Психология и книги
В 1961 году Милгрэм стал доктором социальной психологии. С 1963-го по 1966-й в качестве ассистента профессора в Гарварде Стэнли отрабатывал 3-летний контракт, впоследствии продленный еще на год. В 1967-м он получил должность профессора Городского университета Нью-Йорка, где читал лекции до 1984-го.
В 1963 году Стэнли Милгрэм провел исследование подчинения авторитету, за которое получил премию AAAS. В 1974-м свет увидела книга, посвященная проведенным экспериментам. Суть испытаний заключалась в приглашении субъекта в лабораторию для участия в тесте, посвященном памяти. Подопытный должен был научить партнера словесным ассоциациям, применяя электрический разряд.
В момент наступления пика шока участник понимал, что происходит что-то неправильное, а «ученик» просил отпустить его. Организатор же требовал продолжения пыток. В результате 65 % испытуемых мирились с чрезвычайно неприятными ощущениями под чужим влиянием.
По Милгрэму, суть послушания заключается в том, чтобы выполнять чужую волю, сняв с себя ответственность за происходящее. Повиновение может быть спровоцировано вежливостью, неловкостью от возможного отказа, интересом к задаче и другими факторами. Конформизм, по его теории, предполагает изменение поведения в результате давления. Подоплекой изысканий служили знания об опытах нацистской Германии. Они претерпевали критику и вызывали сомнения за счет несоответствия условий опытов реальным ситуациям.
В последующем исследовании, получившем название «Мир тесен», Стэнли Милгрэм совместно с Джеффри Трэверсом описывал так называемую теорию шести рукопожатий. В соответствии с ней каждый человек знает другого через 5 промежуточных знакомств. Предположения психолог подкрепил экспериментом. Он отправил 160 посылок разным жителям города Омаха, попросив передать другу, который сможет поспособствовать доставке биржевому маклеру в Бостон.
Участники могли прибегнуть к помощи лично знакомого человека, которому озвучивали правила взаимодействия. Первая посылка достигла цели через 4 дня и посредством двух отправителей. Цепочки всего эксперимента в каждом случае включали от 2 до 10 участников.
Это исследование социального психолога также подверглось критике, так как оппоненты считали, что амплитуда равна более чем шести рукопожатиям. В 2008 году Microsoft провела схожее исследование, доказавшее, что подобная цепочка состоит в среднем из 6,6 человека.
Эксперимент Милгрэма «Потерянное письмо» измерил возможную пользу друг для друга от незнакомых людей. Несколько писем с указанием адресатов были подброшены в публичные места. «Отправленные» частным лицам и благотворительным организациям оказались переданы потенциальным получателям, а стигматизированные организации, которым предназначалась часть весточек, так их и не получили.
Трейлер фильма «Экспериментатор»
Любопытен и опыт, проведенный ученым в 1970–1971 годах с целью описать взаимосвязь телевидения и асоциального поведения. Участники могли украсть деньги и пожертвовать их на благотворительность или остаться в стороне. Подопытные, ознакомленные с заранее подготовленной серией телепроекта «Медицинский центр», принимали решение на основе увиденного медиаматериала.
В 1977 году Стэнли Милгрэм начал исследовать сираноидов, вдохновленный фантазией о слиянии тела и разума. Перед участниками, которыми были взрослые люди и часто преподаватели, представал человек, использовавший наушник для ответа на вопросы. Сираноид проявлял небывалую эрудицию и вводил собеседников в заблуждение обманом, о чем те не догадывались. Следуя идее психолога, сираноидный метод мог быть полезен для изучения социального поведения и самовосприятия.
Как проводился эксперимент Стэнли Милгрэма
Перед тем, как начинать эксперимент Милгрэма, Стэнли устраивал показанную жеребьевку относительно того, кто из двух кандидатов будет учеником, а кто учителем. При этом учителем, конечно же, все время становился испытуемый.
Актер, играющий роль ученика, садился на стул с подведенными к нему «электрическими проводами». Перед началом эксперимента обоих учеников обязательно били током напряжением в 45 Вольт. Это делалось для того, чтобы ничего не подозревающий участник эксперимента мог прочувствовать ту боль, которую будет испытывать ученик.
Подставного ученика подключают к электродам
Далее учитель проходил в соседнее помещение и начинал диктовать слова ученику. Когда тот ошибался, учитель тут же нажимал на кнопку, ударяя несчастного током. По правилам, каждый последующий электрический разряд увеличился на 15 Вольт, а максимальное напряжение достигало целых 450 Вольт.
Как говорилось вначале, ученик был подставным актером, который лишь изображал, будто его по-настоящему бьет электричеством. Система тестирования специально была настроена так, что ученик 1 раз отвечал верно, а после этого 3 раза подряд случались ошибки.
Поэтому, когда учитель дочитывал до конца все пары словосочетаний, написанных на первом листе, электрические удары достигали напряжения в 105 Вольт. Однако, когда испытуемый хотел продолжить читать слова, перейдя к следующему листу, экспериментатор заставлял его начать все заново, снизив электрический удар до 15 Вольт.
Это делалось для того, чтобы подопытный понимал, что опыт не завершится до тех пор, пока все пары слов не будут правильно произнесены учеником.
Книги (3)
Как хороший человек становится негодяемРаздел библиотеки: Социальная психология
Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества.
Услышав очередное сообщение о взрыве в метро или на улице, ужаснувшись числу жертв военных конфликтов, среди которых в основном не солдаты, а мирное население, мы задаем себе вопрос: как такое стало возможным?! Что движет человеком, надевшим военную форму и лишающим жизни простых людей — женщин, стариков, детей? Что двигало людьми, подвергавшими пыткам и отправляющими в газовые камеры во время Второй мировой войны тысячи жертв? Неужели все эти люди злодеи и садисты? Или «невинные» исполнители чужой воли и приказов?
Ответить на эти вопросы сумел американский психолог Стэнли Милгрэм, который провел и описал шокирующий эксперимент, ставший одним из самых знаменитых в социальной психологии. Ни одно исследование не дало науке такого понимания природы человека, ни одно не вызвало столько споров. В книге — не только описание этого эксперимента, но и множество других, позволяющих заглянуть в самые темные уголки человеческой души, увидеть, на что способен каждый из нас под давлением авторитета, общества, просто зрителей. Это знание даст вам понимание природы человека и позволит засомневаться и сказать «нет», когда кто-то захочет сделать вас «слепым орудием» в своих руках.
Читать »
Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и моральРаздел библиотеки: Социальная психология
Переводчик: Ястребов Г.Г.
На что способен пойти добропорядочный гражданин, повинуясь приказу?
Размышления о десятках тысяч людей в фашистской Германии, отправлявших на смерть себе подобных, просто выполняя свой долг, натолкнули Стэнли Милгрэма на мысль о провокационном эксперименте. Поведение испытуемых в ходе разных вариаций эксперимента неизменно подтверждало страшные догадки Милгрэма: одни участники испытаний сурово «наказывали» других, не пользуясь своим правом отказаться. Парадокс заключается в том, что такие добродетели, как верность, дисциплина и самопожертвование, которые мы так ценим в человеке, привязывают людей к самым бесчеловечным системам власти.
Но со времен нацистских лагерей смерти природа человека не изменилась. Вот почему актуальность концепции, которую со страшной убедительностью подтверждает эксперимент, можно оспаривать, но опасно недооценивать. Знаменитый эксперимент Милгрэма, поначалу вызвавший у многих протест и недоверие, позже был признан одним из самых нравственно значимых исследований в психологии.
Читать »
Эксперимент в социальной психологииРаздел библиотеки: Социальная психология
В книге «Эксперимент в социальной психологии» собраны основные работы одного из крупнейших социальных психологов Стенли Милграма, мастера эксперимента и наблюдения, создателя оригинальных методик исследования индивидуального и группового поведения.
Экспериментальное изучение подчинения авторитету принесло ему мировую славу. Он по-новому осветил в своих работах проблемы власти, подчинения и ответственности. Не меньшее влияние на развитие социальной психологии оказали его исследования по психологии анонимности и группового влияния, когнитивной психологии.
Читать »
Биография [ править ]
Ранняя и личная жизнь
Милгрэм родился в 1933 году в Нью-Йорке ( Бронкс ) в семье евреев . Его родителями были Адель (урожденная Израиль) и Сэмюэл Милграм (1898–1953), которые эмигрировали в Соединенные Штаты из Румынии и Венгрии соответственно во время Первой мировой войны Он был вторым из трех детей. Ближайшие и дальние родственники Милгрэма пострадали от Холокоста . После войны его родственники, пережившие нацистские концлагеря и сделавшие татуировки в концлагерях.какое-то время жил с семьей Милграма в Нью-Йорке.
Его речь бар-мицвы была посвящена тяжелому положению европейских евреев и влиянию событий Второй мировой войны на еврейский народ во всем мире. Он сказал, став мужчиной по еврейскому закону: «Поскольку я … нахожу счастье вступить в ряды Израиля, знание трагических страданий моих собратьев-евреев … делает это … возможность поразмышлять о наследии моего народа, которое теперь становится моим … Я постараюсь понять свой народ и сделаю все возможное, чтобы разделить ответственность, которую история возложила на всех нас «. Позже он написал своему другу с детства: «Я должен был родиться в немецкоязычной еврейской общине Праги в 1922 году и умереть вгазовая камера 20 лет спустя. Я никогда не пойму, как я родился в больнице Бронкса » .
Интерес Милгрэма к Холокосту был основан на том, что его биограф, профессор Томас Бласс , назвал «пожизненной идентификацией Милгрэма с еврейским народом ». Автор Кирстен Фермаглих писала, что Милгрэм, будучи взрослым, имел «личный конфликт как еврей, который воспринимал себя как постороннего, жертву нацистского разрушения, так и инсайдера, как ученого». Александра заявила, что еврейская идентичность Милгрэма привела к тому, что он сосредоточился на Холокосте и его исследовании послушания авторитетам. Он поделился этим также с Гербертом Винером, одним из субъектов его исследования послушания, который после разговора с Милгрэмом об эксперименте заметил, что «Милгрэм был очень евреем. Я был евреем. Мы говорили об этом. Очевидно, что за нейтральным исследованием стоял мотив. »
Милгрэм женился на своей жене Александре на церемонии в синагоге Братства в Гринвич-Виллидж на Манхэттене 10 декабря 1961 года, и у них родилось двое детей, Мишель и Марк. На момент смерти Милгрэм жил в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк .
Отец Милгрэма работал пекарем, обеспечивая скромный доход своей семье до своей смерти в 1953 году (после которой мать Стэнли взяла на себя пекарню). Милгрэм посещал PS 77 и среднюю школу Джеймса Монро в Бронксе (которую он окончил за три года) , отличался в учебе и был выдающимся лидером среди своих сверстников. Одним из одноклассников Милгрэма в средней школе Джеймса Монро был Филип Зимбардо , архитектор Стэнфордского тюремного эксперимента . Милгрэм и Зимбардо также разделяли симпатию к популярной телевизионной программе Candid Camera и восхищение ее создателем Алленом Фантом .
К тому времени, когда он учился в колледже, его семья переехала в соседний Квинс . В 1954 году Милгрэм получил степень бакалавра политических наук в Куинс-колледже в Нью-Йорке , где он учился бесплатно. Он также учился в Бруклинском колледже , где получил отличные оценки по специальностям «Психология личности» и «Эклектичный подход к социальной психологии». Он обратился к программе доктора философии в социальной психологии в Гарвардском университете, и был первоначально отклонен из-за недостаточного опыта в психологии (он не проходил никаких курсов психологии в Куинс-колледже). В конце концов, он был принят в Гарвард в 1954 году после того, как сначала поступил в Гарвардское управление специальных студентов.
Профессиональная жизнь править
В 1961 году Милгрэм получил в Гарварде докторскую степень по социальной психологии. Осенью 1960 года он стал доцентом Йельского университета. С 1963 по 1966 год он работал доцентом кафедры социальных отношений Гарварда по трехлетнему контракту. Затем контракт был продлен еще на один год, но с более низким рангом лектора. Скорее всего , из — за его противоречивого повиновения эксперимента , Milgram было отказано владения в Гарварде.
В 1967 году он принял предложение стать штатным профессором Городского университета Нью-Йорка Graduate Center и преподавал в Городском университете до своей смерти в 1984 году. Милгрэм оказал большое влияние, в том числе на психологов. Соломон Аш и Гордон Олпорт .
Смерть править
Милгрэм умер 20 декабря 1984 года в возрасте 51 года от сердечного приступа в Нью-Йорке. Это был его пятый сердечный приступ. После него остались вдова Александра «Саша» Милграм, дочь Мишель Сара и сын Марк Даниэль.
Ссылки в СМИ [ править ]
Эта статья, кажется, содержит тривиальные, незначительные или несвязанные ссылки на популярную культуру . Пожалуйста , реорганизовать это содержание , чтобы объяснить воздействие субъекта на массовой культуре, предоставляя цитаты в надежные вторичные источники , а не просто листинг выступлений. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. ( Октябрь 2018 г. ) |
В 1975 году CBS представила созданный для телевидения фильм об экспериментах с послушанием «Десятый уровень» с Уильямом Шатнером в роли Стивена Хантера, ученого, похожего на Милгрэма. Милгрэм был консультантом фильма, хотя его личная жизнь не походила на жизнь персонажа Шатнера. В этом фильме были изображены инциденты, которые никогда не происходили после эксперимента в реальной жизни, включая психотический эпизод с субъектом и высказывание главного героя о том, что он сожалеет об эксперименте. Когда его спросили о фильме, Милгрэм сказал одной из своих аспирантов, Шэрон Пресли , что он недоволен фильмом, и сказал ей, что не хочет, чтобы его имя использовалось в титрах.
В 1986 году музыкант Питер Гэбриел написал песню под названием «We Do What We Told (Milgram’s 37)», ошибочно указав на процент испытуемых, которые отказались продолжать применять электрошок. Намерения Габриэля были оптимистичными: не все были готовы подчиняться авторитету и шокировать на высшем уровне. Фактический процент составлял 35. Цитата из статьи в журнале Spin в сентябре 1986 года:
Milgram 18 был воспроизведен для тестирования участников телевизионного специального выпуска 2008 года The Heist . Эксперимент Милгрэма, созданный Дерреном Брауном и Энди Найманом для британской станции Channel 4 , помог определить, какие кандидаты наиболее восприимчивы к авторитету. Четверо самых отзывчивых и психологически здоровых кандидатов в конце шоу косвенно получили возможность ограбить (поддельный) бронированный банковский фургон.
В марте 2010 года французский телеканал France 2 транслировал Jusqu’où va la télé , описывая результаты фальшивого игрового шоу, которое они запускали 80 раз (каждый раз независимо, с новым участником и аудиторией). Участники получили инструкции применить то, что, по их мнению, могло быть почти смертельным поражением электрическим током, другому «участнику» (на самом деле актеру), когда тот другой участник допустил ошибку в заученных словесных ассоциациях. Воодушевленные ведущим шоу и неподготовленной студийной аудиторией, подавляющее большинство следовало инструкциям, даже когда «жертва» кричала.
В 2010 году люксовый бренд Enfants Perdus выпустил коллекцию под названием «Milgram», в которой дизайнеры черпали темы и вдохновение из эксперимента Милграма. Команда дизайнеров ссылалась на дискуссии о человеческом состоянии и на откровения человеческого состояния в многочисленных интервью.
В 2015 году был выпущен экспериментальный биографический фильм о Милграме под названием Experimenter , режиссер Майкл Алмерейда . Питер Сарсгаард играет Стэнли Милгрэма.
Вклад и работа
Его главный вклад — исследование подчинения власти и цепочки общественных отношений.
Подчинение власти
Схема эксперимента Милгрэма. Экспериментатор (E) заставляет испытуемого (S) поражать электрическим током другого участника, ученика (A).
Эксперимент Милгрэма становится широко известным с 1963 г. Экспериментатор, представляющий авторитет, просит испытуемого заставить ученика произносить слова, и если последний ошибается, подвергая его все большему и большему количеству ударов электрическим током, громче с каждой ошибкой. Ученик на самом деле является актером, который притворяется, будто его ударили током. В зависимости от случая участники продолжают наносить удары током до максимально ожидаемого (450 В), несмотря на жалобы со стороны актера (62,5% участников во время первых экспериментов Милгрэма), выполняя приказы экспериментатора, в то время как другие отказываются подчиняться. власть.
Маленький мировой опыт
Для этого эксперимента бостонский биржевой маклер был выбран в качестве «целевого лица», и были случайным образом сформированы три исходные группы примерно по 100 человек каждая, одна из которых состояла из случайно выбранных жителей Бостона, вторая — случайно выбранных жителей Небраски и третий тоже из жителей Небраски, но у которых есть особенность владения акциями. Каждый человек из этих исходных групп получает файл с описанием опыта и целевого человека (в частности, его место жительства и его профессию) и несет ответственность за отправку этого файла по почте, либо непосредственно целевому человеку, если он знает его лично, или человеку, которого он знает лично и который, скорее всего, знает целевого человека лично.
Из 296 человек из исходных групп 217 согласились участвовать в эксперименте и отправили файл одному из своих знакомых, и, наконец, 64 файла достигли целевого человека в конце цепочки информации. но со средней длиной 5,2 промежуточных звена.
Студенческая жизнь
Миллер поступил в Калифорнийский университет в Беркли, чтобы изучать химию. Он завершил свою карьеру и окончил институт в 1951 году, когда ему был всего 21 год. После этого он поступил на докторскую программу в Беркли.
Некоторое время он пытался выяснить, на какой теме он хотел бы сосредоточить свое исследование. Во время этого процесса он встречался с большим количеством профессоров, пока не принял решение работать с Эдвардом Теллером в области теоретической физики. Этот союз продлился недолго.
Вскоре после этого Миллер посетил лекцию Гарольда Юри, известного американского химика и профессора университета, который также был удостоен Нобелевской премии по химии в 1934 году.
На конференции Юри представил свои идеи о происхождении Солнечной системы. Он также рассказал о возможностях органического синтеза в восстановительной среде, например в атмосфере.
Эта встреча и эти темы вызвали любопытство у Миллера, который присоединился к Юри в 1952 году, чтобы начать исследовательскую работу. Так закончились его отношения с Теллером, который, возможно, в то время также переехал в Чикаго, где работал над водородной бомбой.
Прошел стажировку в Калифорнийском государственном технологическом институте. После завершения учебы и академической подготовки он поступил на факультет врачей и хирургов Колумбийского университета в качестве члена. Еще в 1958 году он стал профессором химии, но уже в Калифорнийском университете в Сан-Диего.
Эксперимент Милгрэма
После Второй мировой войны многие люди — ученые в том числе — задались вопросом: как вышло, что огромные массы людей в цивилизованных (казалось бы) странах оказались готовы участвовать в массовой травле, бесчеловечных экспериментах, массовых экзекуциях и других не менее кошмарных вещах?
Одним из таких ученых был Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, изучающий социальную психологию. В начале 1960-х он полагал, что в основе Холокоста лежит предрасположенность немцев к безропотному подчинению авторитету, которая и привела этот народ к столь печальным для своей страны (а потом и для всего мира) последствиям. Чтобы проверить свою гипотезу, Милгрэм решил провести серию простых экспериментов в США, прежде чем отправиться в ФРГ для более детального исследования.
Суть заключалась в следующем: группа среднестатистических граждан получала возможность, находясь в безопасности и в присутствии авторитетной фигуры («доктора в белом халате») причинять боль другому человеку в ходе эксперимента, замаскированного под цикл обычных тестов на внимание. Испытуемые могли бить своего подчиненного током (напряжением от 15 до 450 вольт) за каждую допущенную ошибку
Причем в случае любых сомнений «авторитетная личность» настойчиво просила их продолжать, не обращая внимания на крики, стоны и прочие признаки стресса у подчиненного (который на самом деле был лишь актером, изображающим конвульсии от электрошока). Изначально Милгрэм был склонен считать, что большинство людей, видя страдания другого (пусть даже неизвестного) человека, быстро прекратят давить на кнопку, включив совесть и чувство жалости.
Результаты оказались, мягко говоря, неожиданными как для самого Милгрэма, так и для его коллег. Из 40 испытуемых 26 человек постепенно повышали силу тока, дойдя до 450 вольт, несмотря на все видимые страдания подопытного. Большинство из оставшихся также довело силу тока до высоких значений (в диапазоне 350-360 вольт), прежде чем остановиться.
Милгрэм был особенно впечатлен тем, что неоднократно повторяемые указания «авторитетного лица» продолжать эксперимент очень часто перевешивали очевидные внутренние колебания испытуемых, а также их сочувствие к другому человеку. Он провел множество дополнительных экспериментов, и обнаружил, что процент испытуемых, готовых мучить неизвестного им человека, оставался стабильно высоким в большинстве случаев.
https://youtube.com/watch?v=ek4pWJ0_XNo
Результаты эксперимента заставили Милгрэма полностью отбросить тезис о «плохих немцах» и предположить, что в человеческой психике глубоко укоренено стремление подчиняться авторитетной фигуре, инстинктивно делегируя ей право принятия решений в морально тяжелых ситуациях, избавляя себя от мук совести.
Бремя ответственности, кстати, Милгрэм тоже учел: в некоторых экспериментах «авторитетный персонаж» оговаривал, что испытуемый не понесет никакого ответа за любые страдания третьего лица. Это во многом объясняет, как полагал Милгрэм, почему в ходе актов геноцида (вроде того, что произошел в Руанде) участвующие в этом процессе люди могут рассматривать себя в качестве «законопослушных исполнителей», не задумываясь о том, как их решения сказываются на физическом существовании десятков, сотен и тысяч людей.
Потерянный эксперимент с письмом [ править ]
Милгрэм разработал метод, получивший название эксперимента с «потерянным письмом», для измерения того, насколько люди полезны незнакомцам, которых нет, и их отношения к различным группам. В общественных местах было размещено несколько запечатанных и проштампованных писем, адресованных различным организациям, таким как отдельные лица, благоприятные организации, такие как медицинские исследовательские институты, и стигматизированные организации, такие как «Друзья нацистской партии». Милгрэм обнаружил, что большинство писем, адресованных отдельным лицам и благоприятным организациям, было отправлено по почте, в то время как большинство писем, адресованных стигматизированным организациям, не было.
Кто такой Стэнли Милгрэм
Стэнли Милгрэм родился в Нью-Йорке 15 августа 1933 г. Начальное образование он получил в школе имени Джеймса Монро, учась в одном классе с еще одним известным в будущем психологом Филиппом Зимбардо.
По окончании данного учебного заведения Милгрэм поступает в Королевский колледж в Нью-Йорке на факультет политологии. Однако вскоре ему становится ясно, что эта научная сфера не вызывает у него особого интереса. И все же ему удается окончить учебу.
Стэнли Милгрэм
Во время обучения Стэнли серьезно интересовала специальность «социальная психология». Он даже хотел поступить в Гарвард, но у него не получилось это сделать по причине недостатка соответствующих знаний.
Тем не менее, это не остановило Милгрэма, и он за одно лето смог пройти 6 курсов по социальной психологии в 3 разных высших учебных заведениях. В результате этого, в 1954 г. он поступил в Гарвард.
В студенческие годы у Стэнли завязались хорошие отношения с лектором по имени Соломон Аш, ставшим популярным психологом, благодаря изучению феномена конформности. Милгрэм даже выступал в качестве ассистента, в ходе его исследований и экспериментов.
Когда Милгрэм закончил учиться, то принял решение возвратиться обратно в США. Там Стэнли начал трудиться в Принстоне, вместе с Соломоном Ашем
Важно отметить то, что между этими учеными не было каких-либо дружеских отношений. Они испытывали интерес друг к другу исключительно в научной сфере
Через год Милгрэм захотел продолжить работу в области психологии, но уже отдельно от Аша.
Последние годы
Стэн Ли продолжал заниматься созданием новых персонажей до самой смерти. За последние несколько лет он переболел пневмонией и стал хуже видеть. По последней причине сценарист и продюсер лишился возможности читать и писать – об этом он признался в начале 2016 года.
Однако и эти проблемы не помешали ему продолжить заниматься творчеством. Здесь Стэну помогала дочь Джей Си. Она всю жизнь упрашивала отца вместе создать нового супергероя, и эта мечта, наконец, сбылась. Стэн и Джей работали над созданием персонажа по имени Dirt Man, то есть Человек-грязь. Отец помогал развивать его историю, и последние ее корректировки он озвучил перед самой смертью. Пока детали сюжета о новом герое держатся в секрете. Джей Си собирается развивать этот проект и надеется, что он однажды перерастет в съемки полнометражного фильма.
В фантастических мирах смерть далеко не всегда становится концом. Великий Стэн умер, но истории его персонажей продолжают развиваться. Да и сам он еще не один раз появится на большом экране – продюсеры рассказали, что Ли успел сняться в нескольких камео для будущих картин.
Собственной главной суперсилой Стэн Ли считал удачу. В то же время он не боялся отдаться воле случая. В одном из интервью Стэн рассказал о том, что всегда хотел написать великий американский роман, но внезапно обнаружил себя доделывающим очередную партию комиксов.
Работает
Книги
- Стэнли Милгрэм, Повиновение авторитету: экспериментальный взгляд, Харпер Коллинз, 2004.
- Стэнли Милгрэм, Представление властям, 1974 г. ( ISBN 2-7021-0457-6 )
- Стэнли Милгрэм, Человек в социальном мире: эссе и эксперименты, 2- е изд., McGraw-Hill 1992 ..
Статьи
- Стэнли Милгрэм, Национальность и соответствие; с биографическим очерком . Scientific American, 1961, 205: 34; 45-51, декабрь 1961 г.
- Стэнли Милгрэм, Поведенческое исследование послушания, Журнал аномальной и социальной психологии, 1963, Vol. 67, стр. 371–378.
- Стэнли Милгрэм, Холландер, П., Убийство Слышащих . Nation, 1964, 198: 602-4, 15 января 1964 г.
- Стэнли Милгрэм, А. Милгрэм, Факты из жизни . Нация, 1954, 199: 412+, № 30, 1964.
- Стэнли Милгрэм, « Групповое давление и действия против человека », Журнал аномальной и социальной психологии, 69 (2),1964 г., стр. 137–143 ( DOI )
- Стэнли Милгрэм, « Освобождающие эффекты группового давления », Журнал личности и социальной психологии, вып. 1 (2),1965 г., стр. 127–134 ( DOI )
- Стэнли Милгрэм, Дж. Трэверс, Экспериментальное исследование проблемы малого мира, Социометрия, 1969, т. 32, No. 4. (1), pp. 425-443
- Стэнли Милгрэм, Опыт жизни в городах . Science, 1969, 167: 1461-8, Mr 13, ’70.
- Стэнли Милгрэм, если бы Гитлер попросил вас убить незнакомца электрическим током, вы бы стали? Esquire, 1970, 73: 72-73, февраль 1970.
- Стэнли Милгрэм, Дж. Райнерт, Вы бы послушались Гитлера? , Science Digest, 1970, 67: 34-39, май 1970.
- Стэнли Милгрэм, Опасности послушания, Harper, 1973, 247: 62+, 6 декабря 1973 г.
- Стэнли Милгрэм, Человек 1000 идей, Psychology Today, 1974, 8: 74-5, июнь 1974.
- Стэнли Милгрэм, « Замороженный мир знакомого незнакомца», «Психология сегодня», 1974 г., 8: 70-73, июнь 1974 г.
- Стэнли Милгрэм, Послушание властям, Харпер и Роу, 1974.
- Стэнли Милгрэм, Машина для замораживания изображений, Психология сегодня, 1977, 14: 7-12, ноябрь 1976.
- Стэнли Милгрэм, City Families, Psychology Today, 1977, 10: 59-63 +, январь 1977 г.
- Стэнли Милгрэм, Скрытая камера, Общество, 1979 г., 16: 72-5, сентябрь 1979 г.
- Стэнли Милгрэм, Понимание психологического человека, Психология сегодня, 1982, 169: 49-51, май 1982.
- Стэнли Милгрэм, Network Love, Omni, 1984, 7: 34+, октябрь 1984.
Эксперимент Милгрэма опровержение. Опровергнуты результаты эксперимента Милгрэма
«Представьте, вы видите объявление о наборе добровольцев для эксперимента о влиянии боли на память — платят по $4,5 за час (в 1961 году на эти деньги можно было купить 14 буханок хлеба или 22 банки пива), приезжаете в Йельский университет, там встречаетесь с представительным ученым в сером халате и обаятельным парнем — вторым добровольцем. Один из вас будет учителем, другой — учеником, по жребию вам выпадает роль учителя» — так психолог из Австралии Джина Перри описывает начало эксперимента Милгрэма, одного из самых важных психологических опытов XX века, доказавшего, что человек по природе подавляем и жесток. Американец Стэнли Милгрэм хотел изучить механизмы подчинения одного субъекта другому, более авторитетному, и, в частности, объяснить, почему столько мирных немецких граждан участвовали в уничтожении людей в концентрационных лагерях. «Ученик» (на самом деле — подставной актер) заучивал пары слов, за каждую ошибку «учитель» наказывал ударом тока при помощи специального аппарата, получившего название Shock Machine, а «ученый» фразами вроде «У вас нет выбора, вы должны продолжать» подавлял «учителя», когда тот в ответ на крики и просьбы «ученика» прекратить пытки хотел остановиться. Эксперимент Милгрэма проходил параллельно с судебным процессом над Альфредом Эйхманом и, как до сих пор считалось, предвосхитил теорию Ханны Арендт о «банальности зла» — по результатам опыта получалось, что 65% самых обыкновенных людей, если им велеть, готовы довести кого-то до смерти. Однако Джина Перри нашла несоответствия между опубликованными результатами исследования и тем, как дело обстояло на самом деле. Для своей только что вышедшей книги «Behind The Shock Machine» она опросила некоторых участников эксперимента и выяснила: многие из них догадались о том, что удары тока были ненастоящими, и сами хотели посмотреть, до чего готовы дойти экспериментаторы. Это подтверждают и документы, которые Милгрэм не стал публиковать. Перри называет эксперимент Милгрэма скорее «притчей о превращении людей в палачей» и напоминает, что данные о 65% получены после первого опыта, в котором участвовало всего 40 человек, тогда как в различных вариантах эксперимента участвовало более 700 — и их результаты часто противоречат результатам первого. Открытие Перри не уступает по масштабу самому эксперименту: «Аналогия с холокостом — безотказный прием. Но без этой риторической уловки опыт Милгрэма превращается в обычное реалити-шоу».
Реплики эксперимента
Чтобы узнать, будут ли воспроизведены полученные результаты, Милграм и его команда решили повторить эксперимент в других странах и с другими людьми..
В этом случае другой из изученных переменных было расстояние между учителем и учеником. Результаты подтвердили, что чем дальше ученик от учителя, тем выше уровень послушания исследователю.
В других случаях администрация выписки осуществлялась через учителя, который брал руку ученика и приносил ее на тарелку..
В этих случаях 30% участников достигли окончательного уровня загрузки, по сравнению с 40%, которые сделали это при других обстоятельствах. Хотя процент ниже, эта цифра также удивительна, потому что в этой ситуации добавляется переменная, с которой учитель должен иметь физический контакт со студентом, чтобы он получил загрузку.
При других изученных обстоятельствах участник получит поддержку от партнера, который откажется продолжать эксперимент. Было 10% снижение послушания.
Когда этот партнер вместо отказа оказал поддержку исследователю, был достигнут процент 93% учителей, которые пришли использовать 450 вольт..
Другие переменные, которые были изучены в репликах эксперимента, были о присутствии двух экспериментаторов и когда они давали противоположные заказы. В этих случаях послушание было нулевым. В случае, когда главный следователь покинул комнату и оставил коллегу, уровень послушания учителей также снизился на 20%..
Была также рассмотрена гендерная переменная, и при сравнении уровней послушания между мужчинами и женщинами было обнаружено, что не было никаких существенных различий.