Георгий валентинович плеханов и железный закон истории. биография и политические взгляды

Примечания

  1. с. 4 — www.nlr.ru/tus/300505/petrenko.pdf
  2. Деятели революционного движения в России — slovari.yandex.ru/dict/revoluc/article/re6/re6-1230.htm&stpar1=1.7.1
  3. Ю. Л. Полевой (редактор-составитель) Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. — Воронеж: Издательский дом «Кварта», 2007. — 520 с. с.
  4. «Социал-шовинистом» Плеханова назвал Ленин в апрельских тезисах, полемизируя с его позицией по поводу хода революции в России.
  5. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — Москва: Терра, 2008. — Т. 2. — С. 50. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00562-4
  6. 12 Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Деятельность

В 1876 г. вступил в организацию «Земля и воля». «Земля и Воля» — это тайное революционное общество, существовавшее в России с 1861 по 1864 годы, а с 1876 по 1879 годы восстановилось как народническая организация. Вдохновителями первого общества были Герцен и Чернышевский. Их целью была подготовка крестьянской революции. Во втором составе «Земли и Воли» были  А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Всего в организация насчитывалось около 200 человек.

Логотип организации «Земля и воля»

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующем:

  • передача всей земли крестьянам;
  • введение полного общинного самоуправления;
  • введение свободы вероисповеданий;
  • предоставление нациям права на самоопределение.

Их деятельность предполагала: пропаганду, агитацию среди крестьян и других сословий и групп, индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки. Организация имела собственный устав. Г.В. Плеханов был теоретиком, публицистом и одним из руководителей организации.

В 1879 году организация распалась. Образовалась новая организация «Народная воля» с террористическими методами действий и «Черный Передел». В этой организации сохранились народнические тенденции.  Организатором и руководителем «Черного передела» стал Г.В. Плеханов. «Черный передел» — это тайное общество, в которое входило не более 100 человек. Кроме Плеханова, в него входили также В. Засулич, Аксельрод, Стефанович. Организация издавала одноименный журнал. Их идеология была направлена в сторону крестьянского вопроса: в русской общине они видели  исходную точку социалистического развития; они верили, что, благодаря общине,  «экспроприация крупных поземельных собственников» приведет Россию «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела». К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением.

Г.В Плеханов

В 1879 г. Плеханов эмигрировал в Швейцарию, где занялся переводом на русский язык книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии». В 1883 г. он создал в Женеве первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда». Плеханов считал, что Россия уже стала на путь капиталистического развития, поэтому  теория марксизма вполне для нее подходит. Он пишет ряд книг, излагавших марксистские идеи применительно к России:  «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), где  дает развёрнутую критику теории и тактики народничества, обосновывает вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывает, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат, выдвигает задачу создания рабочей социалистической партии в России. Большое значение для основания российской социал-демократии имели два проекта программы группы «Освобождение труда», написанных Плехановым: первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству, а второй  (1885) – основные элементы программы марксистской партии:

  • общедемократические преобразования;
  • меры в интересах рабочих;
  • меры в интересах крестьян.

Позже им был создан «Союз русских социал-демократов за границей».

Брак

В 1879 году Плеханов женился на Розалии Боград, которая сопровождала его в ссылке в Швейцарии в 1880 году. У них было четыре дочери, две из которых умерли в детстве. Розалия родилась в 1856 году в еврейской колонии Доброе в Херсонской области (ныне Украина, но в то время входила в состав Российской империи). Получила медицинское образование в Санкт-Петербурге (медицинские курсы для женщин были открыты в 1873 году) и вступила в ряды народников народников, проведя лето 1877 года в селе Широкое в Самарской области, где она пыталась (без особого успеха) поднять политическое сознание местного крестьянства. Она уехала на фронт во время русско-турецкой войны (1877–1878), где она зафиксировала, как плохо обращалась с медицинским персоналом, плохо заботились о больных, а военные власти занимались воровством и коррупцией. Ее опыт там укрепил ее радикализм. Розалия, которой не разрешили получить высшее образование в России, переквалифицировалась в Швейцарию и поддерживала свою семью во время ее пребывания в Женеве, работая врачом. Они по-разному жили в Женеве, Париже и какое-то время на Итальянской Ривьере по совету плехановских врачей. Она сопровождала своего мужа обратно в Петроград после Февральской революции и была с ним, когда он умер от туберкулёза в Финляндии в 1918 году. Она вернулась в Париж, где и умерла в 1949 году.

↑ Деятельность Георгия Плеханова

Плеханов родился 29 ноября 1856 года в семье отставного штабс-капитана. Он получил военное образование. Знал немало языков и свободно читал любую литературу. Входил в организацию «Земля и воля». Плеханов был решительным противником как государственного террора в отношении революционеров, так и терроризма с их стороны по отношению к государственной власти. В 1880 году Плеханов покидает Россию.

В эмиграции он продолжает заниматься теоретической деятельностью. Его очень увлекают идеи Маркса. Плеханов переводит на русский язык «Манифест Коммунистической партии». Он начинает разрабатывать марксизм на русской почве, адаптировал его к российской действительности. Плеханов превратил естественнонаучную теорию Маркса в мощный идеологический инструмент, в инструмент революционных преобразований общества.

Лев Троцкий назвал Плеханова «крестоносцем марксизма». И это во многом справедливо. Плеханов отстаивал чистоту марксистских принципов и весьма ревностно относился к любым попыткам покушения на него или даже творческого развития. Досталось от Плеханова и Бернштейну и Ленину. С последним они стали непримиримыми политическими оппонентами, разругались в пух и прах. Плеханов учил искусству аргументации, поставил марксизм на научную основу. В 1905 году Плеханов рвался приехать на Родину, в самый разгар первой русской революции, но поездка не состоялась из-за тяжелой болезни.

Плеханов считал выступление рабочих преждевременным – все должно делаться по расчету и по науке. Это при том, что противником вооруженного восстания как такового он не был. Плеханов возвращается в Россию после отречения Николая II и Февральской буржуазной революции. Происходящее, без всякого преувеличения, потрясло его своим размахом и непредсказуемостью. Плеханов по-прежнему резко осуждает большевиков за разжигание в рабочих и крестьянах низменных инстинктов. Он считал, что необходимо теснее сплотиться вокруг Временного правительства и довести буржуазные реформы до логического конца, а Советы распустить за ненадобностью, вредностью и преждевременностью.

В оценках происходящего Плеханов был беспощаден. Он прекрасно видел и понимал, что происходит, был в ужасе от политики пришедших к власти большевиков. Плеханов был поразительно точен в предсказаниях, видел далеко вперед. Он понимал, что те идеалы, за которые он боролся всю сознательную жизнь, пришли в болезненное столкновение с реальностью. Плеханов пережил глубокую личную трагедию. Плехановым написан ряд работ, намного опередивших свое время. Таков труд «К вопросу о роли личности в истории».Умер Георгий Валентинович 30.05.1918г.

Произведения автора

  • Сочинения: в 24-х т. – М.-Пг., 1923-1928. – (Ин-т ЕС Маркса и Ф. Энгельса. Б-ка науч. социализма).
  • Литературное наследие: в 8-ми т. – М. : Мосэкгиз, 1934-1940.
  • Избранные философские произведения: в 5-ти т. – М. : Госполитиздат, 1956-1958.
  • Избранные труды / сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. В. Тютюкин. – М. : Росспэн, 2010. – 550 с. – (Б-ка отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
  • За двадцать лет: сб. статей лит., экон. и филос.-ист. – Пб., 1905. – 652 с.
  • О задачах социалистов в борьбе с голодом в России. – СПб. : Изд. М. Малых, 1906. – 84 с.
  • Статьи о Толстом / предисл. В. Ваганяна. – Москва : Госиздат, . – 95 с.
  • Н. Г. Чернышевский. – Пб. : Шиповник, 1910. – 537 с.
  • 14-е декабря 1825 года : речь произнесённая на русском собрании в Женеве 14-27 декабря 1900 года. – Пг : Госиздат, 1921. – 31 с.
  • Искусство: сб. ст. / вступ. ст. Л. Аксельрод-Ортодокс и В. Фриче. – М. : Новая Москва, 1922. – 216 с.
  • Искусство и общественная жизнь. – М. : Московский ин-т журналистики, 1922. – 68 с.
  • Предшественники К. Маркса и Ф. Энгельса. – М. : Московский рабочий, 1922. – 230 с.
  • В. Г. Белинский: сб. ст.. – М.-Пг., 1923. – 333 с.
  • А. И. Герцен: сб. ст. – М., 1924. – 215 с.
  • Искусство и литература. – М.: Гослитиздат, 1948. – 888 с.
  • Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь / послесл. и примеч. У. Гуральника. – М. : Гослитиздат, 1956. – 248 с.
  • Литература и эстетика: в 2-х т. / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Б. И. Бурсова. – М. : Гослитиздат, 1958. – (Памятники мировой эстет. и крит. мысли).
  • Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова: в 3-х т. – М. : Наука, 1973.
  • Эстетика и социология искусства: в 2-х т. / вступ. ст. М. А. Лифшица; примеч. И. Л. Галинской. – М. : Искусство, 1978. – (История эстетики в памятниках и документах).
  • Политическое завещание: pro et contra (Последние мысли Г. В. Плеханова) / ред. А. Бережанский. – Липецк : Де-факто, 2006. – 120 с.
  • Еще о Толстом : (отрывок) // Писатели Липецкого края : (антология. XIX век) / редкол. : К. Н. Наролина (пред.) . – М., 2021. – С. 176-183. : портр. – (2-я половина XIX века).

“В народ”

Моральным лидером народников был благородный анархист, князь Кропоткин. Который, вспоминая волнующие дни народнического движения, сказал: “Сотни и тысячи молодых мужчин и женщин порвали со своим прошлым, со званием, образованием, семейными обычаями. И вдохновленные девизом “В народ”, пошли чтобы жить жизнью беднейших.

Работать бок о бок с ними, чувствовать их страдания и беды”. Их протест требовал переворота в их личной жизни и оставался глубоко личным. Движение никогда не было полностью политизированным, и они не доверяли власти государства.

князь Кропоткин А. П.

Они с фальшивыми паспортами и старой одеждой, купленной с рук, работали на фабриках или нелегально ездили в деревню. Прячась под сиденьями, как любой другой крестьянин без билета. Чтобы они могли добраться и просветить “бедный народ”. Однако крестьяне иногда так боялись их и их лохмотьев, что закрывали двери, и народникам приходилось ночевать на улице.

Кульминация народнического движения пришлась на “безумное лето” 1874 года. Когда более трех тысяч молодых людей были вовлечены в движение. Их миссионерская армия хлынула во все провинции России. Но она закончилась, когда сотни из них были допрошены полицией и заключены в тюрьму. Она не положила начало крестьянскому восстанию или городской революции, и ее поражение углубило разочарование.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Интимное мыло и красные линии России  (4/1)

М + Ж: пара как инженерная система  (5/4)

Свобода! Свобода? Свобода…  (5/3)

Цифровые деньги   (5/2)

Стоит над Россией Алёша, душ наших вечный комбриг!/Памяти Алексея Мозгового/   (5/2)

Благотворительность или налоги?  (5/1)

Новые источники энергии. Часть 1  (5/1)

Интимное мыло и красные линии России  (4/1)

Слово мафия в Задании №3 ЕГЭ по русскому языку  (3/2)

Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности  (5/6)

Сколько ещё будем праздновать День Победы  (5/6)

Главный итог уходящего года  (5/5)

Маски и перчатки убивают  (5/5)

По Новостям и Событиям: “Буревестники”  (5/4)

Свинство матрицы “успешности” и молодёжь   (5/4)

Почему уголовники так любят маму  (5/4)

Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции  (5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские  (5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение  (5/64)

Ну, за самодержание!…  (5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова .  (5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”?  (5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно  (5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат  (5/46)

Смотрите ж: всё стоит она!  (5/38)

1. Биография

Родился в семье отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова (1810—1873) и Марии Федоровны Белынской (1832—1881).

Окончил с золотой медалью военную гимназию в Воронеже, затем учился в юнкерском училище в Петербурге. В 1874 году поступил в Петербургский горный институт, за успехи имел Екатерининскую стипендию, в 1876 году был исключен «за невзнос платы».

В 1876 вступил в народническую организацию «Земля и воля», участник демонстрации у Казанского собора 6 декабря 1876; Получил известность как теоретик, публицист и один из руководителей «Земли и воли».

В 1879, после раскола «Земли и воли», организатор и руководитель «Чёрного передела». Во время ареста в Петербурге на Обводном канале во время рабочей стачки на Новой Бумагопрядильне (2 марта 1878) Н. С. Тютчев передал свои документы А. С. Максимову-Дружбинину (Г. В. Плеханову), что позволило тому скрыться, избежать каторги .

В 1880 году эмигрировал в Швейцарию.

В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».

В конце 1894 — начале 1895 годов по инициативе Плеханова был создан «Союз русских с.-д. за границей». В 1900—1903 участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 Плеханов — один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов.

1.1. Второй съезд РСДРП

На II съезде РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться».

После II съезда РСДРП Плеханов разошёлся с Лениным и был долгое время одним из лидеров меньшевистской фракции РСДРП.

1.2. 1905—1916

Во время первой революции 1905—1907 Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий

В феврале 1905 в статье «Врозь идти, вместе бить», опубликованной в «Искре», Плеханов призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии

В 1906—1907 годах выступал за участие социал-демократов в выборах в Государственную Думу, за блок с кадетами. Сотрудничал в общепартийной газете «Социал-демократ» и в большевистских изданиях («Звезда» и др.).

В Первую мировую войну Плеханов стал на сторону союзных стран, против Германии, призывал к борьбе с немецким империализмом. Стал «оборонцем», стоявшим на позициях социал-шовинизма. Был одним из основателей и руководителей социал-демократической группы «Единство».

1.3. Революция 1917 года

Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. 31 марта на Финляндском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петроградского Совета приветствовали Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев.

После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполком Петроградского совета. Не был допущен туда и сторонник Плеханова Григорий Алексинский. Причиной была «оборонческая» (то есть просоюзническая) позиция Плеханова, не разделяемая деятелями Совета с антивоенной позицией.

Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».

К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма».

Предостерегал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.

Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

Г. В. Плеханов умер 30 мая 1918 года в Териоки и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Заметки на полях

На логотипе организации «Земля и Воля» изображён мальтийский крест. О чём это говорит? Вся История России ХХ века проходила под эгидой марксизма. Есть такое мнение (http://mayoripatiev.ru/1431515707), что у истоков марксизма стояли два масона, где один входил в орден Розенкрейцеров — К.Маркс, а второй, Ф.Энгельс являлся рыцарем Кадош — посвящённым, имеющим 30 градус, что автоматически делало его членом ордена Тамплиеров и Мальтийского ордена. Из этих подозрений делают вывод о том, что марксизм был создан иерусалимскими орденами как главная идеология подготовки к окончательному периоду торжества мессии — машиаха (מָשִׁיחַ, с иврита буквально «помазанник» — в иудаизме идеальный царь, спаситель (Мессия), который принесёт «избавление народу Израиля» и осуществит «спасение человечества». Машиахом считается Иисус Христос в христианстве и Иса в исламе).

Лучше всех эту идеологию сформулировал Л.Д. Троцкий в своей работе от 1937 года «Преданная революция: Что такое СССР и куда он идёт?», в которой отражены главные тезисы марксизма. Утопии коммунизма, как высшей степени социализма, самого социализма, который не мог существовать без партийного руководства и идей марксизма, стремящихся уничтожить государство, как средоточие буржуазии и бюрократии служили только одному — через разрушение государств и наций создаётся возможность осуществления наднационального руководства массами, преданных центру и самоуправляющихся на местах благодаря «высокому революционному сознанию». Этой химере было позволено существовать только в России, где И.В.Сталин переформатировал эти мессианские идеи марксизма, обратив революционный энтузиазм масс в дело созидания сильного и справедливого государства, что ознаменовалось победой в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.

Основателями марксистской теории в России были масоны.

Есть даже версия о том, что сам Г.В.Плеханов был масоном, как и его племянник — Н.Семашко, академик АМН СССР, член II Интернационала.

При этом многие партийцы прошли не только через посвящение в масоны, но некоторые стали участниками регулярных элевсинских мистерий в Ингольштадте, проводимых также и в Ватикане, в Castel Sant Angelo, расположенным перед входом на площадь Святого Петра. Идеологический задел, положенный тамплиерами и их орденами в основание российского марксизма был положен, пришло время реализации планов.

РСДРП и многие его апологеты не могли возникнуть из ниоткуда и этому возникновению предшествовал подготовительный период, сформированный I Интернационалом, прошедшим в 1864 году в Лондоне, официальной эмблемой I Интернационала стал масонский наугольник и отвес. Возможно именно об этой стороне внутренней партийной жизни иносказательно признался И.В. Сталин:

«Я вынужден поэтому восстановить подлинную картину того, чем я был раньше и кому я обязан нынешним своим положением в нашей партии. Тов. Аракел сказал здесь, что в прошлом он считал себя одним из моих учителей, а меня своим учеником. Это совершенно правильно, товарищи.

(…)

Позвольте обратиться к прошлому. Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских. Это было лет 28 тому назад. Я вспоминаю, как я на квартире у т. Стуруа в присутствии Джибладзе (он был тогда тоже одним из моих учителей), Чодришвили, Чхеидзе, Бочоришвили, Нинуа и др. передовых рабочих Тифлиса получил первые уроки практической работы. В сравнении с этими товарищами я был тогда молодым человеком.

(…)

Впрочем, иначе и быть не могло, ведь именно масоны стояли у истоков новой ложи — Международного товарищества трудящихся, принявшего за основу своей идеологии «Манифест коммунистической партии» К.Маркса. Всё это, конечно, версии, но одно можно сказать определённо сами по себе партии, как формы организации общественной деятельности людей, выросли именно из разнообразных орденских структур, которые в борьбе с идеологическим монополизмом церкви вывели своё делание, информационную работу на новый более открытый, публичный уровень.

Деятельность Плеханова между революциями

В 1905-1907 гг. Плеханов был в эмиграции, поэтому фактически не принимал никакого участия в революционных событиях в России

Но в одной из статей в газете «Искра» он призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии

Г.В. Плеханов

С началом Первой мировой войны разногласия между Г. В. Плехановым и лидером большевиков Лениным  по поводу отношения к войне стали настолько острыми, что Плеханов образовал свою собственную социал-демократическую группу, в которую вошли, главным образом, меньшевики-оборонцы. Организационно оформиться группа смогла после победы Февральской революции. Отделения группы вели работу в Москве, Петрограде, Баку и других городах. С начала 1917 года и вплоть до января 1918 года группа издавала в Петрограде газету «Единство».

Политические взгляды сводились к отрицанию возможности построения социализма в такой капиталистически неразвитой стране как Россия; поддерживали войну «до победного конца»; требовали установления твёрдой государственной власти.

Октябрьский переворот группа встретила враждебно. Он считал, что «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он опубликовал в «Единстве» «Открытое письмо к петроградским рабочим», в котором указывал, что социалистическая  революция в России преждевременна, т.к. пролетариат составляет в стране меньшинство и не готов к такой миссии: «наш рабочий класс ещё далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политтческой власти. Навязать ему такую власть, значит вытолкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России». Плеханов предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Б.В. Савинков предложил ему возглавить антибольшевистское  правительство, но он  ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его» расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Группа распалась к лету 1918 года.

После 37 лет изгнания Плеханов, наконец, вернулся в Россию в 1917 г. в результате Февральской революции. Но поскольку он был на стороне союзных стран, против Германии, и призывал бороться с немецким империализмом, то он не вошел в состав Исполкома Петроградского совета, не был допущен туда деятелями с антивоенной позицией. В этот период времени он занимался только редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом. Он считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.  Резко осуждал стремление большевиков взять в свои руки политическую власть. Считал, что Россия ещё не созрела для социальной  революции и для перехода к социализму. Опасался, что, если В.И. Ленин займёт место А.Ф. Керенского, «это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесёт с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернётся спиной к революционерам».

Г. В. Плеханов умер в результате болезни 30 мая 1918 года в Ялкала (Финляндия) и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Он является автором  работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: