5-й крестовый поход
В 1215 году Иннокентий III объявляет об очередной кампании. В 1217 году Иоанн Бриенский, номинальный король Иерусалима, возглавил очередной крестовый поход. В это время в Палестине были вялотекущие бои, и помощь европейцев подоспела вовремя. Они быстро захватили египетский город Дамиетту. Султан мгновенно отреагировал и предложил обмен – он отдает Иерусалим, а взамен получает Дамиетту. Но папа отказался о такого предложения, потому что вскоре должен был подойти легендарный «царь Давид». 1221 год ознаменовался неудачным штурмом Каира, и крестоносцы отдали Дамиетту в обмен на возможность отступить без потерь.
Летопись создания
История возникновения особенного и неповторимого языка форм, орнаментов и цветов русского народного костюма уходит своими корнями в XII век. Суровые русские зимы предоставляли нашим прародительницам достаточно свободного времени для рукоделия.
А что еще можно было делать бесконечно длинными вечерами, когда на улице гуляли снежные бураны.
Яркие краски служили напоминанием о ласковом летнем солнце и согревали холодными зимними вечерами. Рождающиеся в руках искусных рукодельниц костюмы были наполнены чувством вселенского умиротворения и покоя, а их орнаменты скрывали в себе сокровенные тайны искусства.
Известно ли вам, что в свое время Петром I было запрещено носить русскую народную одежду. Гнавшийся за Европой реформатор, разрешал носить такую одежду только крестьянам и священникам. Остальные же слои населения должны были одеваться на европейский манер.
Именно так, веками и складывался изумительный ансамбль, ставший впоследствии традиционно народным костюмом.
Интересно, но при одинаковых общих деталях, ощутимы и различия в национальной одежде разных регионов. Исторически принято разделять наряды северного и южного регионов России. Что касается центральной части страны, то в основном одежда шилась по северным традициям, и лишь местами было заметно влияние южнорусских мастериц.
Причины
Европа в Х-ХI веке пребывала в глубоком кризисе, «века были так себе, средние». Действительно в разгар средневековья жизнь была далеко не сахар, причем не только у простолюдинов, но и у выходцев из знатных семей. Ведь в каждой семье, что бедной, что богатой и знатной всегда рождалось по много детей (о планировании семьи и контрацепции тогда не знали и в помине). А согласно тогдашним законам во избегание семейных разборок между братьями все имущество своих родителей унаследовал старший сын. У младших сыновей оставалось лишь два пути, или пойти в монастырь и далее продвигаться по религиозно-церковной линии, или взять отцовского коня, доспехи и оружие, и стать странствующим рыцарем.
Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.
Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома. И куда, вскоре нашлось…
…Святой город Иерусалим является священным и для евреев, и для мусульман, и конечно же для христиан. Завоеванный арабами в 687 году, он, тем не менее, оставался открытым для христианских паломников (к слову первые мусульмане уважали христиан и евреев, считая их также людьми Книги, которые верят в одного с ними единого Бога). Все изменилось, когда к власти пришли турки-сельджуки, не отличающиеся веротерпимостью. В 1071 году они прервали паломнические пути, и закрыли «неверным» христианским пилигримам доступ в святой город Иерусалим. Только сама эта новость вызвала большое возмущение и негодование в Европе.
А еще чуть позже, в 1095 году византийский император отправил письмо Папе Римскому с просьбой помочь с турками-сельджуками, которые теснят границы Византии и вообще «христианских людей обижают».
И вот в том же 1095 году Папа Урбан II произносит свою знаменитую пламенную речь о том как «проклятые сарацины» топчут Святую Землю и притесняют христиан, и что пора бы всему благородному христианскому рыцарству собраться и освободить Святую Землю от «ненавистных бусурман» и заодно помочь византийцам, пусть они и православные (то бишь еретики) но все одно христиане.
Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.
Давайте подведем итог того, что стало причиной, точнее причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы». Как видите тут причин несколько:
- Подлинное желание освободить святой город Иерусалим, сделать его доступным для христиан и заодно распространить влияние католической церкви на восток.
- Бедственное положение в самой Европе, необходимость направить энергию воинственных, но бедных рыцарей на какое-то благородное дело. «Освобождение Святой Земли от сарацин», что может быть благороднее?
Причины крестовых походов
Прежде чем указать, чем вызваны крестовые походы, следует ответить на вопрос, кто такие крестоносцы, почему походы европейских рыцарей назывались крестовыми и сколько всего было крестовых походов западноевропейских рыцарей.
Крестоносцы западноевропейские воины, которые поучаствовали в 8-ми официально созданных походах. Крестовыми назывались из-за участия в них римских пап и лозунга во имя Христа.
Крестовые походы являются военными колонизационными шествиями, которые осуществлялись в виде религиозной войны с призывом освободить палестинские территории из-под власти мусульман, язычников и еретиков и обратить последних в католичество.
Причины этих движений были обусловлены политическими и экономическими западноевропейскими условиями. Так, в то время шла борьба королей с феодалами в расширении территорий, горожан с королями в развитии рынка, крестьян с властями с целью освобождения от крепостной зависимости. Духовенство и вовсе хотело решить свои властолюбивые замыслы.
В конечном итоге, во Франции, которая была разорена, появилась надежда отыскать в палестинских землях лучшие экономические условия и начать жизнь там.
Другими причинами стали перемены в восточной части мира. Со времени последних вселенских соборов, на западных территориях христианские паломники стали активно посещать палестинские святыни и халифов, которые становились покровителями этих паломников, позволяли им строить церкви и больницы.
Но когда власть в 10 веке изменилась, начались гонения на христианских пилигримов и войны. Западные верующие не могли примириться с дурным обращением к христианам и допустить поругание святынь.
Папа Урбан II созвал соборы в 1095 году и высказал необходимость в походах против неверных. Народ поддержал его, что и привело к появлению крестоносцев.
Первый крестовый поход
За стихийной толпой первых крестоносцев в поход вышло организованное рыцарство под предводительством самых доблестных и известных рыцарей того времени: Готфрида Бульонского, герцога Лотарингского, и его братьев. Среди участников первого крестового похода был и граф Гуго Вермандуа (младший брат французского короля) и герцог Роберт Норманнский (младший брат английского короля) и множество других очень знатных рыцарей, чьи имена позже не раз будут упоминаться в многочисленных рыцарских романах. Все эти люди стали во главе первого крестового похода.
В отличие от бедных крестьян, ставших крестоносцами ради «теплого места в Раю», это воинство было прекрасно вооружено, организовано, любило и умело воевать. Так что, дойдя до Константинополя и переправившись через Босфор, в первой же битве крестоносцы наголову разгромили турков-сельджуков, а затем осадили Антиохию. Ее осада продлилась целый год и была полна трудностей и лишений, тем не менее, крестоносцы взяли этот город, а затем разгромили втрое превышавшую их числом армию мусульман, пришедшую на помощь осажденной Антиохии. После этой победы путь на заветный Иерусалим был открыт.
И вот, 15 Июня 1099 года свершилось то, чего так хотели крестоносцы – Иерусалим, который находился в руках египетского султана, был осажден и захвачен «воинством Христовым».
Взятие Иерусалима крестоносцами, средневековая миниатюра.
Захватив Иерусалим, крестоносцы устроили в городе страшную резню, убивая не только мусульман, но и тамошних евреев и даже местных христиан, в общем всех без разбору (ведь и так все грехи прощены). Увы, к таким печальным последствиям может привести слепой религиозный фанатизм.
Первый крестовый поход достиг своей главной цели – отвоевал для христиан Святую Землю и, забегая немного наперед, именно он был самым успешным среди всех крестовых походов. Такому блистательному успеху крестоносцев в какой-то мере поспособствовала и разобщенность мусульман, разделенных на два больших лагеря: суннитов из Мосула и шиитов из Египта. Сунниты и шииты друг друга, мягко говоря, не любили, поэтому о совместных действиях против крестоносцев не договорились и позволили тем в результате таки захватить Иерусалим. Таковы вкратце события первого крестового похода.
На завоеванных территориях крестоносцами было создано Иерусалимское королевство, а Готфрид Бульонский был провозглашен первым Иерусалимским королем. А еще крестоносцы умудрились поссориться со своими византийскими союзниками, которым были обещаны часть отвоеванных у мусульман земель. Но крестоносцы нарушили обещание и оставили эти земли себе. Ссора с византийцами им впоследствии аукнулась.
Причины крестовых походов (кратко)
Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости; папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции, разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.
Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году.
Крестовые походы. Карта
Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы в Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на : «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.
4-й крестовый поход. Свершения во имя Господа
Цели и участники менялись, а идейными вдохновителями по-прежнему оставались римские папы. Иннокентий III благословил французов и венецианцев на очередные свершения во имя Господа. Ожидалось, что армия будет насчитывать минимум 30 тыс. человек. Венецианцы взяли на себя обязанность переправить французов к берегам Святой Земли. Помимо этого, они должны были обеспечить их оружием и провиантом. Воины прибыли в количестве 12 тыс. человек, и не смогли оплатить приготовленные запасы. Венецианцы предложили им поучаствовать в войне за город Задар с венграми. Папа запретил французам вступать в чужие разборки, но они ослушались. В результате все участники крестового похода были отлучены от церкви.
Воодушевленные победой над венграми, венецианцы предложили захватить и Константинополь. В награду было обещано хорошее вознаграждение и полное обеспечение на время всего похода. Наплевав на запреты папы, французы вернули трон Исааку II Ангелу. Однако после восстания императора свергли, и обещанной награды воины не увидели. Обозленные крестоносцы еще раз захватили Константинополь, и в течение 13 дней нещадно уничтожали культурные ценности и грабили население. Византийская империя была уничтожена, на ее месте появилась новая – Латинская. Папа сменил гнев на милость. Так и не добравшись до Египта, армия вернулась домой. Венецианцы праздновали – им больше всех повезло в этой кампании.
Роль в природе
Некоторые садоводы ошибочно считают дождевых червей вредными «насекомыми», поедающими молодые побеги и глодающими корни растений. Это мнение абсолютно неверно. Наоборот, они играют важнейшую роль в создании плодородной почвы. Черви — своего рода фабрика, система по производству гумуса. А также черви роют ходы и норы, обогащая почву кислородом и влагой. Они улучшают плодородие, минеральный состав и структуру почвы. Этот процесс постепенный и происходит поэтапно:
- В поисках пищи беспозвоночные прорывают ходы, благодаря которым в разрыхленную почву лучше проникают кислород и вода.
- Разлагая органические остатки в процессе переваривания, черви насыщают почву минералами и веществами, необходимыми для роста растений.
- Процесс переработки опавших и гниющих листьев помогает обогатить почву гумусом.
- Слизь, которая вырабатывается железами червей также полезна. Она склеивает маленькие частички почвы, не давая ей разрушаться.
Посадка и уход за колеусом в домашних условиях
Такова роль беспозвоночных в почвообразовании.
В природе все взаимосвязано, поэтому червячки являются маленькими помощниками не только в земледелии, но и имеют свою функцию во всей экосистеме. Они являются санитарами-уборщиками земли, помогают в разложении органических останков. Ну и, наконец, наличие червей — это хороший показатель плодородия почвы.
Падение Константинополя
В марте 1204 года венецианцы и крестоносцы заключили договор о разделе Византийской империи. Рыцари пошли на штурм Константинополя, после чего город пал.
Горожане попытались договориться с захватчиками и вышли навстречу им с крестами и изображениями Христа. Тем не менее крестоносцы приступили к грабежам и насилию. В первые дни после штурма погибли около 2 тыс. горожан. Мародёры массово грабили храмы. Многие святыни, хранившиеся в Константинополе, впоследствии оказались в Западной Европе. В ходе грабежей и пожаров сильно пострадала Императорская библиотека — одна из крупнейших в мире.
«Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.
На развалинах города крестоносцы заявили о создании Романии (Латинской империи). На неподконтрольных им землях Византии жители-ромеи основали несколько независимых государств. Правители одного из них — Никейской империи — в 1261 году выбили крестоносцев из Константинополя и восстановили Византию.
Также по теме
Древнерусское наследие: в Великом Новгороде археологи нашли княжеские печати и византийские торговые пломбы
Учёные Института археологии РАН обнаружили большую коллекцию древнерусских печатей и византийских торговых пломб в ходе раскопок в…
Как писал Харитонович, Романия просуществовала недолго и не стала основой для поддержки Иерусалимского королевства.
«Но и православная Византия уже не восстановилась в прежней силе и в размерах. Она попала в зависимость от турок, что в конечном итоге привело к её падению в 1453 году. В результате Четвёртого крестового похода неприязнь православных к католикам, существовавшая и ранее, превратилась в ненависть. Плоды её ощутимы и поныне», — написал он в своей книге.
В свою очередь, академик Академии политических наук РФ Андрей Кошкин, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова, отметил в беседе с RT, что «это были уже не те рыцари, которые отправлялись в первые крестовые походы».
«Их ничуть не смутило, что четвёртый поход задумывался для борьбы с мусульманами в Египте, а закончился разорением христианского Константинополя», — заявил эксперт.
По мнению Кошкина, из-за действий крестоносцев было окончательно потеряно доверие между восточными и западными христианами, началось оформление цивилизационного раскола.
«Обыкновение прикрываться красивыми лозунгами при совершении неблаговидных деяний сохранилось у западных политических элит на столетия. Думаю, даже сегодня при желании мы можем найти немало примеров подобного поведения», — заключил эксперт.
Пояс
Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.
Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой. |
В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.
А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.
Крестовые походы
- Первый крестовый поход (1096 – 1099)
- Второй крестовый поход (1147 – 1149)
- Третий крестовый поход (1189 – 1192)
- Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
- Детский крестовый поход (1212)
- Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
- Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
- Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
- Восьмой крестовый поход (1270)
Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты
— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского
Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты
— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции— Возврат Эдессы, но затем полная неудача
Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты
В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари— Возвращение Иерусалима— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим
Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты
— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне— Война против Египта, владеющего Иерусалимом— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.
Детский крестовый поход
«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.
Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»
Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат
— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта
Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат
— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.— Иерусалим— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами
Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне— Египет— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.
Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги— Тунис— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад
Первый Крестовый поход
Подробнее — см. в отдельной статье Первый крестовый поход
Первый крестовый поход начался вскоре после клермонского собора. На послание Урбана II к королям и наиболее знатным феодалам и на зов проповедников, посланных папою во все стороны, с радостью откликнулись во всех слоях общества. Правильно организованным ополчениям рыцарей предшествовал чисто народный поход под предводительством Петра Пустынника и бедного рыцаря Вальтера Голяка. Участники этого похода (большею частью из северной Франции и с Рейна) пустились в путь, не имея представления о дальности и трудности пути, плохо одетые и чуть не безоружные, без настоящего обоза и без денежных средств. На пути их встречали недружелюбно, но они все‑таки прошли долиной Дуная через Венгрию и Болгарию, грабя население и пробивая себе дорогу силою, и дошли до Константинополя, где тоже принялись грабить. Чтобы отделаться от таких опасных гостей, византийское правительство переправило их в Малую Азию, но при Никее их встретило турецкое войско, и почти все они были перебиты. В 1096 г. выступило в поход и рыцарство. В этом походе не участвовало ни одного короля, да и вообще у всего предприятия не было общего вождя. Во главе рыцарей северной Франции и Германии стоял герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский с братом своим Балдуином, и их отряды пошли сухим путем вдоль Дуная. Другими вождями были герцог нормандский Роберт (брат английского короля), граф вермандуаский Гугон (брат французского короля), граф тулузский Раймунд, все трое из Франции, и тарентский и герцог Боэмунд с племянником своим Танкредом из южноитальянских нормандцев. Отряды этих феодальных сеньоров, приехали на Балканский полуостров морем (из Италии).
Константинополь произвел на крестоносцев очень сильное впечатление своим великолепием и богатством, но сами они очень не понравились грекам своею грубостью и необразованностью. Между византийцами и пришельцами начались даже враждебные стычки, вследствие чего император был рад избавиться и от этих гостей, но он позволил перевезти их в Малую Азию лишь после того, как предводители западного ополчения дали ему присягу в том, что будут ему верны и возвратят империи земли, которые отвоюют у турок. В Малой Азии крестоносцы помогли грекам взять Никею, а затем начались и самостоятельные сражения крестоносцев с мусульманами. На самых же первых порах, однако, оказалось, что некоторые вожди были не прочь отстать от ополчения и утвердиться в какой‑либо из отбитых у турок местностей. Так поступил раньше других Балдуин, завладевший Эдессой. Случались между вождями и ссоры, а из-за обладания Антиохией готово было даже вспыхнуть междоусобие между Раймундом и Боэмундом.
Как бы там ни было, успешно сражаясь с мусульманами, крестоносцы в 1099 г. дошли до Иерусалима. Поход продолжался таким образом три года. Из 400 тысяч, выступивших в поход, было убито в сражениях, умерло от болезней и лишений трудного пути и осталось в завоеванных по дороге городах так много, что у стен Иерусалима собралось едва лишь двадцать пять тысяч крестоносцев. Энтузиазм ополчения, когда оно увидело священный город, был безграничный. Крестоносцы не пошли ни на какие мирные условия. Город был взят приступом, и в нем произошли резня и грабеж.
Седьмой и Восьмой Крестовые походы
Подробнее — см. в отдельных статьях Седьмой Крестовый поход и Восьмой Крестовый поход
Последние два похода были предприняты французским королем Людовиком IX Святым. Первый из них был начат по настоянию папы (Иннокентия IV) вскоре после нового завоевания Иерусалима мусульманами. Людовик IX решился напасть прямо на самого египетского султана и, высадившись недалеко от Дамиетты (у нильской дельты), овладел этим городом (1248). В Египте крестоносцы подверглись разным болезням и стали терпеть поражения. Сам король попал даже в плен, из которого был освобожден лишь за большой выкуп. Благочестивый король после этого все‑таки побывал в Св. Земле. Через двадцать лет по возвращении с Востока Людовик IX предпринял новый поход (1270), но уже не встретил большой поддержки в своем рыцарстве. Незадолго перед тем его брат Карл Анжуйский овладел Сицилией и Неаполем, и новый властитель Южной Италии просил у него помощи против североафриканских сарацинов. Престарелый король высадился в Тунисе, но здесь в его войске началась чума, которая свела в могилу и самого Людовика IX. У христиан и в XIII в. все еще оставались кое‑какие владения на Востоке, и для спасения их от гибели отправлялся туда еще английский принц Эдуард, но дни этих владений были сочтены. Последним пунктом, в конце концов вынужденным сдаться мусульманам, была Акра, которая попала в их руки в 1291 г. Это событие и считается концом крестовых походов.
Крестовый поход Людовика Святого
Итоги и последствия крестовых походов
Крестовые походы имели большое значение. Они окончились крушениями и разочарованиями в Священной Римской империи. Задачи, поставленные перед участниками, не были реализованы. В итоге к 1453 году Византия пала перед турецкой властью.
Несмотря на политическое поражение, крестовые походы стали частью европейской истории и оказали серьезное влияние на другие стороны жизни общества.
Подводя итоги, зафиксируем кратко последствия крестовых походов:
- Усилилась власть и значение римских пап, возвысилась королевская власть.
- Возникли независимые городские общины.
- Произошло обнищание дворянства, приведшее к появлению льгот у крестьян, по которым они получали некие свободы и привилегии.
- Крестьяне, участники походов, получали освобождение от крепостной зависимости.
- Появились успехи в торговле, открылись новые финансовые и торговые пути в том или ином государстве.
- Благоприятно развились географические знания о мире, составлены карты, что привело к дальнейшим исследованиям мира.
- Произошло расширение сферы интересов в общественной жизни, что привело к новым сюжетам в поэзии.
- Появилось светское рыцарское сословие на карте, духовно-рыцарские ордена.
- Образовалось множество новых торговых единиц, сверхприбыль за которые привела к появлению новых путей на Восток и открытию Америки.
- Возникла финансовая аристократия, которая привела к капиталистическим отношениям городов Италии.
- Знатные роды и феодалы разорились из-за долгов, что привело к централизации власти и ослаблению феодальных отношений.
- К четвертому крестовому походу подорвался авторитет церкви, поскольку папа пренебрегал запретами и вступал в контакты с мусульманами.
- Крестовые походы привели европейские державы к феномену культуры эпохе Возрождения, широко освещавшейся в литературе, искусстве и других областях.
- Также был дан толчок к появлению историографии. Появились сказания о походах.
- Возник интерес к протестантизму и гуманизму как реформаторскому религиозному течению.
- Погибли сотни тысяч людей, в результате чего утвердился стереотип о враждебности к миру мусульман и их вере.
В итоге, крестовые походы историческое явление, захватившее все сферы жизни и подтолкнувшее к переменам в жизни простых и влиятельных людей. Они закончились поражением зачинщиков, но в итоге привели к расцвету общемировой культуры и торговли.