Людвиг йозеф иоганн витгенштейн

Личная жизнь

Витгенштейн состоял в романтических отношениях как с женщинами, так и с мужчинами. Помогая сестре в строительстве дома в Вене в период с 1926 по 1928 год, он познакомился со шведкой Маргаритой Респингер. Пять лет девушка стойко переносила аскетический образ жизни партнера, но последней каплей стала поездка в Норвегию. В ней Респингер поняла, что не сможет стать женой философа, и покинула его.

В числе избранников Людвига называют Дэвида Пинсента, с которым философ был в отношениях в 1912-м, Фрэнсиса Скиннера, его партнера в 1930-м, и Бена Ричардса, фигурировавшего в личной жизни австрийца в 1940-х.

Биография Витгенштейна

Людвиг Витгенштейн появился на свет 26 апреля 1889 года в Вене. Он рос и воспитывался в семье сталелитейного олигарха еврейского происхождения Карла Витгенштейна и Леопольдины Кальмус. У своих родителей он был самым младшим из 8 детей.

Детство и юность

Глава семейства являлся одним из богатейших людей Европы. Он планировал вырастить из сыновей зажиточных предпринимателей. В связи с этим мужчина решил не отдавать детей в школу, а дать им домашнее образование.

Людвиг в детстве

Карл Витгенштейн отличался суровым характером, вследствие чего требовал беспрекословного подчинения от всех членов семьи. Это негативно отразилось на психике детей. В результате, в молодости трое из 5 братьев Людвига свели счеты с жизнью.

Это привело к тому, что Витгенштейн-старший смягчился и разрешил Людвигу и Паулю посещать обычную школу. Людвиг предпочитал находиться в одиночестве, получая довольно посредственные оценки и крайне трудно находя общий язык с другими ребятами.

Существует версия, согласно которой Людвиг учился в одном классе с Адольфом Гитлером. В свою очередь его брат Пауль стал профессиональным пианистом. Интересен факт, что когда на войне он лишился правой руки, Паулю удалось продолжить играть на инструменте.

В юности Витгенштейн увлекся инженерным делом, а затем и авиаконструированием. В частности, он занимался конструированием пропеллера. Тогда же он стал проявлять интерес к проблеме философских оснований математики.

Детство, отрочество, юность

Людвиг Йозеф Иоганн родился 26 апреля 1889 года в семье одного из самых богатых людей Австро-Венгрии — сталелитейного магната Карла Витгенштейна. Три дочери, четыре сына и одна жена Витгенштейна-старшего жили в роскоши и благополучии. Впоследствии Людвиг даже утверждал, что в их особняке было девять роялей. Впрочем, биографы отказываются этому верить. Хотя доподлинно известно, что к Витгенштейнам регулярно захаживали композиторы Густав Малер и Иоганнес Брамс, а братья Ганс и Пауль были талантливыми пианистами, остается неясным, кто играл на оставшихся пяти инструментах. (К слову, после того как Пауль потерял на войне правую руку, Морис Равель специально для него сочинил знаменитый сейчас Концерт для фортепиано с оркестром ре минор для левой руки.) Сам же Людвиг в детстве отлично играл на кларнете.

Пауль Витгенштейн остался концертирующим музыкантом даже после того, как ему оторвало руку на войне.

По словам Витгенштейна, задумываться над философскими вопросами он стал уже в восемь лет: «Вижу себя стоящим у двери и размышляющим, зачем люди говорят правду, когда врать гораздо выгоднее».

Получив изрядное начальное домашнее образование, Людвиг отправился за средним. Примечательно, что одним из его одноклассников по Линцевской школе оказался Адольф Гитлер* (тогда еще известный под фамилией Шикльгрубер), который после захвата Австрии в 1938 году вынудит Витгенштейна принять английское гражданство.

* Примечание Phacochoerus»a Фунтика:

Справедливости ради надо добавить, что единственным подтверждением этому служит найденная в 1998 году расплывчатая черно-белая фотография класса Витгенштейна, на которой при желании за юного Гитлера можно
принять практически всех одноклассников Витгенштейна

»

В 1908-м, после двух лет обучения на инженера-механика в Берлине, Людвиг поступил в Манчестерскую высшую техническую школу, где занимался разработкой математической модели пропеллера и выяснял особенности движения воздушных змеев в верхних слоях атмосферы. Затем у Витгенштейна появилось новое увлечение — математическая логика, и в 1911 году он уехал в Кембридж, где преподавал Бертран Рассел, автор многочисленных трудов по этому предмету.

Значительный мыслитель[править | править код]

Австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых значительных мыслителей ХХ века.

Отказ от наследстваправить | править код

В январе года Карл Витгенштейн умер.
Людвиг неожиданно для себя оказался наследником огромного состояния. Вернувшись летом года из Норвегии в Вену, он решил, что ему не нужны деньги и разделил наследство между братьями и сёстрами, а также пожертвовал огромную сумму деятелям австрийской культуры.

Витгенштейн написал проживающему в Инсбруке издателю журнала «Der Brenner» Людвигу фон Фикеру письмо с предложением послать ему сто тысяч крон, чтобы тот распределил их между нуждающимися литераторами. Фикер в своем ответе поинтересовался, не шутка ли это предложение, — это были огромные деньги. В ответ Витгенштейн послал деньги.

Фикер начал распределять деньги, высчитывая, кому сколько полагается, исходя из культурной значимости реципиента и степени его потребности в деньгах. Наибольшие суммы (по 20 000 крон) получили трое — Райнер Мария Рильке, Георг Тракль и философствующий писатель Карл Даллаго.

  • Оставшиеся 30 000 крон были поделены между 9 литераторами и художниками (из них известность получил лишь Оскар Кокошка).
  • Витгенштейн сам ничего не знал о творчестве большинства тех деятелей австрийской культуры, кому он анонимно передавал деньги, полагаясь на мнение Фикера.

Частное и общественное

Язык существует только как нечто общее, разделяемое и принимаемое всеми людьми. Слово, которое использует только один человек, не имеет смысла, потому что не существует способа подтвердить, что именно оно означает. Для объяснения этой идеи Витгенштейн использовал образ жука в коробке. Если у каждого из нас будет коробка с жуком внутри, но никто не откроет свою коробку, чтобы показать остальным, можем ли мы называть жуком то, что внутри? Если никто не может проверить, что внутри именно жук, а не червяк или камень, то слово «жук» не может быть использовано для обозначения того, что внутри коробок.

Тот же подход Витгенштейн использовал, чтобы объяснить, как мы описываем наши ощущения — например, боль. Такое сугубо личное переживание, как, например, зуд или покалывание, философ может обозначить любым термином — например, S. И каждый раз, когда один и тот же человек будет испытывать те же ощущения, он может обозначать их как S. но до тех пор, пока общество не согласилось, что во второй раз эти ощущения не отличались (или хотя бы не слишком отличались) от первого раза, термин S для их обозначения будет таким же бессмысленным, как любой шум, восклицание «ой!» или даже фраза «Я испытываю зуд».

Витгенштейн использовал этот рисунок, чтобы исследовать, как именно мы видим предметы. Мы можем сказать, что именно мы видим в конкретный момент — утку или кролика или одновременно и утку, и кролика. Витгенштейна интересовал процесс, когда в нашем сознании второй возможный образ проступает сквозь первый

Теперь нам становится понятнее первое предложение «Трактата…» Витгенштейна: «мир есть все то, что происходит». На первый взгляд, это кажется очевидным утверждением, но Витгенштейн имел в виду, что мир состоит из утверждений, которые могут быть использованы в недвусмысленном «идеальном» языке. «Витгенштейн мертв» — это утверждение, которое может быть признано только истинным или ложным, поэтому оно является частью мира. Просто «Витгенштейн» не является утверждением, и поэтому не может рассматриваться. Таким образом, Витгенштейн установил пределы языка. В этих пределах обсуждение привычных для философии предметов кажется невозможным. однако существуют признаваемые всеми определения, которые объединяют всех нас.

Поделиться ссылкой

Влияние идей Витгенштейна

Идеи Витгенштейна имеют большую значимость. Однако их толкование представляет большую трудность. Существует значительный разброс мнений и оценок по отношению как к его ранним трудам и воззрениям, так и к его позднему периоду творчества.

Вопросы и темы, которые были поставлены и развиты в трудах Витгенштейна, и предложенный им новый способ философствования во многом определили характер современной западной (в частности, англо-американской) аналитической философии. Были осуществлены попытки сблизить идеи Витгенштейна с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией. Современные западные публикации содержат многие тексты из его обширного рукописного наследия.

Творчество Витгенштейна можно охарактеризовать как масштабное и глубокое. Витгенштейн:

  • проанализировал языковую практику;
  • констатировал близость научных предложений и предложений повседневной жизни;
  • выделил конструктивный, творческий характер языковых игр;
  • критически рассмотрел догматические идеи о соотношении субъекта и объекта, языка и реальности.

Однако имеются и критики идей Витгенштейна, которые ставят ему в вину неправильность сведения всей сферы человеческой жизни к языковой практике, пренебрежительное отношение знаний общества об объективной реальности как таковой и, как следствие этого, выражение агностических мнений, игнорирование связи между субъектом и объектом.

Замечание 3

Ежегодным мероприятием стали Витгенштейновские симпозиумы, которые проводятся в австрийском городе Кирхберг-на-Векселе и собирают философов и ученых со всего мира.

Людвиг Витгенштейн

62 0

(1889—1951 гг.) философ Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно.Границы моего языка означают границы моего мира.Если бы я мог описать пределы мира, то они просто перестали бы быть его пределами. Предел мира не есть предел чего-то протяженного, он присущ самому миру.Животные приходят, когда их окликают по имени. Совсем как люди.Мы сражаемся с языком.Ни одно предложение не может высказывать нечто о себе самом. Человек обладает способностью строить языки, позволяющие выразить любой смысл, понятия не имея о том, как и что обозначает каждое слово.Наш язык можно рассматривать как старинный город. Лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох. И все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами.Недоверие к грамматике есть первое требование к философствованию.О себе человек пишет с высоты собственного роста.

Здесь стоят не на ходулях или на лестнице, а только босыми ногами на земле.О том, какого рода объектом является нечто, дает знать грамматика.Печатную строку взгляд и пробегает иначе, чем ряд произвольных крючков и завитушек.Предложение есть модель действительности, как мы ее себе мыслим.Повседневный язык — часть человеческого устройства, и он не менее сложен, чем это устройство.Понимать предложение — значит понимать язык. Понимать язык — значит владеть некой техникой.Понятие «боль» ты усвоил вместе с языком.Предложение может передавать новый смысл старыми выражениями.Предложение показывает, что оно говорит. Тавтология и противоречие показывают, что они не говорят ничего.Предложение само по себе ни вероятно, ни невероятно.Что зависит от моей жизни?Предложение является истинным, когда существует то, что оно представляет.Путаницы, занимающие нас, возникают тогда, когда язык находится на холостом ходу, а не тогда, когда он работает.Разложенное предложение говорит больше, чем не разложенное.

Когда предложение столь же сложно, как и его значение, оно полностью разложено.Стремиться ясно выразить дух — большое искушение.То, чего ты достиг, не может значить для других больше, чем для тебя самого.Ты всматриваешься в туман и поэтому можешь внушить себе, что цель уже близка. Но туман рассеивается, а цель еще не видна.Человеческий взгляд обладает способностью придавать ценность вещам. Правда, тогда они поднимаются и в цене.Что достижимо посредством лестницы, меня не интересует.Этика и эстетика — одно.Я есть мой мир.Я не есть предмет.Язык — это лабиринт путей.(Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. — М. Просвещение. 2006.).

Цитата не воробей

Заучи эти шесть знаменитых высказываний Витгенштейна и примени их, когда в следующий раз будешь знакомиться с девушкой на дискотеке.

Все, что может быть сказано, должно быть сказано ясно.
Если бы я думал о Боге как о другом существе, подобном мне самому, вне меня, только бесконечно более могущественном, тогда бы я своей непосредственной задачей считал вызвать его на поединок.
О чем нельзя говорить, о том нужно молчать.
Я единственный профессор философии, который не читал Аристотеля.
Граница моего языка — это граница моего мира.
Люди, которые то и дело спрашивают «почему?», похожи на туристов, стоящих перед зданием и читающих в своем путеводителе об истории его создания. Это мешает им видеть само здание.

«У вас ужасный учитель»

Двадцать лет Витгенштейн отдал преподаванию в Кембридже, и все это время он не переставал удивлять студентов. Спустя много лет его подход к работе уже не кажется столь эксцентричным — теперь на каждом факультете философии обязательно найдется человек схожего склада ума. Но тогда его выступления за кафедрой регулярно превращались в шоу.

Вот так свое обучение у философа вспоминал американский ученый Норман Манкольм.

Преподаватель был весьма жесток к студентам, которые казались ему недалекими выскочками. Несколько его воспитанников после семинаров отказывались продолжать обучение. В будущем они становились кем угодно, но стремились держаться от философии как можно дальше. Наверное, очень не хотели иметь малейшую возможность еще раз встретиться с Людвигом в одном помещении. Зато из них получались хорошие психиатры, механики и работники заводов.

С началом Второй мировой войны работа Витгенштейна в Кембридже остановилась. Студенты уходили в армию, профессура разъехалась по другим университетам. В этих условиях философ вновь посчитал свою работу бесполезной. На фронт его не взяли, поэтому новое дело Людвига нашлось в медицине. Он продолжил философствовать в лондонском госпитале, куда его определили санитаром. Одна из главных звезд европейской науки разносила раненым таблетки. 

Когда Витгенштейн вернулся в Кембридж, его встретили грязные стены, окна в затемнении и пыль на древних деревянных лавках. Именно в таких унылых декорациях в 1946 году состоялась легендарная встреча с Карлом Поппером. Ее место точно известно — Кингз-колледж, корпус Гиббса, второй этаж, аудитория H3. Камин стоит на том же месте. Известно даже, что Карл Поппер перед семинаром пил китайский черный чай с лимоном, а Людвиг Витгенштейн пришел в брюках с пузырями и сияющих от мастики башмаках. 

Дальше точной хронологии нет. Она различается в официальной стенограмме и конспектах студентов. Мы приведем только один из вариантов — самый неказистый и потому реалистичный.

По своей обыденной привычке Людвиг сел у камина, где и заслушивал доклад оппонента. Их полемика началась с того, что Поппер отверг тезис Людвига об отсутствии каких-либо проблем в философии. Именно в этот момент в руках героя легенд появилась кочерга, которую он нервозно крутил в руках.

Секретарь собрания отмечает: «Аудитория не убеждена примерами Поппера. Атмосфера напряженная. Необычайный полемический накал. Повышенные тона». Присутствующий в аудитории Бертран Рассел просит его положить кочергу. Витгенштейн повинуется и говорит свои последние слова.

Витгенштейн срывается. Кадр из анимационного фильма «Тетраграмматон».

По аудитории проносятся тихие смешки. Людвиг замолкает. После этого он покидает помещение, громко хлопнув дверью. Мероприятие продолжается без него. Эта, казалось бы, житейская история, останется самым популярным философским мифом.

В скором времени Людвиг Витгенштейн прекратит преподавательскую деятельность и выйдет на пенсию. До конца своих дней он будет продолжать работу над вторым научным трудом — «Философскими исследованиями». В них он косвенно признает, что ошибался, работая над «Трактатом» — философии еще есть о чем говорить и рассуждать. Текст опубликуют только после смерти Витгенштейна, и он снова произведет фурор.

Сегодня такая карьера кажется немыслимой. Всего две опубликованных работы на десятки лет научных изысканий — ни один университет не будет держать такого неэффективного сотрудника. Но за пределами философии Людвиг успел попробовать в жизни все. Если что-то было им упущено, то биографы это исправили анекдотами и небылицами. 

Последняя игра Витгенштейна, описанная им в «Философских исследованиях». Увидевший утку не поймет увидевшего кролика.

Кочергу Витгенштейна очень быстро потеряли. Поговаривают, профессор Кембриджа Ричард Брейтуэйт спрятал ее, чтобы избежать наплыва любопытствующих. Вместо материального предмета она превратилась в языковую игру — Людвиг своим детищем мог бы гордиться. Сейчас она существует в виде своеобразного мема, появляясь в виде граффити на стенах университетов, в шутках и на экране. 

Философия

Когда Людвигу было около 22 лет он поступил в Кембридж, где был помощником и другом Бертрана Рассела. Когда в 1913 г. не стало его отца, молодой ученый оказался одним из богатейших людей в Европе.

Важно отметить, что Витгенштейн разделил наследство между родственниками, а также выделил определенную часть средств для поддержки творческих личностей. Сам же он обосновался в норвежской деревне, написав там «Записки о логике»

Исследования парня сопрягались с идеями касающимися языковых проблем. Он предлагал относится к тавтологии в предложениях как к истине, а противоречия расценивать как обман.

В 1914 г. Людвиг Витгенштейн отправился на фронт. Спустя 3 года его взяли в плен. Находясь в лагере для военнопленных, он почти полностью написал свой знаменитый «Логико-философский трактат», который оказался настоящей сенсацией для всего философского мира.

Однако Витгенштейн никогда не стремился к славе, которая обрушилась на него после издания данного труда. В этот период биографии он преподавал в сельской школе, а позже трудился садовником в монастыре.

Людвиг был уверен, что все главные философские проблемы в его трактате уже решены, но в 1926 г. он пересмотрел свои взгляды. Писатель понял, что проблемы по-прежнему существуют, а некоторые изложенные в его книге идеи являются ошибочными.

Тогда же Витгенштейн стал автором детского словаря произношения и орфографии. Одновременно с этим он сделал ряд поправок в «Логико-философском трактате», который стал представлять собой 7 афоризмов.

Ключевая идея заключалась в тождественности логической структуры языка и структуры мира. В свою очередь, мир состоял из фактов, а не из объектов, как он представлялся во многих философских системах.

Весь язык не что иное, как полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык подчиняется законам логики и поддается формализации. Все предложения, идущие вразрез с логикой не имеют смысла. То, что возможно описать, может быть сделано.

Трактат завершался седьмым афоризмом звучащим следующим образом: «О чем невозможно говорить, о том стоит молчать». Однако такое утверждение вызвало критику даже у последователей Людвига Витгенштейн, в связи с чем он решил пересмотреть эту доктрину.

В итоге, у философа появились новые идеи, раскрывающие язык как меняющуюся систему контекстов, в которой могут присутствовать противоречия. Теперь задача философии заключалась в создании простых и понятных правил использования языковых единиц и устранения противоречий.

Поздние идеи Витгенштейна послужили образованию лингвистической философии, а также повлияли на характер новейшей англо-американской аналитической философии. Одновременно с этим, на основе его взглядов была сформулирована теория логического позитивизма.

В 1929 г. Людвиг обосновался в Великобритании, где работал лектором в Тринити-колледже. После аншлюса в 1938 г. он стал гражданином Германии. Как известно, фашисты с особой ненавистью относились к евреям, подвергая их гонениям и репрессиям.

Витгенштейн и его родственники оказались одними из немногих евреев, которым Гитлер предоставил особенный расовый статус. Во многом это было связано с финансовыми возможностями ученого. Спустя год он получил британское гражданство.

В это время биографии Людвиг читал лекции по математике и философии в Кембридже. В разгар Второй мировой войны (1939-1945) он оставил научную деятельность ради работы санитаром в одной из больниц. После окончания войны он покинул Кембриджский университет и сосредоточился на писательской деятельности.

Витгенштейн трудился над разработкой новой философии языка. Ключевым трудом того времени оказались «Философские исследования», изданные уже после смерти автора.

Литература[ | ]

Книги

  • Баллаева Е. А. Витгенштейнова концепция мира как «микрокосма»: О мировоззренческих идеях «Логико-философского трактата» // Человек. Общество. Познание. — М., 1981.
  • Беляев Е. И. Людвиг Витгенштейн. Обновление философии. — Саратов: Научная книга, 2007. — 167 с.
  • Бибихин В. В. Витгенштейн: смена аспекта. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского, 2005. — 576 с. ISBN 5-94242-011-4
  • Вригт Г. Х. фон. Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель. — М.: 1993. текст (недоступная ссылка) (PDF)
  • Галинская И. Л. Эстетика Л. Витгенштейна и искусство модернизма // Современная аналитическая философия. Выпуск 2. — М.: ИНИОН, 1989. — С. 109—133.
  • Григорян Г. П. Витгенштейн и Стросон о проблеме чужих сознаний // Историко-философский ежегодник / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. — М., 1986. — С. 191—207.
  • Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна: Критический анализ. — М., 1985. — 172 с. — (История философии).
  • Грязнов А. Ф. Язык и деятельность: критический анализ витгенштейнианства / Предисл А. Ф. Зотова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Либроком, 2009. — 152 с. — (История лингвофилософской мысли). — ISBN 978-5-397-00775-7.
  • Монк Р.ruen Людвиг Витгенштейн. Долг гения / Перевод с англ. А. Васильевой. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — 624 с. ISBN 978-5-7749-1315-2
  • Руднев, В. П. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. — М.: Прагматика культуры, 2002. — 256 c. ISBN 5-7333-0242-9
  • Сокулер, З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. — Долгопрудный, 1994.
  • Хареньо Аларкон Х. Религия и релятивизм во взглядах Людвига Витгенштейна / Пер. с исп. Ю. В. Василенко. Екатеринбург: УрО РАН, 2011. — 278 с. — ISBN 5-7691-2202-6 (ошибоч.).
  • Хинтикка Я. О Витгенштейне / Хинтикка Яаакко. Из «лекций» и «заметок» / Людвиг Витгенштейн / Сост. и ред. В. А. Суровцева. — М.: Канон+, 2013. — 272 с.
  • Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами / Пер. с англ. Е. Канищевой. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 352 с — (Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас»). ISBN 5-86793-332-6

Статьи

  • Аксенова А. А. Понятие объекта у Фреге, Гуссерля и Витгенштейна // Людвиг Витгенштейн: pro et contra. — Издательство: РХГА, 2020. С. 817-823.
  • Козлова М. С. Концепция философии в трудах позднего Витгенштейна // Природа философского знания. — М., 1975. — С. 218—263.
  • Цыркун Н. А. Эстетические аспекты философии Л. Витгенштейна // Вопросы философии. — 1981. — № 10. — С. 83—94.
  • Кузнецов В. Г. Проблема понимания языковых выражений в логико-семантической концепции Л. Витгенштейна // Вопросы философии. — 1985. — № 9. — С. 137—146.
  • Сокулер 3. А. Проблема «следования правилу» в творчестве Л. Витгенштейна и её интерпретации // Современная аналитическая философия / ИНИОН РАН — М., 1988. — Вып. 1. — С. 127—155.
  • Козлова М. С. Размышления о феноменах сознания в работах позднего Витгенштейна // Проблема сознания в современной западной философии. — М., 1989. — С. 190—212.
  • Рорти Р. Витгенштейн, Хайдеггер и гипостазирование языка. Пер. И. В. Борисовой // Философия Мартина Хайдеггера и современность. — М., 1991. — С.121-133.
  • Руднев В. Витгенштейн: — вскользь, по касательной // Художественный журнал. — 1995. — № 8.
  • Гарвер, Ньютон . Витгенштейн и критическая традиция / Перевод А. Ф. Грязнова // Логос. — 1995. — № 6. — С. 231—247.
  • Уиздом Дж. Витгенштейн об «индивидуальном языке» / Предисловие и перевод В. Руднева // Логос. — 1995. — № 6. — С. 260—271.
  • Руднев В. О недостоверности: Против Витгенштейна // Логос. — 1997. — № 9. — С. 117—129.
  • Руднев В. Божественный Людвиг (Жизнь Витгенштейна) // Логос. — 1999. — № 1. — С. 84—98.
  • Руднев В. Предисловие к публикации «Логико-философского трактата» // Логос, Логос # 1 1999 (11), С. 99-100.
  • Друри, Морис О’Кон. Беседы с Витгенштейном / Перевод В. Руднева // Логос. — 1999. — № 1. — С. 131—150.
  • Крипке С. А. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке / Перевод В. Руднева // Логос. — 1999. — № 1. — С. 151—185.
  • Козлова М. С. Витгенштейн: новый образ философии // Вопросы философии. — 2001. — № 7. — С. 25—32.
  • Вригт Г. Х., фон . Витгенштейн и двадцатый век // Вопросы философии. — 2001. — № 7. — С. 33—46.
  • Блур Д. Витгенштейн как консервативный мыслитель / Перевод А. Веретенникова // Логос. — 2002. — № 5—6 (35). — С. 47—64.
  • Муфф Ш. Витгенштейн, политическая теория и демократия / Перевод Артема Смирнова // Логос. — 2003. — № 4—5 (39). — С. 153—165.
  • Витгенштейн / А. Ф. Грязнов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Thurman R. A. F. Philosophical Nonegocentrism in Wittgenstein and Candrakīrti in Their Treatment of the Private Language Problem // Philosophy East and West, Vol. 30, No. 3 (Jul., 1980), pp. 321—337

Гений, богач и (возможно) однокашник Гитлера

Австро-Венгрия в конце XIX века подарила мировой истории десятки выдающихся личностей. Густав Климт, Франц Кафка. Даже Адольф Гитлер, не самый приятный парень из списка австрийцев, в свое время топтал улицы Вены и Линца. Здесь одногодки Гитлер и Витгенштейн, по одной из версий, даже успели поучиться в одном классе. Подтверждением этой довольно странной легенды служит единственная фотография школяров, обнаруженная в архиве. На ней маленький Витгенштейн запечатлен в строю с другими детьми. Один из гимназистов, при должной фантазии, действительно похож на юного фюрера. 

Маленький Витгенштейн снизу слева. Условный Гитлер — парнишка сверху справа.

Доказательство так себе, но если делать из Витгенштейна мифическую личность, то надо идти до конца. Биография философа настолько разнообразна, что ее просто обязан экранизировать Netflix, и без сцены с маленьким Гитлером уж точно будет не обойтись. Людвиг родился в небедной семье ассимилировавшихся евреев. Еще в двенадцать лет Витгенштейну пришлось столкнуться со смертью — сразу два его брата наложили на себя руки. С тех пор мысли о самоубийстве стали для философа одним из способов мышления, а также заложили принципы его стремления к аскезе. 

Удивительно, как весьма богатый австриец, завсегдатай литературных клубов и авангардных кружков, умудрился буквально за год раздать миллионное наследство отца — просто потому что ему эти деньги не были нужны. За счет Витгенштейна свою жизнь будут устраивать друзья, дальние родственники и поэты. В ряде случаев будущий философ просто не знал, кому именно помогает материально. Нажитое предками добро утекало сквозь пальцы, и Людвигу было на это абсолютно плевать.

Здоровому сибаритству он предпочитал точные науки и инженерию. Ради математики будущий философ отправился сначала в Берлин, а потом в британский Манчестер — учиться в одной из главных технологических школ Новейшего времени. Впоследствии необычная черта характера — умение безжалостно бросать надоевшее дело — сделает биографию Витгенштейна похожей на лоскутное одеяло. Трудно сказать, что именно щелкнуло в голове у Людвига, но скоро из математика и перспективного воздухоплавателя он превратился в вечно недовольного всем на свете логика. 

Бертран Рассел — главный ментор, враг и друг Витгенштейна на долгие годы. Его мысли, как считал Людвиг, всегда были намного интереснее выводов.

Даже его учитель, знаменитый Бертран Рассел, описывал молодого питомца как невероятно утомительного типа. Талантливую, но очень болезненную занозу в заднице, которая обожала спорить и докапываться до сущих мелочей. Осенью 1912 года Рассел пожалуется на Витгенштейна в своем дневнике:

Искушенные в философских и религиозных вопросах читатели при упоминании носорога вспомнят знаменитый «Чайник Рассела» — теорию, которую Бертран представит много лет спустя. На всякий случай, помня о спорах с учеником, фарфоровый чайник будет спрятан им как можно дальше, чтобы поклонники Витгенштейна не могли его найти.

Витгенштейн мог себе позволить быть неприятным парнем — за пару лет он настолько вник в мировую философию, что мог ответить на основополагающие научные вопросы менее чем за пять минут. Неудивительно, что учитель благосклонно терпел его закидоны и тотальное неуважение к историческому авторитету. Ко всем классикам философии, от Сократа до самого Рассела, Людвиг относился без особого пиетета. В общем-то, по его мнению, они всю жизнь занимались какой-то глупостью. Вопросы про бытие и прочие эфемерные материи его не волновали — более того, они были вредными для науки. В Великобритании Витгенштейн начнет разрабатывать собственный трактат, который призван предельно просто объяснить весь мир. Закончит он его в лагере военнопленных, под самый конец Первой мировой войны.

Трагические моменты жизни и выбор философа

Безусловно, жизнь философа была нелёгкой, особенно детство. В его биографии имеются трагические моменты, которые, возможно, и послужили причиной такого глубокого осмысления философских вопросов. Он часто страдал от депрессивных состояний, что, как известно, может привести к страшным последствиям. И это неудивительно, ведь трое из его братьев укоротили себе век. Отец семейства, в котором родился и рос Витгенштейн, был человеком авторитарным. Когда глава семьи умер, Людвигу досталось весьма богатое наследство, которое он, впрочем, отдал брату и сёстрам. Так требовала его философски настроенная душа, чтобы не быть ничем обременённой.

Садовник и архитектор

Дом, над дизайном которого трудился Людвиг, до сих пор показывают туристам.

Еще учительствуя, Витгенштейн говорил о том, что хочет найти работу дворника или извозчика. В 1926 году у него появилась новая идея — стать монахом, но настоятель монастыря, куда Витгенштейн обратился, отговорил его. Пришлось три месяца довольствоваться местом садовника в венском монастыре, пока его сестра Гретль не сообщила, что собирается строить дом. Людвиг вызвался поучаствовать.

Мыслитель взял на себя самое главное — детали. Дверные ручки, двери, оконные рамы и прочее. Работа над домом продолжалась до 1928 года. Сестра осталась довольна.

Часть IV. Freund Hein spielt auf

* «Смерть наигрывает» — первоначальный заголовок Малера ко второй части Симфонии 4

Гермина умерла 11 февраля 1950 года. Незадолго до ее смерти Людвиг приехал в Вену и каждый день приходил повидаться с сестрой. Пауль, несмотря на известие о ее плохом самочувствии и свой венский концерт, так и не появился в Пале Витгенштейн.

Людвиг умер от рака 29 апреля 1951 года, сказав напоследок: «Пусть все знают, что у меня была чудесная жизнь». Его похоронили на следующий день, но никого из семьи на прощании не было — в последний путь учителя провожали ученики и друзья. В 1949 году, когда Людвиг приезжал в Америку, он зашел в гости к Паулю — того не оказалось дома, встреча не состоялась.

Хелена умерла от рака в 1956 году — с братом Паулем она не встречалась.

Гретль умерла 27 сентября 1958 года.

Пауля Витгенштейна не стало 3 марта 1961 года. Он был довольно счастливо женат, воспитывал троих детей — Элизабет, Иоанну и Пауля. В 1953 году он писал своему другу: «Я не общаюсь со своим братом с 1939 года; он написал пару раз, … но я не ответил. Не знаю, сделал бы я что-нибудь, если бы знал, что он смертельно болен». Их общая с Людвигом знакомая как-то пришла к Паулю в апартаменты после его концерта: «Он сидел в халате у огня. В его голосе все еще проскальзывала музыкальная хрипотца, но он говорил тихо, и страдание было написано на его бледном лице. Через минуту он попросил меня уйти. Он сказал, что старые воспоминания заставляют его содрогнуться, и когда он видит меня, то думает о Вене и о доме, а это для него невыносимо».

Пале Витгенштейн продали австрийскому Länderbank. Он решил снести резиденцию. Вместо него на Аргентинерштрассе стоит теперь невзрачный жилой дом.

Статья написана по материалам книги Александра Во «Дом Витгенштейнов. Семья в состоянии войны» (М.: Дело, 2020).

Список литературы:

  • Александр Во «Витгенштейны. Семья в состоянии войны»
  • Франсуа Шмитц «Витгенштейн»
  • Эдвард Кантерян «Людвиг Витгенштейн»
  • Дэвид Эдмондс, Джон Айдиноу «Кочерга Витгенштейна»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: