«Монахиня»
Это одно из самых известных произведений Дидро. В нем изображаются развращенные нравы, царящие в женском монастыре. В книге «Монахиня» Дени Дидро повествование ведется от лица юной послушницы, которая не осознает, какие чувства переживает.
Критики отмечают в этом произведении удивительное сочетание психологической правды с чрезвычайно смелым для того времени натурализмом. Все это делает повесть Дени Дидро «Монахиня» одной из лучших прозаических произведений XVIII века, по крайней мере, во Франции. К тому же это отличный образец антирелигиозной пропаганды.
Толчком к написанию этой книги послужила реальная история, о которой узнал автор. В 50-х годах XVIII века были разоблачены тайны женского монастыря. В предреволюционной Франции церковный быт был одной из самых волнующих и насущных тем.
Сама повесть начинается с эпизода, в котором главную героиню Сюзанну, которая является незаконнорожденным ребенком, насильно отправляют в женский монастырь. По сути, ее предает родная мать, но девушка все равно любит ее, не раскрывает тайны своего происхождения, хотя это могло бы помочь ей освободиться. Вместо этого она предпринимает несколько попыток сбежать из обители, чтобы обрести свободу, одна из которых заканчивается удачно.
Мировоззрение Дени Дидро
Дидро полностью отрицал дуализм – учение о двойственности материального и духовного начал, признавая при этом только существование материи, обладающей чувствительностью, а сложные и разнообразные явления – это результат движения частиц внутри материи. Человек является только тем, что из него формирует общий строй воспитания и смена фактов. Каждое человеческое действие – акт, необходимый для сцепления актов, и каждый из них неизбежен так же, как восход солнца из-за горизонта. Также Дидро был сторонником деизма.
По политическим взглядам Дидро может быть отнесен к сторонникам теории просвещенного абсолютизма. Как и Вольтер, он не мог доверять народным массам, он считал, что народ неспособен высказывать здравые суждения относительно нравственных и политических вопросов, считал идеальным государственным строем монархию, где во главе государства находится государь, имеющий ряд научных и философских знаний. Дидро верил в благотворность и потому необходимость союза монархов с философами, и подобно тому, как его материалистическое учение было направлено против духовенства, с единственной целью – передать всю власть над умами философам, так же его теория просвещенного абсолютизма стремилась передать тем же философам государственную власть.
Однако в действительности монархи часто благоволили философам, которые не оказывали никакого реального воздействия на практическую политику просвещенных деспотов. В 1773 году Дидро переехал в Санкт-Петербург по личному приглашению Екатерины II, она беседовала с ним часами, исполняла любое желание просветителя, но крайне скептически отнеслась к его проектам, затрагивающим уничтожение при дворе всякой роскоши и обращение освободившихся средств на народные нужды и всеобщее бесплатное обучение. Дени Дидро получил крупную сумму денег из рук Екатерины за свою библиотеку, которая, как и обещалось, осталась в его распоряжении. Дидро получал жалование за заведование этой библиотекой в размере 1000 ливров в год.
Дидро является идеологом буржуазии. В его литературных сочинениях им был во Франции проложен путь для буржуазно-сентиментальной драмы, ранее зародившейся в Англии и связанной с именами Мур, Камберленда, Лилло и пр.
Книги и театр
Желание стать писателем настигло Дени Дидро в 1743 году, и он начал с переводов английских произведений на французский язык. Среди ранних работ – «История Греции» Тэмпла Станьяна (1743), «Медицинский словарь» Роберта Джеймса (1746-1748). В 1745 году опубликовал «Опыт о достоинстве и добродетели» английского философа Энтони Шефтсбери, но с собственными размышлениями.
Писатель Дени Дидро
В 1746 году Дидро выпустил первую авторскую работу – «Философские мысли». В этом труде француз размышлял о примирении разума с чувством и пришел к выводу, что без дисциплины чувство будет разрушительным, а разум необходим для контроля. В момент написания Дидро следовал идеям деизма, поэтому в труде содержатся аргументы против атеизма и критика христианства.
Религиозная идея подробно рассматривается в «Прогулке скептика» (1747). Эта работа – диалог между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Деист опирается на телеологический аргумент, атеист объясняет происхождение вселенной физикой, химией и законами динамики, пантеист говорит, что бог – это космическое единство разума и материи.
Книги Дени Дидро
«Прогулка скептика» была опубликована лишь в 1830 году: местная полиция пригрозила Дидро сожжением рукописи и арестом в случае распространения этой «ереси». Угроза была реализована в 1749 году – за труд «Письмо о слепых для тех, кто может видеть» философа заточили в тюрьме Венсен. В одиночной камере Дидро имел только «Потерянный рай» Джона Мильтона, на полях которой зубочисткой и самодельной тушью оставлял заметки. Заключение длилось с июля по ноябрь.
В 1750 году Дидро стал главным редактором крупнейшего французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел». За 16 лет работы над книгой Дени написал несколько сотен статей об экономике, механике, философии, политике и религии. Бок о бок с Дидро работали Жан-Жак Руссо, Вольтер, Шарль Луи де Монтескьё и другие великие французы.
«Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел»
Редакцию Дидро прошли 28 из 35 томов «Энциклопедии». Сотрудничество с издателем Андре ле Бретоном прекратилось, потому что тот без ведома мыслителя вычеркивал «опасные» мысли из статей. Посчитав этот поступок предательством, философ распрощался с монументальным трудом.
В 1750-е годы француз обращается к театру и сочиняет ряд пьес, посвященных семейной тематике. Драма «Внебрачный сын» (1757) обращается к теме незаконнорожденных детей, а «Отец семейства» (1758) – автобиографичное произведение о выборе жены по велению сердца, а не по желанию отца.
Дени Дидро на обеде философов
Во времена Дидро театр разделялся на высокий (то есть трагедию) и низший (то есть комедию). Философ не принимал такой системы и в «Парадоксе об актере» писал, что у аристократов в жизни бывают веселые моменты, у бедняка – грустные. В труде он придумывает «серьезный жанр», который размывает границу между трагедией и комедией.
Помимо философских трактатов, трудов об искусстве («Салоны»), пьес, Дидро писал художественные произведения. Ключевыми являются роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1765-1780), диалог «Племянник Рамо» (1760-е), повесть «Монахиня» (1780). А еще перу Дидро принадлежат множество афоризмов, в том числе высказывание «лестничный ум», которое подразумевает нахождение подходящего ответа в момент, когда время для него уже упущено.
Екатерина II
Биография Дени Дидро тесно связана с Россией, а именно с Екатериной II Великой. Узнав о финансовых трудностях талантливого французского философа, императрица предложила купить его библиотеку и назначить его наблюдателем с зарплатой 1000 ливров в год. Она выплатила Дидро аванс за 25 лет службы вперед.
В октябре 1773 года француз приехал в Санкт-Петербург и пробыл в России 5 месяцев. За этот период Дидро и Екатерина II встречались почти ежедневно
Желая привлечь внимание императрицы к своим мыслям, философ хлопал ее по ногам
Дени Дидро и Екатерина II
В письме к Марии Жофрен, владелице французского литературного салона, Екатерина писала, что после бесед с Дидро у нее на бедрах остаются черные синяки.
Одна из основных тем для обсуждения – превращение России в идеальное государство, создание утопии. Екатерина Великая, видимо, считала мысли Дидро неразумными. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром императрица писала, что если последовать его идеям, то Россию постигнет хаос.
Личная жизнь
В 1743 году Дидро снимал комнату у вдовы обанкротившегося ремесленника госпожи Шампьон. У неё была молоденькая дочь Анна, недавно вышедшая из монастырской школы. Дени придумывал разные ухищрения, чтобы добиться свиданий с девушкой, так как за ней зорко следила мать. Но влюблённые всё-таки поженились, совершив в полночь тайный обряд венчания.
Однако брак не был счастливым, хоть в нём и родилась любимая дочь Дидро. В скором времени он стал изменять супруге, а потом полюбил женщину, которая стала мечтой всей его жизни. Он встретил одинокую Софи Волан в 1757 году, когда им обоим было уже за сорок. Мудрая Софи, так и не познавшая радость семейного счастья и материнства, ничего не требовала от любимого, только его письма, полные откровений и чувств. Их роман длился около тридцати лет, за это время было написано более пятисот писем. Софи Волан умерла на пять месяцев раньше, чем её возлюбленный.
Библиография
- Essai sur le mérite et la vertu, автор Шефтсбери Французский перевод и аннотация Дидро (1745)
- Философские мысли, эссе (1746)
- La Promenade du sceptique (1747)
- Нескромные драгоценности, роман (1748)
- Lettre sur les aveugles à l’usage de ceux qui voient (1749)
- Encyclopédie, (1750–1765)
- Lettre sur les sourds et muets (1751)
- Pensées sur l’interprétation de la nature, essai (1751)
- «Systeme de la Nature, «(1754)
- Le Fils naturel (1757)
- (1757)
- Le père de famille (1758)
- Discours sur la poesie dramatique (1758)
- Салоны, crisique d’art (1759–1781)
- La Religieuse, Roman (1760; переработано в 1770 и в начале 1780-х; роман впервые был опубликован как сборник) посмертно в 1796 г.).
- Le neveu de Rameau, dialog (1763).
- Lettre sur le commerce de la librairie (1763)
- Mystification ou l’histoire des portraits (1768)
- Entretien entre D’Alembert et Diderot (1769)
- Le rêve de D’Alembert, диалог (1769)
- Suite de l’entretien entre D ‘ Аламбер и Дидро (1769)
- Paradoxe sur le comédien (написано между 1770 и 1778 годами; впервые опубликовано посмертно в 1830 году.)
- Apologie de l’abbé Galiani (1770)
- Principes languages sur la matière et le mouvement, essai (1770)
- Entretien d’un père avec ses enfants (1771)
- Jacques le fataliste et son maître, роман (1771–1778)
- Ceci n’est pas un context, рассказ (1772)
- Мадам де Ла Карлиер, рассказ и моральная басня, (1772)
- Supplément au voyage de Bougainville (1772)
- Histoire Философская и политическая де люкс индейцев, в сотрудничестве с Рейналем (1772–1781)
- Voyage en Hollande (1773)
- Физиологические элементы (1773–1774)
- Réfutation d’Helvétius (1774)
- Наблюдения за Наказ (1774)
- Очерки о правилах Клода и Нерона (1778)
- Est-il Bon? Est-il méchant? (1781)
- Апологетическое письмо Аббе Рейналя мсье Гримма (1781)
- Вспомогательные повстанцы в Америке (1782)
Личная жизнь
Женой философа в 1743 г. стала Анна Антуанетта Шампьон. Она работала в полотняной лавке вместе со своей матерью и была набожной католичкой. Обвенчались молодые люди тайно, что только усугубило размолвку Дени с отцом.
Первые двое детей, рождённых в браке, погибли в младенчестве. В 1753 г. у супругов родилась дочь Мари-Анжелика, ставшая впоследствии музыкантом.
Но пылкий Дени вскоре начал изменять жене. Вначале со светской дамой Мадлен д’Арсан де Пюизье.
А в 1755 г. у философа завязался роман в письмах с Луизой-Генриеттой Волан, которую он прозвал «Софи». Эта переписка переросла в любовные отношения, продолжавшиеся до смерти Софи в 1784 г. Сам Дидро скончался спустя 5 месяцев после возлюбленной.
Ранние годы
Лангр
Дени Дидро родился в Лангре, Шампанское. Его родителями были Дидье Дидро (1685–1759), ножовщик, мэтр Кутелье и Анжелик Виньерон (1677–1748). Трое из пяти братьев и сестер дожили до взрослой жизни: Дениз Дидро (1715–1797) и их младший брат Пьер-Дидье Дидро (1722–1787) и, наконец, их сестра Анжелика Дидро (1720–1749). Согласно Артуру МакКэндлессу Уилсону, Дени Дидро очень восхищался своей сестрой Дениз, иногда называя ее «женщиной Сократ «.
Дидро начал свое формальное образование в иезуитском колледже в Лангре, получив степень магистра философии в 1732 году. Затем он поступил в College d’Harcourt при Парижском университете. Он отказался от идеи поступить в духовенство в 1735 году., и вместо этого решил учиться на Парижском юридическом факультете. Однако его изучение было недолгим, и в начале 1740-х годов он решил стать писателем и переводчиком. Из-за его отказа поступить на одну из ученым профессиям, отец отрекся от него, и десять лет он жил богемным существованием.
В 1742 году он подружился с Жаном -Жак Руссо, с которым он познакомился, когда смотрел шахматные партии и пил кофе в Café de la Régence. В 1743 году он еще больше отчуждал своего отца, женившись на Антуане. Этте Чемпион (1710–1796), набожный католик. Матч был признан неуместным из-за низкого социального положения Чемпиона, плохого образования, статуса без отца и отсутствия приданого. Она была примерно на три года старше Дидро. Родился один ребенок — девочка 1743 года. Ее звали Анжелик, в честь умерших матери и сестры Дидро. Смерть его сестры, монахини, в ее монастыре, возможно, повлияла на отношение Дидро к религии. Предполагается, что она создает вдохновение для его романа о монахине La Religieuse, в котором он изображает женщину, которая заставляет войти в монастырь, где она страдает от рук других монахинь общины.
У Дидро были дела с мадемуазель. Бабути (которая женится на Грезе ), Мадлен де Пюизье, Софи Волланд и Мадам де Мо. Его письма Софи Волланд известны своей откровенностью и считаются «одними из литературных сокровищ восемнадцатого века».
Литература
- Вартофский М. Дидро и развитие материалистического монизма // Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988. — С. 324—375. — ISBN 5-01-001033-X
- Длугач Т. Б. Дени Дидро. — М.: Мысль, 1975. — (Мыслители прошлого). (см. ISBN )
- Королев С. В. Библиотека Дидро: опыт реконструкции. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2016. — 223 с.: ил. — ISBN 978-5-8192-0516-7.
- Потёмкина Л. Я. «Монахиня» Дидро и пути становления французского социального романа в 20-50-х годах XVIII века. Автореф. … канд. филол. наук. — М.: Мысль, 1961. (см. ISBN )
Korolev, Serguei V. La Bibliotheque de Diderot: Vers une reconstitution. Ferney-Voltaire: Centre international d’etude du XVIIIe siecle, 2014. ISBN 978-2-84559-093-9.
Признательность и влияние
Жан-Симон Бертелеми
Мармонтель и Анри Мейстер пишет огромное удовольствие иметь интеллектуальную беседы с Дидро. Морелле, постоянный посетитель , писал: «Именно там я слышал..
Дидро рассматривал вопросы философии, искусства или литературы, и его богатство выражения, беглость и вдохновенная внешность удерживают наше внимание на долгое время ». Современник и соперник Дидро Жан-Жак Руссо писал в своих «Признаниях», что через несколько столетий Дидро будет пользоваться таким же уважением со стороны потомков, как Платон и Аристотель
В Германии Гете, Шиллер и Лессинг выдаали восхищение произведений Дидро, Гете провозгласил «Племянник Рамо Дидро « классическим произведением существующего человека »и что« Дидро — это Дидро, уникальная личность; всякий, кто придирается к нему и его делам, является филистером ».
Когда атеизм потерял популярность во время Французской революции, Дидро подвергся критике и считался ответственным за чрезмерное преследование
В следующем столетии Дидро восхищались Бальзаком, Делакруа, Стендалем, Золя, и Шопенгауэр. Согласно Конт, Дидро был выдающимся интеллектуалом в захватывающую эпоху. Историк Мишле описал его как «настоящего Прометея» и заявил, что идеи Дидро сохранят свое влияние еще долгое время. Маркс выбрал Дидро своим «любимым прозаиком».
Зарубежная Литература XVII-XX веков
Основной соавтор
Jaaj.Club
Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей. В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение. Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие! |
Творчество
В начале 1740-х годов Дени получил поручение – перевод «Рассуждений о достоинстве и добродетели» английского философа Энтони Шефтсбери, который в то время во Франции был ещё мало известен. Это положило начало его самостоятельным работам по философии:
- 1746 – «Философские мысли»;
- 1747 – «Аллеи, или Прогулка скептика»;
- 1748 – «Нескромные сокровища»;
- 1749 – «Письма о слепых в назидание зрячим».
Его сочинение «Философские мысли» было напечатано без имени и имело невероятный успех, выразившийся хотя бы в том, что книга подверглась публичному сожжению. Дидро достиг определённой зрелости в качестве философа, постепенно его позиции менялись от деизма к атеизму, а потом и к материализму. За «Письма о слепых» философ провёл четыре месяца заключения в Венсенской крепости-тюрьме.
Дени был умён не только в философии, но и в других областях: естествознание, литература, живопись, социальные науки, театр. Учитывая такое всестороннее образование, его вместе с другом, французским философом и учёным Жан Лероном Д’Аламбером, пригласили стать во главе издательства «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел».
Первый том был издан в 1751 году. Всего под его руководством вышло 28 из 35 томов (17 текстовых и 11 иллюстраций). Дидро работал над «Энциклопедией» почти до самой смерти и написал большую часть статей по точным наукам, религии, экономике, политике, философии, механике. В этот период он тесно сотрудничал со знаменитыми французскими писателями и философами Вольтером, Шарлем де Монтескье, Жан-Жаком Руссо, Поль Анри Гольбахом.
Во время работы над энциклопедией было издано ещё две философские работы Дидро – «Письмо о глухих и немых» и «Мысли об объяснении природы».
В 1756 году в руки философа случайно попала комедия венецианского драматурга Карло Гольдони. Находясь под впечатлением, в 1757 году Дидро написал свою первую пьесу «Побочный сын, или Испытания добродетели», спустя год вышла следующая – «Отец семейства». Оба произведения были о семейных отношениях. В них Дени установил новый жанр в театральном и литературном искусстве – что-то среднее между трагедией и комедией, получившее впоследствии название драмы.
Ещё более удачной была судьба у романов и повестей Дидро. Произведение «Жак фаталист и его хозяин» было признано после смерти писателя самым лучшим. Не меньшей популярностью пользуется роман «Монахиня» о развращённых нравах женского монастыря, он был признан лучшим произведением французской прозы ХVIII века. Дважды роман был экранизирован французскими режиссёрами – в 1966 году Жаком Риветтом, в 2013 году – Гийомом Никлу.
Образование
У Дени был ещё младший брат, и их отец мечтал, чтобы мальчики построили в жизни успешную карьеру, став священниками. Поэтому он изо всех сил старался дать им достойное образование. В 1723 году отец Дидро отправил сыновей на учёбу в иезуитский коллеж Лангра. Младший ребёнок от природы был менее одарённый, чем Дени, и сразу попал под влияние иезуитов. Старший чувствовал себя в учебном заведении неуютно и в скором времени объявил отцу, что не желает дальше продолжать учёбу.
Отец настаивать не стал, сказав сыну: «Раз не желаешь учиться, значит, хочешь всю жизнь работать ножовщиком», и на следующий день поручил ему работу. Однако за что только Дени не брался, всё валилось у него из рук. Спустя некоторое время он понял, что лучше всё-таки учиться, собрал учебники и отправился в коллеж. Иезуиты несказанно обрадовались его возвращению, потому что сразу же разглядели в нём необыкновенного талантливого ребёнка и желали воспользоваться им в своих целях. Они уговорили Дени покинуть отцовский дом и уехать вместе с ними в другой город.
Но старшему Дидро стало известно об этом замысле, он закрыл наружную дверь в доме и спрятал ключ. Когда в полночь Дени хотел покинуть жилище, на пороге встал отец и спросил, куда он собрался. Юноша ответил, что в Париж. Отец сказал: «Хорошо. Ты поедешь в Париж, но завтра днём». Старший Дидро сдержал своё обещание, купил два места в дилижансе, и они с сыном поехали в столицу.
Об учёбе Дидро в Париже мало что известно, но есть один достоверный факт. Вскоре после поступления Дени получил наказание за то, что помог одному из товарищей подготовить урок. Уже тогда проявлялось его качество, с которым он прошёл весь свой жизненный путь – не щадя себя, помогать другим.
Манифест эпохи Просвещения
Результатом их совместной работы стал универсальный свод современных знаний. Отдельно нужно отметить, что в статьях, посвященных политическим темам, ни одной из форм правления умышленно не отдавалось никакого предпочтения. А похвалы, которые авторы обращали в адрес Женевской республики, они сопровождали ремарками, что подобное государственное устройство возможно только для сравнительно небольших территорий, к которым сама Франция не относится. На страницах «Энциклопедии» господствовал плюрализм в его чистом виде, потому что писатели в одних статьях выступали за ограниченную монархию, а в других придерживались варианта абсолютной, видя только в ней основу общественного благосостояния.
При этом отдельно отмечалось, что подданные имеют право оказывать сопротивление деспотам, а королям следует в обязательном порядке подчиняться закону, помогать бедным и обездоленным, отстаивать веру своего народа.
В «Энциклопедии» откровенной критике подвергался образ жизни вельмож. При этом авторы статей отмечали, что признают и поддерживают необходимость существования в обществе социальной иерархии. Представителей буржуа они нещадно критиковали за тягу к должностям и карьерному росту, а также жадность, финансистов признавали паразитической частью на теле третьего сословия.
Авторы «Энциклопедии» выступали за облегчение участи простого народа
Однако для достижения этой цели они не призывали к установлению в стране демократии, а обращались к правительству, обращая внимание чиновников и министров на необходимость проведения реформ в образовании, экономике (справедливом налогообложении, борьбе с нищетой)
Личная жизнь
В начале 1743 года философ познакомился с Анной-Антуанеттой Чампион (1710-1796) – необразованной девушкой из низшего класса, которая вместе с матерью жила в одном доме с Дидро. Молодой человек, желая жениться на ней, спросил разрешение у отца. Дидье не просто воспротивился идее сына, а добился «письма с печатью», то есть внесудебного ареста Дени. Писателя заточили в монастыре Кармелитов.
Портрет Дени Дидро
Спустя несколько недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный вопрос – согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.
В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла. Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.
Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан – Луиза-Генриетта, а прозвище Софи дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей. Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись в роман в письмах, и завершилась в 1784-м, со смертью Софи.
Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен. В них встречаются цитаты, кричащие об искренности чувств:
Обратных писем, от Софи к Дидро, не сохранилось, как выглядела девушка, история также умалчивает. Говорят, что друг философа нарисовал портрет мадмуазель Волан на форзаце книги Горация. После смерти Дидро всю его библиотеку выкупила Екатерина II, а таинственное изображение так и не найдено.
Изобразительное искусство
Самым близким другом Дидро был филолог Фридрих Мельхиор Гримм. Их свел вместе их общий друг, Жан-Жак Руссо. В 1753 году Гримм начал писать информационный бюллетень «La Correspondance littéraire, Философия и критика», который он разослал различным высокопоставленным лицам Европы.
В 1759 году Гримм попросил Дидро сообщить о проводимых раз в два года художественных выставках в Лувр для корреспонденции. Дидро сообщал о Салонах между 1759 и 1771 годами и снова в 1775 и 1781 годах. Отчеты Дидро станут «самым знаменитым вкладом в La Correspondance».
Согласно Шарлю Огюстену Сенту. -Beuve, отчеты Дидро побудили французов к новому способу смеха и познакомили людей с тайной и смыслом цвета посредством идей. «До Дидро», писала Анна Луиза Жермен де Сталь : «Я никогда не видела на картинах ничего, кроме тусклых и безжизненных цветов; именно его воображение дало им облегчение и жизнь, и это почти новое ощущение за что я в долгу перед его гением ».
Дидро приложил к своему докладу о Салоне 1765 года« Essai sur la peinture », в котором выразил свои взгляды на художественную красоту. Гете описал Essai sur la peinture как «великолепное произведение; оно говорит даже более полезно поэту, чем художнику, хотя и для художника это факел ослепляющего света».
Жан -Баптист Грез (1725–1805) был любимым современным художником Дидро. Дидро ценил сентиментальность Грёза и, в частности, его изображение жены, которая когда-то была любовницей Дидро.
Краткая биография
- В 1732 г. молодой человек получил степень магистра на факультете искусств Сорбоннского университета.
- Отец предложил сыну попробовать свои силы на юридическом поприще и устроил его помощником к своему знакомому метру Клеману де Ри. Однако Дени не желал осваивать профессию юриста и продолжал самостоятельно изучать языки, литературу, философию и математику. Несмотря на уговоры родителей Дени не хотел выбирать себе никакую профессию, что привело к серьёзной ссоре с отцом. Дидро фактически остался на улице без средств к существованию и вёл богемный образ жизни, давая иногда частные уроки и занимаясь переводами.
- В начале 40-х гг. Дидро познакомился и подружился с Жаном Жаком Руссо, Вольтером, Мармонтелем и другими философами и писателями. Вместе они обсуждали волнующие вопросы.
- В 1743 г. Дени перевёл с английского на французский «Историю Греции» Тэмпла Станьяна.
- В 1745 г. вышел выполненный Дидро перевод книги Энтони Шефтсбери «Опыт и достоинство добродетели», дополненный собственными размышлениями переводчика.
- В 1746 г. Дидро опубликовал свой первый авторский труд «Философские мысли», который был крайне враждебно принят критиками и запрещён.
- В 1746-1748 гг. философ работал над переводом «Медицинского словаря» Роберта Джеймса.
- В 1747 г. было написано новое сочинение мыслителя – «Прогулка скептика, или Аллеи». Но опубликовано оно было только в 1830 г.
- В 1749 г. за атеистическое произведение «Письмо о слепых для тех, кто может видеть» Дидро арестовали и заключили в одиночную камеру в тюрьму Венсен. Там он провёл около 5 месяцев.
- В 1750 г. философу предложили стать главным редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», ставшего крупнейшим французским справочником XVIII века. Над ним, помимо Дидро, работали философы Руссо, Жокур, Вольтер, Монтескьë, скульптор Фальконе, архитектор Блондель, математики д’Аламбер, Боссю, учëные Добантон, Бюффон и другие видные деятели того времени.
- В 1751 г. вышел первый том «Энциклопедии». Всего с 1751 по 1780 гг. было опубликовано 35 томов, 28 из которых – под редакцией Дидро. Для «Энциклопедии» он написал около 6 тысяч статей об экономике, философии, точных науках, механике, политике и религии.
- В 1754 г. вышло сочинение «Мысли об истолковании природы», в котором философ развивает идеи атеистического материализма.
- В 1757 г. Дидро написал и опубликовал пьесу «Побочный сын, или Испытания добродетели».
- Год спустя вышла новая пьеса драматурга «Отец семейства». В обоих произведениях Дидро показывал семейные конфликты между простыми людьми. Этот новый театральный жанр автор определил как «серьёзный» (до этого существовали только трагедия и комедия), впоследствии он стал называться «драмой».
- С 1759 по 1781 гг. Дидро занимался написанием ежегодных критических обзоров о художественных выставках («Салоны»).
- В 1760 г. была написана повесть «Монахиня». Опубликована она была только в 1796 г. из-за сильной антиклирикальной тематики.
- В 60-е гг. писатель создал одно из лучших своих художественных произведений – философский диалог «Племянник Рамо». Книга увидела свет только после смерти автора.
- Как известно, у философа была великолепная библиотека, которую он решил продать в 1765 г. с целью улучшения своего материального положения и сбора денег на обучение и приданое для дочери. Библиотеку приобрела российская императрица Екатерина II, которая покровительствовала французским просветителям и состояла со многими из них в переписке. Из уважения к мыслителю, всё собрание было оставлено в Париже, Дидро был назначен библиотекарем с ежегодным жалованием (причём деньги были выплачены ему за 50 лет вперёд) и мог пользоваться книгами в любое время. Уже после его смерти, в 1785 г., библиотека была перевезена в Петербург. Однако в целом виде собрание не сохранилось.
- С 1765 по 1780 гг. писатель работал над романом «Жак-фаталист и его хозяин», который также был опубликован посмертно.
- В 1773 г. по приглашению Екатерины II Дидро посетил Петербург и пробыл там около полугода. Петербургской академией наук ему было присвоено звание иностранного почётного члена.
- Последние годы философ чувствовал утомление от интенсивного интеллектуального труда, но продолжал заниматься литературными проектами. Одним из последних его сочинений стало «Эссе о Сенеке».
- 31 июля 1784 г. в возрасте 70 лет Дени Дидро скончался. У него была эмфизема лёгких.
Писатель Дени Дидро
Мировоззрение
В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца. Этим учением Дидро наносил удар идее Откровения, на которой держалась власть католического духовенства, отнимал у римской церкви право толковать волю Бога, цель мироздания, право награждать и карать людей за их поступки и дал мощный толчок изучению природы, развитию естествознания.
По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную. Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов.
16 стр., 7697 слов
Список литературы любые вопросы по теории государства и права
… власть возникают как взаимозависимые понятия. Они немыслимы друг без друга. В то же время в литературе существует точка зрения, согласно которой право … (Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и … работы является исследование соотношения государства и права. Задачи работы следующие: дать общую характеристику соотношения государства и права; …
Когда Дидро приехал в Петербург по приглашению Екатерины II, она обласкала мыслителя, беседовала с ним целыми часами, но скептически отнеслась к его проектам об уничтожении роскоши при дворе, обращении освободившихся средств на нужды народа и о всеобщем бесплатном обучении. Знаменитый философ получил от Екатерины крупную сумму денег за свою библиотеку, причём она была оставлена в его распоряжении, и Дидро выплачивалось определённое жалование за заведование этой библиотекой. А в России в это время продолжали процветать крепостное право, батоги и преследования сектантов.
Идеологом буржуазии Дидро является и в своих литературных произведениях. Он проложил во Франции путь буржуазно-сентиментальной драме, уже раньше зародившейся в Англии(Лилло, Мур, Камберленд и др.).