Роль в истории
С 1412 года и по 1414 год во время изгнания Гус издал свои популярные проповеди в Праге в виде серии сочинений на чешском языке, которые с тех пор стали классикой чешской литературы, потому что Гус разработал новую и более простую орфографию. Самым важным из этих произведений является его популярный трактат Vyklad viery, desatera a patere («Изложение веры, десяти заповедей и молитвы отче наш»). Произведения Гуса на чешском и латинском языках включают другие религиозные, научные трактаты и лекции, сборники его проповедей и личные письма.
Ян Гус. Портрет XVI века
Было много споров по поводу того, в какой степени Гус обязан Уиклифу своими богословскими убеждениями. В Констанце он отказался подчиниться требованию Совета полностью отречься от Уиклифа и отстаивал верховенство библейского авторитета над авторитетом католической церкви. Однако, Гус никогда не отделял себя от церкви и называл себя ее членом и слугой.
С другой стороны взгляды Гуса также можно интерпретировать как кульминацию национального чешского движения. Совет и Император недооценили поддержку Гуса в Богемии и Моравии
Его последователи подняли открытое восстание, известное как «Гуситские войны». Важно отметить, что восстание произошло за двадцать пять лет до рождения Мартина Лютера и более чем за 60 лет до организации лютеранской церкви. Богемские религиозные реформаторы приняли название Гуситы
Появился новый герой — Ян Жижка из Троцзнова, прозванный одноглазым.
В 1999 году свои извинения перед всеми народами за мученическую смерть Яна Гуса принес папа — Иоанн Павел II. Жалко, что его извинения опоздали на V веков и не были услышаны. Вифлеемская часовня в Праге, где проповедовал Гус, простояла до Второй мировой войны, когда была разрушена бомбежкой. Копия часовни была построена на первоначальном месте.
Проповедническая деятельность
Ян Гус начал проповедовать примерно в 30-летнем возрасте. Изначально он выступал с речами в костеле Святого Михаила, а затем стал настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни. Интересен факт, что послушать священника приходило до 3000 человек!
Стоит заметить, что в своих проповедях о не только рассказывал о Боге и его обещаниях, но также выступал с критикой представителей духовенства и крупных земледельцев.
При этом, осуждая действия церкви, он называл себя ее последователем, обличающим грехи церкви и вскрывающим человеческие пороки.
Еще в середине 1380-х годов в Чехии обрели популярность работы английского богослова и реформатора Джона Уиклифа. К слову, Уиклиф был первым переводчиком Библии на среднеанглийский язык. Позже католическая церковь назовет его сочинения еретическими.
В своих проповедях Ян Гус высказывал идеи, идущие вразрез с политикой папской курии. В частности, он осуждал и призывал к следующему:
- Недопустимо брать плату за проведение таинств и продавать церковные должности. Священнослужителю достаточно взымать скромную плату с состоятельных людей, чтобы обеспечить себя самым необходимым.
- Нельзя слепо подчиняться церкви, а, наоборот, каждому человеку следует размышлять над разными догмами, прибегая к совету из Нового завета: «Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму».
- Власть, не соблюдающая заповеди Бога, не должна быть Им признана.
- Собственность могут иметь только справедливые люди. Несправедливый богач является вором.
- Любой христианин должен находиться в поисках истины, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Чтобы как можно лучше донести свои идеи до слушателей, Гус распорядился расписать стены Вифлеемской часовни изображениями с поучительными сюжетами. Также он сочинил несколько песен, которые быстро вошли в народ.
Далее Ян реформировал чешскую грамматику, благодаря чему книги стали понятными даже для необразованных людей. Именно он является автором идеи, согласно которой каждый звук речи обозначался конкретной буквой. Помимо этого, он ввел диакритические знаки (те, которые пишутся над буквами).
В 1409 г. в Пражском университете прошли жаркие дискуссии об учениях Уиклифа. Стоит отметить, что архиепископ Праги, как и Гус, поддерживал идеи английского реформатора. Во время дебатов Ян открыто заявил, что множество из поставленных Уиклифу в вину учений просто неправильно поняты.
Серьезное сопротивление духовенства вынудило архиепископа отказаться от поддержки Гуса. В скором времени по распоряжению католиков были задержаны и обвинены в ереси некоторые друзья Яна, которые под давлением решили отречься от своих взглядов.
После этого антипапа Александр V издал буллу против Гуса, что привело к запрету его проповедей. Одновременно с этим, были уничтожены все подозрительные труды Яна. Однако местные власти выказали ему поддержку.
Несмотря на все притеснения Ян Гус пользовался большим авторитетом у простых людей. Интересен факт, что когда ему запретили читать проповеди в частных часовнях, он отказался подчиниться, апеллируя к самому Иисусу Христу.
В 1411 г. пражский архиепископ Збинек Зайиц назвал Гуса еретиком. Когда об этом узнал король Вацлав IV, лояльно относившийся к проповеднику, он назвал слова Зайица клеветой и распорядился лишить владений тех священнослужителей, которые эту «клевету» распространяли.
Ян Гус в жесткой форме критиковал продажу индульгенций, покупая которые человек якобы освобождался от своих грехов. Также он выступал против того, чтобы представители духовенства поднимали меч на своих противников.
Церковь стала еще больше преследовать Гуса, по причине чего он был вынужден бежать в Южную Чехию, где местная шляхта не подчинялась указам папы.
Здесь он продолжил обличать и критиковать как церковную, так и светскую власть. Мужчина призывал к тому, чтобы Библия была наивысшим авторитетом для духовенства и церковных соборов.
Преследование и казнь
Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.
В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.
Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.
Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.
В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.
Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».
Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.
Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.
До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.
В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.
Каждый год в Чехии и Словакии в день его казни, 6 июля, зажигают костры.
Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»
Основные этапы борьбы
В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.
Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.
Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.
Наиболее успешные победы гуситов:
- битва у Витковой горы – прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения – Жижкова гора;
- битва под Немецким бродом – произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
- битва под горой Малишовом – состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране – горой Кутенберг;
- битва у горы Усть-Лабы – прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
- событие под горой Теховом – произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.
Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.
Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.
Похожие термины:
-
народный певец-сказитель и актер у армян.
-
(до 1946 Гумбиннен), город Калининградской области, назван в честь гвардии капитана Сов. Армии С. И. Гусева, геройски погибшего 20 января 1945 во время боя в городе. 18 января зам. командира 2-го батальона по
-
Houska), Мартин (ум. 21. VIII. 1421) — один из гл.идеологов крест.-плебейского крыла таборитов, т. н. пикартов (см. Пикардство); священник из Моравии. В февр. 1421 вместе с др. руководителями левого крыла таборитов б
-
русский струнный щипковый инструмент, в зависимости от количества струн — от 5-9 до 55-66 — различались крыловидные, звончатые; шлемо-видные и прямоугольные, стопообразные.
-
вид легкой кавалерии в европейских и русской армиях в XVII-XX вв., имевшей особую форму одежды и низкие сапоги со шпорами. На вооружении имели саблю, карабин, пистолет.
-
последователи чешского реформатора, магистра Пражского университета Яна Гуса, выступавшего за независимость Чехии и национальную Церковь. Гуситское движение (1419–1437) сопровождалось борьбой с фе
-
кольчужные или латные «подмышники». ранний вариант представлял собой куски кольчуги различного размера, нашивавшиеся под мышками дуплета. Позднее для той же цели стали употребляться шарнирно ск
-
Gustaf). В Швеции: Г. I Ваза (Vasa) (1496 — 29. IX. 1560) — король (с 1523), при к-ром была восстановлена нац. независимость Швеции. Аристократ Густав Эриксон (Gustaf Eriksson) (из рода Ваза), юношей участвовал в войнах против дат
-
1. Гейдар Наджаф оглы (1908 — 15. VIII. 1950) — сов. философ, акад. и вице-президент АН Азерб. ССР (с 1945). Чл. Коммунистич. партии с 1938. Директор Ин-та истории партии при ЦК КП Азербайджана (1945-50), зав. кафедрой филос
-
Смот. «саранча».
-
шина колеса, наполненная эластичной массой, основу которой составляют желатин и глицерин. Г. не боится проколов, пулевых и других повреждений, но по эластичности уступает пневматической шине.
-
среднепалеолитич. местонахождение близ Харбина, в КНР. Открыто в 1926; раскапывалось в 1931-34. Найдено св. 10 тыс. костей животных эпохи позднего плейстоцена — мамонта, шерстистого носорога, бизона, лося,
-
др.-исл. Gr?g?s) — см. Грагас.
-
Михаил Петрович (1707-76) — моск. купец, пром. предприниматель. Капитал, нажитый на винных откупах и торговле, вложил в пром. произ-во. В 1750 приобрел полотняную мануфактуру в с. Клишино Зарайского у. (96 ста
-
д-р мед., р. 9 окт. 1871, † 14 дек. 1896. {Венгеров}
Значение
Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.
Значение гуситского движения:
- был дан отпор засилью немцев в стране;
- произошел подъем чешской культуры;
- были созданы всевозможные памфлеты, сатирические произведения, военно-революционные гимны;
- составлялись исторические хроники;
- течение под названием «чешские братья» стали заниматься образованием среди народа.
Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.
Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.
Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.
Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.
Великий раскол и казнь Яна Гуса
Гуса, который был отцом Реформации в Чехии, нельзя назвать ярым оппозиционером и противником официальных властей. Более того, ему благоволил король Вацлав IV, которому нравился тезис Гуса о необходимости секуляризации церковных земель (в Чехии они составляли треть всех угодий). Также Гус был духовным отцом королевы Софии. Поворотным моментом в его судьбе историки называют расследование «чудес» в Вилснаке.
Архиепископ включил Гуса в состав комиссии, которая должна была установить достоверность чудес, имевших место в небольшом городке, который сейчас находится на территории Германии. Во время пожара в местном храме огонь был якобы залит кровью Христовой. Однако Гус выступил с резким заявлением: вера должна приходить не через чудеса, а через слово божие. В итоге архиепископ запретил паломничество в Вилснак, а Гус стал призывать духовенство к честности, целомудрию и обличать злоупотребления, которые имели место, напоминая, что у церкви один глава — Христос.
Гус также полагал, что нельзя взимать плату за таинства, что сборы, которые делают священники с паствы, должны быть минимальными, а верующие, подчиняясь церковным догматам, должны сами размышлять над Писанием и делать выводы. А также искать правду, даже если это ставит под угрозу благополучие и саму жизнь.
Памятник Яну Гусу в Праге. (Wikimedia Commons)
В 1402—1403 гг. Пражский университет осудил 45 тезисов Уиклифа, последователем которого был Гус. Не только он, но и другие магистры университета выступили в поддержку учения англичанина, заявив, что тезисы, вырванные из контекста, искажены. Официальная позиция относительно учения Уиклифа в Чехии не была однозначной: его то запрещали, то разрешали вновь. Соответственно, и позиции Гуса то ослабевали, то укреплялись.
К примеру, в 1409 году Вацлав IV подписал Кутногорский декрет о реформировании Пражского университета, в котором чехи наконец получили преимущество над немцами. При решении всех вопросов, касавшихся жизни университета, чехи имели три голоса против одного немецкого. Как раз в этот период Гус получил место ректора, его позиции усилились. Но уже в 1410 году против него издали буллу, а потом и предали анафеме. Ситуация усугублялась тем, что как раз в это время произошел Великий раскол Римской церкви; одновременно на папском престоле сидели два, а потом и три папы, и они могли принимать совершенно противоположные решения.
В 1411 году пражский архиепископ напрямую обвинил Гуса в ереси. Вацлав IV, опасаясь серьёзных санкций, предложил богослову на время уехать в южную Чехию, что тот и сделал. Но в 1414 году проповедника вызвали на Констанцский собор, который должен был прекратить Великий раскол. Король Германии Сигизмунд I обещал выдать Гусу охранную грамоту, поэтому богослов отправился на собор без опасений. На деле документ, который он получил, был обычной подорожной. Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он способствовал изгнанию немцев из Пражского университета, и потребовали отречься от своих взглядов. Гус же был готов их обсуждать, вести дискуссию, но не отказываться от убеждений: он хотел, чтобы ему доказали, что он еретик.
На протяжении нескольких месяцев Гуса, уже заключённого в тюрьму, пытались убедить в том, что отречение необходимо. Он писал друзьям: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова, и причиняют боль камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценности страданий Христа».В итоге упорство его так и не было сломлено, и 6 июля 1415 года Яна Гуса казнили через сожжение на костре.
Сожжение Яна Гуса. (Wikimedia Commons)
Сегодня Гус признан реформатором. Папа римский Иоанн Павел II выражал сожаление, что богослов был сожжён. Учение Гуса названо способствующим объединению церквей, а в Чехии существует отдельная гуситская церковь. Однако реабилитация Яна Гуса, признанного еретиком, не состоялась до сих пор.
Последствия
Смерть национального героя вызвала многочисленные акции протестов против католической церкви по всей Чехии. Люди собирались на проповеди последователей Гуса и число их сторонников повсеместно росло. В 1419 году в Праге вспыхнуло восстание гуситов: они громили монастыри и убивали священников и город оказался в их власти. Восстания вспыхнули во всех городах Чехии, что послужило началом гуситских войн. Центром восставших стал город Табор, заложенный у одноименной горы, где гуситы проводили свои проповеди.
Против еретиков-гуситов Церковь объявила крестовый поход. В 1420 году первый крестовый поход на Прагу был разгромлен армией таборитов, возглавляемой опытным воином и полководцем, национальным героем чешского народа — Яном Жижкой и вся Чехия оказалась во власти гуситов. Однако среди них начался раскол на несколько партий — таборитов, не признававших церковь вообще; сирот (последователей Жижки), признававших церковь, но отрицавших всякие компромиссы с немцами, и чашников, боровшихся за православие.
Всего против гуситов было направлено пять крестовых походов, не увенчавшихся успехом. Однако бесчисленные войны против сил всей Европы (за исключением Англии и Франции) и «межпартийные» столкновения истощили Чехию, и в 1436 году она приняла мирное соглашение на условиях императора Сигизмунда. Гуситские войны закончились.
Начните отсюда
-
Россия
- Экскурсионные туры по России
- Отдых на море в России
- Отдых в Подмосковье
- Новый год
- Майские праздники
- Горные лыжи в России
- Лечебные курорты
- Приключенческие туры
-
Австрия
- Туры в Австрию
- Новый Год в Австрии
- Горные лыжи в Австрии
- Майские праздники
- Об Австрии
- Климат и погода в Австрии
-
Болгария
- Отдых в Болгарии
- Какой курорт выбрать?
- Климат в Болгарии
-
Великобритания
- Туры в Великобританию
- Новый год и Рождество
- Майские праздники
- О Великобритании
- Климат и погода в Великобритании
-
Венгрия
- Туры в Венгрию
- Новый год в Венгрии
- Майские праздники
- О Венгрии
- Климат и погода в Венгрии
-
Вьетнам
- Отдых во Вьетнаме
- Экскурсионные туры
- Новый год во Вьетнаме
- О Вьетнаме
- Климат и погода во Вьетнаме
-
Греция
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Новый год в Греции
- О Греции
- Климат и погода в Греции
-
Грузия
- Отдых в Грузии
- Климат и погода в Грузии
-
Доминикана
- Туры в Доминикану
- О Доминикане
- Климат и погода в Доминикане
-
Египет
- Отдых в Египте
- О Египте
- Климат и погода в Египте
-
Израиль
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Новый год в Израиле
- Об Израиле
- Климат и погода в Израиле
-
Индия
- Отдых в Индии (Гоа)
- Экскурсионные туры
- Новый год в Индии
- Об Индии
- Климат и погода в Индии
-
Индонезия
- Туры в Индонезию
- Об Индонезии
- Климат и погода в Индонезии
-
Испания
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Горные лыжи в Испании
- Новый год в Испании
- Майские праздники
- Об Испании
- Климат и погода в Испании
-
Италия
- Пляжный отдых
- Экскурсионные туры
- Новый год в Италии
- Горные лыжи в Италии
- Майские праздники
- Об Италии
- Климат и погода в Италии
-
Кипр
- Отдых на Кипре
- О Кипре
- Климат и погода на Кипре
-
Китай
- Туры в Китай
- Новый год в Китае
- Майские праздники
- О Китае
- Климат и погода в Китае
-
Куба
- Туры на Кубу
- О Кубе
- Климат и погода на Кубе
-
Мальдивы
- Туры на Мальдивы
- О Мальдивах
- Климат и погода на Мальдивах
-
Мексика
- Отдых в Мексике
- Экскурсионные туры
- Новый год в Мексике
- Майские праздники
- О Мексике
- Климат и погода в Мексике
-
ОАЭ
- Туры в ОАЭ
- Об ОАЭ
- Климат и погода в ОАЭ
-
Португалия
- Отдых в Португалии
- Экскурсионные туры
- Новый год
- Майские праздники
- О Португалии
- Погода и климат в Португалии
-
Таиланд
- Туры в Таиланд
- Новый год в Таиланде
- Майские в Таиланде
- О Таиланде
- Климат и погода в Таиланде
-
Тунис
- Отдых в Тунисе
- О Тунисе
- Климат и погода в Тунисе
-
Турция
- Туры в Турцию
- О Турции
- Климат и погода в Турции
-
Финляндия
- Туры в Финляндию
- Новый год в Финляндии
- Рождество в Финляндии
- Майские праздники
- О Финляндии
- Климат и погода в Финляндии
-
Франция
- Эскурсионные туры
- Новый год
- Горные лыжи
- Отдых на Лазурном берегу
- Майские праздники
- О Франции
- Климат и погода во Франции
-
Хорватия
- Отдых в Хорватии
- О Хорватии
- Климат и погода в Хорватии
-
Черногория
- Отдых в Черногории
- О Черногории
- Климат и погода в Черногории
Ян Гус
На сегодняшний день вулкан Ключевская Сопка относится к одним из масштабных на континенте Евразия. Вулкан находится на Камчатском полуострове. Ученые подсчитали, что возраст вулкана составляет более 7000 лет.
Дельфины-морские млекопитающие, обладающие высоко развитым интеллектом. Обитают в различных морях и океанах. Наиболее изученный вид-афалины. Название «дельфин» имеет корни из греческого языка. Означает «ребенок» или «новорождённый младенец»,
Известняк выдает собой горную породу, осадочную. Чаще всего, он происходит путём органических соединений. В состав известняк входит такие химические понятия как карбонат кальция, он представлен в виде особых кристаллов.
За 100 лет до Лютера, сформулировавшего 95 тезисов о злоупотреблениях в церкви, со схожими идеями выступал Ян Гус.
Проповедование
Сначала Гус читал проповеди в костеле святого Михаила (1401 г.), затем в частной Вифлеемской часовне, где был и настоятелем. Чтение проповедей Гуса на чешском языке собирало 3 000 человек за раз.
Вифлеемская часовня, современный вид экстерьера
Ян Гус откровенно критиковал политику феодалов, поведение церкви, продажу индульгенций. Кстати, в отношении церкви он всегда оставался ее верным служителем, понимая, что не все так однозначно. Народ тянулся к нему, потому что Гус затрагивал их повседневную жизнь, рассказывал о том, что долгое время умалчивалось.
Вифлеемская часовня, современный вид интерьера
Чешский мыслитель Гус попал под влияние идей Джона Виклифа. Труды английского реформатора распространялись в Чехии в 1380-х и именно тогда повлияли на Яна Гуса.
Официальная политика Католической церкви во многом претила Яну Гусу. Например, он считал, что нельзя брать деньги за таинства или продавать любые церковные должности. Нет смысла слепо подчиняться церковным догмам, но каждый должен искать правду, даже если это нарушает его благополучие и спокойствие жизни.
Ян Гус на Соборе в Констанце. Вацлав Брожик
Распространяя свои труды, Гус не просто проповедует, он расписывает стены Вифлеемской часовни яркими сюжетами, складывает песни. Кроме того, его рук дела проведение реформы чешского правописания, что впоследствии делает книги понятными для простого народа. Один из его знаменитых трудов – «Чешская орфография». Он перевел Библию на чешский язык, чтобы каждый мог понять священное писание.
Влияние Гуса было настолько сильным, что Папа Римский издает указ в 1409 году о предприятии карательных мер в отношении Гуса и его книг. Несмотря на подобные запреты, популярность проповедей чешского реформатора только росла.
Ян Гус на костре. рисунок Яничека Змилелы. Йенский кодекс
В 1414 году Гус прибыл в город Констанц (германские территории). Тогда был назначен Констанцский собор, целью которого было объединение Римской католической церкви. На соборе должны были собраться все представители церкви, нужно было провести ряд реформ, а как раз этого и добивался Гус.
Но учитывая давление ранее, ему не верилось, что его примут на соборе и выслушают. Тем не менее, Яна Гуса заманили на собор обманом, давая надежду ему высказаться, а между тем, Ян Гус ехал на собственный суд.
Через месяц по прибытию Гуса арестовали. Папа Римский сделал вид, что не знает ни о каких обещаниях в отношении безопасности Гуса, а император Сигизмунд, который как раз и обещал покровительство и личную безопасность реформатора, не захотел вмешиваться в текущий порядок дел. Впоследствии это сыграло против него во время Гуситских войн.
Гус не отвечал на допросах, его положение ухудшалось. Разборы его сочинений на слушаниях были не в пользу реформатора. Вырванные из контекста обрывки фраз Гуса выставили его еретиком, опасным для церкви.
Зачитанный ему смертный приговор не пошатнул уверенности в собственных убеждениях, от которых всего-то нужно было отречься. Но это было невозможно. Гус оставался верен себе и своим взглядам.
На самом деле приговор был неизбежен. Никто бы не позволил ему вернуться в Чехию безнаказанным. Даже если бы Гус отрекся от своих идей, ему бы грозило пожизненное заключение. Этому активно способствовал Сигизмунд.
Чешскому реформатору пришлось долго отстаивать свои взгляды и убеждения, терпеть клевету и превратное понимание его слов. Никто не мог поверить, что у человека хватит сил, чтобы противостоять судам и обману. Но Гус оставался верен себе до конца.
6 июля 1415 год. Ян Гус сожжен на костре по приговору собора как еретик. Современники видели, что даже корчась от боли, мученик продолжал читать молитвы. До последнего вздоха. Палачам приказали сжечь даже одежду Гуса, чтобы чехи не смогли использовать ее как святыню. Пепел же и землю на месте казни откопали и выбросили в Рейн.
Поговаривали, что во время приготовления к сожжению какая-то благочестивая старушка поднесла в его огонь вязанку хвороста, на что Гус воскликнул с улыбкой на губах: «О, святая простота!».
Дискуссия и казнь
В процессе работы над переводом Библии Гус обобщил народный чешский язык, что способствовало образованию единого чешского правописания. И сегодня Гус считается одним из отцов чешского языка. Вскоре он также переводил религиозные песни и призывал исполнять их в храмах, не опасаясь кары со стороны немцев (именно под их властью была в то время Чехия).
Вскоре католическая церковь признала взгляды Уиклифа ересью, а Папе Иннокентию VII докладывали о том, что особую популярность его взгляды приобрели в Чехии. Имелось ввиду, конечно же, учение Яна Гуса. Вскоре начались аресты коллег-преподавателей Гуса, а в 1411 году ему объявили анафему.
Затем на короткое время отлучение сняли, но после очередной жалобы Пражского архиепископа и некоторых коллег с университета взгляды Гуса признали ересью. Против него ополчились все: ряд коллег, чиновники и духовенство. Каждый видел в его взглядах угрозу собственному привилегированному положению.
Неизвестный художник «Портрет Яна Гуса» / Библиотека герцога Августа, Германия
Ситуация в католической церкви в этот период была критичной: параллельно существовало три Папы Римских, церковь была на пороге очередного раскола. Чтобы вернуть единовластие Папы, в немецком городе Констанц решили организовать церковный собор. Пользуясь случаем, на него пригласили Яна Гуса, чтобы он представил свои взгляды. Он надеялся на полемику, король Сигизмунд Люксембургский обещал ему гарантии безопасности, но по прибытию на место Гус был арестован.
Сначала с Гусом на допросах пытались вести дискуссию, но позже запретили говорить длинными предложениями, только фразы “да” или “нет”. Когда же обвинить Гуса стало сложным, началась клевета. Его обвинили в ереси и приговорили к смертной казни на костре. После того, как Ян Гус отказался отречься от своих убеждений, 6 июля 1415 года он был сожжен на костре. Но власть не учла главное: у Гуса уже были тысячи последователей.
Сожжение Яна Гуса. Рисунок из «Шпицской хроники» Диболда Шиллинга Старшего
Заключение
Написав эту контрольную работу на тему: «Идеи Яна Гуса и сущность гуситского движения», мы смогли прийти к выводу, что гуситское движение было реформистским религиозно-политическим движением, сыгравшим огромную роль в европейской и мировой истории. Чешский мыслитель и проповедник Ян Гус, опираясь на идеи социально-уравнительной и духовной реформы Иоанна Уиклифа и вдохновляясь гуманистами, призывал к радикальной реформе католической церкви. Он требовал отказа от крупного землевладения и торговых отношений в церкви, от гнета папской власти, желая, чтобы богослужения велись на родном языке, а чешские священники обладали самостоятельностью и высокими нравственными качествами. Таким образом, он также выступал за национальное возрождение своего народа, поддерживаемый буржуазией и интеллигенцией. После его казни как еретика в 1415 году в Чехии началась национально-освободительная война и активизировалась деятельность двух движений гуситского движения: умеренных чашников и радикальных таборитов. В результате внутреннего инакомыслия гуситское движение потерпело поражение, но сама идея Реформации вспыхнула в XVI веке с новой силой, приведя к возникновению протестантизма и положив начало национальному и духовному возрождению народов Европы. Все это имело как положительные, так и отрицательные последствия.
Оценка деятельности Яна Гуса и гуситов всегда была неоднозначной. Первой работой, открывающей историографию гуситского движения, можно считать труд чешского историографа Ф. Палацкого. В его «Истории чешского народа», вышедшей в 1848 году на немецком и чешском языках, впервые дана положительная оценка гуситскому движению. Взгляды Палацкого подвергались критике со стороны историков-позитивистов, ярчайшим представителем которых был В. Томек. С негативной точки зрения гуситское движение оценивается и в работах чешских историков конца XIX века. Pekerja). Ненашева С. З. Чешская и словацкая историография: Средневековые исторические источники Востока и Запада
Откровенным противником гуссизма была австрийская историческая наука, поскольку это учение могло стать идеологией национально-освободительного движения.
Немецкая историография XIX века также не действовала на одном фронте. Официальная школа, выражавшая отношение властей к событиям гуситского движения, была представлена Й. Хельфейтом, К. Хефлером, К. Битне и др.. Они делали упор на революционный характер гусизма, национализма и кровопролития, что было вполне логично с точки зрения немцев. Тем не менее представители либерально-протестантской немецкой историографии (А. Неандер, А. Прохазка) высказал мнение о реформации гуситского движения, его влиянии на события 1517 года. В двадцатом веке. Чешская историография полностью перешла на сторону либерализма, в то время как немецкая историография, наоборот, углубила консерватизм. Историография XXI века определяет гуситское движение как социально-политический конфликт, приобретший религиозную форму (Ф. Шмагель, П. Черная). Русская историография также представлена рядом концепций и видений. В XIX веке славянофилы (Е. Новиков, О. Клеванов, А. Гильфердин, В. Надлер, В. Бильбасов, В. Смирнов), религиозно-критические (П. Васильев, И. Пальмов, А. Спасский, А. Соболевский, Д. Вергун), отрицавшие связь гуссизма с православием, этические (П. Венгер, М. Филиппов), а также марксистские.
На сегодняшний день историки разных стран в основном сходятся во мнении, что Ян Гус был ярким религиозным и политическим деятелем, писателем и философом, заложившим основы современного понимания религиозной свободы и политического определения. Однако эти идеи, как и многие другие, прошли через горнило войн, национальных и личных трагедий.