Платон

Введение

Платон (427 до н. э. — 347 до н. э., Афины) был древнегреческим писателем-философом.

Биографическая информация, которую можно получить из древних источников, в основном легендарна. По линии отца Платон — дальний потомок последнего аттического царя Кодрила, по линии матери — выдающийся афинский законодатель VI века до н.э.

Имя мыслителя — Аристокл (427 — 347 гг. до н.э.). Платон (в переводе: широкоплечий). Родители: Аристон и Путона.

В современное время Платону приписываются следующие произведения:

  • Речь «Апология Сократа»;
  • 28 диалогов, признанных подлинными;
  • 11 диалогов, авторство которых не удалось точно установить;
  • 8 неоригинальных произведений;
  • 13 листов (даже для них авторство остается спорным).

В нашей работе будут рассмотрены основные этапы жизни Платона и реализация его взглядов в философских учениях.

Платон: биография, факты из жизни

Этот выдающийся древнегреческий мыслитель вошел в историю не под своим настоящим именем, а под прозвищем («Платон» означает ‘широкий’), данным ему то ли за широкий лоб, то ли за широту ума, то ли за крепкое телосложение. Настоящее же имя мальчика, родившегося в 427 году до нашей эры, — Аристокл.

Биография Платона с рождения складывалась благоприятно. Он появился в аристократической афинской семье. Отец Аристон был потомком легендарного царя Аттики Кодра. Мать Периктиона происходила из рода поэта, мудреца и афинского политика Солона, а сама была писательницей.

Махмуд Кашгари: труды, философия и биография

У семьи была возможность дать сыну превосходное образование:

  • Первый учитель Платона — философ Кратил дал ему основы всех знаний.
  • С детства будущий мыслитель занимался рисованием, музыкой, стихосложением.
  • Развивался физически, занимаясь гимнастикой. Сохранились сведения о его победах на олимпийских играх.

Уже в зрелые годы Платон благодарил небеса за то, что был гражданином Афин, родился мужчиной, а главное — что был современником Сократа.

В возрасте 20 лет Платон знакомится с этим выдающимся философом и становится его учеником. Сократ тоже рассмотрел в юноше будущего гения. Известно, что Сократ не оставил письменных трудов, все его идеи изложены талантливым учеником. Оба мыслителя — Сократ и Платон — были приверженцами диалектики и диалогов.

Эйнштейн: биография, личная жизнь, достижения в науке

Когда власти Афин судили Сократа, его последователи, в том числе и Платон, предлагали денежный залог за учителя, но тот отказался. Последний день жизни Сократа и его cмepть от яда Платон подробно описал в одном из сочинений.

После cмepти Сократа (399 г. до нашей эры) почти десятилетие путешествует Платон. Биография кратко так описывает этот период:

  • Мыслитель отправляется к другому ученику философа — к Евклиду в Мегару. Благодаря ему глубже изучает математику.
  • Продолжает эти занятия с другим математиком — Феодором в Кирене.
  • Около 3-х лет живет в Египте: по предположениям некоторых исследователей, он знакомится с тайным учением.
  • Некоторое время живет в Италии, Сицилии, общается с пифагорейцами.

Царица Томирис: биография правительницы

Эти годы наполнены разными приключениями, однажды его едва не продали в рабство.

Платон: YouTube/In Cor Cadit

На 40-м году жизни Платон возвращается в Афины, приобретает участок земли и создает религиозно-философский союз — Академию (названа школа Платона по топониму — роще, разбитой вблизи в честь мифического героя Академа). Здесь не только учились, но вели особый образ жизни:

  • Осваивали философию, математику, астрономию, естественные науки.
  • На лекции был открыт доступ всем желающим.
  • Основным методом обучения были диалоги, дискуссии между учениками и преподавателями.
  • Платон поставил цель — создать в Академии интеллектуальную и духовную общность, формировать новых людей, главное для которых — добродетель.
  • Жизнь в Академии управлялась нормами идеального государства, как представлял это Платон.

Существует ли судьба у человека?

Сорок лет посвятил Академии Платон — годы жизни до самой кончины. Эта школа приобрела статус элитного заведения, просуществовала еще сотни лет. Там получал знания ученик Платона — Аристотель.

Платон и его ученик Аристотель: Wikimedia

Несколько раз Платон отлучался в Сиpaкузы. Правители города приглашали ученого, увлекшись его идеалистическими идеями. Сам Платон мечтал реализовать в Сиpaкузах свои политические идеи (хотел построить идеальную державу), изложенные в сочинении «Государство». Но молодой правитель Дионисий Младший вскоре увлекся более земными делами и развлечениями, а 70-летний ученый вынужден был бежать из Сиpaкуз.

В Афинах Платон пользовался уважением граждан не только благодаря учености, но и скромности, высоким душевным качествам. Он тихо скончался на 81-м году жизни в 347 г. до нашей эры.

Существуют ли дpaконы на самом деле?

Список литературы

  1. Аналитическая философия: Учебник / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняк. М.: РУДН, 2004.    
  2. Бородай Т.Ю. Рождение философской концепции. Бог и материя в диалогах Платона. Москва: Ред. Савин С.А., 2007.    
  3. Бородай Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2007.    
  4. Введение в философию: учебник / И. Т. Фролов и др. М.: Республика, 2007.
  5. Геворкян А.Т. Тайна Платона: текст лекций. Ереван: Чартарагет, 2007.  
  6. История философии: Учебник / П.В. Алексеев. М.: Уэлби Т.К., Проспект, 2005.  
  7. Кондрашев В.А. Новейший философский словарь. М.: Феникс, 2002.  
  8. Могилевский Б. М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: УРСС, 2003.  
  9. Самойлов С.Ф., Просветов С.Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. Краснодар, 2004.  
  10. Слезак Т.А. Как читать Платона / Пер. с ним. предисловие и примечания М.Е. Буланенко. СПб., 2004.      
  • Реферат на тему: Понимание смысла жизни в религиозных и философских учениях Востока
  • Реферат на тему: Влияние христианства на развитие искусства и архитектуры Киевской Руси
  • Реферат на тему: Экзистенциализм как философия жизни
  • Реферат на тему: Экзистенциальная трактовка бытия
  • Реферат на тему: Соотношение между бытием и небытием
  • Реферат на тему: Одиночество как предмет философии. Философии экзистенциализма
  • Реферат на тему: Методы эмпирического исследования
  • Реферат на тему: Психика, мышление, сознание: философский анализ
  • Реферат на тему: Учение о политической свободе в социальной философии Г. Гегеля
  • Реферат на тему: Русское реформаторство
  • Реферат на тему: Концепция истории в книге Освальда Шпенглера Закат Европы
  • Реферат на тему: Натурфилософия Ренессанса

Аллегория пещеры

Платон также много рассуждал об устройстве мира. Он думал, что всё имеет своего рода идеальную форму. Например, стул — это некая имитация идеального образа — мягкого кресла (однако образ этот существует только в голове человека).

Свои воззрения Платон объяснял через метафору пещеры: «Предположим, в пещере к стене прикованы несколько мужчин, они могут видеть только противоположную стену, друг друга и больше ничего.

Но они замечают тени предметов, которые находятся снаружи пещеры. То есть прикованные могут в своем воображении создать образ предмета, вещи или живого существа, чью тень увидят».

Если бы один из мужчин сбежал, вышел из пещеры и увидел, что за пределами пещеры существуют другие люди, растут деревья и трава, светит солнце. Если он вернется в пещеру и скажет другим людям, что он видел, поверят ли они ему или сочтут сумасшедшим?

Платон утверждает, что люди похожи на тех, кто сидит в пещере: мы думаем, что понимаем реальный мир, но поскольку мы ограничены своим телом, нам видны только тени.

Одна из главных целей Платона состояла в том, чтобы помочь людям познать окружающий мир, найти способы предсказать события, появление и строение вещей и предметов, даже не имея возможности физически увидеть их.

С этой точки зрения мир познают математики и физики.

Учение Платона об эйдосах

Слово эйдос переводится с греческого: Идея, образ, представление… Платон считает, что множественность, многообразие мира начинается с эйдоса (идеи).

Трансцендентализм — учение о том, что есть что-то за пределами того, что мы не видим, что-то за пределами нашего понимания.

В учении Платона есть эйдосы людей, животных, предметов. Философ считает, что где-то «по ту сторону» существуют идеи, из которых возникают вещи в нашем мире.

Вещи и идеи находятся в таких возможных разновидностях соотношения: сопричастность — идея является невидимой основой вещи; представленность — вещь является точным воплощением идеи; у Платона существует мнение об иерархии идей Пеано, и все же его философия бессистемна. Идеи по своей сути являются составными частями.

Конституенты — это то, что образует нечто другое, что для него является основой. Сама идея для Платона — это идея блага. Он отождествляет его с бытием, что является синонимом понятий «бытие», «существование» и других. Эрос (от греч. — любовь) — это причина объединения вещей.

Биография Платона и его учения

Именно тогда величайшие умы того времени, сами того не зная, закладывали основной фундамент, на базе которого получила свое развитие наука, а позднее, и техника. Основой всей европейской культуры так же стала античная. Произведения искусства того времени до сих пор поражают нас своей красотой.

Труды таких великих людей той поры, как Пифагор, Сократ, Гераклит, Платон и многих других известны до сих пор и являются актуальными по сей день. Они были выдающимися умами своей эпохи и их работы являются основополагающими в любых трудах, касающихся философии, как современной науки.

Биография гениального древнегреческого ученого

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно.

Конечно, точной даты рождения великого мыслителя Платона не знает никто. Предположительно, он появился на свет в 428 или 427 году до нашей эры. А День его рождения совпадает с Днем рождения Аполлона, который был сыном бога Зевса и титаниды Лето. Это день 21 мая или, как говорили древние греки, 7 фаргелиона.

Статуя Платона

Место рождения Платона так же не известно. В одних источниках им считается город Афины, в котором он прожил всю свою жизнь. Другие называют остров Эгина, который располагается в заливе Сароникос и утверждают, что семья будущего философа перебралась с острова в Афины, чтобы дать возможность своим детям получить достойное образование.

Помимо споров о месте и дате рождения, существует предположение, что и настоящее имя его было Аристокл. А Платоном его впервые назвал тренер по панкратиону, подчеркнув особенности фигуры своего подопечного. Борец из Аргоса дал такое прозвище ученику из-за того, что второй был очень широкоплечим юношей, а «платос» переводится с языка древних греков как «широкий».
Каким бы ни было настоящее имя будущего философа, нам он известен под именем Платон, который появился на свет в аристократической семье.

Родители Платона

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Его родители были потомками известных царских сословий: отец имел родство с царем Аттики Кодром, а мать – с афинским реформатором Солоном. У Платона было два родных брата Главкон и Адимант и одна сестра – Потона.

По материнской линии у философа было два дяди, которые занимали высокое положение в обществе. Критий и Хармид были членами группы проспартанских правителей «Тридцать Тиранов».

Образование философа

Все дети получили общее образование, лучшее на то время, которое заключалось в эстетическом, нравственном и умственном воспитании. В честь муз оно получило название – мусическое. Учил Платона философ Кратил, который следовал учениям Гераклита Эфесского. Под его чутким руководством молодой человек осваивал знания по риторике, этике, литературе, постигал основы наук и прочим дисциплинам.

Получая образование Платон отличался своими особыми успехами в области литературы, изобразительного искусства и в борьбе. Именно благодаря последней он стал участником Олимпийских и Немейских игр.

Время, когда Платон пребывал в детском и юном возрасте, не было безоблачным. Отец философа – Аристон был в свое время известным политическим деятелем. Его не устраивала ситуация, сложившаяся в обществе. Война Первого афинского морского союза против персов, трусость и корыстолюбие, распространенное среди населения заставляла его действовать так, чтобы улучшить ситуацию и наладить нормальную жизнь своим землякам.

Конечно, в своем сыне он видел помощника и соратника. Аристон очень хотел, чтобы и Платон стал политиком. Но будущий философ уже попробовал свои силы в написании стихотворений и драм и видел свою будущую жизнь далекой от политики.

Философия и взгляды

Учение Сократа было реформаторским, оно разительно отличалось от того, что было ранее. В его философии акцент с изучения мира и природы был смещен на изучение человека. Взгляды и высказывания Сократа впечатлили юного Платона, о чем можно судить по произведениям последнего.

Платон и Сократ

В 399 году до нашей эры Сократ был осужден и приговорен к cмepтной казни. Обвинялся философ в том, что не чтил богов, почитаемых жителями города, а вместо этого распространял новую веру, тем самым развращая людей. Из уважения к прошлым заслугам, в числе которых – участие в Пелопонесской войне, Сократу разрешили выступить с речью защиты (на ее основе написана «Апология Сократа» Платона), а cмepтную казнь провести путем испития яда из чаши.

Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав в нем лютую ненависть к демократии. После cмepти учителя Платон отправляется в путешествие, целью которого становится знакомство с другими учеными и обмен опытом с ними. В течение следующих десяти-пятнадцати лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. За это время он успел встретиться и пообщаться с Архитом Тарентским, с другими учениками Сократа – Эвклидом и Феодором, а также с восточными магами и халдеями. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией.

После продолжительных стрaнcтвий Платон прибыл в Сицилию. В планах философа было создание нового государства, совместно с местным военачальником Дионисием Старшим (также известен как Сиpaкузский). По мнению Платона, в новом государстве философы должны править, а не пить яд из чаши под выкрики ликующей толпы. Но идее не суждено было реализоваться – Дионисий оказался тираном, которому идеи Платона категорически не понравились.

Академия Платона

После этого фиаско философ решил вернуться в Афины. Этот город заставил Платона пересмотреть некоторые идеи насчет идеального государства. Результатом этих размышлений стала открытая в 387 году до нашей эры Академия – учебное заведение, в котором Платон стал обучать других людей. Так сформировался новый религиозно-философский союз.

Школа Платона получила название в честь местности, в которой проходили уроки (парк за пределами Афин), а сама местность была названа по имени мифического героя Гекадема. В платоновской Академии ученики изучали математику, философию, естествознание, астрономию и другие науки. Обучение проходило путем диалогов – Платон считал, что это лучший метод познания сущности вещей.

Учителя и ученики Академии жили вместе – эту фишку Платон перенял у последователей Пифагора. Известными учениками Платона были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ Аристотель.

Платон и Аристотель

В 366 и 361 годах до нашей эры Платон повторно посещает Сицилию, по приглашению своего друга Диона — правителя Сиpaкуз и шурина Дионисия Старшего. Дионисию такой расклад не нравится, о чем он красноречиво дает понять убийством Диона. Смерть друга огорчила Платона и вынудила вернуться обратно в Афины, где философ продолжал учебную деятельность до конца своих дней.

До настоящего времени не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, однако сохранились копии. Самой древней копией сочинения философа является найденная в городе Пемдже (160 км юго-западнее Каира), написанная на египетском папирусе.

Произведения Платона образуют Платоновский корпус. За сохранность собрания сочинений философа стоит поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. К слову, именно он впервые структурировал труды Платона, разделив их на трилогии.

Позже реструктуризацию провел философ Трасилл из Менды, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогии, подобное разделение используется и сейчас.

Были и другие попытки структурировать и сгруппировать творения философа. Популярна версия русского антиковеда Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона стоит разделить на 4 периода: ранний («Критон», «Хармид» и др.), переходный («Эвтидем», «Ион» и др.), зрелый («Тимей», «Государство» и др.) и поздний («Законы» и «Послезаконие»).

Длительное время для широкой публики доступно было только одно произведение Платона — «Тимей». Ситуацию исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел остальные произведения философа с древнегреческого языка на латинский.

Идеи и открытия

Философия Платона строится на теории Сократа, согласно которой истинное познание возможно только в отношении не субъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному.


Платон и Аристотель

Бытие – это абсолютные сущности, эйдосы (идеи), на которые не оказывают влияние пространство и время. Эйдосы автономны, а, следовательно, только их можно познать.

В трудах Платона «Критий» и «Тимей» впервые встречается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство.

С Платоном неоднократно вступал в жаркие споры Диоген Синопский, который являлся последователем школы киников. Впрочем, Диоген спорил и со многими другими мыслителями.

Платон осуждал яркие проявления эмоций полагая, что они не приносят человеку ничего хорошего. В своих книгах он часто описывал отношения между сильным и слабым полом. Отсюда и происходит такое понятие, как – «платоническая любовь».

Чтобы ученики своевременно приходили на занятия, Платон изобрел приспособление, на основе водяных часов, которое подавало сигнал в заданное время. Так был придуман первый будильник.

Детство и юность

Точный год, в котором родился философ, неизвестен. Есть предположение, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 фаргелиона), в этот день греки праздновали день рождения сына Зевса и титаниды Лето — Аполлона.

О точном месте рождения тоже нет конкретных сведений. Большинство источников называют родным городом Платона Афины, однако есть и другой вариант. Согласно ему биография будущего философа началась на острове Эгина, расположенном в заливе Сароникос, а в Афины семья Платона перебралась для того, чтобы дать детям хорошее образование.

К слову, не только год и место рождения Платона считаются спорными. Есть мнение, что на самом деле философа звали Аристокл, а Платон — это прозвище, которое он получил от тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за широких плеч («платос» в переводе с древнегреческого «широкий»). Впервые об этом упомянул античный историк Диоген Лаэртский.

Бюст Платона Родители Платона относились к сословию аристократов. Отец философа — потомок царя Аттики Кодра, а мать — афинского реформатора Солона. По матери у Платона было два дяди, Критий и Хармид, оба члены группы проспартанских правителей «Тридцать тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктионы (так звали его родителей) были и другие дети — сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потона.

Дети получили классическое мусическое образование — так называлось образование, включающее в систему эстетическое, нравственное и умственное воспитание (названо в честь муз). Учил Платона в то время философ-досократик Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы наук и другие дисциплины.

Во время учебы лучших результатов Платон добился в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, позднее участвовал в Олимпийских и Немейских играх.

Платон на фреске Рафаэля «Афинская школа» Детство и юность Платона выпали на послеперикловскую эпоху, когда среди населения распространялись трусость, леность и корыстолюбие. Ситуацию только усиливал военный конфликт между Делосским союзом и Пелопонесским.

Политический деятель Аристон пытался наладить жизнь сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после получения образования тоже стал политиком, но сам Платон придерживался других взглядов на будущее. Он пробовал себя в писательском ремесле, сочиняя стихотворения и драмы.

В 408 году до н. э. юный Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге он столкнулся с немолодым, но крепким мужчиной. У них завязался разговор, который перевернул жизнь юноши с ног на голову, а также дал старт новой жизни. Этим мужчиной был Сократ.

Учение Платона как продолжение философии Сократа

Самым известным учеником Сократа был Платон (427-347 гг. до н.э.). Сократ разработал принцип единства понятий, который позволил Платону создать особый «мир идей». Ему оставалось изолировать эти понятия в специальном месте и отделить их от сенсорного мира. Платон, по сути, является первым древнегреческим философом, чьи труды можно оценить по его собственным произведениям. А о взглядах и деятельности самого Сократа мы узнаем прежде всего из произведений Платона. В диалогах Платона главным героем является Сократ.

Сократ отождествлял законы афинского государства с истиной, а незаслуженные обвинения и казнь доказали как его мужество и верность своим взглядам, так и их атакуемость. В этом смысле можно сказать, что смерть Сократа стала источником озарения для его последователей, и особенно для Платона, который понял, что даже законы, принимаемые большинством населения, не могут быть правильными, и что истина не зависит от мнения людей. Платон также посвятил свою жизнь поиску истины и достиг в этом совершенства.

Нонконформизм и осуждение Сократа на смерть заставили Платона, как он сам свидетельствует в одном из посланий, написанных в конце жизни, проявить острый и критический интерес к государственному устройству. Платон пришел к вопросу о том, как получилось, что государство обрекло Сократа, «самого просвещенного из людей», на смерть, к поиску идеального государства, который нашел выражение в книге «Государство».

Настоящее имя Платона было Аристокл. Он был сыном афинского гражданина и принадлежал к аристократии. Он был воспитан в соответствии с древними представлениями об идеальном мужчине, сочетающем в себе внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство.

В молодости Платон много путешествовал, в том числе по Италии и Египту, а после неудачной и опасной поездки на Сицилию к тирану Дионисию, вернулся в Афины, купил дом в афинском пригороде, названный в честь героя Академа, и основал там школу. Она прославила не только самого Платона, но и слово «академия», которым сегодня называют самые престижные академические учреждения. Академия Платона — объединение единомышленников, посвященное философии и изучению всех наук того времени — просуществовала 1000 лет и была закрыта в 529 году византийским христианским императором Юстинианом.

Платон изложил свою систему философских взглядов в диалогах «Сократ» и в своих трудах «Государство» и «Законы». Он утверждал, что государство должно стремиться к наилучшей форме общественной жизни — воплощению идеи добра на земле. Однако попытка Платона применить собственные идеалистические взгляды к политической и социальной сферам жизни привела его к обоснованию и защите авторитарных и патерналистских принципов. Эти принципы оправдывали иерархию в обществе и лишали простых граждан возможности участвовать в управлении государством или влиять на принятие политических решений.

Социальная философия Платона представляет большой интерес. Он был, по сути, первым греческим мыслителем, давшим систематическое объяснение доктрине правительства и общества, которую он, похоже, фактически определил. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

Государство и душа каждого отдельного человека имеют одни и те же принципы. Трем основам человеческой души, а именно: разуму, ярости и желанию, соответствуют в государстве три аналогичные основы, а именно: совещательная, защитная и торговая, а последняя, в свою очередь, образует три сословия, а именно: философов-правителей, воинов-защитников и фабрикантов (ремесленников и крестьян).

Государственная доктрина

Поручить управление государством философам, то есть, людям, близким миру возвышенных идей. Так учил Платон, пытаясь воплощать свою концепцию на Сицилии. Он предпринял несколько попыток. Как было сказано, Дионисий Старший продал его в рабство, а Дионисий Младший окружил заботой и любовью, но совсем не спешил допускать к управлению Сиракузами. В конце концов, Платон бежал из Сицилии и больше не пытался создавать идеальное государство.

Платон был автором одной из первых утопий в истории человечества. В наивной простоте он не скрывает тех мер, которые он собирается принять для того, чтобы построить идеальное государство. Люди несовершенные или неспособные встроиться в новую модель отношений, подчиненную высшей цели, должны быть уничтожены. Рассуждениями о концлагерях, расовой иерархии и выведении новой породы людей в 20-м веке воспользуются нацисты и большевики, забрав миллионы невинных жизней.

Дорога в ад устлана благими намерениями, гласит библейская мудрость. Идеализм, романтика и духовность потребовали от человечества слишком большую цену. Кстати, Платон не употреблял слово «духовность», придуманное в библейской среде. Однако христиане, которые унаследовали не только пыл ветхозаветных пророков, но и терминологию Библии, включая духовность, смогли приспособить его к своей доктрине.

Предание гласит, что Платон умер в 347 году в день своего рождения. Он успел основать знаменитую Академию и плеяду учеников, самым великим и наиболее известным стал Аристотель. Он вскормил своей мудростью не только Александра Македонского, но и всю европейскую науку. Величайший шедевр Ренессанса – фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона и Аристотеля, идущих вместе. Они спорят о приоритетах. Платон показывает на небо, а Аристотель – на землю. Их спор символизирует дуализм европейской философии, в которой черпает свои аргументы религия и наука.

История вопроса

Из-за нехватки первоисточников того периода большая часть жизни Платона была построена учеными через его труды и сочинения современников и классиков-историков. Согласно традиционной истории, рождение Платона было около 428 г. до н.э., но более современные ученые, прослеживая более поздние события в его жизни, полагают, что он родился между 424 и 423 годами до н.э. Оба его родителя были выходцами из греческой аристократии. Отец Платона, Аристон, произошел от царей Афин и Мессении. Говорят, что его мать Периция связана с греческим государственным деятелем 6-го века до н.э. Солоном.

Некоторые ученые считают, что Платона назвали в честь его деда, Аристокла. Но нет никаких убедительных доказательств этого или того, что Платон был старшим сыном в его семье. Другие историки утверждают, что «Платон» это прозвище, ссылаясь на его широкое физическое строение. Это тоже возможно, хотя есть записи, что имя Платон было дано мальчикам до рождения Аристокла.

Как и со многими молодыми мальчиками его социального класса, Платона, вероятно, учили некоторые из Афин — лучшие педагоги. Учебный план включал бы доктрины Кратилуса и Пифагора, а также Парменида. Это, вероятно, помогло создать основу для изучения Платона метафизики (изучение природы) и эпистемологии (изучение знания).

Отец Платона умер, когда он был молод, и его мать снова вышла замуж  за дядю Пириламп, греческий политик и посол в Персии. Считается, что у Платона было два  брата, одна сестра и сводный брат, хотя неясно, куда он попадает в порядке рождения. Часто члены семьи Платона появлялись в его диалогах. Историки считают, что это свидетельствует о гордости Платона за его родословную.

В молодости Платон пережил два главных события, которые положили начало его жизни. Первое — это встреча великого греческого философа Сократа. Методы диалога и дебатов Сократа настолько впечатлили Платона, что вскоре он стал близким соратником и посвятил свою жизнь вопросу о добродетели и формировании благородного характера. Другим значимым событием была Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой Платон служил недолгое время между 409 и 404 годами до н.э. Поражение Афин положило конец демократии, которую спартанцы заменили олигархией. Двое из родственников Платона, Charmides и Critias, были видными фигурами в новом правительстве, частью пресловутых Тридцати Тиранов, чье краткое правление серьезно ограничивало права афинских граждан. После того, как олигархия была свергнута и демократия была восстановлена, Платон кратко рассмотрел карьеру в политике, но казнь Сократа в 399 г. до н.э. испортила ему эту идею, и он обратился к учебе и философии.

После смерти Сократа Платон 12 лет путешествовал по всему средиземноморскому региону, изучая математику с пифагорейцами в Италии, а также геометрию, геологию, астрономию и религию в Египте. В это время, или вскоре после этого, он начал свое обширное письмо. Есть некоторые дебаты среди ученых относительно порядка этих работ, но большинство полагает, что они подразделяются на три разных периода.

Идеальный мир Платона

Платон (ок. 428– 347 до н. э.) родился в аристократической семье, был учеником Сократа. После смерти учителя путешествовал. По возвращении в Афины основал собственную школу

Платон был уверен: то, что мы видим, вовсе не является реальностью. Мы можем воспринимать только низший мир, а на самом деле существует еще и высший, идеальный, и как раз он является настоящим. В идеальном мире находятся идеи, или образцы, всех вещей, существующих в мире материальном. Например, все лошади, которых можно обнаружить в нашем мире, — это лишь слепки с идеи лошади, обитающей в мире высшем.

Каким же образом идеальный слепок становится земным объектом? Идея соединяется с материей — и получается физически ощутимый объект. Но любой слепок — это лишь копия, бледное подобие. Так и весь наш физический мир — бледное подобие мира идей, яркого и настоящего.

Свою теорию Платон иллюстрировал легендой о пещере. Пещера — это земной мир, а человечество — пленники, заточенные в этой пещере. За пределами пещеры раскинулись зеленые просторы, на голубом небе сияет солнце, бродят прекрасные животные и летают птицы. Но несчастные пленники ничего этого не видят, они могут наблюдать только тени на стене пещеры и принимают эти тени за реальность.

Философ применял свою теорию об идеях не только к материальным объектам, но и к этическим принципам, таким как справедливость, добродетель, благо. Он считал, что в нашем мире можно найти лишь несовершенные копии этих понятий. В высшем мире, который Платон называл «умным местом», существует своя иерархия. На вершине всего находится идея блага, ей подчиняются другие моральные понятия, а идеи вещей и предметов расположены в самом низу этой системы.

Академия Платона

Слово «академия» — и производное от него «академический» — возникло благодаря школе, которую основал Платон. Платон собирал своих учеников в священной, окруженной стенами оливковой роще в шести стадиях к северо-западу от Афин, в местечке, которое называлось рощей Академа в честь древнегреческого героя Академа, похороненного там. Школа Платона получила название «Академия». Сначала это было неформальными собраниями богатых молодых людей, но к 380 году до н. э. Академия стала официальным местом обучения, за право поступить в которую ученикам приходилось платить. Первым выпускником Академии стал Аристотель, который стал конкурентом Платона, основав собственную школу — Лицей.

Космогония Платона

Все мировые религии подразумевают некое золотое время, которое было в начале. Материальный мир, куда погружены люди, стремится к катастрофе и когда-нибудь прекратит свое существование. В концепции Платона также присутствует золотой век человечества. Первые люди пребывали в самодостаточности, потому что были двуполы и не нуждались в своей противоположности. Она обладали громадной силой и боролись с богами за место под солнцем до тех пор, пока Зевс не рассек их надвое. С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, пытаясь обрести полноту первоначальных времен.

Некоторым особо одаренным людям удается на время вырваться из темницы плоти и увидеть свет истины напрямую. Они возвращаются в прежнее место, ослепленные неземным блаженством, и пытаются рассказать об увиденном другим людям. Обычно таких людей принимают за лжецов или умалишенных, проклинают и изгоняют их. Такова судьба всех настоящих мудрецов.

Интересны рассуждения Платона об обезьянах. Он считает их людьми, одичавшими от скотства и бескультурья. Они потеряли смысл жизни, а затем утратили и человеческий облик, отдавши себя чисто животным инстинктам. Опасность превращения в животных подстерегает человека на каждом шагу. Платон видит смысл жизни в непрестанной борьбе с грязными помыслами и низменными страстями.

Его идеями о материальном мире воспользовались монофизиты. Это направление христианства, получившее распространение в Африке и Армении, находилось под влиянием платонизма. Согласно их учению, человеческая, то есть, материальная природа Христа растворилась в его божественной сущности. Монофизитам была отвратительна сама мысль, что их Бог жил как простой человек, страдал, испытывал телесные потребности, предавался земным страстям и, главное, потел, испражнялся и извергал семя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: