Монтескье: биография, вклад и работы

Шарль Луи Монтескьё

Эпоха Просвещения славится своими выдающимися, талантливыми и разносторонними личностями, которые творили историю. Одним из них был Монтескье Шарль Луи. Этот французский писатель, экономист, философ и правовед внес значительный вклад в создание государственных и правовых доктрин. Его многочисленные труды оказали большое влияние на возникновение и развитие государственности, а трактат «О духе законов» принес Монтескье всемирную популярность.

Шарль-Луи де Секонде родился 18 января 1689 года в семейном замке Ла Бреде недалеко от Бордо. Мальчик рано потерял мать — она умерла, когда ему было семь лет. В возрасте десяти лет отец отправил Чарльза в монастырскую школу Ораториум. Здесь молодой Монтескье познакомился с античной литературой и заинтересовался философией.

Окончив религиозную школу в 1705 году, Карл начал самостоятельно изучать право. После смерти отца в 1713 году молодой человек был передан на попечение дяди, который устроил его на службу в парламент. В этот момент пригодились знания Чарльза в области юриспруденции и права, поскольку парламент в то время был высшим судом страны.

Шарль женился в 1715 году, женившись на Жане Лартинг, молодой женщине с богатым приданым, которая родила ему троих детей — двух дочерей и сына. Принято считать, что это был брак по расчету и что на выбор жены повлиял его дядя.

После смерти дяди в 1716 году Чарльз унаследовал от него большое состояние и титул. Кстати, имя Монтескье, под которым он известен всему миру, относится именно к этому времени. Кроме того, 27-летний Шарль Луи Монтескье должен был возглавить парламент Бордо.

Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё

«Персидские буквы»

В его философском романе «Персидские буквы», трактате, политических доктринах представлены лично и в ярких образах

Мы не найдем здесь исчерпывающего освещения персонажей, автору было важно в острой публицистической форме, с художественной конкретностью донести до читателя философские и политические идеи. Сюжет романа разворачивается следующим образом: Богатый и благородный узбек и его подруга Рика едут в Европу, чтобы познакомиться с зарубежными обычаями и культурой

На родине узбеки оставляют после себя друзей, роскошный дворец (погребение), загородные дома и большой женский посох, которых держат в гареме под неустанным и жестоким присмотром белых и черных евнухов-рабов. Письма узбеков, его друзей, евнухов и персидских жен дают содержание романа. Такая повествовательная форма: давала автору большую свободу, тем более что нужно было затронуть очень острые политические вопросы, а также в какой-то степени обмануть бдительность королевских цензоров, облечь в свет тенденциозную политическую речь и увлекательную переписку «дикарей», обменивающихся мнениями о европейской «цивилизации». Несмотря на чрезвычайно изменчивую характеристику, читателю даются яркие образы персов: умного, избалованного узбекского, избалованного обожанием своих рабов; страстного, чувственного Заши; простого, близорукого евнуха Нарсита; и грубого, проницательного Солима. Не выходя за рамки эпистолярного романа, Монтескье превращает свое произведение в политический трактат. Книга Монтескье относится скорее к жанру философских романов, созданных Французским Просвещением XVIII века. В своем романе писатель анализирует два типа государств — восточный деспотизм и европейскую монархию — и критикует оба во имя республики. Монархия — это жестокое состояние, которое всегда перерастает в деспотизм. Святилище чести, славы и добродетели особенно установлено в республиках и. в тех странах, где может быть произнесено слово «отечество», говорит узбек, один из персонажей романа. Поэтому книга составлена в двух планах: с одной стороны — деспотическая Персия, с другой — монархическая Франция. Одной из основных идей социальной теории Просвещения было признание того, что деспотизм нивелирует человека и подавляет свободное развитие индивидуальных черт характера. Впервые эта идея была выражена в философском романе Монтескье. «С нами все персонажи однообразны, потому что все они вынуждены; мы видим людей не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими их заставляют быть». В этом порабощении сердца и ума слышится только голос страха, и страх имеет только один язык; не голос природы, который выражает себя так много и проявляется во многих формах», — оправдывается в одном из своих писем персидско-узбекский.

Годы литературной деятельности и правоведения

  1. 1708 год – Шарль Луи становится адвокатом.
  2. 1713 год – умирает отец. Опекуном стал дядя, которым дал свою фамилию Монтескье. С его помощью Шарль Луи становится судьей Бордоского парламента. В те времена парламент был органом, осуществляющим судебную власть по гражданским и уголовным делам.
  3. 1715 год – женитьба на Жанне де Латирг.
  4. 1716 год – умирает дядя. По его завещанию Шарль Луи наследует титул, состояние и должность заместителя председателя Бордоского парламента.
  5. 1721 год – пишет «Персидские письма». Произведение было издано под псевдонимом и запрещено властями. Оно представляло собой очерк персидского путешественника, который удивляется французским обычаям, традициям и укладу жизни. Сатирически высмеиваются проблемы общества, религиозные войны и даже королевская власть. «Персидские письма» имели очень большой успех у читателей, а запрет произведения ускорил его распространение в обществе.
  6. 1726 год – разочаровавшись в системе правоведения и государственного устройства, Монтескье оставляет должность в парламенте. Начинает увлекаться естественными науками и проводить различные опыты.
  7. 1728 год – благодаря литературному таланту Шарль Луи становится членом Французской академии.
  8. 1728 год – Монтескье отправляется в путешествие по Европе. Он посещает Италию, Германию, Голландию и живет полтора года в Англии. Во всех этих странах писатель наблюдает за основой государственного устройства, сравнивает ее с французской. Английская правовая система производит на него неизгладимое впечатление. Шарль Луи приятно удивлен, что общество позволяет себе критиковать правящую власть и не преследуется за это.
  9. 1730 год – писатель становится членом лондонской масонской ложи «Горн» и членом Лондонского королевского общества.
  10. 1734-1735 гг. – неоднократно печатают информацию о том, что Монтескье принимает участие в собраниях масонов.
  11. 1734 год – издает «Размышления о причинах величия и падения римлян». В этом произведении автор делает анализ возвышения и увядания римского народа. Выводы имеют большое значение для предотвращения тех же ошибок в будущем.
  12. 1746 год – становится членом Берлинской академии наук.
  13. 1748 год – издает свой главный труд «О духе законов», который был написан после 20-летних размышлений на тему государственного устройства. В нем находит воплощение идея необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье выдвигает теорию о неразрывной связи между законом и внешними факторами, такими, как климат, численность населения, форма правления. По его мнению, источником любого закона должна выступать справедливость. Спустя три года произведение попало в «Индекс запрещенных книг» и стало считаться опальным. В последующем идеологи Французской революции не раз обращались к положениям книги.
  14. 1752 год – Монтескье пишет «Опыт о вкусе», но издают его только в 1757 году, уже после смерти писателя.
  15. 1756 год – Шарль Луи Монтескье умирает, практически полностью утратив зрение из-за катаракты.

Писатель Шарль Луи Монтескье

Работа «О Духе Законов»

Законы, принимаемые мужчинами, должны основываться на возможности свободных отношений, а отношения правосудия должны предшествовать закону, который их устанавливает. У людей есть некоторые законы, которые определяют отношения между правителем и правящим — это политический закон. Существует также свод законов, которые определяют отношения между всеми гражданами — это гражданское право.

Как только люди объединились в обществе, они потеряли осознание своей слабости. Равенство, которое существовало до исчезновения и начала войны. Каждое общество осознает свою власть — отсюда и состояние войны между нациями. Индивидуумы чувствуют свою силу — начинается война между индивидуумами. Объект войны — это победа, а объект победы — это завоевание. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, составляющих закон наций.

Мир управляется не божественным провидением или удачей, а объективными общими причинами морального и физического порядка, которые действуют в каждом обществе и определяют «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.

Человек определяется как материальными, так и идеальными факторами:

  • С одной стороны, климат, почва, рельеф;
  • С другой стороны, обычаи, религия, законы и принципы управления.

В результате всего этого формируется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может привести к изменению духа нации. Необходимо, чтобы законодательная власть соответствовала духу народа, потому что этот дух не противоречит принципам правления, так как народ делает лучшее, что он свободно делает в соответствии со своим природным гением. Основная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, которую он отстаивает, — это политическая свобода.

Главная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. По мнению Монтескье, разделение и взаимное сдерживание властей является главным условием обеспечения политической свободы в ее отношении к структуре государства.

Известны три формы правления: Республика, Монархия, Деспотизм. Чтобы раскрыть их сущность, идей, которые даже невежественные люди имеют о них будет достаточно.

Республиканское правительство: когда власть находится в руках всего народа, это демократия, или в руках части народа, это аристократия. Монархия: концентрация всей власти в руках одного человека, правление которого наравне с дворянством определяется фиксированными непреложными законами, не позволяющими монархии превратиться в деспотию. Деспотизм: человек, который произвольно игнорирует все законы и правила.

Принципы правления:

  • Республика — Добродетель;
  • Монархия — Честь;
  • Деспотизм — Страх.

Одним из основополагающих законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако, помимо постоянных законов, необходимы также указы Сената, которые являются актом временного действия.

Он охарактеризовал основные законы аристократии как право одной из секций народа принимать законы и следить за их исполнением.

Фундаментальные законы монархии определяются наличием косвенных способов перемещения власти. Самым важным из этих путей является власть дворянства, потому что если нет дворянства, то монарх становится деспотом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
  2. Соотношение сознания, психики, мышления и познания
  3. Понятие этнической общности людей
  4. События 1917 года глазами русских философов
  5. Этапы философии Нового времени
  6. Первые высшие технические учебные учреждения в России
  7. Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
  8. Л. Лопатин и его философия
  9. Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
  10. Проблема истины в гносеологии

Биография писателя

Шарль Луи де Секонда Монтескьё (Charles-Louis de Seconda Montesquieu), барон де Ла Бред и де Монтескьё (Baron de La Brede et de Montesquieu), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 веков. Родился 18 января 1689 года в замке Ла Бред близ Бордо. Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 века. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 году женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.

«Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 году Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.

В 1721 году Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев «Персидских писем» — Узбека и Рики — Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.

В 1728-1731 годах Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы — Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению.

В конце 1748 года в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика.

Личность Монтескье

Воспитание и пример отца сделали из Шарля Луи особого представителя дворянства. Он не шел открыто против устоев общества, но и не прогибался под требования двора. Имея состояние и знатную фамилию, Монтескье не пользовался всеми благами, которые были для него возможны. Он вел уединенный и закрытый образ жизни и не любил светские мероприятия. Салоны Шарь Луи посещал исключительно с целью наблюдения за обществом. Ему было интересно отмечать характерные черты разных слоев и анализировать их.

Монтескье много времени проводил в библиотеках и постоянно что-то читал или диктовал тексты своему помощнику. Он обладал неиссякаемым трудолюбием и большую часть времени проводил за работой. Среди друзей и знакомых Монтескье было много ученых, литераторов и людей творческих профессий. Все они признавали острый ум и писательский талант Монтескье.

Личная жизнь

В 26-летнем возрасте молодой философ взял в жены Жанну де Лартиг, которая была протестанткой. Стоит заметить, что по законам того времени девушка должна была принять католичество, однако она отказалась менять веру. В этом браке у пары родились двое дочерей и одни сын.

Рассуждения Монтескье о свободе касались только мужской части населения. По мнению некоторых биографов, он не выпускал супругу из замка, не позволяя ей совершать прогулки даже в пределах Бордо. При этом он нередко изменял жене, а также часто прибегал к флирту.

Главным смыслом жизни для Шарля были наука и книги. В семейной жизни он далеко не всегда придерживался тех принципов, которые описывал в своих трудах. В частности, он заявлял, что «отсутствие мягкости и нежности при воспитании детей ожесточает их сердца». И все же, родных детей он воспитывал в крайней строгости, хотя и сильно любил их.

Комментарии

Потому что это за пределами досягаемости. Если бы это было просто, то было бы скучно.

14.12.2022
Sobol

Культурный человек, кажется, это тот человек, который уважает себя и при этом уважает других. Он знает себе цену, он любит себя, именно поэтому он позволяет себе «тратить время» на саморазвитие, то есть, читать книги, смотреть фильмы, посещать спектакли, выставки и концерты. Да, это сложно быть культурным.

14.12.2022
LISKI

Внутренней пустоты не бывает. Обычно за такой пустотой стоит обида, боль, горечь, разочарование, досада, страх, одиночество, тоска, что-то очень-очень болезненное. Чувство внутренней пустоты является неким наркотиком, естественным внутренним каким-то препаратом, который спасает человека от разрушения и безумия. Это потрясающе, что наш организм, наша психика помогает человеку выжить.

14.12.2022
LISKI

А почему плавать обязательно голышом? ))))

14.12.2022
starlina

Понять, в самом грубом виде, значит приспособить тот текст, который получил, к своему действию в ситуации либо построить новое действие в соответствии с этим текстом. Понимание есть восстановление в ситуации того, о чём шла речь в тексте. И если мы можем от текста сообщения перейти к ситуации, мы говорим, что поняли. Если не можем, то говорим, что не поняли. Причём понимание может быть как правильным, адекватным, так и неправильным, неадекватным.

14.12.2022
LISKI

Шарль Луи Монтескье

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 — умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.

Критика Монтескье

Он ориентируется на наиболее существенные аспекты феодального государства: королевскую власть и католическую церковь. В ХХХVII Письме Монтескье пишет портрет «Короля Солнца» Людовика XIV, ставшего классическим образцом абсолютного монарха. Как выглядит французский король? Театральная маска величия сбрасывается, и перед нами предстает бездарный и тщеславный человек, который принимает турецкий и персидский деспотизм за свою желанную модель. Он любит славу и трофеи войны и в то же время не хочет ставить доброго генерала во главе войск; он отличает лакея и не затмевает достойного патриота. Наконец, он полностью во власти своей восьмидесятилетней любовницы (мадам Ментенон). Позже Монтескье назвал Людовика XIV «жадным по отношению к своему народу». Он также саркастически нападает на католическую церковь. Функция епископов, которую он иронизирует, состоит в том, чтобы позволить верующим нарушать законы в обмен на соответствующие денежные пожертвования. Это также функция папы, «старого идола, польщенного привычкой». Когда Монтескье был в Риме в 1738 году, он представился Папе Римскому. Последний принял его очень любезно, и даже позволил ему и всей его семье не соблюдать никаких постов до конца жизни. Монтескье был благодарен за такую лестную привилегию. Однако на второй день Папа послал ему быка, освобождающего его от поста, и счет на красивую сумму. Издевательский книжник вернул и быка, и счет Папе Римскому, заявив, что возьмет его на слово. Монтескье решительно осуждает религиозную нетерпимость Людовика XIV, который отменяет Нантский эдикт Генриха IV1 года. Он заявляет, что религиозный фанатизм породил бесчисленное количество кровопролитий, преступлений и беспощадных войн. «Никогда не было империи, в которой так много внутренних раздоров, как в Царстве Христа.» Писателя интересует не только церковь, но и религия. Земля является «атомом», «только точка во Вселенной», и боги являются не более чем создание воображения человека, который сделал их по своему образу и подобию. «Кто-то метко сказал, — пишет он, — что если треугольники сделают себя богами, они дадут им три стороны». В 1751 году некий аббат Готье опубликовал памфлет против писателя, который он назвал «Персидские письма», богохульной книгой».

Монтескье позволяет себе остроумные шутки и каламбуры о святой личности Божьей. Философ хорошо знал политическую реакционную природу церкви и религии. В его трудах мы находим такое предложение: «Христианство, как и магометанство, заботится только о благе грядущей жизни и жертвует ей земной жизнью, а поскольку религия подавляет в нас желание обеспечить земное процветание, то деспотизм, распространяющийся повсюду, угнетает нас все больше и больше» («Мысли и фрагменты»).

Фундаментальная революционная доктрина

Французское Просвещение создало доктрину естественных прав человека. Они утверждали, что сама природа дает людям право на счастье, свободу, удовлетворение естественных физических и духовных потребностей. Мыслители эпохи Просвещения считали, что политический порядок и законы должны утверждать этот разумный, естественный порядок вещей; в противном случае люди имеют право отвергать как правительство, так и законы, противоречащие естественному порядку вещей. Таким образом, возникла доктрина нравственного права народа на свержение деспотизма силой. Эта фундаментальная революционная доктрина мыслителей Просвещения была впервые выдвинута Монтескье, и в самой скромной форме — «Сказки о нравственности восточных гаремов». (Гнев одной из наложниц узбеков Роксаны против законов гарема, законов, противоречащих природе, приобретает в романе Монтескье глубокое философское и политическое значение. «Я заменил ваши законы законами природы», — с гордостью заявляет Роксана своему угнетателю. Роксан погибает. Ее ждет ужасная казнь. Но она умирает непобедимой. Моральная прямота на ее стороне. «Когда государь, вместо того чтобы обеспечить счастливую жизнь своим подданным, осмеливается их угнетать или уничтожать, причина послушания отпадает: подданные больше не связаны с государем, ничто не связывает их с ним, и они возвращаются к своей естественной свободе», — пишет Монтескье. По мнению Монтескье, монархия имеет ряд преимуществ перед деспотизмом. В нем больше свободы, как отмечает узбек в своих письмах, где женщины не угнетаются, как в Персии. В монархии преобладающим стимулом, который сдерживает или побуждает человека к действию, является честь, в то время как в деспотизме стимулом является страх. Но в любой момент монархия может легко превратиться в деспотизм. Это его порок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: