Сократ: основоположник классической философии

Политические взгляды Сократа

Сократовский культ «знания» и «знающих» находил прямое отражение в политических взглядах философа. В отличие от софистов, которые были по большей части сторонниками демократии, он находил в этой форме правления немало недостатков и не боялся жёстко критиковать их. Особенное его неприятие вызывали непрофессионализм и некомпетентность полисного народоправства. Он говорил: «Глупо должностных лиц в государстве выбирать посредством бобов (с помощью жребия), тогда как никто не хочет иметь выбранного бобами рулевого, плотника, флейтиста или исполняющего другую подобную работу, ошибки в которой приносят гораздо меньше вреда, чем ошибки в государственной деятельности».

Итак, столь характерная для античных демократий жеребьёвка, по мнению Сократа, порочна по своей сути. Мыслитель с некоторым презрением относился к простонародью. Вот как наставлял он одного из своих собеседников: «Неужели ты стесняешься валяльщиков, башмачников, плотников, кузнецов, земледельцев, купцов, рыночных торговцев, думающих только о том, чтоб им купить что- нибудь подешевле и продать подороже? А ведь из всех них и состоит народное собрание».

Таким образом, в учении Сократа налицо элитарные, даже антидемократические элементы. С симпатией относился он к спартанским порядкам. Потому неудивительно, что к «босоногому мудрецу» тянулись, казалось бы, столь не похожие на него представители аристократической молодёжи. Алкивиад в юности тесно общался с Сократом. Но Алкивиад, во всяком случае на словах, был сторонником демократии. А вот другой ученик Сократа — Критий, тоже знатный аристократ, потомок древних афинских царей, выступал как более откровенный олигарх, решительный противник демоса и горячий поклонник Спарты.

Когда в 404 г. до н. э. к власти в Афинах пришёл олигархический режим «тридцати тиранов», а Крита ft стал его главой, новые правители относились к Сократу вполне дружелюбно. Они пытались сделать философа соучастником злодеяний режима и, судя по всему, даже «идеологическим знаменем» своего движения. Но Сократ решительно отказался сотрудничать с диктатурой и демонстративно не подчинялся приказам Крития. Любому другому гражданину столь независимое поведение немедленно стоило бы головы. А вот Сократ остался безнаказанным: олигархи всё-таки уважали его и пощадили.

Этика Сократа

Сократ, как и все античные философы, считал, что человек состоит из двух противоположных начал: души и тела. Душа стремится ввысь, к познанию блага, обретению мудрости и добродетели

Тело, напротив, направлено на достижение максимального комфорта, для него важно низменное и материальное. Так как два этих начала имеют разные цели, между ними неизбежен конфликт

Как же философ предлагал преодолеть это противоречие? Он считал, что мудрый человек будет заботиться о душе и отбросит потребности тела. Сам он так и поступал.

«Сократ беседует с Алкивиадом» (Ф.-А. Венсан, 1776) Афинский полководец Алкивиад был учеником Сократа

Философ был уверен, что, если человек умеет отличать добро от зла и понимает, что такое нравственность, он будет следовать по пути добродетели. Идеал в любом случае выше любых благ. Даже если следование идеалам будет угрожать жизни, мудрый человек сохранит верность своим взглядам.

Сам Сократ доказал верность идеалам. Его арестовали по обвинению в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Приговором была смерть, но исполнение отложили, и друзья Сократа подготовили побег. «Знаете ли вы место за пределами Аттики, куда нет доступа смерти?» — спросил философ и отказался бежать из тюрьмы. Он считал, что нравственный долг гражданина — соблюдать законы, принятые в обществе. И, следуя долгу, принял яд.

Полотно художника XVIII века Жака-луи Давида, изображающее Сократа беседующим со своими учениками в тот момент, когда он готовится принять яд, — и здесь он выглядит менее всего обеспокоенным близящейся развязкой.

Сократические диалоги: Мужество

Сократ хочет получить определение мужества, одной из категорий добродетели, поэтому он вступает в диалог с двумя афинскими военачальниками Лахетом и Никнем.

Лахет: Быть мужественным значит стойко сражаться.

Сократ: А как ты можешь быть мужественным, если ты не сражаешься?

Лахет: Мужество — это стойкость.

Сократ: Если мужество — одна из категорий добродетели, оно не может противоречить здравому смыслу. Иногда разумнее — и мужественнее — перестать держаться и уйти.

Никий: Мужество — умение понимать, чего страшиться и на что надеяться.

Сократ: Означает ли это, что животные тоже обладают мужеством? Может ли свинья быть храброй?

Никий: Нет, храбрость требует мудрости, свойственной очень немногим.

Сократ: Быть робким значит ожидать зла в будущем, преисполниться надежд — рассчитывать на добрые события в будущем. Если храбрость требует понимания будущего зла и добра, значит, оно невозможно без понимания добра в прошлом и настоящем. Твое определение — главное в познании добра и зла, и оно противоречит утверждению, что храбрость касается только понимания будущих событий. Поэтому это определение должно быть ложно.

Дискуссия заканчивается смятением ее участников.

Поделиться ссылкой

Биография Сократа о главном

Сократ был выдающимся философом, занимающимся вопросами этики и эпистемологии. Родился он в 469 году до нашей эры.

Его родители были простыми людьми. Отец Софроникс был простым ваятелем, а  мать Фенарета – повитухой. У Сократа был еше старший брат, ставший наследником всего отцовского имущества. Но и будущий философ не остался в нищете.

За всю свою сознательную жизнь Сократ получил огромное количество образований в разных сферах науки, так как являлся активным Афинским деятелем. Его философия не имела типичного на те времена направления об изучении вопросов мироздания или глубокое изучение природы

Сократ старался уделять как можно больше внимание человеческому естеству, его личности. Все его мысли были выражены в виде бесед

Именно он является первооснователем диалектической методики.

Трижды за всю свою сознательную жизнь Сократ принимал активное участие в военных действиях. Он был мужественным и отважным воином. Особенно его храбрость проявила себя в тот день, когда им же был спасен военачальник Алкивиад. Но этот подвиг немного погодя поставили в вину великого философа, так как, придя к власти, Алкивиад установил диктатуру, которая заменила любимую всеми греками демократию.

Уже, будучи пожилого возраста, Сократ связал свою судьбу с Ксантиппией, которая подарила супругу троих сыновей. Если верить слухам, то великого ума своего мужа она не ценила, да и вовсе обладала достаточно вздорным нравом. Это и не удивительно, так как отец семейства совершенно не уделял внимания своим родным, никаким образом не участвовал в их жизни, не приносил средства на существование и никак не помогал им.

О том, как именно погиб великий мыслитель современному человеку известно из трудов его многочисленных учеников. Известно только то, что умер он в 399 году до нашей эры.

Для детей достижения

Интересные факты и даты из жизни

Основы философии Сократа

Три понятия, на которых строится философия Сократа – этика, добро и добродетель. Храбрость, знание и честность – основные принципы философа. Знание и добродетель взаимозаменяемы, без понимания нет добродетели, а следовательно, человек не может творить добро, быть справедливым и храбрым.

Сложно разобраться, что относил к понятию зло Сократ. Так один из его учеников Платон писал, что великий философ негативно относился к любому проявлению зла, даже если оно направлено против врагов. Ксенофонт же в своих трудах дает иную трактовку. У него Сократ говорит о возможном необходимом зле, например для защиты. Достовернее кажется трактовка именно Ксенофонта. Он так же, как и Сократ бывал на поле боя, был полководцем и много беседовал с ним о мире и войне. И вполне логично, что философ мог одобрять зло во имя спасения.

Важными особенностями сократовской философии являются: 1. Разговор, как форма познания. 2. Применение метода индукции, от частного – к общему. 3. Познание себя для поиска ответов.

Находя истину, Сократ задавал собеседнику противоречивые вопросы со скрытым смыслом и подтекстом. Отвечающий путался в ответах, делая неожиданные и противоречивые выводы. Сократ так строил диалог, что сам по сути никаких выводов не делал, а собеседник приходил к умозаключению самостоятельно. При этом философ часто говорил, что сам ничего не знает.

Это интересно: 783,Сократ (биография)

Жизнь и личность Сократа

Сократ оказал огромное влияние на развитие античной и мировой философии. Сократ родился в 470 году до н.э. Его отец Софрониск был скульптором, а мать Фенарета — акушеркой. Его юношеское образование не выходило за рамки обычного; только более поздние авторы говорят, что его учителем был Анаксагор; утверждение о том, что он обучался у Архелая, исходит не от его современника Иона, а только от Аристоксена. Против обоих этих предположений говорит полное молчание Платона и Ксенофонта, а также суждения, которые оба вкладывают в уста Сократа. Если он и старался пополнить свои знания из книг, общался с софистами и посещал некоторые из их лекций, то его философия, как и его собственные размышления, были в большей степени обязаны средствам образования, которые Афины тогда предоставляли каждому, и общению с мужчинами и женщинами, чем прямому обучению. Похоже, он изучал искусство своего отца, но внутренний голос, который казался ему голосом самого божества и который позже был подтвержден Дельфийским оракулом, заставил его увидеть свое высшее призвание в воспитательном влиянии на других. Античная философия: энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 674

Образец скромности, нравственной чистоты, справедливости и благочестия, к тому же полный подлинной филантропии, приятный собеседник, тонкий и остроумный, с незамутненной жизнерадостностью и спокойствием духа, он был предметом восторженного почитания людей разных сословий и характеров. Как сын своего народа, он не только бесстрашно и бесстрашно исполнял свои гражданские обязанности, не боясь опасности, как в мирное, так и в военное время, но и во всем своем характере и поведении, а также в своем нраве воплощал грека и афинянина. В то же время мы встречаем в его образе черты, которые уже у его современников производили впечатление чего-то странного и чуждого, небывалой «атопии». С одной стороны, прозаизм, рациональный педантизм, безразличие ко всему внешнему, которые, хотя и гармонировали с его энергичной внешностью, составляли резкий контраст с тонкостью его аттического вкуса; С другой стороны, поглощенность своими мыслями, которая иногда производила впечатление совершенной рассеянности, и сила опыта, которая зашла так далеко, что смутное чувство, которое с юности удерживало его на каждом шагу, казалось ему голосом демона, вселившегося в него оракула; кроме того, он верил, что получает пророчества во сне.

Сократ, современник движения софистов и свидетель его успехов, в то же время был представителем хорошо известных черт софизма (таких как публичность обучения, использование дебатов или разговоров для прояснения вопросов, некоторые черты скептицизма и т.д.). — В то же время он был борцом против этого.

Слушая Архелауса, ученика Анаксагора, и знакомясь с учениями о природе своих предшественников и современных софистов, Сократ в зрелый творческий период отбрасывает вопросы, которыми до сих пор занималась философия: о происхождении, об их количестве и природе, о происхождении и структуре мироздания и так далее. Противоречия, в которых философы пытались ответить на эти и подобные вопросы, по словам Сократа, доказали, как будто их решение было вне досягаемости знания.

Жизнь Сократа закончилась трагически. Философа обвинили в неуважении к богам, которое в то время каралось смертной казнью. Когда Сократ узнал о своем заключении, говорят, что он молча выпил яд. Последователи мыслителя после его смерти основали несколько школ, самой известной из которых была школа циников (ее основатель — Антисфен, хотя более известным был его ученик Диоген Синопея, который, сводя свои потребности к элементарному минимуму, жил в бочке и бросал вызов законам и обычаям людей. Эти философы считали, что нужно жить только «в соответствии с природой».

Метод Сократа

Сократ для обучения разработал особый метод, который заключался в сочетании иронии и майевтики. Общее название его метода — диалектика. Ирония, буквально означающая притворство, заключается в специфическом подходе в диалогу, который призван вскрыть внутренние противоречия в исследуемом тезисе. Надевая на себя личину «простачка», который ничего не знает, Сократ предлагал собеседнику ответить на ряд вопросов. В итоге в разговоре высказывания собеседника доводились до абсурда, тем самым показывалось несоответствие его словам и поступкам. Так открывалась истина. Свою роль в этом процессе Сократ сравнивал с помощью повивальной бабки, помогая собеседнику «разродиться» истиной.

Таким образом, метод Сократа заключался в ироничных разговорах с учениками, в которых путем наводящих вопросов он приводил их к открытию очевидных вещей. Любые сомнения ведут к тому, что нужно глубже узнавать самого себя, а также действовать так, чтобы слова и поступки не расходились между собой.

Сократ стал воплощением истинного свободного философа, свободного от материальной привязки к бытовому комфорту. Он своим образом жизни подкреплял свои слова, чем и производил впечатление на современников.

Апология Сократа

Так называется сочинение Платона, посвященное последнему и, пожалуй, самому важному периоду в жизни философа. Здесь повествуется о суде над ним и последних месяцах его жизни, проведенных в тюрьме

Платон пересказывает защитительную речь Сократа, в которой он излагает суть своей философии. О суде стоит рассказать подробно, чтобы снять обвинение с афинян. Они не настолько виноваты, как нам представляется.

Итак, в афинский суд на Сократа поступил донос, где его обвинили в двух вещах: в безбожии и в совращении малолетних. Что касается последнего обвинения, то под этим понималось не то, что подразумевается в наше время. Речь шла о том, что философ подстрекает своих учеников выступать против родительской воли, спорить с отцами и всегда отстаивать свое мнение. С точки зрения тогдашней морали это было недопустимо. Что же касается безбожия, то здесь философа заподозрили в непочтении к богам. Это также считалось серьезным проступком, поскольку гнев обиженных богов мог привести к несчастьям. Но Сократ не был атеистом, поскольку верил в некое абсолютное божество, которое не нуждается ни в поклонении, ни в задабривании.

Краткая биография

Биографами Сократа стали его ученики – Платон и Ксенофонт. Сам философ не оставил никаких письменных трудов и не написал своей автобиографии. За давностью лет хронология его жизни имеет мало точных дат. Основное, что человечество знает о Сократе, описано в знаменитых диалогах Платона.

  • Философ получил разностороннее образование. Его главным учителем стал Анаксагор, которого называют основоположником афинской философской школы. Анаксагор, будучи молодым отказался от большого наследства для того, чтобы без помех заняться философией. Возможно, и Сократ пошел по его следам. Известно, что при разделе родительского имущества ему не досталось ничего.
  • Сократ был дружен с учеником Анаксагора Архелаем, они вместе, будучи еще совсем молодыми, совершили путешествие на остров Самос, посетили Дельфы и Коринф.
  • Он слушал речи знаменитого стратега Конона, не менее известного Зелона Элейского. Есть среди его учителей и женщины – жрица Диотима, которая давала уроки диалектики, и подруга Перикла Аспазия, учившая риторике.
  • Он участвовал в Пелопоннесской войне, сражался под Потидеей (432 г. до н.э.) и при Делии (424 г. до н.э.), а также в битве при Амифиполе (422 г. до н.э.). Если случалось так, что афиняне отступали, он не поворачивался к врагу спиной, что говорит о его храбрости.
  • Полководец Алкивиад был его учеником и другом. В одном из сражений, где они вместе участвовали, полководец получил серьезное ранение. Сократ спас ему жизнь, на руках вынес его с поля боя.

Сократ и Алкивиад (худ. Кристофер Вильгельм Экерсберг)

  • Затем он оставил военную службу, вернулся домой и принимал активное участие в общественной жизни Афин. В частности, нередко он заступался за тех, кто был несправедливо осужден. Своими риторическими вопросами и ораторским красноречием мог добиться для осужденных помилования.
  • Философ часто выходил на улицы и площади Афин и проповедовал основные мысли своей философии. Он собирал возле себя молодежь, которая жаждала новых знаний, долго и интересно беседовал с ней, оказывая на молодых людей глубокое влияние.
  • Главное, что хотел донести Сократ до молодежи, это идеи самосовершенствования и познания самого себя, победы человека над своими животными инстинктами и желаниями.
  • Его слушатели были для него прежде всего друзьями, и только во вторую очередь учениками. Он разработал систему вопросов и ответов, благодаря которой человек сам приходил к правильной оценке тех или иных сторон своей жизни.
  • Здесь же, на площадях он не раз вступал в полемику с софистами, имеющими размытые, изменчивые представления о добре и зле, доказывая, что истинными ценностями в человеческом обществе являются не деньги, не власть, а чистая душа человека.
  • Сократ, будучи сам аскетом, придерживался спартанских методов воспитания юношей. Призывая своих учеников к умеренности во всем, он не разделял дела и слова, сам был ярким примером воздержанности во всех проявлениях жизни.
  • В одно время с Сократом в Афинах жил Аристофан, прославившийся своими комедиями. В одной из них он достаточно жестко высмеял философа, изображая его хитрецом и пустословом, приравнивая его к софистам.
  • Когда один из друзей Сократа посетил дельфийского оракула и спросил его о философе, то в ответ он услышал, что Сократ – мудрейший из греков.
  • Необычный образ жизни и необычные мысли не всем были по нраву. Богатые и влиятельные афиняне не любили Сократа, осуждая его за то, что он хочет нарушить давно устоявшийся и вполне их устраивающий порядок жизни в городе. Было сфабриковано дело против него на основании доноса трех горожан, которые утверждали, что философ своими беседами развращает юные умы. Еще более серьезным было обвинение в непочтении к греческим богам и проповеди о едином Боге.
  • Когда состоялся суд, Сократ не признал своей вины. Более того, он говорил, что достоин высших почестей за свою деятельность. Эти слова крайне возмутили судей, и они приговорили философа к смерти.
  • Еще в течении целого месяца Сократ провел в тюрьме, беседуя со своими друзьями. Но в мае 399 г. до н.э. был казнен, выпив чашу с ядом.

«Смерть Сократа» (худ. Жак-Луи Давид)

Этические и социальные взгляды Сократа

Сократ решительно прослеживает философские исследования от изучения природы и космоса до человека как духовного существа. «Познай самого себя», таким образом, является исходным тезисом сократовского философствования. А такие знания можно приобрести только в непосредственном контакте с другими — в диалоге, в практической встрече. Сократ принципиально не записывал свои мысли, поскольку считал, что сфера истинного и достоверного знания и мудрости — это живой разговор с оппонентами, живая полемика, диалог. Он назвал этот процесс диалектикой (от греческого «dialegomai», что означает вести беседу, спорить) и, таким образом, первым ввел этот термин в философский обиход.

Пытаясь таким образом рассмотреть проблему человека, Сократ столкнулся с новыми трудностями. Мы уже знаем об этом из работ Ксенофонта (ок. 430 — 350 гг. до н.э.) — «Воспоминания о Сократе», а также из первых семи диалогов Платона. «Сократовский метод заключался в организации разговорного диалога, в котором Сократ задавал собеседнику вопрос, получал (обычно неполный;) ответ, задавал новые вопросы, указывал на противоречия в суждениях оппонента и т.д. Когда собеседники Сократа окончательно запутались в противоречиях и заинтересовались мнением этого самого Сократа, он ответил, что тоже не знает ответа. Этот момент отражен в знаменитом тезисе Сократа: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Сократ хотел показать, что окончательный ответ на заданный вопрос не может быть получен из-за противоречивости и неисчерпаемости самого содержания. Но эта позиция не означает обесценивания познавательных способностей; напротив, ценность знания заключается именно в познавательных усилиях, в способности задавать все больше и больше вопросов. Недаром философия — это не сама мудрость («софия»), а лишь стремление, любовь («филе» — любовь) к мудрости.Стоит отметить, что Сократ несколько преувеличивал, так сказать, «процессуальный момент» познания. Обсуждая проблему человека, он задал вопрос о таких важнейших человеческих качествах, как «разумность», «мужество», «красота» и т.д. Противоречия в ответах собеседников, которые выявляет Сократ, возникают из-за невозможности свести общий смысл изучаемых понятий («смелость», «красота» и т.д.) к их индивидуально-конкретным проявлениям. По этому аспекту цитируется отрывок из диалога Платона «Гиппийский великий». Когда Сократ задает ему вопрос: «Что красивого?» Гиппийцы наивно отвечают, приводя первый пример красоты, который приходит на ум. Что красиво, так это красивая дева, отвечает Хиппиас. Но Сократу нетрудно заставить Гиппийского понять, что тот, кто отвечает на вопрос о природе красивого простым упоминанием какого-то материального объекта, должен понять, что этот объект не окажется определенно красивым, или даже красивым, по сравнению с каким-либо другим материалом, более красивым, чем первый признанный красивым.

Понимая невозможность существования общего как конкретно-индивидуального («красота» вообще рядом с красивой девушкой или красивой вазой и т.д.), Сократ сетует: «Я постоянно блуждаю и не нахожу выхода».Однако, будучи чуждым всякого рода аскетизму, Сократ решительно настаивает на том, что человек должен стать самодостаточным благодаря воздержанию, воздержанию и упражнениям, что развитие разума должно быть более ценным, чем все внешние блага. Он требует справедливости и активного благожелательного отношения к другим, восхваляет дружбу, резко осуждает злоупотребление любовью к юношам, а его понимание брака не поднимается выше преобладающих представлений греков

Он полностью признает важность общественной жизни; он стремится обеспечить государство хорошими гражданами и чиновниками; он требует безоговорочного повиновения законам, которые он сам подтвердил своей смертью

Интересные факты о Сократе: 1-10

1. Сократ родился в Афинах (Греция) около 470 года до нашей эры.

2. Отцом Сократа был Софрониск, скульптор и каменщик из Афин, а его матерью — повитуха по имени Финарета.

3. Он получил базовое греческое образование, поскольку не принадлежал к знатной семье, и поэтому в раннем возрасте освоил навыки своего отца.

4. Прежде чем стать философом, Сократ несколько лет занимался каменной кладкой и скульптурой.

5. Согласно записям его учеников Аристофана и Ксенофонта, Сократ брал деньги за обучение, и это был его единственный источник дохода, который помогал Сократу поддерживать средства к существованию.

6. В отличие от записей Аристофана и Ксенофонта, Платон, один из самых популярных учеников Сократа, в своих записях утверждал, что Сократ просто отрицал получение какой-либо платы за обучение своих учеников и, следовательно, вел очень скромный и бедный образ жизни.

7. Ксантиппа была женой Сократа. У них было трое детей по именам Менексен, Софрониск и Лампрокл.

8. По словам ученика Сократа Ксенофонта, Ксантиппа была недовольна профессией «философа» Сократа и жаловалась, что он не содержит собственную семью.

9. По словам Ксенофонта, Сократ был гораздо больше заинтересован в интеллектуальном воспитании молодых афинских умов, чем в воспитании собственных сыновей.

10. Согласно записям Платона, Сократ служил солдатом-гражданином в битвах при Потидее, Амфиполе и Делиуме во время Пелопоннесской войны. В записях Платона говорится, что Сократ служил гоплитом (бронированной пехотой) согласно афинскому закону и был абсолютно бесстрашным и мужественным на поле боя.

Нет ничего сверх меры

Но философия, любовь к знанию, может считаться нравственной деятельностью только в том случае, если само знание уже является добром. Этот этический рационализм — суть учения Сократа, в котором когнитивная и этическая проекции сознания слиты в неразделимый континуум. Именно поэтому центральный тезис сократовской этики («нет ничего сверх меры») подчеркивает прежде всего проблему познания меры. Нравственным, «лучшим» является тот, кто знает, что именно такое добродетель, потому что, согласно Сократу, тот, кто знает добро, действует в соответствии с этим знанием. В этом смысле добродетель действительно оказывается тождественной мудрости, а наличие зла объясняется Сократом как несоответствие между благими целями и недостаточными средствами для их достижения. Более поздняя аристотелевская критика этической концепции Сократа отметила очевидную умозрительность этой теоретической конструкции: пока добродетель является знанием, она может быть применена к мыслящей части души, но не к немыслящей части (характеру и страстям). Как отмечал Аристотель, если знание применимо, т.е. тот, кто знает медицину, является врачом, то тот, кто знает добродетель, автоматически должен быть добродетельным. А поскольку эти отношения ничем не прояснены, добродетель не является знанием, а знание о добродетели бесполезно.

Сократ считал аморальный поступок плодом незнания истины: если человек знает, что такое добро, он никогда не сделает зла — таково было убеждение греческого философа. Злой поступок здесь отождествляется с ошибкой, с заблуждением, тогда как, по словам Сократа, никто не совершает ошибок добровольно. И поскольку моральное зло происходит от невежества, знание является источником морального совершенства. Поэтому Сократ развивает философию как путь к знанию, чтобы создать добродетельного человека или справедливое государство. Для Сократа знание добра равнозначно следованию добру, а последнее ведет человека к счастью. Добродетель может быть полностью признана как действие, полностью осознанное, со знанием, пониманием конкретной ситуации. Знание, таким образом, является важным (хотя и не единственным) компонентом нравственного поведения. Добро должно быть «зрячим». Но судьба Сократа, который всю жизнь стремился стать добродетельным через знания и призывал своих учеников делать то же самое, свидетельствует о том, что в античном обществе V века до нашей эры не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, пытаясь найти противоядие против морального релятивизма софистов, одновременно использовал многие из характерных для них приемов. В глазах большинства афинских граждан, которые были отстранены от философии и раздражены деятельностью приезжих и собственных софистов, Сократ мало чем отличался от других «мудрецов», критиковавших и обсуждавших традиционные идеи и религиозные культы. В 399 году до н.э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не почитает богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов; развращает молодежь, призывая юношей не слушать своих отцов. За подрыв нравственности народа Сократ был приговорен судом к смерти. У философа была возможность избежать наказания, бежав из Афин. Но Он выбрал смерть, и в присутствии Своих друзей и учеников Он умер, выпив чашу с ядом. Таким образом, Сократ признал законы своего государства о себе — те самые законы, в нарушении которых его обвиняли

Важно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения, что только добродетельный человек может быть счастлив: как рассказывает Платон, Сократ был спокоен и безмятежен в тюрьме, до последней минуты разговаривал со своими друзьями и убеждал их, что он счастливый человек

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке
  2. Проблема единства мира в истории философии — Проблема единства мира: история и современность
  3. Блаженный Августин: является ли бог ответственным за зло?
  4. Принцип верификации и проблема демаркации
  5. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса
  6. Философия в Византии (IV—XV века)
  7. Структурный психоанализ Ж. Лакана
  8. Конечное благо: цели и средства
  9. Модель социальной философии
  10. Рене Декарт

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей

Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого

Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Выбор философа

Смерть философа подробно описана в трудах Платона и Ксенофонта. Сократу предъявили обвинения в развращении молодежи и непочтении к богам. Мыслитель отказался от помощи защитника и сам выступал в свое оправдание, отрицая все обвинения. В те времена он мог просить штраф вместо казни, но не стал. Также он отказался и от предложения друзей, которые хотели организовать его побег из тюрьмы. Сократ говорил, что если ему уже суждено умереть, то где бы он ни был, смерть найдет его. Поэтому он выбрал казнь и смиренно принял яд.

Детство и личная жизнь Сократа

Сократ родился в Афинах около 470 г. до н. э., и вся его жизнь была связана исключительно с этим городом. Происходил он из довольно родовитой, но обеда [евшей семьи, так что его родителям приходилось зарабатывать на жизнь ремёслами: отец философа был второстепенным скульптором, мать — повивальной бабкой. Внешне Сократ очень мало соответствовал классическому греческому идеалу красоты: невысокий полноватый, лысый, курносый… Но под неказистыми чертами крылись удивительные душевные сокровища.

Биография Сократа небогата событиями. Был женат (возможно, дважды), имел несколько детей. Поддерживал наследственную дружбу с семьей Аристида Справедливого, находился в близких отношениях с его внуком, тоже Аристидом, унаследовавшим нравы деда. Неоднократно принимал участие в военных походах, как и любой афинский гражданин. Порой занимал различные полисные должности — опять же, как любой гражданин. На первый взгляд он ничем не выделялся среди окружающих. Подлинная биография Сократа — это история его мысли.

Личная жизнь

До 37-летнего возраста в биографии Сократа не происходило никаких громких событий. Когда к власти пришел Алкивиад, которого мыслитель спас во время боя со спартанцами, у жителей Афин был очередной повод для того, чтобы обвинить его.

До прихода полководца Алкивиада в Афинах процветала демократия, после которой был установлен режим диктатуры. Естественно многие греки были недовольны тем, что некогда Сократ спас полководцу жизнь.

Стоит заметить, что сам философ всегда стремился защищать несправедливо осужденных людей. По мере своих возможностей он также выступал против представителей действующей власти.

Будучи уже в преклонном возрасте Сократ женился на Ксантиппе, от которой у него родилось несколько сыновей. Принято считать, что супруга равнодушно относилась к мудрости мужа, отличаясь скверным характером.

С одной стороны, Ксантиппу можно понять, весь Сократ почти не участвовал в жизни семьи, не работал и старался вести аскетичный образ жизни.

Он ходил по улицам в лохмотьях и рассуждал о разных истинах со своими собеседниками. Жена неоднократно оскорбляла супруга при людях и даже пускала в ход кулаки.

Сократ и его жена Ксантиппа

Сократу советовали прогнать строптивую женщину, позорившую его в общественных местах, но он только улыбался и говорил: «Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу ее нрав, то смогу выдержать любые характеры».

Предмет философии (согласно Сократу)

В центре внимания этого мыслителя, как и некоторых софистов, находится человек. Однако Сократом он рассматривается лишь как нравственное существо. Философия этого мыслителя представляет собой, таким образом, этический антропологизм. Физика и мифология были чужды интересам Сократа. Он считал, что труд толкователей мифологии малоэффективен. Сократа вместе с тем природа также не интересовала. Можно утверждать, если провести аналогию с китайскими мудрецами, современными ему, что этот философ ближе к конфуцианцам, нежели к даосам. Сократ повторял, что деревья и местности не учат его ничему, в отличие от людей в городе. Этому мыслителю, однако, пришлось по иронии судьбы расплатиться за физику Анаксагора, так как в Афинах из-за его воззрений был принят закон, согласно которому, те, кто не почитает по установленному обычаю богов или объясняет небесные явления научным образом, объявлялись государственными преступниками. Философа обвинили в том, что он будто бы учил, что Луна — земля, а Солнце — камень. Проблема Сократа заключалась в том, что, хотя он и говорил, что этому учил Анаксагор, а не он, мыслителю не верили.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: