведения:

  1. Томас Мор прожил недолгую жизнь: всего 51 год. Писатель родился 7 февраля 1478 года и умер в 1535 году.
  2. Мировоззрение будущего гения во многом определил его отец. Сэр Джон Мор был судьей Высшего королевского суда в Лондоне. Вот с кого будущий борец за права простого человека брал пример: сэр Джон был широко известен своей принципиальной неподкупностью и честностью.
  3. Мор снискал привязанность Джона Мортона. Будучи еще мальчиком, он поступил к кардиналу Мортону в услужение. Кардиналу очень понравился веселый, симпатичный и открытый мальчик. Мортон не уставал повторять, что ребенка ждет большое будущее, и оказался прав! Чего только стоит тот факт, что в средневековых учебниках по латинской риторике одна из фраз для перевода звучала следующим образом: «Мор – человек божественного ума и необыкновенной учености».
  4. С самой юности общественный деятель свято верил в гуманизм. Гуманизм стал для тогда еще юного гимназиста основополагающим принципом. Всю свою дальнейшую жизнь он придерживался гуманистических ценностей. В Оксфорде молодой человек познакомился с Эразмом Роттердамским и, благодаря ему, стал вхож в кружки гимназистов в высшем обществе.
  5. Будущий адвокат, он учился в Оксфорде, но не слишком прилежно. Вместо сухих формулировок и зубрежки его привлекали современные трактаты гуманистов. Причем привлекали настолько сильно, что он самостоятельно перевел «Двенадцать мечей» известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола.
  6. Томас Мор был женат дважды. Его первой женой стала 17-летняя девушка Джейн Кольт. Она была девушкой из простонародья, возможно, молодой мужчина в своем выборе руководствовался гуманистическими идеями, поэтому усиленно занимался образованием своей жены. Их брак продлился недолго: несчастная умерла спустя 6 лет от лихорадки, оставив своему мужу четырех маленьких детей. Одному справляться было трудно, и тогда вдовец женился на состоятельной Элис Мидлтон, тоже вдове, с которой счастливо прожил все последующие годы.
  7. Оригинальный человек, Мор практиковал самобичевание. В молодости, еще до женитьбы, он провел несколько лет в монастыре, но, не захотев остаться там навсегда, все же вынес оттуда несколько обычаев. Например, вставать рано утром, постоянно молиться богу, поститься, жить скромно и добровольно подвергать себя телесным мукам. Убежденный флагеллант, он считал себя настоящим слугою Господа, и, как говорил его друг и наставник Эразм Роттердамский, предпочел быть верным супругом, чем распутным монахом.
  8. Томас Мор придумал слово «утопия». Более того, это слово стало названием не только его самого известного романа, но и всего литературного жанра. Писатель соединил греческую приставку отрицания «у» со словом «топос» (место). Получается, что утопия – это место, которого нет в действительности. Кроме того, в пределах Англии писатель знаменит также и своими стихотворениями, которые были оценены современниками и последователями.
  9. Томас Мор преподавал право, параллельно вел адвокатскую деятельность и, более того, был членом Парламента Англии от купечества. Занимая высокий пост, он заступался за простых англичан, критикуя налоговую систему, не считавшуюся с бедностью крестьян и горожан. За свою открытую позицию и близость к народу, его обожали англичане, но ненавидели коллеги.
  10. Мор был казнен по приказу Генриха VIII. Активная политическая деятельность и принципиальность сослужили недобрую службу: он отказался приносить присягу королю и его новой жене Анне Болейн и был обвинен в государственной измене, за что и гильотирован.
  11. В настоящее время, с Мора до сих пор не снято обвинение в измене, однако, вместе с тем он причислен к лику святых стараниями римской католической церкви.

Уже из приведенных общих сведений видно, что Томас Мор был очень незаурядной личностью, однако, к несчастью для него же самого,

практически каждый его шаг вызывал шквал критики консерваторов. Однако Мор располагал влиянием своего друга Эразма Роттердамского, и это не раз спасало его, ведь всю свою жизнь, с самой юности, он раздражал закоренелых консерваторов.

Краткая биография

  1. 1496 – сменил корпорацию «Нью Инн» на более статусную «Линкольн Инн».
  2. 1497 – сблизился с Эразмом Роттердамским. Разделяя взгляды гуманистов, Томас вошел в оксфордский кружок Джона Коллета, поддерживал гуманистические идеи равенства, справедливости, морального долга перед обществом. Эти идеи отразились в самом известном его произведении – «Утопии».
  3. 1500-1504 – по мнению историков, Томас Мор провел в монастыре картезианского ордена в Лондоне. Это один из самых аскетичных и суровых монашеских орденов Европы. До конца дней Мор придерживался монастырских правил: практиковал ранний утренний подъем, ношение власяницы, долгие молитвы.
  4. 1504 – между служением церкви или государству выбрал светскую жизнь и стал членом Парламента. Первым же публичным выступлением против увеличения поборов для короны молодой политик навлек на себя гнев Генриха VII. Отец его был арестован и отпущен только после отказа младшего Мора от политической карьеры и выплаты приличного штрафа.
  5. 1505 – взял в жены Джейн Коулт из Нозерхолла (графство Эссекс).
  6. 1510 – в результате выборов стал помощником шерифа Лондона. Его честность, принципиальность и дар красноречия сделали его самым популярным юристом среди людей разных сословий.
  7. 1514-1518 – писал исследование, посвященное эпохе Ричарда III, которое не завершил, но оно оказало большое влияние на английскую историографию и литературу.
  8. 1515 – Генрих VIII, коронацию которого литератор отметил изящными стихотворениями, заметил молодого юриста и отправил его с посольством во Фландрию с целью разрешения торгового конфликта.
  9. 1516 – книгоиздатель Дирк Мартенс опубликовал самую известную книгу Томаса Мора, которая называлась «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», всем известное как «Утопия». Опираясь на труды Платона, сочинения и воспоминания путешественников XV-XVI веков, в частности, Америго Веспуччи, заметки Чосера и др., Мор показал свое видение стройной государственной системы, основанной на идеях утопического социализма.
  10. 1518 – поступил на королевскую службу и вошел в Тайный Совет.
  11. 1520-1529 – вел непримиримую литературную полемику с реформатором Мартином Лютером по поводу церковных традиций. Причем первый трактат на эту тему «Утверждение семи таинств» Томас написал по просьбе и под именем Генриха VIII, за это Лев Х, Папа римский, пожаловал короля титулом «Защитник веры».
  12. 1521 – назначен помощником казначея королевства и произведен в рыцари.
  13. 1523 – избран Спикером палаты общин.
  14. 1524 – назначен распорядителем Оксфордского университета.
  15. 1529 – получил назначение на высшую государственную должность лорда-канцлера.
  16. 1532 – ушел в отставку. Официально из-за слабого здоровья. На самом деле по причине разрыва Генриха VIII с католической церковью и создание англиканской. Король решил развестись с бездетной Екатериной Арагонской и сочетаться браком с Анной Болейн. Католическая церковь воспротивилась такому решению. Не поддержал короля и Томас Мор.
  17. 1534 – Принят «Акт о супрематии», объявивший Генриха VIII главой церкви, и «Акт о престолонаследии», куда входила присяга. Каждый, кто ее приносил, клялся в верности детям Генриха и Анны Болейн, признавая их права на престол, и всему роду Тюдоров. Мор на церемонию пришел, но присягнуть не смог, так как это расходилось с его убеждениями.
  18. 17 апреля 1534 года – Томас Мор был арестован и брошен в Тауэр.
  19. 6 июля 1535 года – казнен через отсечение главы. Подходя к плахе на площади Тауэр-Хилл, он сказал: «Умираю как добрый слуга короля, но в первую очередь – Бога».
  20. 1935 – канонизирован Римско-католической церковью и причислен лику святых за верность церкви.

Казнь Томаса Мора (иллюстрация 1870 г.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: