Содержание
Сорен Кьеркегор (1813-1855) был датским философом и теологом, которого считали отцом экзистенциализма. Он родился в Копенгагене, и его детство было отмечено сильной личностью его отца, очень религиозного человека, который воспитывал его с верой в то, что Бог не прощает совершенных грехов.
Кьеркегор, чтобы угодить отцу, изучал богословие, хотя вскоре он проявил гораздо больший интерес к философии. Именно в университете он начал изучать греческую классику, а также интересоваться лютеранскими догмами и немецкой идеалистической философией.
Ранние произведения Кьеркегора были написаны под псевдонимом
Часть его произведений того периода посвящена критике Гегеля, в которой обсуждается важность личной субъективности
На втором этапе своей профессиональной жизни Кьеркегор начал заниматься тем, что он называл лицемерием христианства или, более конкретно, церкви как института.
Именно в этот период он написал одну из своих самых важных работ: Смертельная болезнь. В нем он сделал комплексный анализ экзистенциальных страданий, которые, по мнению экспертов, были одним из его самых влиятельных вкладов в более позднюю философию.
Исследования
Кьеркегор закончил начальную и среднюю школу в столице Дании. Там же он поступил на богословский факультет в 1830 году, чтобы исполнить желание своего отца.
Однако вскоре интерес Кьеркегора начал смещаться в сторону философии. В том же университете он начал изучать греческих философов и другие течения, которые были в моде в то время.
По словам его биографов, Кьеркегор прожил те годы в заточении своей природной меланхолии. Его частое присутствие на вечеринках и танцах, но за этой публичной стороной он скрывал задумчивое отношение.
Именно в последние годы учебы он пережил глубокий внутренний кризис. Автор очень старался исполнить желание своего отца и жить по христианским заповедям, но на самом деле богословие его не интересовало. В конце концов, это привело к тому, что он расстался с отцом.
Несмотря на этот перерыв, смерть отца заставила его сделать последнюю попытку доставить ему удовольствие. Таким образом, в 1840 году он сдал последний экзамен по богословию. Тезис отличного качества касался концепции иронии у Сократа. Наконец, Кьеркегор получил свой титул в 1841 году.
взносы
Среди вкладов Кьеркегора — его размышления о языке и его способности показывать реальность. Как и в остальной части его работы, религия сыграла очень заметную роль в его выводах.
Кроме того, он также написал некоторые работы, которые можно считать политическими, хотя и более теоретическими, чем с претензиями на какую-либо идеологию..
язык
Для датского автора существует два типа общения. Первый, который он назвал «диалектическим», был тем, который использовался для передачи идей, знаний. Вторым было общение власти.
Именно в этом втором способе общения индивид приобретает известность
По словам Кьеркегора, это связано с тем, что важно не столько то, что сказано, а то, как это делается.
Сам автор привел пример этого второго способа общения в своих произведениях с псевдонимом. В них он практиковал косвенный стиль, чтобы соотнести его мнения.
Таким образом, это более субъективный способ общения, чем простая выставка идей. Кьеркегор считал, что это лучший способ спровоцировать обращение, убедить получателя.
Он также подтвердил, что ошибка мысли его времени состоит в том, что он пытался учить этике и религии, используя диалектическое общение, а не субъективно..
политика
По словам его биографов, Кьеркегор считал себя в консервативных позициях. Несмотря на это, он поддержал реформы, предложенные королем Фридрихом VII в его стране.
Перед марксом и его Коммунистический Манифест, датчанин написал Христианские речи. Он выделил предметы как отдельные лица. Маркс в своей работе спровоцировал массовое восстание, чтобы улучшить их положение, в то время как Кьеркегор предложил отдельного человека из массы, который поддерживал установленный порядок..
Отчуждение себя
В мысли Кьеркегора жизненное отчаяние имеет особое значение. Автор заявил, что это отчаяние не эквивалентно депрессии, а исходит из отчуждения себя.
Датский философ разделил отчаяние на несколько уровней. Самые простые и распространенные исходы из незнания «я». Однако Кьеркегор утверждал, что это невежество было похоже на счастье, поэтому он не считал его важным.
Истинное отчаяние, ведущее к отрицательной части личности, исходит из усиленного сознания «я» вместе с ненавистью к этому «я».
Кьеркегор объяснил эту концепцию примером человека, который пытался стать императором. Для философа, даже если он достигнет своей цели, он будет страдать из-за того, что оставил свое старое «я» позади. Более того, попытка уже означала попытку оставить это позади. Это самоотречение приведет к отчаянию.
Для автора способ избежать этого — попытаться принять себя и найти внутреннюю гармонию. В конечном счете, речь идет о том, чтобы быть собой, а не о желании быть кем-то другим. Отчаяние исчезает, когда вы принимаете себя.
Учение Сёрена Кьеркегора: кратко, суть
Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855) был романтическим философом, если вообще можно так говорить о философах. Его учение — это мучительный поиск смысла жизни, попытка постичь бога, понять человека.
Сёрен Кьеркегор
Названия его трудов весьма показательны — «Страх и трепет», «Или-или», «Болезнь к смерти» и т.п. Недаром его называют предтечей экзистенциализма — учения, согласно которому человек живет в мире абсурда, и его удел — страдание.
- Итак, каковы основные идеи Кьеркегора?
- а) человек есть единство противоположностей,
- б) человек постоянно находится в ситуации выбора (или-или),
- в) человек свободен сделать свой выбор, но никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой,
г) Христос — есть. Смысл жизни человека — прийти к вере, но сделать это невозможно рациональным путем. Чтобы стать рыцарем веры, надо сделать духовный скачок, так называемый прыжок веры,
д) все люди так или иначе стремятся к этому, но удается только редким.
Исходя из того, как люди готовы совершить этот прыжок, Кьеркегор разделил их на три типа.
Первый — эстетический тип. Он стремится к красоте как символу бесконечного, всеобщего, но погрязает в удовольствиях повседневности. Он не может отказаться от чувственных радостей, все больше увлекается ими, ищет красоту в этом, не находит, но уже не способен воспарить над суетой. И поэтому страдает. Чтобы спастить от этого, еще глубже погружается в конечное. Получается замкнутый круг.
Ульпиано Чека и Санз. Пир во дворце Нерона.
Второй — этический тип. Трагический герой, рыцарь самоотречения. Он стремится к бесконечному и готов жертвовать своим конечным ради этого. Он готов все отдать за свою мечту.
выше) никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой.
Третий — религиозный тип, рыцарь веры. Этот тип живет только верой. Рациональные соображения для него на этом фоне ничего не значат. Он совершает поступок, немыслимый и абсурдный с точки зрения разума, но совершенно нормальный с точки зрения веры.
Именно он делает пресловутый прыжок веры. Пример — Авраам, который, не моргнув глазом, потащил своего любимого сына Исаака на жертвенный камень, чтобы зарезать его там во славу бога. Ни одна мысль не омрачила его чело. Бог велел — он делает.
Это и есть прыжок веры.
И в результате он получает назад свое конечное (сын жив-здоров) и при этом обретает смысл своей жизни в боге.
А. Лосенко «Жертвоприношение Авраама»
- Кьеркегор считал, что рыцарей веры фактически не осталось, и большинство людей относятся к этическому типу, жизнь которых поэтому — страдание.
- Читайте еще на моем канале:
- Книга «История сексуальности» Мишеля Фуко
- Вы столкнете толстяка на рельсы? Проблема вагонетки в этике
- Почему власть должна регулярно сменяться: теория циркуляции элиты В. Парето
Основные идеи Кьеркегора
Кьеркегор был основоположником религиозного экзистенциализма. Кьекегор выступал в защиту истинного христианства. Вступал в активную полемику с представителями спекулятивной философии и критиковал Гегеля в своих трудах. Кьеркегор считал, что прийти к Христу можно только посредством абсолютного парадокса, совершив при этом «качественный прыжок». Это невозможно осуществить без помощи разума, мышление не может объяснить и понять религиозную стадию человеческого существования. Философская позиция Кьеркегора – это стремление к абсолютной свободе личности, свободе выбора. Кьеркегор считал, что на пути к Богу человек минует три ступени в своем существовании:
- эстетическая – жизнь только в переживании отдельных моментов;
- этическая – жизнь в заботах о будущем, основанная на взятой на себя ответственности за прошлое;
- религиозная – жизнь в ощущении вечности.
Замечание 1
Кьеркегор утверждал, что философия начинается не удивлением, а отчаянием. Именно поэтому отчаяние считается духовной категорией. Кьеркегор утверждал, что человек представляет собой синтез души и тела, вечного и временного, но основой такого синтеза является дух.
Трактат Кьеркегора «Или-или» был опубликован в 1843 году. Он выбрал псевдонимом имя Виктор Эремит. Благодаря этой работе Кьеркегор стал широко известен. Книгу переиздали в 1849 году. Второе издание Кьркегор подарил Гансу Христиану Андерсену, с которым познакомился еще в юности. В этой работе Кьеркегор впервые описал три стадии человеческого существования: эстетическую, этическую и религиозную. Трактат включает две части, завершающая из которых «Ультиматум». В этом трактате Кьеркегор использовал форму «косвенного сообщения», позволившую ему дистанцироваться от авторов, которые вели полемику на этические и эстетические темы. Кьеркегор высшей стадией человеческого развития считал религиозную ступень.
«Стадии жизненного пути» — еще один философский труд Сёрена Кьеркегора, который был опубликован 30 апреля 1845 года. «Стадии…» содержат размышления, касающиеся этической, эстетической и религиозной стадий жизни.
«Страх и трепет» — работа, центром внимания которой является вопрос о вере в Бога и возможности ее в современных условиях. Основой философ использует ветхозаветную часть об Аврааме и сыне его Исааке. Кьеркегор вскрывал парадоксальную сущность веры посредством размышлений о чудесах спасения Исаака и самоотверженности Авраама.
Авраам, по Кьеркегору, шел узким путем веры и готов был принести сына в жертву Господу, а Исаак покорно следует за отцом, так как Моисеевы скрижали превыше всего, и Исаак почитает мать и отца своих. Работа была опубликована в 1843 году.
«Болезнь к смерти» — религиозная работа, посвященная диалектике отчаяния, видам греха. Исходная точка для написания данной работы – Евангельская притча, повествующая о воскрешении Лазаря. Книга опубликована в 1849 году. Грех он определял в качестве отчаяния, утверждая, что грех – противоположность не добродетели, а веры.
Заключительное научное послесловие к «Философским крохам» — опубликовано 28 февраля 1846 года. Данный трактат – центр творчества Кьеркегора, так как является центром схождения его работ, центром конфликтного переплетения его этических, эстетических и религиозных представлений. Стилю книги характерна исключительная подвижность интонаций, а чисто художественные приемы – метафоричны и ироничны. Кьеркегор впервые ввел понятие «экзистенция» и «экзистенциальный». Как экзистирующий индивид, Кьеркегор менее всего стремился к абсолютному и твердому отстаиванию необходимости снять этот диалектический элемент – экзистенцию, так как для этого необходима среда рассмотрения, так как экзистенция и есть диалектический элемент. В защиту истинного христианства Кьеркегор постоянно вступал в полемику со спекулятивной философией, а в частности, с Гегелем и Шеллингом. Для этого Сёрен ввел понятие «абсолютный парадокс», с помощью которого можно превратиться в «истинного христианина», так как вера для него начинается там, где разум уступает свои позиции.
Дневник обольстителя
Обыкновенно, чем больше развита у человека способность мыслить и соображать, тем быстрее и искуснее мысли его подбираются к предмету, осматривают его со всех сторон и затем вполне им овладевают. Все существующее разумно; я был и буду оптимистом! Я не видел ничего потому, что слишком пристально смотрел. Чем больше стараешься спрятаться, тем неприятнее, если тебя откроют в твоем убежище. Я не хочу, чтобы она была в духовной зависимости от меня; она должна быть вполне свободна: любовь может развиваться лишь на свободе, и одна свобода обусловливает приятное и вечно веселое времяпровождение. Быть любимым больше всего на свете, беспредельной пламенной любовью — высшее наслаждение, какое только может испытать человек на земле. У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь. Какой смысл в слове «моя»? Ведь оно не обозначает того, что принадлежит мне, но то, чему принадлежу я, что заключает в себе все мое существо. Это «то» мое лишь настолько, насколько я принадлежу ему сам. «Мой Бог» ведь это не тот Бог, Который принадлежит мне, но тот, Которому принадлежу я. То же самое и относительно выражений: „моя родина“, „моё призвание“, „моя страсть“, „моя надежда“. Мёртвая буква действует иногда сильнее живого слова.
Личная жизнь
Когда Кьеркегору было около 24 лет он познакомился с Региной Ольсен, которую был старше на 9 лет. Девушка также интересовалась философией, в связи с чем у молодых людей было много общих тем для общения.
В 1840 г. Серен и Регина объявили о своей помолвке. Однако почти сразу парень начал сомневаться в том, что сможет быть примерным семьянином. В связи с этим, после заключения помолвки он все свободное время посвящал писательской деятельности.
Примерно через год Кьеркегор написал девушке письмо, в котором сообщил о разрыве отношений. Он объяснял свое решение тем, что не сможет совместить работу с супружеской жизнью. В итоге, мыслитель до конца жизни оставался холостым и не обзавелся потомством.
ссылки
- EcuRed. Сорен Кьеркегор. Получено с ecured.cu
- Фацио, Мариано. Сорен Киркегор. Получено с Philosphica.info
- Фернандес, Фрэнсис. Кьеркегора и выборы жизни. Получено с eldedependientedegranada.es
- Вестфаль, Мерольд. Сорен Кьеркегор — Получено с britannica.com
- Макдональд, Уильям. Сорен Киркегор. Восстановленный от plato.stanford.edu
- Robephiles. Ключевые понятия философии Сёрена Кьеркегора. Получено с сайта owlcation.com
- Хендрикс, Скотти. Божий ответ Ницше, философия Серена Кьеркегора. Получено с bigthink.com
- Знаменитые философы. Сорен Киркегор. Получено с сайта знаменитых philosophers.org
Отношение к религии и религиозности у Кьеркегора и Шопенгауэра
Такие взгляды, естественно, вызвали резкое сопротивление со стороны Церкви. Тем более что сам Кьеркегор не уклонился от конфликта с западным христианством, он развязал ожесточенную битву против исторического христианства и против «стаи священников без призвания», обвиняя их в отступничестве от заповедей Иисуса Христа и идеалов первобытного христианства. «Назад в христианство!» — Кьеркегор воскликнул.
«К христианству, писал Кьеркегор, привело меня к личной потребности, но я понял, что это то, что нужно нашему возрасту….. Христианство стало задачей всей моей жизни; я с глубоким смирением осознал, что даже самой долгой жизни недостаточно для выполнения этой миссии»./10, стр. 159/. Таким образом, отношения Кьеркегора с современным христианством были сложными и порой враждебными. Он не видел смысла в иерархии и монополии современной церкви и считал, что истинный христианин не нуждается в показной вере; его вера, как и вера Авраама, должна быть личной, а его философия — богословием опыта, точнее, богословской биографией.
Другим было отношение А. Шопенгауэра к религии и религиозным учреждениям, и центральное место в категории волеизъявления также характерно для философии Шопенгауэра. Воля в конечном итоге ведет к новой мудрости, к простоте и достоинству человека. В центре философии Шопенгауэра — индийская философия. Для своих исследований Шопенгауэр использовал ведическую литературу, а также многие дошедшие до нас творения древнегреческой культуры. Он заимствовал у буддистов этику почти без изменений, только перевел ее, как мне кажется, на язык, более понятный его современникам, и использовал соответствующие примеры. Отношение Шопенгауэра к христианству не было таким уж безоблачным. Говоря о христианской этике, он подчеркивает, что Церковь подчинила свои интересы идеям, существовавшим задолго до христианства, и в то же время онтологический подход не выдерживает критики….. Но каково же тогда отношение Шопенгауэра к религии: мы находим основу его отношения к религии в «Идеях этики». Шопенгауэр связывает свою доктрину «отрицания воли к жизни» с его пониманием различных религий, в том числе и христианства. «Из-за этой вины, которая неизбежно вытекает из собственной воли человека, он, таким образом, остается справедливым обреченным на физические и душевные страдания, то есть, он несчастен, … хотя и будет соблюдать все упомянутые добродетели, … ибо все мы по своей природе вечные грешники».
Шопенгауэр положительно отзывается о христианстве и буддизме: «Внутреннее ядро и дух христианства идентичны духу брахманизма и буддизма: все эти религии одинаково исповедуют, что человеческий род совершает тяжкий грех своим существованием.
Таким образом, Шопенгауэр говорит о греховности человека и положительном характере учения Христа. Он разделяет все религиозные традиции, как бы они ни были, на две группы:
1) Религии оптимизма.
2) Религии пессимизма и греха.
Биография писателя
Сёрен Кьеркегор (Søren Kierkegaard 1813–1855) — знаменитый датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основателем экзистенциализма.
Сёрен Кьеркегор родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет. Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете. Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие – Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора. Все, что он написал, несет след этого печального опыта.
Во время краткого пребывания в Берлине (с октября 1841 по март 1842) Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: Или – Или (Enten-Eller), Повторение (Gjentagelsen), Страх и трепет (Frygt og Baeven) и в дополнение – девять религиозных рассуждений в трех томах, названных Поучительные беседы (Opbyggelige Taler). Первые три книги вышли под псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них взгляды не были его собственными. Под Беседами стоит собственное имя автора. В 1844 вышли Философские крохи (Philosophiske Smuler) и Понятие страха (Begrebet Angest), а также еще девять бесед. Опубликованная в 1845 книга Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets vei) частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли еще три беседы, получившие название Мысли по поводу критических ситуаций (Tre Taler ved tnkte Leiligheder). Самая значительная философская работа Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, – Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift) – вышла в начале 1846. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии.
Философия
В 1841 г. Кьеркегор обосновался в Берлине, где много времени уделял размышлению о жизни и природе человека. Одновременно с этим он пересматривал те религиозные учения, которых придерживался в детстве и юности.
Именно в тот период биографии Серен начал формировать свои философские идеи. В 1843 г. он опубликовал свой знаменитый труд «Или-Или», но не под своим именем, а под псевдонимом Виктор Эремит.
В этой книге Серен Кьеркегор описывал 3 этапа существования человека: эстетический, этический и религиозный. По мнению автора наивысшей стадией развития человека является религиозная.
Через пару лет был издан очередной фундаментальный трактат Кьеркегора «Стадии жизненного пути». Затем в центре внимания оказалась очередная работа философа «Страх и трепет», в которой речь шла о вере в Бога.
Не меньший интерес у читателей вызвала книга «Болезнь к смерти». Она представляла собой религиозный труд, посвященный диалектике отчаяния, о разновидностях греха. В его понимании грех подразумевался в виде отчаяния, при этом грех следовало рассматривать в противоположность не праведному поведению, а вере.
Еще при жизни Серен Кьеркегор стал родоначальником экзистенциализма – направления в философии 20-го века, акцентирующего свое внимание на уникальности бытия человека. Он крайне негативно отзывался о рационализме, а также критиковал сторонников субъективного подхода к философии
Кьеркегор называет существующими только те вещи, которые не дают повода размышлять о себе, поскольку размышляя о чем-то, человек вмешивается в природный процесс течения вещей. Следовательно, объект уже изменен наблюдением и поэтому перестает существовать.
В экзистенциальной философии именно посредством переживания событий, а не раздумий, считается возможным познать окружающий мир. Объективная истина познается, а экзистенциальная – должна быть только пережита.
В последние годы биографии Серен Кьеркегор особенно критиковал выхолащивание христианской жизни, а именно стремление жить благополучно и комфортно и при этом называть себя христианином. Из всех форм власти он выделял монархию, тогда как самой худшей считал демократию.
Авторские публикации
– Либо одно, либо другое (1843) (Энтен — Эллер)
– Две назидательные речи (Опбиггелиге Талеру)
– Страх и трепет (Фригт ог Бувен)
– Повторение (Гьентагельсен)
– Четыре назидательные речи (1843) (Огонь opbyggelige Taler)
– Три поучительных речи (1844) (Tre opbyggelige Taler)
– Философские крохи (Философская смюлер)
– Йоханнес Климакус
– Дневник соблазнителя (Forførerens Dagbog)
– Концепция тоски (Бегребет Ангест)
– О концепции иронии в постоянном обращении к Сократу (1841) (Ом Бегребет Ирони, med stadigt Hensyn til Socrates)
– Предисловия (Форорд)
– Иногда воображаются три речи (Tre Taler ved tænkte Leiligheder)
– Этапы жизненного пути (Stadier paa Livets Vei)
– Литературная реклама (In literair Anmeldelse)
– Ободряющие речи в разном настроении (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand)
– Произведения любви (Kjerlighedens Gjerninger)
– Христианские речи (Кристелидж Талер)
– Кризис и кризис в жизни актрисы (Krisen og в Krise i в Skuespillerindes Liv)
– Лилии полевые и птицы неба (Lilien paa Marken og Fuglen под руководством Химлена)
– Два небольших этико-религиозных трактата (Твендэ этиск-религиозный смаа-афхандлингер)
– Смертельная болезнь / Трактат об отчаянии (Sygdommen til Døden)
– Моя точка зрения (1847) (Ом мин Форфаттер-Вирксомхед)
– Момент (Öieblikket)
– Договор отчаяния
Личная жизнь
Личная жизнь философа сложилась не совсем успешно. Когда Сёрену исполнилось 24 года, он повстречал юную Регину Ольсен, 15-летняя девушка тогда тоже изучала философию, а потому между молодыми людьми было много тем для общения. Первоначально Кьеркегор относился к ней только как к другу, но постепенно взаимное влечение увеличилось, и в начале осени 1840 года он признался избраннице в чувствах. Но почти сразу мужчина стал сомневаться в себе как в истинном семьянине, поэтому после помолвки решил углубиться в работу.
Регина Ольсен, возлюбленная Сёрена Кьеркегора / Museum of Copenhagen
Пара не жила вместе, и девушка понимала, что работа — это лишь предлог, чтобы держаться от нее подальше. Тем не менее они поддерживали общение посредством писем. Но летом 1841 года Регина получает от Сёрена письмо, в котором он объясняется с избранницей и разрывает помолвку.
Такой шаг мужчина предпринял из-за убеждения, что не сможет совмещать писательское призвание с браком, по своей натуре он был меланхоличен, о чем свидетельствуют фото портретов, где тот представлен в образе задумчивого мечтателя. Ольсен была убита горем и долгое время пыталась убедить возлюбленного вернуть отношения. Несмотря на любовь Кьеркегора, сделать ей этого так и не удалось. При жизни жену и детей мужчина не завел, Регина так и осталась его единственной любовью.
Регина Олсен
Помимо отца, в жизни Кьеркегора была еще одна фигура, которая повлияла на его карьеру и работу. Это была Регина Олсен, женщина, с которой он был помолвлен. По словам биографов, они познакомились 8 мая 1837 года, и, похоже, взаимное влечение возникло сразу.
Кьеркегор пригласил ее замуж 8 сентября 1840 года, и она согласилась. Однако всего через год философ без видимой причины разорвал помолвку.
Объяснение, данное автором в одном из своих дневников, заключалось в том, что его природная меланхолия делала его непригодным для брака, хотя на самом деле никто не знает точных причин его поступка.
Эти отношения сильно повлияли на Кьеркегора. Несмотря на то, что он был тем, кто положил этому конец, кажется, он никогда не мог ее забыть. Фактически, годы спустя, когда она вышла замуж за другого мужчину, она даже попросила у мужа разрешения поговорить с ней. Муж это отрицал.
Любопытная деталь: Регина, умершая в 1904 году, была похоронена недалеко от Кьеркегора в датской столице.