Деление на главы и эксперименты со структурой
Большинство картин Стэнли Кубрика четко разделены на главы. Порой это подчеркивается специальными титрами. Иногда обходится и без них, однако разница частей все равно очевидна. В делении на главы можно увидеть дань литературной традиции (что особенно актуально с учетом того, что почти все фильмы Кубрика, кроме ранних, имеют литературную первооснову), а также известную одержимость режиссера упорядочиванием и систематизацией.
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001» (1968) / Фото: MGM
В фильмографии Кубрика есть как картины с классической трехактовой структурой, так и любопытные эксперименты, которыми режиссер, его собственными словами, пробовал «взорвать повествовательную структуру». Например, «Космическая одиссея» состоит из четырех актов, причем каждый следующий акт (кроме последнего) — длиннее предыдущего в два раза. Такая композиция сближает фильм с симфонией, традиционно имеющей деление на четыре части.
«Барри Линдон» состоит из двух актов, а также эпилога и довольно редкого для кино явления — антракта. В «Цельно-металлической оболочке» также можно выделить два неравных акта с разными местами действия: тренировочный лагерь военных и война во Вьетнаме.
По мнению исследователей, двухактовая композиция была для Кубрика особенно привлекательна, потому как позволяла удобно раскрыть тему дуализма человеческой природы. Не зря одни и те же персонажи его картин в разных актах сильно отличаются. Наиболее явно это прослеживается в «Заводном апельсине». Алекс в первом акте — адепт и практик «ультранасилия», Алекс во втором акте — беззащитная жертва общества.
На съемках фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.
И еще одно маленькое дополнение — Кубрик часто делит фильмы на акты с помощью титров с подзаголовками, а кроме того, все его картины, в том числе поздние, завершаются титром «The End». Это вновь можно рассматривать как отсылку к литературе и классическому кинематографу «большого стиля».
Кадр из фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.
Фильмы
Карьеру в кинематографии Стэнли Кубрик начал в 1951 году. Сначала он снимал на свои сбережения. Его первым фильмом стала документальная короткометражка «День схватки» о боксере Уолтере Картье. Работа была успешной, и Кубрик принялся снимать еще несколько документальных фильмов. Следующими картинами стали «Летающий падре» и «Морские наездники».
Стэнли Кубрик на съемочной площадке
В 1953 году он выпустил первую художественную киноленту «Страх и желание». Этот фильм стал наименее известной работой режиссера, а сам Кубрик называл картину неуклюжей и любительской.
В 1955 году на экраны вышел фильм «Поцелуй убийцы», который критики оценили положительно.
Однако успех пришел к Кубрику после выхода драмы «Тропы славы» (1957 год) с Кирком Дугласом в главной роли. Фильм, рассказывающий о событиях Первой мировой войны, стал скандальным, его даже запретили показывать во Франции.
https://youtube.com/watch?v=7FOCm1KElVE
В 1960 году актер Кирк Дуглас, который был исполнительным продюсером кинокартины «Спартак», пригласил Стэнли на место уволенного режиссера, надеясь, что молодой будет более послушным. Но Кубрик сразу же заменил актрису, исполняющую главную роль, и снял фильм так, как сам захотел. В прокате лента получила 4 премии «Оскар».
Следующей стала мелодрама «Лолита» (1962 год) по одноименному скандальному роману Набокова. Кинокартина была номинантом семи наград.
https://youtube.com/watch?v=dHScfCh0a5c
Стэнли Кубрик полюбил снимать экранизации на скандальную и спорную литературу. Следующим фильмом режиссера стала черная антимилитаристская комедия «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» по мотивам «Красной угрозы» Питера Джорджа. Фильм явно высмеивал военные программы США.
Мировая слава ждала Стэнли Кубрика после «Космической одиссеи 2001», которая получила премию «Оскар» как фильм с лучшими спецэффектами. По настоящему сенсационной стала картина «Заводной апельсин» (1971 год), снятая по одноименному роману Энтони Берджеса. Фильм был запрещен в Великобритании из-за того, что там было много секса и насилия.
https://youtube.com/watch?v=DCHRH2iqKBo
В 1975 году Кубрик снял драму «Барри Линдон». Фильм об ирландском парне, убившем офицера английской армии, был неоднократно номинирован на «Оскара». В 1980 году вышла следующая успешная картина — «Сияние». В ней главную роль исполнил актер Джек Николсон. В 1997 году Кубрик начал работу над драмой «С широко закрытыми глазами», где играли актеры Том Круз и Николь Кидман, которые на тот момент были в браке. Этот фильм — его последняя работа.
За три дня до смерти режиссер признался, что снял еще один фильм, о работе над которым никому не рассказывал. Это интервью появилось в свободном доступе только в 2015 году, так как Патрик Мюррей, проводивший беседу с Кубриком, подписал соглашение о неразглашении содержимого беседы на 15 лет.
Причиной такой секретности стало само видео, которое, по словам режиссера, снял Кубрик. Режиссер утверждал, что срежиссировал высадку американских астронавтов на луну, а значит знаменитое видео – фальсификация. Кубрик признался, что снял первые шаги «на Луне» в студии и что воплотил это «мошенничество против человечества» при поддержке правительства и NASA.
Тем не менее, убежденность в том, что американской высадки на Луне не было, до сих пор считается конспирологической теорией и высмеивается обществом, слова Кубрика или того, кто вместо него мог быть записан на видео, мало что изменили.
Фильмы
Еще в юности Стэнли часто посещал кинотеатры. Особенное впечатление на него производили работы Макса Офюльса, что в будущем найдет свое отражение в его творчестве.
Карьеру в киноиндустрии Кубрик начал в возрасте 33 лет, став снимать короткометражки для компании «March of Time». Уже первый его фильм «День схватки», снятый на его собственные сбережения, получил высокие отзывы от кинокритиков.
После этого Стэнли представил документальные ленты «Летающий падре» и «Морские наездники». В 1953 г. он снял первый художественный фильм «Страх и желание», который остался незамеченным.
Через пару лет фильмография режиссера пополнилась триллером «Поцелуй убийцы». Первое настоящее признание пришло к нему после премьеры драмы «Тропы славы» (1957), в которой повествовалось о событиях Первой мировой войны (1914-1918).
В 1960 г. киноактер Кирк Дуглас, продюсировавший биографический фильм «Спартак», пригласил Кубрика на место уволенного режиссера. В результате Стэнли распорядился заменить главную актрису и начал снимать ленту по своему усмотрению.
Не смотря на то, что Дуглас был не согласен со многими решениями Кубрика, «Спартак» удостоился 4 «Оскаров», а сам режиссер сделал себе громкое имя
Важно отметить, что Стэнли искал любые возможности для финансирования собственных проектов, желая оставаться независимым от продюсеров
В 1962 г. мужчина экранизировал «Лолиту», снятую по одноименному произведению Владимира Набокова. Эта картина вызвала большой резонанс в мировом кинематографе. Одни критики восхищались смелостью Кубрика, тогда как другие высказывали свое недовольство. Тем не менее, «Лолита» была номинирована на 7 наград Киноакадемии.
Затем Стэнли представил антивоенную комедию «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», в которой в негативном свете представлялись американские военные программы.
Мировая слава на Кубрика обрушилась после экранизации знаменитой «Космической одиссеи 2001», которая получила премию «Оскар» как фильм с лучшими спецэффектами. По мнению многих экспертов и простых зрителей, именно данная картина стала самой знаковой в творческой биографии Стэнли Кубрика.
Не меньший успех завоевала следующая лента мэтра – «Заводной апельсин» (1971). Она вызвала большой резонанс по причине того, что в фильме было немало сцен сексуального насилия.
Далее последовали такие известные работы Стэнли, как «Барри Линдон», «Сияние» и «Цельнометаллическая оболочка». Последним проектом режиссера стала семейная драма «С широко закрытыми глазами», премьера которой состоялась уже после смерти мужчины.
За 3 дня до своей кончины Стэнли Кубрик заявил, что снял еще один фильм, о котором никто не знал. Это интервью появилось в Сети только в 2015 г., поскольку Патрик Мюррей, беседовавший с мэтром, подписал соглашение о неразглашении интервью в последующие 15 лет.
Итак, Стэнли утверждал будто это он срежиссировал высадку американцев на Луну в 1969 г., а значит всемирно известные кадры являются простой постановкой. По его словам, он снял первые шаги «на Луне» в киностудии при поддержке действующих властей и «NASA».
Данное видео вызвало очередной резонанс, который продолжается до сих пор. За годы своей биографии Кубрик представил немало фильмов, которые стали классикой американского кинематографа. Его картины были сняты с большим техническим мастерством.
Стэнли часто прибегал к использованию крупных планов и необычной съемки панорам. Он часто изображал одиночество человека, его обособленность от реальности в своем, им самим придуманном мире.
Биография
Стэнли Кубрик — известный американский режиссер, сценарист, продюсер и один из самых влиятельных кинематографистов XX века. Особенностями его фильмов являются специфичные крупные планы, необычное панорамирование, необыкновенное употребление классической музыки.
Творческая биография режиссера насчитывает 16 законченных картин, большая часть которых получила статус культовых. Примечательно, что в каждом фильме, кроме «Спартака», Стэнли Кубрик выступал сразу в нескольких ипостасях, совмещая работу режиссера, продюсера, сценариста, а иногда еще и оператора.
Режиссер Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик появился на свет в Нью-Йорке летом 1928 года. Его предки — евреи из Австро-Венгерской империи. Отец Якоб Кубрик был родом из Восточной Галиции, по профессии он был врачом-хирургом. Мать звали Гертруда Первелер, она родом из Буковины, была домохозяйкой. Стэнли вырос в Бронксе. Кубрики не были религиозны, несмотря на то, что Гертруда и Якоб поженились по еврейским обычаям. Отец научил сыны играть в шахматы, когда ему было двенадцать лет, и с того времени Стэнли стал чуть ли не одержим этой игрой.
Будучи учеником старших классов, он увлекся музыкой и даже мечтал стать джазовым музыкантом. Мать и отец предоставляли ему свободу, поэтому Стэнли всегда делал то, что его интересовало.
Стэнли Кубрик в молодости
С 1941 по 1945 годы будущий кинематографист учился в средней школе им. Уильяма Говарда Тафта. В школе он учился не очень хорошо, поэтому после окончания поступить в колледж ему не удалось. Он говорит, что в школе его ничего не интересовало. В 1946 году Кубрик стал посещать вечерние классы в местном колледже, но вскоре бросил их и занялся поиском работы. В 1946 году журнал Look взял его работать фотографом, вскоре он стал штатным фотографом журнала. Благодаря этой работе Стэнли объездил всю страну. Путешествия пробудили в нем тягу к знаниям. Также юноша подрабатывал, играя в шахматы в разных клубах Манхэттена.
От фотографии к кино
Stanley Kubrick родился в 1928 году в Нью-Йорке. Все детство он провел в Бронксе. Его родители были небедными людьми. Отец работал хирургом, и именно он привил сыну любовь к шахматам и фотографии. Стэнли особенно увлекли съемки. В 16 лет он продал выразительную фотографию журналу Look. На ней был изображен унылый продавец газет в окружении заголовков, объявляющих о смерти президента США Франклина Д. Рузвельта.
В итоге Кубрика взяли на работу в качестве внештатного фотографа. В то время он стал завсегдатаем ретроспективных показов фильмов в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На будущего режиссера особенно повлияли работы Орсона Уэллса и Сергея Эйзенштейна. В 1950 году Стэнли снял короткометражный документальный фильм о подготовке к матчу по боксу, который был выпущен как «День схватки».
Фильмография персоны
Режиссер
- С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut (1999)
- Цельнометаллическая оболочка / Full Metal Jacket (1987)
- Сияние / The Shining (1980)
- Барри Линдон / Barry Lyndon (1975)
- Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971)
- 2001 год: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey (1968)
- Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964)
- Лолита / Lolita (1962)
- Спартак / Spartacus (1960)
- Тропы славы / Paths of Glory (1957)
- Убийство / The Killing (1956)
- Поцелуй убийцы / Killer`s Kiss (1955)
- Моряки / The Seafarers (1953)
- Страх и вожделение / Fear and Desire (1953)
- День боя / Day of the Fight (1951)
- Летящий падре / Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner (1951)
Сценарист
- С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut (1999) … сценарий
- Цельнометаллическая оболочка / Full Metal Jacket (1987)
- Сияние / The Shining (1980)
- Барри Линдон / Barry Lyndon (1975)
- Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971) … сценарий
- 2001 год: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey (1968)
- Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964)
- Лолита / Lolita (1962)
- Тропы славы / Paths of Glory (1957)
- Убийство / The Killing (1956)
- Поцелуй убийцы / Killer`s Kiss (1955)
- Летящий падре / Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner (1951)
Продюсер
- С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut (1999)
- Цельнометаллическая оболочка / Full Metal Jacket (1987)
- Сияние / The Shining (1980)
- Барри Линдон / Barry Lyndon (1975)
- Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971)
- 2001 год: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey (1968)
- Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964)
- Тропы славы / Paths of Glory (1957)
- Поцелуй убийцы / Killer`s Kiss (1955)
- Страх и вожделение / Fear and Desire (1953)
- День боя / Day of the Fight (1951)
Оператор
- Поцелуй убийцы / Killer`s Kiss (1955)
- Моряки / The Seafarers (1953)
- Страх и вожделение / Fear and Desire (1953)
- День боя / Day of the Fight (1951)
- Летящий падре / Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner (1951)
Актер
Цельнометаллическая оболочка / Full Metal Jacket (1987) … Murphy
Лауреат премии Оскар
Жизнь Эмиля Золя
Год выхода: | 1937 |
Страна: | США |
Жанр: | биографический, драма |
Режиссер: | Уильям Дитерле |
В главных ролях: | Пол Муни, Луи Кэлхерн |
Лучшие фильмы за год
1 | 8.3 | |
2 | 8.28 | |
3 | 8.18 | |
4 | 8.14 | |
5 | 7.76 |
Весь список
Самые ожидаемые фильмы
1 | 8.63 | |
2 | 8.56 | |
3 | 8.51 | |
4 | 8.50 | |
5 | 8.47 |
Весь список
Топ 100 фильмов
1 | 9.42 | |
2 | 9.39 | |
3 | 9.39 | |
4 | 9.38 | |
5 | 9.36 |
Весь список
Топ 100 сериалов
1 | 9.32 | |
2 | 9.22 | |
3 | 8.92 | |
4 | 8.91 | |
5 | 8.90 |
Весь список
Самые обсуждаемые материалы
Дени Вильнев: Warner Bros. больше не в нашей команде
Создатель «Дюны» подверг жесткой критике схему проката фильмов студии
Агентство Галь Гадот и других звезд осудило Warner Bros,
Компания Endeavor обвинило студию в вопиющем неуважении
Новый «Чужой», «Звездные войны» и другие анонсы Disney
Компания Walt Disney провела грандиозную презентацию
Сюжеты
- Коронавирус против Кино
- Новые «Звездные войны»
- Эмбер Херд против Джонни Деппа
- Оскар 2021
- Сексуальные домогательства в Голливуде
- Фестиваль «Утро Родины 2020»
- Оскар 2020
Награждения
- Оскар
- Золотая Малина
- Золотой Глобус
- Золотой Орел
- Награда британской киноакадемии BAFTA
- Ника
- MTV Russia Movie Awards
- Премия KinoNews
- Антипремия «Ржавый бублик»
Наши рекорды
- Рекорды сайта
- Рекорды пользователей
Это интересно: Цвет ногтей может указывать на болезни в организме
Ключевые фильмы в карьере
Затем последовали фильмы, принесшие режиссёру популярность и ставшие культовыми.
- «Лолита» (1962 г.). Для съёмок Кубрику пришлось уехать в Англию, где была более мягкая цензура. Фильм, как и книга Владимира Набокова, вызвал общественные споры, и, тем не менее, был номинирован на 7 наград Киноакадемии.
- «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964 г.) – сатирический фильм о Холодной войне. Впоследствии был признан «культурно значимым» в Национальном реестра фильмов США.
- «2001: Космическая Одиссея» (1968 г.). На фото выше — кадр со съёмок фильма. После успеха «Доктора Стрейнджлава» режиссер провел несколько лет, работая вместе с писателем-футуристом Артуром Кларком. Фильм был посвящен темам внеземной жизни, экзистенциализма, технологии и искусственного интеллекта. Этот фильм Стэнли Кубрика не сразу стал успешным, но со временем был признан культовым. В это время Кубрик переехал в Лондон, где и прожил до конца своей жизни.
- «Заводной Апельсин» (1971 г.) – один из самых известных и резонансных в карьере Стэнли Кубрика. Из-за скандала в Англии режиссер запретил его показ в Великобритании.
- «Сияние» (1980 г.) – фильм Кубрика, снятый по роману Стивена Кинга. Получил негативные отзывы от кинокритиков, но, опять-таки, стал успешным коммерчески.
Следом за «Сиянием» последовали не менее значимые фильмы: «Цельнометаллическая оболочка» (1987 г.) и, через целых десять лет, вышел «С широко закрытыми глазами» (1997 г.). Для Стэнли Кубрика это был последний фильм в карьере. В марте 1999 года режиссёр скончался, оставив после себя неоценимый вклад в кинематографическое искусство.
Успех и признание
В том же году Metro-Goldwyn-Mayer предложили Кубрику 75 тысяч долларов, чтобы написать, спродюсировать и снять фильм. Так получился «Тропы славы» (1957 г.) – художественный фильм про Первую мировую войну, который отличился большим коммерческим успехом и открыл Кубрику дорогу в Голливуд.
«Спартак» (1960 г.). Для довольно молодого Стэнли Кубрика это был грандиозный проект с масштабными батальными сценами и бюджетом в 12 миллионов долларов. Фильм был коммерчески и художественно успешным, и начал коммерческую карьеру Стэнли Кубрика. Это не помешало позже отречься от фильма, потому что был загнан в творческие рамки и не смог сохранить полный контроль над съёмками.
Stanley Kubrick, июля 1928 — 7 марта 1999 • 70 лет (92)
место рождения | Бронкс, Нью-Йорк, США |
место смерти | Харпенден, Хартфордшир, Англия, Великобритания |
гражданство | США |
карьера | 1951 — 1999 |
жанры | драма, военный, триллер |
рост | 1.69 м |
Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке в еврейской семье, он был первым ребёнком Джейкоба Леонарда Кубрика (21 мая 1902 — 19 октября 1985) и Сэди Гертруды Первелер (28 октября 1903 — 23 апреля 1985). В мае 1934 года родилась его сестра Барбра Мэри. Предками отца были польские, австрийские и румынские евреи; он работал хирургом, окончив в 1927 году Нью-Йоркский медицинский колледж и в тот же год женившись на Сэди, которая была дочерью еврейских эмигрантов из Восточной Галиции. Прадед Кубрика, Герш Кубрик (его фамилия «Kubrick» в различных документах того времени писалась как «Kubrik» или «Kubrike»), прибыл на остров Эллис на корабле из Ливерпуля 27 декабря 1899 года. Ему было сорок семь лет и он оставил в Европе жену и двух взрослых детей (один из которых, Элиас, был дедом Стэнли), чтобы начать новую жизнь с молодой женщиной. В 1902 году в США перебрался и Элиас.
Детство Стэнли прошло в Бронксе, в доме 2160 на Клинтон-авеню. В семье, которая по местным меркам считалась довольно богатой, не слишком придерживались еврейской традиции, и Стэнли вырос атеистом.
В двенадцатилетнем возрасте отец научил Стэнли игре в шахматы (и этой игрой он оставался одержим на протяжении всей своей жизни), а с купленной отцом через год фотокамеры фирмы Graflex началось его увлечение фотографией. В старших классах Кубрик играл на ударных в школьном свинг-коллективе и одно время мечтал стать джаз-музыкантом. Родители очень любили Стэнли и предоставляли ему большую свободу: он много гулял по городу и занимался только тем, что ему было интересно.
Окончив начальную школу, с 1941 по 1945 годы Кубрик учился в средней школе имени Уильяма Говарда Тафта, в которой высокой успеваемостью не отличался (имел в среднем 67 баллов из ста), и по окончании школы не смог поступить в высшее учебное заведение, так как не обладал достаточными для этого знаниями. Позже Кубрик пренебрежительно отзывался о своем воспитании и образовании, утверждая, что в школе его ничего не интересовало. Родители отправили его в Лос-Анджелес к родственникам, где он жил в течение года.
Во время учёбы в школе он был официальным школьным фотографом. В 1946 году посещал вечерние занятия в Городском колледже Нью-Йорка (City College of New York; CCNY), но затем эти занятия бросил, стал искать работу в качестве независимого фотографа и нашёл её в журнале Look (впоследствии стал в нём штатным фотографом). Кроме того, Кубрик зарабатывал игрой в шахматы в Вашингтон-сквер и шахматных клубах Манхэттена.
Во время работы в журнале Look Кубрик женился на Тобе Этте Метц (род.1930). Свадьба состоялась 29 мая 1948 года. Супруги жили в Гринвич-Виллидж, развелись в 1951 году.
В эти же годы Кубрик посещал показы фильмов в музее современного искусства и кинотеатрах Нью-Йорка. Он был особенно вдохновлён творчеством Макса Офюльса, повлиявшим впоследствии на собственный визуальный стиль Кубрика.
Страх и желание (1953)
«Страх и желание» — антивоенный фильм, снятый в разгар корейского конфликта. Стоит отметить, что картина не имеет явного отношения к какой-либо войне, скорее это просто призыв автора к миру.
Режиссерский полнометражный дебют Стэнли Кубрика был впечатляющим и резким. Зрители отнеслись к фильму лояльно, но сам Кубрик был настолько разочарован финальной версией, что до последнего боролся против его распространения. И конечно же не зря, критики фильм разгромили.
Это первая работа именитого режиссера — в те времена он еще не умел управлять процессом съемки. Именно этим обуславливается через чур слабая актерская игра в фильме. Еще более значимым недостатком картины стал сюжет — история оказалась слишком слабой и неинтересной. К плюсам фильма можно смело отнести антивоенные настроения и некую потустороннюю атмосферу.
«Страх и желание» — самый слабый фильм, созданный Стэнли Кубриком, но он все же содержит ядро авторского видения. В этом и есть вся прелесть этого кино — видно, как глубокое понимание режиссера граничит с отсутствием опыта и неуверенностью.
Фильм «Страх и желание» прекрасен в своем контексте, и слишком невзрачен без него. Поэтому лишь 13-тое место.
Фильмография Стэнли Кубрика
После того, как Стэнли Кубрик снял несколько документальных фильмов, он убедил отца и дядю помочь финансировать производство первого художественного фильма. Картина «Страх и вожделение» вышла в 1953 году. Она рассказывала вымышленную историю о команде солдат, которые выживают в авиакатастрофе и оказываются в тылу врага. Один из них увлекается привлекательной девушкой и привязывает ее к дереву. Эта сцена известна крупными планами лица актрисы. В итоге такой прием стал одним из любимых у режиссера.
Затем Кубрик собрал средства на финансирование еще одного малобюджетного проекта – фильма-нуар, посвященного боксу. «Поцелуй убийцы» вышел в 1955 году. В этот момент режиссер объединился с продюсером Джеймсом Б. Харрисом, чтобы создать Harris-Kubrick Productions. Воодушевленные рецензиями на только вышедшую ленту, United Artists предоставили Кубрику достаточно денег, чтобы нанять группу качественных актеров. Среди них были Стерлинг Хэйден, Мэри Виндзор, Винс Эдвардс и Элиша Кук-младший. Результатом стал фильм «Убийство» об ограблении ипподрома. После его выхода Стэнли заметили в Metro-Goldwyn-Mayer.
Продолжая добиваться успеха в Голливуде, Кубрик получил немалые деньги на съемки антивоенной драмы «Тропы славы». Картина реализовала прекрасный сценарий на основе романа Джима Томпсона. Еще одна особенность Кубрика – он практически всегда брал за основу рассказы и романы, сотрудничая с авторами для создания фильма.
Режиссер несколько месяцев работал над созданием «Одноглазых валетов» 1961 года. Однако он не смог договориться с актером Марлоном Брандо. Творческие разногласия между ними привели к тому, что Стэнли ушел, а картину снял сам Брандо. Затем Кубрик принял предложение Кирка Дугласа взять на себя съемки «Спартака». Эпический фильм о восстании рабов в Римской империи длился более трех часов. Хотя некоторые критики считали его слишком длинным, большинство согласилось с тем, что он значительно лучше, чем стандартный приключенческий фильм «с мечом и сандалиями».
Когда Кубрик перевез свою семью в Англию, он снял «Лолиту», киноверсию скандального романа Владимира Набокова. Через два года вышел «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу», став также культовым. Он принес Кубрику первую номинацию на Оскар за лучшую режиссуру. Следующие 4 года Кубрик провел, создавая «Космическую одиссею 2001 года». Это научно-фантастическая эпопея, основанная на запоминающемся рассказе Артура Кларка. Тогда режиссер все чаще стал использовать классическую музыку, выбирая произведения заранее. Сюжет ленты был довольно сложный, а неоднозначная концовка вывела критиков из себя. Стэнли всегда отказывался обсуждать эти моменты с журналистами.
Фильм «Заводной апельсин» 1971 года также является адаптацией романа, на этот раз Энтони Берджесса. Жестокий и циничный, он получил рейтинг X (для взрослых) за чрезмерное насилие. Несмотря на это, лента была номинирована на премию Оскар за лучшую картину, лучшего режиссера и лучший сценарий.
Еще 4 года ушло на фильм «Барри Линдон». Навязчивое стремление Кубрика к съемкам с естественным освещением того времени потребовало создания специальной камеры. Он был столь же дотошным в своих требованиях относительно дизайна производства и костюмов. В результате картина, возможно, стала одним из самых красивых фильмов.
Однако критики снова поставили под сомнение работу режиссера. К сожалению, это случалось довольно часто. А с последующим «Сиянием» по Кингу были проблемы и с автором, которому не понравилась экранизация его книги. После этого настало затишье на целых 7 лет.
Мистификации
Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.
Кубрик, возможно, главный мистификатор мирового кино, и его киновселенная полна загадок, не разрешенных до сих пор. Происходит это, во-первых, от определенного мировоззрения режиссера. В своих картинах он предпочитал не давать ответы, а, скорее, задавать вопросы, предлагать зрителю пищу для размышлений. Отсюда и большое количество трактовок его работ.
Во-вторых, сам киноязык Кубрика довольно сложен для восприятия, что тоже порождает вольность трактовки (примером может служить финальный акт «Космической одиссеи», которому существуют десятки объяснений, в том числе и недавно появившаяся и довольно неожиданная версия самого режиссера).
В-третьих (и это вновь к вопросу о перфекционизме), Кубрик настолько детально продумывал свои картины, что умудрялся в сложном процессе кинопроизводства наполнить их не только богатым символическим рядом, но и «пасхальными яйцами», шутками для своих и буквальными загадками разной степени сложности. Например, ряд его картин («Доктор Стрейнджлав», «Космическая одиссея», «Заводной апельсин», «С широко закрытыми глазами») связаны появляющейся последовательностью знаков «CRM114», о значении которых и сегодня ведутся споры. А самый богатый на подобные загадки фильм Кубрика — «Сияние». Тут вопросов возникает столько, что их набралось на целый конспирологический документальный фильм «Комната 237». В общем, с учетом склонности Кубрика к мистификациям, не удивительно, что именно его сторонники теории заговора посадили в кресло режиссера якобы павильонных съемок высадки на Луну.
Краткая биография
Стэнли Кубрик родился в семье эмигрантов из Восточной Европы в Нью-Йорке в 1928 году. Хотя наш герой был евреем, он не воспитывался религиозным, а позже исповедовал атеистический взгляд на жизнь. На протяжении всей начальной школы он учился средне и не проявлял интереса ни к одному предмету. Позже он высказывал презрение к американской системе образования и ее неэффективности.
В 13 лет Кубрик получил в подарок от отца аппарат Graflex, который открыл ему мир фотографии. Свою первую фотографию он продал журналу Look в возрасте 18 лет. Затем несколько лет проработал фотожурналистом, путешествуя по США. В течение этого периода он взахлёб читал книги о теории кино и посмотрел множество фильмов в местных кинотеатрах. Однако он часто избегал социальных взаимодействий и считался спокойным и трудолюбивым человеком.
Личная жизнь
Стэнли Кубрик был женат трижды. Свою первую жену он встретил, когда работал в журнале Look. В 1948 году молодые люди поженились, но их брак долго не просуществовал.
Второй женой режиссера стала американская балерина и актриса Рут Соботка. Они познакомились на съемках фильма «Поцелуй убийцы», где Рут играла роль танцовщицы. Но и с ней он вскоре развелся.
Стэнли Кубрик и Кристина Харлан
Со своей третьей женой, немецкой певицей Кристиной Харлан, Кубрик познакомился во время съемок киноленты «Тропы славы»: Кристина пела в этом фильме. Пара поженилась в 1958 году. На тот момент у Харлан уже была дочь. Вскоре у супругов родились еще две дочери, которых назвали Вивиан и Анна. В 2009 году Анна умерла от рака. А Вивиан увлеклась саентологией, перестав общаться с семьей.
Стэнли Кубрик не любил говорить о своей личной жизни, поэтому слухов и мифов о нем было больше, чем правды.