Георгий васильевич свиридов (1915-1998) — биография, жизнь и творчество композитора

Глава 2 Содержание кантаты

Из сборника Анны Васильевны Рудневой композитор отобрал семь различных песен для семи небольших частей кантаты, объединенных общей музыкально-поэтической идеей:

1) «Зеленый дубок» (девичья лирическая),

2) «Ты воспой, воспой, жавороночек» («тягальная» — мужская протяжная)

3) «В городе звоны звонют» (свадебная)

4) «Ой, горе, горе лебедоньку моему» (лирическая)

5) «Купил Ванька себе косу» (покосная, лирическая)

6) «Соловей мой смутный» (лирическая, бурлацкая)

7) «За речкою, за быстрою» (хороводная, так называемая тапочная, с особенным плясовым движением; курский вариант общеизвестной «Веселой беседушки»)

Содержание кантаты – это история русской крестьянки: любовь, встречи с милым, свадьба, материнство, измена мужа, тоска в «золотой клетке» Как всегда в крестьянском быту, жизнь эта проходит «на миру» – вся деревня осуждает поступок неверного мужа, в финале возникает картина «веселой беседушки». В интерпретации любого из этих событий ощущается углубление в сам дух фольклора, в ту жизнь, которая порождала его.

Первые две песни, в которых даны разные оттенки весенних настроений, сразу направляют движение сюжета по двум параллельным руслам: лирическому, созерцательному («Зелёный дубок») и энергичному, действенному («Ты воспой, жавороночек»). В дальнейшем песни так и чередуются по контрасту. Последние две части завершают развитие этих линий. VI часть — «Соловей мой смутный» — самая печальная песня лирической сферы — грустный итог «невольной» жизни, а вслед за ним, словно разом раздвинув стенки «золотой клетки», вырывается наружу вихрь буйных народных сил. Как и в других кантатных сочинениях Свиридова, горе одного человека разрешается здесь катарсисом «всеобщего», в вечный поток жизни вливаются отдельные ручейки человеческих судеб. Такая простая народная философия крестьянской жизни «на миру» давала силы выстоять.

Особое положение занимает III часть — «В городе звоны звонют» — благословение дочери к венцу, по существу, символ свадебного обряда. И в некоторых других кантатных сочинениях Свиридова в центре помещен обряд (купальский в «Поэме памяти Сергея Есенина», свадебный — в «Весенней кантате»). Это напоминает о драматургии опер Римского-Корсакова, где обрядовые сцены тоже занимают центральное место, и придает сочинению глубоко национальный облик, ощущение эпической устойчивости.

Глава 1 История создания

«Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край, — писал композитор в дневниковой тетради. — Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».

Неудивительно, что именно фольклор Курской области послужил источником вдохновения для Георгия Свиридова – ведь именно там, в городе Фатеже, появился он на свет. Свою малую родину композитор называл «песенным краем» и очень любил песни, хранившиеся в народной памяти и передававшиеся из уст в уста, по крайней мере, до середины ХХ столетия. Георгий Васильевич считал, что из всех российских регионов Курская земля особенно богата песнями.

Однако непосредственным источником вдохновения послужил сборник народных песен Курской области, составленный Анной Васильевной Рудневой. Из этого сборника композитор выбрал семь песен. Используя фольклорные тексты, Свиридов полностью сохранил их своеобразие и особый курский говор.

Кроме того, ранние детские воспоминания также связаны и с трагедией гражданской войны 1919 года, когда убили молодого коммуниста Василия Свиридова, отца Георгия Свиридова. Именно поэтому композитор часто возвращается к поэзии русской деревни, которая отражается и в «Курских песнях».

Также стоит отметить, что 60-е годы — это новый этап творчества Свиридова

Появление иных жанровых разновидностей, необычных, оригинальных исполнительских составов, внимание к камерности, к лаконизму и строгому отбору выразительных средств, интерес к древним пластам народного и профессионального искусства отличает произведения этих лет. «Курские песни» получили особый успех и признание — блестящее по мастерству произведение, которому суждено было стать началом новой традиции в советской хоровой музыке

Действительно, взяв за основу принцип обработки народной песни, потерявший к этому времени привлекательность для композиторов, Свиридов вдохнул в него новую жизнь. Особенности народного творчества и собственный композиторский стиль счастливо соединились здесь в естественной природной гармонии, дав прекрасный по художественному совершенству результат. Бережно сохраняя существо песен, композитор внес в них когда еле заметные, а когда и довольно значительные изменения. Они коснулись жанра, темпа, хоровой фактуры и в гораздо меньшей степени мелодики некоторых песен. Драматургия же целого полностью зависела от композитора: песени, соединенные в определенной последовательности, обрисовали контуры своеобразного сюжета — своего рода «Любовь и жизнь женщины» в старой России, развернутая на широком фоне народной жизни.

Детство

Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны. Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.

Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.

С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Жизнь и творчество свиридова кратко

Георгий Свиридов

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.

Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Свиридова

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.

Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича . Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.

Интересные факты о Свиридове

Творчество Георгия Свиридова

Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.

Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина», написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.

Юность

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.

К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.

Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У Георгия Васильевича было два сына, но по трагическим обстоятельствам он пережил их обоих.

Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что юноша покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Ему было на тот момент 16 лет.

Младший сын Юрий тяжело болел, и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии композитор так и не узнал.

О первых двух браках Свиридов не упоминал в интервью. Известно, что его первая жена была пианисткой, сокурсницей по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.

Вторая жена Георгия Васильевича, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее он оставил первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын, Юрий.

Георгий Свиридов и Эльза / «Ютьюб»

Поклонникам известна третья жена композитора — Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе его на 10 лет. Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения Георгия Васильевича. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались — так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.

В близких отношениях композитор состоял со своим племянником Александром Белоненко. Родственник музыканта сам отличился на ниве служения родине — музыковед, заслуженный деятель искусств России, он впоследствии возглавил Свиридовский институт в Санкт-Петербурге. С детства проводил время с Георгием Васильевичем и стал свидетелем написания многих музыкальных произведений своим дядей. По рассказам Белоненко известно, что Георгий Васильевич обладал уникальной памятью, многие стихотворения для своих произведений помнил с детства.

↑ Произведения Свиридова

 Основные его произведения:

  • С 1934 года по 1939 годы композитор пишет много романсов на стихи любимых им с детства поэтов: А. Пушкина и М. Лермонтова, Создаёт несколько инструментальных произведений для фортепиано с оркестром;
  • В период с 1940 по 1960 годы Свиридов пишет камерную симфонию для струнных инструментов, Музыкальная комедия «Раскинулось море широко», Романсы для голоса и фортепиано на стихи поэта и драматурга У. Шекспира, Вокальный цикл, состоящий из 11 романсов на стихи А. Исаакяна, для тенора, баса и фортепиано, Музыкальная комедия, оперетта «Огоньки», Оратория «Декабристы, в основу которой положены стихи А.С. Пушкина и поэтов-декабристов. Цикл пьес, в память о Сергее Есенине, «У меня отец крестьянин», для тенора, баритона и фортепиано, Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина». Ленинской премии удостоена «Патетическая оратория» написанная композитором на слова Владимира Маяковского.
  • С 1961 года до последних дней Свиридов пишет цикл пьес «Петербургские песни», на стихи Александра Блока, для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели, музыку для камерного оркестра, «Курские песни», кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова народные, произведение удостоено Государственной премии, Цикл музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Кантата «Древняя Русь» для хора и оркестра на стихи Сергея Есенина: «Прощай родная пуща…», «Топи да болота…», «Я странник убогий..», «Наша вера не погасла…», Музыка к фильму М. Швейцера «Время вперёд», позже переписана как сюита, несколько лет служила заставкой к программе «Время». Музыка к памятнику павшим на Курской дуге, «Памяти А.А. Юрлова», Вокальный цикл для голоса и фортепиано «Отчалившая Русь», написана на стихи поэта Сергея Есенина. «Гимны Родине» три хора на стихи Ф. Сологуба, «Пушкинский венок», сочинение для хора с оркестром впервые прозвучало в дни празднования 180-летия А, С. Пушкина. Вокальная поэма «Петербург», вершина творчества Свиридова написана в 1995 году; Партитура «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) всегда присутствовали в творчестве композитора, она представляет шедевр в хоровом письме композитора, исповедь его жизни и творчества.

Доклад Гиоргия Свиридова 5 класс сообщение

Георгий Васильевич Свиридов был рожден 03.12. 1915 года в Курской области. Отец был телефонистом, а мать –педагогом. В 1919 году, когда Георгию было всего четыре года, погибает его отец Василий Свиридов. У Георгия остается лишь мать, и они вдвоем переезжают в Курск, где юный музыкант увлекается игрой на балалайке, и работает с ней так умело, что через некоторое время его принимают в Курский оркестр народных инструментов.

В 1932 году при поддержке своих преподавателей музыки, которые не смогли остаться равнодушными к способностям юного дарования, Георгий Свиридов поступает в Ленинградский музыкальный техникум. По прошествию ещё некоторого времени он становится учеником Дмитрия Дмитриевича Шостаковича –легендарного русского композитора симфонии которого и по сей день считаются эталоном русской классики. Однако их взаимопонимание было не долгим, и Георгий бросил обучение в консерватории после того, как Шостакович в пух и прах раскритиковал его экзаменационные композиции Свиридова.

В 1941 Свиридова отправляют на фронт, однако, в виду плохого состояния здоровья ему не позволяют продолжать службу, и он отправляется работать в Новосибирск. В 1956 году Георгий Свиридов переехал в Москву, где занял руководящую позицию в Союзе композиторов.

В студенческие годы Свиридов женился на своей однокурснице Валентине Токаревой, и в 1940 году она рождила ему сына Сергея. К сожалению, их брак закончился так же быстро, как и развивались их отношения. В 1944 году Свиридов бросает семью ради Агланы Корниенко. В 1948 году у них появляется сын, которого назвали в честь отца –Георгием. Но и этот брак композитора прожил не долго, практически сразу после появления на свет его второго сына Свиридов уходит к Эльзе Клазер, которая становится его третьей женой. По несчастливому стечению обстоятельств Георгий переживает обоих своих сыновей: в 1956 году его старший сын Сергейрешает наложить на себя руки, после чего у Георгия Васильевича случается первый инфаркт, а в 1997 году от тяжелой хронической болезни погибает и Георгий Георгиевич. Однако, эту ужасную новость именитый композитор так и не узнал. Ещё не окрепнув после перенесенного инфаркта, ровно через неделю после гибели меньшего сына, 06.01.1998 года почил и сам музыкант.

Трудно сосчитать все произведения великого музыканта Георгия Свирдова. Георгий оказал поистине огромное влияние на русскую классику и все без исключения его композиции, написанные после знакомства с Шостаковичем, передают его любовь к родному государству уже с первых аккордов.

Самым значимым и знаменитым его произведением считается композиция «Время вперёд», которая уже пол века является ознаменованием выхода новостей и по праву считается культурным наследием Российской Федерации.

Творчество Г. В. Свиридова

Важным направлением творчества композитора является Родина. Ее образ красочно описан в большинстве лирических сочинений, где автор рассказывает о народной жизни, русских пейзажах, героях революции.

Еще будучи студентом, начал активно сочинять оперетты и хоровые композиции. Его произведения взаимосвязаны с классической и современной поэзией таких поэтов как Пушкин, Блок, Есенин, Лермонтов, Маяковский, Твардовский и другие.

Георгий Васильевич знаменит своими сочинениями для оркестров. Автор много написал музыки для знаменитых фильмов и киноповестей. Весь мир знает его альбом романсов, в основу которых положены стихи Пушкина.

Популярные темы сообщений

  • Животный мир Северной Осетии Республика Северная Осетия входит в состав России. Располагается на юге Европейской части, в предгорьях и на северном склоне Большого Кавказа. Это страна гор, живописных ущелий, опасных перевалов.
  • Страна Финляндия На севере Европы расположилась страна Финляндия, которая не может оставить равнодушным ни одного туриста. Финляндия имеет многих соседей. Она граничит со Швецией, Норвегией и Россией. Замечательный город Хельсинки давно признан столицей Финляндии.
  • Сова болотная Издавна совы считались необычными птицами. Это хищные животные, которые встречаются почти на всей территории нашей планеты. Не встретишь их только лишь в Антарктике и Австралии. Совы никогда не живут стаями. Они имеют очень хороший слух,

Жизненный и творческий путь Г.В. Свиридова

Своеобразие творческого облика Свиридова прежде всего выражено в ярко национальном, глубоко русском складе его натуры, в русском характере его дарования, выросшего из подлинно народного, крестьянского корневища. Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.

Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классической, так и современной. Это Пушкин, Лермонтов, поэты декабристы, Берне, Шекспир, Блок, Есенин, Маяковский, Исаакян, Твардовский, Прокофьев, Исаковский, а также поэзия фольклорной традиции русская, болгарская, вьетнамская. Поэзию композитор понимает глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности каждой поэтической индивидуальности, проникнуться ее своеобразием, сжиться с нею, а затем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста.

Именно Свиридову принадлежит честь «открытия» для музыки поэзии Маяковского, Есенина, хотя среди композиторов он был не первым, обратившимся к их стихам. Верно, сильно он прочел и поэзию Бернса. Он «открыл» и воплотил в музыке некоторые грани пушкинской поэзии, не раскрытые ранее.

Одной из характернейших особенностей творчества Свиридова является его демократическая направленность, сознательное стремление говорить средствами музыки с широким кругом слушателей. Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». И это глубокое убеждение, определяющее отношение Свиридова к коренным проблемам художественного творчества.

Жизненный путь композитора.


Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.

Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. С 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в1968 1973- первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в «Правде» опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», положившая начало травле Марка Бернеса.


В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник

Свиридов, Георгий Васильевич

Родился 16 декабря 1915 г. в гор. Фатеж (Курская губерния Российской империи, ныне Курская область РФ). Его отец был почтовым служащим, погиб во время Гражданской войны. Мать работала учительницей. В 1924-1932 гг. Георгий Свиридов жил в Курске. Там он начал заниматься музыкой, учился играть на рояле и балалайке, был принят в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 г. поступил в Курскую музыкальную школу, в 1932 г. продолжил образование в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1936 г. Георгий Свиридов окончил Ленинградский центральный музыкальный техникум (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского) по классу композиции педагога Михаила Юдина. В 1936-1941 гг. учился в Ленинградской государственной консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова) по классу композиции у профессоров Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича.

Через несколько дней после окончания консерватории был мобилизован и зачислен курсантом военного училища. В конце 1941 г. комиссован по состоянию здоровья. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске, в 1944 г. вернулся в Ленинград. С 1956 г. проживал в Москве. Первый успех Георгию Свиридову принесли написанные в 1935 г. лирические романсы на стихи Александра Пушкина. Впоследствии он создал целый ряд вокальных произведений на стихи известных авторов: Михаила Лермонтова, поэтов-декабристов, а также Александра Блока, Роберта Бернса (в переводах Самуила Маршака), Бориса Пастернака, Федора Тютчева, Сергея Есенина (поэма «Памяти С. А. Есенина» 1956 г., кантата «Деревянная Русь» 1964 г. и др.), Владимира Маяковского («Патетическая оратория» 1959 г.). Выпускными работами Свиридова в консерватории стали Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Во время войны композитор создал ряд произведений, посвященных героизму Красной армии, в том числе «Песню смелых» (на стихи Алексея Суркова) и музыку к оперетте «Раскинулось море широко». Георгий Свиридов писал музыку для кино и спектаклей. Два наиболее популярных произведения композитора созданы именно для кинофильмов: вальс к экранизации повести Александра Пушкина «Метель» (1964, режиссер Владимир Басов) и сюита «Время, вперед!» для одноименного фильма по роману Валентина Катаева (1965, Михаил Швейцер и София Милькина). Фрагмент из сюиты «Время, вперед!» с 1970-х гг. используется в заставках информационной программы «Время» (ныне выходит на Первом канале), также композиция звучала на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Среди других произведений Георгия Свиридова — хоровой цикл «Курские песни» (1964), три хора к постановке трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973), хоровые концерты «Памяти А. А. Юрлова» (1973) и «Пушкинский венок» (1979), поэма на стихи Александра Прокофьева «Ладога» (1980), цикл «Песнопения и молитвы» (1994). Георгий Свиридов скончался 6 января 1998 г. в Москве на 83-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

В 1968-1973 гг. Георгий Свиридов занимал должность первого секретаря Союза композиторов РСФСР. Избирался в депутаты Верховного совета РСФСР VII-IX созывов (1966-1978).

Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1970).

Лауреат Сталинской премии I степени (1946), Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1968, 1980), Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1994 г., премии президента РФ в области литературы и искусства 1997 г. Был награжден четырьмя орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995).

Почетный гражданин Курска (1982) и Москвы (1997).

Дневники композитора были изданы в 2002 г. под названием «Музыка как судьба».

Был трижды женат. Первая супруга — пианистка Валентина Токарева. Сын — Сергей (1940-1956). Второй женой была Аглая Корниенко. Сын — Георгий Свиридов (1948-1997, кандидат филологических наук, специалист по японской литературе). Третья супруга — Эльза Клазер (1925-1998).

Творчество Г. В. Свиридова

Важным направлением творчества композитора является Родина. Ее образ красочно описан в большинстве лирических сочинений, где автор рассказывает о народной жизни, русских пейзажах, героях революции.

Еще будучи студентом, начал активно сочинять оперетты и хоровые композиции. Его произведения взаимосвязаны с классической и современной поэзией таких поэтов как Пушкин, Блок, Есенин, Лермонтов, Маяковский, Твардовский и другие.

Георгий Васильевич знаменит своими сочинениями для оркестров. Автор много написал музыки для знаменитых фильмов и киноповестей. Весь мир знает его альбом романсов, в основу которых положены стихи Пушкина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: