Биография Омар Хайям: Биография Омар Хайям
Биография Омар Хайям Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (персидское غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ) — персидский и таджикский поэт, математик, философ, астроном и астролог. Всемирно известные философские четверостишия — рубаи проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. В математических трудах дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно.
Омар Хайям родился 18 мая 1048 года, в Нишапуре. Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и других городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины.
Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно.
Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных.
В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.
Всемирную известность принёс Хайяму как поэту цикл четверостиший («Рубаийат»). Наукой ещё не решен вопрос, какие из приписываемых Омару четверостиший доподлинно принадлежат ему. Более или менее твёрдо можно признать атрибуцию 66 рубай, содержащихся в наиболее древних списках.
Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия автора лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины — взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами. Стиль Омара предельно ёмкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий. Основные идеи — страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности.
В средне-вековой персидской и таджикской поэзии Хайям — единственный поэт, в стихах которого лирический герой в значительной мере выступает как автономная личность. Поэт поднялся до отчуждения лирического героя от царя и бога; герой этот, бунтарь и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религиозную догму о божественно-разумном устройстве мира.
Персидская поэзия неотделима от имени Омара Хайяма. В его четверостишьях — рубаи звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье, почувствовать бесценность каждого мгновения, проведенного рядом с возлюбленной. Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом отделки каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи — это раздумья над Кораном.
В творчестве поэта немало сложных и противоречивых проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубай у различных исследователей.
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. Он был принят официально в 1079 году. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в зодиакальное созвездие Овна. С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь.
Сочинения:
- Робаяййате Хаййам, Тегеран, 1335 с. г. х. (1956);
- Коллийате асаре парсийе хакиме Омаре Хаййам, Тегеран, 1338 с. г. х. (1959);
- в рус. пер. — Трактаты. , М., 1961;
- Рубайят. , Душанбе, 1965;
- Рубайят. , М., 1972.
Литература:
- Морочник С. Б., Розенфельд Б. А., Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый, , 1957;
- Алиев Р. М., Османов М.-Н., Омар Хайям, М., 1959;
- Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П., Омар Хайям, М., 1965;
- Swami Gowinda Tirtha, The nectar of grace. Omar Khayyam’s life and works, Allahabad, ;
- Али Дашти, Дами ба Хаййам, Тегеран, 1348 с. г. х. (1969);
- его же, In search of Omar Khayyam, L., 1971.
Омар Хайям скончался 4 декабря 1131 года, в Нишапуре.
LiveJournal
Жизнь в Нишапуре
Здесь он прожил до самой своей смерти, лишь иногда покидая город для посещения Балха или Бухоры. Кроме того, он совершил длительное паломничество к мусульманским святыням в Мекку. Хайям преподавал в Нишапурском медресе. У него был небольшой круг учеников. Иногда он принимал ученых, искавших с ним встречи, принимал участие в научных диспутах.
Последний период его жизни был чрезвычайно труден, связан с лишениями, а также с тоской, которая была порождена духовным одиночеством. В нишапурские годы к славе Омара как астронома и математика прибавилась слава вероотступника и вольнодумца. Злобу ревнителей ислама вызывали его философские взгляды.
Рождение и молодые годы
Установить дату рождения Хайяма помог гороскоп, приведенный лично знавшим его историком Абу-л-Хасаном ал-Байхаки в книге «Дополнение к «Охранителям мудрости»: «его гороскопом были Близнецы; Солнце и Меркурий были в 3-ем градусе Близнецов, Меркурий был в соединении, а Юпитер был по отношению к ним обоим в тригональном аспекте». Первым анализ гороскопа выполнил индийский исследователь Свами Говинда Тиртха, получив точную дату рождения — 18 мая 1048г. В своем подсчете Говинда пользовался средневековыми индийскими таблицами движений планет. Позднее его расчеты неоднократно проверялись. До анализа гороскопа в большинстве источников (в том числе — во втором издании БСЭ) указывался 1040 год рождения.
Здесь следует отметить, что установленная дата рождения ставит под сомнение известную красивую легенду о совместном обучении в Нишапуре и юношеской дружбе Омара Хайяма, Хасана Саббаха и Низам ал-Мулка, оказавшей большое влияние на всю дальнейшую жизнь Хайяма. Эту легенду подробно изложил еще Фитцджеральд в предисловии к своим знаменитым переводам рубаи. Дело в том, что даты не сходятся, поскольку, по имеющимся сведениям, Низам ал-Мулк родился в 1017 году.
Полное имя Омара Хайяма — Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово «Хайям» буквально означает «палаточный мастер», от слова «хайма» — палатка, от этого же слова происходит старорусское «хамовник», т.е. текстильщик. Ибн Ибрахим — значит сын Ибрахима. Таким образом, отца Хайяма звали Ибрахим и происходил он из рода ремесленников. Можно предположить, что этот человек имел достаточные средства и не жалел их, чтобы дать сыну образование, соответствующее его блестящим способностям.
Картина «На могиле Омара Хайяма» (Джей Гамбидж, ок. 1911)
О молодых годах Хайяма почти нет сведений. Ал-Байхаки писал, что Хайям «был из Нишапура, и по рождению, и по предкам. На это же указывает добавление Нишапури (по-персидски) или ан-Найсабури (по-арабски) к его имени. В одних источниках указывается, что молодой Хайям учился также в Нишапуре, в других говорится, что в ранней молодости он жил в Балхе. В качестве учителя упоминается имя некоего «главы ученых и исследователей по имени Насир ал-милла ва-д-Дин шейх Мухаммед-и Мансур», о котором нет никаких сведений. Так или иначе, все источники согласны, что в семнадцать лет он достиг глубоких знаний во всех областях философии, и указывают на его замечательные природные способности и память.
В то время Нишапур, расположенный на востоке Ирана, в древней культурной провинции Хорасан, был крупным городом XI века с населением в несколько сот тысяч человек. Обнесенный высокой стеной с башнями, он состоял не менее чем из пятидесяти больших улиц и занимал территорию примерно в сорок квадратных километров. Лежащий на оживленных караванных путях, Нишапур был ярмарочным городом для многих провинций Ирана и Средней Азии и для близлежащих стран. Нишапур — один из главных культурных центров Ирана — был знаменит своими библиотеками, с XI века в городе действовали школы среднего и высшего типа — медресе.
Чтобы примирить различные источники, можно предположить (и вероятность этого действительно велика), что Хайям начал свое образование именно в Нишапурском медресе, имевшем в то время славу аристократического учебного заведения, готовящего крупных чиновников для государственной службы, а затем продолжил его в Балхе и Самарканде.
Геометрическая теория кубических уравнений Омара Хайама
К окончанию учения относится, вероятно, первый опыт самостоятельной научной работы Хайяма, посвященной извлечению корня любой целой положительной степени n из целого положительного числа N. Первый трактат Хайяма до нас не дошел, однако имеются ссылки на его название — «Проблемы арифметики». Указывается, что в этом трактате Хайям, на базе более ранних работ индийских математиков, по сути дела, предложил метод решения уравнений х^n = a (n — целое число), аналогичный методу Руффини-Горнера. Кроме того, в трактате, по всей видимости, содержалось правило разложения натуральной степени двучлена (a+b)^n, то есть известная формула бинома Ньютона для натуральных показателей. Разумеется, пока рукопись «Проблем арифметики» не найдена, о ее содержании можно только догадываться, опираясь, прежде всего, на труды учеников и последователей Хайяма. Многие вышеизложенные выводы сделаны исследователями на основании трактата Насир ад-Дина ат-Туси «Сборник по арифметике с помощью доски и пыли», в котором автор излагает ряд новых результатов, не претендуя, в то же время, на их открытие.
7 фактов об Омаре Хайяме, которые стоит знать
Хайям был великим математиком. Он написал фундаментальную научную работу по классификации и решению уравнений трех степеней под названием «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы», используя опыт аль-Хорезми и Архимеда. Этот труд ценен и знаменит, в числе прочего, тем, что в предисловии к нему дано первое из дошедших до нас определение алгебры как науки. У Омара Хайяма оно звучало так: «Алгебра — это наука об определении неизвестных величин, состоящих в некоторых отношениях с величинами известными, причём такое определение осуществляется с помощью составления и решения уравнений».
Еще один важнейший его труд по математике – это работа «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида», в которой ученым были доказаны первые теоремы геометрий Лобачевского и Римана.
Кроме того, заслуга Омара Хайяма как астронома состоит еще и в том, что им был составлен каталог из ста ярких звезд под названием «Маликшахов зидж».
Рубаи или рубайят (рубайат) – это не название произведения, как многие думают, а особая форма лирической поэзии, которая была широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке и берет свое начало в иранском устном народном творчестве. По сути, это философская лирика, в которой определенным образом рифмуются строки. Перевод с персидского на другие языки не передает в полной мере особенностей ритмики оригинала.Омар Хайям писал рубаи на протяжении всей своей жизни и является наиболее известным автором таких стихов. По разным данным, он может являться автором от трехсот до пятисот рубаи, но ему часто приписывают авторство рубаи, написанных другими авторами.
Русский иранист девятнадцатого века Валентин Жуковский в 1897 году написал статью, в которой указал на то, что среди четверостиший, приписываемых Омару Хайяму, довольно часто попадаются так называемые «странствующие», то есть такие, которые встречаются и у других персидских поэтов. Он призывал считать подлинными только те рубаи Хайяма, которые упоминаются в древнейших исторических произведениях, а таких набралось всего лишь шесть. Другие исследователи указывали, что истинно хайямовскими можно считать не более двух сотен стихотворений. Среди литературоведов и востоковедов есть шутка, что к двадцатому веку число рубаи, написанных Омаром Хайямом, выросло до пяти тысяч.
Большую популярность рубаи Омара Хайяма получили после того, как рукопись с (предположительно!) его стихами попала в руки Эдварда Фицджеральда, поэта времен викторианской Англии, и он перевел многие из них сначала на латинский язык, а потом и на английский. Этот сборник переведенных стихов получил широкую известность в Европе, и это положило начало многим исследованиям жизни и научной деятельности ученого, до того времени практически неизвестного на Западе.
- Не сохранилось прижизненных изображений Омара Хайяма, так что приходится только гадать, как он выглядит, но это не помешало нашим современникам установить памятники ученому во многих странах: такие есть в Бухаресте, Ашхабаде, Нишапуре. Статуя Омара Хайяма установлена в Павильоне персидских ученых на площади Мемориала Венского международного центра в Австрии.
- Уникальная личность Омара Хайяма вдохновила многих писателей и режиссеров на создание произведений, посвященных ученому: у Георгия Гулиа есть замечательный роман «Сказание об Омаре Хайяме», существует несколько фильмов о жизни ученого, снятых американскими и турецкими кинематографистами.
- Полностью имя Омара Хайяма звучит так: Гийяс-ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн-Ибрахим Хайям Нишапурии, и в нем содержится упоминание того, что он был сыном палаточника (слово «хайям» переводится как «палаточных дел мастер», «хайма» — «палатка»), а также упоминание его места рождения – Нишапур.
- Последними словами перед смертью Омара Хайяма были:
«Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился».
Незадолго до смерти ученый читал труд Абу Али ибн Сины (Авиценны) «Книги об исцелении», и во время чтения почувствовал приближение собственной смерти. Он заложил страницу книги золотой зубочисткой и закрыл ее, призвал своих родных и учеников, составил завещание, а после этого отказался от пищи и питья. Помолившись перед сном, стоя на коленях, и отдав земной поклон, Омар Хайям, которому на тот момент было 80 с лишним лет, произнес эти знаменитые слова и умер.
*******************
Специально для Журнала Calend.ru — Марина Опарина
Подпишитесь на новые статьи на канале
Новые достижения в математике
При дворе в Исфахане Омар Хайям занимался также математикой. В 1077 году он создал геометрический труд, посвященный истолкованию трудных положений Евклида. Впервые он дал исчерпывающую классификацию главных видов уравнений — кубических, квадратных, линейных (всего 25 видов), а также создал теорию решения уравнений кубических. Именно он впервые поставил вопрос о связи науки геометрии с алгеброй.
Долгое время книги Хайяма были неизвестными европейским ученым, которые создавали неевклидовую геометрию и новую высшую алгебру. И им пришлось заново пройти нелегкий и долгий путь, который за 5-6 столетий до них уже был проложен Хайямом.
При дворе Туркан-хатун
Двадцатилетний, относительно спокойный, период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха оборвался в конце 1092 года, когда, при невыясненных обстоятельствах, скончался султан Малик-шах; за месяц до этого был убит Низам ал-Мулк. Смерть этих двух покровителей Омара Хайяма средневековые источники приписывали исмаилитам.
Исфахан — наряду с Реем — был в это время одним из главных центров исмаилизма — религиозного антифеодального течения в мусульманских странах. В конце XI века исмаилиты развернули активную террористическую деятельность против господствовавшей тюркской феодальной знати. Хасан ас-Саббах (1054-1124) — вождь и идеолог исмаилитского движения в Иране, с юных лет был тесно связан с Исфаханом. Согласно уже упоминавшейся неправдоподобной легенде, именно Саббах и был третьим из молодых людей, поклявшихся в юности на крови в вечной дружбе и взаимопомощи (первые два — Хайям и Низам ал-Мулк).
Памятник Омару Хайяму в Нишапуре, Иран
Источники засвидетельствовали посещение Исфахана Хасан ас-Саббахом в мае 1081 года. Таинственны и страшны рассказы о жизни Исфахана в это время, когда развернули свою деятельность исмаилиты (в Европе их называли ассасинами), с их тактикой мистификаций, переодевания и перевоплощений, заманивания жертв, тайных убийств и хитроумных ловушек. Так, Низам ал-Мулк, как повествуют источники, был зарезан исмаилитом, проникшим к нему под личиной дервиша — странствующего мусульманского монаха, а Малик-шах тайно отравлен. В начале девяностых годов исмаилиты подожгли исфаханскую пятничную мечеть, пожар уничтожил хранящуюся при мечети библиотеку. После смерти Малик-шаха исмаилиты терроризировали исфаханскую знать. Страх перед тайными убийцами, наводнившими город, порождал подозрения, доносы и расправы.
Вдова Малик-шаха Туркан-хатун, опираясь на тюркскую гвардию («гулямов»), добилась провозглашения султаном младшего сына Махмуда, которому было всего 5 лет, и стала фактической правительницей государства. Положение Омара Хайяма при дворе пошатнулось. Туркан- хатун, не жаловавшая Низам ал-Мулка, не испытывала доверия и к близким к нему людям. Омар Хайям продолжал еще некоторое время работать в обсерватории, однако уже не получал ни поддержки, ни прежнего содержания. Одновременно он исполнял при Туркан-хатун обязанности астролога и врача.
Хрестоматийным стал рассказ об эпизоде, связанном с полным крушением придворной карьеры Омара Хайяма, — некоторые биографы относят его к 1097 году. Вот как описывает этот эпизод Ал-Байхаки: «Однажды имам Омар пришел к великому султану Санджару, когда тот был мальчиком и болел оспой, и вышел от него. Визир Муджир ад-Даула спросил у него: «Как ты нашел его и чем ты его лечил?» Он ответил «Мальчик внушает страх». Это понял слуга-эфиоп и доложил султану. Когда султан выздоровел, по этой причине он затаил злобу на имама Омара и не любил его».
Этот эпизод, по-видимому, относится к первым годам царствования старшего сына Малик-шаха Баркьярука, вскоре после того, как умер от оспы младший — Махмуд (примерно в это время болел оспой и сам Баркьярук, но выздоровел). Как видно, Санджар заподозрил Хайяма в недобросовестном лечении или в «дурном глазе». Возможно, что это было связано с тем, что Хайям участвовал и в лечении Махмуда и Баркьярука. Так или иначе, но Санджар, ставший впоследствии султаном, правившим сельджукидским государством с 1118 по 1157 год, на всю жизнь затаил неприязнь к Омару Хайяму.
Исфахан после смерти Малик-шаха вскоре потерял свое положение царской резиденции и главного научного центра, столица вновь была перенесена в Хорасан, в город Мерв. Хайям предпринимает попытку заинтересовать новых правителей в субсидировании обсерватории — пишет книгу с явным «популистским» характером «Науруз-наме» об истории праздновании Науруза, солнечного календаря и различных календарных реформ. Книга полна различных неправдоподобных анекдотов, ненаучных примет, нравоучений, легенд и вымыслов. Непосредственная цель этой книги видна в главе «Об обычаях царей Ирана», где, в качестве хорошего обычая, особенно подчеркивается покровительство ученым. Увы, книга не помогла — Исфаханская обсерватория пришла в запустение и была закрыта.
Омар Хайям: биография
Омар Хайям – легендарный ученый и философ, знаменитый благодаря своей невероятно результативной деятельности в таких сферах, как история, математика, астрономия, литература и даже кулинария. Он стал знаковой фигурой в истории Ирана и всего Востока. Среди всеобщих гонений (аналога инквизиции), притеснений за малейшее вольнодумие жил и работал такой великий человек, свободный дух которого вдохновляет потомков сотни лет спустя. Просвещать людей, мотивировать их, помогать им найти смысл в жизни – все это делал Омар Хайям для своего народа долгие годы, став одним из творцов культурной, общественной и научной жизни в Самарканде.
Восточный философ Омар Хайям
Его жизнь была настолько многогранной, а выдающиеся достижения – в совершенно противоположных сферах деятельности, что существует версия, будто бы Омара Хайяма никогда не существовало. Есть вторая мысль – что под этим именем скрывается несколько людей, математиков, ученых, философов и поэтов. Конечно, исторически точно отследить деятельность человека, жившего тысячу лет назад, непросто. Однако существуют доказательства, что Омар Хайям – не миф, а реально существующий человек с выдающимися способностями, живший сотни лет назад.
Известна и его биография – хотя, конечно, точность ее подтвердить не представляется возможным.
Портрет Омара Хайяма
Родился мужчина в 1048 году в Иране. Семья у Омара была полная и крепкая, отец и дед мальчика происходили из древнего рода ремесленников, поэтому в семье были деньги и даже достаток. С раннего детства мальчик демонстрировал уникальные аналитические способности и специфические таланты, а также такие черты характера как усидчивость, любознательность, ум и рассудительность.
Он очень рано научился читать, к восьми годам полностью прочитал и изучил священную книгу мусульман – Коран. Омар получил хорошее для того времени образование, стал мастером слова и успешно развил свои ораторские способности. Хайям прекрасно разбирался в мусульманском законодательстве, знал философию. Он с молодых лет стал знаменитым в Иране знатоком Корана, поэтому к нему обращались за помощью в трактовке некоторых особо затруднительных положений и строк.
В юности Хайям теряет отца и мать, самостоятельно отправляется на дальнейшее обучение математике и философским наукам, продав дом и мастерскую родителей. Он призывается ко двору правителя, получает работу во дворце и долгие годы проводит исследования и развивается творчески под присмотром главного человека в Исфахане.
Это интересно: Биография и факты: Виктор Мари Гюго: великий французский писатель
Пошатнувшееся положение Омара при дворе
В конце 1092 года оборвался 20-летний спокойный период его жизни при дворе Малик-шаха. В это время султан скончался при невыясненных обстоятельствах. А Низам ал-Мулк был убит за месяц до этого. Смерть двух покровителей Хайяма источники средневековья приписывают исмаилитам, представителям религиозно-политического движения, направленного против тюркской знати. После смерти Малик-шаха они терроризировали исфаханскую знать. Расправы и доносы были рождены страхом перед наводнившими город тайными убийствами. Началась борьба за власть, стала разваливаться великая империя.
Пошатнулось и положение Омара при дворе вдовы Малик-шаха Туркан-хатун. Женщина не доверяла приближенным Низам ал-Мулка. Омар Хайям еще некоторое время работал в обсерватории, но не получал уже ни прежнего содержания, ни поддержки. В это же время он выполнял обязанности врача и астролога при Туркан-хатун.
Знания, полученные Хайямом
Он владел множеством естественных и точных наук: геометрией, математикой, астрономией, физикой. Также Омар специально изучал историю, корановедение, теософию, философию и комплекс филологических дисциплин, который входил в понятие образованности в то время. Он знал арабскую литературу, владел в совершенстве арабским языком, а также знал основы стихосложения. Омар был искусен во врачевании и астрологии, а также изучал теорию музыки.
Хайям великолепно знал наизусть Коран, мог истолковать любой аят. Поэтому даже самые видные теологи Востока обращались к Омару за консультациями. Идеи его, однако, не вписывались в ислам в ортодоксальном его понимании.
Книги
Потомки нашли несколько книг и литературных сборников, написанных Хайямом. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько стихов из сборников, составленных Омаром, на самом деле принадлежат ему. Дело в том, что долгие века после смерти Омара Хайяма многие четверостишия с «крамольными» мыслями приписывались именно этому поэту во избежание наказаний для настоящих авторов. Так народное творчество становилось творчеством великого поэта. Авторство Хайяма именно поэтому часто ставится под сомнения, но доказано, что он точно самостоятельно написал более 300 произведений в стихотворной форме.
Рубаи Омара Хайяма
В настоящее время имя Хайяма связано в первую очередь с четверостишиями, наполненными глубоким смыслом, которые называют «рубаи». Эти стихотворные произведения заметно выделяются на фоне остального творчества периода, когда жил и сочинял Омар.
Основным отличием их написания является наличие авторского «Я» — лирического героя, который является простым смертным, не совершим ничего героического, но размышляющим о жизни и судьбе. До Хайяма литературные произведения писались исключительно о королях и героях, а не о простых людях.
Рубаи Омара Хайяма
Также писатель использует необычную словесность – в стихах отсутствуют вычурные выражения, традиционные многослойные образы Востока и иносказательность. Наоборот, автор пишет простым и доступным языком, конструирует мысли в содержательных предложениях, не перегруженных синтаксисом или добавочными конструкциями. Краткость и понятность – вот основные стилистические черты Хайяма, которые выделяют его стихи.
Будучи математиком, Омар мыслит логически и последовательно и в своих произведениях. Он сочинял на абсолютно разные темы – в его сборниках есть стихотворения о любви, о Боге, о судьбе, об обществе и месте обычного человека в нем.
Как провел последние часы жизни Омар Хайям
Биография краткая на русском языке этого ученого, философа и поэта была написана множеством авторов. Все источники сходятся в том, что год его смерти точно неизвестен. Самой вероятной датой ее считается 1123 год. Из источника 12 века до нас дошел рассказ о том, как Хайям провел последние часы жизни. Эту историю слышал от его родственника Абу-л-Хасан Бейхаки. В этот день Омар внимательно изучал «Книгу исцеления», написанную Авиценной. Добравшись до раздела «Единое и множественное», Хайям вложил между листами зубочистку и попросил позвать нужных людей для того, чтобы сделать завещание. Омар не ел и не пил весь этот день. Окончив последнюю молитву, вечером он поклонился до земли. Затем Хайям сказал, обратившись к богу, что познал его по мере возможности, и что знание его — это путь к нему. И умер. На фото ниже — его могила в Нишапуре.
Из каких еще источников можно узнать о жизни такого человека, как Омар Хайям? Биография БСЭ (Большой советской энциклопедии) вам подойдет, если достаточно лишь основных сведений о нем. Вы можете также обратиться к изданиям книг Хайяма, в предисловии к которым часто даются описания его жизни. Мы представили лишь основные сведения о таком человеке, как Омар Хайям. Биография, национальность его, истории из его жизни, стихи и трактаты — все это и по сей день интересует множество людей. Это говорит о большом значении наследия, которое он оставил, о большой роли в истории личности Омара Хайяма.
Омар Хайям – биография на русском языке кратко
Омар Хайям сегодня является одной из самых известных исторических личностей. А его рубаи (короткие четверостишья с глубоким философским смыслом) издаются по всему миру. Сегодня сложно найти человека, который бы ни разу не слышал имя этого ученого, философа и поэта. А ведь при жизни он не был настолько известен.
Имя Омара Хайяма обрело мировую популярность только в 19 веке благодаря английскому исследователю Эдварду Фицжеральду, который нашел записи философа, перевел их на английский и первым начал исследование трудов ученого.
Биография Омара Хайяма
Родился один из самых значимых поэтов и философов Востока в 1048 году на Иранской земле. Его родители являлись потомками ремесленников, поэтому жила семья не бедно. Мальчик с ранних лет отличался любознательностью, усидчивостью, проявлял аналитические способности. Он очень рано освоил письмо, чтение.
Ум молодого ученого был оценен по достоинству – Омар был приглашен во дворец правителя, где занимался исследованиями, писал научные труды, книги.
Омар Хайям был признан самым уникальным и многогранным ученым в истории. Он является автором научных трудов различных тематик. Вот далеко не полный список его достижений:
- Омар Хайям является автором самого точного календаря в мире (даже по сравнению с Григорианским), который он составил в результате многочисленных астрономических исследований. Продолжительность каждого месяца определялась в зависимости от движения Солнца по Зодиакальному кругу (от 20 до 32 дней). Ученый даже предложил собственный вариант названий месяцев, но они не прижились.
- Ученый является автором книги кулинарных рецептов, в которой содержаться рекомендации питания для представителей разных знаков Зодиака.
- Написал немало трудов в области алгебр и геометрии. Самыми известными работами являются историко-математическое исследования «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», «Речь о родах, которые образуются квартой».
Но самым известным произведением Омара Хайяма остаются его легендарные «рубаи». Интересно, что исследователи не могут точно сказать, сколько именно стихов и сборников написал философ.
Личная жизнь философа
Историки утверждают, что Омар Хайям, несмотря на свои рассуждения о любви, так и не был женат. По крайней мере, нет данных о его жене (женах). Одиночество ученого объясняется спецификой рода деятельности мужчины – его исследования часто становились поводом для гонений. Ведь вольно думающий ученый в Восточной стране всегда был в опасности.
Старость и смерть
Умер ученый в возрасте 83-х лет. Он прожил яркую жизнь. Но последние годы стали для Омара Хайяма настоящим испытанием. Когда умер падишах, под чьим покровительством работал ученый, философ из-за своих вольных высказываний подвергся гонениям. Перед смертью Омар Хайям жил в нужде, вел практически одинокий образ жизни, мало с кем общаясь.
О смерти поэта ходят легенды. По одному из преданий, Омар Хайям до последнего вздоха наслаждался жизнью, был активным, писал рубаи. А в один из дней ученый провел в молитве, сразу после которой тихо умер.
Творчество
Большинство современных ученых склоны к мысли, что все письменные труды ученого, которые удалось найти – это всего лишь маленькая часть исследований, которая, скорее всего, был записана приверженцами философа.
Творчество Омара Хайяма – это беспрецедентное явление. Легендарные рубаи не только стали частью школьной программы разных стран мира. Лаконичные четверостишья сегодня разобраны на цитаты.
Эксперты утверждают, что среди всех произведений, классифицируемых рубаями, написанных Омаром не более 500.
Интересные факты
Многогранность талантов ученого привела к тому, что до середины 19 века, пока не началось более подробное изучение работ Омара Хайяма, считалось, что автор поэзии и научных трудов – это разные люди. И только благодаря возросшему интересу к персоне ученого в конце 19 века было подтверждено многогранность талантов личности.
Личность Омара Хайяма стала значимой фигурой в истории. Сегодня именем поэта назван планетарий в Нишапуре (Иран), один из кратеров на обратной стороне Луны. С развитием кинематографа было снято несколько биографических фильмов, рассказывающих историю жизни ученого.