Биография Константина Ушинского детям о главном
Константин Дмитриевич известен своими трудами и уважаем особенно среди людей, занимающихся педагогической деятельностью. Ведь это великий человек всю свою жизнь помогал своими трудами правильно воспитать детей. Однако он для именно для них написал много интересных рассказов и сказок.
Писатель родился в Туле 19 февраля 1823 года в дворянской семье. Свои детские годы Костя провел в Черниговской губернии, потому что его отца отправили туда на службу. Когда мальчику исполнилось 12 лет, у него скончалась его мама, которую он сильно любил.
Вначале Ушинский учится в гимназии, а позже поступает в Московский университет. Константин после окончания получает диплом и становится квалифицированным юристом. Карьера Константина стремительно летит вверх. Вот он уже исполняет обязанности профессора в Ярославском лицее юридического направления. Однако, Ушинского скоро убрали с этой должности, та как в лицее начались беспорядки по политическим соображениям среди студенческой молодежи.
Поле своего увольнения он вынужден был работать простым служащим в Министерстве внутренних дел. Константину Дмитриевичу такая работа не нравилась, и поэтому он одновременно начал заниматься творческой деятельностью. Он печатает свои труды в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения».
Ушинский очень любил детишек и переживал за них. Ведь им было тяжело учиться, так как книги, по которым они занимались, были скучные и не заинтересовывали ребенка. И у Константина Дмитриевича созрела мысль- издать такой учебник, где ребята с удовольствием бы получали знания.
В 1854 году Ушинский начинает преподавательскую деятельность в сиротском институте города Гатчина. Когда же Константина Дмитриевича в 1859 году назначают руководителем института благородных девиц, то он самым главным ввел изучение русского языка и литературы. На занятиях же по химии и физике теперь можно все знания проверять на практике в виде опытов. Были введены для учениц каникулы и посещения родителей.
И в это же время педагог создает для детей поучительные книги — «Родное слово» и «Детский мир». Это были познавательные и увлекательные учебники. Дети, изучали материал с удовольствием, им все было понятно. Особенно много было рассказов для ребят, начинающих читать. Он показал им, каким бывает интересным окружающий мир.
Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрыл вопрос , каким может быть счастливый человек.
В 1862 году Ушинского отправляют за границу, и он воспринимает это как гонения на него. Но и там он изучает образовательную систему и, приехав назад, в Россию, он свои наблюдения публикует в виде научных тезисов в приложении к учебнику «Родное слово». Ученики могли теперь получать знания по разделам, которые знакомили их с географией, историей. Ребенок читал произведения не только русских классиков XIX века, но и заграничных писателей.
Особенно интересными стали для детского чтения цикл рассказов «Времена года», где писатель раскрывает картину сменяющейся природы наряду с воспоминаниями о своих детских годах
В 1870 году Ушинский все больше со своими выступлениями бывает на Украине. И там же он простужается и заболевает. Вскоре погибает его сын Павел, и он со всем семейством переезжает на постоянное место жительство в Киев. Он собирается принять лечение в Крыму, но в пути ему становится хуже и он умирает.
Константин Дмитриевич оставил неизгладимый след, как в педагогике, так и литературе. Его именем названы во многих городах улицы и учреждения. А лучших педагогов с 2004 года стали награждать медалью Ушинского.
Для детей
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
Это интересно: Краткая биография Толстого
Смерть
На последние годы жизни пришелся расцвет научной и гражданской деятельности Ушинского. Он пишет статьи, участвует в профессиональных съездах, занимается формированием стройной педагогической системы. Мужчина зарабатывает авторитет как мастер и энтузиаст своего дела.
Вместе с тем в 1870 году семью постигает горе: старший сын Павел в 18 лет погибает во время охоты. Смерть тяжело переживается семьей, и Константин Дмитриевич принимает решение о переезде в Киев, приобретя там дом.
Могила Константина Ушинского / Википедия
После этого, взяв сыновей, 47-летний педагог отправляется на лечение в Крым. Однако в дороге Ушинский простывает. Болезнь проходит с осложнениями и становится причиной смерти, наступившей в конце декабря 1870 года в Одессе. Могила прославленного учителя находится в Киево-Выдубицком монастыре.
Вклад мужчины в российскую педагогику трудно переоценить. Его стремление сделать образование доступным для всех слоев населения скоро обрело плоды, а фундаментальные труды писателя легли в основу последующих воспитательных систем. В честь деятеля названы десятки учебных заведений, библиотек и улиц в России.
Память
Мемориальная доска (Сиротский институт)
Именем К. Д. Ушинского названы:
- Ушинское — до 2000 г. название села Бакконыс Мактааральского района Южно-Казахстанской области.
- Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве
Учебные заведения:
- Южноукраинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе
- Ярославский государственный педагогический университет
- Петропавловский педагогический институт имени К. Д. Ушинского (до перестройки)
- Гимназия № 1 в Симферополе
- Педагогический колледж в Гатчине
- Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт)
- Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК)
- Гимназия в Гатчине
- До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь — им. Лихачёва)
- Специализированная школа № 187 им. К. Ушинского (Киев)
- Школа № 6 в городе Тула
- Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск
- Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского в Москве
- Педагогическое училище (колледж) в Тамбове
- Черниговский областной институт последипломного образования им. К. Д. Ушинского
- Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского
- Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ)
- Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского.
Улицы:
- Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле
- Улица в Липецке
- Улица в Санкт-Петербурге, название утверждено в 1970 году
- Улица в Киеве
- Улица в г. Миллерово.
- Улица в Новокузнецке
- Улица и переулок в Харькове.
- Улица в Симферополе
- Улица в Перми
- Улица в Воронеже
- Улица в Никополе
- Улица в Батайске
- Улица в Туле
- Улица в Иркутске
Награды:
- Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР)
- Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министра образования и науки Российской Федерации «О знаках отличия в сфере образования и науки» № 84 от 6 октября 2004 г.)
Памятники и памятные доски:
- Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д. 48 — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Памятник работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года.
- Москва, Москва, д. 9 — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики (бывший Аудиторный корпус), памятная доска (открыта 2 марта 1974 к 150-летию педагога).
Это интересно: Краткая биография Христофора Колумба
Капнист или Гусак?
Константин Дмитриевич, как мы уже выяснили, родился в 1823 году. Его отец – Дмитрий Григорьевич – дворянин, весьма для своего времени неплохо образованный. Учился он в Московском университетском благородном пансионе – это не высшее образование, но лучшее из средних. Когда началась война 1812 года – пошел сражаться. Богатства особого не имел – в приданое за женой взял сотню десятин земли и тридцать душ крепостных. То есть – тридцать семей с женами и детьми.
Делаем необходимое пояснение. Десятина в данном случае не 1,09 га, как часто перекладывают в наше время. В XVIII и начале XIX века помещичью землю мерили так называемой владельческой, или хозяйственной десятиной, равной 3200 квадратных саженей, или 1,45 гектара. Много или мало – иметь сорок пять гектаров?
Вот у Пушкина было земли куда как больше. И крепостных тоже. Только все заложено-перезаложено, большое имущество – великие печали.
Любовь Степановна, мама Константина Ушинского
Дмитрий Григорьевич, отец Константина Ушинского
А вот Дмитрий Григорьевич был небогат, но практичен. Усадьба была на окраине Новгорода-Северского, причем дом был добротный, на берегу Десны – с прекрасным видом на окрестности. Двор большой, фруктовый сад – прекрасный. А еще была в усадьбе великолепная библиотека. Отметим особо это обстоятельство. Впрочем, этот райский уголок он обустроил настолько замечательно после женитьбы. В энциклопедиях и биографиях часто встречается формулировка «…зажил мирной обывательской жизнью, вступив в брак с дочерью местного капиталиста, урожденной Капнист». С дочерью Капниста-капиталиста. Это написано не в советское время. Просто автор этой формулировки – писатель и педагог Матвей Леонтьевич Песковский – тоже работал в стилистике своего времени. Времени чеховских Лопахиных, когда прогрессивная часть России стремилась делать дело. Капиталист в его глазах было куда как почтеннее, чем дворянин и помещик.
Если жизнь человека начинается с путаницы, то кого удивит, что и дальше продолжается путаница, причем не только в направлении от рождения человека к его уходу из нашего мира, но и в сторону обратную! Жену Дмитрия Григорьевича звали Любовь Степановна. А вот фамилия… Одни называют фамилию Капнист, другие Гусак. Но мы не уподобимся Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу и не будем ссориться из-за «гусака». Она была из рода Гусаков. Но настоящая фамилия Любови Степановны – Карпинская, ее отец, статский советник Степан Степанович Карпинский, был известным человеком в губернии.
Дом Ушинских в г. Новгород-Северский
Начальное образование дала маленькому Косте именно Любовь Степановна, именно она разбудила в нем жажду знаний и любовь к чтению. Отец же собрал библиотеку и создал в доме атмосферу добра и уважения членов семьи друг к другу. Так были заложены не только черты формировавшейся личности Ушинского – но и основы его будущих педагогических взглядов. О матери же сам Константин Дмитриевич написал: «Мать моя умерла, когда мне не было еще двенадцати лет, а отец по смерти матери почти не жил дома, так что жил я один с меньшим братом моим в том хуторке, куда никто не заглядывал».
Список литературы.
- http://www.km.ru/referats/04CDDF621A6F4601A14FFE12D54..
- https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ушинский,_Константин_..
- https://studopedia.ru/3_35389_pedagogicheskaya-deyate..
- https://studopedia.su/15_38953_pedagogicheskaya-siste..
- https://www.rae.ru/forum2012/247/955
- Мировой рынок ссудного капитала
- Системы распределенных вычислений
- Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- Взаимодействие философии и религии
- Систематизация документов и составление номенклатуры дел
- Затратный подход в оценке стоимости предприятия (бизнеса)
- Мотивация от теории к практике (содержательные и процессуальные теории мотивации)
- Носители документов и их развитие
- Мотивация — от теории к практике
- Международный валютный фонд. Его роль в мировой экономике
- Физкультурно-оздоровительные образовательные проекты по развитию массовой физической культуры школьников РФ
- Педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д. Ушинского
Воспитательные принципы К. Д. Ушинского
К.Д. Ушинского с полной уверенностью можно считать основателем научной педагогики. Опираясь на идеи французских педагогов эпохи Просвещения, он провозглашает «антропологический принцип» связи общественных и частных психических явлений. Основу его педагогики в ещё большей степени составляет требование ее философского осмысления. Здесь можно выделить три принципа:
- принцип народности образования,
- принцип патриотического воспитания,
- принцип трудового воспитания.
Основу для построения педагогической системы в целом, К. Д. Ушинский видел в концепции народности в воспитании. Эта идея получает развитие в его статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. К. Д
Ушинский понимал важность и неотъемлемость православия в русской народной культуре, поэтому выделяет три константы, которые отражают суть русского национального воспитания – христианская духовность, народность и наука
Рисунок 2. К. Д. Ушинский
Любой народ обладает своей собственной, уникальной системой воспитания, что находит отражение в реальном педагогическом процессе. Особое место занимает национальный язык. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее поля, горы и долины ». Поэтому К. Д. Ушинский призывал больше внимания уделять изучение русского языка в школах и создаёт для этого учебные пособия, такие как «Родное слово» и «Детский мир», которые остаются актуальными и на сегодняшний день.
Замечание 1
Высокий патриотизм можно сформировать только изучая историю и культуры своего народа. Воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, напрямую зависит от исторического развития народа. Нельзя просто выдумать систему воспитания или заимствовать ее у других – нужно идти своим индивидуальным, творческим путем, ведь воспитание, основанное на народных началах, имеет намного большую силу, чем любая система, основанная на абстрактных идеях.
Трудовое воспитание также занимает очень важное место в развитии личности. Образование – это тяжёлый, бесконечный труд, и задача педагога – воспитать стремление и привычку к такому труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности
Среди факторов нравственного воспитания, К. Д. Ушинский выделяет личность учителя и его личный пример, поощрение, предупреждение, убеждение, педагогический такт. Также крайне необходимо взаимодействие семьи и школы в воспитании ребёнка
В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности . Среди факторов нравственного воспитания, К. Д. Ушинский выделяет личность учителя и его личный пример, поощрение, предупреждение, убеждение, педагогический такт. Также крайне необходимо взаимодействие семьи и школы в воспитании ребёнка.
Константин Ушинский — биография
Константин Дмитриевич Ушинский — выдающийся русский педагог и писатель. На протяжении всей профессиональной карьеры занимался разработкой эффективных методов и подходов к обучению молодого поколения. Во многом именно он стал основоположником российской педагогики в ее лучшем смысле.
Современники, коллеги по цеху ставили Ушинского в один ряд с Ломоносовым, Пушкиным по степени значимости, которую он имел в своей профессиональной области.
Помимо собственно педагогики Ушинский занимался философией. Но в том отношении, в каком она соприкасалась с обучением. Он придерживался позиций дуализма. С одной стороны приветствовал идеи материалистов, а с другой был верующим. Хотя в зрелые годы разграничивал религиозность и церковь, считая, что декларирование своей приверженности христианству не делает человека ни духовным, ни моральным, ни верующим в полном смысле этого слова.
Специфические взгляды Ушинского как раз и позволили ему разработать собственную концепцию обучения
Педагог уделял большое внимание по-настоящему нравственному воспитанию подрастающего поколения. Способствовал развитию живого ума и логики
Одновременно считал образование сочетанием не только знаний, но и моральности.
Из-под пера учителя вышло несколько крупных работ, которые произвели фурор в профессиональном сообществе того времени и оказали серьезное влияние на развитие педагогической мысли в других странах.
Краткая биография Ушинского Константин Дмитриевича
Родители
Будущий русский учитель был рожден в семье офицера в отставке, участника Первой Мировой Войны, дворянина.
Матерью его являлась Любовь Степановна, но она скончалась, когда сыну было всего 12 лет. И конечно смерть матери в таком раннем возрасте наложила большой отпечаток на характер и нрав Ушинского.
Детские годы
Детство он провел в маленьком городке под названием Новгород-Северский. У семьи будущего педагога было не слишком крупное имение, в котором он и проводил большую часть своего времени.
Образование
Константин уже с ранних лет очень тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Когда юному будущему писателю и педагогу исполнилось 11 лет, он принял решение поступать в гимназию в этом небольшом городке и успешно окончил ее в 1840 г.
После гимназии он принял решение продолжать обучение и поступил в Московский университет, выбрав факультет юриспруденции. Уже в возрасте 20 лет будущий писатель и педагог стал готовиться к получению звания профессора.
В возрасте 22 лет он был назначен на достаточно высокую должность. Улица, на которой в эти годы проживал Константин Дмитриевич, в будущем была названа его именем.
Начало педагогической деятельности
Нравы Ушинского сильно разнились со взглядами вышестоящего руководства университета. В связи с чем на постоянной основе стали возникать серьезные конфликты, которые привели к тому, что педагогу пришлось покинуть это заведение.
После того, как он оставил свою любимую работу, жизнь его стала не такой радостной. Ушинскому пришлось подрабатывать переводами различных текстов и статей с иностранных языков. Все его попытки устроиться в какое-либо учебное заведение были тщетными.
В связи со значительными трудностями педагогу пришлось покинуть город и переехать в Северную столицу, где он сразу же устроился на мелкую административную должность.
Через некоторое время педагог по воле случая и к большой радости поступает на службу в Институт в Гатчине, где проводит большую часть своего времени. Уже тогда он сформулировал свою основную идею и отношение к институтским порядкам.
Первые труды и статьи по педагогике и воспитанию
Примерно в эти же годы Константин Дмитриевич выпустил одну из своих лучших публикаций, которая принесла ему огромный успех. После этого он стал на постоянной основе публиковаться в одном из известных в то время журналов, а далее стал сотрудничать и с некоторыми другими изданиями.
Очень большой профессиональный прогресс получил учитель в Институте Благородных девиц, куда он поступил на должность в 1859 г. Там он занимался наблюдениями и воспитанием классов.
Поскольку Константин Дмитриевич имел достаточно вольные для того времени взгляды, его ждал «хороший» конфликт с начальницей этого института. В связи с этим, в 1862 г. его уволили, и он был отправлен за рубеж на пять лет.
Все эти годы Ушинский путешествовал по Швейцарии, Италии и другим странам. Он делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в этих и других странах. Порядки там сильно отличались от современных взглядов на его родине.
Затем Ушинский, воспользовавшись своими наблюдениями и находясь за границей, издал статью, где описал различия между системами образования в России и за рубежом.
Вернувшись на родину, педагог начал писать свой основной и главный труд. Всего он выпустил два полных тома собраний собственных произведений и третий остался незаконченным.
В 1870 г. педагог переезжает в город Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания, а также другие издания.
Последние годы жизни
В 1870 г. случилась трагедия со старшим сыном Константина Дмитриевича. Это событие заставляет его совершить переезд в Киев. Там он покупает дом и со своими сыновьями едет на отдых в Крым.
Дорога в Крым стала последней для великого педагога. В пути он плохо себя почувствовал и отправился лечиться в Одессу, где впоследствии и скончался.
Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Семья Ушинского
В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей.
Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга.
Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда — начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца.
Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества К. Д. Ушинского»
1823 год. 19 февраля. В Туле в семье дворянина Дмитрия Григорьевича и Любови Степановны рождается мальчик Костя.
1824. Семья переезжает в город Новгород-Северский, где отец Кости получает должность судьи.
1835. Умирает мать Кости, а он поступает в третий класс гимназии.
1840. Юноша заканчивает гимназию и становится студентом Московского университета.
1846. Ушинский отправляется в Ярославль, где становится профессором местного Демидовского лицея.
1849. Писателя обвиняют в неблагонадёжности и он вынужден оставить лицей.
1851. Ушинский переезжает в Санкт-Петербург и становится столоначальником. Одновременно он начинает сотрудничать с журналом «Современник». Он женится на Надежде Семёновне Дорошенко.
1854. Он становится преподавателем Гатчинского сиротского приюта.
1859. Ушинский становится инспектором классов в Смольном институте.
1861. Печатается первый школьный учебник «Детский мир. Хрестоматия»
1862. Педагог отправляется на стажировку в Европу, изучает постановку образование в Швейцарии.
1864. Издаётся новый учебник писателя «Родное слово», рассчитанный на 1 и 2 года обучения.
1968. Выходит в свет главный научный труд учёного «Человек, как предмет воспитания».
1870. Ушинский посещает Крым, где проходит курс лечения и инспектирует местные учебные заведения. Он пишет «Родное слово» уже на третий год обучения.
1871 год. 2 января. Писатель скоропостижно умирает в Одессе. Его хоронят в Киеве на кладбище Выдубицкого монастыря.
Педагогическая деятельность Ушинского.
Основной целью воспитания считал духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.
- Основные принципы воспитания:
- народность;
- христианская духовность;
- научность.
- Основные задачи школьного воспитания:
- нравственное воспитание школьников;
- сближение религиозного и светского образования;
- воспитание у ребенка любви к труду;
- воспитание патриотических чувств.
Цель нравственного воспитания – формирование личности, имеющей следующие качества:
· уважение и любовь к людям;
· искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру;
· чувство собственного достоинства.
Основные педагогические положения:
1. искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке;
2. построение обучения на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей детей, специфики развития их психики;
3. посильность содержания обучения и его последовательность;
4. учет в обучении общеразвивающего и практически полезного;
5. использование наглядности в обучении;
6. основной источник получения новых знаний – опыт, полученный с помощью внешних чувств;
7. широкое использование игры в процессе обучения;
8. основательность и прочность усвоения знаний;
9. единство функций воспитания и обучения;
10. урок – важнейший элемент системы обучения;
11. комплексное использование фронтальных форм обучения с индивидуальными.
Методики, разработанные К. Д. Ушинским:
1. повторение учебного материала;
2. формирование у детей общих представлений на основе наглядных представлений;
3. одновременное развитие мышления и речи у детей.
Методы поощрения и наказания:
1. соревнование;
2. похвала;
3. предупреждение;
4. низкая оценка за поведение.