Краткая биография[править | править код]
Родился в семье купца 3-й гильдии Михаила Захаровича Третьякова и Александры Даниловны, дочери крупного коммерсанта Данилы Ивановича Борисова. Был крещён в честь преподобного Павла Латрского.
В годы Крымской войны вносил пожертвования «на военные надобности», за что удостоился бронзовой медали для ношения в петлице на Аннинской ленте.
С 1860 года был действительным членом Московского отделения Императорского Русского музыкального общества.
С 1863 года стал членом попечительского комитета при заведении для глухонемых детей (впоследствии Арнольдовское училище для глухонемых детей).
В 1880 году получил звание коммерции советника, чем был недоволен.
В 1897 году получил звание почётного гражданина города Москвы.
Был похоронен на Даниловском кладбище Москвы. 10 января 1948 года его прах был перенесён на Новодевичье кладбище.
Интересные факты о Третьяковской галерее
- В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.
- Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.
- История картины «Грачи прилетели». Данную картину написал известный художник Алексей Саврасов. После смерти новорожденной дочери он много раз пытался повторить свою работу. Всё закончилось тем, что художник расписывал копией этой картины стены в трактирах. А на заработанные деньги покупал себе хлеб и водку.
- Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет А. П. Чехова, который Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришелся по вкусу.
- Всем известный Малевич написал четыре версии знаменитого «Чёрного квадрата», и две из них находятся в Третьяковской галерее.
Братья Третьяковы
После смерти родителей Павлу и Сергею пришлось взять управление фабриками в свои руки. Их работа шла размеренно и успешно. По данным письменных источников, семья Третьяковых не была достаточно богатой. Те деньги, которые уходили на закупку коллекции, братья Третьяковы брали из бюджета семьи и дохода своих предприятий.
Сергей полностью поддерживал брата и сам активно занимался благотворительностью. Они работали, отдыхали и вместе основали Арнольдо-Третьяковское училище. Оно славится до сих пор, потому что это учебное заведение создано для глухонемых в Москве.
Сергей Михайлович Третьяков являлся главой города и страстным собирателем коллекций.
Павел Михайлович Третьяков всю свою жизнь отдал коллекционированию. Одно отличие было между братьями: Сергей Михайлович расценивал коллекционирование как свое хобби, в то время как Павел Третьяков видел в своём желании, а позже и в деятельности некую миссию.
Примечания
. Агент по устройству концертов.
. Крупные московские фабриканты.
. Боткин.
. Эти цифры мне хочется привести полностью:
1871—72 — 19 000 руб.
1872—73 — 15 303
1873—74 — 10 572
1874—75 — 68 620
1875—76 — 17 584
1876—77 — 7 021
1877—78 — 24 000
1878—79 — 17 250
1879—80 — 10 000 руб. + Верещагин
1880—81 — 23 000
1881—82 — 41 000
1882—83 — 104 000
1883—84 — 41 000
1884—85 — 43 540
1885—86 — 23 893
1886—87 — 37 622 руб.
1887—88 — 32 775
1888—89 — 32 270 руб. + Антокольскому 10 000 руб.
1889—90 — 45 130 руб. + Антокольскому 2 000 руб.
1890—91 — 35 085 руб.
1891—92 — 85 510 руб.
1892—93 — 10 682 руб.
1893—94 — 26 695 руб.
1894—95 — 909 руб.
1895—96 — 24 011 руб. + 15 000 руб.
1896—97 — 22 173 руб.
1897—98 — 20 135 руб.
. «Новости и Биржевая газета», 12 декабря 1898 г., № 342.
. ДОГАДИН Андрей Григорьевич (1870—1960), старший музейный служащий; получил от Всероссийского профессионального союза работников просвещения звание Героя Труда в 1923 году; работал в галерее с 1893 года; имел серебряную медаль за спасение художественных ценностей во время наводнения в 1908 году; скончался 1 января 1960 года.
. ЕРМИЛОВ Андрей Маркович (1854—1928), служил с 1872 года в качестве смотрителя галереи; имел золотую медаль за спасение художественных ценностей во время наводнения в 1908 году. В 1923 году получил от Всероссийского профессионального союза работников просвещения звание Героя Труда.
. МУДРОГЕЛЬ Николай Андреевич (1868—1942), старший музейный служащий; работал в галерее с юношеских лет и до конца жизни; получил от Всероссийского профессионального союза работников просвещения звание Героя Труда в 1923 году; имел золотую медаль за спасение художественных ценностей во время наводнения в 1908 году; написал воспоминания «58 лет в Третьяковской галерее» («Новый Мир», 1940, № 7).
. ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович (1860—1926), архитектор, автор здания Художественного театра, Северного вокзала и многих других.
. ТРЕТЬЯКОВА Александра Густавовна, урожд. Дункер, изображена вместе с детьми на картине «Утро на даче», написанной ее мужем Н.С. Третьяковым.
. Письмо Н.Ф. фон Мекк 2 марта 1887 года и письмо П.И. Чайковского 10 марта 1887 года (П. И. Чайковский, Переписка с Н.Ф. фон Мекк, т. III, «Academia», 1936, стр. 466—467).
. САФОНОВ Василий Ильич (1852—1918), пианист, дирижер, профессор Московской консерватории.
. Об уходе П.И. Чайковского из Московской консерватории М.И. Чайковский пишет: «Ближайшим поводом к тому было следующее: с осени 1889 года умирал в Москве профессор класса виолончели в Московской консерватории Фитценгаген. В кандидаты на его место П.И. Чайковский пророчил А. Брандукова, превосходного виртуоза с европейской известностью, ученика той же Московской консерватории, любимца Н.Г. Рубинштейна, имевшего все данные с честью занять место профессора. В.И. Сафонов энергично восстал против этой кандидатуры и выставил своих кандидатов. Петр Ильич уступил, но остаться в дирекции счел невозможным…» (М. И. Чайковский, Жизнь П.И. Чайковского, т. III, изд. П.И. Юргенсона, 1900, стр. 351).
В свою очередь Петр Ильич в письме к П.И. Юргенсону 19 февраля 1890 года писал: «…но Сафоновским адъютантом я отнюдь не намерен быть. Между тем он обнаружил столько разных качеств как директор, что нужно сделать все возможное, чтобы удержать его… (там же, стр. 352).
. ХОХЛОВА Александра Сергеевна, старшая дочь А.П. и С.С. Боткиных, заслуженная артистка Республики, профессор Государственного института кинематографии.
. НОТГАФТ Анастасия Сергеевна, младшая дочь А.П. и С.С. Боткиных, научный работник Театрального музея в Ленинграде. Умерла во время блокады Ленинграда в 1942 году.
. СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ (псевдоним Сергея Васильевича ФЛЕРОВА) (1841—1901), педагог и журналист, постоянный сотрудник «Русского вестника», «Московских ведомостей»; начиная с 1875 года помещал рецензии по вопросам театра, музыки и изобразительного искусства.
. РЕЗАНОВ Федор Федорович, московский купец.
. НАЙДЕНОВ Александр Александрович, доверенный торгового дома А. и Г. Хлудовых.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Биография и семья Виталия Третьякова
Будущий журналист появился на свет зимой 1953 года. Родителей Виталия Третьякова звали Товием и Ниной. Соответственно, отец был инженером, а по совместительству — ветераном Великой Отечественной войны, мать — рабочей.
Деда по отцу звали Алексеем, он служил священником-старообрядцем в одном сельском храме, за что на фоне антирелигиозных настроений был в 1937 году репрессирован, а позже — расстрелян.
Бабушку по отцу звали Евдокией Михайловной. Товий Третьяков был седьмым её сыном, хотя сама Евдокия мечтала о дочери и заранее дала ей имя Земфира. Каково было её разочарование, когда родился очередной сын. Недолго думая, Евдокия и назвала его Товием.
Виталий Третьяков в молодости
В детстве Виталя очень любил читать, особенно любимым его писателем успел стать американец Теодор Драйзер.
Школа No477, где учился Виталя, находилась на улице Александра Солженицына. Окончив её, Виталий поступил в МГУ на журфак, откуда выпустился в 1976 году.
Виталий Третьяков в молодости
До 1988 г. работал в советском печатном агентстве «Новости», а далее — в «Московских новостях». В начале 90-х гг. им была основана «Независимая газета», где он стал главредом в основной газете и нескольких её сторонних проектах. Газета была первым изданием, имевшим колонку, посвящённую религии. Примерно в то же время появился на свет сын Виталия Третьякова, но об этом позже.
Весной и летом 1995 года «Независимая газета» испытывала финансовые проблемы, чем воспользовались члены руководства редакции и попытались сместить журналиста. Благо, известный бизнесмен Борис Березовский помог ему сохранить свою должность и СМИ.
Как выглядела «Независимая газета»
В 1997 году Виталий Третьяков становится лауреатом премии «Золотое перо России», проводимой российским Союзом журналистов.
В 2001 году Виталий Третьяков издал книгу «Русская политика и политики в норме и в патологии. Взгляд на российскую политику 1990—2000 годов». Издание признали лучшей книгой года, а автор получил соответствующую премию от «Роспечати».
Виталий Третьяков
С того же времени Третьяков — гендиректор Независимой издательской группы, основанной им же. Параллельно он работал ведущим телепрограммы «Что делать? Философские беседы» и профессором факультета международной журналистики в МГИМО (до 2007 г).
Целью передачи служило обсуждение политических тем. Гостями программы были известные учёные, политологи и иные знаменитости. Среди них был и Кирилл Гундяев, митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне — патриарх РПЦ. Неудивительно, что передача Третьякова имела столь высокие рейтинги, что удостоилась награды «ТЭФИ» в 2000-х гг.
С 2002 г. ведёт колонку «Точка опоры» в «Российской газете». До 2009 гг. издавал журнал «Политический класс». В 2006 г. Третьяков вернулся в редактуру издания «Московские новости», в которой работал главредом до следующего года.
Виталий Третьяков
В 2005 году входит в редсовет журнала «Журналист».
В мае 2021 года Виталий Третьяков стал Заслуженным журналистом Белоруссии.
Горе в семье Третьяковых
Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.
В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки…
Современная Третьяковская галерея
Памятник П.М. Третьякову возле здания галереи
С 1986 по 1995 гг. проходила реконструкция галереи. Обновленное основное здание значительно расширило экспозицию древнерусского искусства, выделились залы для скульптуры XVIII – первой половины XIX века и рубежа XIX–XX веков, графика экспонируется в специально оборудованных залах со специальным освещением, появилась «Сокровищница», где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах. Застройка внутренних двориков помогла создать новые залы для картин Брюллова, Иванова, Крамского, Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля (1896).
М. Врубель «Принцесса Греза»
Но обновленная экспозиция в здании в Лаврушинском переулке из-за недостаточности площадей была доведена лишь до авангардистских течений начала XX века, как они сложились к 1917 году. Искусство XX века разделили на два корпуса в здании Галереи, расположенном на Крымском Валу, там создана экспозицию искусства XX века, от авангарда до новейших течений. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П.М. Третьякова, на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам.
Здание Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу
С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства.
Экспозиция «Искусство XX века» на Крымском Валу
В 2006 г. Государственная Третьяковская галерея отметила свое 150-летие. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность».
Счастье и любовь мецената Третьякова
Биография Павла Третьякова свидетельствует о том, что он стал последним из членов своей семьи, который вступил в брак. Это случилось на тридцать третьем году его жизни. Женой его стала Вера Николаевна Мамонтова. Всю жизнь эта женщина была путеводной звездой для Павла Михайловича. Лишь с одной главной соперницей Вера Николаевна не могла смириться – с картинной галереей своего мужа, на которую он тратил все состояние и большую часть своего времени.
В свои тридцать два года Павел Михайлович Третьяков был единственным холостяком в семье. Никто уже и не надеялся, что он женится. Но вскоре он объявляет о помолвке с Верой Мамонтовой, а затем и о свадьбе.
Познакомился Павел Третьяков с Верой Николаевной на одном из семейных вечеров в доме Мамонтовых. Вера Николаевна выросла в купеческой семье. Её женственность, высокий интеллект, любовь к музыке очаровали мецената.
Дата свадьбы была назначена на 22 августа 1865 года. На удивление всем, брак Павла и Веры оказался крепким и счастливым. Их семья была большой. В доме жили они и шестеро детей. Вера Николаевна на протяжении всей жизни сохраняла теплоту и гармонию в семье. Однако их семейная жизнь не была настолько радужной. Муж был строг и вел финансовый учет. Одежда покупалась новая только после того, как старая изнашивалась. Дело в том, что все деньги семьи Павел Михайлович Третьяков тратил на пополнение своей картинной коллекции и на благотворительность.
Несмотря на такие огромные расходы, Вера Николаевна никогда не упрекала в этом мужа. Она дорожила его любовью и всегда с ним соглашалась.
Художественный вкус П.М. Третьякова
Павел Михайлович Третьяков
Об этом ходят легенды. Его вкус был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что присмотренную им на выставке картину никто уже не смел покупать, даже, говорят, император. Сосредоточенный и молчаливый (в семье его называли «неулыба»), П.М. Третьяков появлялся на открытии выставки и останавливал свой выбор на никому не известной картине, покупал ее – почти безошибочно угадав в ней будущий шедевр. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — сказал однажды о нем художник Крамской.
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И. Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
В. Перов «Тройка»
В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого.
П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
Важное место в собрании Третьякова занимали портреты. К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников
Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева; И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.
История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого
И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого»
Портрет Толстого Третьякову хотелось иметь еще в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет… Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Лишь в 1873 году И.Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно… Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».
Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.
Как все начиналось
Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И.И. Соколова, «Разносчик» В.И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.К. Саврасова, «Больной музыкант» М.П. Клодта. А раньше, в 1854–1855 годах, Третьяков купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…».
Как видим, художественная галерея создавалась Третьяковым фактически с нуля.
Примечания[править | править код]
- Официальная дата «15 (27) декабря» ошибочна.
- Отечественные архивы. — 2006. — № 3. — С. 108.
- Федорец А. «Я надеюсь на милость Бога…». А. А. Карзинкин как образец русского православного мецената // Москва. — 2011. — № 11.
- Михайлов К. Нас извлекут из-под обломков. Мартиролог (продолжение) // Новая юность. — 2003. — № 2(59).
- Кобелькова Л. А. «Образы времени в архитектуре второй половины XIX века. Архитектор А. С. Каминский (1829‒1897)» // Отечественные архивы. — 2011. — № 2. — С. 125.
- Александра Хохлова. «Графиня» в стране большевиков // Кино-Театр.РУ
- Создатели фильма: Василий Суриков // КиноПоиск
- Фильм Василий Суриков (1959) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
- Создатели фильма: П. М. Третьяков. История великой коллекции // КиноПоиск
- Сериал П. М. Третьяков. История великой коллекции (2011) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
Первые шаги
Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.
Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.
Дальнейшее развитие галереи
И. Крамской «Портрет П.М. Третьякова»
Третьяков высоко ценил талант И.Н. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время художник жил у Третьякова в доме в Лаврушинском переулке, где писал портрет Веры Николаевны Третьяковой. Воспользовавшись недомоганием и вынужденным бездействием вечно занятого Третьякова, художник стал писать и его портрет. С тех пор началась дружба семьями. Сближению способствовали и общие художественные взгляды, и убеждение в общественной, гражданской миссии искусства. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупается на выставках ТПХВ или даже до них, прямо в мастерских художников. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге и другие.
И. Крамской «Христос в пустыне»
Была приобретена Третьяковым также Туркестанская серия картин В. Верещагина по очень высокой цене. Он хотел подарить ее Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но там не нашлось для нее помещения, и картины остались у Третьякова. Коллекция все росла, приобретаемые картины он размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало, поэтому в 1872 г. было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А.С. Каминский. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. В 1882 году, после ее возвращения в галерею, были пристроены 6 новых залов. Значительно пополнилась коллекция Третьякова в 1880-е годы: картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»; произведения И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван»; работы В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.Н. Крамского «Неутешное горе», Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. В галерее появляются картины В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.М. Васнецова, И.С. Остроухова. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.
К этому времени Павел Михайлович при выборе произведений полностью полагается на свой вкус. Иногда его выбор встречает непонимание известных художников, но он остается верным себе. Например, в1888 г. он покупает картину В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем», которую не сумели оценить современники, а также картины молодого М.В. Нестерова «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», также отрицательно оцененную известными мастерами живописи, и «После дождя. Плес» И.И. Левитана.
М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
Каждое утро ровно в восемь Третьяков выходит из внутренних комнат в свою галерею, пристально рассматривает какую-нибудь картину и вдруг неожиданно говорит: «Перова – во второй ряд возле угла. Я во сне видел, что картина там висит, — хорошо».
Вновь расширяются экспозиционные площади, и в 1892 году прибавляется еще 6 залов. В этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве.