Детство и юность
Ференц Лист (Ferenc Liszt) родился 22 октября 1811 года в венгерском городке Доборьян. Он был единственным ребёнком в семье. О его матери известно мало, поэтому о ней можно рассказать только кратко. Женщину звали Анна-Мария. Она была дочерью пекаря и в молодости жила в Кремсе-на-Дунае. В девятилетнем возрасте она потеряла родителей. Ей пришлось переехать в Вену, а в 20 — к брату в Маттерсбург. Именно там она познакомилась со своим будущим мужем.
Отец Ференца, Адам, был смотрителем за стадом овец в поместье князя Эстерхази. Параллельно с основной работой он играл на виолончели в княжеском оркестре и сочинял музыкальные произведения. Мужчина был знаком со многими приезжими музыкантами. Известно, что он общался с самим Бетховеном. Позже Адам научил Ференца игре на виолончели. А в церкви мальчик научился петь и играть на органе. В 8 лет он первый раз выступил на публике. Позже Адам возил сына в гости к знатным личностям, которых Ференц радовал игрой на рояле.
В 1821 году семья Листов переехала в Вену. Адам считал, что его сын должен получить хорошее музыкальное образование.
- Карл Черни.
- Антонио Сальери.
Ференц выступал на многих венских концертах и быстро покорил венскую публику. На одном из его выступлений присутствовал Бетховен. Композитор был поражён игрой Листа и после концерта поцеловал его в знак уважения. Этот случай вселил в мальчика уверенность в себе и вдохновил связать свою будущую жизнь исключительно с музыкой.
В 1823 году Лист хотел поступить в консерваторию в Париже, однако туда принимали только французов. Но Ференца это не огорчило. Он остался с родными в Париже и стал зарабатывать, играя на концертах. Начинающий музыкант быстро добился успеха. Среди его поклонников были знаменитые и влиятельные личности. Лист даже был приглашён играть специально для французской королевской семьи.
Когда Ференцу было 16 лет, его отец скончался. Юноша был очень подавлен. В течение нескольких лет он редко появлялся на публике и давал мало концертов. В 1830 году Лист заставил себя продолжить музыкальную карьеру. Благодаря выступлениям он познакомился с такими знаменитыми писателями, как Гюго, Бальзак и Жорж Санд. На творчество Листа повлияли:
- Берлиоз.
- Паганини.
- Шопен.
Смерть
В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.
Ференц Лист в последние годы
Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.
Усыпальница Ференца Листа
Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.
Любовь Ференца Листа
В 1834 году он знакомится с Марией д’Агу, которая оказала огромное влияние на его творчество. Красавица парижских салонов пленила Листа. Во имя любви, она оставляет семью, дом и едет со своим любимым искать счастье на чужбину. С 1835 по 1839 годы они путешествуют по Швейцарии и Италии. Счастье от взаимной любви, красота природы, эмоции впечатления от путешествий рождают новый музыкальный цикл «Годы странствий» — первый год- Швейцария и «Годы странствий», «Второй год»- Италия, замысел которых так же весьма романтичен.
Ф.Лист. Годы странствий. Италия
Примерно в этот же период, Лист очень много размышляет о силе искусства, о судьбе художника. Своими размышлениями он вносит в книгу «Письма странствующего бакалавра», а так же делится своими мыслями с друзьями в форме открытых писем, публиковавшихся парижской музыкальной газете. В Швейцарии он преподает в консерватории. В Италии он дает много концертов (в основном — благотворительные). На вырученные средства устанавливается памятник Бетховену в Бонне, а так же эти средства идут на помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии.
«Благотворительность концертов Прилив давала новых сил. Звучали вслед аплодисменты. На крыльях Славы дух парил»
В браке у них родилось трое детей, но союз с Марией вскоре распался. В 1841 году Мари возвращается с детьми к матери в Париж. На прощание она сказала Листу: «У нас все было хорошо, имей хоть несколько спокойных месяцев. Но ты бродишь по свету как вечный странник…»
Ранние годы
Композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 на территории Венгрии, в городе Доборьян. Сейчас это место называется Райдинг, населенный пункт находится в Австрии.
Ференц Лист в детстве
Отец мальчика, будущего виртуоза — Адам Лист. Был музыкантом, играл в оркестре под руководством самого Франца Йозефа Гайдна. Параллельно занимал чиновничью должность. В раннем возрасте сразу после окончания школы хотел уйти в монахи и примкнуть к католическому ордену францисканцев. Однако потом передумал.
Затем долгое время играл на виолончели. После переезда в австрийский Айзенштадт продолжил заниматься музыкой. Выступал со многими выдающимися деятелями искусства позапрошлого века: Бетховеном и прочими.
Мать будущего композитора, Анна-Мария Лаггер, имела простое происхождение. Отец девочки работал пекарем. После смерти родителя она осиротела, и начала скитаться по стране пока в юные годы не познакомилась с Адамом Листом.
Ференц или Франц (зависит от транскрипции) был единственным ребенком семьи
Все свое внимание родители посвящали ему. Мальчик с юных лет проявлял интерес к музыке и недюжинные способности
Ференц Лист в юности
Отец, будучи исполнителем талантливым и умелым, давал сыну первые уроки. Примерно в 5 лет, в 1816 году молодой человек начал учиться играть на фортепиано. Параллельно с этим в местной церкви он осваивал пение. Также мальчик регулярно посещал органиста, где пытался совладать со сложным инструментом.
Ференц Лист с раннего возраста получал всестороннее музыкальное образование. Даже для тех лет подход к его обучению был очень фундаментальным.
Когда молодому человеку исполнилось 8, он был неплох в исполнении и добился успехов. Отец представил сына знатным вельможам. Мальчик сыграл на фортепиано и был встречен очень тепло. Сомнений в его музыкальности и большом будущем не оставалось.
Отец понимал, что в мелком городе найти достойных учителей и обеспечить сыну необходимое развитие невозможно. В 1821 году Адам Лист перевез отпрыска в Вену.
Здесь молодой человек брал уроки фортепианного искусства у Карла Черни, который имел репутацию грамотного и опытного педагога. Отношения учителя и его подопечного складывались сложно, но лишь поначалу. Творческие умения и сила таланта Листа-младшего делали свое дело.
Ф. Лист в молодости
Уроки проходили безвозмездно, Черни денег не брал. Вскоре молодого человека заприметил Антонио Сальери. Исполнительский дар будущего виртуоза произвел на мэтра такое сильное впечатление, что тот согласился давать ему уроки теории и музыкальной грамоты совершенно бесплатно.
Всего за несколько лет Ференц Лист обрел статус умелого, широко известного музыканта, часто играл на концертах в Вене. Во время одного из выступлений он заслужил эмоциональную похвалу самого Бетховена. Этот эпизод музыкант помнил всю свою жизнь.
Жизнь в Париже
Амбициозный отец перевез Ференца в Париж с целью поступления в Парижскую консерваторию. Однако здесь были открыты двери только для детей-французов. Чтобы как-то свети концы с концами, Ференц стал давать концерты — так в раннем возрасте началась его профессиональная деятельность. В этот же период Лист приступил к сочинительству. В 14 лет юный композитор написал оперу «Дон Санчо, или Замок любви».
В возрасте 16 лет Лист впервые столкнулся с большой трагедией — умер его отец. Юный музыкант погрузился в тяжелую депрессию и вернулся к нормальной жизни только спустя три года. Музыканта пробудила Июльская революция, которая буквально взорвала социум Парижа. Лист не смог остаться в стороне от общественной жизни и написал «Революционную симфонию».
Ференц начал давать концерты и постепенно в его жизни появились новые знакомства, самыми важными из которых оказались дружеские отношения с Никколо Паганини. Игра гениального скрипача пробудила у Листа желание совершенствовать собственную технику.
Молодые годы
Родился Ференц Лист в Венгрии 22 октября 1811-го года. Он был единственным ребенком в семье. Его отец, Георг Адам Лист, служил в администрации князя Эстерхази. Эстерхази – это были крупнейшие землевладельцы Венгрии, они быстро обогатились и считались ровней прочим европейским монархам.
Но вернемся к родителям знаменитого пианиста и композитора. До 14 лет отец будущей знаменитости играл в оркестре князя. Он был виолончелист. Потом молодой Адам решил стать послушником францисканского ордена, но через два года передумал и вышел из этого ордена, хотя и продолжал испытывать к нему теплые чувства и в честь него назвал своего сына Францем.
Сам Франц (Ференц) Лист тоже всю жизнь поддерживал связь с францисканцами, а в конце своего жизненного пути стал одним из них. Но вернемся к отцу композитора. Тот тоже активно писал музыку, посвящая ее венгерским монархам. Так он добился выгодного назначения, а в свободное от работы время продолжил играть в оркестре. Он играл со многими приезжими музыкантами, а среди них были и такие знаменитости, как Керубини и Бетховен. Последний стал кумиром Адама, а потом и его сына, Франца.
Мать Франца была дочерью пекаря, в детстве работала горничной, так как очень рано осиротела (в девять лет), а в двадцатилетнем возрасте переехала в Маттерсбург к своему брату. Там она и познакомилась с Адамом, который как раз посещал своего отца. Спустя недолгое время после своего знакомства они решили пожениться.
Спустя десять месяцев после свадьбы у них родился сын, которого они нарекли Францем. Странно, что чаще всего используется его венгерская версия Ференц. А странно потому, что сам Лист слабо владел своим родным, казалось бы, языком.
Адам с самых ранних лет стал усердно учить своего сынишку музыке. Кроме того, ребенок пел в церковном хоре, а еще брал уроки у местного органиста.
Проучившись в течение трех лет, Франц, а ему тогда было восемь, дал свой первый публичный концерт. После этого события отец возил ребенка к знатным вельможам, у которых тот играл на рояле. Те относились к малышу весьма благожелательно, но Адам понимал, что Францу следует продолжать учиться. И они отправились в Вену.
И вот, начиная с 1821-го года, Франц Лист начинает учиться у знаменитого Карла Черни, который развил его универсальность в фортепианном искусстве. Теорию он изучал у Антонио Сальери, после чего стал приводить венских слушателей в восторг. Даже Бетховен остался в великом удовлетворении от игры Листа.
Романтизм – что это
В свое время музыка эпохи романтизма стала ответом на начало эпохи Просвещения и научно-технического развития. Люди начинали чувствовать себя значительно свободнее, воображение рисовало самые небывалые и незабываемые картины… Человечество достигло своего Золотого Века, хотя еще и не совсем это осознавало. Читайте еще: Гайдн биография.
Чтобы вам было проще понимать, в какое время жил и творил Ференц Лист, стоит упомянуть и даже подчеркнуть, что только-только начиналось развитие феномена объединения с природой, люди (да-да, это начало происходить именно в этот период) стали устраивать пикники, заниматься альпинизмом и прокладывать новые маршруты для путешествий. В немалой степени развитию этой точки зрения по отношению к окружающему миру стало появление транспортных средств, таких как паровоз, пароход и многих других.
Человек еще не совсем понял, что ему со всем этим делать, вот и впал в излишний романтизм, который обернулся классицизмом в живописи, культом чувств и естественного в поэзии (все тот же Пушкин) и в музыке (как у героя нашего сегодняшнего повествования).
Последний период творчества
Как и в юности, в годы разочарования композитор ищет утешение в религии. Летом 1863 года он поселяется в монастыре под Римом. Здесь его посещает Папа Римский, они беседуют о реформе церковной музыки.
Два года спустя приходит известие о смерти генерала Витгенштейна, и ничто больше не мешает браку с Каролиной, но она отказывается от брака. Вскоре (в апреле 1865 года) Лист принимает сан аббата.
Духовный сан не помешал активной творческой деятельности Листа. В начале 60-х годов он заканчивает ряд произведений духовного содержания. Наиболее значительное среди них – оратория «Легенда о Святой Елизавете», премьера которой состоялась в Пеште. Вскоре была закончена вторая оратория – «Христос» – и написана «Венгерская коронационная месса». Из сочинений светской музыки в Риме были созданы два широко известных фортепианных этюда – «Шум леса» и «Хоровод гномов», «Испанская рапсодия», а также множество фортепианных транскрипций.
Последние 17 лет жизни Лист делит между Римом, Веймаром и Будапештом. Он окружен всеобщим поклонением, в Веймар к нему приезжают многие музыканты, в том числе Бородин, Кюи, Глазунов.
Укрепляются связи композитора с родиной. В 1872 году возникает венгерское Листовское общество, с небывалым размахом празднуются торжества, посвященные 50-летию творческой деятельности Листа. Ему вручают золотой лавровый венок и медаль, выбитую по поводу этого события, а через некоторое время он получает от одного из любителей музыки чайный сервиз, 12 чашек которого украшены темами Венгерских рапсодий. В 1875 году, после длительных хлопот Листа, в Будапеште открывается Музыкальная академия (ныне она носит его имя). Он становится ее почетным президентом и ведет класс фортепиано.
К наиболее значительным сочинениям позднего периода (70 – 80-е годы) следует отнести «Третий год странствий», второй и третий «Мефисто-вальсы», «Мефисто-польку», последние венгерские рапсодии (16–19), 13-ю симфоническую поэму «От колыбели до могилы».
Смерть Листа, подобно всей жизни, свидетельствовала о благородстве его натуры. В свое время его дочь Козима и Вагнер, которого он считал лучшим другом, пошли на открытый скандал. Не дождавшись официального развода с Бюловым, Козима забрала детей, из которых последняя – Изольда – была дочерью Вагнера, и уехала к нему. Она порвала все отношения с отцом и не виделась с ним пять лет. Теперь же, в июле 1886 года, когда Вагнера уже не было в живых, Козима попросила отца приехать в Байрёйт — присутствовать на спектаклях «Тристана и Изольды», чтобы своим авторитетом подчеркнуть дело Вагнера. Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрёйте 31 июля 1886 года.
Немецкое название – Райдинг
После Черни Лист не имел других преподавателей по фортепиано
Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории – итальянец Л. Керубини
У него же, несколькими годами спустя, обучался Берлиоз
Позже Лист сделал переложение «Каприсов» Паганини
в октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло, где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием, что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все больше погружаясь в религию.
Иногда его именуют вторым веймарским периодом
↑ Зрелые годы
В тридцатые годы музыкант увлекся бурными революционными событиями и вернулся в музыку. Выступал с концертами, которые имели огромный успех, вынашивал идею произведения на тему революционных событий.
Ференц познакомился с видными музыкантами и литераторами. Занимался преподаванием, его дом посещали лучшие европейские пианисты. Он выступал со статьями о музыкальном искусстве и его проблемах.
В 30-40-е годы много выступал с гастролями в разных европейских странах. В Веймаре занимался организацией музыкальной жизни, в Швейцарии — преподавательской работой.
Ференц Лист фото
В 60-е годы перебрался в Рим, где создал несколько значимых произведений религиозной направленности. Являясь с 1875 г. президентом Высшей музыкальной школы в Венгрии, выступал на фестивалях, посвященных Вагнеру. В 60-х годах, переехав в Рим, сосредоточился на музыке духовного направления.
В 1875 году Лист избран президентом венгерской Высшей музыкальной школы. Выступал на вагнеровских фестивалях в Байроте. Он серьезно заболел после выступлений на одном из них. Умер Ф. Лист 31 июля 1986 года.
Музыка
Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.
Композитор Ференц Лист
После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и Никколо Паганини.
Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.
Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество Фридерика Шопена.
В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Альфредом де Мюссе.
Ференц Лист за фортепиано
В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.
Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.
Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.
Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.
Памятник Ференцу Листу
В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.
Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».
Музыкальная карьера
В 1833 году, в возрасте 22 лет, Лист встретил графиню Марию д’Агуль. Вдохновленный любовью и природой, он написал несколько впечатлений о швейцарской деревне в «Album d’un voyageur», который позже появится как «Années de Pèlerinage» («Годы паломничества»). В 1834 году Лист дебютировал со своими фортепианными композициями «Гармонии и поэзии и религии» и набором из трех «Явлений».
Укрепленный новыми работами и несколькими публичными выступлениями, Лист начал штурмом брать Европу. Его репутация была подкреплена еще большим фактом, что он отдал много своих доходов от концертов на благотворительные и гуманитарные цели. Например, когда в 1842 году он узнал о Великом огне Гамбурга, который разрушил большую часть города, он дал концерты, чтобы помочь тысячам бездомных. На личном уровне, однако, дела у Листа были менее чем славные. Его отношения с Марией д’Агул, которая к тому времени родила троих детей, наконец закончились. В 1847 году, находясь в Киеве, Лист встретил принцессу Каролину цу Сайн-Витгенштейн. Ее влияние на него было драматичным; она поощряла его прекратить гастролировать и вместо этого учить и сочинять, чтобы он мог жить с ней более домашней жизнью.
В следующем году пара переехала в Веймар, Германия, и Лист начал концентрироваться на более высокой миссии — создании новых музыкальных форм. Его самым известным достижением в это время было создание так называемой симфонической поэмы, разновидности оркестрового музыкального произведения, которое иллюстрирует или вызывает стихотворение, историю, картину или другой не музыкальный источник. Эстетически, симфоническая поэма в некотором роде связана с оперой; это не спето, но объединяет музыку и драму. Новые работы Листа вдохновили нетерпеливых учеников искать его руководства. В течение следующих 10 лет радикальные и новаторские работы Листа попадали в концертные залы Европы, завоевывая его стойких последователей и жестоких противников.
Последние годы жизни композитора Franz Liszt
В 1886 году маэстро принял участие в одном из местных музыкальных мероприятий. Тогда была плохая погода, в результате чего Лист заболел. Он не получил должного лечения, и в результате простое заболевание переросло в воспаление лёгких. У музыканта практически не было сил. Вскоре у него возникли проблемы ещё и с сердечно-сосудистой системой.
Затем медики констатировали у музыканта отёки нижних конечностей. Из-за заболевания он не мог нормально передвигаться. Вскоре он уже не мог самостоятельно передвигаться даже по дому. 19 июля 1886 года состоялось последнее выступление знаменитого гения. 31 июля его не стало. Он скончался в местной гостинице.
Занимательные факты
Жизнь Ференца Листа была яркой и разнообразной. О венгерском композиторе имеется немало интересных фактов, которые не всегда можно найти в кратких биографиях:
- При крещении имя Листа было записано как Франсискус. В Австрии композитора называли на немецкий манер — Франц.
- Руки Листа были как будто созданы для игры на фортепиано: его кисти была характерна большая растяжка, поэтому композитор мог брать практически две октавы.
- Первую и единственную оперу «Дон Санчо» Ференц создал в 14 лет. Партитура была утеряна, но её нашли в 1903 году.
- Во время игры пианист становился таким эмоциональным, что в процессе мог порвать струны или разбить молоточки музыкальных инструментов.
- Манеру исполнения композитора считали уникальной. Во время выступления он часто играл на нескольких инструментах поочерёдно.
- Виртуозность исполнения венгерского композитора поражала любого слушателя. Его игра на рояле могла создать впечатление выступления целого оркестра.
- Бетховен, который поцеловал Ференца после концерта, был кумиром мальчика ещё задолго до их встречи.
- Лист не только сочинял и исполнял музыку. Он также был великолепным дирижёром.
- Поскольку в жизни Ференца были периоды, когда он не появлялся на публике долгие годы, один раз в Париже по ошибке был опубликован его некролог.
Во всех произведениях, которые сочинил Лист, видна самобытность, стремление к новому, богатая фантазия и смелость. Его своеобразный взгляд на искусство позволил создать запоминающиеся шедевры, способные покорить любого слушателя.
https://youtube.com/watch?v=JGVi5HrKJME
Годы странствий (1835 – 47)
Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д’Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) – одно из значительных, новаторских произведений Листа.
В конце 1839 года Лист расстается с графиней д’Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.
На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его оперу «Руслан и Людмила», сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.
В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.
Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.